Оценка эффективности рекламы в Интернет
Оценка эффективности рекламы в Интернет
Оценка эффективности рекламы в Интернет
включает технические, экономические, организационные и некоторые другие
аспекты. Задача применения Web-сервера в системе маркетинга охватывает достаточно широкий круг вопросов,
поэтому для оценки разных аспектов реализации Web-сервера необходимо произвести
разбивку критериев эффективности, по каждому из которых можно было бы в
дальнейшем проводить оценки и в соответствии с ней принимать необходимые меры
по корректировке, развитию и совершенствованию реализуемой системы маркетинга.
В соответствии с этим можно выделить следующие группы параметров:
экономические, организационные и маркетинговые.
Экономические параметры включают оценку
экономической эффективности выбранного варианта построения маркетинговой
системы предприятия на основе Web-сервера в среде Интернет.
Организационные параметры определяют
степень интеграции новой информационной системы с существующей системой и
степень интеграции новой информационной системы с существующей деятельностью
предприятия.
Под
маркетинговыми параметрами в
данном случае понимаются параметры, отражающие эффективность проведения
маркетинговой программы реализации и продвижения Web-сервера в среде Интернет и
характеризующие эффективность использования инструментов
Web-маркетинга.
Экономическая эффективность (Э)
выбранного варианта построения маркетинговой системы предприятия на основе
Web-сервера в среде Интернет может быть определена как отношение результата,
получаемого от ее применения (Еп), к затратам, связанным с
разработкой и эксплуатацией системы (Ез):
Э=Eп/Eз
Полные затраты при этом составляют:
Ез=К+Сэ,
где:
К
- суммарные капитальные вложения на проектирование системы, на приобретение
необходимых составляющих и ее реализацию;
Сэ
- эксплуатационные расходы.
В
случае разновременности капитальных и ежегодных затрат капитальные затраты
должны быть приведены к одному (первому или последнему) году эксплуатации по формуле сложных процентов.
Кt=K/(1+i)t,
где:
Кt
- приведенные капитальные затраты,
i
- эффективность или минимальный доход, который может быть гарантирован
инвестору, или коэффициент дисконтирования капитальных вложений;
t
- период времени, через который будут произведены капитальные затраты;
К
- капитальные затраты.
Результат,
получаемый за счет функционирования системы, определяется следующим образом:
Ec=Cc(t)-Kt,
где:
Сс(t)
- эффект за счет снижения затрат за время t в результате применения новой
системы маркетинга на основе Web-сервера.
Таким
образом, для определения экономической эффективности необходимо определить
основные статьи затрат и снижения расходов за счет использования в системе
маркетинга Web-сервера. Источники затрат можно разделить на единовременные капитальные затраты и эксплуатационные расходы.
К
единовременным капитальным затратам можно отнести:
инвестиции
на первоначальный анализ и планирование,
стоимость
необходимого оборудования в виде Web-сервера,
стоимость
программного обеспечения,
вложения
на организацию линий связи и сопутствующее оборудование,
стоимость
вспомогательного оборудования, например, компьютерной техники для обновления
информации на Web-сервере, его дизайна или для выполнения функций по
обеспечению работоспособности Web-сервера,
инвестиции
на подготовку и переподготовку кадров, в случае если какие-либо функции по
обеспечению работоспособности Web-сервера обеспечиваются внутренними ресурсами
предприятия.
К
эксплуатационным расходам относятся:
заработная
плата обслуживающего персонала,
расходы
на вспомогательные материалы,
взносы
за доменное имя,
арендная
плата за каналы связи,
плата
провайдеру услуг Интернет за предоставление доступа к Web-серверу из Интернет,
за предоставление места на собственном сервере или за обслуживание Web-сервера
предприятия в случае размещения его у провайдера,
амортизационные
отчисления,
дополнительные
расходы в случае привлечения сторонних фирм для развития сервера, его дизайна,
выполняемых функций,
расходы
на проводимые рекламные кампании и т.д.
Источники
экономии зависят от выполняемых Web-сервером функций. При использовании электронных коммуникаций вместо
традиционных снижаются расходы на печатные виды продукции, на телефонные
разговоры и пересылку факсов. За счет предоставления необходимой информации
обеспечивается предпродажная и послепродажная поддержка потребителей, при
организации виртуального магазина не
нужны традиционный магазин и соответственно затраты на него. В случае
использования каналов Интернет для распространения информационной продукции нет
необходимости в традиционных каналах распространения. При этом следует учесть,
что внедрение и использование Web-сервера являются итеративной задачей.
Кроме
того, необходимо учесть, что, кроме снижения затрат, присутствие фирмы в
Интернет посредством Web-сервера может принести прибыль за счет:
повышения
имиджа торговой марки компании,
продвижения
товаров фирмы,
привлечения
новых потребителей,
добавления
нового канала распространения продукции, улучшения сервисного обслуживания
текущих и потенциальных потребителей.
Оценка
организационных аспектов характеризует интеграцию новых способов построения
маркетинговой деятельности предприятия в существующую структуру предприятия.
Параметр интеграции с существующей информационной системой (Пи)
характеризует степень совмещения выполнения различных функций новой и
существующей информационной структурами и определяется следующим образом:
Пи=P/Pc,
где:
Р
- количество функций, выполняемых совместно как существующей, так и новой
информационной системой,
Рc
- общее количество функций, которые могут быть совмещены сущест-вующей и новой
информационной системами.
В
качестве примера выполняемых функций можно привести ведение баз данных,
совмещение которых может, например, сократить число необходимых действий по
вводу информации и повысить тем самым эффективность деятельности
предприятия.Второй параметр этой группы характеризует интегрированность новой
системы с существующей деятельностью предприятия. Он определяется как отношение
числа функций, поддерживаемых системой маркетинга
на основе Интернет (Рм), к общему числу функций,
отражающих деятельность предприятия (Робщ):
Пс=Рм/Робщ,
Маркетинговые параметры характеризуют
эффективность проведения маркетинговой программы реализации и продвижения
Web-сервера в среде Интернет и определяют эффективность использования
инструментов Web-маркетинга. В их основе лежит анализ информации, получаемой из
лог-файлов Web-сервера и/или
применения cookie-файлов .
Полученные данные с наибольшей эффективностью могут быть использованы для
анализа их изменения за определенный интервал времени и служить критериями
корректировки всего плана реализации и продвижения Web-сервера, а также
пересмотра проводимых мероприятий в рамках разработанной маркетинговой
программы продвижения сервера.
Можно
выделить следующие критерии эффективности Web-сервера:
Эффективность различных входов на сервер.
Этот показатель характеризует эффективность использования различных источников
привлечения посетителей на сервер. Определяется как отношение посетителей,
воспользовавшихся данным источником (Sист i) к общему количеству
посещений сервера (So):
Пист i=Sист i/So.
Оценка посещаемости Web-страниц сервера,
которая характеризует популярность страниц сервера. Определяется для каждой
страницы как отношение посещений страницы (Sстр i) к общему
количеству посещений сервера (So):
Пстр i=Sстр i/So.
Эффективность баннерной рекламы, которая
определяет эффективность каждого рекламного баннера.
C помощью этого показателя можно провести сравнение рекламных баннеров, намечая
пути их совершенствования. Эффективность баннерной рекламы зависит от числа
посетителей, которые благодаря рекламе воспользовались баннером-ссылкой и
перешли на Web-сервер фирмы. Определяется как отношение числа посетителей
страницы, на которой размещен баннер (Sбi) к числу
"кликнувших" на него посетителей (Sоi).
Kб
i=Sбi/Sоi.
Эффективность преобразования посетителей сервера в
покупателей (для случая реализации на Web-сервере виртуального
магазина). Определяется как процентное соотношение между посетителями,
перешедшими к активным действиям по приобретению товаров (Sпр) и
общим количеством посетителей сервера S:
Ппр=(Sпр/S)*100%.
Количество повторных посещений. Этот
показатель характеризует выполнение второй основной функции Web-маркетинга
после первоначального привлечения посетителей на сервер, а именно достижение
максимального числа повторных посещений сервера. Определяется как средняя
величина, равная отношению количества повторных посещений сервера (S) к общему
числу его посетителей (So):
Kn=S/So.
Корректное
использование вышеприведенных формул дает возможность провести весьма полную
оценку эффективности рекламы и анализ успеха или неудачи рекламной камапнии в
целом. Поскольку построение системы маркетинга - процесс динамичный и постоянно
развивающийся, одним из важных вопросов оценки эффективности является учет
обратных связей, позволяющих на основе получения и анализа параметров
эффективности принимать необходимые меры по корректировке принятых ориентиров и
проводимых мероприятий, а также по дальнейшему развитию и совершенствованию
сервера. Каждая из рассмотренных групп параметров эффективности связана с одним
из трех этапов реализации программы маркетинга на основе Web-сервера. Так,
экономический анализ результатов характеризует в первую очередь первый этап -
адекватность поставленных целей и задач текущей ситуации и качество
проведенного анализа и планирования; оценка интеграции новой системы с
существующей информационной системой и деятельностью предприятия характеризует
второй этап программы маркетинга - этап реализации сервера; маркетинговые
параметры - эффективность проводимой программы продвижения сервера в среде
Интернет.
Предложенный
подход к оценке эффективности Интернет-рекламы не является единственным, но
вполне может быть использован при определении эффективности внедрения концепции
маркетинга на основе применения web-технологий.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.jelico.com/
|