Процессуальная самостоятельность следователя -
полномочия, защищающие внутреннее убеждение следователя и позволяющие следователю
настаивать на собственном мнении. Тем не менее, следователи состоят в
следственных подразделениях различных ведомств, а значит, за ними
осуществляется и процессуальный, и административный контроль. Так, в органах
прокуратуры, прокурор - не только орган надзора, но и руководитель в административном
порядке. Он назначает следователя на должность, освобождает от неё, налагает
дисциплинарные взыскания. К тому же он вправе проводить любые следственные
действия и принять к своему производству любое уголовное дело. Практика
свидетельствует о том, что следователи, находясь в административном подчинении
прокуроров, крайне редко пользуются своим правом обжалования указаний
прокурора.
Также начальники органов внутренних дел вправе
осуществлять административное руководство и контроль за деятельностью
следователя. Они не вправе вмешиваться в решение следователем процессуальных вопросов,
но давление с их стороны, тем не менее, имеет место, несмотря на запрещающие
это приказы МВД.
На данном этапе от правильно организованного
прокурорского надзора за соблюдением законности и ведомственного
процессуального контроля со стороны начальника следственного отдела в стадии
предварительного расследования зависит обеспечение действительной процессуальной
самостоятельности следователя. Одновременно это будет способствовать повышению
персональной ответственности следователя за законность и обоснованность
каждого из принимаемых и выполняемых им процессуальных решений и действий.
Поэтому важно отметить, что в процессе расследования взаимоотношения
следователя независимо от ведомственной принадлежности, со своим начальником
(прокурором, начальником следственного отдела) должны носить не
административный, а процессуальный характер, чётко регламентированный законом.
И всё же думается, что только создание вневедомственного
следственного аппарата реально обеспечит процессуальную самостоятельность
следователю.
В
современных условиях следователь не может работать в одиночку. Несмотря на
персональную ответственность следователя за дело, находящееся в его
производстве, раскрытие преступлений всё больше становится коллективной
деятельностью на основе взаимодействия. Без эффективного взаимодействия органов
следствия и дознания невозможно быстрое и полное выявление, расследование,
раскрытие, пресечение и предупреждение преступлений, связанных с
посягательствами на охраняемые Уголовным законом интересами.
Взаимодействие органов предварительного
следствия и дознания -основанное на законе и общности задач в уголовном
судопроизводстве, наиболее разумное сочетание и эффективное использование
полномочий и методов работы, обусловленное различием их компетенции и форм
деятельности, осуществляемое в одной стадии уголовного процесса и направленное
на раскрытие, расследование и предупреждение преступлений.[13] Одним
из общих условий производства предварительного следствия, значительно
повышающим его эффективность, является взаимодействие следователя с органами
дознания.
Взаимодействие следователя и органов дознания
проводится на основе принципов соблюдения законности, самостоятельности каждого
правоохранительного органа в пределах, предоставленных ему законодательством
Российской Федерации полномочий, процессуальной независимости и персональной
ответственности следователей и сотрудников оперативных подразделений за точное
выполнение согласованных мероприятий.
Практика свидетельствует, что в подавляющем
большинстве случаев успех расследования преступлений достигается при тесном
взаимодействии таких подразделений: предварительного следствия, криминальной
милиции и милиции общественной безопасности.
Преступники маскируют преступление, скрывают его
следы, предпринимают все возможное, чтобы направить следствие по ложному пути.
Следователь должен быть хорошим организатором. Одна из главных его задач -
объединить в процессе расследования труд многих людей самых различных
специальностей; он вправе и должен обеспечить выполнение необходимых функций
теми, кто по закону обязан оказывать ему помощь.[14]
Эффективность борьбы с преступностью во многом
зависит от рациональной организации взаимодействия аппаратов следствия органов
дознания и экспертов-криминалистов на всех этапах расследования.
В юридической литературе существуют различные
определения «взаимодействия».
Так, И.М. Гугкин полагал, что под
взаимодействием следователя и органов дознания в уголовном процессе следует
понимать основанную на законе, согласованную по цели, месту, времени
деятельность независимых друг от друга в административном отношении органов,
которая выражается в наиболее целесообразном сочетании присущих этим органам
средств и методов и направлена на предупреждение, пресечение и раскрытие преступлений,
производство по которым отнесено к компетенции следователя, привлечение к
уголовной ответственности виновных и обеспечение возмещение ущерба,
причиненного преступлением.[15]
По мнению И.Б. Воробьевой, взаимодействие есть
деловое сотрудничество на том или ином этапе обнаружения, раскрытия,
расследования и предупреждения преступления.[16]
В.Е. Жарский считает, что под взаимодействием
следователя и органа дознания при расследовании преступлений понимается их
согласованная деятельность, направленная на выполнение стоящей перед ними
общей задачи - быстро и полно раскрыть и расследовать преступление и, хотя ни
следователь, ни орган дознания не находятся в административной зависимости
друг от друга, взаимодействуя, они должны использовать все свои возможности и
приложить максимум усилий для установления в ходе расследования истины по
делу. При этом следователь должен поддерживать тесный контакт с органом
дознания на всем протяжении расследования.[17]
И.Ф. Герасимов предлагает следующее определение:
«Взаимодействие органов предварительного следствия и дознания - это основанное
на законе и общности задач в уголовном судопроизводстве правильное сочетание и
эффективное использование полномочий, методов и форм деятельности, присущих
каждому из указанных органов, направленное на раскрытие, расследование и
предупреждение преступлений.[18]
Приведенные определения достаточно полно
характеризуют сущность и цели взаимодействия, которое заключается не только в
совместном выезде на место происшествия, в командировки, в составлении планов,
но и в постоянной оперативной взаимоосведомленности, контакте и взаимопомощи
при проведении тех или иных действий при расследовании преступлений.
На органы дознания возложено принятие
необходимых оперативно-розыскных и иных предусмотренных уголовно-процессуальным
законом мер в целях обнаружения преступлений и лиц, их совершивших, а также мер
по предупреждению и пресечению преступлений. Кроме того, при наличии признаков
преступления, по которым обязательно предварительное следствие, на органы
дознания возложены обязанности по возбуждению уголовного дела и проведению
неотложных следственных действий для установления и закрепления следов
преступления: осмотра, обыска, выемки, освидетельствования, задержания и
допроса подозреваемых, допроса потерпевших и свидетелей.
Взаимодействие следователя с органом дознания
осуществляется в различных формах. Причем эти формы зависят от того, какой
орган возбудил уголовное дело и приступил к расследованию (орган дознания или
следователь), с кем осуществляет следователь контакт (с оперативными
работниками или с сотрудниками других служб милиции), на каком этапе
расследования осуществляется это взаимодействие и т.д.
При расследовании преступлений взаимодействие
следователя с органом дознания чаще всего происходит в следующих формах:
-
принятие мер по охране места происшествия и
задержанию преступника;
-
выполнение органом дознания поручений
следователя по проведению отдельных следственных действий и проверке данных,
необходимых
для установления истины по делу;
-
оказание органом дознания помощи следователю при
осуществлении последним следственных действий и розыскных мероприятий;
-
взаимная информация о данных, полученных в ходе
расследования
или в процессе проведения оперативно-розыскных мероприятий и других
действий;
-
согласование работы следователя и органа
дознания при планировании расследования.
Одной из эффективных форм взаимодействия
следователя и органов дознания является создание следственно-оперативных групп,
в состав которых входят следователи и оперативные работники.
Руководитель
группы несет персональную ответственность за организацию работы следственно -
оперативной группы и подчиненных сотрудников, соблюдение законности, достижение
конкретных результатов в расследовании и раскрытии преступления, сохранность
получаемой и выдаваемой информации по находящемуся в производстве уголовному
делу;
-
знакомится с оперативно - розыскной информацией, представляющей интерес по
расследуемому уголовному делу, проводит совместно с органами дознания проверку
и реализацию полученной информации;
-
разрабатывает совместно с членами следственно - оперативной группы план
совместных следственных действий и оперативно - розыскных мероприятий;
- дает
письменные поручения соответствующим следователям и оперативным работникам
взаимодействующих органов о производстве следственных действий и оперативно -
розыскных мероприятий;
-
организует взаимодействие участников и оказывает практическую помощь членам
следственно - оперативной группы при производстве отдельных следственных
действий и оперативно - розыскных мероприятий.
В целях дальнейшего улучшения
оперативно-служебной деятельности и совершенствования взаимодействия, приказом
МВД России от 20.06. 1996 г. № 334 утверждена «Инструкция по организации
взаимодействия подразделений и служб органов внутренних дел в расследовании и
раскрытии преступлений».
Согласно «Инструкции», основными задачами
взаимодействия по раскрытию и расследованию преступлений, в т.ч., например, в
сфере незаконного оборота и изготовления огнестрельного оружия, боеприпасов,
взрывчатых веществ и взрывных устройств, являются:
-
обеспечение проведения неотложных следственных
действий и
оперативно-розыскных мероприятий при совершении преступления;
-
всестороннее и объективное расследование
преступлений, своевременное изобличение и привлечение к уголовной
ответственности лиц их
совершивших, а также розыск скрывшихся преступников;
-
осуществление мероприятий, направленных на
возмещение материального ущерба, причиненного гражданам и организациям (вне
зависимости от форм собственности), преступными действиями виновных лиц.
Однако нельзя признать термин «взаимодействие»
удачным, правильно передающим правоотношения следователя и органов дознания,
установленные законом. Поскольку, думается, что взаимодействие предполагает
деятельность взаимную, основанную на равенстве сторон. Между тем,
уголовно-процессуальный закон чётко закрепляет юридическое неравенство
следователя и органа дознания.
П. 4 ч.2 ст. 38 УПК России устанавливает:
«следователь уполномочен давать органу дознания обязательные для исполнения
письменные поручения о проведении оперативно - розыскных мероприятий,
производстве отдельных следственных действий, об исполнении постановлений о задержании,
приводе, об аресте, о производстве иных процессуальных действий, а также
получать содействие при их осуществлении». То есть поручения носят властный
характер, так как кроме права давать поручения и указания, закреплена
обязанность их исполнения. В то же время без поручения следователя орган
дознания не вправе приступить к процессуальной деятельности.
Таким образом, в предусмотренных процессуальными
нормами отношениях следователь выступает как субъект прав, а орган дознания -
как субъект обязанностей. Органы дознания играют важную роль в расследовании.
Но относительно предварительного следствия их деятельность носит
вспомогательный характер. Поскольку именно следователь в полном объёме несёт
ответственность за направление, качество и сроки расследования по принятому к производству
уголовному делу. Именно он принимает заключительное процессуальное решение в
этой стадии, составить обвинительное заключение или вынести постановление о
прекращении дела.
Правовой основой взаимодействия следователей и
органов дознания являются также нормы ФЗ РФ «Об оперативно-розыскной
деятельности»: ст.ст. 7, 10, 11, 13, 14. Должны также учитываться требования
Закона «О милиции» в части разграничения компетенции криминальной милиции и
милиции общественной безопасности: ст.ст. 8, 9.
Неукоснительное соблюдение перечисленных норм
действующего законодательства - необходимое условие эффективности
взаимодействия в выявлении, пресечении, раскрытии и расследовании преступлений.
Согласно ч.1 ст. 7 этого закона милиция
подразделяется на криминальную и милицию общественной безопасности. Основные
задачи и состав милиции общественной безопасности определяются в ч.ч. 1 и 2
ст. 9 Закона «О милиции». В соответствии с этими нормами в задачи милиции
общественной безопасности входит раскрытие преступлений, по делам, по которым
производство предварительного следствия не обязательно. Раскрытие
преступлений, по делам, по которым обязательно производство предварительного
следствия, является одной из основных задач криминальной милиций, как это
указано в ч.1 ст. 8 Закона «О милиции».
В соответствии с требованиями ст. 151 УПК России
по делам о преступлениях, предусмотренных ч.2 ст. 222 УПК, обязательно
производство предварительного следствия. Поэтому поручения по ним должны направляться
начальнику криминальной милиции, который по должности является заместителем
соответствующего начальника городского (районного) отдела (управления)
внутренних дел.
Однако во всех случаях необходимо учитывать
специфику расследуемого преступления, которой безусловно обладают указанный вид
преступления. Для их успешного раскрытия часто необходимо взаимодействие с
подразделениями ППС. Эти подразделения как определено в ч.2 ст.9 Закона «О
милиции» входят в состав милиции общественной безопасности и находятся в
подчинении начальника милиции общественной безопасности, который также, как и
начальник криминальной милиции, является по должности одним из заместителей
начальника соответствующего ОВД (УВД). Поэтому, при необходимости использования
возможностей подразделений милиции общественной безопасности и взаимодействия
с ними в раскрытии и расследовании преступлений, следователям следует направлять
поручения в соответствии со ст.7 Закона «Об оперативно-розыскной деятельности»
на имя начальников ОВД (УВД). Поскольку в их компетенции поручить
соответствующим службам исполнение поручения в той или иной части.
Наиболее типичной формой процессуального
взаимодействия, с точки зрения полномочий следователя, является взаимодействие
в порядке п.4 ч. 2 ст. 38 УПК России, которая закрепляет право следователя
давать органу дознания поручения и указания о производстве розыскных и
следственных действий. Поручение - это требование о производстве следственных
и розыскных действий, и касается перечня этих действий. А указания — определяют
порядок и условия их реализации поручения, то есть это разъяснение. Поручения и
указания излагаются в одном документе. Но в некоторых случаях, ввиду выявления
новых обстоятельств, следователь может после дачи поручения направить органу
дознания дополнительные указания.
Следователям в большинстве случаев надо бы,
исходя из имеющихся материалов дела, конкретизировать в поручениях, какие
всё-таки действия и мероприятия необходимо провести.
К сожалению, органу дознания иногда даются
поручения реально не выполнимые: отработать лиц, ранее судимых за поджоги, на
причастность к совершению преступления; отработать несовершеннолетних, склонных
к совершению поджогов и т.п. Объём такого рода поручений не даёт возможности
выполнить их полностью, так как невозможность ограничения круга лиц, подлежащих
проверке, выводит поручение за пределы возможностей органа дознания.
Вместе с тем нередко следователи формально
подходят к исполнению своих обязанностей по раскрытию преступлений,
обеспечению всесторонности и полноты расследования. Они направляют огромное
количество поручений на основании ч.4 ст. 38 УПК России в различные органы
дознания, не контролируя их реальное исполнение, заботясь лишь о получении
краткой информации из как можно большего количества служб, что создаёт
видимость активной работы по уголовному делу. Так, следователь УВД по
уголовному делу по ч.2 ст. 211 УК РФ направил ряд поручений на имя начальника
горотдела милиции, начальника специализированной роты дорожно-патрульной
службы, поставив перед всеми без исключения службами решение одних и тех же
вопросов по установлению водителя и машины, совершившей наезд. Каких-либо
информационных сведений, установленных следственным путём, о механизме
происшествия в поручении не приведено. Не указаны конкретные мероприятия, путём
выполнения которых можно установить водителя и машину. Очевидно, что по данной
категории дел, прежде всего необходимо выполнение таких мероприятий, как опросы
граждан, наведение справок, обследование транспортных средств. Особенности
расследуемого преступления требуют привлечения к участию в их проведении
работников ГИБДД, обладающих специфическими познаниями по дорожно-транспортным
преступлениям.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6
|