Первый
заголовок
прямо указывает на выгоду, а словом «Вы» идентифицирует потребителя,
читающего, смотрящего или слушающего эту рекламу, с «героем» объявления.
Второй заголовок - значительно хуже, так как
не обещает конкретному потребителю экономии, а лишь пропагандирует знание
того, как ее получить. Еще хуже заголовок: «Вот как они сэкономили 20 000
долларов...», поскольку никакой идентификации конкретного потребителя с
«героем» рекламы не происходит.
К сожалению, это
очевидное правило хорошей рекламы часто забывается. Вот заголовок печатной
рекламы московской фирмы: «Что на сегодняшний день стоит дороже всего? Время!
Мы знаем несколько способов сэкономить время...» Мало того, что этот заголовок
тривиален, в нем рекламодатель говорит только о своем знании, как экономить
время, а не о выгодах потребителя. Из заголовка совершенно непонятно, о каком
товаре идет речь, и только из последующего текста, напечатанного мелким
шрифтом, потребитель может узнать, что фирма предлагает портативные средства
оргтехники «Notebook». Кроме того, в заголовке говорится о знании нескольких
способов экономии времени, а в тексте рекламы предлагается только один (посредством
приобретения и использования «Notebook»).
В рекламном
заголовке должны быть только те сведения, которые могут заинтересовать потребителя,
и ничего больше. Один из принципов, широко пропагандируемых американским
рекламным агентством «Каннингхэм энд Уолш», гласит: «Всеми силами избегайте
упоминания в рекламе ненужных фактов о себе. Потребителя совершенно не
интересует, что вы самая большая, самая старая, самая уважаемая фирма».
Казалось бы, это - аксиома и поэтому не требует постоянного упоминания. Однако,
как показывает практика, именно она часто игнорируется российскими
рекламодателями. «Инком-банк» - крупица золота в море песка». Что этот
рекламный заголовок обещает потребителю? Ничего! Какие выгоды и удобства?
Никаких!
Фирма, торгующая
компьютерной техникой, разместила в печати рекламу, на которой красовался заголовок:
«Встречайте солнце вместе с нами». Такой рекламный заголовок может быть
приемлем, например, для фирмы, торгующей рыболовецкими принадлежностями. Но
как потребителю связать встречу солнца с компьютерами? В рекламе одной газеты
присутствовал заголовок: «Достойные новости для достойных людей». Новости не
могут быть достойными или недостойными. Они могут быть хорошими и плохими,
ожидаемыми и неожиданными и т.д. Фраза «достойные новости» - абсурдна.
«Традиции
японских самураев» - этот заголовок красовался на рекламе японских
канцтоваров. Попробуйте объяснить, как связаны традиции японских самураев с
канцтоварами и как потребитель, увидев такой заголовок, поймет, что ему
предлагают и какие выгоды от этого предложения он получит.
Еще одним
примером абсурдности может служить заголовок в печатном рекламном объявлении
фирмы, торгующей компьютерами:[15]
«Пробивая стену
недоверия... Не переплачивай! Купи компьютер в кредит».
Вряд ли
кто-нибудь сможет логически связать первую фразу со второй. Более того, обычно
общая сумма, выплаченная за товар, проданный в кредит, несколько больше, чем
сумма, выплаченная за товар сразу и полностью.
Сегодня некоторые
слова и словосочетания стали очень модными в отечественной рекламе. Они кочуют
из заголовка в заголовок, образуя иногда самые «невменяемые» фразы. Одно из
таких заезженных слов - «элитное». Потребитель каждый день читает, слушает,
смотрит объявления, в которых предлагают элитную мебель, элитную одежду и
обувь, элитное пиво, элитное стерео для автомобилей...
А вот один из
центров косметологии предложил в своей рекламе «элитное омоложение».
Попробуйте объяснить, что такое «элитное омоложение»? И что тогда просто
омоложение?
В рекламных
заголовках слова «нет», «не» и иные, ассоциирующиеся с чем-то отрицательным,
крайне нежелательны, так же как и слова, способные вызвать отрицательные,
негативные эмоции. Пробегая взглядом по тексту, слушая «в пол-уха», потребитель
может запомнить только отрицательное слово и бессознательно связать его в
памяти с названием фирмы-рекламодателя или с товаром.
Отрицательные
эмоции могут вызвать у потребителя такие словосочетания, как «европейский
уровень сервиса», «евростандарт», «мировой стандарт качества» и др., к
сожалению, широко применяемые сегодня в российской рекламе. Квалифицированный
потребитель прекрасно знает, что не существует в природе никакого
евростандарта и мирового стандарта качестве. Отсюда и негативное отношение к
такой рекламе.
С другой стороны,
многолетними исследованиями установлено, что некоторые слова имеют повышенную
ценность и способствуют быстрому проявлению эмоциональной реакции у
потребителя. По мнению Д. Огилви, повышенной эмоциональной ценностью обладают
слова: «ново», «внезапно», «теперь», «здесь», «объявляем», «важно», «развитие»,
«улучшение», «эволюционно», «предложение», «быстро», «легко», «истина»,
«желательно», «сравнение», «совет», «последний шанс», «как сделать»... Д.
Огилви советует не отворачиваться от этих клише: они порядком изношены, но все
еще работают.
Большой
эмоциональной ценностью обладает слово «бесплатно». Однако применение его
далеко не всегда возможно. Использование его к месту делает рекламный
заголовок очень эффективным. И наоборот, слово «бесплатно», включенное в
заголовок ради «красного словца», приводит к тому, что реклама превращается в
антирекламу.
Мировая рекламная
практика знает немало примеров отличных заголовков:[16]
«При скорости 110
км/час в салоне вашего нового «Роллс-Ройса» слышны только электронные часы».
«Превратить
«Порше» в автомобиль «люкс» было проще, чем сделать наоборот».
«Не подмигивайте
девушке, выходящей из нашего здания. Вполне возможно, это ваша бабушка»
(реклама института косметики).
«"Чивас
Ригел". Наливая в стакан этот виски, вы дорожите каждой каплей».
«Возможно, после
нескольких лет носки вам придется заменить шнурки» (реклама обуви «Тим
Берленд»).
«Купите «Форд»
потому, что он лучше, а не потому, что он дешевле».
«Никогда еще не
было столько макси в мини» (реклама микрокалькулятора).
«У нас вы
научитесь правильно наморщить лицо, чтобы выглядеть честным человеком» (реклама
Чикагского института мимики делового человека).
Рассмотрим
гипотетический пример создания рекламного заголовка для фирмы, торгующей в
розницу мужскими рубашками.
1. Допустим, цена
рубашки в этой фирме на 20 долларов меньше, чем цены на те же рубашки у
конкурентов. Тогда рекламный заголовок мог бы звучать так: «Вы экономите 20
долларов на каждой рубашке, купленной у нас».
Этот заголовок
содержит великолепное УТП. Однако рекламодатель должен внимательно следить за
ответными шагами конкурентов. Если конкуренты также снизили цены, рекламный
заголовок придется менять. В противном случае реклама станет ложной.
2. В целях
стимулирования сбыта фирма решила клиенту, покупающему сразу три рубашки,
четвертую вручать бесплатно. Рекламный заголовок с этим УТП мог бы звучать так:
«Вы покупаете три рубашки, а четвертую получаете от нас в подарок».
3. Фирма продает
деловые рубашки фирмы «X», которые предпочитают деловые люди с Уолл-стрит. Этот
факт можно было бы обыграть в заголовке следующим образом: «Рубашки от фирмы«X»-
рубашки, которые носят на Уолл-стрит».
«Кока–кола»
(будем называть ее просто «Колой») является прохладительным напитком,
существующим уже более 100 лет, который изначально прохладительным и назвать-то
было трудно. Его изобрел фармацевт и бывший офицер-конфедерат Джон Стис
Пембертон. «Кола» была экзотическим запатентованным лекарством: в нем
содержался и кокаин из листьев коки, и кофеин из орехов колы.
Листья коки были
излюбленным наркотиком индейцев Боливии, которые жевали их во время работы.
Отсюда произошла Coca-Bola д-ра Митчелла, ранний конкурент «Колы».
Орехи колы
производили примерно тот же эффект, но на сей раз на коренных жителей западной
Африки. «Адово семя», – говорили о них некоторые секты, проповедующие
полное воздержание.
Итак, поначалу
«Кока-кола» была просто лекарством. «Восхитительный, возбуждающий, освежающий,
укрепляющий напиток, который также способен излечить нервные расстройства,
головную боль, невралгию, истерию, меланхолию», – говорилось в ранней
рекламе.
К рубежу веков
состояние Coca-Cola заметно возросло. К 1902 году с бюджетом в $120 тыс. «Кола»
стала самым известным напитком в Америке. На следующий год компания исключила
из его состава кокаин, перейдя на экстракт из «использованных» листьев коки.
(«Кола» без кофеина появится только через 70 лет.)[17]
Поддерживаемая
рекламой и движением трезвенников, компания Coca-Cola стремительно росла. К
1907 году почти 825 из 994 округов экс-конфедерации стали «сухими». «Великий
напиток национального воздержания», – гласила реклама.
«Святая вода
Юга», – говорили ученые мужи Севера.
В 1915 году
дизайнер из Терри От, штат Индиана, придумал новую бутылку на 6,5 унции,
которая только подчеркнула уникальность «Кока-колы».
За все
последующие годы было произведено более 6 млрд таких бутылок.
Новый дизайн
бутылки появился именно тогда, когда это было необходимо. В одном только 1916
году было возбуждено 153 судебных иска против марок-имитаторов, таких как Fig
Cola, Candy Cola, Cold Cola, Cay-Ola и Коса №la.
В 20– е годы у
компании не было реальных конкурентов. Ее единственная проблема увеличение
потребления прохладительных напитков, которое постепенно росло с 2,4 галлона на
душу населения в 1919 году до 3,3 галлона в 1929 году. (Для сравнения: сегодня
в среднем потребляется более 40 галлонов на человека.) На стимулирование
потребления и была направлена реклама «Колы». Наиболее яркими ее примерами
являются: «Жажда не знает времен года» (1922) и «Пауза, которая освежает»
(1929).
Бутылка большего
размера, раз, и "поколение «Пепси», два, – вот такую серию ударов
нанесла Pepsi-Cola, и это выбило «Колу» из колеи.
Нахождение
слабости в силе лидера – основной принцип ведения наступательной маркетинговой
войны. В чем сильна Coca-Cola? Она выпустила первый напиток своего рода. Он
появился на рынке значительно раньше «Пепси». В этом и была очевидная сила
«Колы», но привела она к другому, менее очевидному результату.
Люди постарше
предпочитали «Колу». Молодежь охотнее потребляла «Пепси». Более того, бутылки
большего размера также были предназначены в основном для молодых. Какой
взрослый мог бы выпить бутылку «Пепси» в 12 унций, как это делал тинэйджер?
В 1961 году эта
концепция впервые была выражена девизом: «Пепси» – для тех, кто чувствует себя
молодым". К 1964 году идея обрела вид, ставший классическим: "Вы –
поколение «Пепси».[18]
Стратегия Pepsi
была направлена на изменение позиции конкурентов, которые были «вне времени и
вне моды». Pepsi добилась не только этого, но и другого, не менее ценного
психологического преимущества.
Компания
воспользовалась возрастным соперничеством, существовавшим в среде целевой
аудитории. Поскольку большинство людей пили «Колу», а не «Пепси», логично было
бы предположить, что «Колу» предпочитают люди более старшего возраста.
Молодежь, следовательно, могла выразить им свой обычный протест употреблением
«Пепси».
Стратегия
построена на разнице поколений. В то время как «Кока-кола» хоронит своих потребителей,
рождаются новые покупатели «Пепси».
Pepsi также умело
использовала музыку – традиционную форму молодежного протеста – как основной
элемент своей стратегии. В рекламных роликах «Пепси» звучат Майкл Джексон и
Лайонел Ричи. Тинэйджер видит Лайонела Ричи и говорит: «Ух ты!» Взрослый видит
его же и спрашивает: «А кто такой Лайонел Ричи?»
Девиз "Новое
поколение выбирает «Пепси» является еще одним выражением молодежной стратегии
компании, на которой и основывается ее атака на «пожилой» продукт Coca-Cola.
Но, как и
большинство компаний, Pepsi-Cola имеет тенденцию терять свое стратегическое
направление. За последние 20 лет она использовала идею «поколения» только 1/3
времени. Остальные две трети Pepsi проводила другие кампании.[19]
1967 год:
"Вкус, который побеждает другие напитки, вкус «Пепси».
1969 год: «Вам –
долго жить, а „Пепси“ – много вам давать».
И самый спокойный
девиз 1983 года: «Пепси» сейчас!"
Для товара
широкого потребления реклама является самым важным стратегическим оружием.
Изменение стратегического направления из года в год является ошибкой. Нельзя
ничего менять до тех пор, пока вы не перейдете от одного вида маркетинговой
войны к другому.
Конечно, с
тактической точки зрения образы, слова, изображения и музыку можно изменять как
угодно часто. Но стратегию – нет.
Тем не менее
общий эффект от усилий Pepsi лишает Coca-Cola лидирующей позиции. В 1960 году
«Колу» пили в 2,5 раза больше, чем «Пепси», в 1985 – всего в 1,15 раза.[20]
Годами Coca-Cola
упускала возможность блокировать «Пепси» за счет выпуска на рынок второй марки
в большей бутылке. Девиз «Вдвое больше за те же деньги» сработал бы для нее так
же эффективно, как и для Pepsi.
Но Coca-Cola
продолжала продавать безалкогольные напитки, в то время как Pepsi продавала
именно «Пепси». «Освежающая пауза» -типичный тому пример. Другой пример – девиз
«С „Колой“ дела идут лучше».
Однако в 1970
году Coca-Cola наконец-то отыскала лучшую оборонительную стратегию для лидера.
То есть самое лидерство.
«It's the real
thing» (англ. «Это – первоклассная вещь»). Подразумевается, что все остальное –
просто имитация «Кока-колы». Которая, естественно, ничем не отличается от
других «кол».
Стратегия
«Первоклассной вещи» также выиграла от шумихи вокруг «товара 7Х», якобы
секретной формулы «Кока-колы». Можно перечесть по пальцам одной руки всех, кто
знал эту формулу, начиная с самого д-ра Пембертона. Такой вид пропаганды
бесценен, поскольку полностью приковывает к себе внимание тех, кто пьет «Колу».
Но «Первоклассная вещь» просуществовала недолго.
1975 год: «Будь
лучше, Америка».
1976 год: «Кола»
продлевает жизнь".
1979 год: «Пейте
„Колу“ и улыбайтесь».
В 1982 году
Coca-Cola достигла верха безвкусицы со слоганом «Кола» – это то, что
надо".
Но несмотря на то
что Coca-Cola похоронила стратегию «Первоклассной вещи» много лет назад, сама
идея осталась. Упомяните в разговоре «Первоклассную вещь», и большинство людей
поймет, что вы говорите о «Кока-коле». Спросите их: «Это что?», и они ответят:
«То, что надо».
Очередной
орудийный залп прогремел в 1982 году в Нью-Йорке, где Coca-Cola представила
свою новую Diet Coke – первый напиток под именем Coke со времен выпуска
оригинальной «Колы» в 1886 году.
Ни один продукт
еще не завоевывал рынок столь быстро. «Если маркетинг когда-либо добивался
успехов, – писала The New York Times, – то Diet Coke переплюнула их
все».
«Diet Coke попала
в самую точку, – предсказывал The Wall Street Journal, – и станет
вторым самым популярным прохладительным напитком за всю историю компании
Coca-Cola». «Наиболее продаваемый прохладительный напиток за самый короткий
период за все времена», – говорил редактор журнала Jesse Myers' beverage
Digest.
Да и сами
родители не скупились на похвалу в адрес своего последнего отпрыска.
«Diet Coke
является самым значительным новым продуктом за всю 96-летнюю историю The
Coca-Cola Company, – сказал Брайан Дайсон, президент Coca-Cola USA, –
и самым экстраординарным событием в индустрии прохладительных напитков 80-х
годов».
Теперь, когда все
дифирамбы пропеты, мы наберемся мужества и скажем, что Coca-Cola больно ударила
по собственному кошельку. В долгосрочном плане.
Да, в
краткосрочной перспективе Diet Coke имела большой успех. (Как в свое время Diet
Rite Cola и RC 100.) Казалось, она прочно обосновалась на третьем месте после
«Кока-колы» и «Пепси». Но какой ценой?
Во– первых, Tab. В год, когда была
представлена Diet Coke, у этого напитка было 4,3% рынка. По мере того, как Diet
Coke завоевывала рынок, Tab завоевывал юг. В 1984 году его доля снизилась до
1,8%.[21]
Страницы: 1, 2, 3, 4
|