Меню
Поиск



рефераты скачать Условия эффективности печатной рекламы как средства визуальной коммуникации

Условия эффективности печатной рекламы как средства визуальной коммуникации



Кафедра рекламы









Курсовая работа


Условия эффективности печатной рекламы как средства
визуальной коммуникации














2005


ОГЛАВЛЕНИЕ:



ВВЕДЕНИЕ.. 3

Глава 1. Реклама в социокультурном пространстве:  история и современность   5

1.1.Реклама в историческом аспекте. 5

1.2. Понятие рекламы... 6

1.3. Особенности и типы печатной рекламы... 9

1.4. Петербургский рынок печатной рекламы... 12

Глава 2. Реклама как средство визуальной коммуникации.. 16

2.1. Особенности коммуникативного воздействия в рекламе. 16

2.2. Проблема эффективности рекламы... 18

2.3. Условия эффективности печатной рекламы... 21

2.4. Оценка коммуникационной эффективности рекламы... 25

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 27

Список использованной литературы... 29













ВВЕДЕНИЕ


Как верно замечено многими учеными, истоки рекламы лежат в сфере общественной практики, производственной, трудовой, художественной деятельности. С развитием форм межчеловеческой коммуникации реклама действует как ответ на потребность человека в передаче духовно-ценностных отношений, позволяющий индивиду (коллективу) подключать свою самоценную единичность к общественной. Не случайно в рекламе выстраивается несколько направлений форм-медиаторов для передачи информации, осуществляющих связь не только в коллективе и с коллективом, но и с внешними коллективу сущностями - как природными, так и внеприродными. Сюда с полным правом можно отнести первичные образно-художественные формы коммуникации: графические символы, воплощенные в пикто- и идеограммах; графемы и рисунок; сигнографические и фигуративные знаки; естественные предметы и значащие формы, а также вещные символы, привязанные к конкретной форме мира (фетиши, тотемы и т.п.); мимико-графические знаки; звуковые сигналы, записывающие сообщения от языка жеста (как способа передачи информации) до телодвижения (двигательно-ритмическая графема) и т.д. Эти и другие подобные формы коммуникации фиксировали ценностно-важные события, общественные явления, значимый коллективный опыт, нормы и стандарты поведения.

Таким образом, реклама прошла длительный путь эволюции. На протяжении своей истории она приобретала различные черты, отражавшие культурные нормы и ценности той или иной эпохи.

Преобразования в сфере идеологии и экономики в начале 90-х гг. ХХ в. привели к возрождению в России печатной рекламы, существовавшей в нашей стране с XIX века. Реклама, в свою очередь, изменила облик средств массовой информации, став неотъемлемой составной частью современных газет, журналов и других носителей информации. В России вновь появились частные издания, существование которых ставится в прямую зависимость от количества подписчиков и доходов от рекламы.

Актуальность темы исследования определяется насущной потребностью в изучении, анализе и обобщении новейших тенденций в области массовой информации и коммуникации. Она обусловлена процессами, происходящими в области средств массовой информации в течение последних 15 лет. Появление рекламных изданий на рынке российской прессы явилось результатом демократических преобразований в стране, а их особенности определились прежде всего тем типом экономики, который начал свое активное формирование в конце ХХ в., когда наряду со строго регламентированным планированием государственных отраслей в сфере обслуживания и товарного производства возникли элементы рыночной экономики.

Цель работы состоит в выявлении основных условий эффективности печатной рекламы как средства визуальной коммуникации на современном этапе.

В задачи работы входит:

1) Раскрыть специфику рекламы в социокультурном контексте.

2) Изучить феномен печатной рекламы как средства визуальной коммуникации.

3) Определить условия эффективности печатной рекламы.

Теоретической и информационной базой работы послужили публикации отечественных и зарубежных теоретиков рекламы, культурологов, социологов, маркетологов, журналистов и других специалистов, в сферу интересов которых входит изучение закономерностей развития и условий эффективного функционирования такой междисциплинарной области как реклама; материалы печатной рекламы, представленные на российском рынке рекламной продукции; исследования российского и зарубежных рекламных рынков; материалы специализированных сайтов в сети Интернет.


Глава 1. Реклама в социокультурном пространстве:
история и современность

1.1.Реклама в историческом аспекте


Реклама принадлежит к числу тех отраслей деятельности, ключ к пониманию которых находится в человеческой истории. Как и всякое явление, существующее в реальных пространственно-временных измерениях, реклама имеет свою историю. Истоки рекламы лежат в сфере общественной практики, производственной, трудовой, художественной деятельности.

Появление письменности привело к появлению рукописной рекламы. Во время раскопок древнеегипетского города Мемфиса было обнаружено одно из наиболее древних рекламных объявлений. Оно сообщало: «Я, Рино, с острова Крит, по воле богов, толкую сновидения»[1].    

В Помпеях  при раскопках было найдено около полутора тысяч настенных рекламных надписей. Одна из них сообщает: «Прохожий, пройди отсюда до двенадцатой башни. Там Сирипус держит винный погребок. Загляни туда. До встречи»[2].

С развитием форм межчеловеческой коммуникации реклама действует как ответ на потребность человека в передаче духовно-ценностных отношений, позволяющий индивиду (коллективу) подключать свою самоценную единичность к общественной.

Первое рекламное агентство в России было открыто в XIX веке предпринимателем Метцелем. Именно ему принадлежит и расхожая фраза: «Реклама есть двигатель торговли»[3].

XIX в. стал для нашей страны веком появления рекламных изданий, которые в Европе возникли гораздо раньше - в первой половине XVII в. Начало XIX в. ознаменовано в России созданием таких новых столичных газет, как «Санкт-Петербургские коммерческие ведомости» (1802), «Северная почта» (1809), «Сенатские ведомости» (1809), «Гений времени» (1807), «Северная пчела» (1825), «Коммерческая газета» (1825) и «Земледельческая газета» (1834). Причем частные объявления, по утверждению некоторых исследователей истории российской рекламы, были разрешены только в «Санкт-Петербургских ведомостях» и «Московских ведомостях», тогда как другие исследователи полагают, что исключительное право печатать частные объявления в Российской империи в данный период времени предоставлялось только «Губернским ведомостям», монополия которых на рекламу продлилась до начала 60-х гг.[4]

Динамичное развитие рекламной продукции и изданий было приостановлено революционными событиями и начавшей гражданской войной первой трети XX в. Период упадка был ознаменован застойными процессами в формировании типа рекламных изданий и их функционировании. Идеологизация рекламы была вполне естественной для первой и второй трети XX в., и потому основной задачей рекламных изданий стала пропаганда социалистического образа жизни.

С началом рыночных преобразований ситуация кардинально изменилась: рекламный бизнес стал одной из наиболее динамично развивающихся и технически оснащенных отраслей российской экономики. Более того, даже экономический кризис 1998 года, в определенной мере сыгравший на руку российским товаропроизводителям, способствовал развитию рекламы.

1.2. Понятие рекламы


Право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию», закреплено в ч. 4 ст. 29 Конституции РФ. Оно  относится к основным правам и свободам человека и гражданина, регулирование которых в силу п. «в» ст. 71 Конституции находится в ведении Российской Федерации.

Главная цель любого рекламного сообщения - привлечь внимание потребителей к конкретному товару, услуге или фирме, сформировать доброжелательное отношение к ним. Реклама, как правило, является оплаченной информацией.

Понятие рекламы дано в статье 2 Федерального закона «О рекламе»: «…реклама - распространяемая в любой форме, с помощью любых средств информация о физическом или юридическом лице, товарах, идеях и начинаниях (рекламная информация), которая предназначена для неопределенного круга лиц и призвана формировать или поддерживать интерес к этим физическому, юридическому лицу, товарам, идеям и начинаниям и способствовать реализации товаров, идей и начинаний.» [5]

Одни авторы выделяют рекламу в широком и узком смысле[6]. Другие, понятие «реклама» и «рекламная информация» отождествляют и рассматривают как синонимы[7]. Но и в том, и в другом случае происходит смешение содержаний данных понятий, что не только не решает проблему по существу, но и затрудняет это.

Представляется, что реклама является деятельностью, посредством которой распространяются рекламные данные.

В теории маркетинговых исследований реклама определяется как любая оплаченная форма представления и продвижения товаров, услуг и идей с помощью средств массовой информации.

В маркетинге рекламу классифицируют на основе нескольких классификационных признаков. Так по типу целевой аудитории выделяют потребительскую рекламу, нацеленную на людей, покупающих товары для себя или для других (домохозяйка покупает одежду для ребенка и корм для собаки) и деловую рекламу, ориентированную на людей, занимающихся закупками для организаций различного типа.

Если реклама направлена на извлечение прибыли из продажи определенных продуктов, то она называется коммерческой. Если она направлена на достижение некоммерческих общественных целей, то она называется некоммерческой.[8]

С филологической точки зрения реклама представляет собой особую сферу практической деятельности, продуктом которой являются словесные произведения - рекламные тексты. Эти тексты в своей совокупности  характеризуются:

1) определенными признаками содержания и внешнего оформления, позволяющими отличить их от других (нерекламных) текстов;

2) определенными функциональными признаками;

3) определенным местом, которое они занимают в общей совокупности текстов, созданных и создаваемых на некотором языке.

Реклама - это диалог. В ней автор заранее предупреждает и одобрение, и недоумение покупателя, предвидит ход его мыслей, управляет процессом восприятия, рассеивает возникшие вопросы, помогает правильно понять текст. Коммуникативный эффект диалога достигается за счет обращения не к потребителям вообще, а прямо к отдельному человеку. С этой целью в ходе изучения целевого рынка продумывается живой силуэт потенциального клиента с учетом конкретных демографических данных о его возрасте, доходе, поле, образовании, роде занятий, социальном статусе, а также его мотивов, мнений. Диалогичность создается посредством: 1) личных по тональности посланий (Почувствуйте себя человеком!); 2) эмоциональных воздействий (Свежесть в каждой капле!); 3) созданием образа, который будет ассоциироваться с товаром (Пустите тигра в бензобак!); 4) драматизацией, когда потребитель делается участником действий (Купите «Вольво»! Эта машина для наших дорог).[9]

Основные носители рекламы делятся на: печатные издания, телевидение, радио, наружную рекламу, в последние годы быстрыми темпами растет реклама в сети Интернет.

1.3. Особенности и типы печатной рекламы


Существуют различные классификации печатной рекламы. В некоторых из них реклама в газетах и журналах включена в печатную рекламу, в других нет. Четких критериев печатной рекламы в литературе не предлагается.

С точки зрения А.В.Абовян, критериями печатной рекламы как жанра являются объем произведения, способ построения образа или представления идеи, предмет изображения, его характер. Одним из признаков этого жанра может быть способ достижения цели, а в качестве критериев целесообразно рассматривать цели рекламного сообщения, характер предмета рекламирования, средства достижения поставленных маркетинговых задач[10].

Особенности печатной рекламы обусловлены и типом издания, его целевой направленностью, содержанием, задачами, а также видовыми характеристиками и спецификой коммуникационного канала.

Е.В.Попов считает, что печатная реклама это:

1) рекламно-каталожные издания (каталоги, проспекты, буклеты, плакаты, листовки и т.п.);

2) новогодние рекламно-подарочные издания (фирменные календари всех разновидностей, дневники, записные книжки, поздравительные открытки и пр.).[11]

Некоторые авторы, в зависимости от целей и задач издания, его объема, тиража, адресной направленности выделяют такие виды печатной рекламы: афиша, буклет, каталог, листовка, листок информационный, листок рекламный, наклейка, письмо информационное, плакат, пресс-релиз, проспект.[12]

У.Уэллс, Дж.Бернет, С.Мориарти[13] полагают, что газетная и журнальная реклама должна включаться в печатную рекламу и уделяют прессе очень большое внимание.

Некоторые авторы, например В.Л.Цвик[14], вообще не дают ответа на вопрос, что же представляет собой печатная реклама, и какие типы изданий в нее входят.

Мы будем исходить из того, что печатное издание - это издание, полученное печатанием или тиснением, полиграфически самостоятельно оформленное и будем относить к носителям печатной рекламы: газеты, журналы, каталоги, брошюры, проспекты, листовки, афиши, купоны и пр.

Газета - один из основных носителей рекламы в прессе. Газеты бывают ежедневными, еженедельными, воскресными; местными, региональными и общенациональными; газетами новостей и специализированными. Среди последней группы особый интерес представляет печатная реклама в газетах типа торгового вестника и газетах рекламных объявлений.

Журнал - одно из средств рекламы в прессе, периодическое многостраничное издание, отличающееся высоким полиграфическим уровнем воспроизведения. Печатная реклама в журналах характеризуется высокой эффективностью благодаря высокой сконцентрированности на целевой аудитории и большом количестве представителей вторичной (дополнительной) аудитории.

Плакат - средство печатной рекламы относительно большого формата (от 0,25 до 2 листов формата А), которое может включать агитационный рисунок, краткий текст, фотографию и т.п. Потрясающая печатная реклама посредством плакатов в советский период остается наглядным примером эффективности этого вида печатной рекламы, как для идеологической пропаганды, так и для продвижения брэнда.

Отметим также, что высокохудожественные плакаты, в частности, для театральных пьес или с рекламой модных изделий, ценятся как произведения искусства, и работы отдельных авторов занимают достойное место в музеях и картинных галереях.

Наклейка - одна из малых форм печатной рекламы, обычно выпускается на самоклеющейся основе.

Открытка - также одно из средств печатной рекламы и фирменного стиля. Может содержать сведения о товарах или фирме. Иногда могут выпускаться наборы рекламных открыток.

Проспект - средство печатной рекламы и коммерческой пропаганды, в виде красочной брошюры. Проспект выполняется, как правило, на высоком полиграфическом уровне и содержит информацию о рекламодателе, его сотрудниках и выпускаемых товарах. Выделяют рекламные и пропагандистские проспекты. А также особый вид рекламного проспекта - Доджер.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.