p> Пятая группа. Она включает все остальные, т.е. «независимые» издания
(термин, понятно, достаточно условный). Однако, на правовой режим участия в
избирательных кампаниях этих изданий указание содержится в п.2 ст.39
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на
участие в референдуме граждан РФ» Суть его в том, что издания данной
группы вправе предоставить печатную площадь всем участникам избирательного
процесса на договорной основе. При этом ставится единственное, но
определяющее условие: оплата кандидатами, избирательными объединениями и
блоками печатной продукции должна осуществляться на равных условиях. А
поскольку ч.3 ст.37 настоящего Закона гарантирует зарегистрированным
кандидатам, избирательным объединениям и блокам равные условия доступа к
СМИ, то, следует предположить, что и прочие, помимо финансовых, условия
публикации агитационных материалов (место на полосе, объем материала, шрифт
и т.п.) должны быть равными. Таким образом, независимые издания не
обременены обязанностью участия в предвыборной агитации, но поместив
агитационный материал кого-либо из кандидатов, они не вправе отказать в
этом всем остальным. Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах
организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может
проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными
объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные
списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда.
Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную
агитацию через средства массовой информации. Не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения
о назначении выборов организации телерадиовещания и редакции периодических
печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты
эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для целей предвыборной
агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными для всех
субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства
массовой информации. Организация телерадиовещания должна опубликовать эти
сведения в одном из массово распространяемых периодических печатных
изданий, опубликование в которых является официальным, например в
«Российской газете». Законодатель весьма подробно прописал порядок дележа между
претендентами бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади,
указал, как исчисляется доля каждого, какие арифметические действия при
этом проводятся; определили порядок использования выделенных лимитов
времени и площади путем жеребьевки, производимой избирательными комиссиями
с участием заинтересованных лиц. Но всеми этими расчетами занимаются
избирательные комиссии, а редакциям СМИ только спускают полученные в
результате вычислений нормы для каждого кандидата. И здесь возникают
некоторые достаточно важные вопросы: кто должен следить за фактическим
расходованием установленных объемов бесплатных услуг, соблюдением
кандидатами выделенных им лимитов?[8] На ком лежит такая обязанность – на
СМИ, избирательных комиссиях или самих кандидатах? По закону СМИ должны
вести учет предоставленных кандидатам как бесплатных, так и платных услуг и
представлять эти сведения в соответствующую избирательную комиссию. Из
этого можно сделать вывод о том, что СМИ полагается следить только за
перерасходом кандидатом предоставленной ему печатной площади и
установленной доли эфирного времени. Все остальное должно ложиться на самих
кандидатов, которые в первую очередь заинтересованы в использовании всех
предоставленных им лимитов, и избирательные комиссии, а в частности, на
специальные контрольно-ревизионные службы при них, деятельность которых
заключается в контроле за соблюдением установленных рамок. Также детально описан порядок распределения общего объема платного
эфира и платной печатной площади между участниками избирательного процесса
и определения доли каждого подобно тому, как это сделано для бесплатных
услуг СМИ. Даты обнародования агитационных материалов в эфире и печати
определяются жеребьевкой, проводимой избирательными комиссиями с участием
заинтересованных лиц. В случае отказа кандидата избирательного объединения,
блока после жеребьевки от использования платных информационных услуг,
высвободившиеся эфирное время и печатную площадь СМИ может использовать по
своему усмотрению, но не для предвыборной агитации. Оплата эфирного времени
и печатной площади осуществляется на равных для всех условиях в течение
избирательной кампании по заранее объявленным расценкам. Платежи
производятся только через банк исключительно из избирательных фондов
кандидатов, избирательных объединений и блоков. Отдельно можно обратить внимание на оговорку законодателя о
недопустимости каких-либо редакционных комментариев, сопровождающих
агитационные материалы, а также не согласованных с кандидатами,
избирательными объединениями и блоками заголовков и иллюстраций. Причем это
правило распространяется на все издания, в том числе и независимые. В то же
время, как нам представляется, сказанное не исключает права редакции
высказать свое отношение к тем или иным агитационным материалам, допустим,
в очередном номере газеты, поскольку указанная норма говорит о редакционных
комментариях, которые сопровождают публикацию агитационного материала, т.е.
совпадают с ним по времени и месту.[9] Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила ведения
предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно,
хотя не исключает ряда неточностей и противоречий. . Нарушение средствами массовой информации норм о предвыборной агитации Все нарушения, допускаемые средствами массовой информации при
проведении предвыборной агитации, можно разделить на несколько больших,
независимых групп.[10] Поскольку, в предыдущих главах мы уже рассматривали
некоторые проблемы, возникающие на практике, и комментировали ряд норм, то
в данной главе мы будем подробно останавливаться лишь на тех моментах,
которые не были освещены нами ранее и требуют детального рассмотрения и
пояснения. 1 3.1. Нарушение порядка предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации 1. Непредоставление государственным СМИ установленного для него общего
объема бесплатного эфира и бесплатной печатной площади, предназначенных для
предвыборной агитации. 2. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному
объединению, блоку выделенной доли бесплатного эфирного времени и
бесплатной печатной площади. 3. Превышение государственным СМИ общего объема бесплатного эфирного
времени и бесплатной печатной площади, выделенных для предвыборной агитации
в данном СМИ, и превышение доли бесплатного эфира и печатной площади,
положенных кандидату, избирательному объединению, блоку. 4. Непредоставление государственным СМИ общего объема платного эфирного
времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ для
предвыборной агитации. 5. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному
объединению, блоку выделенной доли платного эфирного времени и платной
печатной площади. 6. Превышение государственным СМИ общего объема платного эфирного
времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ и превышение
доли платного эфира и платной печатной площади, положенных кандидату,
избирательному объединению, блоку. 7. Несоблюдение электронными и печатными СМИ, независимо от формы
собственности, равенства кандидатов, избирательных объединений, блоков в
предоставлении платных услуг. 2 3.2. Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации 1. Ведение предвыборной агитации в специализированных СМИ после их
отказа от участия в освещении избирательной кампании. 2. Ведение предвыборной агитации муниципальными СМИ после их отказа от
участия в освещении избирательной кампании. 3. Ведение предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ,
учрежденных исключительно для публикации официальных материалов,
нормативных актов и специальных сообщений. 4. Ведение предвыборной агитации через СМИ органами и лицами, которым
такая деятельность вовсе запрещена. Так, запрещается проводить предвыборную
агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные
материалы органам и учреждениям государственной власти, местного
самоуправления, воинским частям и организациям, благотворительным
учреждениям и религиозным объединениям, избирательным комиссиям и ее
членам, а также лицам, замещающим государственные и муниципальные
должности, государственным и муниципальным служащим, но им лишь при
исполнении должностных или служебных обязанностей или с использованием
преимуществ должностного служебного положения. Означает ли последнее
условие разрешение им агитационной деятельности в нерабочее время суток или
в период отпуска, или при освобождении от работы на период избирательной
кампании? В законодательстве о выборах нет однозначного ответа на
поставленный вопрос, что, безусловно, способно создать определенные
неясности и двусмысленность на практике.[11] В частности, при проведении
выборов губернатора Иркутской области были подобные случаи. Так, в судебном
заседании рассматривалась жалоба об отмене регистрации кандидата в
губернаторы Говорина Б.А. в связи с допущенными нарушениями в ведении
предвыборной агитации данного кандидата. Проверкой доводов жалобы об участии в предвыборной агитации в пользу
Говорина Б. А. лиц, замещающих государственные должности категории «А»
судом было установлено: 1) 9.07.2001 г. в эфире телекомпании «АИСТ» прозвучало интервью
журналистов с заместителем председателя Правительства РФ И. Клебановым,
пребывающим в г. Иркутске в связи с чрезвычайным обстоятельством - гибелью
пассажирского самолета 2 июля 2001 г. Высказывания Клебанова И., как
следует из видеоматериала, исследованного в судебном заседании,
представляют собой оценку деятельности администрации области и губернатора
Говорина Б.А. в данной чрезвычайной ситуации, в частности: «На мой взгляд,
губернатор и его команда сделали все возможное на самом высоком уровне. Я
не ожидал, что это можно так организовать». Кроме того, И. Клебанов делится
своими впечатлениями об Иркутске. Фрагменты данного интервью
транслировались и в информационной программе «Курьер» в эфире ИГТРК 9 июля
2001 г. Исходя из того, что ст.2 Федерального закона трактует предвыборную
агитацию как деятельность, имеющую цель побудить или побуждающая
избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных
кандидатов или против них, суд, оценив все высказывания Клебанова И., не
усматрел в них элементов предвыборной агитации, а оценил их как отзыв о
работе исполнительного органа субъекта РФ и его руководителя в конкретной
ситуации и личные впечатления о месте пребывания. 2) Как следует из статьи «Селяне поддержали Б.А.Говорина. И это
закономерно!» в газете «Родная земля» за 6 августа 2001 г. мэр Иркутского
района Зубарев С.Ф. публично высказывает поддержку выбору селян,
проголосовавших 29.07.01 за Говорина Б.А. Глава администрации Усть-
Ордынского Бурятского автономного округа В.Малеев в телепередаче «Глубина
резкости» в эфире ИГТРК 26 июля 2001 г. допустил высказывание о том, что
надеется на правильный выбор жителей округа, что они проголосуют за
действующего губернатора Говорина Б.А. Оценивая эти факты суд нашел обоснованной позицию заявителей в той
части, что имеет место нарушение ст.45 п.3 Закона Иркутской Области о
выборах губернатора (далее Закон И.О.), запрещающего лицам, замещающим
государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным
служащим при исполнении ими своих служебных или должностных обязанностей
или с использованием преимуществ должностного или служебного положения
проводить предвыборную агитацию. Вместе с тем, суд не согласился с доводом
о том, что имеет место нарушение со стороны кандидата Говорина Б.А. не
оплатившего данные материалы из своего избирательного фонда. Ст.50, ст.51
указанного Закона И.О. устанавливают обязательность оплаты эфирного времени
и печатных площадей, используемых кандидатами, либо по их поручению
уполномоченными на то участниками избирательного процесса. В данном случае
суду не было представлено никаких доказательств, что и Малеев В. и Зубарев
С. действовали с ведома либо по поручению кандидата. В соответствии со
ст.82 Закона И.О. они являются самостоятельными субъектами ответственности
за нарушение избирательных прав граждан.[12] 5. Ведение через СМИ предвыборной агитации кандидатами, занимающими
высшие государственные и выборные муниципальные должности в период
исполнения ими служебных обязанностей. Но не редко в период проведения
предвыборной кампании показывают репортаж: а) о визите действующего губернатора (Президента, мэра, депутата),
баллотирующегося на новый срок, в детский дом (варианты: в зверосовхоз, на
объекты городского строительства, в больницу и т.д.); б) о совещании, посвященном общим административным вопросам, проводимом
этим губернатором (Президентом, мэром); Возникает вопрос, можно ли подобные материалы рассматривать как
агитационные? Поскольку общая норма закона не отвечает на поставленный
вопрос, существует дополнительное положение закона, в котором говорится,
что ограничения на ведение предвыборной агитации не касаются выполнения
должностных, служебных обязанностей депутатами, выборными лицами, высшими
государственными служащими.[13] В данном случае можно привести следующий
пример: В обоснование довода об отмене регистрации кандидата Говорина Б.А.
заявители указали, что 12 и 13 июля 2001 г. на встрече действующего
Губернатора Иркутской области Говорина и его обращении по телевидению к
физическим и юридическим лицам прозвучала просьба об оказании
благотворительной помощи пострадавшим от наводнения, ссылаясь на то, что
такое обращение в силу п. 1 ст. 64 ФЗ РФ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ и
п.п. ж п. 2, п. 3 ст. 80 Закона И.О. от 5 апреля 2001 г. № 17-ОЗ может
повлечь отмену регистрации кандидата. Оценив объяснения лиц, участвующих в деле и установив обстоятельства,
связанные с наводнением в районах области суд пришел к следующему выводу,
что в данном случае обращение с просьбой оказать гражданам
благотворительную помощь было направлено на защиту прав и свобод
пострадавших от наводнения граждан и было осуществлено действующим
Губернатором в пределах его полномочий. Исходя из этого, суд расценил вышеуказанное обращение Губернатора
Говорина Б.А. как профессиональную деятельность действующего
Губернатора.[14] 6. Участие в освещении избирательной кампании и предвыборной агитации
работниками СМИ, которые являются субъектами избирательного процесса
(кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями
избирательных объединений и т.п.). По закону освобождаются от выполнения
служебных обязанностей на время участия в выборах с изданием
соответствующего приказа только кандидаты и лица, которые являются
государственными муниципальными служащими и работниками СМИ. Для других
участников избирательного процесса (доверенные лица, уполномоченные
представители и пр.) Закон этого не требует. Зато для всех сотрудников СМИ
(редакторов, журналистов, творческих работников), если они являются любыми
субъектами избирательного процесса (кандидатами, доверенными лицами,
уполномоченными представителями) вообще запрещено участвовать в освещении
избирательной кампании через средства массовой информации. Но если этим
работникам СМИ полностью запрещена профессиональная деятельность, то для
кандидатов из числа высших государственных служащих и занимающих выборные
муниципальные должности сделано удобное исключение: они могут заниматься
агитационной деятельности, но только в свободное от служебных обязанностей
время и не злоупотребляя своим служебным положением. 3 3.3. Нарушение форм и порядка ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации 1. Непредоставление или ограничение права кандидатов, избирательных
объединений, избирательных блоков самостоятельно определять форму и
характер ведения предвыборной агитации через СМИ. 2. Нарушение равенства кандидатов, избирательных объединений и блоков в
доступе к СМИ (предоставление преимуществ и дискриминация). 3. Ведение предвыборной агитации под видом новостных, хроникальных
передач, последних известий и репортажей. 4. Нарушение установленного порядка ведения предвыборной агитации через
СМИ. 5. Нарушение порядка использования в СМИ результатов социологических
исследований, связанных с выборами. Такая формулировка закона вполне
объяснима и оправдана. Это связано с тем, что социологические опросы и
рейтинги крайне важны. Причем, не только в период предвыборной
кампании.[15] Они помогают выявить массовые настроения, ожидания, чувства
различных групп населения, отношение людей к разным сторонам жизни и
выражаются в устойчивых мнениях, оценках социальных явлений и личностей.
Состояние и тенденции социального самочувствия могут существенно влиять на
общую социально-экономическую и политическую ситуацию, определять реакции
на решения властных органов и формы выражения социального недовольства.
Кроме того, социологические опросы и рейтинги дают возможность выявлять
массовые оценки, настроения, ожидания населения и отслеживать их изменения. И что самое главное, данные социальных опросов и рейтингов могут
значительным образом влиять на субъективные мнения и оценки людей.
Страницы: 1, 2, 3
|