Психологи и
этологи научились распознавать внутреннее состояние человека, наблюдая за его
телодвижениями [1, 2, 7 и другие]. В репертуаре человеческих жестов есть много
таких, которые, не являясь эмблемами, служат тем не менее хорошей подсказкой
для оценки эмоционального состояния человека. Так, жест «прикосновение к
кончику носа» обычно свидетельствует о смущении и внутренней напряженности, о
том, что данный человек был застигнут врасплох. Часто прикасание к носу
происходит в тот момент, когда человек прибегает к обману. На первый взгляд
взаимосвязь этих явлений неочевидна, однако, как полагает немецкий
исследователь Х.Рюкле, это происходит потому, что в момент сознательной лжи
тело человека инстинктивно напрягается, что приводит к появлению чувства зуда в
области носа; это ощущение и вызывает направленное движение рукой в сторону
лица.
Большая часть
жестов имеют культурную природу, они осваиваются и передаются путем научения.
Однако некоторое жесты универсальны, т.е. встречаются у представителей всех
культур, будучи типичными для человека как вида. Такие жесты, скорее всего,
имеют древнее происхождение. Ряд универсальных жестов, наравне с улыбкой,
смехом и некоторыми другими мимическими выражениями, могут считаться
свидетельством эволюционного родства человека с африканскими человекообразными
обезьянами (шимпанзе и бонобо). В качестве примера можно привести указательный
жест, просительный жест, а также жест успокоения и покровительства (рука
опускается на голову партнера). Указательный жест известен во всех без
исключения человеческих культурах, вне связи с типом социальной организации и
хозяйства, а также вне зависимости от экологических условий обитания. У
шимпанзе он используется как подростками, так и взрослыми особями для
привлечения внимания окружающих к какому-либо предмету или для указания
направления движения. Указательный жест спонтанно возникает в репертуаре
глухонемых детей и используется для привлечения внимания к каким-либо объектам
или как просьба дать конкретный предмет. Взрослые люди пользуются этим жестом,
когда хотят обратить внимание собеседника на какой-то объект, не прерывая
беседы.
В репертуаре
поведения человека имеется большое количество жестов, значимых только в рамках
определенной культуры. Так, культурно-специфичным является жест-похлопывание
ладонью по лбу («Забыл!»), вращательное движение пальцем у виска (в значении
«не все дома, сумасшедший»), знак «рога» (обозначающий супружескую измену) и другие.
Специалисты в области кинесики по характеру жестов могут определить выходца из
конкретной страны и даже провинции. Для некоторых стран мира – Италии, Испании,
Германии, США – существуют даже специальные словари жестов; недавно такой
словарь был составлен Г.Е.Крейдлиным, С.А.Григорьевой и Н.В.Григорьевым для
русской жестовой культуры [5, 6].
Жесты-эмблемы
формируются и осваиваются в самом раннем детстве. Их применение в процессе
общения столь привычно, что часто остается незаметным для самого исполнителя.
Эмблемы часто служат важнейшим маркером принадлежности индивидуума к социуму и
порой даже в большей степени, чем акцент, выдают в человеке чужака.
Внимательный межкультурный анализ жестов может прояснить историю заселения
конкретного региона, выделить путем наблюдения различные субкультуры в пределах
одного общества. Если мы внимательно последим за подростками, то заметим, что в
последние годы появился специфичный жест восторга, сопровождающийся возгласом
«yes!» (да!), заимствованный из американской культуры (этот жест представляет
собой резкое дергающее движение рукой, согнутой в локте, и поднятой вертикально
вверх; при этом кисть, сжатая в кулак, оказывается на уровне головы и при
движении опускается до уровня груди).
Одна и та же
жестовая форма может иметь разные (порой даже противоположные) толкования в
разных культурах. Поэтому, отправляясь на работу или на отдых в другие страны,
люди должны предварительно знакомиться с основным сводом общепринятых для
данной культуры жестов, дабы избежать досадных недоразумений и конфликтов с
местным населением.
Помимо проблемы с
различной трактовкой одного жеста в разных культурах, специалисты в области
невербальной коммуникации сталкиваются с фактами синонимичного использования
разных эмблем для передачи одного и того же смысла. Например, информация о том,
что мужчина восхищен женской красотой, может передаваться следующими способами:
1) движением
большим и указательным пальцем по собственной щеке в направлении подбородка (в
Италии);
2) захватывание
кожи на щеке винтообразным движением (этим жестом пользуются жители Сицилии);
3) восторг
выражается тем, что указательный палец прикладывается к нижнему веку (внимание)
и веко слегка при этом оттягивается вниз (таким образом демонстрируется
символическое подглядывание); аналогичный жест в других культурах может
указывать на определенную опасность, исходящую от данного индивида;
4) руки
складываются в трубочку, изображая подобие подзорной трубы, через которую можно
лучше рассмотреть данный объект;
5) мужчина при виде
привлекательной женщины делает движение, как бы подкручивая усы (жест означает,
что наблюдатель заинтересован и хочет сам выглядеть привлекательнее).
2. Использование ЖЕСТОВ в рекламе
Все мы бессознательно жестикулируем и принимаем
различные позы в зависимости от конкретной жизненной ситуации и так же
бессознательно, но весьма точно, оцениваем позы, жесты и мимику других людей.
Поэтому правильное их использование в рекламе (прежде всего, естественно, в телерекламе)
имеет огромное значение для ее эффективности.
Представляется интересным эксперимент,
проведенный на одном из семинаров по рекламе, где участникам было показано несколько
эпизодов из эротических фильмов, но при этом выключил звук [8, с. 111-113].
После просмотра большинство слушателей семинара совершенно правильно заявили,
что в некоторых эротических сценах партнеры совершенно холодны друг к другу, а
сексуальное возбуждение симулируется. На вопрос, почему они так решили, только
единицы дали правильный ответ. Это обосновывается тем, что большинство жестов,
поз и мимика, характерные для той или иной ситуации, воспринимаются человеком
на бессознательном уровне. Более того, одни и те же позы и жесты могут
восприниматься людьми разных национальностей, разных культур, разных вероисповеданий
по-разному.
На российских телеэкранах некоторое время назад шла
реклама, в которой произносящий текст мужчина сидел, закинув ногу за ногу так,
что щиколотка одной ноги лежала поперек колена другой, а бедра были широко
разведены. Эта любимая поза американцев была перенесена на российские
телеэкраны и в результате снизила эффективность рекламы.
Российский зритель (как и большинство европейцев)
бессознательно воспринимает эту позу как высокомерную: человек, сидящий в
такой позе, как бы отгораживается голенью от других людей. Для мужчин-европейцев
характерна поза, когда одна нога закинута на другую, и ноги скрещены в области
колен. То есть одно колено покоится на другом, а бедра сомкнуты. Такая поза для
европейских народов более доверительная, более располагающая к общению и
верному восприятию слов собеседника. В то же время американцы бессознательно
воспринимают эту позу как менее мужественную, интерпретируют ее как
стесненность, желание избежать контакта, замкнутость.
Если человек сидит широко, грузно и уютно, то это
означает, что он хочет насладиться покоем и отдыхом. Мускулатура в такой позе
расслаблена, ноги часто находятся в вытянутом положении. Чем беззаботнее чувствует
себя человек, тем шире обычно расставлены его ноги (чаще наблюдается у мужчин).
Такая поза хороша для рекламы мягкой мебели. Однако в этой же рекламе нельзя
использовать позу, когда человек сидит лишь на передней части стула, кресла,
дивана. Эта поза означает, что он либо не желает там долго оставаться, либо не
совсем уверен в себе.
Сильный наклон верхней части туловища вперед и
усиление напряженности свидетельствуя о гневе и желании перейти в атаку. Эта
же поза, но с другой мимикой лица, говорит о внезапной заинтересованности
чем-то или кем-то, неожиданно появившимся в поле зрения.
Если одна из ног или обе ноги зацеплены за ножку
стула, то такая поза воспринимается как выражение бессознательного желания
оказаться в безопасности и получить поддержку. Эту позу часто можно наблюдать
у детей, студентов, сдающих экзамен, у застенчивых молодых людей и девушек,
оказавшихся в незнакомой компании. Поза со скрещенными или прижатыми друг к
другу ногами характерна для беспомощных подчиненных или учеников. Однако
нередко элементом такого поведения становятся педантичность и корректность.
Поскольку данный способ постановки ног связан также с сексуальной сферой, такая
поза «сидя» производит подчеркнуто женственное впечатление, особенно если
голени расположены наискосок друг к другу. Эту позу обычно принимают светские
дамы. Если ноги сидящего скрещены в области щиколоток, то это производит
впечатление меньшей замкнутости. В зависимости от того, вытянуты скрещенные в
области щиколоток ноги вперед или подтянуты под себя (а также с каким напряжением
это делается), значение данной позы колеблется от вежливого расслабления до
самопресечения какой-либо активности.
Всем хорошо знаком жест Victory – победа, – который
выполняется приведением указательного и среднего пальцев в позицию латинской
буквы V. Но он имеет
такое значение только в том случае, если ладонь повернута от себя. Если ладонь
повернута к себе, то этот знак на бессознательном уровне воспринимается у многих
народов как оскорбление.
Исследователи предполагают, что его оскорбительное
содержание связано с жестом, имеющим хождение в арабском регионе. Там при его
выполнении нос зажимается указательным и средним пальцами, что должно
символизировать совокупление. В начале 90-х годов на региональном телевидении в
одной из реклам был показан этот жест с ладонью, повернутой к себе, который по
замыслу создателей должен был символизировать победу.
Не следует использовать в рекламе такие жесты,
как поглаживание подбородка, прикрывание рта рукой, потирание щеки,
поглаживание волос, потягивание за мочку уха, потирание или почесывание бровей.
Психологи считают, что наиболее часто эти движения встречаются у лжецов. В то
же время поглаживание лица и прикладывание костяшек кисти руки к губам представляют
собой сигналы, выражающие стремление к нежности. Подпирание головы означает
желание покоя и защищенности. В этой позе заключено подсознательное желание
вновь приклонить голову на колени родителей.
Весьма осторожно при создании телерекламы нужно
относиться к касанию рукой носа, так как давно установлено, что этот жест
характерен для неуверенных в себе людей. С прикосновением к носу могут быть
также связаны состояния задумчивости и пассивности. Если в телерекламе человек
будет рассматривать рекламируемый товар, прикоснувшись рукой к носу, то
эффективность рекламы будет очень низкой. В разных странах с носом связано
возникновение специфических знаков и посланий на языке тела. В Англии
поднесение пальца к носу сигнализирует о секретности и скрытности, а в центре
Италии этим жестом говорят: «Будь осторожен – опасно». Если человек засовывает
палец себе в рот или прикладывает к уголку рта, то этот жест может выражать
неожиданность, замешательство, удивление, несообразительность, наивность,
растерянность. Тот, кто ведет себя таким образом, подсознательно рассчитывает,
что ситуация прояснится сама по себе. Эти жесты могут быть иногда приемлемы в
рекламе детских товаров, где главный персонаж – ребенок. В остальных телерекламах
они нанесут только вред.
Когда один или несколько пальцев прикладываются
ко рту, то он оказывается как бы «под замком». В зависимости от числа
приложенных пальцев и напряжения, с которым это сделано, подразумевается более
сильное или более слабое замыкание. Если использована вся ладонь и рот закрыт
до самого носа, то жест воспринимается как желание предотвратить вскрик
удивления. Аналогичное «сдерживание» часто наблюдается у женщин, желающих,
чтобы их считали наивными. Иногда можно наблюдать, как некоторые женщины
прикрывают глаза рукой. Этот жест означает мнимый отказ с целью кокетства. Он
может быть применен в рекламе, использующей откровенно сексуальные мотивы. В
других случаях он способен превратить рекламу в антирекламу. Представьте, что
женщина в телерекламе новой стиральной машины кокетливо прикрывает глаза
рукой. Неестественность такого поведения персонажа рекламы сразу почувствует
зритель. Реклама будет провалена только одним этим жестом.
Для некоторых женщин характерна поза, при которой
подтянутые при сидении ноги охвачены руками. Это поза свидетельствует о
подсознательном проявлении детского поведения. У мужчин такая поза наблюдается
крайне редко. То же относится и к позе, при которой руками как бы обнимают
себя.
Если кисть руки сбоку прикасается ко лбу или обрамляет
лоб козырьком, то это означает, что человек отгораживается от нежелательных
раздражителей и старается сконцентрироваться на чем-то. Поглаживание лба рукой
свидетельствует о желании изгнать тягостные мысли.
Скрещивание рук на груди воспринимается как бессознательное
желание изоляции от внешнего мира (у некоторых народов скрещивание рук на груди
является проявлением покорности или подчиненности). Если скрещенные руки
напряжены, то это свидетельствует, что человек сдерживает себя. Расслабленно
скрещенные руки производят впечатление созерцательности. Если же в дополнение
к скрещенным рукам голова откинута назад, взгляд обращен вверх, а уголки рта
опущены, то это уже демонстрация вызова. Если хотите провалить рекламу,
заставьте персонажа, рассматривающего рекламируемый товар, принять такую позу.
Если человек подпирает бока руками, то это воспринимается
как желание произвести впечатление более значительной силы и власти. Нередко в
такой позе ноги расставлены: человек хочет укрепиться, занять более стабильное,
более высокое положение. При этом как бы предъявляются претензии на большую, чем
положено, площадь и демонстрируются завоевательные стремления. Эту позу
принимают люди, которые ведут себя вызывающе, демонстрируя желание произвести
впечатление превосходства над другими. С другой стороны, плотно прижатые к
телу руки и кисти свидетельствуют о подчиненности и послушании.
Руки, лежащие на столе, – проявление готовности
вступить в социальный контакт. Для персонажа рекламы – это готовность к
положительному восприятию рекламируемого объекта. Руки, находящиеся под
столом, свидетельствуют об опасении кистями рук выдать чувство неуверенности
или нервозности. Эта же поза воспринимается как опасение ворваться в сферу
«владений» собеседника.
Если между двумя людьми лежит предплечье, то это
разделительный сигнал, а если предплечье образует дугу в направлении
собеседника, то это уже желание установить взаимосвязь, завязать доверительную
беседу и вместе изолироваться от окружающего внешнего мира. В одной из
телереклам товар представляла женщина, опирающаяся всем своим весом на одну
ногу. Вторая нога опиралась только на каблук-шпильку, а носок изящной туфельки
«смотрел» вверх. Такая поза характерна часто для женщин, непосредственных в
общении и любящих компании. Однако они же обычно категоричны в суждениях,
стараются навязать свою волю другим, и это подсознательно воспринимается
зрителями. Поэтому использование такой позы снизило эффективность рекламы.
Хорст Рюкле в книге «Ваше тайное оружие в общении»
рассказывает, как один из видных политиков во время телепередачи «Граждане
спрашивают, политики отвечают» неосознанно реагировал на вопросы граждан легкими
пинками ногой. Однако телеоператор постоянно выводил на экран только верхнюю
часть его туловища. А какое подсознательное впечатление на граждан могло бы
произвести это поведение политика, если бы его показывали в полный рост?
Движение его ног бессознательно сигнализировало о недоброжелательности и раздражении
и резко контрастировало с наигранным проявлением дружеских чувств на лице.
О роли жеста, мимики и позы можно говорить очень много.
Например, одна только походка женщины часто сообщает о конкретной ситуации
значительно больше, чем пятиминутный монолог. Поэтому рассмотреть в этой главе
все позы и жесты невозможно. Однако в связи с тем, что в рекламе товаров
широкого потребления часто используются сексуальные мотивы, в заключении
остановимся на характерных для них жестах и позах. Начнем с поз женщины,
которые психологи, исследующие мимику и жесты, называют: «Я твоя».
Высоко поднятая и слегка наклоненная голова,
взгляд искоса или откровенно призывный, расправленная грудная клетка и
выступающая за счет этого грудь, живот подтянут, нога вытянута и мускулы на ней
напряжены (особенно выступают мускулы на бедрах), кисти рук часто совершают
дугообразные движения, часто демонстрируются ладонь и запястье, например при
откидывании волос назад и во время курения; покачивающиеся и ритмичные
движения, совершаемые бедрами и плечами при ходьбе, расставленные, символически
раскрытые ноги в позе «сидя», внешне случайное или преднамеренное поглаживание
груди или бедер; поправление юбки, чулка с целью обратить внимание на ноги или
демонстрация действий по приведения себе в порядок («я прихорашиваюсь для
тебя»), поправление кофточки или блузки, чтобы привлечь внимание к груди,
удержание и поглаживание руки партнера, предлагающей прикурить; мягкий, нежный
голос, блестящие глаза и т.д.
Позы мужчины, которые психологи называют «Я хочу
тебя»: ноги слегка расставлены, бедра выставлены немного вперед и вбок,
большой палец засунут за ремень, остальные пальцы указывают в направлении
половых органов, мускулы слегка напряжены, осанка подтянутая, прямая, положение
тела в направлении действия; ищущий и продолжительный зрительный контакт,
легкое прищуривание глаз или легкое приподнимание бровей; сокращение дистанции
до тех пор, пока у партнерши возникнет чувство неловкости, но не настолько,
чтобы у нее появились основания для выражения протеста; пристальное
разглядывание тела, шеи, груди и т.д.
Большинство
сексуальных сигналов подается как женщинами, так и мужчинами бессознательно.
Заключение
В данной работе были рассмотрены особенности
жестовой пластики и ее применение в рекламе.
Культурные традиции резных стран выработали в течение
многих веков свои мимику и жесты. Как ни парадоксально, но этот очевидный
культурный аспект часто игнорируется рекламодателями. В результате реклама
становится неэффективной. Все мы хорошо знаем американский жест пальцами «о' кей».
Однако японец этот знак может расценить как символ денег, монеты, а француз
увидит в нем ноль. По свидетельству X. Рюкле, изложенному в книге «Ваше тайное оружие
в общении», для французов этот знак на протяжении многих веков ассоциировался с
высказыванием типа: «Это ровным счетом ничего не стоит». На Мальте под этим
знаком понимают обозначение мужской гомосексуальности. У греков знак
ассоциируется со скабрезностью, и его воспринимают как оскорбление.
Большой палец, поднятый вверх, в России означает:
«У меня все хорошо». Этот же жест во многих странах мира используют люди,
путешествующие автостопом. Но на острове Сардиния поднятый вверх большой палец
– это скабрезное приглашение «сядь на него». В Саудовской Аравии прикосновение
к нижнему веку кончиками пальцев служит для обозначения глупости. Если в Англии
нижнее веко оттягивается вниз указательным пальцем, то данный жест означает:
«Ты меня не проведешь».
Жест «отряхивание воображаемой пыли с одежды» в России
понимается как демонстрация пренебрежения к тому, на кого он направлен. У цыган
данный жест имеет еще более оскорбительный смысл («убирайся к черту») и часто
сопровождается плевком себе под ноги. Жесты, имеющие в своем подтексте намек на
грязь и нечистоплотность, во всех культурах рассматриваются как оскорбительные:
грязь везде воспринимается как явление отрицательное.
Поэтому при использовании жестов в рекламе
необходимо учитывать национальные особенности той страны, где будет она
размещаться.
Список использованных
источников
1.
Аллан Пиз. Язык
телодвижений. – Новгород, 1992.
2.
Биркенбил В. Язык
интонации, мимики, жестов. – СПб, 1997.
3.
Борисов Б.Л. Технологии
рекламы и PR: Учебное пособие. – М.: Фаир-Пресс, 2001.
4.
Зайцева Г. Дактилология.
Жестовая речь. – М., 1991.
5.
Крейдлин Г.Е.
Семантические типы жестов. // В кн.: Лики языка (сборник). – М., 1998.
6.
Крейдлин Г.Е., Кронгауз
М.А. Семиотика, или азбука общения. – М., 1997.
7.
Панов Е.Н. Знаки, символы,
языки. – М., 1983.
8.
Песоцкий Е. Современная
реклама. Теория и практика. – Ростов н/Д: Феникс, 2001.
9.
Фаст Д. Язык тела. – М.,
1997.
10.
Феофанов О.А. Реклама:
новые технологии в России. – СПб: Питер, 2000.
11.
Холл Э. Как понять
иностранца без слов. – М., 1997.
Страницы: 1, 2
|