Меню
Поиск



рефераты скачать Чёрный ПР

Чёрный ПР

Санкт – Петербургский Государственный Университет

Кино и Телевиденья



Курсовая работа


По теме: «Чёрный PR»


Специальность «Связи с общественностью

(Институт массовых коммуникаций)»




Выполнила

Студентка гр. 662

Первого курса

Некрасова В. В.



Преподаватель

Декан института

Массовых коммуникаций

Орлов И.В.



СПб

2006 год.


ОГЛАВЛЕНИЕ

1. ВВЕДЕНИЕ

2. «Чёрный PR»: от Генри Форда до ковбоя Мальборо.

2.1. Дедушка русской «заказухи».

2.2. Голливуд против Форда

2.3. No smoking

2.4. $220млрд. вылетело в озоновую дыру

2.5. От фреонов - к прионам. Различные варианты «Чумы – XXI»

3. Чёрный PR в избирательной компании

4. Техника «Чёрного» PR

5. Разновидности «чёрного» PR

6. Заключение

7. Используемая литература


         
ВВЕДЕНИЕ


Практика массовых коммуникаций свидетельствует, что сегодня на ряду с классической связью с общественностью, основанной на «правде, знании и полной информированности», появились её искажённые версии, базирующиеся на манипулятивных технологиях. По этой причине стали различать «белый» и «чёрный» PR. [Шепель В. М. коммуникационный менеджмент , М. 2004]

Мы живем в мире Чёрного PR-а.

Он повсюду – на телеэкранах, в газетах, за окном. Вся реклама – это один сплошной черный ПиАр, обволакивающая чернота которого может затмить мир в самые светлые моменты его жизни.
Страшные люди, которые зомбируют бедных обывателей в дни выборов, пока несчастные семьянины с бутербродами в руках сидят, уткнувшись в телеэкран,  или, читают газету.

Самый чёрный, самый грязный PR делают люди с безупречной репутацией.

Весь мир – это один сплошной Чёрный ПиАр.

 «Чёрный PR»: от Генри Форда до ковбоя Мальборо.

Дедушка русской «заказухи».

Ведутся споры о том, кто является отцом российского “черного PR”. Можно прочитать, например, что понятие “черный PR” ввел в русскоязычный обиход Виктор Пелевин. Ну, может, с терминологической точки зрения это правильно. А с точки зрения идейной все началось гораздо раньше.

Фаддей Венедиктович Булгарин — довольно известная фигура в России первой половины 19 века. Он был, помимо всего прочего, еще и копирайтером, можно даже сказать, основоположником текстовой рекламы. В своей газете “Северная пчела”, издаваемой с 1825 года, Булгарин публиковал фельетоны, например, вот такие:

“Однажды прохаживался я по Гостиному двору и увидел в одной из лавок серебряную табакерку.

— Что хочешь за эту вещь? — спросил я хозяина.

— Тридцать пять рублей, — отвечал купец.

— Дам пять, — сказал я в шутку и пошел.

В двадцати шагах от лавки мальчик догнал меня и, подавая табакерку, сказал: “Извольте-с! Пожалуйте пять рублей”.

Я заплатил и ужаснулся...”

Подобный “слив” повергал торговцев из “Гостинки” в трепет. Боясь потерять своих клиентов, гостинодворцы несли Булгарину различные подношения. Фаддей Венедиктович никому не отказывал. А после купеческих подарков в “Северной пчеле” появлялись заметки уже иного рода:

“Главная отличительная черта этого магазина — честность. Пошлите ребенка — его также примут, как вельможу, и за одинаковую цену отпустят товары...

... Если вам нужно купить цепочку и даже бриллианты, то ступайте в лавку К-ва. Его вещи уважают даже за границею, в пробе золота и доброте камней вы можете верить его слову!”

Классическая заказуха.


Голливуд против Форда

Генри Форд, основатель автомобильной промышленности США, обладал, как и многие незаурядные люди, своими странностями. В частности, он был ярым антисемитом и даже инициировал издание на английском языке печально известных “Протоколов Сионских мудрецов” (еще один знаменитый образчик черного пиара). Совсем “распоясавшись”, Генри Форд, в частности, заявил, что евреи развращают христиан с помощью “сифилиса, азартных игр, джаза и… Голливуда”, который “призван уничтожать истинную красоту и культуру”.

Потеряв терпение, деятели Голливуда упомянутой национальности явились к Форду и пригрозили: если Генри Форд продолжит в том же духе, в голливудских фильмах станут разбиваться исключительно автомобили “Форд”, а в каждом выпуске кинохроники появятся кадры автомобильных катастроф, происходящих с машинами той же марки.

Генри Форд серьезно задумался… Руководитель крупной компании постоянно находится “на виду”. Конституция демократического государства гарантирует свободу совести и позволяет гражданам иметь какие угодно взгляды. Но если вы находитесь на публике, то держите ваши взгляды при себе и будьте особенно осторожны в том, что касается религии, сексуальных тем и межэтнических отношений. В противном случае вы рискуете стать мишенью падких на скандалы журналистов, а то и кинематографистов, как старик Форд…

Но что это мы все о мелочах. История 20-го века знает примеры антирекламных кампаний, проводимых на уровне целого государства. Образчик подобного государственного “черного PR”, т.е., согласно одному из определений, “информации, направленной на создание у клиентов и потенциальных клиентов негативного отношения к определенному товару или услуге», видим регулярно на пачке сигарет. Речь идет о знаменитом предупреждении Минсоцздрава.

Да, россиянин призывам медиков не внемлет. Авторы — люди, вероятно, умные и образованные — тем не менее забыли, что человек — существо иррациональное.


No smoking

Чтобы представить себе, на что замахнулись американские “борцы с курением”, надо учесть, что до этого в течение четырех десятилетий табачные компании вкладывали миллиарды долларов в формирование образа курильщика — независимого, сексуального, преуспевающего — прямо-таки живое воплощение американской мечты.

К середине 60-х годов 50% американцев курило, а табачная промышленность превратилась в самую преуспевающую отрасль США. И вот этому-то монстру и объявили войну. Трудно сказать, кто стоял у истоков 25-летней антитабачной PR-кампании. По официальной версии, это врачи, обнаружившие прямую связь между курением и раковыми заболеваниями. Можно сказать одно: война выиграна, враг повержен.

В первую очередь, общество борьбы с курением решило разрушить традиционный романтический образ курильщика. В частности, чтобы изменить отношение американцев к упомянутым “ковбоям Мальборо”, была снята серия документальных роликов, в том числе и о ковбоях — не телевизионных, а реальных. Вот, например, ковбой, кое-как держащийся в седле… к крупу лошади привязан кислородный аппарат, от которого к ноздрям ковбоя тянутся прозрачные шланги. Ковбой рассказывает зрителям о том, как курение довело его до жизни такой…

“Но, может быть, самое сильное впечатление на курильщиков произвело прощание знаменитого и очень любимого в Америке киноактера Юла Бриннера, кстати, нашего соотечественника. Он умирал от рака легких и незадолго до смерти пригласил к себе съемочную группу, чтобы появиться на экране в последний раз. Он хотел записать напутствие тем, кто остается жить. По желанию актера эта запись вышла в эфир сразу после его смерти”, — вспоминает в своей книге Михаил Таратута.

Табачные компании, конечно, сопротивлялись, заявляя — с привлечением каких-то медицинских экспертов — что “никакой угрозы для здоровья курение сигарет с фильтром не представляет”; даже попытались перейти в контрнаступление (в одной из сигаретных реклам той поры курильщик заявляет: “Это мне рекомендует врач”).

Но шила в мешке не утаишь. Последовало несколько громких судебных процессов, в которых некурящие отстаивали свои права на чистый воздух. Общество борьбы с курением стало давить на законодателей, которые начали вводить запреты на курение в офисах, в ресторанах, самолетах... Затем — полный запрет на рекламу табака… А пресса поспешила проинформировать деловое сообщество о том, что курильщики чаще болеют и обходятся работодателям на тысячу долларов в год дороже некурящих. Стереотип был сломлен. Сигарета стала признаком принадлежности к низшим слоям, работягам или новым эмигрантам.

В результате подобной массированной PR-атаки более 40 миллионов американцев бросили курить. А убытки табачных компаний не поддаются подсчету. Впрочем, вряд ли рядовые американцы этим расстроены, выиграв и в финансовом отношении, и в отношении своего здоровья.

При всей тщетности призывов Минсоцздрава, чувствительный эффект возымела явно “черно-пиаровская” акция, проведенная в 2001 году в Ставрополье. Некий анонимный “доброжелатель” распространял в районных поликлиниках листовки, в которых курильщикам сигарет “Петр I” и “LD” рекомендовалось срочно пройти флюорографию. Последовал кратковременный обвал продаж упомянутых марок…

Разного рода сплетни, а то и намеренный выброс компромата со стороны конкурентов — неизбежная плата за лидерство. Поэтому компании, претендующей на заметную долю рынка, нужно встречать подобное во всеоружии: хотите того или не хотите, Вы многим переходите дорогу.

На практике часто появление в прессе “сливной” публикации оказывается для руководства компании полной неожиданностью.

“Типичный случай, когда руководитель читает в газете про себя какую-нибудь ахинею и даже толком не знает, что нужно делать. Первая мысль — позвонить в редакцию и потребовать опровержения. Но если против него работают профессионалы, то это только начало игры, и со второй — третьей газеты на него повалится еще 5-6 ходов, а он будет размахивать одной этой несчастной заметкой, которая была всего лишь предвестником”, — считает Игорь Викентьев, директор консалтинговой фирмы “ТРИЗ-ШАНС”.

Понятно, что “черный PR” — как и все в этой жизни — бывает разного уровня. На некую одиночную акцию — тем более, не базирующуюся на реальных фактах — имеет смысл вообще не реагировать, не тратить на это нервы и бюджет, и продолжать спокойно работать… Важно, не впадая в панику (“Что пишут, подлецы!”), неэмоционально взвесить факты. Очень возможно, что однократная публикация “слива” прошла незамеченной, а вот “опровержение” как раз привлечет внимание публики: “Оправдывается — значит, виноват!”.


$220млрд. вылетело в озоновую дыру

 

Впервые об озоновой дыре заговорили в 1957 г., когда английские ученые обнаружили значительные колебания толщины озонового слоя над Антарктидой.

А уже в 1974 г. американцы Роулэнд и Молина выдвинули предположение, что в разрушении озонового слоя могут быть виноваты выбросы в атмосферу промышленных фреоновых газов, которые используются в холодильной промышленности, в кондиционерах и в аэрозольных баллончиках. Правда, сами авторы гипотезы на этом не настаивали; кроме того, ряд других ученых полагал, что колебания в толщине озонового слоя вполне закономерны и регулируются естественными природными процессами.

Однако джинн был выпущен из бутылки. Началась кампания по борьбе с фреонами. В 1985 году в Вене была принята международная конвенция по сохранению озонового слоя, а через несколько месяцев над Антарктидой обнаружили огромную “озоновую дыру”. После чего в 1987 году тридцать семь стран подписали Монреальский протокол, по которому все они обязались избавляться от вредных фреонов.

Однако ряд ученых считает, что шумиха вокруг “озоновых дыр” — мистификация, затеянная несколькими крупными корпорациями, во главе с “Дюпоном”.

“Фреоны действительно могут наносить вред озоновому слою, но опыт показывает, что они в гораздо больших количествах извергаются вулканами, чем человеком… Разумеется, есть причины (и причины вполне естественные, а не искусственные), способствующие утончению озонового слоя, но ничего необратимого не происходит, и главное здесь — динамика, периодические колебательные движения. Об этом убедительно говорят спутниковые наблюдения….”, — считает Сергей Капица, профессор, заведующий кафедрой физики МФТИ.


От фреонов - к прионам. Различные варианты «Чумы – XXI»

А история про “коровье бешенство”? Так с подачи журналистов стали называть губчатый энцефалит крупного рогатого скота. Общеевропейский ажиотаж вокруг этой проблемы затмил даже панику, возникшую в свое время по поводу эпидемии СПИДа.

Обратите внимание на схему: вначале появляются сообщения о нескольких случаях “странного заболевания”; затем — шумиха в прессе. Следует обнародование “ужасающих подробностей”, сопровождаемых живописными фотографиями, а также различными малоправдоподобными гипотезами происхождения неизвестной болезни — от намеренной акции военных до космической пыли, выпавшей из хвоста комет. Быстро возникает паника. Затем власти, идя навстречу гласу народному, “на всякий случай” закручивают гайки.

Вот факты:

1) с середины 80-х годов в Великобритании начинается эпидемия губчатого энцефалита среди коров. Пик заболевания пришелся на 1992 год.

2) В начале 90-х годов в прессе появляются сообщения о возникновении неизвестной до этого формы болезни Крейтцфельдта-Якоба, — очень опасной для человека. Ряд смертельных исходов зафиксирован в Великобритании. По мнению ученых, причина болезни — особые белки “прионы”. Пока что особой тревоги ситуация не вызывает.

3) Появляется информация о научных данных, якобы указывающих на связь “коровьего бешенства” с возникновением новой формы смертельной болезни. Правда, достоверно этого пока что никто не доказал. Кроме того, есть ряд аргументов, не укладывающихся в данную гипотезу. Во-первых, мясо вообще не содержит прионов, а их источники — мозги и селезенку — в пищу практически никто не употребляет. Во-вторых, говядину едят миллионы людей, а заболели лишь десятки. И, в-третьих, самое любопытное — среди заболевших новой болезнью были... вегетарианцы!

Тем не менее, ажиотаж в Европе растет. Пока ученые спорят о том, можно ли доверять упомянутой гипотезе, ЕЭС накладывает эмбарго на экспорт английского мяса. В Великобритании забиты и сожжены миллионы коров. Число заболевших животных было значительно меньшим (около 176 тыс.), но если в стаде обнаруживали хотя бы одну корову с признаками “коровьего бешенства”, уничтожалось все стадо. Потребление говядины сократилось в несколько раз, разорились тысячи фермеров, некоторые из них покончили жизнь самоубийством. Ущерб, нанесенный английской экономике, выражается запредельной цифрой в 200 млрд. фунтов стерлингов.

После этого шумиха вокруг ужасной болезни резко пошла на убыль…

Эта история вызывает в памяти уже совсем недавнюю ситуацию вокруг следующего претендента на звание “ЧУМЫ XXI века” — атипичной пневмонии, с которой тоже много неясного. Паника была столь же несоразмерна масштабам болезни (смертность от “атипичной пневмонии” составила 3,5% заболевших; для сравнения, в случае обычной пневмонии умирает 4% заболевших) и столь же быстро прекратилась. Эпидемия постоянно распространялась, но количество больных менялось весьма мало, а очаги ее так и остались в Гонконге и китайской провинции Гуандун. Похоже, что страх перед новой болезнью распространялся куда быстрее самой болезни. В дополнение ко всему, расползлись слухи, что товары из Китая могут нести в себе возбудителей загадочного заболевания… Для многих отраслей китайской экономики — прежде всего, туризма, ресторанного бизнеса и транспорта — настали тяжелые времена.

Можно только гадать, кому оказалась выгодной “атипичная истерия” — странам-конкурентам Китая? А может, кто-то захотел отвлечь внимание людей от известных событий в Ираке, с которыми совпала по времени китайская эпидемия?..

Но налицо общий прием: ажиотаж вокруг событий явно “локального значения” раздувается с помощью игры на человеческом страхе и на любви журналистов к сенсациям. [Александр Соколов, Энциклопедия – PR.

 #"_Toc148378983">Чёрный PR в избирательной компании

В связи с появлением, так называемых, «грязных технологией», люди теряют доверие к процессу выборов, не верять в возможность повлиять на их исход, что в итоге приводит к отсутствию стабильности в государстве и доступа к власти людей, напрямую, связанных с криминалом.

 Под словами «грязные технологии», воспринимается прямое манипулирование избирателями и давление на конкурентов (например: компрометирующее выступление).

Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.