p> VIII.ПР и пропаганда Следует четко разграничивать ПР и пропаганду. Геббельс писал о
пропаганде, что это „инструмент политики, средство социального контроля...
Переубеждение не входит в задачи пропаганды, ее функция — привлечь
сторонников и держать их в подчинении... Задача пропаганды при наличии
соответствующих путей заключается в охвате всех видов человеческой
деятельности с тем, чтобы изменить среду обитания человека и заставить его
принять точку зрения (нацистского) движения на мир.” Эти выдержки из
выступлений Геббельса подчеркивают глубокое различие между двумя подходами.
В пропаганде не всегда учитываются этические аспекты, и слово сегодня
используется в основном для того, чтобы разъяснить те виды убеждения,
которые основаны исключительно на личной выгоде и в которых для достижения
цели бывает необходимо исказить факты или даже фальсифицировать их. ПР,
напротив, признают долговременную ответственность и стремятся убедить и
достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей. ПР могут
быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и когда
они осуществляются честными средствами. В ПР цель никогда не оправдывает
использования ложных, вредных или сомнительных средств. Невозможно использовать ПР для поддержки неправого дела. Успешно
проведенная методами ПР кампания может только выявить недостатки и слабые
стороны такого дела. Именно поэтому часто подчеркивают, что хорошие ПР
должны начинаться дома. Политика должна всегда быть убедительной и
конструктивной. Помимо того, что ПР всегда должны быть этичными, они
никогда не должны быть негативными. Отрицания не убеждают сомневающихся.
Гораздо больше шансов наладить конструктивное сотрудничество с партнерами и
с помощью конкретных убедительных фактов заставить их поверить вам.
Профессор Анн ван дер Мейден из университета в Утрехте писал об этом важном
аспекте деятельности: „Цель ПР — достижение согласия; цель пропаганды —
создание движения. ПР стремится к достижению честного диалога, пропаганда к
этому не стремится. Методы ПР подразумевают полную открытость; пропаганда
при необходимости скрывает факты. ПР стремятся к пониманию; пропаганда — к
привлечению сторонников.” ix. Сравнительный анализ эффективности мероприятий паблик рилейшнз, рекламных объявлений в прессе и действий торгового агента Нижеприводимые сведения получены американскими специалистами при
исследовании более 5000 промышленных товаров. Оценка "5" - наивысшая.
--------------------------------------------------------------------------
Показатели эффективности! Действия торгового Рекламные Мероприятия агента объявления паблик в прессе рилейшнз
|1. Результаты воздействия: спо- |
|собность проникнуть в созна- |
|ние покупателя и сохраниться |
|в его памяти 5 |
|4 2 |
| |
|2. Размер аудитории, которую мо- |
|жет охватить одно воздействие 1 |
|4 5 |
| |
|3. Стоимость одного контакта с |
|покупателем 1 |
|4 5 |
| |
|4. Запросы на рекламируемый товар 2 |
|3 5 |
| |
|5. Степень контроля службы сбыта |
|за результатами воздействия 4 |
|5 1 |
| |
|6. Способность быстро реагировать |
|на вопросы покупателей и соот- |
|ветственно гибко корректиро- |
|вать сообщения о товаре 5 |
|1 2 |
| |
|7. Выбор нужного момента для |
|сообщения 5 |
|4 1 |
| |
|8. Повторный контакт с покупателем 2 |
|5 3 |
| |
|9. Время, необходимое для уяснения |
|реакции покупателя на сообщение 5 |
|3 1 |
| |
|10. Убедительность сообщения 4 |
|3 4 |
| |
| |
|11. Получение заказа, заключение |
|сделки 5 |
|2 1 |
|---------------------------------------------- |
| Итого: 39 |
|38 30 | Внимательно ознакомившись с приведенной таблицей, можно лишний раз
убедится, что как средство реализации товара газетно-журнальная реклама (38
баллов) занимает второе место и в эффективности немного уступает действиям
торгового агента (39 баллов). Стоимость одного контакта с помощью
рекламных объявлений намного ниже, что и дает газетно-журнальной рекламе
более высокую оценку. Насколько лучше выглядит она и по числу запросов на
рекламируемые товары, которые она мо- жет обеспечить, и в отношении
контроля за результатами воздействия. Реклама в прессе сильнее торгового
агента по способности устанавливать повторные контакты, не докучая своим
клиентам. Слабыми местами рекламных объявлений по сравнению с агентом являются
их относительно более низкая способность проникать в сознание покупателя,
невозможность реагировать на его вопросы; больше требуется времени для
учета реакции читателей на рекламу и т.д. Посмотрим теперь как выглядят в сравнении с рекламой в прессе и
торговым агентом мероприятия паблик рилейшнз. Их общая суммарная оценка
30 баллов. Это значительно ниже, чем у первых двух. Но тем не менее и у
паблик рилейшнз есть свои преимущества. Статьи и другие материалы паблик рилейшнз способны охватывать более
широкую аудиторию. Причина в том, что они могут появляться одновременно в
большом количестве изданий. По этой же причине материалы паблик рилейшнз
могут вызвать значительно большее количество запросов на рекламируемые
объявления, но не больше чем торговый агент. В отношении повторного
контакта с потенциальным покупателем оценка паблик рилейшнз выше, чем у
торгового агента, однако ниже газетно-журнальной рекламы. При рассмотрении всех трех групп оценок становится очевидным, что
паблисити относится к категории планируемых программ продвижения товара.
Оно должно использоваться в тех сферах, где действует успешнее других
средств. А именно: для распространения сообщения среди большой аудитории,
снижая стоимости контакта и увеличения запросов на описываемый товар. Оно
также должно применяться для оказания помощи агенту в плане повторного
контакта и придания большей убедительности информационно-рекламному
сообщению. Если все эти рекомендации применять на практике и должным
образом финансировать, то эффективность рекламной деятельности, а также
и отдельных контактов в значительной степени возрастает. Представляет интерес пример разработки и осуществления эксперимен-
тальной программы паблик рилейшнз для советского внешнеэкономического
объединения "Алмазювелирэкспорт" в США. Главная ее цель состояла в том,
чтоб с помощью публикации редакционных материалов в американских газетах и
журналах ознакомить оптовых и розничных торговцев, а также широкую публику
с нашим янтарем и самоцветами. В этих целях американские и советские
специалисты сделали следующее. o Подготовили пресс-релизы о каждом самоцвете, а также обобщающую рекламную статью; o Выпустили общий пресс-релиз о советских самоцветах и янтаре и разослали его в 4000 газет. В результате программой были охвачены более 4-х миллионов читателей
в США. Если бы на редакционной площади, отведенной в газетах и журналах
под материалы паблик рилейшнз о советских товарах, были бы опубликованы
рекламные объявления, то с учетом всех расходов пришлось бы затратить
денежных средств в 3-4 раза больше. В заключении еще раз СЛЕДУЕТ ПОВТОРИТЬ : паблик рилейшнз - это
рентабельное средство продвижения товаров промышленного назначения, а
также потребительских товаров, предназначенных как для избранной, так
и для широкой публики. Легче завоевать авторитет и продать товар, если
предприятие произведет приятное впечатление на покупателей, а паблик
рилейшнз поможет сделать именно это. И, наконец, реклама и паблик
рилейшнз - хорошо дополняют друг друга. СЛОВАРЬ ОСНОВНЫХ ПОНЯТИЙ АУДИТОРИЯ “С семидесятых годов социо-экономические группы были заменены в
Великобритании социальными классами, основанными на профессии, а не на
доходах. ... Такая система является более реалистической, чем старая,
особенно из-за высоких заработков неквалифицированных рабочих, а также
уровня инфляции последних лет, что сделало неправомерным связывать оплату с
группой” (Jefkins, Public Relations. London, 1994: 223). “Первичная публика - это та, которая непосредственно затрагивается
действиями или планами организации. Промежуточная публика - это та, которая
стоит между практиками первичной аудиторией. Например. если родители
являются первичной аудиторией, то промежуточной могут быть их дети.
Специальная публика - это организованная группа, обычно с уставом и
регулярными встречами. Есть два вида специальной публики: 1. Направленная
вовнутрь, которая организована для первичной цели обслуживания своих
членов, а не чужих. 2. Направленная вовне, которая организована для
обслуживания других, а не своих собственных членов” (Center, Jackson,
Public relations practices. Managerial case studies and problems. Englewood
Cliffs, N.J. 1990: 14-15). ЖЕСТ “Русская жестикуляция, мимика и поза определяются ситуацией,
отношениями говорящих и их социальной принадлежностью. Чем человек
вежливее, воспитаннее, выше по рангу, тем более сдержан его жест” (Романов,
А.А. Грамматика деловых бесед. Тверь 1995: 20). “Для русской разговорной традиции жеста не характерно сильное
выбрасывание руки (рук) вперед или отбрасывание от тела. Но не принято
жестикулировать, прижимая локти к телу, Синхронное движение обеих рук
отсутствует, жестикуляция осуществляется одной рукой, как правило, правой.
Вторая рука или совсем не жестикулирует, или в меньшей степени, но не
повторяет движения правой” (там же). ИМИДЖ “Ваш имидж - это восприятие другими людьми вас. Это полная картинка
вас, которую вы представляете людям. Он включает то, как вы выглядите,
говорите, одеваетесь и действуете; ваш профессионализм, ваши отношения,
позы и язык тела; ваши “украшения” и ваше окружение и те, с кем вы
поддерживаете компанию” “Имидж не основывается на абстрактных понятиях (как полагают некоторые
журналисты), но на небольших, но убедительных фактах о личности (или
компании, марке)” (Bruce Images of power. How the image makers shape our
leaders. London, 1992: 72). “Ваш личный имидж является картинкой вас. Вы не можете не иметь
имиджа!” “Ваш телефонный имидж является временным заместителем вашего
визуального имиджа” “Во все время меняющейся и быстрошагающей культуре у нас нет времени
детально и глубоко узнать о каждом человеке, с которым мы пересекаемся во
время рабочего дня. Создаваемый ими визуальный имидж является первым, что
мы замечаем”(Sampson, E. The image factor. A guide to effective self-
presentation for career enhancement. London, 1994: 19). “Есть несколько видов имиджа, из которых мы рассмотрим пять:
зеркальный, текущий, желаемый, корпоративный и множественный‘‘ ( Из лекции
по курсу «Имиджелогия) ЛИД “Лид пресс-релиза очень важен и должен читаться как введение в новость.
Вся существенная информация, суммирующая всю ситуацию, должна содержаться в
первом абзаце” (Почепцов Г.Г. Имидж-мейкер. Паблик рилейшнз для политиков и
бизнесменов. Киев, 1995) ЛОББИРОВАНИЕ “Лоббирование является принятой формой демократического процесса, и ее
суть определяется типом парламентской или политической системы. ...
Последнее исследование высветило сумму “неконтролируемого и
некоординируемого” лоббирования, которое обходится британскому бизнесу
более ста миллионов фунтов в год...” Лоббирование должно проводиться в
серьезной манере и обычно имеет три базовых элемента: расследование,
коммуникация и давление”(Black, 1993 (Black, . Introduction to Public
relations. London, 1993: 84). “Лоббирование является специализированной частью ПР, которая строит и
поддерживает отношения с правительством, в первую очередь, для целей
влияния на законодательство и применение его” “Число лоббистов резко возросло в последнее время. Например, между 1975
и 1990 гг. число лоббистов, зарегистрированных в сенате США, увеличилось с
3000 до более чем 33,000. Около трех из каждых четырех компаний с объемом
продаж сто миллионов долларов и более имеют сотрудников, занятых
лоббированием. Одна из публикаций указывает более 14,000 человек и фирм,
представляющих 12,500 внутренних и иностранных фирм, ассоциаций, союзов и
других групп‘‘ (Black S. The essentials of public relations. London, 1994) “Корпоративный имидж организации обычно начинается с корпоративного
логотипа, известного как лого, который может рассматриваться как символ
организации и который предоставляет центральный пункт для всех размышлений
о дизайне” МАРКЕТИНГ И ПР “ПР может применяться к любой части маркетингового набора, где реклама
является только частью. Маркетинговый набор состоит из каждого элемента
стратегии маркетинга, можно назвать только некоторые: имя, упаковка,
исследование, определение цены, продажа, дистрибуция и послепродажное
обслуживание”(Jefkins, 1994: 11). “Сопоставление двух определений делает понятным то, что в то время как
они имеют общими ряд характеристик, область практики ПР намного шире, чем в
случае маркетинга” (Black, 1993: 40). МАСС-МЕДИА “Отношения с медиа являются средством к завершению, но не завершением
само по себе. Стремление к освещению масс-медиа ради нее самой и вне
контекста наших целей и сообщений может быть более разрушительной, чем
полезной, несмотря на внешнее впечатление удачной деятельности” (Green,
1994: 42). МЕСТНЫЕ ОРГАНЫ ВЛАСТИ И ПР “Местный орган власти - это коллективная ответственность, требующая
делового партнерства и сотрудничества между общественностью и избранными
или назначенными в него лицами. ПР - это наиболее эффективное средство
достижения такого сотрудничества. ... Цели заключаются в следующем: 1. Постоянно информировать общественность о политике совета и его
повседневной деятельности. 2. Предоставлять общественности возможность высказать свое мнение о
новых важных проектах и планах до принятия окончательных решений. 3. Просвещать общественность о работе системы местного самоуправления,
информировать людей об их правах и обязанностях. 4. Развивать у людей чувство гражданской гордости” (Блек С. Паблик
рилейшнз. Что это такое? М.,, 1990: 175-176) ОБЩЕСТВЕННОСТЬ “Термин общественность используется по отношению к группе людей,
которые: а) сталкиваются с какой-то проблемой; б) разделяются во мнениях
относительно подхода к решению этой проблемы; в) вступают в дискуссию,
посвященную этой проблеме” (Блумер Г. Коллективное поведение //
Американская социологическая мысль. М., 1994. : 187). “Деятельность ПР не направлена на общественность в целом. Она
распространяется на тщательно отобранные группы людей, которые являются
сегментами общественности в целом”(Jefkins, 1994: 61). “Основные причины, по которым следует выделять группы общественности,
следующие: а) идентифицировать все группы людей, относящихся к ПР программе; б) устанавливать приоритеты в рамках бюджета и ресурсов, в) отбирать масс-медиа и технику воздействия. г) готовить сообщение в приемлемом и эффективном виде”(Jefkins, 1994:
64). ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: определение “Паблик рилейшнз состоит из всех форм планируемой коммуникации,
направленных внутрь и наружу, между организацией и ее общественностью для
целей достижения специфических целей, относящихся к области
взаимопонимания” (Jefkins, 1994: 8). “ПР - это искусство и наука достижения гармонии посредством
взаимопонимания, основанного на правде и полной информированности” (Блек,
1990: 17). “ПР является функцией менеджмента, которая устанавливает и поддерживает
взаимовыгодные отношения между организацией и общественностью, от которой
зависит успех или неуспех” “Основная философия практики паблик рилейшнз очень проста. Она исходит
из того, что с общественной поддержкой и пониманием намного легче достичь
успеха в достижении сформулированных целей, чем в случае общественной
оппозиции или безразличия, Паблик рилейшнз могут быть суммированы в
нескольких ключевых словах. Речь идет о репутации, восприятии, доверии,
уверенности, гармонии и поиске взаимопонимания, основанном на правде и
полной информированности. Это не является определением. Но здесь
присутствуют необходимые стремления” (Black, 1993: 11). “Паблик рилейшнз, как я понимаю, является областью деятельности,
которая должна иметь дело со взаимодействием между индивидом, группой,
представлением или другой единицей с общественностью, от которой зависят.
Специалист по паблик рилейшнз является экспертом, который консультирует по
взаимоотношениям с этой общественностью” ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ: профессия “Я не согласен с теми, которые говорят, что мы не являемся профессией,
а это деловая функция , ремесло, искусство. ПР - это не деловая функция,
поскольку покрывает собой гораздо более широкую область деятельности. Это
не ремесло, если судить по словарному определению, что такое ремесло. Когда
ПР применяется как следует,это искусство, примененное к науке, а не
искусство”” Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990 ПОЗИЦИОНИРОВАНИЕ “Позиционирование в PR (от английского position - положение,
нахождение, состояние, позиция и т.п.) это создание и поддержание
(воспроизводство) понятного Клиентам образа, имиджа. ... профессионалами PR
задача ставится не в оппозиции: иметь - не иметь имидж, а в паре: иметь
стихийный или управляемый имидж (Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public
Relations. Спб.,, 1995: 12). “Все эффективные коммуникативные стратегии содержат то, что называется
позиционированием, а именно четкий анализ того, что представляется собой
эта марка (или компания, личность, политическая партия и т.д.) : для кого
она, почему кто-либо может быть заинтересован выбрать ее” (Викентьев И.Л.
Приемы рекламы и Public Relations. Спб., 1995) ПРЕСС-РЕЛИЗ “Новостной релиз, или пресс-релиз, является основным элементом почти
каждого плана по работе с общественностью. Во-первых, он должен выглядеть
как новостной релиз. Это значит, что он должен следовать
стандартизированным требованиям для релизов. Во-вторых, он должен
предоставлять информацию или новости, которые заинтересуют аудиторию
канала, которая их получает. В-третьих, он должен нужной аудитории или
редактора в нужное время. Следует также помнить, что пресс-релиз не
является рекламой; расхваливающие прилагательные и гиперболизация может
гарантировать то, что релиз будет отвергнут” “Почти шестьдесят процентов редакционного содержания “Нью-Йорк таймс” и
“Вашингтон Пост” восходят к усилиям ПР, в соответствии с классическим
исследованием, которое анализировало редакционное содержание этих газет.
... В небольших газетах процент неслучайного материала даже выше” “Чтобы написать хороший пресс-релиз, сначала вам следует понять, что
является наиболее важным в вашей теме. Затем вы должны знать, как
суммировать информацию в самом начале релиза, быстро подтвердить первое
высказывание фактами, оставив менее важные детали на конец. Это известный
стиль перевернутой пирамиды. Наиболее важная информация ставится в начале,
так что читатель знает, о чем идет речь. Если он прочтет только первое
предложение или параграф” “Никогда не посылайте пресс-релиз в масс-медиа до того, как он прошел
все ступени согласования‘‘ ПРОПАГАНДА И ПР “В пропаганде не всегда учитываются этические аспекты, и слово сегодня
используется в основном для того, чтобы разъяснить те виды убеждения,
которые основаны исключительно на личной выгоде и в которых для достижения
цели бывает необходимо исказить факты или даже фальсифицировать их. ПР,
напротив, признают долговременную ответственность и стремятся убедить и
достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений и идей” (Блек,
1990: 19). “Проблема иногда стоит в разграничении между элементами ПР и пропаганды
в информации, выпущенной, к примеру, правительственными структурами.
Пропаганда будет направлена на удержание правительства у власти, а ПР
стремится, чтобы работа правительства была понята и использовалась
правильно”( Jefkins, 1994: 13-14). “Важно осознать, что пропаганда стремится вызвать скорее коллективное,
чем только лишь индивидуальное действие. В этом смысле ее следует отличать
от рекламы, так как реклама старается влиять на индивидуальное действие. В
пропаганде, напротив, налицо попытка создать некое убеждение и добиться
действия в соответствии с этим убеждением” (Блумер, 1994: 192). РЕКЛАМА И ПР “ПР не является свободной или бесплатной рекламой. Нет ничего
бесплатного в области ПР: они съедают время, а время требует денег. Эти
деньги реализуется или в виде зарплаты персоналу, или в виде гонораров за
консультации. ... Реклама может не использоваться организацией, но каждая
организация включена в ПР. Например, пожарная бригада не рекламирует пожары
и даже не рекламирует свои услуги, но имеет связи с разной общественностью.
ПР охватывает всех и вся, тогда как реклама ограничена специальными
задачами продажи и покупки... ПР имеет дело с общей коммуникацией всей
организации, поэтому они более всеохватны и всеобъемлющи, чем реклама”
(Jefkins, 1994: 10). “Наиболее важным отличием является то, что в рекламе покупается место,
в рамках которого имеется полный контроль текста и презентации сообщения в
соответствии с определенными юридическими и моральными ограничениями. Время
появления рекламы и число повторений также находится под полным контролем.
Эффект, однако, может оказаться кратковременным или нулевым, если
конкретный журнал или газета не будут открыты членами целевой аудитории”
(Black, 1993: 38-39). “В рекламном деле допустимо, купив место на полосе периодического
издания, публиковать что и как угодно, лишь бы это было в рамках приличий.
В ПР мы стремимся к воздействию на общественное мнение. И если смысл
послания мы определяем сами, то на его использование мы повлиять никак не
можем” (Блек, 1990: 31). РЕПУТАЦИЯ “”Взаимопонимание и добрые отношения” могут быть выражены более удобно
одним словом “репутация”, Репутация представляет собой ценный вклад любой
организации и именно с репутацией имеет в основном имеет дело ПР” Викентьев
И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Спб., 1995 “Совершенно ясно, что плохие ПР могут разрушить или серьезно повредить
практически за ночь репутацию, на строительство которой ушли годы, и
случается, что это может произойти в результате плохой представленности в
прессе, без реальных причин или изменений в условиях” ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В настоящей работе была сделана попытка выделить и проанализировать
основные принципы создания паблик рилейшнз, учитывая в первую очередь его
особенности в рекламе. Область паблик рилейшнз наиболее остро нуждается, на
мой взгляд, в теоретическом обосновании принципов ее действенности. На
сегодняшний день существует множество научных трудов по психологии, теории
и эстетики рекламы; формирование образа же, как раздел теории Public
Relations, недостаточно проработан. Специалисты по психологии, социологии и
другим общественным наукам лишь недавно стали обращаться к этой теме, да и
сами рекламисты больше полагаются на собственный опыт и интуицию. Наука создания образа требует комплексного подхода. PR-профи,
работающий над проблемой имиджа, должен обладать смешанными знаниями в
области психологии, дизайна, журналистики и даже физиологии человека; либо
это должна быть команда творчески мыслящих специалистов. Особое внимание уделено аспектам создания паблик рилейшнз. Так же
отмечена важность паблик рилейшнз, как средства эффективной массовой
коммуникации. Значению паблик рилейшнз и рекламе не всегда уделяется
должное внимание, в связи с чем взаимодействующие субъекты терпят моральные
и материальные убытки. Настоящий труд не претендует на законченность и совершенство, это
лишь попытка осмысления, предполагающая более развернутое и
профессиональное исследование проблем паблик рилейшнз и рекламы. Выводы Паблик рилейшнз (связи с общественностью) - это функция менеджмента,
которая оценивает отношения с общественностью и реализует программу
действий для обретения общественного понимания и принятия. Основная цель паблик рилейшнз - создание внешней и внутренней социально-
психологической среды, благоприятной для успеха организации, обеспечение
необходимого поведения этой среды в отношении фирмы. Основными сферами, или направлениями деятельности ПР являются работа со
СМИ, формирование отношений с потребителями, отношений с партнерами,
отношений с местной общественностью, с государством и местными органами
управления, отношений между сотрудниками, отношений с инвесторами
(финансовые ПР), управление кризисом (кризис ПР). Ядром работы по ПР является воздействие на состояние общественного
мнения. Большинство акций ПР проводятся с целью: o убедить людей изменить свое мнение по какому-либо вопросу, о продукте или организации; o сформировать общественное мнение, когда оно отсутствует; o усилить существующее мнение общественности. В каких случаях необходимо привлекать к работе агентство по связям с
общественностью? o Когда работы немного, она проводится нерегулярно и привлечение постоянного сотрудника для Вас невыгодно. o Когда необходима помощь своему штатному сотруднику. o Когда в работе предполагается "пиковая загрузка" в связи с запуском нового товара и т.д. o Когда внешние консультанты обладают специфическим опытом работы. o Когда руководители организации не уверены, что советы внутренних консультантов объективны и не o ассоциируются с одной из заинтересованных сторон. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations, Триз-шанс, 95г.
2. Т.К. Серегина, Л.М. Титкова. Реклама в бизнесе. Информационно- внедренческий центр “Маркетинг”. 3. Д.Денисон Л.Тоби // «Учебник по рекламе» Минск 1996 4. С. Блэк « Введение в паблик рилейшнз» Ростов-на-Дону «Феникс» 1998 5. Блумер Г. Коллективное поведение // Американская социологическая мысль. М., 1994. 6. Блэк С. Паблик рилейшнз. Что это такое? М., 1990 7. Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. Спб., 1995 8. Почепцов Г.Г. Имидж-мейкер. Паблик рилейшнз для политиков и бизнесменов. Киев, 1995 9. Почепцов Г.Г. Теорія комунікації. Київ, 1996 10. Black S. The essentials of public relations. London, 1993 11. Jefkins F. Public Relations. London, 1994
Страницы: 1, 2, 3, 4
|