PR-технологии в бизнесе: их роль и значение
Министерство образования Российской Федерации
Марийский государственный технический
университет
Факультет социальных технологий
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
По дисциплине «Социальные технологии
в социально-культурном сервисе и туризме»
На тему: «PR-технологии в бизнесе: их роль и значение»
Выполнила:
Проверил: ст.
преподаватель
Тарбушкин
А.Ю.
Йошкар-Ола 2004
ПЛАН
ВВЕДЕНИЕ
1. PR – ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО РЕАЛИЗАЦИИ
ПРОМЫШЛЕННЫХ ТОВАРОВ И УСЛУГ
1.1.
Цели PR в бизнесе
1.2.
Где
используется PR
1.3.
Чем PR отличается от рекламы
2. СТРУКТУРА PR
2.1.
Основные этапы
PR-деятельности
3. СОДЕРЖАНИЕ PR-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
3.1.
Связи,
контакты, коммуникации – специфика PR
3.2.
PR-технологии
3.3.
PR-кампании
3.4.
PR-службы организаций и
самостоятельные PR-центры
3.5.
Коммуникации:
личные контакты и СМИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Говорят, что на
сегодняшний день существует более 500 определений PR. Неудивительно, что людям
не являющимся специалистами в области маркетинга и PR иногда сложно понять для
чего это нужно.
Постараемся
ответить на этот вопрос.
Маркетинг – это комплекс мероприятий, направленных на
продвижение продукта/услуги, ценообразованию, работе с дистрибьюторами,
конечными потребителями.
PR (в данном случае мы говорим не о политических технологиях, а
PR в сфере бизнеса) – это формирование общественного мнения, создание репутации
и управление репутацией компании. PR должен обеспечивать эффективный диалог
между организацией и ее целевой аудиторией, формируя и поддерживая позитивный
образ, репутацию организации, ее услуг и ключевых сотрудников.
PR - это непрерывная деятельность, состоящая из
последовательности акций, подчиненных единой цели и объединенных долгосрочной
программой, рассчитанных на срок от одного года.
Последние исследования показывают, что 96% руководителей
компаний уверены в необходимости поддержания репутации для успешного развития
бизнеса, 77% утверждают, что хорошая репутация фирмы в огромной степени
способствует росту продаж товаров и услуг, а 61% считают, что репутация фирмы
оказывает существенное влияние на привлечение внимания к деятельности фирмы и
соответственно продукции.
Таким образом, PR - это управленческая
деятельность, профессиональное управление репутацией компании. Согласно
статистическим данным, за последние 15 лет доля стоимости репутации в общей
стоимости западной компании выросла с 18 до 82%. Эта тенденция характерна и для
российского бизнеса. Управлять своей репутацией должны не только крупные
корпорации и холдинги, но и предприятия среднего и малого бизнеса. Иначе мнение
о Вашей компании будет складываться бесконтрольно.
Что такое
репутация компании?
Если коротко то –
это отношение к организации в целом, имидж ее продуктов и услуг, имидж ключевых
сотрудников. От того какая репутация у компании зависит ее прибыль, возможность
развития бизнеса (расширение связей, выход на новые рынки), отношения с
инвесторами, государственными структурами. Стабильная репутация позволяет
компании эффективно использовать возможности для роста при положительной
конъюнктуре и сглаживать отрицательные последствия при кризисных ситуациях.
Важно
понимать, что PR – это
НЕ манипуляция
общественным сознанием, а информирование о реальном положении вещей
НЕ бесплатная
реклама, отношения PR со СМИ строятся на безвозмездной основе
НЕ отсутствие
статьи расходов в бюджете компании: нужны деньги на проведение мероприятий,
изготовление презентационной продукции (буклеты, пресс-киты, сувениры и т.д.).
НЕ только
коммуникации со СМИ, клиентами, партнерами, инвесторами, но и собственными
сотрудниками. Деятельность Public Relations еще не получила в России своего
полного развития, она привязана к крупным политическим акциям, типа
президентских и парламентских выборов, выборов в региональные органы власти, а
также развивается как бизнес-PR в рамках рекламных и promotion-кампаний крупных
компаний, холдингов, корпораций.
Вобще говоря,
паблик рилейшенз – это косвенная реклама, самореклама – это всячиские контакты,
которые вы поддерживаете с общественностью и средствами массовой информации. К
примеру, если вы приветливо улыбнулись, подавая товар клиенту, - косвенным
образом вы сделали себе хорошую рекламу.
1. ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ - ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО
РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННЫХ
ТОВАРОВ И УСЛУГ
И об этом мало
кто знает. Понятие "паблик рилейшнз" многие воспринимают весьма в
узком смысле, полагая, что оно сводится лишь к тому, чтобы создать
положительную репутацию отдельному человеку или отдельной фирме. В то же время
одна из основных функций паблик рилейшнз, и об этом мало кто знает,
заключается в том, чтобы стимулировать сбыт на рынке промышленных товаров и
технологий. Поэтому крупный американский специалист из фирмы "Бозел энд
Джекобс" дал такое определение паблик рилейшнз: "это -
запланированная публикация материалов в деловой и коммерческой
прессе". Слово "запланированная" ясно показывает действие,
которое необходимо планировать, которое требует изучения, составления
плана-графика, использования профессионального опыта и умения, а также
механизма отчетности. Лишь после того, как в соответствии с планом Вы или по
Вашему заказу будут подготовлены нужные материалы, их важно опубликовать в
деловой и коммерческой прессе.
Собственное
определение PR - первый и один из важнейших элементов в технологии "связей
с общественностью". В самом общем виде эта технология выглядит следующим
образом:
Определить
(сформулировать) свою позицию. Составной частью своей позиции как раз и
является собственное определение PR.
Определить
позицию Заказчика работы (если Вы проводите кампанию по PR для себя, этот пункт
отпадает).
Определить
позицию тех людей или групп, с которыми Вы устанавливаете связи.
Проанализировать
интересы (позиции) всех сторон и сформулировать ещё одну позицию, которая может
стать единой для всех. Попросту говоря, найти компромисс.
Сделать то, ради
чего искался компромисс - реализовать цель, поставленную Заказчиком работы.
Наиболее
распространённые термины "паблик рилейшнз":
Имидж (image) - в
дословном переводе с английского - образ. Говоря об имидже, прежде всего имеют
ввиду внешний вид человека, организации, товара и т.д. Но внешний вид - это
только форма, в которой проявляется то или иное содержание. Например, спортсмен
надевает удобную спортивную одежду, товары для маленьких детей имеют
безопасную обтекаемую форму, процветающая фирма располагает свой офис в центре
города и т.д. Поскольку внешний вид зависит от внутреннего содержания, иногда
говорят о "внешнем" и "внутреннем" имидже.
Паблисити
(publicity) - в переводе с английского – публичность, гласность, реклама. Этот
термин, как правило, используют применительно к организациям. Паблисити - это
такой образ организации, который уже утверждён в общественном сознании, то есть
достаточно лишь упоминания названия организации, чтобы у любого человека сразу
возникло представление о том, что эта организация из себя представляет - когда
возникла, чем занимается, насколько надёжна, чем отличается от других
аналогичных организаций и т.п. Паблисити как бы создаёт эффект присутствия
организации в жизни общества и частного лица. Например, паблисити
"Красного креста" - это представление о благотворительности на театре
военных действий и в зоне стихийных бедствий, паблисити "Гринпис"
основывается на шокирующих власти экологических акциях и т.д.
Промоушн
(promotion) - в переводе с английского - продвижение, выдвижение, содействие.
Промоушн в PR подразумевает выполнение некоторого плана для достижения
определённой цели - продвижение. Так, можно говорить о продвижении товара на
рынке, имея в виду увеличение спроса на него (промоушн товара), о продвижении
политического деятеля, когда человек последовательно побеждает на выборах
(промоушн политика) и т.д.
За каждым из
названых терминов стоят свои специфические цели и свои способы действий
(технологии). Другой тип технологий PR - умения, присущие отдельным людям -
специалистам по отдельным элементам PR. Наиболее распространённые специальности
в "паблик рилейшенз":
пресс-секретарь -
специалист по работе со средствами массовой информации (СМИ);
рекламист -
специалист по организации рекламы;
стилист -
специалист по внешнему облику;
имиджмейкер -
специалист по созданию имиджа;
спичрайтер (от
англ. speech - речь, write - писать) - сочинитель текстов выступлений.
Сегодня в России
службы общественных связей реально, активно и заметно действуют практически
лишь в государственном и коммерческом секторах общества. Их основные
направления деятельности: создание положительного образа (имиджа) организации
или лица, агитация (в избирательных кампаниях) и привлечение внимания к важным
для властей проблемам (например, к сбору налогов).
Гражданское
общество в России, то есть совокупность общественных отношений неполитического
и некоммерческого характера, ещё не имеет полномасштабных служб общественных
связей.
1.1. Цели PR в бизнесе
Цель бизнеса -
получение прибыли. Цель PR в бизнесе заключается в создании условий для
увеличении прибыли. Богатство общества складывается из богатства граждан. Таким
образом, специалист по PR, действуя в интересах корпорации, действует также и в
интересах общества, стремясь к их гармонии.
Полный цикл
мероприятий для такой цели включает в себя:
широкое
информирование о целях, концепции и плане реализации проекта организации;
привлечение
разнообразных ресурсов, необходимых для его реализации;
подбор и обучение
исполнителей;
контроль
реализации проекта и информирование общества о проблемах и успехах;
анализ
результатов и дальнейшее планирование.
1.2. Где используется ПР
Все точки
применения ПР на Западе автоматически могут быть перенесены и на Украину.
Специалисты по ПР создают имидж политических деятелей. Наиболее яркие имена,
прошедшие такую “обработку”, это Дж. Кеннеди,Р. Никсон, Г. Коль и многие-многие
другие. К победе последнего президента Польши Квасьневского вел известный
французский специалист. ПР-профессионалы работают с Дж. Мейджором, Папой
римским, со всеми поп-звездами. Имиджи армии, полиции, церкви - все это результат
их напряженной работы. Когда на нашем экране побеждает агент ФБР - это
результат внимания к ПР еще времен директора ФБР Гувера, благодаря которому
были созданы сериалы, комиксы, радиопостановки, призванные идеализировать образ
ФБР в глазах общественности.
ПР - неотъемлемая
часть любой работы с клиентом. Банковская и трастовая деятельность покоится на
выработке доверия, что невозможно без опоры на ПР.
ПР также
включает в качестве своей составной части управление кризисными ситуациями.
Руководители любой западной структуры имеют дома и на работе разработанные
планы своего поведения в случае возникновения кризиса, которые подразделяются
на ожидаемые и неожиданные.
1.3.
Чем PR отличается от рекламы
Отличие ПР от
рекламы в том, что не все организации используют рекламу. К примеру, пожарные
не занимаются рекламой, но ПР входит в их круг интересов. Как и в случае
городской или президентской администрации, правительства. Реклама
специализируется на потоках продажи-покупки, а ПР заняты всеми потоками коммуникации
организации. И последнее: если реклама получает комиссионные от покупки места
или времени, то ПР консультанты по ПР продают только свое время и экспертизу.
Что касается
маркетинга, то ПР применяется в любой точке маркетинговой стратегии - имя
товара, упаковка, исследование, определение цены, продажа, дистрибуция и
послепродажные услуги. ПР также отличается от пропаганды в том, что если
пропаганда направлена на то, чтобы удержать правительство у власти, то ПР
помогает уже не правительству, а населению лучше понимать и знать, что и как
можно получить от правительства.
В свою очередь
Сэм Блек (С. Блэк « Введение в паблик рилейшнз» Ростов-на-Дону «Феникс» 1998)
предлагает целую таблицу отличий ПР от рекламы. С. Блек также отмечает, что в
некоторых ПР программах содержится большой объем рекламы. Это, к примеру,
касается крупных рекламных кампаний типа убеждения потребителей употреблять
определенный сорт бензина, поскольку компания занята охраной окружающей среды,
научными исследованиями, образованием. В некоторых компания отделы ПР включают
в себя также и рекламные подразделения.
2. Структура PR
PR в целом
делится на внешние коммуникации и внутренние отношения. Внешние коммуникации
соединяют организацию с окружающим миром, внутренние отношения определяют специфику
и качество деятельности организации.
Общая структура
деятельности в области PR схематично выглядит так:
Теория
общественных отношений и коммуникаций.
Внутренние
отношения:
Создание имиджа.
Имидж лидера.
Имидж организации
и/или "команды", включая фирменный стиль.
Создание
корпоративной культуры.
Команда:
творчество, работа, быт - система взаимодействия.
Кадровые вопросы.
Совершенствование
управления и технологий.
Предотвращение
конфликтов.
История и
традиции.
Внешние
коммуникации:
Поддержание постоянных
контактов с партнерами, в т.ч. потенциальными.
Связь со
средствами массовой информации.
Связи с
гражданским обществом и институтами власти.
Международные
связи.
Реклама.
Подготовка к
кризисным ситуациям и ликвидация кризисов.
Мониторинг
ситуации и анализ эффективности деятельности.
Еще не все,
особенно в гражданском секторе, полностью осознают необходимость PR для своего
успешного развития. Сомнения в ценности PR порождаются сложностями оценки
результатов этой деятельности и отсутствием критериев, по которым эти
результаты можно было бы определить с достаточной точностью. Даже там, где они
вполне конкретны, как, например в отношениях с прессой, оценки бывают крайне
неточными. Результаты в PR не могут оцениваться в отрыве от общего контекста.
Если после кампании по привлечению волонтеров к работе с детьми в организации
пришло довольно много людей с предложением помощи, и количество задержаний
безнадзорных детей милицией уменьшилось, то кампания была удачна. Если же
милицейская статистика реально не улучшилась, то надо искать ошибку в своих и
общих действиях.
PR можно сравнить
с действиями дирижера оркестра, который старается извлечь лучшее из каждого
исполнителя и соединить усилия всех. Только, в отличие от дирижирования, PR
осуществляется по возможности незаметно, как часть обычного управления.
Становится
понятной как специфика российских связей с общественностью, так и расклад видов
PR деятельности, известны структуры, берущие на себя решение имиджевых задач,
осуществление promotion - кампаний, исследование аудитории и электората и разработку других направлений деятельности.
2.1. Основные этапы PR-деятельности
Работу в области
PR можно разделить на 3 этапа – подготовительный, основной и заключительный.
Подготовительный
этап:
- экспертиза и
анализ целей;
Страницы: 1, 2
|