Меню
Поиск



рефераты скачать Правовое регулирование рекламы

Таким образом, редакция средства массовой информации (телепрограммы), осуществляющая производство и выпуск телепрограмм (в том числе, отдельный выпуск телепрограммы) обязана в силу требований закона объявлять название программы (средства массовой информации), в том числе название отдельного выпуска телепрограммы. Телеканал, в силу обычая делового оборота, также идентифицирует себя путем постоянной демонстрации логотипа.

Следовательно, выходные данные программы, содержащие название средства массовой информации (а также логотип телеканала), даже в случае их совпадения с наименованием хозяйствующего субъекта, не могут рассматриваться как имиджевая реклама хозяйствующего субъекта, и на порядок ее размещения не распространяются требования законодательства Российской Федерации о рекламе.

Следует также иметь в виду, что объявления организаций о приеме на работу сотрудников, размещенные в средствах массовой информации, не могут рассматриваться в качестве рекламных сообщений, если такие объявления не связаны непосредственно с осуществлением предпринимательской деятельности.

В случаях, когда распространение информации о наборе сотрудников направлено на укомплектацию штата хозяйствующего субъекта, подавшего объявление, указанную информацию нельзя отнести к рекламной, поскольку ее содержание не направлено на формирование или поддержание интереса к юридическому лицу с целью последующего сбыта его товаров.

Однако аналогичные объявления агентств по трудоустройству, не имеющие целью укомплектацию собственного штата, следует рассматривать как рекламу, так как в этом случае информация направлена на формирование интереса потребителей рекламы к данному хозяйствующему субъекту и оказываемым им посредническим услугам по трудоустройству.

Вместе с тем, указание хозяйствующим субъектом в объявлении о приеме к себе на работу иной информации, не связанной с предлагаемой работой или требованиями к кандидатам, может быть признано рекламой в зависимости от ее содержания.

Так, изображение товарного знака, зарегистрированного на производимую юридическим лицом продукцию, также стимулирует интерес потребителей к продукции хозяйствующего субъекта и является рекламной информацией.


1.3. Система законодательства о рекламе

Федеральный закон "О рекламе" устанавливает в статье 3, что законодательство Российской Федерации о рекламе состоит из данного Федерального закона и принятых в соответствии с ним иных федеральных законов. Отношения, возникающие в процессе производства, размещения и распространения рекламы, могут регулироваться также указами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации и нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти, издаваемыми в соответствии с данным Федеральным законом.

Федеральный закон "О рекламе" содержит императивные нормы, устанавливающие требования к размещаемой рекламной информации и тем самым определяет параметры единого рынка Российской Федерации, на котором распространяется реклама. Реклама является публичной информацией, поскольку ориентирована на неопределенный круг лиц и выступает способом продвижения на рынке товаров, работ, услуг. Действия антимонопольных органов по контролю соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе носят публично правовой характер.

Статья 3 Закона не предусматривает возможность издания субъектами Российской Федерации нормативных актов по вопросам производства, размещения и распространения рекламы. В связи с этим, по запросам Законодательного Собрания Омской области и Московской городской Думы Конституционный Суд Российской Федерации проверил соответствие ст.3 Закона Конституции Российской Федерации.

Как следует из смысла постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 04.03.97 N 4П регулирование отношений в сфере производства, размещения и распространения рекламы, связанное с установлением правовых основ единого рынка, относится к компетенции федерального законодателя.

Правовое регулирование вопросов в области рекламы, относящихся к общефедеральному законодательству, иными видами законодательства способно создать препятствия для перемещения товаров, услуг и финансовых средств, ограничить добросовестную конкуренцию, что несовместимо с обязанностью государства гарантировать единство экономического пространства.

Следовательно, субъекты Российской Федерации не могут принимать нормативные правовые акты, направленные на регулирование тех отношений в области рекламной деятельности, которые составляют основы единого рынка.

Вместе с тем, следует отметить, что если те или иные вопросы рекламы выходят за рамки гражданско - правовых отношений, не относятся к основам единого рынка, т.е. не являются предметом ведения Российской Федерации, субъекты Российской Федерации могут осуществлять их законодательное регулирование в рамках, определенных Конституцией Российской Федерации, в том числе ее статьями 72, 73, 76 (части 2, 4, 5 и 6). В силу положений статей 130, 132 и 133 Конституции Российской Федерации органы местного самоуправления вправе самостоятельно решать вопросы местного значения, связанные с особенностями распространения наружной рекламы (в рамках установленных ст.14 Федерального закона "О рекламе"), поскольку они затрагивают правомочия пользования, владения и распоряжения муниципальной собственностью.


2. ОБЗОР НОРМАТИВНЫХ АКТОВ О РЕКЛАМЕ г.ХАБАРОВСКА

Местные законодательные органы уделяют значительное внимание координации рынка рекламы.

Проанализируем уровень правового регулирования рекламной деятельности на уровне г. Хабаровска на примере средств наружной рекламы.

Размещение средств наружной рекламы в г. Хабаровске регламентируется главным образом следующими нормативными актами:

1.     Положение о порядке распространения социальной наружной рекламы на территории г. Хабаровска (23.12.99г.);

2.     Положение о порядке распространения наружной рекламы на территории г. Хабаровска (28.09.99г.);

3.     Нормативные требования, предъявляемые к средствам наружной рекламы, размещаемой в г. Хабаровске (19.07.2001г.).


 «Положение о порядке распространения наружной рекламы на территории г. Хабаровска» регулирует порядок, условия распространения наружной рекламы субъектами предпринимательской деятельности (в том числе иностранными), именуемыми в дальнейшем рекламораспространителями, в городе Хабаровске.

От имени муниципального образования г. Хабаровска органом, уполномоченным регулировать распространение наружной рекламы на территории г. Хабаровска, осуществлять согласование размещения средств наружной рекламы на земельных участках в пределах установленных границ города, муниципальных зданиях, сооружения и иных объектах муниципальной собственности и выдавать соответствующие разрешения, является департамент муниципальной собственности администрации г. Хабаровска. (п.1.2 в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 20.06.2000 N 457).

Настоящее Положение не распространяется на политическую рекламу и объявления физических лиц, не связанные с осуществлением предпринимательской деятельности, а также на информацию, обязанность по предоставлению которой возложена на субъекты предпринимательской деятельности Законом РФ "О защите прав потребителей".

Все средства наружной рекламы, размещаемые на территории города, должны быть зарегистрированы в порядке, установленном анализируемым Положением (п.1.4 введен Решением Хабаровской городской Думы от 20.06.2000 N 457).

Эксплуатация, внешний вид и содержание наружной рекламы должны соответствовать требованиям Закона РФ "О рекламе", Закона Хабаровского края N 110 от 31.03.99 "Об административной ответственности за правонарушения в сфере благоустройства на территории Хабаровского края", решения Хабаровской городской Думы N 178 от 09.07.96 "Об утверждении правил содержания города Хабаровска", настоящего Положения.

Средства наружной рекламы, размещаемые в центральной зоне города, должны иметь в темное время суток внутренний или наружный подсвет. (п.3.1 в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 26.02.2001 N 24).

Все выполняемые работы при установке средств наружной рекламы должны соответствовать проектной документации. Проекты на конструктивную часть стендовых установок стационарного типа должны иметь в обязательном порядке заключение независимой технической экспертизы, имеющей лицензию на ее проведение.

После установки стендовой конструкции акт выполненных работ, подписанный представителями заказчика, организацией, осуществляющей строительно - монтажные и проектировочные работы, представляется в департамент муниципальной собственности. В случае непредоставления акта разрешение на распространение наружной рекламы аннулируется. Место установки средств наружной рекламы подлежит благоустройству.

Ответственность за техническое состояние стендовой установки в период эксплуатации, безопасность креплений, конструкций и изготовление рекламы в натуре в полном соответствии с утвержденным проектом несут рекламораспространители. (п.3.2 в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 30.03.2001 N 41)

На установленном средстве наружной рекламы, за исключением вывесок, рекламораспространитель обязан указать номер разрешения на распространение наружной рекламы, а на стендовых установках дополнительно - наименование юридического лица и номер телефона. Отсутствие указанной информации является основанием для признания средства наружной рекламы бесхозяйными и, соответственно, его демонтажа либо обращения в муниципальную собственность без возмещения убытков рекламораспространителю. (п.3.3 в ред. Решения Хабаровской городской Думы от 20.06.2000 N 457)

Запрещается размещение наружной рекламы, создающей помехи жизнедеятельности города, наносящей ущерб историческому наследию, облику города, несущей информацию, нарушающую действующее законодательство.

При проведении работ по монтажу отдельно стоящих средств рекламы у заявителя должен быть оформлен ордер на производство работ, выдаваемый административно - технической инспекцией города после получения разрешение на распространение наружной рекламы.

Поверхность неэксплуатируемого рекламоносителя должна быть окрашена в светлые тона. При отсутствии рекламного изображения свыше 15 дней департамент муниципальной собственности имеет право временно разместить на этом месте социальную рекламу.

Замена рекламного изображения может быть осуществлена рекламораспространителем только после его согласования с департаментом муниципальной собственности и внесения соответствующих изменений в паспорт рекламного места. Паспорт рекламного места оформляется в департаменте муниципальной собственности или рекламораспространителем. Не требуется оформление паспорта для средств наружной рекламы полезной площадью до 1-го кв. м.

К распространению рекламы алкогольной и табачной продукции применяются ограничения, предусмотренные ст.16 Федерального закона "О рекламе".

При распространении наружной рекламы должны строго выполняться требования ГИБДД при УВД Хабаровского края по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденные в установленном порядке.

В целях проведения единой художественно - архитектурной программы развития наружной рекламы на территории города и рассмотрения возникающих спорных вопросов по художественно - эстетическому оформлению рекламы создается городской Совет по развитию наружной рекламы. Положение о городском Совете по развитию наружной рекламы и персональный состав Совета утверждаются постановлением мэра города.

«Положение о порядке распространения социальной наружной рекламы на территории г. Хабаровска»  регулирует порядок распространения социальной наружной рекламы на территории г. Хабаровска, представляющей общечеловеческие ценности (сохранение окружающей среды; здоровья; забота о ближних; формирование нравственного, образовательного, эстетического, патриотического, общественного мнения). Распространение социальной наружной рекламы на территории г. Хабаровска осуществляется в соответствии с решением городской Думы от 28.09.99 N 344 "О порядке распространения наружной рекламы на территории г. Хабаровска".

Социальной рекламой является информация или изображение, распространяемые с помощью средств наружной рекламы, представляющие общественные и государственные интересы и направленные на достижение благотворительных целей.

Реклама может быть признана социальной только в том случае, если на рекламном изображении отсутствуют какие либо ссылки или упоминания в явной или косвенной форме на заказчика (фирменный знак, телефоны, названия организации, учреждения, адрес и т.д.).

Эскиз наружной социальной рекламы, размещаемой на муниципальных рекламных носителях, согласовывается с Главным художником города и утверждается директором департамента муниципальной собственности.

В соответствии с требованиями статьи 18 Закона РФ "О рекламе" рекламораспространители и рекламопроизводители обязаны осуществлять распространение или услуги по производству социальной рекламы в пределах 5 процентов годовой стоимости представляемых ими услуг по распространению или производству рекламы.

Рекламораспространители, представляющие свои рекламоносители для социальной рекламы сроком не менее 3 месяцев, освобождаются от оплаты за выдачу разрешительных документов на срок распространения социальной рекламы.

Рекламораспространители, передающие денежные средства для создания социальной наружной рекламы, не оплачивают расходы за получение разрешительных документов на распространение наружной рекламы.

Бесхозные средства наружной рекламы передаются в муниципальную собственность в установленном порядке и могут быть использованы для размещения социальной рекламы.

«Нормативные требования, предъявляемые к средствам наружной рекламы, размещаемой в г. Хабаровске», именуемые в дальнейшем правила, устанавливают единый для города Хабаровска порядок к проектированию и размещению (монтаж, демонтаж), а также эксплуатации средств наружной рекламы и контроля за соблюдением этих правил.

Размещать средства наружной рекламы и информации в Хабаровске разрешено юридическим и физическим лицам, соблюдающим Федеральный закон "О рекламе" и на основании решения Хабаровской городской думы от 28.09.1999 N 344, утвердившей "Положение о порядке распространения наружной рекламы на территории Хабаровска".

Соблюдение данных правил обязательно для всех юридических лиц, независимо от форм собственности и ведомственной принадлежности, а также физических лиц, участвующих в деятельности по размещению и эксплуатации средств наружной рекламы и информации в Хабаровске.

Основными требованиями к рекламному изображению, размещаемому на рекламоносителе, являются соответствие действующему законодательству, краткость, высокий художественно - эстетический уровень исполнения по композиционному, графическому и цветовому решению.

Средства наружной рекламы при их размещении на территории города, зданиях, сооружениях и иных объектах не должны нарушать единого архитектурно - художественного облика прилегающих улиц, площадей, зданий и сооружений, должны гармонично вписываться в элементы архитектуры, внешнего благоустройства территории, а также элементы озеленения и особенности ранее согласованной и установленной рекламы.

Средства наружной рекламы и информации не должны снижать безопасность дорожного движения, создавать помех для прохода пешеходов, уборки улиц и тротуаров, а также обслуживания линий электрических, контактных сетей и зеленых насаждений, препятствовать поверхностному водоотводу с газонов, площадок и городских дорог.

Конструкции объектов наружной рекламы не должны создавать помех для восприятия архитектуры фасадов и не являться экраном, мешающим восприятию городской среды.

Запрещается размещение стационарных средств наружной рекламы и информации, являющихся источниками шума, вибрации, мощных световых, электромагнитных и иных излучений и полей вблизи жилых объектов.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


В заключение следует отметить, что осуществление антимонопольными органами государственного контроля соблюдения участниками рекламного рынка законодательства Российской Федерации о рекламе в целях защиты от недобросовестной конкуренции, предотвращения и пресечения ненадлежащей рекламы, способной ввести потребителей в заблуждение или нанести вред здоровью и имуществу граждан, а также практика рассмотрения этой категории дел в арбитражных судах создают необходимые предпосылки для формирования цивилизованного рынка рекламы.

Контроль соблюдения законодательства Российской Федерации о рекламе Законом возложен на федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы).

В целях предупреждения и пресечения ненадлежащей рекламы антимонопольные органы обладают достаточным набором средств административного воздействия на нарушителей рекламного законодательства, куда входит возможность выдачи предписания о прекращении нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принятие решения об осуществлении контррекламы, а также привлечение субъектов рекламной деятельности к административной ответственности за ненадлежащую рекламу.

При выявлении признаков нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе антимонопольный орган, в соответствии с Порядком рассмотрения дел по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, возбуждает производство по делу.

В результате проведенного анализа целесообразно сделать вывод о наличии на настоящем этапе развития рыночных отношений достаточно многогранной и иерархично организованной системы нормативно – правового регулирования деятельности в сфере рекламы.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1.       Полный сборник кодексов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 мая 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999;

2.    Полный сборник законов Российской Федерации. С изменениями и дополнениями на 1 августа 1999 года. – М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 1999;

3. Положение о порядке распространения социальной наружной рекламы на территории г. Хабаровска  от 23.12.99г. № 1417;

4.     Положение о порядке распространения наружной рекламы на территории г. Хабаровска от 28.09.99г. №344;

5.     Нормативные требования, предъявляемые к средствам наружной рекламы, размещаемой в г. Хабаровске от 19.07.2001г. №833.


[1] Д. Стеблецов. «Реклама сегодня» маркетинговые исследования в России. № 7. 1998.


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.