Формы и методы организации PR-кампаний
Содержание |ВВЕДЕНИЕ |2 |
|Глава 1. PR как функция управления. |5 |
| 1.1. Место и роль специалистов по связям с общественностью|5 |
| | |
|в организациях. | |
| 1.2. Основные составляющие PR-кампании. |7 |
|Глава II. Подготовка PR-кампании. |9 |
| 2.1 Определение проблемы. |9 |
| 2.2 Планирование и программирование. |22 |
|Глава III. Реализация и оценка PR-кампании. |28 |
| 3.1. Действия и коммуникации. |28 |
| 3.2. Оценка эффективности PR-кампании. |31 |
|ЗАКЛЮЧЕНИЕ |33 |
|БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК |34 | Введение. Public relations представляет собой многогранную деятельность, которая
объединяет множество направлений, приёмов и инструментов. Это и наука,
имеющая свои непреложные законы, методологию, принципы, и одновременно
искусство. Практика PR имеет целью достижение и поддержание взаимопонимания
между какой-либо организацией и общественностью. Во всём мире без поддержки PR-служб не обходится ни одна сколько-нибудь
серьёзная коммерческая структура. Лидирующее место по объёмам обслуживания
фирмами PR занимают рынки телекоммуникации, потребительских товаров, услуг,
предоставляемых фирмами друг другу и т.д. Основной объём деятельности PR
приходится на работу со СМИ (35%) и на корпоративные коммуникации (около
28%). В России же о Public relations заговорили всерьёз лишь с того момента,
когда начал формироваться рынок. Практика PR в России заметно отличается от
западной, что объясняется спецификой рыночной ситуации в стране. Однако
подавляющее большинство клиентов солидных PR-агентств — крупные зарубежные
компании. Это объясняется тем обстоятельством, что многие из них уже
приобрели печальный опыт проведения в России PR-акций по рекомендациям
иностранных специалистов, которые пытаются применить в странах СНГ
технологии, единые для всех цивилизованных стран Запада. Поскольку слишком
часто эти технологии по непонятным для них причинам не приводят к желаемым
результатам, зарубежные компании всё чаще прибегают к услугам чисто
российских фирм, хорошо ориентирующихся в местных условиях. Специфика
функционирования отечественного рынка определяет и специфику деятельности в
сфере PR. Западный бизнес начинает это понимать. Российский бизнес в своей массе ещё не пришёл как к пониманию сути
Public relations, так и к осознанию его важности для успешного
маневрирования на рынке. Во-первых, у нас PR в лучшем случае приравнивается к размещению в СМИ
текстовой рекламы. По результатам опроса московских бизнесменов, около 80%
не смогли ответить на вопрос, что такое Public relations. Во-вторых, специфика российского бизнеса (определяемая, прежде всего
национальным менталитетом) такова, что отечественные компании начинают
осознавать необходимость налаживания связей с общественностью только тогда,
когда они оказываются в кризисной ситуации. В-третьих, на рынке действуют фирмы, предлагающие услуги PR, но не
способные обеспечить их реализацию на профессиональном уровне, что снижает
доверие и интерес к возможностям Public relations у молодого российского
бизнеса. Очевидно, что по мере развития российского рынка, приобретения им более
цивилизованных черт многие проблемы, с которыми сталкиваются отечественные
компании по связям с общественностью, уйдут в прошлое, а рынок PR начнёт
функционировать по принятым в мире законам. Всё это указывает на необходимость разработки сугубо российских методик
Public relations, в которых зарубежные технологии применялись бы в качестве
основы и ориентира. Цель моей работы - изучение PR-кампании как таковой, что подразумевает
детальное рассмотрение задач PR-специалистов, методик, применяемых ими, а
также этапов проведения самой кампании. ГЛАВА I. PR как функция управления. 1.1. Место и роль специалистов по связям с общественностью в организациях. Сегодня PR рассматривают как специализированную функцию управления,
глубоко интегрированную в менеджмент компании и направленную на оптимизацию
бизнеса. Деятельность специалистов по связям с общественностью осуществляется в
различных организационных формах. Это может быть внешнее консультирование
той или иной фирмы, или специалист PR работает на постоянной основе в
организации. Специалист в области связей с общественностью – это управленец высокого
уровня, чьим инструментарием является социально-психологический менеджмент.
Поэтому важен статус самого PR-отдела и его руководителя, ведь от этого
зависит уровень их полномочий. Мировая практика связей с общественностью
показывает, что наиболее рациональным и эффективным является положение
ведущего PR-специалиста в непосредственном подчинении у первого лица
компании. К сожалению, при рассмотрении PR-подразделений российских компаний можно
увидеть, что достаточно небольшая часть PR-специалистов (по крайней мере, в
регионах) входит в группу принимающую решения, т.е. группу, обладающую
реальной властью в организации. А это значит, что зачастую возможности PR
как функции управления, остаются не полностью использованными или даже не
реализованными совсем. Быть или не быть PR-специалисту членом группы
управления, во многом зависит от роли PR в данной организации и
привносимого им вклада. Если роль public relations считается или является
второстепенной, то PR-специалист в лучшем случае имеет право давать советы
и высказывать своё мнение по вопросам, связанным с генеральным направлением
деятельности организации. А там, например, где PR рассматривается только
лишь как коммуникационная составляющая деятельности организации, функции PR-
специалиста становятся чисто техническими и исполнительскими и сводятся,
как правило, к регулярной подготовке и распространению пресс-релизов,
выпуску внутрикорпоративного издания, организации пресс-конференции и т.п. Исходя из классической модели организации PR-деятельности на предприятии
работа PR специалистов состоит из двух основных компонентов: с одной
стороны – это разработка стратегии общественного аспекта деятельности, а с
другой – ее реализация. Кроме того, функции руководителя PR-службы, по мнению Фрэнка Джефкинса,
могут быть следующие: . поддержание правильного имиджа организации, ее политики, продуктов, услуг и персонала; . отслеживание общественного мнения и доведения его до руководства; . предложение помощи руководителям в вопросах коммуникации; . информирование общественности о политике, деятельности, услугах и персонале организации. Специалист PR всегда должен точно знать: . каков климат в данной организации; . особенности функционирования коммуникативных каналов, т.е. каким образом осуществляется распространение информации по иерархической вертикали и по горизонтали в данной организации; . доминирующие традиции и ценности организации, в которой ему предстоит работать[1]. 1.2 Основные составляющие PR-кампании PR–кампания – это комплексное, многократное использование
PR–средств, а также рекламных материалов в рамках единой концепции и
проведения общего плана воздействия на мнения и отношения людей в целях
популяризации имиджа, поддержания репутации, создания паблисити. В кампании по связям с общественностью, прежде всего, важен
стратегический подход в воздействии на мнения и отношения людей, который
значительно увеличивает вероятность достижения желаемых результатов.
Стратегическое планирование в паблик рилейшнз включает принятие решений по
программным целям и задачам, включая идентификацию ключевых общественных
групп, установление политики и правил для выбора и определения стратегии.
Необходима тесная связь между глобальными программными целями, задачами,
установленными для каждой общественной группы, и выбранной стратегии.
Разработка стратегических программных планов по связям с общественностью
согласно разработкам Сэма Блэка состоит из четырёх шагов:[2] 1. Определение проблемы. 2. Планирование и программирование. 3. Действие и коммуникация. 4. Оценка программы. Этот процесс можно представить в виде следующей схемы[3]:
|Что происходит сейчас?| |Что мы должны |
| | |сделать, сказать? |
|1.Ситуационный анализ | |2.Стратегия |
| |PR | |
|4.Оценка | |3.Реализация |
|Как мы поступали? | |Как и когда мы |
| | |сделаем и скажем это?|
Схема 1. Этапы PR-кампании ГЛАВА II. Подготовка PR-кампании. 2.1. Определение проблемы. Постановка проблемы представляет собой краткое описание
соответствующей ситуации, сформулированного в виде предложения или
короткого абзаца. В отличие от постановки проблемы анализ ситуации
представляет собой полный набор сведений, известных о ситуации, её
истории, действующих силах и лицах, которых она касается. Ситуационный
анализ выявляет всю «фоновую» информацию, необходимую для того, чтобы шире
взглянуть на данную проблему, и включает в себя следующие аспекты: 1. Изучение истории вопроса. Информация о прошлом необходима для определения того, что предпринималось для решения проблемы до настоящего момента. Какие средства и методы были наиболее эффективны? В чём выявлены недочёты? Это позволит верно выстроить программу действий и избежать ошибок в будущем. 2. Широкий взгляд вокруг. Вторым шагом является непрекращающийся ни на минуту мониторинг общественного мнения по отношению к PR-объекту, что позволит верно выбрать стратегию воздействия на целевую аудиторию PR- кампании. 3. Глубокий взгляд внутрь. Исследование самого PR-объекта, при котором удобна оценка с точки зрения его сильных и слабых сторон, возможностей и угроз при взаимодействии с внешней средой. |S (strength) |W (weakness) |
|сила |слабость |
|О (opportunities) |T (threat) |
|возможности |опасность | Такой подход к резюмированию анализа ситуации называют SWOT- или TOWS-
анализом. Из этой аналитической конструкции вытекает несколько
стратегических выводов. . SO-стратегия строятся на сильных сторонах организации с целью извлечения преимуществ из новых возможностей, появляющихся во внешнем окружении организации. . ST-стратегии также строятся на сильных сторонах организации с целью противостояния угрозам, появляющимся в её внешнем окружении. . WO-стратегии связаны с попытками минимизировать слабые стороны организации с целью извлечения преимуществ из внешних возможностей. . WT-стратегии связаны с попытками минимизировать как слабые стороны организации, так и угрозы, появляющиеся в её внешне окружении. 4. Взгляд в перспективу. Является ли цель PR-кампании реально достижимой? Можно ли приспособить планирование и программирование PR для достижения этой цели? Ожидает ли эту кампанию успех? Что способствует и что препятствует этому? Стоит ли затевать дело. Иначе этот этап называется вариативным планированием, при котором пишутся три сценария – оптимистический, реальный и пессимистический, но не указывается степень вероятности каждого из возможных исходов, так как неопределённое будущее нельзя предвидеть. На этом этапе целесообразно разработать план исследования, который требует
определения источников данных, методов их сбора и анализа.
План исследования может предусматривать использование как вторичных, так и
первичных данных. Вторичные данные – уже существующая в определённой форме информация,
полученная для каких-то других целей.
Источниками вторичных данных могут служить балансовые отчёты компаний и
отчёты о прибылях и убытках, статистика продаж, рапорты торговых
представителей. Полезными могут оказаться общие журналы по бизнесу. В
России, например – «Эксперт», «Деньги», «Власть». Кроме того, поистине
неисчерпаемым источником информации сегодня является интернет.
В том случае, когда исследователю не удается получить сведения из вторичных
источников, или они неполны, недостаточно точны, недостоверны, или попросту
устарели, приходится прибегнуть к сбору первичных данных.
Первичные данные собираются с конкретной целью при осуществлении
конкретного проекта.
Рассмотрим некоторые методы исследований, используемые в сфере PR.
Личные контакты.
Наилучшим способом, который позволяет эффективно выявлять и оценивать
тенденции, имеющие место в любом сообществе, является свободное
установление контактов с самыми разными людьми. Одной из разновидностей
личных контактов являются беседы с ключевыми информаторами. Этот подход
включает подбор и интервьюирование хорошо информированных лидеров и
экспертов. Интервью обычно принимает форму свободной и не ограниченной во
времени дискуссии, в ходе которой выбранным лицам предлагается обсудить
соответствующую проблему или вопрос со своей точки зрения. Основой для
подбора ключевых информаторов является предполагаемое знание ими того или
иного вопроса, а также их способность представить точку зрения других
людей. Углублённое интервью с ключевыми информаторами зачастую позволяют
получить сигналы раннего предупреждения о ранних проблемах.
Фокус-группы.
Естественным продолжением использования личных контактов и ключевых
информаторов является обращение за идеями и обратной связью к целым группам
людей. Фокус-группа состоит из 6-10 человек, которых просят провести
несколько часов в обществе опытного ведущего для обсуждения товара, услуг,
компании или другого объекта исследования. Ведущий должен быть объективным,
хорошо осведомленным о предмете беседы. Обсуждение обычно проводится в
комфортной обстановке, при этом ведущий должен поощрять свободные и
непринужденные высказывания, чтобы динамика группы, устанавливающиеся в ней
взаимоотношения позволили выявить истинные чувства и мысли участников.
Одновременно ведущий стремится «сфокусировать» обсуждение. Ход дискуссии
записывается на аудио- или видеомагнитофон и впоследствии внимательно
изучается. Фокус-группы используются для того, чтобы выяснить, как люди
будут реагировать на те или иные предложения, и для сбора информации,
которая может пригодиться для разработки анкет, применяемых впоследствии в
более формальных методах проведения исследований. «Горячие» телефонные линии.
Телефонные линии используются для получения немедленной обратной связи и
отслеживания проблем, вызывающих особую озабоченность и интерес различных
общественных групп. Трудность, однако, заключается в том, что подобное
выявление проблем и мнений не может заменить собой описания частоты проблем
и распределения мнений по различным общественным группам.[4] Анализ почты.
Экономически эффективным способом сбора информации является периодический
анализ поступающей почты. Корреспонденция, поступающая от общественности,
позволяет выявить «проблемные сферы» и информационные потребности. Однако
необходимо учитывать, что авторы писем больше склонны к критическому, а не
конструктивному подходу. Письма могут служить средством раннего
предупреждения о неблагополучии и возникновении определённых проблем, но не
являются срезом общественного мнения или даже мнений определённой
общественной группы.
Контент-анализ СМИ.
Контент-анализ средств массовой информации представляет собой применение
систематических процедур в попытке объективно оценить то, о чём сообщается
в СМИ. Вырезки из прессы и отчёты по мониторингу радиопрограмм и
телепередач показывают лишь то, что прочитано, услышано или предано в эфир,
а вовсе не то, что прочитано, услышано и посмотрено. Кроме того, они не
показывают, действительно ли аудитория восприняла содержание того или иного
сообщения и поверила ему. Опросы.
Анкета, рассылаемая по почте, - самый подходящий способ связаться с людьми,
которые либо не согласны на личную встречу, либо в силу черт личности
склонны под влиянием интервьюера искажать ответы. Почтовая анкета требует
простых и чётко сформулированных вопросов, время получения ответов на
которые может быть значительным. К числу важнейших преимуществ анкет,
рассылаемых по почте, относится значительная экономия времени и денег,
удобство для респондентов, гарантия анонимности. Отсутствие влияния
личности интервьюера. Самым серьёзным недостатком многих опросов является
то, что у исследователей нет никакого контроля над тем, кто отвечает, а
также низкий коэффициент получения ответов, который означает, что итоговая
выборка может оказаться отнюдь не репрезентативной.[5]
Телефонное интервью – наилучший путь быстрого сбора информации, к тому же
интервьюер имеет возможность пояснять непонятные респонденту вопросы. Число
ответивших, как правило, выше, чем в случае опроса по почте. Основная
трудность, с которой сталкиваются исследователи, заключается в
необходимости не затягивать разговор и не затрагивать личные темы.
Онлайновое интервью. Онлайновому тестированию прочат большое будущее.
Считается, что такой метод быстрее традиционных исследовательских методов.
Компания может поместить анкету на своей web-странице и предложить
посетителям ответить на вопросы (стимулируя участие некими призами) или
разместить свой баннер на каком-либо часто посещаемом сайте типа Rambler,
Yandex (с аналогичным предложением). Наконец, фирма может зайти в
определенный «чат» (для примера, в г. Иваново есть свой канал irc) и
обратиться к желающим принять участие в опросе. Составить представление о
посетителях web-сайта можно путем отслеживания цепочек используемых ссылок
и переходов на другие сайты. Для сбора этой информации применяется механизм
cookie. Недостатком данного метода, безусловно, является то, что не все
респонденты обладают возможностью доступа в интернет.[6]
Страницы: 1, 2
|