С 1995г. деятельность по производству по размещению
социальной рекламы регулируется статьей 16-й Федерального закона «О рекламе»[11].
Эффективное действие
рекламы вообще и социальной рекламы в частности на человека может быть
достигнуто только с учетом знания создателями рекламы психологии
потребительских мотивов. Характер и форма взаимодействия внутренних и внешних
факторов определяют в конечном итоге поведение потребителя по отношению к
объекту рекламы.
В качестве основных
внутренних факторов личности выступают ее потребности. Потребности человека
разделяются на биологические (потребность в пище, воде, сне и т.д.), социальные
(потребность общественного признания, одобрения действий, борьбы и т.д.) и
культурные, связанные с достижениями человеческой культуры и функционированием
общественных институтов, например, познание произведений духовной культуры
(книги, фильмы, театры), а также обладание продукцией материальной культуры
(радиоприемник, телевизор и т.д.).
Потребности
подразделяются также по характеру их удовлетворения. Исходя из этого принципа,
потребности принято условно делить на следующие группы:
1. материально-бытовые
потребности (питание, предметы гардероба, домашний инвентарь, транспорт и
т.д.);
2. культурно-бытовые
потребности (образование, здравоохранение, физическая культура, условия
интеллектуальной жизни);
3. общественные
потребности (общественная, творческая деятельность, семейно-бытовые и прочие
социальные условия).
Достижение определенной
стабильности физиологических желаний влечет за собой развитие разнообразных
духовных потребностей.
Поведение человека вне
потребностей невозможно. Причем потребности играют решающую роль в поведении
человека[12].
Вообще, мотивы, используемые в
обращениях социальной рекламы, можно условно объединить в две большие группы:
1. эмоциональные
мотивы;
2. нравственные
мотивы.
Эмоциональные мотивы в рекламе «играют» на желании
получателей избавиться от отрицательных и добиться положительных эмоций.
Естественно, эта цель достигается, в соответствии с рекламным обращением, путем
покупки рекламируемого товара (услуг).
1. Мотив страха.
Несмотря на то, что его использование серьезно ограничено Международным
кодексом рекламной практики, мотив страха используется в рекламе «полицейских»
замков, средств личной гигиены, различной антирекламе (борьба с курением,
СПИДом, и т.п.).
2. Мотив значимости
и самореализации основывается на естественном желании человека находить
признание в своем окружении, повысить свой социальный статус, добиться
определенного имиджа и т.п.
3. Мотив свободы
определяется стремлением человека к независимости от определенных
обстоятельств, защиты своей самостоятельности в различных сферах жизни.
4. Мотив открытия
«эксплуатирует» такие качества человека, как любопытство и любовь к новизне.
5. Мотив гордости и
патриотизма в отечественной рекламе используется достаточно редко.
6. Мотив любви
используется в рекламе подарков («мужских» и «женских» товаров), игрушек,
средств ухода за детьми и т.д.
7. Мотив радости и
юмора используется путем подачи информации в жизнерадостных, ярких тонах.
Нравственные и социальные
мотивы апеллируют к чувству справедливости и порядочности. Достаточно
часто в рекламных обращениях подчеркивается необходимость решения таких острых социальных
проблем, как защита окружающей среды, охрана правопорядка и т.п.
1. Мотив
справедливости используется в рекламе благотворительных фондов, общественных
организаций, политических кампаний.
2. Мотив защиты
окружающей среды в связи с обострением этой проблемы используется сейчас
многими фирмами.
3. Мотив
порядочности базируется на основополагающих моральных ценностях: честность,
доброта, чистоплотность и др.
4. Использование
социального мотива связано с обострением межнациональных конфликтов, ростом напряженности
в обществе, повышением уровня преступности и т.д.
Авраам Маслоу попытался объяснить,
почему в разное время людьми движут разные потребности. Ученый считает. что
человеческие потребности располагаются в следующем порядке: физиологические
потребности, потребности самосохранения, социальные потребности, потребности в
уважении и потребности в самоутверждении. Человек стремится удовлетворить в
первую очередь самые важные потребности. Как только ему удается удовлетворить
самую важную потребность, она на время перестает быть движущим мотивом.
Одновременно появляется возбуждение к удовлетворению следующей по важности
потребности в списке.
Голодающего человека не интересуют
ни события, происходящие в мире искусств, ни то, как на него смотрят и в какой
мере уважают окружающие, ни то, сколь чистым воздухом он дышит.
Так, по мере удовлетворения
очередной наиболее важной потребности на первый план выходит следующая за ней.
Но вот мотивированный человек готов к действию.
Характер его действий будет
зависеть от того, как он воспринимает ситуацию. А на восприятие влияют разного
типа раздражители. Ежедневно люди сталкиваются с огромным количеством
раздражителей. Основная трудность в том, чтобы объяснить, какие раздражители
окажутся замеченными.
§ 2.5. Роль службы
связи с общественностью применительно к социальным организациям.
Выступая в качестве элемента системы
социального управления, деятельность PR направлена на достижение
ненасильственными средствами следующих основных идей.
1.
Создание атмосферы доверия и
доброжелательности со стороны общественности к деятельности социальных служб и
организаций.
Данная функциональная ситуация связана с
необходимостью создания благоприятного климата в своей общественности,
обеспечивающего нормальное функционирование организации и расширение поля ее
деятельности. Завоевание доверия требует от организации систематического
предварительного объяснения людям того, что им надо знать в профессиональном,
обыденном и эмоциональном смысле.
Смысл деятельности PR в достижении данной цели:
во-первых, в прояснении целей и ценностей организации, за
которые они несут ответственность;
во-вторых, в публичном выражении и защите ценностей,
выдерживая внеценовую конкуренцию;
в-третьих, в приобщении к ценностям организации других,
добиваясь поддержки со стороны продуктивных и прогрессивных представителей
своей общественности.
Для решения данных задач нужны спланированные и
непрерывные информационно-разъяснительные работы, постоянный диалог с широкой
общественностью и активные акции, чтобы завоевывать доверие людей.
Социальным службам для этого необходимо: правдиво и
интересно информировать людей о своей деятельности, инновационных планах;
добиваться идентификации «своих» ценностей общественности с организационными;
способствовать оформлению и институциализации общественностью своей поддержки
властных структур.
2.
Сохранение или изменение имиджа (репутации)
организации и ее руководства (а именно социальных служб).
Наше представление об окружающем мире фиксируются в виде
образов – имиджей. Они-то, в конечном счете, и определяют установки и
поведенческие доминанты людей в отношении соответствующих объектов и явлений.
В теории коммуникации понятие «имидж» используется в
сугубо специфическом значении – в сочетании со словами «создание»,
«строительство»: это особого вида образы – представления о конкретных объектах,
которые выделяют, создают впечатление их радикального отличия от других[13].
В отличие от него понятие «стереотип» – это
обобщенное представление похожих явлений, сокращающие набор отличительных черт.
Сводя разнообразие мира к немногим определенным категориям, стереотип
облегчает, упрощает восприятие, понимание и оценку явлений. Связано это со
стремлением человека однозначно «рассортировать» информацию
Например, когда мы руководствуемся стереотипом, обобщая в
нем какие-то черты, характерные для представителей наших групп, мы не
анализируем характер человека. Мы сразу видим бесшабашного цыгана, коварного
азиата, хитрого еврея, ленивого русского, стопроцентного американца и т.д.
Возьмем политическую борьбу, где политическая реклама
создает своим кандидатам определенный имидж, в котором подчеркивается отличие
каждого политического кандидата. Создающийся образ должен ассоциироваться с
подсознательными устремлениями масс, с тем, что льстит их самолюбию или
отвечает неудовлетворенным потребностям. В то же время он должен отворачиваться
от всего колющего публике глаза, выглядеть противоположностью того, что в данный
момент ей неприятно[14].
Необходимо отметить, что в понятие «имидж» на Западе
ничего зазорного нет, напротив, иметь имидж престижно. У нас же с игровым
поведением, маской связывается, как правило, попытка скрыть, утаить свое лицо.
Поэтому так неумело и бесталанно формируются выборные образы партий и отдельных
депутатов, властных структур, где не чувствуется ни соответствующей режиссуры,
ни психологического тренинга и т. п.
У разных людей, социальных групп могут возникать разные
образы одного и того же объекта. Дело в том, что эффективная политика,
результативность деятельность любой организации во многом зависит от того, как
их понимает общественность: является ли организация хорошим членом общества,
приносит ли она общественную пользу и т. п. Именно это и лежит в основе так
называемой рекламы «престижа» или «институциональной рекламы», как самого
сложного вида рекламы – реклама PR. При этом имидж наделяет объект при помощи
ассоциаций качествами, которые не обязательно имеются в реальных его свойствах.
Они задаются в зависимости от целей тех, кто «создает образ» и обладают
социальной значимостью для воспринимающих его.
3.
Приобщение организации к ценностям других,
чтобы действовать в интересах общественности.
Для старой администрации в условиях
командно-административной системы понятие «выгодно» применялось исключительно
для государства. В условиях развития демократии и становлении гражданского
общества необходимость взаимовыгодного сотрудничества, забота о благоприятном
отношении общественности к деятельности органов власти – это основа проведения
сильной и уверенной социальной политики с адекватной социальной
ответственностью.
Смысл деятельности PR в рассматриваемой функциональной
ситуации как раз и состоит в том, чтобы прояснять интересы и ожидания
общественности для того, чтобы:
1)
обеспечивать руководство социальных служб
информацией об общественном мнении и оказывать им помощь в выработке адекватных
ответных мер;
2)
поддерживать руководство в состоянии
готовности к различным переменам, путем заблаговременного предвидения
тенденции.
Властные структуры вынуждены вмешиваться в дела населения
или выдвигать перед ним новые требования, и тогда люди либо поддерживают эти
действия, либо вынуждены защищать свои интересы. В результате в демократически
правовом государстве общественное мнение становится общепризнанным
инструментом и способом завоевания и удержания благорасположения, депутации
власти.
Общественное мнение –
это аккумулированные оценочные суждения (взгляды, побуждения) социальных групп,
общностей по вопросам, представляющим их общие интересы. Дело в том, что какую
бы из сфер жизни общества мы бы ни выделили – духовно-идеологическую,
политическую, социально-экономическую, культурную и т. п., общественное мнение
во многом определяет характер их бытия и процессы развития.
Функционируя в духовной идеологической сфере,
общественное мнение оказывает воздействие прежде всего на процесс восприятия и
трансляции духовных ценностей. Кроме того в своей информационной функции
общественное мнение служит в качестве источника информации для идеологов и
средства обратной связи между ними и общественностью.
Значимые механизмы формирования массовых социальных оценок
для формирования таких духовных образований как стереотипы, традиции.
Обусловленное интересами и ценностями социального субъекта общественное мнение
в своей оценочной функции постоянно отбирает из духовной и природной
действительности то, что полезно, важно и необходимо для удовлетворения его
интересов, обеспечения выживания и развития. В обеспечении данных процессов
общественное мнение участвует через функции воспитания и социализации. Так же
следует отметить, что суждения и оценки общественности, это по существу, та
среда, в которой живет идеология.
В культурной сфере общественное мнение также есть
элемент процесса воспроизводства и трансляции духовных ценностей, традиций,
обрядов и т.п.
Результатами функционирования общественного мнения в
культурной сфере могут быть:
·
изменения в культурной политике государства;
·
изменения в деятельности культурных институтов
и СМИ;
·
возникновение и исчезновение культурных и
эстетических традиций, школ, стилей;
·
приход и уход эстетических лидеров, деятелей
культуры и искусства;
·
изменение в сознании и поведении людей в сфере
культуры.
Роль общественного мнения в политической сфере
также очень велика. Этот феномен связан с реализацией как общих (политической
социализации и включения в политику), так и процессуальных (выражение и
интеграция интересов, принятие и выполнение политических решений) функций
политики, встроен в осуществление процессов политического руководства.
Общественное мнение выступает как полноправный участник
политических процессов, реализуя прежде всего свои социологические функции
(адаптирующие, культуронаследование и социорегуляции).
Общественное мнение участвует и в проведении экономической
и социальной политики. Особенно важна его связь с процессами обеспечения
прогнозирования и планирования экономического и социального развития.
Выявление массовых общественных оценок является
неотъемлемым компонентом социального планирования. Изучение субъективных
характеристик удовлетворенностью жизнью, трудом, степени нуждаемости и уровня
обеспеченности является основанием для социального планирования на всех уровнях
управленческой иерархии.
Разработка и реализация систем социальной защиты,
оценка эффективности их функционирования также невозможна без обращения к
исследуемому феномену[15].
Кроме того, общественное мнение наряду с
правовыми правилами, осуществляя функции регулирования, консультирования и
контроля снизу, способствует снижению произвольности в отправлении власти и злоупотреблении
со стороны агентов власти. Данная критическая функция общественности является
необходимой для создания форм демократического принятия решений, где
центральной становится направленность коммуникаций органов власти и
общественности на взаимопонимание в определении, планировании и осуществлении социальной
политики.
Поведенческая
компонента слабо выражена
|
Появление
поведенческой компоненты
|
Поведенческая
компонента доминирует
|
СМИ
|
Опросы
и референдумы
|
Голосование
на выборах
|
Собрания,
митинги и демонстрации
|
Акции
протеста и неповиновения
|
Забастовки
|
Массовые
беспорядки
|
|
|
|
|
|
|
|
Поэтому чем выше обеспеченность уровня
готовности властных, управленческих структур действовать в кризисных ситуациях,
тем быстрее и безболезненнее они разрешаются. Деятельность PR и направлена на
убеждение людей в правильности работы властных структур и усилении местного
самоуправления общественным авторитетом, нахождении выходов в конфликтных
ситуациях, опираясь на знания интересов и ориентацию общественности.
Специалисты по PR в государственных структурах
руководствуются определенными правилами, механизмами формирования общественного
мнения.
a)
Во-первых, учет уровней ОМ:
-
уровень массовой оценки, ценностного отношения
к явлениям;
-
уровень массово-волевого побуждения к действию,
т. е. слияние оценки со стремлением к изменениям;
-
уровень массового поведения, т. е. слияние
настроений и действий;
b)
Во-вторых, учет этапов формирования ОМ:
-
возникновение чувств и представлений (общая
информированность);
-
столкновение различных мнений (обработка одних
другими);
-
распространение «типизированного» мнения в
определенном социальном ареале;
-
воздействие ОМ на поведение людей
c)
В-третьих, учет механизмов формирования ОМ:
-
спонтанно, в процессе жизнедеятельности людей
(образ жизни, массовая культура и т. д.);
-
организационно-информационных: пропаганда,
реклама, СМИ.
Глава 3. ЭФФЕКТИВНОСТЬ СОЦИАЛЬНОЙ РЕКЛАМЫ.
§ 3.1 Социальная реклама
– ее роль.
Вообще, рекламную деятельность
можно рассматривать в плане ее эффективности из нескольких этапов. Скажем,
можно изучать (измерять) эффективность рекламы только с позиции сенсорного и
субсенсорного восприятия. Или на сколько содержание рекламы адекватно
возможностям удовлетворения потребности на потребительском рынке. Или какой имидж
(образ) запрашивается народом в данный политический момент и как эффективно он
формируется политической рекламой.
Многие авторы придерживаются
позиции, что наибольшей эффективности рекламы можно добиться, снизив
"барьер резистантности" к новым сведениям, что достигается путем
формирования положительного отношения к рекламе, поскольку "положительные
эмоции заставляют человека стремиться к поддержанию контакта с позитивным
событием"[16]. Известно,
что сведения, связанные с положительными эмоциями, "запоминаются примерно
в два раза лучше, чем сведения, подкрепленные отрицательными эмоциями"[17].
Однако для российского общества,
которое, можно сказать, еще адаптируется к рекламе, а рекламопроизводители – к
социально-психологическим его особенностям, важнейшим критерием ее
эффективности является эмоционально-оценочное отношение. Такое отношение
является своеобразным фильтром, который дозирует допуск содержания рекламы к
мотивам потребительского поведения граждан.
Вообще, изучение эмоциональной
компоненты рекламы предполагает выявление таких аспектов в рекламе, которые
вызывают у человека эмоционально окрашенное отношение к рекламе и самому
товару, желания или нежелания его купить.
Для того, чтобы выяснить отношение граждан к
социальным технологиям в современном обществе, а в частности к социальной
рекламе и деятельности НКО и их служб PR,
мною было проведено анкетирование. Выборка составляла 60 человек.
В результате опроса выяснилось, что
большинство опрошенных (52%) вообще не знают понятия «социальной рекламы», не
знают о мероприятиях, проводимых службами PR по выявлению различных
социальных проблем, общественного мнения и формированию имиджа некоммерческих
благотворительных организаций, различных социальных служб.
Лишь 25% респондентов подтвердили знание и
положительное эмоциональное отношение к социальной рекламе, причем в первую
очередь большая часть опрошенных вспоминала о рекламной кампании, проведенной
АСИ по телевидению на тему отношений детей и родителей («Они выросли и забыли
своих родителей. А Вы помните? Позвоните родители»). По словам респондентов
этот рекламный ролик действительно заставлял задуматься над данной проблемой и
вспомнить о своих обязанностях перед родителями, даже почувствовать какую-то
вину перед ними. Также опрашиваемые вспоминали различные мероприятия, движения,
митинги, посвященные темам наркомании, СПИДа, защиты детей и материнства.
На вопрос «Что, на Ваш взгляд, связывает всех
нас вместе как граждан России и как российский этнос?» были получены следующие
ответы: 47% опрошенных считают, что это образ жизни, 20% - обычаи, народные
традиции, 33% - государство, в котором мы живем и общий язык.
Выразили не просто положительное отношение к
социальной рекламе, но и подчеркнули ее необходимость 65% всех респондентов.
Еще 20% не видят в ней большой пользы и помощи в решении социальных проблем;
15% же считают, что в целом социальная реклама и акции служб PR по формированию имиджа социальных служб необходима и может сыграть не
последнюю роль в формировании общественного мнения, но очень маленькая
распространенность и низкий профессионализм этих методов в настоящее время в
России не позволяет им выполнять свою функцию, и поэтому эффективность
социальной рекламы очень мала.
Ответы на вопрос «На какую социальную проблему
в первую очередь необходимо обратить внимание и действия в области социальной
рекламы и PR» распределились следующим образом:
1.
Проблема алкоголизма и наркомании (эту
проблему поставили на первое место по важности и актуальности 65%
респондентов);
2.
Проблема СПИДа;
3.
Защита детства и материнства;
4.
Охрана окружающей среды;
5.
Формирование национальной идеи и интеграции
российского общества.
Многими респондентами было отмечено, что все
эти проблемы настолько серьезны и актуальны, что трудно поставить на первое
место по важности какую-либо из них, все они требуют широкого обсуждения и
эффективных решений.
Поскольку реклама относится к одному из новых
методов, которыми пользуется общество и социальные институты, стремясь включить
индивида в социальную структуру и адаптировать его к социальным и экономическим
системам, мне кажется, что одним из направлений деятельности социального
работника может стать изучение социально-психологических аспектов рекламы и
регулирование ее воздействия на современное общество.
В результате анализа социальной рекламы и
работы служб связи с общественностью и на основе данных, полученных в
результате опроса жителей нашего города, я пришла к следующим выводам.
Вследствие социально-экономических
преобразований, происходящих в России и приводящих к различным переменам в
жизнедеятельности общества, к трансформации социальной системы, восстановление
социальных связей в данный момент является актуальной проблемой общества.
Общественное мнение, будучи элементом
культурно-идеологической подсистемы и взаимодействия со всеми остальными ее
подсистемами – нормативной, организационной и информационно-коммуникативной,
реализует прежде всего свои социологические функции (адаптирующие, культурного
наследования и социального регулирования).
Данный феномен включается в предметное поле
теории социальной работы и не должен игнорироваться социальными службами,
государственными и муниципальными структурами.
Исходя из того, что цель социальной рекламы –
изменить отношение общественности к какой-либо социальной проблеме, а в
долгосрочной перспективе – выработать новые социальные ценности, понимание
социальной рекламы как одного из способов работы с общественным мнением,
понимание ее воспитательной и адаптивной функций сказывается на эффективности
деятельности социальных служб.
Также стратегической целью усилий PR и социальной рекламы должно стать ознакомление общественности с
деятельностью так называемого "третьего сектора" – сектора
некоммерческих благотворительных организаций и социальных служб, создание
верного представления об их работе. Опыт стран с развитой социальной сферой
показывает, что значение маркетинга социальных услуг резко возрастает. Это
объясняется:
во-первых, расширением оказываемых социальных
услуг;
во-вторых, усложнением задач, решаемых в
социальной сфере (наркомания, преступность и т.д.);
в-третьих, отсутствие конкуренции, так как в
основном этими проблемами занимается государство, и лишь немного – общественные
благотворительные организации.
Поскольку данный феномен также включается в
предметное поле теории социальной работы, возникает вопрос о необходимости
изучения социальными работниками социального маркетинга, подготовки
специалистов в сфере PR.
Из выше перечисленного следует, что роль
социальной рекламы высока, но вопрос об изученности формирования массовых
социальных оценок, стереотипов, традиций и т.д. остается открытым, проблема
социальной рекламы практически не освещена в научной литературе, необходима
дальнейшая разработка и научное обоснование этих проблем в теории социальной
работы.
[1] Реклама с обратной связью (direct response) –
русскоязычный эквивалент находится в стадии становления, близкий по смыслу и
звучанию direct marketing, переводится как «прямой
маркетинг» или не переводится вообще «директ маркетинг».
[2] Бизнес (business-to-business) русскоязычный эквивалент находится в стадии становления, пока в
устном профессиональном общении термин не переводится.
[3] В постсоветском пространстве корректнее говорить об этической позиции
отказа от прибыли, т.к. издержки при производстве социальной рекламы могут быть
весьма значительны для ее изготовителя.
[4] Взаимного соответствия ожиданий и баланса интересов.
[5] Сообщения покупателю, где они могут найти нужную продукцию
[6]
(«Реклама: принципы и практика» У.Уэллс, Д.Бернет, С.Мориарти, Санкт-Петербург,
1999 г.),
[7] [7](Кортлэнд Л.Бове и Уилльям
Ф.Аренс, «Современная реклама», Издательский дом «Довгань», 1995 г.).
[8] Э.А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. – Ростов
н/Дону,- 1997. – с.24-25
[9] Т. В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. -
1996г. – с.8-9
1. Т. В. Астахова. Связи с общественностью для третьего сектора. – М. -
1996г. – с. 23-25
2 См. Приложение. Федеральный закон «О
рекламе». Глава 2. Статья 18: «Социальная реклама».
[12] В.Н. Володеева. Основы психологии. – С.-П. –
1995. – с.58
[13] Э. А. Капитонов. Организация службы связи с общественностью. - .
Ростов н/Д. – 1997.- с.
[14] В.Л. Музыкант. Теория и практика современной рекламы. – М. – 1998г. -
с.100
[15] Д. П. Гавра. Общественное мнение как социологическая категория и
социальный институт. – СПб. – 1995. – с.188-195
[16] Я. Рейковский. Экспериментальная психология
эмоций. – М. – 1969. – с.39
[17] Там же. – с.40
Страницы: 1, 2, 3, 4
|