p> Шрвамм приходит к выводу, что истина, как всегда находится где - то посередине, вероятней, немного ближе к теории " статус - кво" . Хотелось бы отметить, что эти концепции позволяют зафиксировать связь между реальными характеристиками деятельности СМИ и нормативными теориями медиа . Если в романе Дж. Оруэлла в форме художественного вымысла представленная авторская мысль масс - медиа, то П. Лазерсфельд и Р. Мертон основывали свой выводы на анализе американской - рыночной - модели функционирования СМИ . Этим, на мой взгляд, во многом объясняется различное понимание эффективности и направленности воздействия массовой коммуникации на общество, содержащиеся в романе английского писателя и статье американских социологов . В подтверждении этой мысли можно привести вывод С. Хеда, Сделанный им в ходе сравнительного исследования трансляционных систем мира . ( Американский ученый Сидни Хед предпринял сравнительное проблемно - типологическое исследование радио - и телетрансляционных систем мира, результаты которого изложил в книге " Трансляционные системы мира . Сравнительный анализ " ( 1986 ) . Он выделил три основных типа функционирования вещательных систем в обществе . К первому он относит формы, характерные для стран, где превалирует частная собственность на СМИ ; ко второму - те где доминирующей является государственная собственность ; к третьему - те, сосуществует и частная и государственная формы владения радио и телевидением . Систему частного владения информационным капиталом, господствующую в США, С . Хед называет " дозволяющей ", систему государственного контроля - " авторитарной ", европейскую - " попечительской " . Поясняя эти дефиниции, он отмечает, что американская модель ориентирована на рыночные отношения, предполагающие в первую очередь учет товарных вкусов потребителей, а не воспитательно - контролирующие функции государства, как это характерно для авторитарной формы владения информационными средствами . В попечительской модели предусматривается возможность удовлетворения и потребительского спроса и контроля за ним . В ходе сравнительного анализа С . Хед приходит к выводу, что наиболее плодотворными являются режимы контроля, обеспечивающие здоровую конкуренцию, необходимую для удовлетворения разнообразных интересов публики и повышения качества передач . По мнению С . Хеда, " чем более авторитарен режим, тем более эффективным считается воздействие радио - и телетрансляций на социальные изменения ". Однако такая биполярность подходов в анализе влияния СМИ на население вряд ли может удовлетворить современные запросы как практики функционирования мультимедийных средств информации, так и специалистов, которые заняты этой проблемой . По мере все ускоряющегося процесса технизации информационных источников, превращения их во все более изощренные институты по воздействию на общественное сознание и поведение людей возникает настоятельная потребность понять более глубокие механизмы проникновения идей, распространяемых СМИ . Значительный вклад в изучение механизмов воздействия на общественное сознание внесли ученые Анненберской школы, осуществившие под руководством Дж . Гербнера большую серию исследований содержания телевизионных передач и воздействия телевизионных образов на аудиторию . Ими была предложена модель влияние телевидения, основанная на концепции символического интеракционизма . Центральная ее идея состоит в том, что телевидение создает символический образ реальности, который, в свою очередь, и формирует восприятия жизненного пространства индивидом . В прежние времена эту функцию выполняли мифология, фольклор и религия, превращавшие представления и ритуалы в формы символической социализации и контроля . В нашу эпоху такую миссию стало выполнять телевидение . Изо дня в день комплекс стереотипных концепций потребляется миллионами телезрителей " в шаблонных капсулах, содержащих продукцию массового производства информации и развлечений". И таких " капсул " - телевизионных сюжетов и образов, сообщаемых идей - складывается особый символический мир, который структурирует жизненные ценности, нормы, общие обязательства и установки и формирует основу для взаимопонимания и взаимодействия ( хотя и необязательно и соглашения ) между большими и разнородными группами людей . Этот мир обусловливает образ мышления, чувств и поведения не индивидуумов, а масс в целом . Исходя из этих посылок, ученые Анненберской школы проводят исследование системы телевизионных сюжетов и образов, используя метод контентанализа . Осмысляя данные своих исследований, Дж . Гербнер и Л . Гросс пришли к выводу, что " телевидение, как и любой иной мифический мир, представляет собой выборочную и функциональную систему сообщаемых идей ". Так, основное место в " телевизионном мире ", как показали результаты контент - анализа, занимают представители средних и высших слоев, люди с престижными профессиями и хорошим материальным положением, преимущественно мужчины . Женщины фигурируют как воплощение любовных страстей и семейных отношений . Неудачники, выходцы из низших слоев встречаются реже . Значительное место занимает тема насилия, потому что, как считают авторы, это " самое простое и дешевое драматургическое средство демонстрации правил игры за власть ", ибо " в символическом мире открытое физическое действие делает сценически зримым то, что в реальном мире обычно прячется " . Ученые также констатировали, что " главное направление ", культивируемое телевидением, имеет свои вполне определенные политические характеристики - позиция середины, умеренного нейтралитета и невмешательства в идеологические конфронтации между радикалами и консерваторами . Такая позиция, привлекающая к себе большую часть зрителей, по мнению авторов, формируется и под воздействием императивов массового рыночного спроса . Важнейшей пружиной телевизионного бизнеса является ставка на среднего деидеологизированного массового зрителя, настроенного, как правило, на консервативный лад и поэтому способного легко усваивать любые внушаемые телеконцепции . Но поскольку для телебизнеса главной задачей является мобилизация масс потребителей создаваемой продукции, избирается и соответствующая позиция, допускающая как консервативную, так и псевдолиберальную идеологию . Эту систему политических ориентаций Дж . Гербнер называет " коммерческим популизмом " . Оценивая результаты исследований Анненберской школы, можно сказать, что это была одна из первых попыток объединить разработку теории влияния телевидения на процессы социального контроля с детальным изучением содержания массовой коммуникации и измерением эффектов их воздействия на уровне индивидуального восприятия . Одним из механизмов манипулирования общественным сознанием, который использует телевидение, является привлечение внимания к определенным проблемам . Только та проблема, которая освещена телевидением, становится достоянием общественного внимания . Телевидение выступает как бы основным " проблематизатором " общества . Но информационная картина мира, созданная новостными и информационно - аналитическими телевизионными программами, показывают как данность ту картину, которую зафиксировали телевизионные операторы и " препарировали " журналисты, аналитики, эксперты . И эта картина не обязательно адекватна реальности . Несоответствие между реальным и " телевизионным " мирами проявляется наглядно в освещении, например, темы преступности и насилия в программах американского телевидения . Хорошо известно, например, что насилия и преступления составляют значительную часть телевизионного эфира . Однако изображение преступлений на телевидении не соответствует реальной статистики преступлений . В телепередачах большее место занимают преступления против человека, в обществе - преступления против собственности . В телепередачах преступления по меньшей мере в 10 раз более распространены, чем в реальной жизни . Явный " перекос " существует и в социально - демографическом составе преступников . В телепередачах среди преступников преобладают белые мужчины из среднего класса в возрасте от 30 до 40 лет, треть из которых является специалистами высокого класса или занята интеллектуальным трудам . В обществе преступники распределены более равномерно между социальными классами. Мотивами у трех четвертых " телевизионных преступников " выступают жадность, месть или проблемы психологического характера . Мотивы преступления редко анализируются в контексте сложных социальных процессов или как результат противоречий социальной структуры . Телевидение показывает в основном процесс расследования, преследования и ареста . Преступник в " телевизионном мире " почти всегда бывает задержан и наказан, в отличие от реального мира, где уровень раскрываемости преступлений и совершения правосудия низок . Обвинения, предъявление исков, судебные процедуры и вынесение приговора практически не рассматривается . Х . Тейлор и Т . Дозьер изучили американские телевизионные передачи за период с 1950 по 1976 г. Особенно их интересовали передачи, в которых лица, вершащие правосудие, были изображены как герои . В ходе их анализа и в ходе последующего анализа, сделанного Р . Стаплсом и Т . Джоннсом, были выявлены некоторые интересные моменты . Например, начиная с 1965 г. в качестве стражей правопорядка чаще всего фигурировали мужчины с черным цветом кожи . Черный супергерой имел определенный набор черт характера : очень мужественный, вспыльчивый, агрессивный, грубый, резкий, яркая личность, житейски мудрый, простодушный, вызывающий доверие и симпатию . Авторы считают, что телевидение слишком идеализирует, пропагандирует этого героя как модель подражания для черных подростков . Делается это с той целью, чтобы подростки представляли себе работу в полиции как возможность сделать хорошую карьеру . Телевидение оправдывает и легитимизирует применение насилия, если оно направленно на защиту статус - кво . В этом случае насилие является морально ( если не законодательно ) допустимым и социально необходимым . Герой должен применять насилие, так как силы зла не остановятся ни перед чем, чтобы уничтожить демократию , Те, кто нарушает статус-кво, изображаются как неразумные революционеры . Те герои, которые выходят за рамки традиционных законов и сами решают, что является несправедливым, почти всегда принадлежат к белой расе . Представители черной расы не появляются на экране в таком качестве, возможно, чтобы не вызвать движения линчевателей среди представителей черной расы . Имеющие черный цвет кожи могут применять социально оправданное насилие только для защиты своего положения или действуя под непосредственным руководством белых . Эти же авторы полагают, что насилие на телевидении выступает механизмом социального контроля, так как применения насилия теми, кто защищает статус-кво, легитимизируется, то есть рассматривается как социально положительное явление, а также пропагандируется идея, что полиция представляет собой воплощение справедливости . Но Тейлор и Дозьер отмечают, что эти образы часто бывают полны иронии . Например, черные супергерой телевизионных передач часто в реальной жизни являются самыми презираемыми членами негритянского сообщества . Система правосудия, карающая преступников, представлена как равная для всех, без этнических и расовых предрассудков , а на самом деле она дискриминирует права меньшинств . В работе " Функции социального контроля, выполняемые изображением насилия в СМИ " Шаттенберг делает интересное замечание : полезность и польза, которую приносит телевидение, вовсе не уменьшаются от того, что образ, созданный телевидением, о системе социального контроля, имеет мало общего с реальностью . Телевидение приобрело социальные функции, которые когда-то приписывались системе публичного наказания Эмилем Дюркгеймом . Телепередачи на криминальные темы составляют вид общественного ритуала, где преступник определен, опознан и наказан ( в полном соответствии вашим ожиданиям ) и где восстанавливается нарушенная социальная норма. Таким образом, телевидение распространяет информацию о границе морали подобно тому, как это делали раньше публичные казни . Оно напоминает, что процесс социального контроля продолжает существовать, хотя он сейчас и скрыт от всеобщего обозрения в результате возросшей рационализации и бюрократизации общества . В реальном мире правосудие часто медлительно, неполно и вообще является делом грязным. Телевидение хотя бы на символическом уровне восстанавливает баланс в пользу социального порядка . Этот пример с изображением насилия в СМИ показывает, что телевидение играет роль своеобразных очков, с помощью которых человек воспринимает мир, очков, рекомендованных не окулистом, а мастером по их изготовлению. Наиболее интересным с точки зрения социологического анализа выступает процесс влияния телевидения на стратификационную структуру общества, на подтверждение или опровержение существующих социальных различий . Здесь необходимо заметить, что в современном обществознании при всем многообразии объяснительных моделей существования социального неравенства преобладает подход, который во главу угла ставит индивида, его заложенные природные отличия. СМИ, в свою очередь, скорее подтверждают, чем ставят под сомнение индивидуалистическое объяснение процессов социальной стратификации . К .Гулд и С . Дагмар в своей работе " Телевидение : искаженный взгляд на бедность " говорит о стереотипе бедности, который создает телевидение : бедные редко недовольны своей судьбой или ставят под сомнение справедливость самой системы ; при этом реальные экономические трудности минимизируются или идеализируются. В статье " Класс и род в развлекательных передачах на телевидении в прайм - тайм : наблюдения с точки зрения социалистов и феминистов " на основе анализа 10 самых высокорейтенговых передач прайм-тайма Х . Стивс и М . Смит утверждают, что понятие социального класса в телевизионных передачах чрезмерно упрощено и не способно отразить многое из социальной реальности . Телевидение дает портреты только людей из высшего и среднего классов, а персонажи из среды рабочего класса практически отсутствуют. Женщины изображаются преимущественно как источник эмоциональной жизни для мужчин, или в связи с приобретением товаров и услуг, или в процессе поддержания и демонстрации своей привлекательности . В профессиональном плане они занимают подчиненное место по отношению к мужчинам и обладают меньшей властью . Брак играет значительную роль в достижении более высокой ступени в структуре занятости . Нет персонажей, которые представляли бы большинство женщин , т.е. имеющих низкооплачиваемые, считающиеся чисто женскими профессии - канцелярия, сфера услуг . Обойдена вниманием и проблема так называемого " двойного рабочего дня " женщины . Стивс и Смит говорят, что подобные образы женщин укрепляют " идеологию угнетения". Конечно, любые заявления об эффективности СМИ в передаче различных точек зрения о процессах социальной стратификации является дискуссионным. Сообщения, передаваемые с помощью телевизионных образов, являются сложными символическими феноменами, глубоко укорененными в конкретных социальных и исторических условиях . Люди могут использовать их при объяснении социальной действительности ; они могут влиять на формирование их взглядов, мнений о процессах социальной стратификации . Однако долгосрочный эффект воздействия телевизионных сообщений на когнитивные структуры, посредством которых люди обобщают и интерпретируют свой опыт и наблюдения, пока неизвестен . В американской литературе по социологии и коммуникативистике нет систематического анализа ценностной структуры телевизионных передач, но ее можно попытаться воссоздать по большому количеству замечаний, сделанных о ней. В основе телевизионной идеологии современного общества, базирующегося на частной собственности и законах предпринимательства, лежат следующие ценности : индивидуализм, протестантская трудовая этика ( несмотря на то, что реклама и развитие культуры, ориентированной на потребление, разрушают ее ), подчинение авторитетам и власти, жертвенность, дисциплина, образование (одновременно с некоторыми антиинтелектуалльными чертами ), материализм, технологический прогресс, умеренность семья, плюрализм (если только различия и разнообразие не угрожает статус- кво) и институциональная ответственность. Телевидение, как правило, показывает, что решение проблем лежит исключительно на индивидуальном, личностном уровне. Оно предполагает в своей основе консенсус ценностей и опирается на модель порядка, а не конфликта . Предлагаемые решения проблем, как правило, являются воображаемыми, так как они скрывают основной внутренний конфликт между ценностями и идеалами ( например, счастьем и достижением ) и институтами современного индустриального общества . Эти институты характеризуются процессами приватизации, рационализации и бюрократизации. Все это может сильно затруднить достижение идеальных целей . В свою очередь идеалы отражают основные моральные принципы, которые редко оспариваются . Обобщая, можно сказать, что хотя телевидение имеет внешние " ограничители " ( в виде цензуры и коммерческого спонсорства ), в гораздо большой степени оно является жертвой ограничений, которые оно само на себя наложило, определив, что их главной целью является привлекать и развлекать как можно более широкую аудиторию Заключение. Проведенный анализ различных точек зрения и позиций исследователей, анализировавших деятельность телевидения, функционирующего в условиях развитой рыночной экономики, позволяет сделать вывод, что они констатируют его значительную роль в реализации механизма социального контроля общества. Вторгаясь во все сферы общественной жизни, телевидение оказывает колоссальное, все возрастающее влияние на общество, каждого его члена, что порождает еще одно " проблемное поле ", которое требует особого разговора - проблему социальной ответственности. Список литературы. Культура русской речи.
Москва , 1998г. 560с.
Средства массовой информации и пропаганды.
Москва , 1997г. 352с.
Прохоров Е. П.
Введение в теорию журналистики.
Москва , 1995г. 294с.
Полуэхтова И. А.
Телевидение как механизм социального контроля.
// Вестник Московского университета: Социология и политология . -
1998г. - № 1 . - С. 49 - 60 .
-----------------------
ОБЩЕСТВО
иные источники массовой информации
Страницы: 1, 2
|