Меню
Поиск



рефераты скачать Новеллы уголовного кодекса РФ 1996 года

·   помимо необходимой обороны и крайней необходимости в число обстоятельств, исключающих преступность деяния, включены причинение вреда при задержании лица, совершившего преступление (ст. 38), физическое или психическое принуждение (ст. 40), обоснованный риск (ст. 41), исполнение приказа или распоряжения (ст. 42);

·   уголовная ответственность за приготовление наступает только в отношении тяжких и особо тяжких преступлений (ст. 30);

·   появились три новых вида наказания – обязательные работы, ограничение свободы и арест (ст. 44). Правда, введены пока только ограничение свободы;

·   изменились принципы назначения наказания при приготовлении и покушении – соответственно не более половины или трех четвертей максимального срока или размера наказания (ст. 66);

·   введена специальная норма о назначении наказания при вердикте присяжных заседателей о снисхождении – не более двух третей максимального срока или размера наказания (ст. 65) и т. д.

С другой стороны, выполняя провозглашенные в ч. 2  задачи охраны прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской Федерации от преступных посягательств, обеспечения мира и безопасности человечества, а также предупреждения преступлений, УК РФ 1996 г. предусматривает более жесткие меры наказания по сравнению с УК РСФСР 1960 г. Это находит свое отражение, во-первых, в увеличении сроков лишения свободы, которое по-прежнему является наиболее распространенным видом наказания. В отличие от максимального 15-летнего срока по УК РСФСР в настоящее время лишение свободы устанавливается на срок от 2-х месяцев до 20 лет, а при назначении наказания по совокупности преступлений и приговоров, соответственно, до 25 и 30 лет. Пожизненное лишение свободы может быть назначено за особо тяжкие преступления против жизни (убийство, посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля, посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа, геноцид) и против общественной безопасности (терроризм). Во-вторых, реально увеличены сроки лишения свободы и за совершение отдельных преступлений: тяжкий вред здоровью, изнасилование, разбой и т. д.

Смертная казнь, в соответствии со ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 г. и ст. 2 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод 1950 г., в УК сохраняется и может быть назначена, как и пожизненное лишение свободы, только за особо тяжкие преступления против жизни (ст. 20 Конституции РФ, 59 УК РФ). В соответствии с Постановлением Конституционного суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П смертная казнь не может назначаться по вышеуказанным категориям преступлений до тех пор, пока каждому обвиняемому не будет предоставлено право на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей. Таким образом, пока не будут сформированы суды присяжных заседателей во всех субъектах Федерации, смертная казнь в качестве меры наказания по УК РФ назначаться не может.

Противоречивое единство процессов динамизма и стабильности законодательства является необходимым условием эффективного действия уголовного закона. Понятно, что восьмилетний срок действия УК РФ не мог не показать пробелы в законодательстве, неудачную законодательную технику, избыточность криминализации и другие недостатки. Поэтому в УК РФ периодически вносятся изменения и дополнения. С 1 января 1997 г. и по 1 декабря 2004 г. такие изменения и дополнения вносились 35 раз, т. е. чаще чем 1 раз в три месяца. Такая частота изменений вызывает определенную настороженность к их обоснованности и опасение в части снижения уровня общественного уважения к закону. Для предметного анализа всех этих изменений и дополнений просто нет времени, поэтому кратко остановлюсь на последних, наиболее глобальных изменениях, внесенных Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. С одной стороны данные изменения отражают гуманистическую тенденцию развития законодательства – совершенствование нормы о необходимой обороне, дифференциацию ответственности несовершеннолетних, дифференциацию ответственности за незаконный оборот наркотических средств, психотропных веществ и их аналогов и т. д. С другой стороны, чем можно объяснить исключение, вопреки требованиям международных конвенций, из мер уголовного наказания конфискации имущества, уравнивание по принципам и пределам наказуемости простого, опасного и особо опасного рецидива не только между собой, но и с единичными преступлениями, декриминализацию причинения вреда по неосторожности средней тяжести, возможность условного осуждения на срок до 8 лет и т. д. Этим же законом сформулировано новое правило ответственности несовершеннолетних при назначении им штрафа - штраф, назначенный несовершеннолетнему осужденному, по решению суда может взыскиваться с его родителей или иных законных представителей с их согласия. Представляется, что данное положение находится в явном противоречии с принципами личной и виновной ответственности.

Если попытаться обобщить законотворческий процесс в области уголовного права, то можно сформулировать три однозначных вывода:

- В сознании законодательной и исполнительной властей, несомненно, превалирует правовой фетишизм – считается, что с принятием нового уголовного закона разрешается та или иная социальная проблема, что, конечно же, является глубочайшим заблуждением. Если бы это было так, то мы давно уже жили бы в беспроблемном обществе.

- В большинстве случаев принятия законов напрочь игнорируется экономическая, социальная и криминологическая обусловленность изменений, и их научная обоснованность.

- В процессе подготовки и принятия соответствующих изменений широко используется административный ресурс и политическая корпоративность.

3. Не могу не остановится еще на одном аспекте влияния общепризнанных принципов и норм международного права на развитие уголовного законодательства в России. Россия является частью международного сообщества, стремится к объединению усилий по борьбе с транснациональной организованной преступностью, терроризмом, незаконным распространением наркотических средств и другими тяжкими преступлениями, затрагивающими интересы всего сообщества. Поэтому она является активным участником международных конвенций и, выполняя свои международные обязательства, приводит национальное законодательство в соответствие с ратифицированными конвенциями. Частично нормы о преступлениях международного характера (фальшивомонетничество, захват заложников, незаконный оборот наркотических средств и психотропных веществ и т. д.) были предусмотрены и в УК РСФСР 1960 г. УК РФ продолжил эту тенденцию и включил нормы об уголовной ответственности за торговлю людьми (ст. 127.1), использовании рабского труда (ст. 127.2), легализации (отмывании) денежных средств или иного имущества, приобретенных преступным путем (ст. 174 и 174.1), вовлечении в совершение преступлений террористического характера или иное содействие их совершению (ст. 205.1), организации преступного сообщества (преступной организации) (ст. 210), пиратстве (ст. 227), организации экстремистского сообщества и организации деятельности экстремистской организации (ст. 282.1 и 282.2) и другие. Некоторые из этих норм были сразу предусмотрены в УК, другие появились позже.

§ 2 Изменения в общей части УК РФ: плюсы и минусы.


Принятый в 1996 году и введенный в действие с 1 января 1997 г. Уголовный кодекс РФ за истекшие годы своего применения прошел проверку на прочность и доказал свое соответствие решению основных задач противостояния уголовной преступности конца прошлого и начала нового, XXI столетия. К числу задач, поставленных перед уголовным законодательством существенно изменившейся социально-экономической и политической обстановкой в стране, явилась необходимость нового подхода к концептуальным основам уголовного законодательства.

Отказ от понимания сущности и значения уголовно-правового регулирования как средства государственного разрешения социальных коллизий (классовых, национальных, экономических и др.) означал поворот к признанию приоритетности иных ценностей, в первую очередь связанных с гуманистическим подходом к защите безопасности личности, охране прав и свобод граждан, утверждению новых экономических и иных социальных отношений.

Уголовный кодекс четко зафиксировал в своей структуре и содержании конкретных норм идеологический поворот от предпочтительного отношения защиты государственных интересов, отражавших однопартийность, запрет элементов рыночной экономики, неприкосновенность советской системы государственного руководства обществом и других проявлений тоталитарной организации общественного строя, к выдвижению на первое место задач охраны признанных цивилизованным человечеством прав и свобод человека и гражданина, в частности права на жизнь, неприкосновенность личности, жилища, собственности, тайны межличностных отношений, свободы политических убеждений.

Отмеченный поворот нашел свое отражение прежде всего в концептуальных основах Кодекса, в построении его структуры, установлении приоритетных задач и средств уголовно-правового воздействия. Общая часть Уголовного кодекса начинается изложением содержания основных институтов уголовного права, признающих значение таких основополагающих принципов уголовного права, как справедливость и гуманизм, и влияет на построение Особенной части, где в иерархии общественно опасных посягательств первое место отводится запрету посягательств на жизнь, здоровье, свободу, честь и достоинство граждан, на их имущественные интересы, на неприкосновенность личности.

Таким образом, государство отказывается от установки на первостепенность защиты собственной безопасности в пользу охраны прав и свобод граждан. Вместе с тем очевидно, что смена приоритетов в выборе объектов уголовно-правовой защиты не должна вести к снижению эффективности государственного противодействия преступности. Конституционный статус граждан может быть в полной мере обеспечен только авторитетными государственными органами, располагающими необходимым правовым инструментарием в виде уголовного законодательства, неукоснительно соблюдающими законность, следующими принципам уголовного права, и защищенными правом должностными лицами правоохранительных органов. Эффективное противодействие преступности требует наступательности, использования всех возможностей уголовно-правовых запретов и санкций для предупреждения преступных посягательств.

Общее усиление уголовно-правовой охраны безопасности личности в последние десятилетия нашло свое выражение в создании новых составов преступлений и повышении уровня ответственности за их совершение. Эта тенденция в развитии уголовного законодательства вызвана, в частности, объективной необходимостью реагировать на постоянное количественное возрастание объема преступных проявлений, изменение качественной характеристики уголовной преступности в целом в сторону преобладания насильственных посягательств и иных преступлений повышенной общественной опасности, распространенности особенно циничных форм низменной мотивации некоторых преступлений.

Уголовный кодекс определяет, что преступность деяния, его наказуемость, иные правовые последствия устанавливаются только законом. Оценка общественной опасности преступления определяется прежде всего свойствами самого деяния и лишь затем характеристикой субъекта, его совершившего. Такой подход обусловлен установлением законом категорий преступлений и критериев их общественной опасности (ст. 15 УК РФ), сокращением «разрыва» между верхним и нижним пределами санкций в большинстве составов, преобразованием института множественности преступлений и, в частности, заменой фигуры особо опасного рецидивиста понятиями опасного и особо опасного рецидива, насыщением диспозиций большинства составов квалифицирующими признаками объективной стороны преступления, расширяющими круг преступных деяний и усиливающими ответственность за их совершение.

Поэтому характерной чертой Уголовного кодекса РФ является последовательная дифференциация ответственности по степени общественной опасности преступных деяний. Содержательно это выражается в сохранении повышенной ответственности за квалифицированные тяжкие и особо тяжкие преступления, за рецидив, за проявления организованной и профессиональной преступности, с одной стороны, и применении иных, менее суровых мер наказания к лицам, совершившим преступления небольшой или средней тяжести впервые, а также по неосторожности - с другой.

Избыточность уголовной репрессии в последние годы сохранялась в действующем УК РФ, более того, постоянно нарастала в связи с принятием ряда изменений и дополнений в Кодекс. Следует отметить, что большинство принятых законодателем изменений и дополнений было также направлено на ужесточение санкций действующих норм и создание специальных составов, расширяющих сферу уголовных запретов и усиливающих их карательное воздействие. Выраженная тенденция преобладания криминализации и пенализации в осуществлении уголовной политики нашла свое отражение не только в принятых законодателем в указанный период решениях, но и во многих сотнях поступивших в Государственную Думу предложений об изменениях в УК РФ, значительная часть которых позволяет судить о ментальности многих представителей законодательной власти, их односторонней ориентации на решение социальных проблем и задач укрепления правопорядка предпочтительно методами усиления интенсивности уголовно-правового воздействия.

Попытка переломить эту тенденцию была выражена, в частности, в представленном в Государственную Думу законопроекте "О внесении изменений и дополнений в Уголовный кодекс Российской Федерации", принятом Государственной Думой 21 ноября 2003 г. и ставшем Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. N 162-ФЗ. Названный Федеральный закон, содержащий более 250 новых редакций и уточнений изменяемых статей и их частей, принятие которого сопровождалось исключением и признанием утратившими силу ряда статей, частей, пунктов статей и примечаний к ним (более 80), а также обновлением редакции более чем 70 частей действующих статей и принятием совершенно новых статей, охватывает широкий круг проблем совершенствования уголовного законодательства. Идеологической концепцией нового Закона стала настроенность на общую либерализацию уголовного права и прежде всего гуманизацию его институтов наказания и применения их норм судами. Принятие этого Закона представляет собой существенное преобразование уголовно-правового регулирования, направленное на его гуманизацию, дальнейшую дифференциацию уголовной ответственности и наказания.

Объективным импульсом к данным преобразованиям в сфере уголовного законодательства послужили не только значительный количественный рост общего числа преступных проявлений, появление их новых форм и возрастание их общественной опасности (в частности, насильственных посягательств на личность и собственность), но и очевидная неспособность правоохранительной системы эффективно противодействовать криминализации социально-политической жизни общества, способствовать разрядке криминогенной ситуации в стране, обеспечить неотвратимость ответственности и наказания правонарушителей (ежегодно до двух третей миллиона зарегистрированных преступлений оставались нераскрытыми, в 2004 году - почти 40 процентов). Уголовно-исправительная система также не справляется с задачами исправления лиц, осужденных за совершение преступлений. Задачи общего и частного предупреждения решаются как судебной системой, так и всем комплексом правоохранительных органов недостаточно эффективно. Все эти обстоятельства инициировали поиск путей и средств законодательного и организационного решения проблем.











 













Заключение.

Рассмотренными основными изменениями и дополнениями УК РФ, осуществленными Федеральным законом от 8 декабря 2003 г. и последующими законодательными актами, не исчерпывается проблема должного обновления российского уголовного законодательства. Создание системы непротиворечивых, внутренне и внешне согласованных норм остается практической задачей его совершенствования. Здесь имеются в виду многие расхождения в наименовании и содержании отдельных глав Кодекса, несогласованности отдельных составов с родовым объектом преступных посягательств, изложенных в конкретной главе УК РФ.

Обобщение данных законотворческой практики Государственной Думы приводит к выводу о необходимости утверждения определенных принципов планирования и прогнозирования изменений правового регулирования институтов и отдельных норм уголовного права, установления возможных пределов этого регулирования. Оценка состояния современной практики законодательного противодействия преступности в уголовно-правовой политике, формировании ее приоритетов позволяет констатировать преобладание рефлексивного (эмоционального) подхода. Свидетельством этого выступают запаздывание законодателя в реагировании на новые криминальные проявления, нестабильность в правоприменительной деятельности, поверхностное изучение криминологических процессов, непрофессионализм при внесении предложений об изменении УК РФ. Проблемы реконструкции уголовного законодательства требуют своего разрешения с учетом некоторых положений, учитывающих содержательные особенности уголовно-правового регулирования. В частности, к ним относятся: введение более жестких критериев необходимости изменения норм УК РФ; концепции уголовно-правовой модели новой нормы или системы норм, строящихся с учетом тех противоречий и недостатков, которые существовали при применении прежних конструкций; необходимость формирования новой уголовно-правовой структуры с учетом возможности последующих изменений и дополнений; новый уголовный закон должен учитывать регулятивные и охранительные возможности иных отраслей права, его санкцию необходимо оптимально сбалансировать с иными мерами ответственности; судебная практика исчерпала карательные возможности действующих санкций отдельных уголовно-правовых норм; существенное развитие новой группы общественных отношений либо неблагоприятная динамика правонарушений требуют уголовно-правовой защиты ввиду высокой негативной социально-психологической реакции граждан и должностных лиц правоохранительных органов.

Уголовно-правовое законотворчество представляет собой внешнее выражение правообразования. Поэтому оптимальной является ситуация, когда новые правовые нормы в сфере борьбы с преступностью представляют результат длительного становления и апробации правовых идей, гармонизации интересов личности, общества, государства.

Для дальнейшего совершенствования системы мер борьбы с преступностью сохраняет свое значение направление их упорядочения, дифференциации с учетом тяжести воздействия каждой отдельной меры и конкретизации оснований ее применения в целях повышения эффективности специального предупреждения.

Основным средством реализации этого направления может служить дальнейшая дифференциация уголовной ответственности и наказания, совершенствование регламентации квалифицированных и привилегированных составов преступлений, которое предполагает разработку научно обоснованной системы квалифицирующих и привилегирующих признаков, закрепляемых в Общей части Уголовного кодекса, совершенствование законодательных конструкций и понятийного аппарата, используемых для регламентации таких составов.

Некоторые повторяющиеся и наиболее распространенные признаки (насильственный характер, совместность, вооруженность и др.) следовало бы регламентировать в общей части уголовного закона с указанием на силу влияния такого признака на определение меры наказания. Использование элементов формализации, ограничения судейского усмотрения при назначении наказаний (как в ст. 66, 68 УК РФ) усиленной строгости может быть расширено, в частности путем дальнейшего изменения соотношения принципов поглощения и сложения наказаний при совокупности преступлений, путем дифференциации назначения наказания за различные виды рецидива.

Криминологическая обстановка в России в конце XX - начале XXI вв. характеризуется актуализацией задач борьбы с целым комплексом преступлений против общественной безопасности и общественного порядка. Возрастает значение новых угроз личной безопасности граждан, общественному строю Российской Федерации в форме терроризма, сепаратизма, конфликтов на этнической, межнациональной основе, религиозного радикализма. Интенсификация методов уголовно-правового противодействия этим проявлениям соответствует конституционной задаче государственной охраны прав и безопасности граждан, требует, по моему мнению, изменения структуры раздела IX УК РФ путем выделения в отдельную главу наиболее опасных из этих преступлений (террористических актов, захвата заложников, бандитизма, организации незаконного вооруженного формирования, подготовки и осуществления мятежа), реконструкции содержания их диспозиций, уточнения наименований этих составов, расширения системы квалифицирующих признаков. Учет реалий криминогенной ситуации в стране и общественного мнения широких кругов населения ставит под сомнение целесообразность исключения в настоящее время из системы наказаний его высшей меры - смертной казни.

С другой стороны, важнейшим направлением дальнейшего развития уголовного законодательства является изыскание средств и возможностей сокращения сферы репрессивности применения мер наказания путем расширения условий освобождения от наказания, прежде всего по отношению к лицам, не представляющим повышенной общественной опасности (несовершеннолетним, совершившим неосторожные преступления, при наличии привилегирующих обстоятельств). Гуманизация уголовной политики должна иметь своей целью снижение уровня применения лишения свободы, а разработка концепции гуманизации уголовного права, пределов допустимого смягчения наказания требует своего дальнейшего теоретического исследования и обоснования.

В период существования УК РФ и применения его норм показал, что с его принятием были в главном реализованы принципиальные направления основной концепции реформирования уголовного законодательства. В значительной мере были устранены пробелы уголовного закона, образовавшиеся в связи с изменением предмета правового регулирования, появлением новых форм преступной деятельности и видов преступлений. Кроме того, из Кодекса были исключены многие криминологически необоснованные и не отвечающие современным социальным реалиям нормы.

Период коренных реформ российского уголовного законодательства в начале нынешнего века сменился периодом постепенного совершенствования, относительно ровного эволюционного развития. Вместе с тем критический анализ развития законотворчества в сфере уголовного права в истекший после принятия УК РФ 1996 г. период приводит к выводу об известной односторонности этого процесса. Даже самое общее и поверхностное сопоставление уровня репрессивного потенциала УК РСФСР 1960 г. и УК РФ 1996 г. убеждает в наличии значительного преобладания карательной составляющей в регулировании институтов наказания и его применения в последнем.

Избыточность уголовной репрессии в последние годы сохранялась в действующем УК РФ, более того, постоянно нарастала в связи с принятием ряда изменений и дополнений в Кодекс. Следует отметить, что большинство принятых законодателем изменений и дополнений было также направлено на ужесточение санкций действующих норм и создание специальных составов, расширяющих сферу уголовных запретов и усиливающих их карательное воздействие. Выраженная тенденция преобладания криминализации и пенализации в осуществлении уголовной политики нашла свое отражение не только в принятых законодателем в указанный период решениях, но и во многих сотнях поступивших в Государственную Думу предложений об изменениях в УК РФ, значительная часть которых позволяет судить о ментальности многих представителей законодательной власти, их односторонней ориентации на решение социальных проблем и задач укрепления правопорядка предпочтительно методами усиления интенсивности уголовно-правового воздействия.

Действительно, обобщение большинства внесенных в первые годы функционирования нового УК РФ поправок и дополнений его Особенной части было направлено на расширение круга уголовно-правовых запретов, на усиление репрессии.















Список использованных нормативных актов, материалов судебной практики

и специальной литературы:

Нормативные акты:

1)           УК РСФСР 1960г.

2)           УК РФ от 13.06.1996г.

3)           Налоговый кодекс РФ (часть первая) от 31.07.1998.

4)           УПК РФ от 18.12.2001.г

5)           Кодекс РФ об административных правонарушениях от 30.12.2001.

6)           Федеральный закон от 08.12.2003 «О внесении изменений и дополнений в УК РФ»

7)           Федеральный закон от 21.07.2004 N 73-ФЗ «О внесении изменений в УК РФ» 

8)           Конституция Российской  Федерации от 12 декабря 1993 года

Специальная литература:


1)                      Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК  // Уголовное право. 2004. N 1. С. 26 - 27.

2)                      Краткий анализ состояния преступности в России в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 77;

3)                      Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 74;

4)                      Состояние преступности в России. За январь - ноябрь 2004 г. С. 4.

5)                      Тихомиров Ю. А. Коллизионное право. М., 2000

6)                      Малков В. П. Совокупность преступлений. Казань, 1974

7)                      Кудрявцев В. Н. Общая теория квалификации преступлений. М., 1972

8)                      Звеков В. П. Международное коллизионное право. М., 1998

9)                      Пикуров Н. И. Квалификация преступлений при бланкетной форме диспозиции уголовного закона: Автореф. дисс. ... канд. юрид. наук. М., 1982

10)                 Яцеленко Б. В. Противоречия уголовно-правового регулирования. М., 1996

11)                 Комментарий к УК РФ // Под ред. В. И. Радченко. М., 1996. С.;

Материал судебной практики:

     1) Обзоры судебной практики Верховного Суда РФ // ВВС РФ. 1997.








                    


[1] Краткий анализ состояния преступности в России в 2001 году // Российская юстиция. 2002. N 4. С. 77; Краткий анализ состояния преступности в России в 2002 году // Российская юстиция. 2003. N 5. С. 74; Состояние преступности в России. За январь - ноябрь 2004 г. С. 4.

[2] Кузнецова Н. Мнение ученых о реформе УК (или qui prodest?) // Уголовное право. 2004. N 1. С. 26 - 27. Следует заметить, что Председатель Конституционного Суда РФ В. Зорькин и Генеральный прокурор РФ В. Устинов также высказываются за возрождение института конфискации имущества в целях более эффективной борьбы с коррупцией. См.: РГ. 2005. 27 янв.


Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.