Подавляющая часть стандартов
рассматриваемого профиля сосредоточена в Минимальных стандартных правилах ООН
в отношении мер, не связанными с тюремным заключением (Токийских правилах) 1990
г. В связи с этим целесообразно показать их основное содержание, исходя из
данного международного акта.
Цель стандартов рассматриваемой
группы — содействие рациональному использованию мер, не связанных с тюремным
заключением, как альтернативы лишению свободы.
В процессе применения стандартов
государствам — членам ООН предлагается руководствоваться следующими принципами:
1) обеспечить активное участие общественности на всех стадиях реализации
рассматриваемых мер; 2) создать надлежащее соотношение между правами
преступников, их жертв, интересами общественной безопасности и предупреждения
преступности; 3) использовать стандарты с учетом национальных условий страны и
целей системы уголовного правосудия; 4) иметь широкий набор мер, с тем, чтобы
гибко реагировать на характер и степень тяжести преступления, личность и интересы
общества; 5) минимальное вмешательство при применении мер.
Стандартные правила рекомендуют
следующий набор мер, не связанных с тюремным заключением:
— устные санкции: замечание,
порицание, предупреждение;
— условное освобождение от
ответственности;
— поражение в гражданских правах;
— экономические санкции и денежные
наказания, такие как разовые и поденные штрафы;
— конфискация или постановление о
лишении права собственности на имущество;
— возвращение имущества жертве или
постановление о компенсации;
— условное наказание или наказание с
отсрочкой;
— условное освобождение из заключения
и судебный надзор;
— постановление о выполнении
общественно полезных работ;
— направление в исправительное
учреждение с обязательным ежедневным присутствием;
— домашний арест;
— любой другой вид обращения, не
связанного с тюремным заключением;
— сочетание перечисленных выше мер.
В целях отказа от тюремного
заключения и оказания помощи осужденным в быстром возвращении к нормальной
жизни в обществе после вынесения приговора могут применяться меры: 1) отпуск и
помещение в исправительное учреждение полутюремного типа; 2) освобождение в
связи с работой или учебой; 3) различные формы освобождения под честное слово;
4) сокращение срока; 5) помилование.
Если компетентным органом
определяются условия применения меры, не связанной с тюремным заключением, то
они должны быть практическими, точными, по возможности, малочисленными и
уменьшающими опасность возвращения осужденного к преступной деятельности.
Определенные требования предъявляются
и к режиму обращения. , В рамках применяемых мер должны использоваться
различные методы, в том числе индивидуальная работа, групповая терапия, программы
по месту жительства, особое обращение с различными категориями преступников.
Выбор обращения зависит от биографии личности, наклонностей, уровня
умственного развития, системы ценностей, обстоятельств, которые привели к
совершению преступления. При исполнении соответствующей меры может привлекаться
общественность и система общественной поддержки.
При Нарушении условий отбывания
назначенной меры, не связанной с тюремным заключением, она может быть изменена
или отменена. Такое решение принимается только после тщательного исследования
фактов. При этом сначала следует попытаться изменить содержание назначенной
меры либо перейти к другой мере, не связанной с тюремным заключением. Только
исчерпав эти возможности, можно переходить к лишению свободы.
Токийские правила рекомендуют
поощрять участие общественности в исполнении мер, не связанных с тюремным
заключением, рассматривая его как один из важнейших факторов укрепления связей
между осужденными, их семьями и обществом. Следует регулярно проводить
конференции, семинары, симпозиумы и другие мероприятия, содействующие
осознанию общественностью необходимости участия в реализации рассматриваемых
мер. С той же целью необходимо использовать средства массовой информации. С
учетом склонностей и интереса к данной работе могут привлекаться добровольцы,
которых следует подготовить для выполнения конкретных обязанностей.
Добровольцы оказывают осужденным и их семьям необходимые виды помощи.
Стандартами рекомендуется планировать
и осуществлять программы не связанных с тюремным заключением мер как неотъемлемую
часть планирования национальной системы уголовного правосудия.
4. Основное содержание международных
стандартов обращения с осужденными к наказанию в виде лишения свободы.
Главная масса стандартов в данной
области сосредоточена в Минимальных стандартных правилах обращения с
заключенными и Правилах ООН, касающихся защиты несовершеннолетних, лишенных
свободы. Остановимся на содержании их основных положений[8].
Основные положения рассматриваемых
стандартов можно разделить напять групп: 1) организация родовой и видовой классификации
лиц, лишенных свободы; 2) организация микросоциальных условий отбывания лишения
свободы; 3) организация режима в местах лишения свободы; 4) организация труда
и профессиональной подготовки лиц, лишенных свободы.
Родовая и видовая классификация
представляют собой разделение осужденных на группы по полу, возрасту и иным
признакам с целью осуществления дифференцированного подхода к организации
отбывания наказания. Классификация направлена на создание благоприятных
условий для достижения целей уголовного наказания.
Родовая классификация состоит в
разделении осужденных на такие категории, которые определят структуру системы
мест лишения свободы. Закрепляется она в уголовном законе.
Видовая классификация дополняет
родовую. Проводится она в период отбывания наказания, исходя из поведения
осужденного и других обстоятельств. Эта вторичная классификация лежит в основе
прогрессивной системы отбывания лишения свободы и закрепляется в пенитенциарном
законодательстве.
Основные рекомендации-стандарты по
организации упомянутых выше классификаций состоят в следующем:
— в качестве критериев классификации
предлагается использовать пол (мужчин и женщин следует содержать отдельно),
возраст (раздельное содержание взрослых и несовершеннолетних преступников),
предшествующую судимость (рецидивистов содержать отдельно от судимых впервые),
юридические причины осуждения и предписанное обращение с заключенными
(неосужденные содержатся отдельно от осужденных и т.д.);
— система классификации должна быть
достаточно гибкой, чтобы имелись возможности разместить каждую
классификационную группу осужденных в наиболее подходящем для работы с ней
отдельном учреждении или отдельной секции одного учреждения;
— цели классификации — отделение
осужденных от тех, кто в силу своего преступного прошлого или отрицательных
черт характера грозит оказать на них плохое влияние, а также разделение осужденных
на категории, облегчающие работу по возвращению их к жизни в обществе;
— в каждом учреждении следует иметь
систему льгот и разрабатывать различные методы обращения с разными категориями
осужденных, чтобы поощрять их к хорошему поведению, развивать в них чувство
ответственности, Интерес к исправлению и сотрудничеству с администрацией.
Из анализа приведенных рекомендаций
видно, что стандартами определяется скорее общий, чем детализированный подход к
родовой и видовой классификации осужденных. Следовательно, каждому государству
на основе предложенной выше стратегии предстоит самостоятельно разрабатывать и
усовершенствовать свой национальный вариант реализации данных стандартов.
Организация микросоциальных условий
отбывания наказания — объект другой группы стандартов. Под микросоциальными
условиями отбывания лишения свободы понимаются условия содержания осужденных,
создаваемые для удовлетворения их потребностей в пище, одежде, жилище,
медицинском обслуживании, т.е. условия, обеспечивающие нормальное существование
человека в пенитенциарном учреждении. Уровень цивилизованности этих условий
должен соответствовать их общему уровню в стране.
Микросоциальные условия могут
выступать объективной детерминантой поведения преступника в период отбывания
наказания и либо “очеловечивать” личность, создавая прочную основу для применения
различных средств воздействия (режима, труда, воспитательной работы), либо,
напротив, вести к деградации личности, вызывать озлобление, создавая почву для
внутреннего противодействия законным требованиям администрации учреждения.
Группа стандартов микросоциальных
условий отбывания наказания состоит из шести подгрупп, определяющих требования
к организации: 1) жилых помещений для осужденных; 2) личной гигиены;
3) одежды и спальных принадлежностей;
4) питания; 5) упражнений и спорта; 6) медицинского обслуживания.
Стандарты жилых помещений для
осужденных предусматривают:
— если имеется возможность, помещать
каждого осужденного на ночь в отдельную камеру или комнату;
— если такой возможности нет, то
перед помещением в общие камеры подвергать осужденных тщательному отбору, чтобы
они могли жить совместно, а также осуществлять за совместно размещенными
осужденными ночью постоянный надзор;
— в помещениях, где живут и работают
осужденные, окна должны быть сконструированы так, чтобы обеспечивался доступ
свежего воздуха и можно было читать и работать при дневном (либо искусственном)
освещении без опасности для зрения;
— санитарные установки должны быть
достаточны, чтобы удовлетворить естественные потребности в условиях чистоты и
пристойности;
— количество банных установок и душей
должно быть достаточно, чтобы каждый осужденный мог ими пользоваться так
часто, как этого требуют условия общей гигиены с учетом географического района
и времени года;
— все помещения, которыми пользуются
осужденные, должны содержаться в строгой чистоте.
Требования стандартов относительно
личной гигиены состоят в следующем:
— от заключенных следует требовать,
чтобы они содержали себя в чистоте, представляя им для этого воду и туалетные
принадлежности, необходимые для поддержания чистоты и здоровья;
— чтобы осужденные могли сохранять
внешний вид, совместимый с человеческим достоинством, им следует давать
возможность заботиться о своей прическе и бороде, позволяя мужчинам регулярно
бриться.
Стандарты одежды и спальных
принадлежностей требуют:
— если осужденный не имеет права
носить гражданскую одежду, ему следует выдавать обмундирование, соответствующее
климату и позволяющее- поддерживать здоровье в удовлетворительном состоянии,
не носящее оскорбительного или унизительного характера;
— одежда должна содержаться в чистоте
и исправности, со стиркой и выдачей свежего белья в соответствии с
требованиями гигиены;
— если осужденным разрешено носить
гражданскую одежду, то она должна 'быть чистой и пригодной к ношению;
— каждому осужденному предоставляется
отдельная койка и спальные принадлежности, которые должны поддерживаться в исправности
и своевременно меняться.
Стандарты питания предписывают:
— в обычные часы обеспечивать каждого
осужденного пищей, достаточно питательной для поддержания его здоровья;
— пища должна быть хорошего качества,
хорошо приготовлена и подана;
— каждый осужденный должен
располагать питьевой водой, когда он испытывает потребность в ней.
Стандарты по организации физических
упражнений и спорта предполагают следующее:
— осужденные, не занятые работой на
свежем воздухе, имеют право на ежедневные физические упражнения на дворе, если
позволяет погода;
— несовершеннолетним и иным
осужденным подходящего возраста, находящимся в соответствующем физическом
состоянии, следует обеспечивать физическую тренировку и возможность игр во
время упражнений, для чего следует располагать необходимыми площадками,
установками и оборудованием.
Стандарты по организации медицинского
обслуживания требуют:
— все заведения должны иметь не менее
одного медицинского работника, имеющего познания в области психиатрии;
— медицинское обслуживание осужденных
организуется в тесной связи с органами здравоохранения, охватывает
психиатрические службы, лечение психически ненормальных осужденных;
— больных осужденных, нуждающихся в
услугах специалиста, следует переводить в особые заведения или больницы;
— тюремные больницы должны
располагать необходимым оборудованием, установками, лекарствами и достаточно
квалифицированным персоналом;
— женские учреждения должны
располагать помещениями для ухода за беременными женщинами и роженицами;
— если осужденным матерям разрешается
оставлять младенцев при себе, необходимо предусматривать создание ясель с
квалифицированным персоналом;
— каждого осужденного следует
подвергать медицинскому осмотру, чтобы установить, не болен ли он физически
или умственно, а также изолировать осужденных, страдающих инфекционной или заразной
болезнью; необходимо выявлять физические или умственные недостатки осужденных,
препятствующие их исправлению, определять их физическую трудоспособность;
— о физическом и психическом здоровье
осужденных заботится врач, который должен ежедневно принимать или посещать всех
больных либо жалующихся на болезнь;
— если врач считает, что физическое
или умственное равновесие осужденного нарушено в связи с заключением, он
докладывает об этом начальнику учреждения;
— врач осуществляет инспекцию
соблюдения микросоциальных условий содержания осужденных и докладывает о
недостатках начальнику учреждения, который обязан принять необходимые меры.
Важное значение для совершенствования
национальных пенитенциарных систем имеют стандарты организации режима в местах
лишения свободы. Их основное содержание состоит в следующем:
— режим необходимо организовывать
так, чтобы, по возможности, не разрушить социально полезные связи осужденных с
внешним миром. В этих целях осужденным через регулярные промежутки времени и
под должным надзором следует разрешать общаться с семьями или пользующимися
незапятнанной репутацией друзьями;
— до сведения заключенных следует
регулярно доводить новости, позволяя читать им газеты, журналы или тюремные
издания, слушать радио, присутствовать на лекциях либо использовать иные
средства, допускаемые администрацией; — в случае смерти, серьезного заболевания
или ранения осужденного или перевода его в заведение для психически больных немедленно
.уведомляется его супруг (супруга) либо ближайшие родственники или лицо,
указанное осужденным;
— осужденным иностранным гражданам
обеспечивается возможность поддерживать связь с дипломатическими и
консульскими представителями их страны;
— режим в местах лишения свободы
должен стремиться свести до минимума разницу между жизнью в тюрьме и на
свободе. В обращении с осужденными следует подчеркивать не исключение их из
общества, а то, что они продолжают оставаться его членами. В целях возвращения
осужденных к жизни в обществе при каждом учреждении необходимо иметь
социального работника, привлекать к сотрудничеству общественность,
поддерживать связь с семьями осужденных;
— следует принимать меры к тому,
чтобы осужденные могли сохранить максимум совместимых с законом и условиями
приговора прав в области их гражданских интересов, социального обеспечения и
социальных льгот.
Особое внимание рекомендуется уделять
укреплению связи осужденных с семьями.
Ряд предписаний касается средств обеспечения
режима. Среди них рекомендации:
— твердо поддерживать дисциплину и
порядок, вводя при этом лишь те ограничения, которые необходимы для обеспечения
надёжности надзора и соблюдения правил поведения в учреждении;
— законом или распоряжением должны в
обязательном- порядке определяться: а) поведение, составляющее дисциплинарный
проступок; б) вид и продолжительность дисциплинарного взыскания;
в) .орган, имеющий право наложить
его;
— осужденный не может быть наказан,
не будучи информирован о проступке, который ставится ему в вину, и не получив
возможности высказаться в свое оправдание;
— запрещается использовать в качестве
дисциплинарных взысканий телесные наказания, заключение в темной камере,
жестокие бесчеловечные или унижающие человеческое достоинство меры.
Важную роль выполняет группа
стандартов по организации труда и профессиональной подготовки лиц, лишенных
свободы. Их основное содержание заключается в следующем:
— труд осужденных не должен приносить
им страданий;
— осужденные обязаны трудиться в
соответствии с их физическими и психическими способностями, удостоверенными
врачом;
— работа осужденных должна быть, по
возможности, такой, чтобы давать им квалификацию, позволяющую честно трудиться
после освобождения;
— осужденные должны иметь возможность
выбора работы, если это совместимо с требованиями управления и дисциплины в
учреждении;
— организация и методы работы
осужденных должны быть максимально близки к условиям труда на свободе, чтобы
они привыкли к одинаковым требованиям;
— интересы осужденных и их
профессиональную подготовку не следует подчинять соображениям прибыли от
тюремного производства;
— для осужденных должны применяться
такие же правила безопасности и охраны здоровья при использовании их труда,
которые действуют на свободе;
— рабочее время осужденных следует
распределять так, чтобы они имели не менее одного дня отдыха в неделю и
располагали временем, достаточным для учебы и других видов деятельности, необходимых
для их исправления;
— за свой труд осужденные должны
получать справедливое вознаграждение, позволяющее расходовать часть заработка
на приобретение дозволенных предметов личного обихода, часть — посылать семье
и часть — оставлять на хранение у администрации учреждения, передающей эти
сбережения осужденному в момент освобождения.
Еще одна группа стандартов
регламентирует организацию воспитательного воздействия на лиц, лишенных
свободы. Основные рекомендации:
— каждое учреждение должно иметь
библиотеку, доступную для всех категорий осужденных;
— в учреждениях, где находится
достаточное количество осужденных одного вероисповедания, следует назначать
квалифицированного служителя культа или разрешать ему регулярно отправлять там
религиозные обряды и вести с осужденными беседы на религиозные темы;
— каждый осужденный в пределах
осуществимого должен иметь возможность удовлетворять свои религиозные
потребности;
— для достижения целей лишения
свободы учреждение должно использовать все исправительные, воспитательные,
моральные и другие виды помощи, которыми оно располагает;
— обращение с осужденными должно
укреплять у них чувство собственного достоинства и сознание своей
ответственности;
— после поступления осужденного в
учреждение необходимо на основе изучения его личности разрабатывать программу
работы с ним, учитывая его индивидуальные потребности, способности и
склонности;
— осужденным, способным извлечь из
этого пользу, следует обеспечивать возможность дальнейшего образования, в том
числе религиозного;
— осужденным необходимо предоставлять
возможности для отдыха и культурной деятельности.
Описанные группы стандартов создают в
совокупности примерную модель организации исполнения наказания в виде лишения
свободы, реализация которой позволяет эффективно усовершенствовать
национальные пенитенциарные системы.
В связи со вступлением России в Совет
Европы важное значение приобретает постепенная реализация европейских
стандартов организации и правового регулирования исполнения уголовного наказания.
К документам, содержащим европейские
стандарты рассматриваемого профиля, относятся:
— Европейская Конвенция о надзоре за
условно осужденными или условно освобожденными правонарушителями от 30 ноября
1964г.;
— Европейская Конвенция о защите прав
и основных свобод человека 1950 г.;
— Европейская Конвенция по
предупреждению пыток, бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или
наказания 1987 г.;
— Европейские пенитенциарные правила,
объявленные рекомендацией № R (87) 3
Комитета министров Совета Европы от 12 февраля 1987 г.;
— Резолюция Комитета министров Совета
Европы от 9 марта 1976 г. “О некоторых мерах наказания, альтернативных лишению
свободы”;
— Резолюция Комитета министров Совета
Европы относительно избирательных, гражданских и социальных прав заключенных
от 1 февраля 1962 г.;
— Резолюция Комитета министров Совета
Европы о труде заключенных от 18 сентября 1975 г.;
— Резолюция Комитета министров Совета
Европы об образовании в тюрьмах от 13 октября 1989 г.;
— Рекомендация Комитета министров
Совета Европы относительно системы заключения и обращения с опасными преступниками
от 24 сентября 1982 г.;— Рекомендация Комитета министров Совета Европы относительно
предоставления краткосрочных отпусков заключенным от 24 сентября 1982 г.[9]
Европейские стандарты развивают и
детализируют универсальные стандарты ООН, рассмотренные выше, учитывая
особенности стран, входящих в Совет Европы. В настоящее время продолжается
работа экспертов Совета Европы, государственных и негосударственных структур
по внедрению рассматриваемых стандартов в уголовно-исполнительную систему
России. Вместе с тем, учитывая реальные финансовые возможности Российской
Федерации, процесс этот займет достаточно продолжительное время.
Список литературы.
1.
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.:
Вердикт-1м, 1997
2.
Сборник документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с
преступностью. М„ 1998. С. 197-268.
3.
Уголовно-исполнительное право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.:
ИНФРА-М-НОРМА, 1998.
4. Уголовно-исполнительное право России.:
Учебник / Под ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000
5.
Уголовно-исполнительное право. Учебник. / Под ред. проф. И.В. Шмарова М.:
Издательство БЕК, 1998.
[1]Уголовно-исполнительное право России.: Учебник / Под
ред. проф. В.И. Селиверстова - М.:Юристъ, 2000 с. 17
[2]Уголовно-исполнительное
право. Учебник. Под ред. А.И. Зубкова - М.: ИНФРА-М-НОРМА, 1998 С. 543
[3]
Комментарий к Уголовно-исполнительному кодексу Российской Федерации. - М.:
Вердикт-1м, 1997 с. 22
[4] См.: Стручков Н.А., Шупилов В.П. Исполнение наказания в
капиталистических странах. Учебное пособие. М., 1977. Вып. 1. С. 27-32
[5] Бородин С.В., Ляхов Е.Г. Международное сотрудничество в борьбе с уголовной
преступностью. М„ 1983. С. 4, 118-144.
[6] См.: Зимин
В.П., Зубов И.Н. Международное сотрудничество в области
[7] См.: Права
человека: Сборник международных договоров. ООН, Нью-Йорк, 1989.
[8] См.: Пономарев
П.Г. Международно-правовые стандарты обращения с заключенными и национальные
варианты их реализации: Учебное пособие. Рязань, 1994.
[9] Сборник
документов Совета Европы в области защиты прав человека и борьбы с преступностью.
М„ 1998. С. 197-268.
Страницы: 1, 2
|