Источники создания расширенного уровня сервиса
Источники создания расширенного уровня сервиса 
Александр Мокеев 
Когда
мы говорим об успехе — мы предполагаем наличие базы конкурентных преимуществ и
умения компании реализовывать их быстро и с меньшим бюджетом.  
Так
обычно выглядит поле конкурентных преимуществ современной дистрибуторский или
производственной компании.  
Проведем
небольшой анализ.  
Ассортимент.
С точки зрения возможности использования и срока жизни преимущества в
ассортиментном ряду крайне ограниченны из-за высокой скорости копирования.  
Цена
и стоимость эксплуатации. Преимущества цены носят скорее тактический характер и
как длинное преимущество доступны очень ограниченному числу компаний, умеющих и
готовых быть дискаунтерами в ограниченной ниже этого сегмента.  
Сервис.
Сервис в этом смысле не зависит от масштаба и направления бизнеса и отражает
скорее умение компании «дружить» с клиентом при прочих равных условий в
позиционировании, ассортименте, цене и доступности. Под дружбой я понимаю не
только мощную клиент-ориентацию и постоянное CRM-взаимодействие, но и
возможность делать для клиента больше с точки зрения сервиса на базе понимания
того, что ему еще может потребоваться в приложении к купленному у вас продукту
до, во время, после и много после его покупки.  
Остановимся
на системе сервиса подробнее.  
1.
Составные части сервиса в разрезе структуры сделки, видов сервиса и
ответственных подразделений:  
Я
предлагаю разделить сервис как деятельность на два уровня.  
Первый
- назовем его базовый уровень сервиса — деятельность компании, направленная на
поддержку процесса продаж и исполнения сделки. Сервис на этом уровне не
генерирует доход напрямую.  
Второй
уровень — его можно назвать расширенный, уровень, который превращает сервис в
деятельность, генерирующую дополнительный доход.  
Смысл
создания расширенного уровня сервиса в предложении клиенту ряда услуг с большей
ценностью взамен услуг, которые клиент вынужден покупать у внешних провайдеров
параллельно или последовательно с совершением сделки по вашему основному
продукту.  
Карта
формирования доходного сервиса:  
1.
Подробно описываем цикл сделки клиента.  
2.
Добавляем к описанию цикла сделки сопутствующие услуги и подрядчиков, к которым
клиент обращается во время совершения цикла сделки.  
3.
Проверяем возможность добавления ценности для клиента в случае если
сопутствующие внешние услуги будут конвертированы в опции расширенного сервиса
нашего предложения. Можно использовать следующие параметры добавления ценности:
экономия ресурсов и времени, снижение рисков.  
Для
примера я взял нейтральную сделку по продаже офисного кондиционера. Мы проведем
поэтапный анализ возможности добавления новых услуг сервиса на основе
выявленных скрытых потребностей клиента.  
 
  | 
   Этап сделки  
   | 
  
   Кто обычно исполняет  
   | 
  
   Скрытые потребности клиента  
   | 
  
   Предложение, как опция расширенного сервиса  
   | 
  
 
  | 
   Диагностика потребности в охлаждении воздуха и выбор
  поставщика и марки оборудования.  
   | 
  
   Поставщик оборудования  
  Клиент  
   | 
  
   Получить критерии выбора и разные варианты реализации.  
   | 
  
   Варианты планировки систем охлаждения с подробным расчетом
  цены, стоимости монтажа, температурных режимов, дополнительных опций.  
   | 
  
 
  | 
   Доставка и монтаж  
   | 
  
   Поставщик  
   | 
  
   Дизайн офисного интерьера не должен быть ухудшен.  
  Монтажные работы не должны мешать офисному рабочему
  процессу.  
   | 
  
   Предложение дополнительных материалов и конструкций,
  гармонично вписывающих кондиционеры в офисный интерьер  
  Проведение монтажных работ в нерабочее время.  
   | 
  
 
  | 
   Эксплуатация кондиционеров  
   | 
  
   Поставщик, сервисная компания  
   | 
  
   Получить напоминание и профилактическое обслуживание,
  гарантирующее длительный срок его эксплуатации  
   | 
  
   Проведение регулярного СТО (по аналогии с автомобилем)  
   | 
  
 
  | 
   Ремонт (после завершения гарантийного срока)  
   | 
  
   Сервисная компания  
   | 
  
   Качественное охлаждение воздуха на период ремонта  
   | 
  
   Временная замена на период ремонта  
   | 
  
 
  | 
   Полная или частичная замена  
   | 
  
   Поставщик  
   | 
  
   Продажа устаревшего оборудования на вторичном рынке  
   | 
  
   Обратный выкуп или зачет стоимости  
   | 
  
 
Предложенный
пример иллюстрирует, что возможности для расширения генерирующего новый доход
сервиса есть практически в любой сделке.  
Почему
мало кто делает сервис преимуществом, а тот, кто делает, становиться успешнее.
Примеры услуг и компаний на рынке.  
Остановимся
на трех примерах. Но сначала несколько слов о необходимых и достаточных
основаниях для создания расширенного уровня сервиса.  
Качественный
и стабильно функционирующий расширенный сервис опирается на:  
–
отлично работающий стандартизированный базовый уровень сервиса;  
–
хорошее понимание и регулярное изучение потребностей потребителей и
покупателей;  
–
наличие культуры проектного управления и умение компании быстро организовывать
цепочку исполнения созданных услуг, используя в том числе возможности
независимых сервисных операторов.  
Пример
компаний и услуг расширенного сервиса.  
 
  | 
   Компания  
   | 
  
   Основной продукт  
   | 
  
   Пример услуг пакета стандартного сервиса, добавляющего ценности
  основным услугам и продуктам  
   | 
  
   Пример расширенного сервиса, генерирующего дополнительный
  доход  
   | 
  
 
  | 
   Белый ветер  
   | 
  
   Розничная и интернет-продажа электроники  
   | 
  
   Передача клиенту списка заинтересовавших его моделей  
  Возможность персонально проконсультироваться с продавцом
  по мобильному телефону  
   | 
  
   Выбор и настройка необходимого для полезного и комфортного
  использования клиентом софта  
  Расширенная гарантия  
   | 
  
 
  | 
   TNT Express  
   | 
  
   Услуги срочной доставки писем и грузов  
   | 
  
   Представление различных вариантов упаковки  
  Электронные сервисы для создания накладных, адресной базы,
  вызова курьера  
   | 
  
   Доставка не стандартных по классификации международных
  перевозчиков грузов  
  Ускорение доставки или доставка в нерабочее время  
  Специальная упаковка, усиливающая сохранность груза  
  Дополнительные логистические операции: рекомплектация,
  временное хранение  
   | 
  
 
  | 
   World class  
   | 
  
   Поддержка здорового и активного образа жизни  
   | 
  
   Фирменное полотенце  
  «Замораживание» карты доступа на время отпуска  
   | 
  
   Аренда персональных ящиков в раздевалке  
  Фитнес-бар  
  Консультации врача по проблемам питания  
   | 
  
 
Формирование
поддержки исполнения расширенных сервисных услуг опирается на использование
собственных возможностей, координации внешней цепочки независимых операторов и
комбинаций этих двух вариантов.  
Пример
комплектования продуктового ряда расширенного сервиса на основе собственного
исполнения в разрезе этапов сделки:  
Схема
использования и привлечения внешних операторов  
Поддержка
исполнения услуг расширенного сервиса  
В
последнем разделе мы коротко остановимся на ключевых составляющих успешной
поддержки создания и исполнения услуг расширенного сервиса:  
–
определение цены;  
–
структура поддержки;  
–
стандарта исполнения.  
Цена
на услуги расширенного сервиса.  
Правила
формирования зависят от степени уникальности этой услуги в сравнении с
предложением конкурентов по основному продуктовому ряду и конкурентов по
предоставлению этой услуги как отдельного продукта.  
Фактически
два полюса для определения цены — это цена от рынка или цена от ценности.  
Структура
поддержки  
Структура
поддержки расширенного сервиса должна учитывать следующие особенности его
создания и исполнения:  
–
продуктовый ряд услуг расширенного сервиса динамичен и кроме заранее
рассчитанных услуг может содержать проектные решения;  
–
спрос на услуги расширенного сервиса трудно прогнозируем и компания-создатель
должна очень внимательно относиться к инвестициям, особенно в новые активы,
которые могут потребоваться в процессе исполнения;  
–
для исполнения этих услуг может привлекаться различное количество внешних
компаний, что требует хорошей координации и понимания, как работает рынок
привлекаемых к исполнению услуги компаний.  
Стандарты
исполнения  
Клиент
компании, покупающий услуги расширенного сервиса, чувствителен к качеству их
исполнения не менее, чем к качеству базового продукта и сервиса.  
Поддержка
этой аксиомы должна включать в себя четкое понимание и следование внешним и
внутренним стандартам:  
–
сроках обработки запроса клиента;  
–
сроках и качестве исполнения услуги;  
–
скорости реакции и исправления претензий;  
–
правилах привлечения сторонних операторов.  
Расширенный
сервис не фетиш, а реальная возможность увеличить доход и усилить возможности компании
на рынке. «Побочные эффекты» такого усиления — репутация инновационного
бизнеса, хорошее понимание возможностей «соседних» рыночных ниш и потенциал для
роста и реализации в первую очередь сотрудников логистических и маркетинговых
подразделений компании.  
Список литературы 
Журнал
«Marketing pro», № 4 за 2010 год  
Для
подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://www.marketing.spb.ru/ 
 
     
   
 |