После этого из всего
списка сильных и слабых сторон предприятия необходимо выбрать наиболее
важные (самые сильные и самые слабые стороны) и записать
их в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 2).
Оптимально, если вы сможете ограничиться 5-10 сильными
и таким же количеством слабых сторон, чтобы не испытывать
трудностей при дальнейшем анализе.
Для стратегической перспективы
компании особенно значимы сильные стороны, так как они являются краеугольными
камнями стратегии и на них должно строиться достижение конкурентных
преимуществ. В то же время хорошая стратегия требует вмешательства в слабые
стороны. Организационная стратегия должна быть хорошо приспособлена к тому, что
нужно сделать. Особое значение имеет идентификация отличительных преимуществ
компании. Это важно для формирования
стратегии, так как:
– уникальные возможности
дают фирме шанс использовать рыночные благоприятные обстоятельства,
– создают конкурентные
преимущества на рынке,
– потенциально могут быть
краеугольными камнями стратегии.
Шаг 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Второй шаг SWOT-анализа —
это своеобразная «разведка местности» — оценка рынка. Этот этап позволяет
оценить ситуацию вне вашего предприятия и понять, какие у вас есть
возможности, а также каких угроз следует опасаться (и, соответственно,
заранее к ним подготовиться).
Методика определения рыночных
возможностей и угроз практически идентична методике определения сильных
и слабых сторон предприятия:
1.
Составляется перечень
параметров, по которому будет оцениваться рыночная ситуация;
2.
По
каждому параметру определяется, что является возможностью, а что —
угрозой для предприятия;
3.
Из всего
перечня выбираются наиболее важные возможности и угрозы и заносятся
в матрицу SWOT-анализа.
Рассмотрим пример.
За основу при оценке рыночных
возможностей и угроз можно взять следующий список параметров:
1.
Факторы спроса (здесь целесообразно принять во внимание емкость рынка,
темпы его роста либо сокращения, структуру спроса на продукцию предприятия
и т.п.)
2.
Факторы
конкуренции (следует
учитывать количество основных конкурентов, наличие на рынке
товаров-заменителей, высоту барьеров входа на рынок и выхода
с него, распределение рыночных долей между основными участниками рынка
и т.п.)
3.
Факторы
сбыта
(необходимо уделить внимание количеству посредников, наличию сетей
распределения, условиям поставок материалов и комплектующих и т.п.)
4.
Экономические
факторы (учитывается
курс рубля (доллара, евро), уровень инфляции, изменение уровня доходов
населения, налоговая политика государства и т.п.)
5.
Политические
и правовые факторы (оценивается уровень политической стабильности в стране,
уровень правовой грамотности населения, уровень законопослушности, уровень
коррумпированности власти и т.п.)
6.
Научно-технические
факторы (обычно
принимается во внимание уровень развития науки, степень внедрения
инноваций (новых товаров, технологий) в промышленное производство, уровень
государственной поддержки развития науки и т.п.)
7.
Социально-демографические
факторы (следует
учесть численность и половозрастную структуру населения региона,
в котором работает предприятие, уровень рождаемости и смертности,
уровень занятости населения и т.п.)
8.
Социально-культурные
факторы (обычно
учитываются традиции и система ценностей общества, существующая культура
потребления товаров и услуг, имеющиеся стереотипы поведения людей
и т.п.)
9.
Природные
и экологические факторы (принимается в расчет климатическая зона, в которой
работает предприятие, состояние окружающей среды, отношение общественности
к защите окружающей среды и т.п.)
10. И, наконец, международные
факторы (среди них учитывается уровень стабильности в мире, наличие
локальных конфликтов и т.п.)
Далее, как и в первом
случае, заполняется таблица (таблица 2): в первый
столбец записывается параметр оценки, а во второй
и третий — существующие возможности и угрозы, связанные
с этим параметром. В таблице приводятся примеры, которые помогают
разобраться с составлением списка возможностей и угроз вашего
предприятия.
Таблица 2. Определение рыночных возможностей и угроз
Параметры оценки
|
Возможности
|
Угрозы
|
1. Конкуренция
|
Повысились барьеры входа на рынок:
с этого года необходимо получать лицензию на занятие данным видом
деятельности
|
В этом году ожидается выход на рынок
крупной иностранной компании-конкурента
|
2. Сбыт
|
На рынке появилась новая розничная сеть,
которая в данный момент выбирает поставщиков
|
С этого года наш крупнейший оптовый
покупатель определяет поставщиков по результатам тендера
|
3. и т.д.
|
|
|
После заполнения таблицы 2, как
и в первом случае, необходимо выбрать из всего списка возможностей
и угроз наиболее важные. Для этого каждую возможность (или угрозу) нужно
оценить по двум параметрам, задав два вопроса: «Насколько высока
вероятность того, что это случится?» и «Насколько это может повлиять
на предприятие?». Выбираются те события, которые произойдут
с большой долей вероятности и окажут заметное влияние на
бизнес. Эти 5-10 возможностей и примерно столько же угроз заносятся
в соответствующие ячейки матрицы SWOT-анализа (рисунок 2).
Шаг 3. Сопоставление сильных и слабых сторон предприятия
с возможностями и угрозами рынка
Сопоставление сильных
и слабых сторон с рыночными возможностями и угрозами позволяет
вам ответить на следующие вопросы, касающиеся дальнейшего развития
бизнеса:
1.
Как можно воспользоваться
открывающимися возможностями, используя сильные стороны предприятия?
2.
Какие
слабые стороны предприятия могут в этом помешать?
3.
За счет
каких сильных сторон можно нейтрализовать существующие угрозы?
4. Каких угроз, усугубленных
слабыми сторонами предприятия, следует больше всего опасаться?
Для сопоставления
возможностей предприятия условиям рынка применяется матрица SWOT,которая имеет
следующий вид (рис. 3). Слева выделяются два раздела (сильные и слабые
стороны), в которые соответственно вносятся все выявленные на первом этапе
анализа сильные и слабые стороны организации. В верхней части матрицы также
выделяются два раздела (возможности и угрозы), в которые вносятся все
выявленные возможности и угрозы.
На пересечении разделов образуются четыре поля: «СИВ» (сила и возможности);
«СИУ» (сила и угрозы); «СЛВ» (слабость и возможность); «СЛУ» (слабость и
угрозы). На каждом из данных полей исследователь должен рассмотреть все
возможные парные комбинации и выделить те, которые должны быть учтены при
разработке стратегии поведения организации. В отношении тех пар, которые были
выбраны с поля «СИВ», следует разрабатывать стратегию по использованию сильных
сторон организации для того, чтобы получить отдачу от возможностей, которые
появились во внешней среде. Для тех пар, которые оказались на поле «СЛВ»,
стратегия должна быть построена таким образом, чтобы за счет появившихся
возможностей попытаться преодолеть имеющиеся в организации слабости. Если пара
находится на поле «СИУ», то стратегия должна предполагать использование силы
организации для устранения угроз. Наконец, для пар, находящихся на поле «СЛУ»,
организация должна выработать такую стратегию, которая позволила бы ей как
избавиться от слабостей, так и попытаться предотвратить нависшую над ней
угрозу.
Для успешного применения методологии SWOT важно
уметь не только вскрыть угрозы и возможности, но и попытаться оценить их с
точки зрения того, сколь важным для организации является учет в стратегии ее
поведения каждой из выявленных угроз и возможностей.
Для оценки возможностей применяется метод
позиционирования каждой конкретной возможности на матрице возможностей (рис.
4).
Данная матрица строится
следующим образом: сверху откладывается степень влияния возможности на
деятельность организации (сильное, умеренное, малое); сбоку откладывается
вероятность того, что организация сможет воспользоваться возможностью (высокая,
средняя и низкая). Полученные внутри матрицы десять полей возможностей имеют
разное значение для организации. Возможности, попадающие на поля «ВС», «ВУ» и
«СС», имеют большое значение для организации, и их надо обязательно
использовать. Возможности же, попадающие на поля «СМ», «НУ» и «НМ», практически
не заслуживают внимания. В отношении возможностей, попавших на оставшиеся поля,
руководство должно принять позитивное решение об их использовании, если у
организации имеется достаточно ресурсов.
Рис. 3. Матрица SWOT
|
Возможности
1.
2.
3.
|
Угрозы
1.
2.
3.
|
Сильные
стороны
1.
|
ПОЛЕ
«СИВ»
|
ПОЛЕ
«СИУ»
|
2.
|
3.
|
Слабые
стороны
|
ПОЛЕ
«СЛВ»
|
ПОЛЕ
«СЛУ»
|
1.
|
2.
|
3.
|
Пример:
SWOT- анализ Microsoft.
|
Opportunity
I. Создание нового ПО
II. Снижение цены
III. Выход на другие рынки
|
Threat
I. Антимонопольная политика
II. Конкуренция
III. Снижение спроса
|
Strength
1. Репутация на рынке
2. Большая доля рынка
3. Хороший персонал
4. Секретные технологии
5. Хорошая
реклама товара
|
I.
– 3,4
II.
– 2,4
III.
– 1,4,5
|
I.
– 2
II.
–3,4
III.
–4,5
|
Weakness
1. Недоработанная продукция
2. Низкая
зарплата
3. Монополия
|
I.
– 1
II.
– 1,3
III.
– 2
|
I.
– 3
II.
– 1,2
III.
– 1
|
Похожая матрица
составляется для оценки угроз (рис. 5) . Те угрозы, которые
попадают на поля «ВР», «ВК» и «СР», представляют очень большую опасность для
организации и требуют немедленного и обязательного устранения. Угрозы, попавшие
на поля «ВТ», «СК» и «НР», также должны находиться в поле зрения высшего
руководства и быть устранены в первостепенном порядке. Что касается угроз,
находящихся на полях «НК”, «СТ» и «ВЛ», то здесь требуется внимательный и
ответственный подход к их устранению.
Рис. 4. Матрица возможностей
Вероятность использования возможностей
|
Влияние возможностей на организацию
|
Сильное
|
Умеренное
|
Малое
|
Высокая
|
ПОЛЕ
«ВС»
|
ПОЛЕ «ВУ»
|
ПОЛЕ
«ВМ»
|
Средняя
|
ПОЛЕ
«СС»
|
ПОЛЕ
«СУ»
|
ПОЛЕ
«СМ»
|
Низкая
|
ПОЛЕ
«НС»
|
ПОЛЕ
«НУ»
|
ПОЛЕ
«НМ»
|
Рис. 5. Матрица угроз
Вероятность реализации угроз
|
Влияние угроз на организацию
|
Разрушение
|
Критическое состояние
|
Тяжелое состояние
|
«Легкие ушибы»
|
Высокая
|
ПОЛЕ
«ВР»
|
ПОЛЕ
«ВК»
|
ПОЛЕ
«ВТ»
|
ПОЛЕ
«ВЛ»
|
Средняя
|
ПОЛЕ
«СР»
|
ПОЛЕ
«СК »
|
ПОЛЕ
«СТ»
|
ПОЛЕ
«СЛ»
|
Низкая
|
ПОЛЕ
«HP»
|
ПОЛЕ
«НК»
|
ПОЛЕ «НТ»
|
ПОЛЕ
«НЛ»
|
Попавшие на оставшиеся поля угрозы также не
должны выпадать из поля зрения руководства организации, также должно
осуществляться внимательное отслеживание их развития, хотя при этом не
ставится задача их первостепенного устранения.
Что касается конкретного
наполнения рассмотренных матриц, то рекомендуется проводить выявление
возможностей и угроз в трех направлениях: рынок, продукт и деятельность по
реализации продуктов на целевых рынках (ценообразование, товарораспределение и
продвижение продуктов). Источником возникновения возможностей и угроз могут
быть потребители, конкуренты, изменение факторов макровнешней среды, например,
законодательной базы, таможенной политики. Целесообразно проводить данный
анализ, отвечая применительно к возможностям и угрозам по трем направлениям на
следующие вопросы:
1. Характер
возможности (угрозы) и причина ее возникновения.
2. Как
долго она будет существовать?
3. Какой
силой она обладает?
4.
Насколько она ценна (опасна)?
5. Какова
степень ее влияния?
Для анализа среды также может быть применен
метод составления ее профиля. Данный метод удобно применять для составления
профиля отдельно макроокружения, непосредственного окружения и внутренней
среды. С помощью метода составления профиля среды удается оценить
относительную значимость для организации отдельных факторов среды.
2.3. Как можно при желании довести применение
SWOT-анализа до абсурда
Зададимся вопросом, а как технически нужно применять процедуру
SWOT-анализа? Вариантов здесь может быть много. Рассмотрим, что предлагают на
этот счет различные авторы.
В известном
американском учебнике М. Мескона и др. («Основы менеджмента». 1988 г.)
SWOT-анализ в виде матрицы еще не представлен, однако авторы предлагают
конкретный алгоритм действий: во-первых, необходимо определить, обладает ли
фирма внутренними силами, чтобы воспользоваться внешними возможностями, и,
во-вторых, выявить слабые стороны фирмы, которые могут усложнить проблемы,
связанные с внешними опасностями.
Представляет интерес разработка уважаемых в России авторов известного
учебника «Менеджмент» Виханского О. С. и Наумова А. И., в котором подробно
описана технология применения SWOT-анализа, где предлагается длинная процедура:
· составления списка сильных
и слабых сторон;
· составления списка
опасностей и возможностей;
· установления связи между
различными элементами списков;
· позиционирования вариантов,
составления профилей и т.д.
При консультировании предприятий мы обычно
ограничиваемся списками сильных и слабых сторон фирмы, <длиной в 36
пунктов>, примерно такого же количественного размера формируется и банк
опасностей и возможностей на рынке. Представьте себе, сколько можно составить
комбинаций (вариантов стратегических действий), если следовать представленному
выше алгоритму!
Желающие получить
еще более подробные инструкции применения матрицы SWOT могут обратиться к ресурсам
Интернета, где предлагаются такие солидные рекомендации, как «выведение в
промежуточный отчет нераспределенных позиций угроз внешней среды для их
нейтрализации с целью выбора каких-то стратегий для минимизации рисков» или же,
если ничего такого не получается, предложено «полагать, что эти
(нераспределенные) факторы нейтральны в отношении компании и в матрицу
SWOT-анализа включены ошибочно».
Приведем в связи
с этим высказывание К. Боумэна: «К сожалению, SWOT-анализ в неумелых руках
приводил к составлению длинного списка рекомендаций, и чем длиннее был этот
список, тем туманнее была возникающая стратегическая картина».
2.4. Где взять информацию для
проведения SWOT-анализа?
На самом деле
большая часть необходимой для проведения SWOT-анализа информации уже имеется
в распоряжении предприятия. В основном это, конечно, данные
о сильных и слабых сторонах предприятия. Все, что нужно
сделать — это собрать все разрозненные факты (взяв отчеты бухгалтерии,
отделов производства и продаж, переговорив с вашими работниками,
владеющими необходимой информацией) и упорядочить их.
Конечно,
информацию о рынке (возможностях и угрозах) получить несколько
сложнее. Но и здесь положение не безвыходное. Вот несколько
источников, из которых можно почерпнуть полезные сведения:
1.
результаты маркетинговых
исследований, обзоры вашего рынка, которые иногда публикуются в некоторых
газетах и журналах;
2.
отчеты
и сборники Госкомстата (информация о численности населения, уровне
смертности и рождаемости, половозрастной структуре населения и другие
полезные данные);
3.
наконец,
всю необходимую информацию можно получить, заказав маркетинговое
исследование у специализированной компании.
2.5. Резюме
SWOT-анализ — это определение сильных и слабых сторон
предприятия, а также возможностей и угроз, исходящих из его
ближайшего окружения (внешней среды).
SWOT-анализ позволяет выбрать
оптимальный путь развития бизнеса, избежать опасностей и максимально
эффективно использовать имеющиеся в распоряжении предприятия ресурсы.
Процедура проведения SWOT-анализа
в общем виде сводится к заполнению матрицы, в которой отражаются
и затем сопоставляются сильные и слабые стороны вашего предприятия
и возможности и угрозы рынка. Это сопоставление позволяет определить,
какие шаги могут быть предприняты для развития предприятия, а также какие
проблемы необходимо срочно решить.
3. Заключение
SWOT-анализ – это анализ бизнеса в
контексте рыночного окружения. SWOT-анализ
заключается в исследовании сильных и слабых сторон бизнеса и определении возможностей
успешного функционирования фирмы в сложившихся и прогнозируемых условиях рынка.
В процессе SWOT-анализа аналитик ищет ответы на
следующие вопросы:
1.
Каковы
сильные и слабые стороны фирмы (текущие и прогнозируемые)?
2.
Каково
влияние на фирму внешней среды (текущее и прогнозируемое, позитивное и
негативное)?
3.
В какой
мере сильные стороны компании позволяют ей воспользоваться открывающимися
возможностями и противостоять угрозам (защищаться от них)?
4.
В какой
мере слабые стороны фирмы этого не позволяют.
5.
Какую
оценку следует дать бизнесу в целом и отдельным бизнес-направлениям фирмы
(исходя из сочетания сил, слабостей, возможностей и угроз)?
6.
Какие
стратегии следует реализовывать при том или ином сочетании сил, слабостей,
возможностей и угроз?
Когда SWOT-анализ уже проведен, встает вопрос
об его использовании. Практическое использование данных SWOT означает:
1. Соотнесение слабых и
сильных сторон организации с выявленными возможностями и угрозами
Для этого полезно задуматься над
следующими вопросами:
- Позволяют ли сильные стороны
получить выгоду благодаря возможностям?
- Позволят ли сильные стороны
избежать угроз?
- Препятствуют ли слабые стороны
использованию возможностей?
- Препятствуют ли слабые стороны
уходу от угроз?
2. Определение направлений
изменений
Используя данные SWOT-анализа, полезно выделить те области, где
необходимо провести определенные изменения.
Наиболее простым способом определения направлений изменений является
анализ слабых сторон с целью превращения их в преимущества с учетом
благоприятных и неблагоприятных внешних обстоятельств. При более глубоком
исследовании необходимо взвешивать многие «за» и «против» осуществления
изменений с учетом различных приоритетов.
Таким образом, в
данной работе рассмотрена методика проведения SWOT-анализа, приведены некоторые примеры, поясняющие порядок
заполнения таблиц, на которых строится анализ, даны практические советы по его
проведению и применению, а также приведены примеры возможных ошибок,
возникающих в ходе анализа.
Список
литературы
1.
Артамонов
Б.В. Стратегический менеджмент. - М.: 1997.
2.
Буров
В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые
игры. - М.: 1997.
3.
Орлов
А.И. Менеджмент. М.: 1998.
4.
Фатхутдинов
Р.А. Стратегический менеджмент. - М.: 1997.
5.
Токарев
Владимир. «Русский менеджмент», статья «Применение SWOT-анализа при разработке
стратегии фирмы», Издательский дом «РЦБ», 2004.
6.
Журнал
"Аналитика" № 2, 2004.
7.
Симкин Л., Дибб С. "Практическое руководство по
сегментированию рынка", 2003.
Страницы: 1, 2
|