Многие клиенты боятся банков и предпочитают брать
взаймы у частных заимодавцев, хотя те берут более высокий процент. Дихтер
объясняет это более строгим моральным авторитетом банка, под контроль которого
попадает должник. При сделке с частным кредитором роли меняются: должник
осознает свое моральное превосходство над ним, и таким образом "более
высокий процент - это небольшая компенсация за эмоциональное равновесие".
Реклама зубной пасты стала в последнее время (после
соответствующих изысканий) строиться на внушении беспокойства лицам, не
прибегая к ней. Одна фирма сильно преуспела, прибегающим в рекламе к смягчению
чувства вины потребителей при помощи заявления, что предлагаемая паста хороша
также для тех, кто не может чистить зубы после каждой еды.
Продажа восьми внутренних потребностей.
Другие глубинные мотивы, используемые в рекламе:
Чувство уверенности (домашние холодильники, кондиционеры воздуха). Надежность
(мыло, патентованные фармацевтические средства).
Самоудовлетворение (экскаваторы: машинисты обижались
на то, что их изображают едва видными по сравнению с машинами; продажа
усилилась, когда на рекламе стали показывать машинистов хозяевами машин, а не
придатком к ней).
Творческие наклонности (садоводством увлекаются
пожилые люди, которые не могут уже иметь детей; работа на земле - компенсация
бездетности. Печение торта напоминает рождение ребенка, торт - символ ребенка.
Сухое печенье - символ плохого ведения хозяйства, женщины против него, как и
против концентратов; совет: не давать им все в готовом виде, а оставлять
что-нибудь для их хозяйственной самодеятельности. При продаже готовых домов
умышленно оставляют некоторые мелкие недоделки, чтобы удовлетворить по
требность покупателей в самодеятельности. В патентованных лекарствах оставляют
небольшие пробелы для вмешательства врачей).
Объекты любви (изображение матери сопровождает
выступление пианиста Либерейса, а его самого показывают на рекламе "со
всеми ямочками", привлекающими бездетных женщин).
Сила (мощные автомобильные моторы; "полная
мощность" на рекламе бензина "ЭССО"; моторные лодки).
Семейные традиции (вино: "Добрые старые времена -
родное сладкое домашнее вино - вино, которое делала бабушка". С такой
рекламой фирма вдвое увеличила сбыт своего вина и стала тратить на рекламу 2
млн долларов - самая крупная сумма в винодельческой промышленности).
Бессмертие (страхование жизни: женщин надо страховать,
не напоминая им, что они стареют; мотивы настойчивости и пользы страхового
агента, а также обеспеченности семьи после смерти застрахованного кормильца
бессмысленны. Надо обещать застрахованному "надежду на бессмертие",
достигаемое через гарантию от забвения: мужчина и после смерти будет руководить
своей семьей -"герой, вечный защитник, кормилец, утешитель и
руководитель").
Доминирующая роль врожденной сексуальности.
Сексуальные мотивы использовались в рекламе эмпирически
задолго до появления психоанализа, но ученue Фрейда побудило по-иному
посмотреть на это дело. Исследованиями обнаружено, что многие косметические
товары оставались на туалетных столиках женщин неиспользованными и даже
неначатыми: женщины были разочарованы в том, что прежние средства не помогли им
достигнуть цели, ради которой они прибегли к косметике, получившей у них
название "мертвого энтузиазма". В середине 50-х годов появилось 250
новых марок парфюмерных и косметических изделий, но их нельзя было рекламировать
по-старому, потому что грубый сексуальный мотив уже не действовал.
Исследователи нашли, что надо делать акцент на поэзии, фантазии отношений между
полами, на капризе и т. п. В то же время реклама некоторых предметов женского
туалета стала приобретать более открытый сексуальный характер. Широкую
известность получила реклама бюстгальтеров с изображением женщины в одной этой
при надлежности туалета, бродящей среди толпы нормально одетых людей. Надпись
гласила: "Мне приснилось, что в новом бюстгалтере я остановила уличное
движение". Подобные сны стали изображаться и на других рекламах, а одна
фирма объявила 10 тысяч долларов премии за лучший сон. Макмарра установил, что
авторучки - символ мужского тела, а Дихтер - что автомашина - символ любовницы.
Нильсон наблюдал болельщиков спортивной борьбы и пришел к заключению, что
женщин среди них вдвое больше мужчин, и что у них сильны садистские и
мазохистские переживания. Психоаналитики выяснили, что в середине XX века
мужчины и женщины обнаружили сильную потребность сохранить отличительные
свойства своего пола и соответственно этому стали строить рекламу предметов,
предназначенных для мужчин и женщин, делая в одних случаях ударение на
мужественности, в другой - на женственности. В рекламе женского белья большую
роль сыграл нарциссизм: показывали женщину в белье, любующуюся собой в зеркале.
Продажа женского белья рекордно увеличи лась. Бритье бороды психоаналитики
рассматривают как символическую кастрацию; когда большому числу мужчин
предложили раз и навсегда избавиться от бороды при помощи специального крема,
то охотников оказалось очень мало. Сигара - символ мужественности. Молодой отец
угощает сигарой и этим как бы заявляет, что у него родился ребенок. Мужчина
просит у дамы разрешения закурить сигарету, но он явно неискренен. Придя к
выводу, что женщинам нравится, когда мужчины курят, психоаналитики стали
советовать владельцам магазинов предлагать женщинам сигары, как подарок мужьям,
и это имело успех. Психоаналитики обнаружили, что у мужчин и женщин различные
мотивы покупки одних и тех же товаров. Мужчина, например, смотрит на дом, как
на мать, к которой он приходит отдохнуть после утомительного рабочего дня,
женщина сама себя отождествляет с домом. В соответствии с этим стали
дифференцировать рекламу. Изменилась даже реклама спиртных напитков, когда
обнаружилось, что их покупают не только мужчины, но и женщины. Например,
изменили форму посуды и даже этикетки, закрутив у них углы. С другой стороны,
на рекламе сигар стали изображать мужественных мужчин с татуировкой на руке.
Это нашло такой отклик, что в продаже появились узоры татуировки, которые можно
наклеивать на предплечье.
Возврат к переживаниям детского возраста.
Эти переживания особенно энергично эксплуатируются в
рекламе продуктов питания, сигарет и жевательной резины. Основой основ служит
здесь толкование полости рта, как зоны наслаждения. Грудной ребенок находит
успокоение и удовольствие в материнской груди, взрослые - в пище, курении,
сосании. Многие пищевые продукты приобретают таким образом скрытое
психологическое значение, служащее предметом исследований. Д-р Лихтер занялся
исследованием мороженого и пришел к выводу, что его надо показывать на рекламе
не в виде аккуратно разложенных пакетиков, а обильными порциями на тарелках или
в вазах, потому что здесь потребитель может утопить свой рот в вожделенной
сласти. Рекламные кампании, построенные в середине 50-х годов на этой
рекомендации, сильно повысили спрос на мороженое. Супы нравятся людям по той
причине, что бессознательно напоминают об околоплодной жидкости в утробе
матери. - Курение толстых сигар воспроизводит сосание большого пальца, курение
длинных сигарет - кусание ногтей. Курение табака и жевание резинки снимает
напряжение, успокаивает. Уже сама папироса в руках - это начало привычной повторяющейся
успокоительной процедуры. Наблюдения над женщинами - покупательницами в
новейших огромных магазинах самообслуживания (супермаркетах) показали, что
покупки часто совершаются здесь не по заранее составленному перечню, а им
пульсивно - под влиянием обилия товаров. Большую роль при этом играют внешний
вид товара, его запах, цвет: маринады, фруктовые компоты в стеклянных банках,
конфеты, пирожные, закуски составляют в общем более 90% таких импульсных
покупок. Джеймс Викари взялся исследовать это влияние и в качестве
физиологического показателя выбрал количество мигания глаз покупательниц при
помощи скрытой камеры. У нормального человека глаза мигают 32 раза в минуту,
при сильном волнении, напряжении - до 50 - 60 раз, при расслабленном состоянии
- до 20 и менее. Викар установил, что во время отбора товаров число миганий у
женщин падает до 14 в минуту, что можно сравнить с состоянием транса. Женщины
как бы загипнотизирова ны окружающим их и доступным изобилием, они не замечают
своих знакомых, не здороваются с ними, ударяются о полки, спотыкаются о ящики,
не видят камеры, щелкающей на близком расстоянии от них. Когда женщины,
наполнив свои тележки, направляются к контрольному прилавку, картина меняется:
число миганий увеличивается у них до 25 в минуту, а при звуке аппарата,
выбивающего чек, и при голосе кассира, называющего сумму, - до 45 в минуту. Во
многих случаях оказывалось, что у покупательниц не хватало денег, чтобы
расплатиться за "импульсивные" покупки. После исследований стали
прибегать к еще более яркой и привлекательной упаковке. При этом обнаружилось,
что сильнее всего гипнотизируют желтый и красный цвет (на мужчин сильнее
действует синий). Появилась упаковка, изображающая соблазнительные процессы при
готовления пищи и как будто взывающая к завершению таких процессов. Рекламные
работники додумались даже до говорящей упаковки, начинающей тихую беседу о
товаре, когда берешь его в руки. Исследованиями установлено, что женщины,
направляясь за покупками, оставляют очки дома. В связи с этим стали раскладывать
товар на уровне глаз, а особенно соблазнительные товары - на видном
изолированном месте и в большом количестве, что называется навалом, так как
изобилие сильно привлекает покупателей. В некоторых магазинах имеются, наряду с
тележками для взрослых, также маленькие тележки для детей. Ребята набирают в
них то, что им нравится, а затем, нередко со спорами и пререканиями, заставляют
матерей платить. Резко повышают сбыт магазины, дающие попробовать товар
(например, сыр) или угощающие напитками (например, кока-колой). Общий эффект
таких соблазнов: увеличение расходов средней американской семьи на питание с
23% до 30% заработка. По пути торговцев товарами широкого потребления пошли
также некоторые страховые общества, раскладывающие свои полисы на столиках в
магазинах дорогих вещей и добивающиеся успеха: покупатели берут их. Тщательные
и продолжительные наблюдения над приобретением дорогих вещей показали, что и
такие вещи покупают импульсивно, но нередко также с целью освободиться от
напряженного состояния, к которому приводит нерешительность.
Классы и касты в торговом зале.
В 1948 году вышла из печати книга Ллойда Уоркера
"Общественный класс Америки", в которой был дан анализ мотивов
поведения людей разных классов. Книга стала важнейшим пособием к изучению
рынка, а автор - компаньоном рекламной фирмы. Уоркер различает шесть классов:
1. Высший (представители старинных аристократических фамилий). 2. Высокий
(новая богатая аристократия). 3. Высший средний (различные специалисты,
руководители фирм, владельцы крупных торговых предприятий). - Эти три класса
составляют 15 % населения. 4. Средний (служащие, ремесленники,
квалифицированные рабочие). 5. Низший средний (рабочие, некоторые иностранные
прослойки). - Эти два класса составляют 65% населения. 6. Низший (остальные) -
20% населения. Для торговых компаний особый интерес представляют классы 4 и 5,
составляющие большинство населения и обладающие большой покупательной
способностью. При этом коммерсанты больше интересуются женщинами этих двух
классов, на долю которых падает около 80% семейных решений о новых
приобретениях. Этих женщин называют "Миссис среднее большинство" или
"Любимицей рекламных агентств". - В связи с этим в американской
литературе появились исследования, касающиеся потребностей и привычек таких
женщин, их социального, семейного, морального и религиозного облика. Цель таких
исследований отнюдь не академическая, а чисто практическая: найти наилучшие
средства для привлечения женщин в магазин.
Примеры. Парфюмерная фирма, решившая выпустить новый сорт
духов, намеревалась назвать их "Наоми" и воспроизвести на ярлыке
полуобнаженную "Наоми" Гогена. Представительницы 4 и 5 классов,
которым показали изображение девушки, назвали ее грязной, неуклюжей и
категорически забраковали. Вместо шедевра Гогена на ярлыке поместили
"блондинку с чувственными губами и загадочными глазами". Кондитерская
фирма пришла к выводу, что дорогие конфеты, предназначенные для богатых
покупателей, можно продавать в дешевых картонных коробках, дешевые же - в
дорогих металлических (чтобы их могли затем использовать в хозяйстве).
Пивоваренная фирма, продукция которой пользовалась большим успехом, решила
сделать ее еще более привлекательной и стала изображать на своей рекламе мужчин
в смокингах и охотничьих костюмах. Эти "интеллигенты" не понравились,
однако, традиционным потребителям - рабочим, мелким служащим, и сбыт пива
сократился. Пришлось искать для рекламы других героев - простых, энергичных
"полноценных американцев".
Продажа символов людям, стремящимся повысить
свое положение в обществе.
Американское общество состоит из многочисленных
классов и классовых прослоек, для которых ("не считая самых низких слоев,
погруженных в мрак невежества") характерно стремление вверх по
общественной лестнице. Огромную роль играют при этом материальные символы
общественного положения, с громадной выгодой эксплуатируемые рекламой. Торговые
фирмы продают символы, а население охотно их покупает. Это значит, что можно
успешно рекламировать более дорогие и изысканные продукты питания, одежду,
убранство жилья, автомобили. Большую помощь оказывают специальные исследования.
Ческин установил, что покупка платья продолжается 90 минут и основана на 3
основных моти вах: 1) влюбленность в платье - его цвет, покрой и т. д. 2) сама
женщина в платье, 3) мода. Решающую роль (40% покупок) играет мода, побуждающая
принять положительное решение даже в тех случаях, когда платье не нравится.
Другие исследования привели к заключению, что есть три важнейших средства
воздействия на покупателя (имея в виду его стремление занять более высокое
общественное положение): 1. Предлагать предметы большого размера. Это касается,
например, кухонных плит, но больше всего - автомобилей ("Люди понимают,
что если вы сделали скачок от "Форда" к "Кадиллаку", то вы
украли деньги," - Пьер Мартина, руководитель исследований при газете
"Чикаго трибюн"). Маленькая машина - низкий престиж, большая машина -
высокий престиж. 2. Указывать на ярлыке соответст вующего предмета высокую
цену. Парадоксальный факт, но вполне реальный: известно, например, что машину
"Шевроле" не покупали вследствие умеренной ее цены по сравнению с
другими марками; одна фирма выпустила духи стоимостью 45 долларов за флакон,
вторая - сигареты по 35 долларов за пачку; третья - шариковую ручку стоимостью
50 долларов. 3. Заручаться отзывами знаменитостей о продаваемом товаре. Имеются
специальные фирмы, организующие сбор таких отзывов и делающие огромные обороты.
Общий вывод: "Мы можем только догадываться о напряжении и волнении,
вызываемых безумной погоней за эмблемами успеха в нашем обществе, и содрогаться
при мысли о том, к чему это может привести во время экономического
застоя," - Роберт Лекахман, экономист.
Средства борьбы с внутренними антипатиями.
По отношению к некоторым продуктам население об
наруживает такую сильную антипатию, что требуются большие усилия для того,
чтобы выяснить ее причины и преодолеть их. Так было, например, с черносливом,
пользовавшимся очень низким спросом. Первые же опыты показали, что чернослив
ассоциируется с понятиями "старая дева", "высушенный",
"родительский авторитет" (детей заставляют есть чернослив),
"пансион" (им кормят в бедных пансионах), следовательно, также со
скупостью, жадностью. Черный цвет ягод воспринимался, как неприятный. Сильно
подавляли слабительные свойства чернослива и ассоциации его с запором.
Наблюдениями было установлено, что многие из потребителей чернослива
действительно страдают запорами, а запор, в свою очередь, тоже связан, по
мнению психоаналитиков, с жадностью. После ряда исследований решено было
подчеркивать в рекламе совсем другие свойства чернослива. Он стал "новым
чудесным плодом", способствующим здоровью, бодрости, хорошему настроению.
Вместо четырех черных ягод, плавающих в какой-то темной жидкости (на старой
рекламе), чернослив стали показывать в пестрой яркой посуде или на фоне
белоснежной сырковой массы. Рядом изображали играющих детей, а затем
жизнерадостных спортсменов. О слабительных свойствах чернослива упоминалось в
самом конце. В результате чернослив приобрел такую популярность, что когда
через некоторое время упали спрос и цены на многие сельскохозяйственные
продукты, цены и спрос на чернослив продолжали расти. Другие примеры: длинные
мундштуки сигарет, введенные в качестве средства против рака легких,
ассоциировались с предметами женского обихода ("такие мундштуки годятся
для женщин, а не для мужчин") и даже с покойным президентом Рузвельтом,
пользовавшимся таким же мундштуком (а Рузвельт - дурное воспоминание у
состоятельных людей). В результате была создана новая форма мундштука, и задача
повышения спроса на сигареты практически была решена. Причиной антипатии к
готовому кофе (быстрорастворимому) оказалась ассоциация с ленивой хозяйкой (не
желающей готовить кофе). Отрицательное отношение было преодолено, когда вместо
таких свойств, как "эффективный", "быстрый", "экономный"
и т. п., стали подчеркивать в рекламе свойства кофе как изысканного продукта и
показывать, как его подают в Боне и т. п. романтических местах. Чай
воспринимался населением, как напиток азиатов, изнеженных мужчин и светских
дам. Именно поэтому его не признавали. Отношение изменилось, когда его стали
рекламировать как сильный и мужской напиток. Через два года после введения
новой рекламы спрос на него увеличился на 13%, а в районах усиленной рекламы -
на 25%. Дурной славой пользовался олеомаргарин: женщины считали его жирным,
больше похожим на сало и не брали его. Во время специально организованного
опыта каждой из присутствовавших женщин дали по два кусочка жира - желтый
(маргарин) и белый (масло) - и попросили описать их. Более 95% женщин приняли
маргарин за масло, а масло за маргарин. После этого стали выпускать маргарин
желтого цвета и описывать в рекламе не экономичность его и не сходство с
маслом, а пригодность в хозяйстве. Итоговые экономические показатели: в 1947
году американцы потребляли в среднем на человека вдвое больше масла, чем
маргарина, в 1955 году маргарин уже оспаривал у масла первое место.
Страницы: 1, 2, 3
|