Вы готовы стать лидером?
Вы готовы
стать лидером?
Валентин Перция
В статье
рассматриваются вопросы брэндинга в IT-индустрии. Сравниваются подходы к
созданию брэндов для товаров массового потребления и для IT-товаров.
Пролог. Год
2020-й
У автора нет
сомнения в том, что через 20 лет в Украине будет существовать несколько мощных
IT-брэндов. Объем продаж некоторых из них составит сотни, а других – десятки
тысяч наименований компьютерной техники. И больше всех продавать будут те, кому
раньше остальных пришла в голову мысль об их создании. What Hight-Tech
Managers Need to Know About Brands
Статья,
название которой вынесено в заголовок этого раздела, была опубликована в начале
1999 г. в ведущем деловом издании англоязычного мира «Harvard Business Review».
В ней три глубокоуважаемых автора – Скотт Вард (Scott Ward, University of
Pensylvania Warton School), Ларри Лайт (Larry Light, Arcature) и Джонатан
Голдштейн (Jonathan Goldstine, IBM) – объясняют, для чего сотрудникам компьютерных
фирм необходимо задумываться о брэндинге. Если бы материал напечатали в
отечественном издании или в 1992 г., то никаких вопросов не возникло бы. Почему
же тема брэндинга, эффективность которого на протяжении последних 5–10 лет
столь впечатляюще демонстрируют Intel, IBM, Dell и другие, до сих пор
муссируется в зарубежной прессе? Что такое «Сосасола»?
Страшная
новость, способная изгадить наши самые светлые представления о развитом Западе:
до сих пор многие компании «там» живут не по законам брэндинга!.. На людях все
они, конечно, декларируют свою приверженность ему (сейчас это правило хорошего
тона), но в реальной жизни пренебрегают всеми писаными и неписаными правилами
построения брэндов. И упускают возможность увеличить стоимость своих активов в
тысячи раз. Так, например, компания Interbrand, которая занимается расчетами
стоимости брэндов, оценивает Coca-Cola по этому показателю почти в 84 млрд.
долл., что составляет 59% ее маркетинговой стоимости, а Hewlett-Packard – чуть
более 17 млрд. (31%).
Сегодня передовые
специалисты-маркетологи утверждают: все поступки компании на рынке можно
оценивать только через призму брэнда. И с этим трудно не согласиться. Текущие
продажи, увольнения и наем на работу, новые офисы и машины, сокращение расходов
и рекламные кампании, исследования эффективности и оптимизация бизнес-потоков –
все это направлено только на увеличение стоимости брэнда! Более того, помимо
универсального инструмента оценки деятельности компаний – стоимости акций, на
первое место потихоньку выдвигается стоимость брэнда. Так, несколько лет назад
в США было разрешено вносить ее в бухгалтерскую документацию; в прошлом году
такое же нововведение приветствовали маркетологи Англии.Мифы и брэнды в IT
Профессиональные
психологи рекомендуют: перед тем как «чинить» душу пациента, постараться
скрупулезно разобраться в приведших к недугу причинах. Слава Богу, до серьезных
расстройств в мире высоких технологий еще не дошло, но несколько запущенных
фобий, с которыми еще не разобрались на международном уровне и которые вместе с
импортными товарами были завезены в Украину, требуют нашего пристального
внимания:
1.Брэнд – это
известная торговая марка.
2.Успех продаж
и товара зависит от соотношения цена/производительность.
3.Брэнды
оказывают влияние при эмоциональных покупках, когда иррациональные побудители
превосходят рациональные.
4.Брэндинг
лучше отдать на откуп специалистам по рекламе и маркетингу, технические
департаменты или отдел закупок лучше оставить в покое.
5.Можно
навязать рынку все, что хочется; какой образ брэнда заложим, таким он и будет
воспринят покупателями.
Давайте
критически взглянем на эти предрассудки, мешающие нормальному развитию
маркетинга высоких технологий.Что такое брэнд?
Засилье
иностранных слов, точных переводов которых не существует ни в русском, ни в
украинском языке, приводит к повсеместной путанице в определении тех или иных
понятий. Отсутствие толковых словарей по маркетингу является причиной тотальной
неразберихи в использовании терминов «торговая марка» и «брэнд».
В связи с
молодостью науки о брэндинге пока не существует канонизированного определения
этого понятия. То, что дает Американская Ассоциация Маркетинга (American
Marketing Associations), – «имя, термин, знак, символ, дизайн или комбинация
всего этого, предназначенные для идентификации товаров или услуг одного
продавца или группы продавцов, а также для отличия товаров или услуг от товаров
или услуг конкурентов» – сегодня активно критикуется специалистами как слишком
узкое и устаревшее. Поэтому здесь мы приведем дефиницию, принадлежащую одному
из создателей теории брэндинга – великому рекламисту Дэвиду Огилви: «Брэнд –
это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, упаковки и цены, его
истории, репутации и способа рекламирования. Брэнд также является сочетанием
впечатления, которое он производит на потребителей, и результатом их опыта его
использования». Термин «торговая марка», в свою очередь, очень хорошо изучен и,
несмотря на свой древний возраст (в словаре Merriam-Webster он датируется 1838
г.), трактуется, в основном, одинаково: «Обозначение, способное соответственно
отличать товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных
товаров и услуг других юридических или физических лиц; один из объектов
промышленной собственности; подлежит специальной регистрации». Некоторые
специалисты считают, что «торговая марка» и «брэнд» – синонимы. Однако это
неверно, поскольку торговая марка – всего лишь часть
брэнда.Цена/производительность
Слова «цена» и
«производительность» имеют различную смысловую нагрузку для разных групп покупателей.
Включает ли в себя цена гарантию и какую именно? Есть ли у компании «горячая
линия», и входит ли услуга по решению возникших проблем по телефону в
стоимость? Производительность рассчитывается по скорости процессора или в нее
включаются скорости и характеристики всех компонентов системы?
Эти и многие
другие вопросы приходят в голову любому среднему покупателю, приобретающему ПК
лично для себя. Если же говорить о корпоративных клиентах, то, как утверждает
американская исследовательская компания Technology Business Research
(http://www.tbri.com), показатель «цена/производительность» в списке их
предпочтений находится на 7–10 местах в зависимости от типа покупаемой техники.
Обычный же «чайник» просто не в состоянии учесть все характеристики современного
ПК. (Автор, например, давно махнул рукой на попытки разобраться в классификации
и производительности видеокарт.)
В ситуации,
когда покупатель, корпоративный или конечный, не может определиться в своем
выборе, мощный брэнд может ему «помочь»: «Эй! Не ломай голову. Ты же знаешь,
что я – классный брэнд! Купи меня, и ты не пожалеешь!». Недостаток рациональных
мотивов брэнд должен восполнить эмоциональными, с тем, чтобы добавить к оси
выбора «дешево – дорого» еще одну: «верю – не верю» или «нравится – не нравится».
Влияние брэндов на «рациональную» покупку
Одной из
составляющих брэнда является имя. И если оно не «раскручено», то брэнд вообще
не попадет в short-list, по которому покупатель будет делать выбор. В теории
брэндинга товары принято, в первую очередь, делить по степени вовлеченности
потребителя в процесс покупки. Чем дешевле и будничнее товар (продукты питания
или предметы гигиены), тем меньшая вовлеченность; чем дороже и значительнее
(драгоценности, машины или турпоездка), тем она выше, тем больше человек тратит
времени и внимания на выбор вариантов, изучение условий оплаты, гарантии и пр.
На Западе покупка компьютера давно стала обычным делом и приобрести его может
любой желающий, поэтому «там» эмоциональные составляющие давно вышли на первые
места. Украинские производители стремятся к тому, чтобы отечественные ПК также
стали доступными рядовому покупателю. Тем не менее пока компьютер «средней»
конфигурации все еще не по карману большинству жителей страны. Снижая цену и
вводя программы кредитования, нельзя забывать об эмоциональной составляющей
покупки. С другой стороны, чем товар дороже, тем сильнее чувства, которые
покупатель испытывает к брэнду. Так что дорого ваше оборудование или дешево,
думайте, как добавить к его цене эмоциональный компонент.Брэнд как смысл
существования фирмы
Уважаемые
господа руководители IT-компаний, запомните, что ваши компании живут до тех
пор, покуда существуют созданные вами брэнды. В новейшей IT-истории Украины
есть показательный пример рождения, расцвета и гибели брэнда, утащившего за
собой на рыночное дно и породившую его фирму. Речь идет о «Новатек». Удачные
продажи бело-сине-красного «техасца» прекратились, как только владельцы
компании стали «играть» с качеством продукции и сроками поставки. Обещание,
которое нес покупателю брэнд, все чаще и чаще не выполнялось. Чем это все
закончилось, можно видеть на втором этаже книжного магазина по ул. Грушевского,
4.
Одно из
преимуществ фирм, работающих во имя своих брэндов, заключается в том, что все
действия, начиная от приема на работу новых сотрудников, закупки комплектующих
или заключения договоров с поставщиками и заканчивая внешним видом собираемых
устройств, рекламой и манерой вести беседы по телефону с потенциальным
покупателем, проверяется на соответствие брэнду. Советы руководителю
брэнд-ориентированной компании очень просты. Каждый раз, задумывая какие-либо
изменения в работе фирмы, необходимо задаваться простым вопросом: «Пойдет ли
это на пользу брэнду или нет?». Всякий раз, принимая макет от рекламного
агентства, проверяйте: «Соответствует ли предложенная идея духу брэнда?».
Каждый раз, посылая персоналу инструкции по проведению гарантийных работ,
задумайтесь: «Какой вред нанесет брэнду отказ приехать за сгоревшим
монитором?».Брэнд – это наша собственность, что хотим, то с ним и сделаем
Юридически дело
именно так и обстоит: вы владеете брэндом и можете в любой момент изменить его
или даже убить, перестав продавать… Тем не менее потребители не бездушные
машины, и, вступив во взаимодействие с брэндом, они начинают понемногу
вырабатывать к нему свое отношение. Со временем эти отношения все более
усложняются, обрастают новыми эмоциональными составляющими, так что, в конце
концов, вы уже не можете обращаться с принадлежащим вам брэндом так, как
хотите. Показателен пример Coca-Cola, которая, позавидовав успеху Pepsi на
американском рынке в конце 1980-х годов, задумала сделать свой продукт более
сладким. На решение поставленной задачи были брошены лучшие
химико-маркетинговые умы. В результате, когда новая сладкая кола увидела свет,
по стране прокатились волны протеста. Люди выходили на улицы и требовали
вернуть им любимый напиток. Во всех крупных городах были созданы общества по
защите «старой доброй колы». В результате компании пришлось отказаться от идеи
изменения формулы и вернуться к старой. Учитывать сложившиеся между
потребителями и брэндами отношения также важно и при изменениях
рекламно-маркетинговой стратегии. Если фирма воспринимается рынком как
«надежная» и «устойчивая», надо сто раз подумать, прежде чем менять ее образ на
«динамичную» и «дерзкую». Во всяком случае, надо быть готовым к тщательным
исследованиям и огромным затратам. Например, изменение образа компании обошлось
компании Gold Star (ныне LG Electronics) в несколько миллиардов долларов.
Отличия ТМП-брэнда от IT-брэнда
Брэнды товаров
массового потребления и продуктов высоких технологий создаются и развиваются
практически одинаково. Косвенным подтверждением тому служит крайне малое
количество специальной литературы по IT-брэндингу. Единственным заслуживающим
упоминания источником является книга Чака Петтиса (Chuck Pettis) «TechnoBrands:
How to Create & Use Brand Identity to Market, Advertise & Sell
Technology Products» (http://www.brand.com/frame1.htm), которую можно заказать
через Amazon.com. Тем не менее некоторые отличия в построении массовых и
высокотехнологичных брэндов все же имеются. Это обусловлено прежде всего самой
природой продуктов, и при продвижении тех или иных брэндов данную специфику
желательно учитывать.
Таблица
сравнений показателей IT-брэндов и ТМП-брэндовПослание потенциальным
потребителям
IT-брэнд
Должно быть
простое, так как техника сложная. Процессоры настолько сложны, что
неспециалисты не поймут, как они работают. Поэтому, рекламируя их, стараются
максимально упростить все объяснения.
ТМП-брэнд
Послание
сознательно усложняют, поскольку большинство конкурентных продуктов очень
похоже. «В нашем шампуне теперь на 14% больше керамидов, и он защищает ваши
волосы по С-формуле». Для искусственной дифференциации вводят зачастую
надуманные отличия.
Период жизни
продукта
IT-брэнд
Короткий.
Каждые полгода приносят изменения в технологиях. Брэнд должен постоянно
меняться.
ТМП-брэнд
Длинный.
Некоторые брэнды живут более 100 лет. Зачастую успех брэнда заключается в его
постоянстве.
Обращение
IT-брэнд
Деловое. До сих
пор технику покупают, в основном, для работы. Это надо учитывать при разработке
послания.
ТМП-брэнд
Личное.ТМП
покупают для дома, мимоходом, в супермаркетах и магазинчиках.
СМИ
IT-брэнд
Специализированные.Несмотря
на то что последние несколько лет IT-брэнды уверенно рекламируются во
всевозможных СМИ, основной акцент по-прежнему делается на специализированные
СМИ.
ТМП-брэнд
Различные
(любые). «Все, что читает, слушает и смотрит наш покупатель, должно содержать
нашу рекламу», – вот негласный подход всех массовых брэндов.
Каналы
продвижения
IT-брэнд
Специализированные.
В вопросе распространения IT-брэнды пока не зашли очень далеко и еще не стоят
на прилавках продуктовых магазинов, но пример Dell показывает, что творчеству в
продвижении товара к потребителю нет предела.
ТМП-брэнд
Различные
(любые). Любой подходящий прилавок должен быть занят! А подходят, как правило,
многие.
Вместо
заключения
В связи с тем
что вывод мы сделали в начале статьи, вместо заключения хотелось бы привести
здесь ссылку на интересный ресурс: Brand Tech Forum 2000, The Future of
Technology Brands Extending Your Brand into New Markets. Thursday and Friday, September 14–15, 2000, http://www.intelliquest.com/events/btf/2000/intro.asp. Как вы думаете, следует вам или сотруднику вашей компании
узнать, о чем будут говорить на этому форуме?
Список
литературы
Для подготовки
данной работы были использованы материалы с сайта http://aup.ru/
|