Чёрный ПР
Санкт
– Петербургский Государственный Университет
Кино
и Телевиденья
Курсовая
работа
По
теме: «Чёрный PR»
Специальность
«Связи с общественностью
(Институт
массовых коммуникаций)»
Выполнила
Студентка
гр. 662
Первого
курса
Некрасова
В. В.
Преподаватель
Декан
института
Массовых
коммуникаций
Орлов
И.В.
СПб
2006
год.
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. ВВЕДЕНИЕ
2.
«Чёрный PR»:
от Генри Форда до ковбоя Мальборо.
2.1. Дедушка русской «заказухи».
2.2. Голливуд
против Форда
2.3. No smoking
2.4. $220млрд.
вылетело в озоновую дыру
2.5. От
фреонов - к прионам. Различные варианты «Чумы – XXI»
3. Чёрный PR в
избирательной компании
4. Техника
«Чёрного» PR
5. Разновидности
«чёрного» PR
6. Заключение
7. Используемая
литература
ВВЕДЕНИЕ
Практика массовых
коммуникаций свидетельствует, что сегодня на ряду с классической связью с
общественностью, основанной на «правде, знании и полной информированности»,
появились её искажённые версии, базирующиеся на манипулятивных технологиях. По
этой причине стали различать «белый» и «чёрный» PR. [Шепель В. М. коммуникационный менеджмент , М. 2004]
Мы живем в мире
Чёрного PR-а.
Он повсюду – на
телеэкранах, в газетах, за окном. Вся реклама – это один сплошной черный ПиАр,
обволакивающая чернота которого может затмить мир в самые светлые моменты его
жизни.
Страшные люди, которые зомбируют бедных обывателей в дни выборов, пока
несчастные семьянины с бутербродами в руках сидят, уткнувшись в телеэкран,
или, читают газету.
Самый чёрный,
самый грязный PR делают люди с безупречной репутацией.
Весь мир – это
один сплошной Чёрный ПиАр.
«Чёрный PR»: от Генри Форда до ковбоя
Мальборо.
Ведутся споры о
том, кто является отцом российского “черного PR”. Можно прочитать, например,
что понятие “черный PR” ввел в русскоязычный обиход Виктор Пелевин. Ну, может,
с терминологической точки зрения это правильно. А с точки зрения идейной все
началось гораздо раньше.
Фаддей
Венедиктович Булгарин — довольно известная фигура в России первой половины 19
века. Он был, помимо всего прочего, еще и копирайтером, можно даже сказать,
основоположником текстовой рекламы. В своей газете “Северная пчела”, издаваемой
с 1825 года, Булгарин публиковал фельетоны, например, вот такие:
“Однажды
прохаживался я по Гостиному двору и увидел в одной из лавок серебряную
табакерку.
— Что хочешь за
эту вещь? — спросил я хозяина.
— Тридцать пять
рублей, — отвечал купец.
— Дам пять, —
сказал я в шутку и пошел.
В двадцати шагах
от лавки мальчик догнал меня и, подавая табакерку, сказал: “Извольте-с!
Пожалуйте пять рублей”.
Я заплатил и
ужаснулся...”
Подобный “слив”
повергал торговцев из “Гостинки” в трепет. Боясь потерять своих клиентов,
гостинодворцы несли Булгарину различные подношения. Фаддей Венедиктович никому
не отказывал. А после купеческих подарков в “Северной пчеле” появлялись заметки
уже иного рода:
“Главная
отличительная черта этого магазина — честность. Пошлите ребенка — его также
примут, как вельможу, и за одинаковую цену отпустят товары...
... Если вам
нужно купить цепочку и даже бриллианты, то ступайте в лавку К-ва. Его вещи
уважают даже за границею, в пробе золота и доброте камней вы можете верить его
слову!”
Классическая
заказуха.
Генри Форд,
основатель автомобильной промышленности США, обладал, как и многие незаурядные
люди, своими странностями. В частности, он был ярым антисемитом и даже
инициировал издание на английском языке печально известных “Протоколов Сионских
мудрецов” (еще один знаменитый образчик черного пиара). Совсем “распоясавшись”,
Генри Форд, в частности, заявил, что евреи развращают христиан с помощью
“сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда”, который “призван уничтожать
истинную красоту и культуру”.
Потеряв терпение,
деятели Голливуда упомянутой национальности явились к Форду и пригрозили: если
Генри Форд продолжит в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться
исключительно автомобили “Форд”, а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры
автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки.
Генри Форд
серьезно задумался… Руководитель крупной компании постоянно находится “на виду”.
Конституция демократического государства гарантирует свободу совести и
позволяет гражданам иметь какие угодно взгляды. Но если вы находитесь на
публике, то держите ваши взгляды при себе и будьте особенно осторожны в том,
что касается религии, сексуальных тем и межэтнических отношений. В противном
случае вы рискуете стать мишенью падких на скандалы журналистов, а то и
кинематографистов, как старик Форд…
Но что это мы все
о мелочах. История 20-го века знает примеры антирекламных кампаний, проводимых
на уровне целого государства. Образчик подобного государственного “черного PR”,
т.е., согласно одному из определений, “информации, направленной на создание у
клиентов и потенциальных клиентов негативного отношения к определенному товару
или услуге», видим регулярно на пачке сигарет. Речь идет о знаменитом
предупреждении Минсоцздрава.
Да, россиянин
призывам медиков не внемлет. Авторы — люди, вероятно, умные и образованные —
тем не менее забыли, что человек — существо иррациональное.
No smoking
Чтобы представить
себе, на что замахнулись американские “борцы с курением”, надо учесть, что до
этого в течение четырех десятилетий табачные компании вкладывали миллиарды
долларов в формирование образа курильщика — независимого, сексуального, преуспевающего
— прямо-таки живое воплощение американской мечты.
К середине 60-х
годов 50% американцев курило, а табачная промышленность превратилась в самую
преуспевающую отрасль США. И вот этому-то монстру и объявили войну. Трудно
сказать, кто стоял у истоков 25-летней антитабачной PR-кампании. По официальной
версии, это врачи, обнаружившие прямую связь между курением и раковыми
заболеваниями. Можно сказать одно: война выиграна, враг повержен.
В первую очередь,
общество борьбы с курением решило разрушить традиционный романтический образ
курильщика. В частности, чтобы изменить отношение американцев к упомянутым
“ковбоям Мальборо”, была снята серия документальных роликов, в том числе и о
ковбоях — не телевизионных, а реальных. Вот, например, ковбой, кое-как держащийся
в седле… к крупу лошади привязан кислородный аппарат, от которого к ноздрям
ковбоя тянутся прозрачные шланги. Ковбой рассказывает зрителям о том, как
курение довело его до жизни такой…
“Но, может быть,
самое сильное впечатление на курильщиков произвело прощание знаменитого и очень
любимого в Америке киноактера Юла Бриннера, кстати, нашего соотечественника. Он
умирал от рака легких и незадолго до смерти пригласил к себе съемочную группу,
чтобы появиться на экране в последний раз. Он хотел записать напутствие тем,
кто остается жить. По желанию актера эта запись вышла в эфир сразу после его
смерти”, — вспоминает в своей книге Михаил Таратута.
Табачные
компании, конечно, сопротивлялись, заявляя — с привлечением каких-то
медицинских экспертов — что “никакой угрозы для здоровья курение сигарет с
фильтром не представляет”; даже попытались перейти в контрнаступление (в одной
из сигаретных реклам той поры курильщик заявляет: “Это мне рекомендует врач”).
Но шила в мешке
не утаишь. Последовало несколько громких судебных процессов, в которых
некурящие отстаивали свои права на чистый воздух. Общество борьбы с курением
стало давить на законодателей, которые начали вводить запреты на курение в
офисах, в ресторанах, самолетах... Затем — полный запрет на рекламу табака… А
пресса поспешила проинформировать деловое сообщество о том, что курильщики чаще
болеют и обходятся работодателям на тысячу долларов в год дороже некурящих.
Стереотип был сломлен. Сигарета стала признаком принадлежности к низшим слоям,
работягам или новым эмигрантам.
В результате
подобной массированной PR-атаки более 40 миллионов американцев бросили курить.
А убытки табачных компаний не поддаются подсчету. Впрочем, вряд ли рядовые
американцы этим расстроены, выиграв и в финансовом отношении, и в отношении
своего здоровья.
При всей
тщетности призывов Минсоцздрава, чувствительный эффект возымела явно
“черно-пиаровская” акция, проведенная в 2001 году в Ставрополье. Некий
анонимный “доброжелатель” распространял в районных поликлиниках листовки, в
которых курильщикам сигарет “Петр I” и “LD” рекомендовалось срочно пройти
флюорографию. Последовал кратковременный обвал продаж упомянутых марок…
Разного рода
сплетни, а то и намеренный выброс компромата со стороны конкурентов —
неизбежная плата за лидерство. Поэтому компании, претендующей на заметную долю
рынка, нужно встречать подобное во всеоружии: хотите того или не хотите, Вы
многим переходите дорогу.
На практике часто
появление в прессе “сливной” публикации оказывается для руководства компании
полной неожиданностью.
“Типичный случай,
когда руководитель читает в газете про себя какую-нибудь ахинею и даже толком
не знает, что нужно делать. Первая мысль — позвонить в редакцию и потребовать
опровержения. Но если против него работают профессионалы, то это только начало
игры, и со второй — третьей газеты на него повалится еще 5-6 ходов, а он будет
размахивать одной этой несчастной заметкой, которая была всего лишь
предвестником”, — считает Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы
“ТРИЗ-ШАНС”.
Понятно, что “черный
PR” — как и все в этой жизни — бывает разного уровня. На некую одиночную акцию
— тем более, не базирующуюся на реальных фактах — имеет смысл вообще не
реагировать, не тратить на это нервы и бюджет, и продолжать спокойно работать…
Важно, не впадая в панику (“Что пишут, подлецы!”), неэмоционально взвесить
факты. Очень возможно, что однократная публикация “слива” прошла незамеченной,
а вот “опровержение” как раз привлечет внимание публики: “Оправдывается —
значит, виноват!”.
Впервые об
озоновой дыре заговорили в 1957 г., когда английские ученые обнаружили
значительные колебания толщины озонового слоя над Антарктидой.
А уже в 1974 г.
американцы Роулэнд и Молина выдвинули предположение, что в разрушении озонового
слоя могут быть виноваты выбросы в атмосферу промышленных фреоновых газов,
которые используются в холодильной промышленности, в кондиционерах и в
аэрозольных баллончиках. Правда, сами авторы гипотезы на этом не настаивали;
кроме того, ряд других ученых полагал, что колебания в толщине озонового слоя
вполне закономерны и регулируются естественными природными процессами.
Однако джинн был
выпущен из бутылки. Началась кампания по борьбе с фреонами. В 1985 году в Вене
была принята международная конвенция по сохранению озонового слоя, а через
несколько месяцев над Антарктидой обнаружили огромную “озоновую дыру”. После
чего в 1987 году тридцать семь стран подписали Монреальский протокол, по
которому все они обязались избавляться от вредных фреонов.
Однако ряд ученых
считает, что шумиха вокруг “озоновых дыр” — мистификация, затеянная несколькими
крупными корпорациями, во главе с “Дюпоном”.
“Фреоны
действительно могут наносить вред озоновому слою, но опыт показывает, что они в
гораздо больших количествах извергаются вулканами, чем человеком… Разумеется,
есть причины (и причины вполне естественные, а не искусственные),
способствующие утончению озонового слоя, но ничего необратимого не происходит,
и главное здесь — динамика, периодические колебательные движения. Об этом
убедительно говорят спутниковые наблюдения….”, — считает Сергей Капица,
профессор, заведующий кафедрой физики МФТИ.
А история про
“коровье бешенство”? Так с подачи журналистов стали называть губчатый энцефалит
крупного рогатого скота. Общеевропейский ажиотаж вокруг этой проблемы затмил
даже панику, возникшую в свое время по поводу эпидемии СПИДа.
Обратите внимание
на схему: вначале появляются сообщения о нескольких случаях “странного
заболевания”; затем — шумиха в прессе. Следует обнародование “ужасающих
подробностей”, сопровождаемых живописными фотографиями, а также различными
малоправдоподобными гипотезами происхождения неизвестной болезни — от намеренной
акции военных до космической пыли, выпавшей из хвоста комет. Быстро возникает
паника. Затем власти, идя навстречу гласу народному, “на всякий случай”
закручивают гайки.
Вот факты:
1) с середины
80-х годов в Великобритании начинается эпидемия губчатого энцефалита среди
коров. Пик заболевания пришелся на 1992 год.
2) В начале 90-х
годов в прессе появляются сообщения о возникновении неизвестной до этого формы
болезни Крейтцфельдта-Якоба, — очень опасной для человека. Ряд смертельных
исходов зафиксирован в Великобритании. По мнению ученых, причина болезни —
особые белки “прионы”. Пока что особой тревоги ситуация не вызывает.
3) Появляется
информация о научных данных, якобы указывающих на связь “коровьего бешенства” с
возникновением новой формы смертельной болезни. Правда, достоверно этого пока
что никто не доказал. Кроме того, есть ряд аргументов, не укладывающихся в
данную гипотезу. Во-первых, мясо вообще не содержит прионов, а их источники —
мозги и селезенку — в пищу практически никто не употребляет. Во-вторых,
говядину едят миллионы людей, а заболели лишь десятки. И, в-третьих, самое
любопытное — среди заболевших новой болезнью были... вегетарианцы!
Тем не менее,
ажиотаж в Европе растет. Пока ученые спорят о том, можно ли доверять упомянутой
гипотезе, ЕЭС накладывает эмбарго на экспорт английского мяса. В Великобритании
забиты и сожжены миллионы коров. Число заболевших животных было значительно
меньшим (около 176 тыс.), но если в стаде обнаруживали хотя бы одну корову с
признаками “коровьего бешенства”, уничтожалось все стадо. Потребление говядины
сократилось в несколько раз, разорились тысячи фермеров, некоторые из них
покончили жизнь самоубийством. Ущерб, нанесенный английской экономике,
выражается запредельной цифрой в 200 млрд. фунтов стерлингов.
После этого
шумиха вокруг ужасной болезни резко пошла на убыль…
Эта история
вызывает в памяти уже совсем недавнюю ситуацию вокруг следующего претендента на
звание “ЧУМЫ XXI века” — атипичной пневмонии, с которой тоже много неясного.
Паника была столь же несоразмерна масштабам болезни (смертность от “атипичной
пневмонии” составила 3,5% заболевших; для сравнения, в случае обычной пневмонии
умирает 4% заболевших) и столь же быстро прекратилась. Эпидемия постоянно
распространялась, но количество больных менялось весьма мало, а очаги ее так и
остались в Гонконге и китайской провинции Гуандун. Похоже, что страх перед
новой болезнью распространялся куда быстрее самой болезни. В дополнение ко
всему, расползлись слухи, что товары из Китая могут нести в себе возбудителей загадочного
заболевания… Для многих отраслей китайской экономики — прежде всего, туризма,
ресторанного бизнеса и транспорта — настали тяжелые времена.
Можно только
гадать, кому оказалась выгодной “атипичная истерия” — странам-конкурентам
Китая? А может, кто-то захотел отвлечь внимание людей от известных событий в
Ираке, с которыми совпала по времени китайская эпидемия?..
Но налицо общий
прием: ажиотаж вокруг событий явно “локального значения” раздувается с помощью
игры на человеческом страхе и на любви журналистов к сенсациям. [Александр
Соколов, Энциклопедия – PR.
#"_Toc148378983">Чёрный PR в
избирательной компании
В связи с
появлением, так называемых, «грязных технологией», люди теряют доверие к
процессу выборов, не верять в возможность повлиять на их исход, что в итоге
приводит к отсутствию стабильности в государстве и доступа к власти людей,
напрямую, связанных с криминалом.
Под словами
«грязные технологии», воспринимается прямое манипулирование избирателями и давление
на конкурентов (например: компрометирующее выступление).
Страницы: 1, 2
|