Охота за VIP
Охота за VIP
Российские маркетологи оттачивают технологии работы со
сверхсостоятельными потребителями
Помните,
как нервничал в фильме "Игра" герой Майкла Дугласа –
бизнесмен-миллиардер, которому пришлось пережидать в «некой компании «Игра»
очередь из одного (!) человека? Возможно, он бы не выдержал и ушел, если бы его
во время не перехватил генеральный директор конторы.
Впрочем,
технологии VIP-обслуживания – это отнюдь не единственная проблема маркетинга
для «очень состоятельных людей». Главная сложность заключается в организации
первого контакта с представителями этой малодоступной аудитории. Весьма
показателен в этом смысле опыт успешного и необычного для российского рынка
проекта по охвату самых богатых людей России.
В
прошлом году Московская Консультационная Группа (МКГ) подготовила и выпустила в
свет первый и пока единственный российский каталог VIP-товаров, в котором
представлены: «эксклюзивные и наиболее дорогие услуги и товары мира,
необходимые состоятельному человеку для повседневной жизни».
«V.K.-
каталог» - это, фактически, первый российский рекламоноситель, рассчитанный на
продажи в VIP-аудитории. Несколько примеров предоставляемых товаров и их
стоимости, позволяют сразу понять, что это, действительно непростой справочник
для непростых людей. Так, используя «VK-каталог», можно стать обладателем «мыши
для компьютера (золото 18 карат) – цена: 1 890 S», или приобрести «простыню в
стиле vintage (модели из тончайшего шелкового фая) - цена: 12 000 S», а также
«костюм купальный по индивидуальному заказу (3024 драгоценных камня, в том
числе 1988 сапфиров. Купальник шьют на заказ и доставляют клиенту в
бронированном сейфе под вооруженной охраной) – цена: 10 200 000S»).
Как
же родилась идея создать подобный проект?
Об
этом мы спросили автора идеи – руководителя МКГ Галину.
-
Идея создать каталог товаров и услуг для VIP-аудитории родилась у нас, в
общем-то, спонтанно. В мае прошлого года мы проводили маркетинговое
исследование по заказу крупного издательского дома. Одним из сегментов нашей
выборки была группа сверхбогатых людей – обладатели доходов от 2 миллионов
долларов в год. Помимо всего прочего, в ходе исследования выяснилось, что не
только маркетологи страдают от отсутствия способов воздействия на этот целевой
сегмент. Оказалось, что, со своей стороны, и наши респонденты нуждаются в
объективном источнике информации об интересных для них товарах и услугах.
Здесь
нужно оговориться, что традиционно одним из рекламоносителей, охватывающих
VIP-аудиторию, считались глянцевые журналы. Однако наши исследования показали,
что в деле воздействия на данную доходную группу этот медиа-носитель можно
считать эффективным лишь с большими оговорками.
Во-первых,
необходимо учесть, что и на Западе, и в России большинство глянцевых журналов
достаточно четко позиционирует себя как СМИ для представителей среднего класса.
Как следствие, большинство рекламной информации, которая в них публикуется,
рассчитано на людей со доходами средними или, в отдельных случаях, выше
средних.
Кроме
того, мы выявили факт чрезвычайно низкого доверия к глянцевым изданиям в нашей
целевой группе. (Стоит, правда, оговориться, что не только представители высшей
доходной группы, но и другие целевые аудитории приобретают глянцевые журналы не
в поисках жизненных ориентиров, а в качестве легкого развлекательного чтива
между делом. Это и отличает россиян от западных потребителей, которые
используют данную информацию как руководство по формированию определенного
стиля жизни). Пытаясь понять, в чем причина этого недоверия и можно ли ее
побороть, мы пришли к очевидному: VIP-персоны просто не могут воспринимать в
качестве эксперта, определяющего их потребительский выбор, девушку-журналиста с
несравнимо более низким уровнем дохода.
Таким
образом, мы увидели, что потребителей VIP-группы назрела острая необходимость в
источнике объективной информации о товарах и услугах, рассчитанных на их
потребности. И спрос родил предложение. У нас возникла идея создания
специализированного каталога для богатых людей, и мы немедленно приступили к
новому издательскому проекту, завершив его в рекордные для подобных мероприятий
сроки – всего лишь за 9 месяцев. В том, что мы не ошиблись, можно убедиться
сейчас, когда вышел уже второй номер справочника и отклик на него - самый
доброжелательный. Каталог действительно оказался очень полезным для нашей
аудитории.
-Есть
ли у «VK-каталога» аналоги за рубежом? Использовали ли Вы их опыт в своей
работе?
-
Досконально изучили – да. Но использовали лишь частично. В процессе подготовки
нашего проекта мы познакомились с такими изданиями, как американский
"Роббз Репорт", а также специализированные каталги торговых центров,
продающих предметы роскоши (как, например, американский «Ниман Маркус» и
британский Harrod’s). И все-таки в нашей работе мы стремились отталкиваться не
от зарубежного опыта, а от потребностей российского рынка. Причем, не полагаясь
на личную интуицию, свое понимание этих потребностей мы неоднократно
тестировали на фокус-группах – проверяя все, начиная от смыслового наполнения и
заканчивая дизайном.
-
Да, действительно, эту плотную коричневую книжку, словно присланную откуда-то
из спокойных 60-х годов и ни в какой мере не несущую в своем облике агрессивную
идею: «Купи меня!», просто хочется подержать в руках. От нее веет спокойствием,
уверенностью и самодостаточностью...
-
Всю концепцию дизайна – начиная с обложки и заканчивая подбором шрифтов и
цвета, скрупулезнейшим образом прорабатывали специалисты. Потом дизайн издания
поверялся на 10-ти фокус группах. Мы стремилиь сделать принципиально антиглянцевый
и антимассовый журнал. В этом смысле весь проект выдержан в едином стиле – от
начальной концепции до системы дистрибуции каталога, которая основана
исключительно на целевом распространении.
Что
же касается внутреннего наполнения, то принципиальная часть концепции проекта
заключалась в том, что он ни в коем случае не должен носить навязчиво-рекламный
характер. Особенность нашего стиля в том, что читатель нигде не найдет даже
косвенного расхваливания товара, а тем более сравнительных величин: «наше –
лучше всех!». Нет, здесь есть только констатация фактов, только та максимальная
информация, которая действительно необходима, чтобы выбрать нечто подходящее
для себя.
-
Каким образом Вы подбираете поставщиков для размещения в каталоге?
-
Работа с поставщиками товаров и услуг – это очень важная часть нашего проекта.
“V.K.-каталог” как справочник товаров, выходящий четыре раза в год, вынужден
столько же раз меняться. Работа над сбором, проверкой и редактированием
информации - это постоянная, ежедневная, обновляющаяся система. Самый
ответственный этап в нашем проекте – это непрекращающийся ни на один день
мониторинг товаров и услуг, который проводит наша экспертная группа, опираясь
как на открытые источники, так и на сведения наших собственных «информаторов» в
разных странах мира.
То,
что мы изначально установили для себя самую высокую планку в стандартах сбора и
обработки информации, спасло нас от жалоб и недовольства клиентов – прежде
всего, заказывающих услуги российских производителей. Надо сказать, что
культура работы с эксклюзивными клиентами в России пока еще очень слаба: наши
компании, увы, не всегда точны ни в своих намерениях и в сроках. И хотя с
зарубежными фирмами, в этом смысле, работать намного легче, их сведения точно
так же проходят тщательную многоступенчатую проверку.
-
Мы заметили, что в каталоге есть как очень дорогие, так и доступные по цене
вещи. Что это – ориентация на определенный стиль поведения?
-
Мы не стремимся навязывать нашей аудитории какие-либо стереотипы. Основной
критерий подбора продуктов для VIP-аудитории – это отнюдь не принадлежность к
определенному имиджу и не цена, как принято думать, а эксклюзивность товаров.
Практически все, что представлено в нашем издании, - это штучные, уникальные
вещи. Но именно они-то и представляют интерес для обладателей сверхдоходов.
Достаточно вспомнить, как, например, в США, на презентации нового
рождественского каталога «Ниман Маркус» в одноименном универмаге, посетителям
предлагалось «ограниченное количество» (всего 99) «Кадиллаков ХLR» 2004 года за
85 тысяч долларов. Все до единого автомобиля были раскуплены за 14 минут. Это
еще раз говорит о том, что главное для VIP-аудитории – это уникальность товаров
и эксклюзивный сервис.
Список литературы
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketolog.ru
|