Меню
Поиск



рефераты скачать Предвыборная агитация в средствах массовой информации

p> Пятая группа. Она включает все остальные, т.е. «независимые» издания
(термин, понятно, достаточно условный). Однако, на правовой режим участия в избирательных кампаниях этих изданий указание содержится в п.2 ст.39
Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» Суть его в том, что издания данной группы вправе предоставить печатную площадь всем участникам избирательного процесса на договорной основе. При этом ставится единственное, но определяющее условие: оплата кандидатами, избирательными объединениями и блоками печатной продукции должна осуществляться на равных условиях. А поскольку ч.3 ст.37 настоящего Закона гарантирует зарегистрированным кандидатам, избирательным объединениям и блокам равные условия доступа к
СМИ, то, следует предположить, что и прочие, помимо финансовых, условия публикации агитационных материалов (место на полосе, объем материала, шрифт и т.п.) должны быть равными. Таким образом, независимые издания не обременены обязанностью участия в предвыборной агитации, но поместив агитационный материал кого-либо из кандидатов, они не вправе отказать в этом всем остальным.

Предвыборная агитация через средства массовой информации (на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях) может проводиться только зарегистрированными кандидатами, избирательными объединениями, избирательными блоками, зарегистрировавшими федеральные списки кандидатов, и исключительно за счет средств избирательного фонда.
Иные участники избирательного процесса не вправе проводить предвыборную агитацию через средства массовой информации.

Не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования решения о назначении выборов организации телерадиовещания и редакции периодических печатных изданий обязаны опубликовать сведения о размере и условиях оплаты эфирного времени и печатной площади, предоставляемых для целей предвыборной агитации. Указанные размер и условия должны быть едиными для всех субъектов, имеющих право на проведение предвыборной агитации через средства массовой информации. Организация телерадиовещания должна опубликовать эти сведения в одном из массово распространяемых периодических печатных изданий, опубликование в которых является официальным, например в
«Российской газете».

Законодатель весьма подробно прописал порядок дележа между претендентами бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, указал, как исчисляется доля каждого, какие арифметические действия при этом проводятся; определили порядок использования выделенных лимитов времени и площади путем жеребьевки, производимой избирательными комиссиями с участием заинтересованных лиц. Но всеми этими расчетами занимаются избирательные комиссии, а редакциям СМИ только спускают полученные в результате вычислений нормы для каждого кандидата. И здесь возникают некоторые достаточно важные вопросы: кто должен следить за фактическим расходованием установленных объемов бесплатных услуг, соблюдением кандидатами выделенных им лимитов?[8] На ком лежит такая обязанность – на
СМИ, избирательных комиссиях или самих кандидатах? По закону СМИ должны вести учет предоставленных кандидатам как бесплатных, так и платных услуг и представлять эти сведения в соответствующую избирательную комиссию. Из этого можно сделать вывод о том, что СМИ полагается следить только за перерасходом кандидатом предоставленной ему печатной площади и установленной доли эфирного времени. Все остальное должно ложиться на самих кандидатов, которые в первую очередь заинтересованы в использовании всех предоставленных им лимитов, и избирательные комиссии, а в частности, на специальные контрольно-ревизионные службы при них, деятельность которых заключается в контроле за соблюдением установленных рамок.

Также детально описан порядок распределения общего объема платного эфира и платной печатной площади между участниками избирательного процесса и определения доли каждого подобно тому, как это сделано для бесплатных услуг СМИ. Даты обнародования агитационных материалов в эфире и печати определяются жеребьевкой, проводимой избирательными комиссиями с участием заинтересованных лиц. В случае отказа кандидата избирательного объединения, блока после жеребьевки от использования платных информационных услуг, высвободившиеся эфирное время и печатную площадь СМИ может использовать по своему усмотрению, но не для предвыборной агитации. Оплата эфирного времени и печатной площади осуществляется на равных для всех условиях в течение избирательной кампании по заранее объявленным расценкам. Платежи производятся только через банк исключительно из избирательных фондов кандидатов, избирательных объединений и блоков.

Отдельно можно обратить внимание на оговорку законодателя о недопустимости каких-либо редакционных комментариев, сопровождающих агитационные материалы, а также не согласованных с кандидатами, избирательными объединениями и блоками заголовков и иллюстраций. Причем это правило распространяется на все издания, в том числе и независимые. В то же время, как нам представляется, сказанное не исключает права редакции высказать свое отношение к тем или иным агитационным материалам, допустим, в очередном номере газеты, поскольку указанная норма говорит о редакционных комментариях, которые сопровождают публикацию агитационного материала, т.е. совпадают с ним по времени и месту.[9]

Таким образом, можно сделать вывод о том, что правила ведения предвыборной агитации в СМИ прописан законодателем достаточно подробно, хотя не исключает ряда неточностей и противоречий.

. Нарушение средствами массовой информации норм о предвыборной агитации

Все нарушения, допускаемые средствами массовой информации при проведении предвыборной агитации, можно разделить на несколько больших, независимых групп.[10] Поскольку, в предыдущих главах мы уже рассматривали некоторые проблемы, возникающие на практике, и комментировали ряд норм, то в данной главе мы будем подробно останавливаться лишь на тех моментах, которые не были освещены нами ранее и требуют детального рассмотрения и пояснения.

1 3.1. Нарушение порядка предоставления средств массовой информации для проведения предвыборной агитации

1. Непредоставление государственным СМИ установленного для него общего объема бесплатного эфира и бесплатной печатной площади, предназначенных для предвыборной агитации.

2. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади.

3. Превышение государственным СМИ общего объема бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади, выделенных для предвыборной агитации в данном СМИ, и превышение доли бесплатного эфира и печатной площади, положенных кандидату, избирательному объединению, блоку.

4. Непредоставление государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ для предвыборной агитации.

5. Непредоставление государственным СМИ кандидату, избирательному объединению, блоку выделенной доли платного эфирного времени и платной печатной площади.

6. Превышение государственным СМИ общего объема платного эфирного времени и платной печатной площади, установленных данному СМИ и превышение доли платного эфира и платной печатной площади, положенных кандидату, избирательному объединению, блоку.

7. Несоблюдение электронными и печатными СМИ, независимо от формы собственности, равенства кандидатов, избирательных объединений, блоков в предоставлении платных услуг.

2 3.2. Нарушение запретов на ведение предвыборной агитации в средствах массовой информации

1. Ведение предвыборной агитации в специализированных СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.

2. Ведение предвыборной агитации муниципальными СМИ после их отказа от участия в освещении избирательной кампании.

3. Ведение предвыборной агитации в государственных и муниципальных СМИ, учрежденных исключительно для публикации официальных материалов, нормативных актов и специальных сообщений.

4. Ведение предвыборной агитации через СМИ органами и лицами, которым такая деятельность вовсе запрещена. Так, запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные предвыборные материалы органам и учреждениям государственной власти, местного самоуправления, воинским частям и организациям, благотворительным учреждениям и религиозным объединениям, избирательным комиссиям и ее членам, а также лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим, но им лишь при исполнении должностных или служебных обязанностей или с использованием преимуществ должностного служебного положения. Означает ли последнее условие разрешение им агитационной деятельности в нерабочее время суток или в период отпуска, или при освобождении от работы на период избирательной кампании? В законодательстве о выборах нет однозначного ответа на поставленный вопрос, что, безусловно, способно создать определенные неясности и двусмысленность на практике.[11] В частности, при проведении выборов губернатора Иркутской области были подобные случаи. Так, в судебном заседании рассматривалась жалоба об отмене регистрации кандидата в губернаторы Говорина Б.А. в связи с допущенными нарушениями в ведении предвыборной агитации данного кандидата.

Проверкой доводов жалобы об участии в предвыборной агитации в пользу
Говорина Б. А. лиц, замещающих государственные должности категории «А» судом было установлено:

1) 9.07.2001 г. в эфире телекомпании «АИСТ» прозвучало интервью журналистов с заместителем председателя Правительства РФ И. Клебановым, пребывающим в г. Иркутске в связи с чрезвычайным обстоятельством - гибелью пассажирского самолета 2 июля 2001 г. Высказывания Клебанова И., как следует из видеоматериала, исследованного в судебном заседании, представляют собой оценку деятельности администрации области и губернатора
Говорина Б.А. в данной чрезвычайной ситуации, в частности: «На мой взгляд, губернатор и его команда сделали все возможное на самом высоком уровне. Я не ожидал, что это можно так организовать». Кроме того, И. Клебанов делится своими впечатлениями об Иркутске. Фрагменты данного интервью транслировались и в информационной программе «Курьер» в эфире ИГТРК 9 июля
2001 г.

Исходя из того, что ст.2 Федерального закона трактует предвыборную агитацию как деятельность, имеющую цель побудить или побуждающая избирателей к участию в выборах, а также к голосованию за тех или иных кандидатов или против них, суд, оценив все высказывания Клебанова И., не усматрел в них элементов предвыборной агитации, а оценил их как отзыв о работе исполнительного органа субъекта РФ и его руководителя в конкретной ситуации и личные впечатления о месте пребывания.

2) Как следует из статьи «Селяне поддержали Б.А.Говорина. И это закономерно!» в газете «Родная земля» за 6 августа 2001 г. мэр Иркутского района Зубарев С.Ф. публично высказывает поддержку выбору селян, проголосовавших 29.07.01 за Говорина Б.А. Глава администрации Усть-
Ордынского Бурятского автономного округа В.Малеев в телепередаче «Глубина резкости» в эфире ИГТРК 26 июля 2001 г. допустил высказывание о том, что надеется на правильный выбор жителей округа, что они проголосуют за действующего губернатора Говорина Б.А.

Оценивая эти факты суд нашел обоснованной позицию заявителей в той части, что имеет место нарушение ст.45 п.3 Закона Иркутской Области о выборах губернатора (далее Закон И.О.), запрещающего лицам, замещающим государственные и муниципальные должности, государственным и муниципальным служащим при исполнении ими своих служебных или должностных обязанностей или с использованием преимуществ должностного или служебного положения проводить предвыборную агитацию. Вместе с тем, суд не согласился с доводом о том, что имеет место нарушение со стороны кандидата Говорина Б.А. не оплатившего данные материалы из своего избирательного фонда. Ст.50, ст.51 указанного Закона И.О. устанавливают обязательность оплаты эфирного времени и печатных площадей, используемых кандидатами, либо по их поручению уполномоченными на то участниками избирательного процесса. В данном случае суду не было представлено никаких доказательств, что и Малеев В. и Зубарев
С. действовали с ведома либо по поручению кандидата. В соответствии со ст.82 Закона И.О. они являются самостоятельными субъектами ответственности за нарушение избирательных прав граждан.[12]

5. Ведение через СМИ предвыборной агитации кандидатами, занимающими высшие государственные и выборные муниципальные должности в период исполнения ими служебных обязанностей. Но не редко в период проведения предвыборной кампании показывают репортаж: а) о визите действующего губернатора (Президента, мэра, депутата), баллотирующегося на новый срок, в детский дом (варианты: в зверосовхоз, на объекты городского строительства, в больницу и т.д.); б) о совещании, посвященном общим административным вопросам, проводимом этим губернатором (Президентом, мэром);

Возникает вопрос, можно ли подобные материалы рассматривать как агитационные? Поскольку общая норма закона не отвечает на поставленный вопрос, существует дополнительное положение закона, в котором говорится, что ограничения на ведение предвыборной агитации не касаются выполнения должностных, служебных обязанностей депутатами, выборными лицами, высшими государственными служащими.[13] В данном случае можно привести следующий пример:

В обоснование довода об отмене регистрации кандидата Говорина Б.А. заявители указали, что 12 и 13 июля 2001 г. на встрече действующего
Губернатора Иркутской области Говорина и его обращении по телевидению к физическим и юридическим лицам прозвучала просьба об оказании благотворительной помощи пострадавшим от наводнения, ссылаясь на то, что такое обращение в силу п. 1 ст. 64 ФЗ РФ от 19 сентября 1997 г. № 124-ФЗ и п.п. ж п. 2, п. 3 ст. 80 Закона И.О. от 5 апреля 2001 г. № 17-ОЗ может повлечь отмену регистрации кандидата.

Оценив объяснения лиц, участвующих в деле и установив обстоятельства, связанные с наводнением в районах области суд пришел к следующему выводу, что в данном случае обращение с просьбой оказать гражданам благотворительную помощь было направлено на защиту прав и свобод пострадавших от наводнения граждан и было осуществлено действующим
Губернатором в пределах его полномочий.

Исходя из этого, суд расценил вышеуказанное обращение Губернатора
Говорина Б.А. как профессиональную деятельность действующего
Губернатора.[14]

6. Участие в освещении избирательной кампании и предвыборной агитации работниками СМИ, которые являются субъектами избирательного процесса
(кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями избирательных объединений и т.п.). По закону освобождаются от выполнения служебных обязанностей на время участия в выборах с изданием соответствующего приказа только кандидаты и лица, которые являются государственными муниципальными служащими и работниками СМИ. Для других участников избирательного процесса (доверенные лица, уполномоченные представители и пр.) Закон этого не требует. Зато для всех сотрудников СМИ
(редакторов, журналистов, творческих работников), если они являются любыми субъектами избирательного процесса (кандидатами, доверенными лицами, уполномоченными представителями) вообще запрещено участвовать в освещении избирательной кампании через средства массовой информации. Но если этим работникам СМИ полностью запрещена профессиональная деятельность, то для кандидатов из числа высших государственных служащих и занимающих выборные муниципальные должности сделано удобное исключение: они могут заниматься агитационной деятельности, но только в свободное от служебных обязанностей время и не злоупотребляя своим служебным положением.

3 3.3. Нарушение форм и порядка ведения предвыборной агитации в средствах массовой информации

1. Непредоставление или ограничение права кандидатов, избирательных объединений, избирательных блоков самостоятельно определять форму и характер ведения предвыборной агитации через СМИ.

2. Нарушение равенства кандидатов, избирательных объединений и блоков в доступе к СМИ (предоставление преимуществ и дискриминация).

3. Ведение предвыборной агитации под видом новостных, хроникальных передач, последних известий и репортажей.

4. Нарушение установленного порядка ведения предвыборной агитации через
СМИ.

5. Нарушение порядка использования в СМИ результатов социологических исследований, связанных с выборами. Такая формулировка закона вполне объяснима и оправдана. Это связано с тем, что социологические опросы и рейтинги крайне важны. Причем, не только в период предвыборной кампании.[15] Они помогают выявить массовые настроения, ожидания, чувства различных групп населения, отношение людей к разным сторонам жизни и выражаются в устойчивых мнениях, оценках социальных явлений и личностей.
Состояние и тенденции социального самочувствия могут существенно влиять на общую социально-экономическую и политическую ситуацию, определять реакции на решения властных органов и формы выражения социального недовольства.
Кроме того, социологические опросы и рейтинги дают возможность выявлять массовые оценки, настроения, ожидания населения и отслеживать их изменения.
И что самое главное, данные социальных опросов и рейтингов могут значительным образом влиять на субъективные мнения и оценки людей.

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.