Значение выбора цвета при разработке фирменного стиля
Челябинская Государственная Академия Культуры и Искусств
Факультет декоративно-прикладного творчества
Кафедра рекламы
Курсовая работа
по курсу: «Разработка и технологии рекламного продукта»
Тема: «Значение выбора цвета при разработке фирменного стиля»
Выполнила: студентка 3 курса
группы 306/1 МР
Газимулина Анна
Проверил: Чеботарев Анатолий Михайлович
Челябинск 2007
Содержание
Введение. 3
1. Теоретическое обоснование
основных аспектов цвета. 5
1.1 Цветовой круг. 5
1.4 Ассоциации, вызванные цветом. 8
1.5 Индивидуальность восприятия
цвета. 12
1.6 Композиция и цвет. 13
1.7Сочетание текста и цвета. 15
1.9 Примеры влияния цвета на восприятие товара. 21
2.Сравнительный анализ фирменных
стилей. 23
Заключение. 27
Приложение. 30
Фирменный стиль в современных условиях является половиной успеха компании
и продвигаемого ею продукта. Создать успешный фирменный стиль непросто.
Необходимо определить какое впечатление должен производить фирменный стиль,
какие цели и задачи мы ставим перед собой, разрабатывая его.
Хотелось бы подробнее остановиться на такой немаловажной составляющей
фирменного стиля, как фирменный цвет. Цвет является мощным средством
идентификации и потому должен использоваться в качестве существенного
компонента (стилеобразующей константы) как в построении собственно знака или
логотипа, так и в создании системы фирменного или корпоративного стиля. Для
оформления словесного и графического товарного знака выбираются определенные
цвета, которые в сочетании с первыми элементами и создают определенный образ.
Вопрос влияния цвета в окружающей среде и интерьере поднят
учёными-психологами давно. Прекрасно известно, что различные цвета по-разному
влияют на психическое и физиологическое состояние человека. Они способны
создавать ощущения смены температуры, покоя и беспокойства. С помощью выбора
определенного цвета можно управлять отношением потребителя к продукту а создавая
необходимую цветовую среду, можно вызвать у потребителя требуемые эмоции. При
правильном выборе — это благоприятное представление и желание приобрести товар.
Но, к сожалению многие дизайнеры, так же как и их заказчики, не очень
внимательно относятся к выбору цветового решения Очевидно, многие рекламисты не
считают проблему соответствия цвета содержанию рекламы серьезной. Главными, по
их мнению, являются яркость и выразительность сообщения, которые наиболее
привлекают внимание получателя. Может быть, именно поэтому по-настоящему
сильные фирменные стили в России можно пересчитать по пальцам. Вышесказанное
ярко иллюстрирует актуальность и значимость проблемы неправильного и
неуместного использования цвета в фирменном стиле.
Объектом исследования является психотехнология, особенности восприятия
цвета, законы грамотного его использования .
Предмет работы - цвет в рекламе вообще и фирменном стиле в частности.
Задачи курсовой работы:
1
подробно
изучить законы воздействия цвета на потребителей, и, как следствие, на
продвижение товара
2
выявить
основные ошибки многих современных рекламистов, неграмотно избирающих цвет для
фирменного стиля, что неизбежно снижает эффективность рекламы, и является
препятствием успешному продвижению продукта.
3
изучить
символику, физиологию и основные характеристики цвета.
4 выявить особенности восприятия разных цветов людьми различных
возрастных и социальных категорий
5 изучить взаимосвязь между цветовым решением и другими составляющими
фирменного стиля (шрифт, знак).
Цель работы: сформулировать практические рекомендации по правильному
грамотному и уместному использованию цвета.
Гипотеза работы звучит следующим образом: цветовое решение фирменного
стиля будет иметь положительный эффект если:
во-первых, будут соблюдены законы гармонии цвета, соответственно
цветовому кругу,
во-вторых, учтены особенности восприятия цвета конкретной целевой
аудиторией (в зависимости от пола, возраста, социального положения),
в-третьих, фирменные цвета будут органично сочетаться и гармонировать с
фирменным знаком и шрифтом.
в-четвёртых, избранные цвета будут соответствовать рекламируемому товару.
в-пятых, цвет будет тщательно продуман с позиции максимального
соответствия создаваемому образу.
В практической
части были подробно проанализированы цветовые решения фирменных стилей четырех
мобильных операторов, а также путем социологического опроса было установлено
влияние цветового решения на желание или нежелание потребителя воспользоваться
услугами данных фирм и восприятие образа компании в целом.
Цветовой круг, в основе которого лежат красный, желтый и синий цвета
является традиционным в области искусства. Исаак Ньютон составил первое подобие
подобного круга еще в 1666. Прошло время, ученые и художники придумали
различные варианты этой концепции. Разница во мнениях, в отправной точке
деления цветов на группы и в других аспектах до сих пор будоражит умы. (Рисунок
1)
Основные цвета: красный, желтый и синий. В традиционной цветовой теории
именно эти три цвета не могут быть получены комбинацией других цветов. Все
остальные цвета получаются именно путем смешения этих. (Рисунок 2)
Дополнительные цвета: зеленый, оранжевый и фиолетовый. Эти цвета
получаются путем попарного смешения основных цветов. (Рисунок 3)
Производные цвета: желто-оранжевый,
красно-оранжевый, красно-фиолетовый, сине-фиолетовый, сине-зеленый и
желто-зеленый. Эти цвета образуются путем смешения основного и рядом стоящего
дополнительного цветов. Как раз эта палитра в основном и применяется при
подборе цветов. (Рисунок 4)
1.2 Законы цветовой гармонии
Гармония цвета в ее академическом понимании – это сочетание близ лежащих
тонов в пределах одной двух красок и исключение цветовых диссонансов, которые
образуют парные противоположности: красное - зеленое, желтое- синее, оранжевое-
фиолетовое.
Однако, существует и другая точка зрения, согласно которой первичные
цвета: красный синий желтый создают в сочетании наибольший контраст вторичные
производные оранжевый (сочетание красного и желтого) фиолетовый (сочетание
красного и синего) зеленый (сочетание синего и желтого) - в сочетании дают
менее сильный контраст и, наконец, третичные производные: промежуточные между
первичными и вторичными дают наименьший контраст. То есть все дополнительные
пары триады, чьи цвета формируют равносторонние треугольники и тетраэдры,
формирующие квадраты или прямоугольники гармоничны. (Рисунок 5)
Гармонию цветового решения можно считать достигнутой в случае когда
1)
цвет
шрифта (картинки) и цвет фона обеспечивают четкое и удобное восприятие
2)
общее
цветовое решение способствует эмоциональному выражению и раскрытию содержания.
3)
Цветовое
решение находится в гармоничном единстве с окружением и отвечает чувству
эстетического удовлетворения.
1.3 Воздействие цвета на физиологию человека
Красный цвет повышает мышечный тонус, кровяное давление, ритм дыхания. Он
является одновременно физическим и психологическим стимулятором. Красный
настраивает на решительность, способен вызвать у человека сильное желание
совершить тот или иной поступок и сделать энергичное усилие и купить, к
примеру, то, что вы рекламируете. Данный цвет, как никакой другой, способен
быстро быстро привлечь к себе внимание, зафиксировать взгляд на предмете
рекламы.Однако длительное воздействие красного цвета может привести к
нарушениям психики.
Зеленый цвет, напротив, понижает кровяное давление и расширяет капилляры.
Данный цвет все смягчает, снимает остроту переживаний. Этот цвет оказывает целительное,
расслабляющее действие. И будет уместен и эффективен в рекламе медикаментов,
водоочистительных систем, стоматологических клиник и аптек, охраны окружающей
среды.
Синий цвет —
помогает сконцентрироваться на самом необходимом: не расплыться по мелочам, не
разбрасываться. Синяя деталь в каталоге или рекламном проспекте сразу привлечет
к себе внимание и, в отличие от красной никогда не вызовет отрицательных
эмоций.
Желтый – настраивает на коммуникабельность. Этот цвет открытости и
общительности. Помогает придать уравновешенность разгулявшимся эмоциям, обрести
внутреннее спокойствие, утихомирить душевное волнение. Кроме того, желтый
способен «наделить» предмет интеллектом.
Черный цвет - цвет самопогружения: он помогает от всего отгородиться,
замкнуться и сконцентрироваться на решении той или иной задачи. В то же время
данный цвет способен настроить на меланхолию и уныние. В черном приходит
ощущение одиночества и изоляции от окружающего мира.
Белый – цвет полной открытости, готовности воспринимать мир во всем
его многообразии. Этот цвет не несет никаких неприятных ощущений.
При выборе фирменного цвета необходимо учитывать особенности восприятия
цвета, основанные на ассоциациях. Между цветовым решением рекламы и
естественным восприятием человека существует определенная зависимость.
Достоверно установлено, что каждый цвет вызывает подсознательные ассоциации.
Существуют даже определенные стереотипы восприятия цвета. Почти безо всякого
исключения цвета определенным образом воздействуют на нервную систему, а затем
- на наши чувства. Ассоциации же, касающиеся цветов, поначалу возникают у
человека на уровне подсознания, но постепенно, с их повторением, человек
начинает осознавать их. И тогда цвет воспринимается символически.
Во всем мире кран с горячей водой обозначается красным цветом, а краны с
холодной – синим. Это обусловлено ассоциациями, связанными у нас с этими
цветами, и возникающими на инстинктивном уровне2.
Цвет в рекламе широко используется для формирования запланированных
ассоциаций. Вот пример: «бордо» - как известно это не только цвет, но и
название популярного французского вина. Поэтому реклама вена «бордо»
представлена в виде великолепного банта цвета бордо, помещенного на развороте
французского журнала.
Специалисты исследовали влияние цвета на восприятие человека, ассоциации,
вызываемые им в национальных средах разных стран. Оказалось, например, что цвет
обозначает или символизирует:
-1 Красный: в Америке – любовь, в Китае – доброту, праздник, удачу, в
России - высокую активность, агрессию, борьбу, в Индии - жизнь.
-2 Желтый: в Америке – процветание, в России – солнечность, разлуку, в
Сирии – траур, смерть, в Индии – великолепие, в Бразилии – отчаяние.
-3 Зеленый: в Америке – надежду, в Китае – роскошную жизнь, в Индии – мир
и надежду.
-4 Голубой: в Америке – веру, в индии – справедливость, в Китае один из
траурных цветов.
-5 Синий: в России - ночной покой.
-6 Фиолетовый: в Индии – печаль и утешение, в Бразилии – печаль.
-7 Белый: в Америке – чистоту и мир, в Китае – подлость, опасность,
траур, в Европе – молодость.
Наиболее популярные цвета.
-красный – в России, Ираке, Мексике, Норвегии.
-оранжевый - в Голландии.
-желтый – в Китае.
-зеленый: в Австрии, Болгарии, Мексике, Австралии, Ирландии, Египте.
-голубой – в Индии.
-белый – в Мексике.
-коричневый – в Болгарии.
Характеристики цветов, позаимствованные из разных источников, зачастую
бывают даже противоречивы. Это лишний раз показывает, что восприятие цвета
весьма индивидуализировано субъективно.
Красный цвет - символизирует силу воли активность агрессивность. В этом цвете звучат
сексуальные обертона. Красный цвет особенно привлекает молодежь. Он
ассоциируется с сигаретами «Marlboro» широко используется в рекламе
косметических и парфюмерных фирм в частности фирмы «Revlon». В то же время
красный цвет не подходит для рекламы нацеленной на старшее поколение, прежде
всего из-за своей агрессивности.
Синий цвет - ассоциируется с пассивностью чувствительностью и спокойствием. Он обычно
применяется в «романтической» рекламе. В сочетании с белым цветом он вызывает
ассоциации с морем яхтой свежим ветром и свободой.
Серый и бордовый цвета - это цвета умеренности и солидарности.
Черный цвет- это классический «стильный» цвет. Стоит вспомнить «маленькое черное
платье» от Коко Шанель или рекламу английских сигарет «John Player Special». В
тоже время для старшего поколения черный цвет ассоциируется с бесцветностью и
мягко говоря, с безжизненностью.
Сочетание чёрного с белым вызывает у потребителя мистическое чувство, которое
ассоциируется с таинственностью и загадочностью.
Зелёный цвет - это как уже отмечалось цвет природы, естественности. Его, как и другие
“природные” цвета - голубой, белый и даже коричневый - нередко используют в
рекламе продуктов питания.
Факторы,
влияющие на палитру
|
Цвет
|
Характеристики
цвета
|
Ассоциативно-
образный ряд
|
Объекты
предметного мира, носители данного цвета
|
Природно-
климатические
|
Белый
|
Холодный,
ясный, чистый, непорочный
|
Снег (холодная
зима)
|
Храм (беленый)
|
Красный
|
Горячий, красивый,
сильный
|
Солнце, огонь
|
Русский
национальный костюм
|
Зеленый
|
Теплый, легкий,
свежий
|
Поля, леса,
деревья
|
Стог сена,
венки и букеты трав
|
Психологические
|
Коричневый
|
Теплый,
глубокий, мягкий, вязкий
|
Дерево, земля,
глина
|
Деревянные
дома, церкви, поленница, вспаханное поле
|
Черный
|
Грязный,
тяжелый, злой
|
Сажа, дым,
грязь
|
Осеннее поле
после уборки урожая
|
Розовый
|
Теплый, мутный,
неясный
|
Зорька,
туман,восход
|
|
Историко-культурные
|
Желтый, Золотой
|
Светлый,
легкий, жизненный, священный
|
Свет, золотой
нимб иконы
|
Пшеница, кресты
и купола церквей
|
Бордовый,
Лиловый
|
Тяжелый,
влажный, уважительный, благородный
|
Одежды святых,
плащаница
|
Накидки царей,
рубин- камень власти
|
Голубой, Бирюзовый
|
Легкий, небесный, чистый, холодный, священный
|
Небо, чистота, вода
|
Озера, небеса, голубой, всевышний, таинственный
|
Таблица.1 Национальные особенности восприятия цвета в России.
Страницы: 1, 2
|