Право на процессуальное руководство
предварительным расследованием со стороны прокурора не отменяет процессуальную
самостоятельность следователя. Он активный участник уголовно-процессуальной
деятельности.
Итак, надзор за предварительным
расследованием состоит в осуществляемом прокурором процессуальном руководстве деятельностью
органов расследования; такое руководство в равной мере и в одинаковых правовых
формах распространяется на все органы предварительного следствия и дознания, за
деятельностью которых прокурор осуществляет надзор, и не зависит от их
ведомственной принадлежности.
В Уголовно-процессуальном Кодексе в ст.211 говориться, что,
осуществляя надзор за исполнением законов органами дознания и
предварительного следствия, прокурор в пределах своей компетенции:
1) требует от органов дознания и предварительного следствия для проверки
уголовные дела, документы, материалы и иные сведения о совершенных
преступлениях, ходе дознания, предварительного следствия и установления лиц,
совершивших преступления; проверяет не реже одного раза в месяц исполнение
требований закона о приеме, регистрации и разрешении заявлений и сообщений о
совершенных или готовящихся преступлениях;
2) отменяет незаконные и необоснованные постановления следователей и лиц,
производящих дознание;
3) дает письменные указания о расследовании преступлений, об избрании,
изменении или отмене меры пресечения, квалификации преступления, производстве
отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления;
4) поручает органам дознания исполнение постановлений о задержании,
приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц,
совершивших преступления, выполнение других следственных действий, а также дает
указания о принятии необходимых мер для раскрытия преступлений и обнаружения
лиц, их совершивших, по делам, находящимся в производстве прокурора или
следователя прокуратуры;
5) участвует в производстве дознания и предварительного следствия и в
необходимых случаях лично производит отдельные следственные действия или
расследование в полном объеме по любому делу;
6) санкционирует производство обыска,
наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию и ее выемку,
отстранение обвиняемого от должности и другие действия следователя и органа
дознания в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом;
7) продлевает срок расследования и содержания под стражей в качестве меры
пресечения в случаях и порядке, установленных настоящим Кодексом;
8) возвращает уголовные дела органам дознания и предварительного
следствия со своими указаниями о производстве дополнительного расследования;
9) изымает от органа дознания и передает следователю любое дело, передает
дело от одного органа предварительного следствия другому, а также от одного
следователя другому в целях обеспечения наиболее полного и объективного
расследования;
10) отстраняет лицо, производящее дознание, или следователя от
дальнейшего ведения дознания или предварительного следствия, если ими допущено
нарушение закона при расследовании дела;
11) возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении; прекращает
либо приостанавливает производство по уголовным делам; дает согласие на
прекращение уголовного дела следователем или органом дознания в тех случаях,
когда это предусмотрено Уголовно-процессуальным Кодексом; утверждает
обвинительные заключения (постановления); направляет уголовные дела в суд.
Прокурор осуществляет также и иные
полномочия, предоставленные ему УПК.
В
ст.212 УПК подчеркивается, что указания прокурора
органам дознания и предварительного следствия в связи с возбуждением и
расследованием ими уголовных дел, данные в порядке, предусмотренном настоящим
Кодексом, являются для этих органов обязательными. Обжалование полученных
указаний вышестоящему прокурору не приостанавливает их исполнения, за
исключением случаев, предусмотренных частью второй статьи 127 уголовно-процессуального
Кодекса.
Выявив нарушения закона при расследовании уголовных дел, прокурор обязан
своевременно принять меры к их устранению. Для этого он использует следующие
формы и методы:
1.
Указание органам дознания и предварительного следствия.
Прокурор в праве в пределах своей компетенции давать указания органам
дознания и предварительного следствия по любому уголовному делу, находящемуся в
производстве. Это указания о расследованиях преступлений, об избрании,
изменении или отмене пресечения, квалификация преступления, производстве
отдельных следственных действий и розыске лиц, совершивших преступления. Кроме
того, прокурор имеет право поручить органам дознания исполнение постановлений,
приводе, заключении под стражу, производстве обыска, выемки, розыске лиц,
совершивших преступление, выполнение других следственных действий. Указания
прокурора даются в письменной форме, они должны быть четкими и конкретными.
2.
Отмена незаконных и необоснованных постановлений
следователя и лиц, производящих дознание. Постановления следователя и лиц,
производящих дознание должны быть законными и обоснованными. Постановления
указанных лиц не соответствующих закону, не могут оставаться в силе, и
прокурор обязан отменить их своим мотивированным постановлением. В
постановлении прокурора указываются причины отмены постановления следователя,
конкретизируются, что и в какой срок необходимо выполнить для устранения
допущенных ошибок и нарушений закона.
3.
Отстранение следователя или лица, производящего
дознание, от дальнейшего расследования, если им допущено нарушение закона.
Вопрос о том, за какие нарушения законов следователь или лицо, производящее
дознание, подлежит отстранению, прокурор решает в каждом конкретном случае,
исходя из конкретных обстоятельств дела и характера нарушения. Однако,
очевидно, что отстранение лица от производства дознания или предварительного
следствия может иметь место лишь в случае грубого нарушения закона. Для
отстранения лица от производства расследования прокурор выносит мотивированное
постановление, в котором должен быть описан факт грубого нарушения закона,
послуживший основанием для принятия прокурором такого решения.
4.
Изъятие из органов дознания уголовного дела и передача
его следователю либо передача дела другому следователю. В целях обеспечения
наиболее полного и объективного расследования прокурор наделен правом изымать
любое дело от органа дознания и передавать его следователю, а также передавать
дело от органа предварительного следствия другому и от одного следователя
другому. Закон не ограничивает указанные полномочия прокурора
последовательностью. Решение прокурора о направлении дела для расследования в
тот или иной следственный орган или о передаче дела для расследования тому или
иному следователю обязательно для исполнения. Следователям органов прокуратуры
прокурор может передать дело о любом преступлении.
5.
Прокурор, осуществляя надзор за предварительным
расследованием, возбуждает уголовные дела или отказывает в их возбуждении,
прекращает или приостанавливает производство по уголовным делам, дает согласие
на прекращение уголовных дел следователям или органам дознания в тех случаях,
когда это предусмотрено законом, утверждает обвинительные заключения, направляя
уголовные дела в суд. Перечисленные права прокурора подтверждают высказанное
ранее положение о том, что полномочия прокурора носят властно-распорядительный
характер и окончательное решение по каждому расследуемому делу принимает
прокурор.
6.
Для предупреждения нарушений законов при расследовании
уголовных дел важное значение имеет такая форма прокурорской деятельности, как
санкционирование прокурором процессуальных актов следователя и органов
дознания. В соответствии с законом санкция прокурора обязательна для заключения
под стражу обвиняемого или подозреваемого, применения в качестве меры
пресечения залога, производства обыска, наложения ареста на корреспонденцию и
выемке ее в почтово-телеграфных учреждениях и т.д. отказывая в санкционировании
таких действий по мотивам их необоснованности, несоответствия закону, прокурор
тем самым предупреждает нарушение законов. До принятия решения в отказе в
санкционировании он обязан тщательно изучить материалы дела, выслушать доводы
следователя или лица, производящего дознание, о том, почему тот принял решение,
с которым не может согласиться прокурор. При необходимости прокурор дает
указание лицу, ведущему расследование, о производстве дополнительных
следственных действий. И только в том случае, когда расследование проведено
полно и всесторонне, а прокурор твердо убежден в необходимости отказа, он
принимает именно такое решение.
7.
В случае необходимости прокурор может внести начальнику
следственного подразделения, руководимого поднадзорного или вышестоящего органа
проводящего расследование представление о нарушении законов при расследовании и
потребовать устранения причин и условий, способствовавших этим нарушениям.
Прокурор обязан добиваться того, чтобы внесенное им представление не только
рассматривалось соответствующими органами, но чтобы по ним принимались
конкретные меры, направленные на устранение указанных недостатков.
8.
Принятие мер по привлечению к ответственности
следователей и должностных лиц органов дознания. Установив факты нарушения
законности при расследовании преступлений следователем или должностным лицом
органа дознания, прокурор может возбудить вопрос о привлечении их к
дисциплинарной ответственности.
Глава 2. Виды и основания принятия решений
прокурора по делу, поступившему к нему с обвинительным заключением
Осуществляя надзор за исполнением законов в ходе
всего расследования, прокурор обязан по окончании следствия еще раз проверить
все материалы дела. При этом согласно ст. 213 УПК особое внимание обращается на
следующие вопросы:
-
собраны ли
доказательства, подтверждающие, что имело место деяние, вменяемое обвиняемому;
-
содержит ли оно состав
преступления;
-
нет ли обстоятельств,
влекущих обязательное прекращение производства по делу;
-
произведено ли следствие
с соблюдением требований всесторонности, полноты и объективности;
-
обосновано ли обвинение
собранными по делу доказательствами;
-
предъявлено ли обвинение
по всем преступлениям;
-
привлечены ли в качестве
обвиняемых все лица, которые изобличены в совершении преступления;
-
правильно ли
квалифицировано преступное деяние;
-
правильно ли избрана
мера пресечения;
-
приняты ли меры по
пресечению гражданского иска и возможной конфискации имущества;
-
выявлены ли причины и
условия, способствовавшие совершению преступления и приняты ли необходимые меры
к их устранению;
-
соблюдены ли в ходе
расследования все требования уголовно-процессуального закона;
-
правильно ли составлено
само обвинительное заключение
По делу, поступившему к прокурору с обвинительным
заключением, прокурор или его заместитель согласно ст.214 УПК в срок до пяти
суток обязан рассмотреть поступившее дело и принять одно из следующих решений:
-
убедившись в наличии
остаточных оснований для направления дела в суд, прокурор или его заместитель
в указанный срок утверждает своей резолюцией обвинительное заключение. Если
дело относится к подсудности вышестоящего суда, оно должно быть направлено к
вышестоящему прокурору;1
-
возвращает следователю
(орган дознания) дело с письменным указанием для производства дополнительного
дознания или следствия или же для прекращения производством по установленным
законом основаниям;
-
в случае несоответствия
обвинительного заключения установленным законом требованиям дело возвращается
следователю или органам дознания с письменными указаниями для пересоставления
обвинительного заключения;
Если предварительное следствие проведено полно и
правильно, но в обвинительном заключении имеются отдельные недочеты, прокурор
(его заместитель) в праве составить новое обвинительное заключение, а ранее
составленное из дела изъять и возвратить его следователю с указанием на
допущенные нарушения.
Прокурор и его заместитель в праве также исключить
из обвинительного заключения отдельные пункты обвинения и применить закон о
менее тяжком преступлении.
Если необходимо изменить обвинение на более тяжкое
или существенно отличающееся от первоначального, дело должно быть возвращено
следователю для предъявления нового обвинения.
По делу, поступившему с обвинительным заключением,
прокурор или его заместитель в праве отменить или изменить ранее избранную меру
пресечения или избрать меру пресечения в тех случаях, когда она не была
избрана. В случае отмены, изменения или избрания меры пресечения в виде
содержания под стражей должны применяться правила, установленные ч. 4 ст.96
УПК. Прокурор или его заместитель, согласно ст.216 УПК, вправе также внести
изменения в список лиц, подлежащих вызову в суд.
Если обвиняемый не владеет языком, на котором
проводилось предварительное следствие, прокурор должен обеспечить перевод с
помощью переводчика обвинительного заключения, на язык, которым владеет
обвиняемый.
При направлении дела в суд согласно ст.217 УПК
прокурор или его заместитель сообщает, считает ли он необходимым поддерживать
обвинение в судебном заседании.
Заключение
Деятельность органов дознания, следователя прокурора
и суда по расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел
носит публично-массовый характер. Преступление как наиболее опасный вид
правонарушений, причиняет личности, правам и свободам граждан, обществу,
государству серьезный вред. Это обязывает полномочные органы государства
принять все предусмотренные законом меры для реализации норм уголовного закона
и тем самым обеспечить охрану личности, прав и свобод граждан, общественный
порядок и безопасность конституционного строя РФ, для гарантии мира и
безопасности общества от преступных посягательств, а также предупреждения
преступлений.
Реализация задач стоящих перед правоохранительными
органами достигается путем осуществления ими ряда мер. А именно путем
возбуждения уголовного дела, быстрого и полного раскрытия преступления,
уголовного преследования лиц, совершивших преступления, обвинения их перед
судом, судебного рассмотрения, судебного рассмотрения и разрешения дела с тем,
чтобы совершивший преступление был осужден и подвергнут справедливому наказанию
или, в соответствии с уголовным законом, освобожден от ответственности или
наказания.
Задачи быстрого раскрытия преступления и изобличения
виновных стоят перед всеми органами государства, должностными лицами,
гражданами и юридическими лицами участвующими в уголовном процессе. Все они
являются субъектами уголовного процесса и образуют три группы: первая – органы
государства и должностные лица, вторую образуют подозреваемый, обвиняемый, их
защитники, потерпевший, гражданский истец, гражданский ответчик и их
представители, третью – образуют лица вовлекаемые в процесс для содействия
органам государства в выполнении задач судопроизводства и гражданам в защите их
прав. От того, как все три группы будут осуществлять производство по делу, насколько
продумана структура и система этих их органов и обязанности каждого звена этой
системы зависит то, насколько правильно, точно и быстро будут осуществляться их
функции, а, следовательно, и сам уголовный процесс.
Одной из важнейших задач в ходе производства по делу
является соблюдение и применение норм закона. Лишь при этом условии открывается
возможность подвергнуть виновного справедливому, соответствующему тяжести
преступления и его личности наказанию и оградить невиновного от
неосновательного привлечения к уголовной ответственности и осуждения, ибо
изобличить и наказать только виновного значит не допустить привлечения к
ответственности и осуждению невиновного.
Основанная на законе и направляемая законом
деятельность прокурора является немаловажным звеном всего уголовного процесса.
Значение деятельности прокуратуры РФ, полномочия и порядок этой деятельности
определяются федеральным законом.
Процессуальное положение прокурора в уголовном
процессе, формы и методы определяются общими задачами судопроизводства и
непосредственными задачами, решаемыми в каждой отдельной стадии. Применительно
к этому определены полномочия прокурора в УПК.
Широкими полномочиями прокурор обладает в стадиях
возбуждения уголовного дела и предварительного расследования. В них он
осуществляет уголовное преследование и надзор за исполнением законов органами
дознания и предварительного следствия и для обеспечения режима законности в их
деятельности реализует властно-распорядительные полномочия.
Прокурор надзирает за законностью и обоснованностью
возбуждения уголовных дел или сам возбуждает уголовное дело, осуществляет общее
руководство расследованием, направляет его ход. Он вправе истребовать у органа
дознания и следователя уголовное дело и материалы о преступлениях, давать указания
о расследованиях, отменять и изменять вынесенные ими в отступление от закона
постановления, продлевать сроки расследования и содержания обвиняемого под
стражей, возвращать дела для дополнительного расследования, передавать дела для
расследования от одного следователя другому. Прокурор вправе принять к своему
производству либо поручить подчиненному ему прокурору или следователю
расследование любого преступления. В этом случае прокурор не становится органом
предварительного расследования, он остается прокурором. Ведение следствия
прокурором не противоречит сущности прокурорского надзора за следствием, но
лишь постольку, поскольку вызывается конкретной обстановкой и не возводится в
правило.
Особое значение имеет прокурорский надзор там, где
происходит ограничение конституционных прав и свобод граждан. Прокурор не
должен давать санкции на заключение под стражу, если это не вызвано
необходимостью, и изменять эту меру пресечения как только отпадают основания,
по которым она избрана.
Прокурор обязан немедленно освободить своим
постановлением каждого содержащего содержащегося без законных оснований в
местах лишения свободы или учреждениях, исполняющих другие меры принудительного
характера, либо в нарушение закона подвергнутого задержанию, предварительному
заключению или помещенному в судебно-психиатрическое учреждение.
Прокурорский надзор в стадии предварительного
расследования призван обеспечить раскрываемость преступлений, привлечение к
ответственности виновных и недопущение привлечения к ответственности невиновных
лиц.
Надзор за соблюдением законности в деятельности
органов дознания и предварительного следствия в процессе расследования
уголовных дел – одно из основных направлений в деятельности органов
прокуратуры, важная отрасль высшего надзора за точным исполнение законов.
Литература
1. Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР
2. Уголовный процесс. Под ред. Гуценко К.Ф..-
М.: ТЕИС, 1996.
3. Крылав И.Ф. Бастрыкин А.И. Розыск, дознание,
следствие. - Л. Изд-во Ленинградского университета, 1984.
4. Уголовный процесс. Под ред. Лупинской П.А.
М.: «Юристь»,1995.
5. Тутышкигн Н.П. Процессуальное положение и
функции прокурора в стадии предварительного расследования. – Правоведение,
1983, №4.
6. Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского
надзора М., 1975.
7. Бюллетень Верховного суда, 1992, №;10.
1
Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора. М., 1975, с.193.
1
Савицкий В.М. Очерк теории прокурорского надзора М., 1975, с. 200.
1
Тутышкигн Н.П. Процессуальное положение и функции прокурора в стадии
предварительного расследования. – Правоведение, 1983, №4, с.84.
1
Бюллетень Верховного Суда 1992, №10, с.11
Страницы: 1, 2
|