|
2. Расчет зубчатых колес. 2.1 Выбор материала. Выбираем материал со средними механическими характеристиками: для шестерни сталь 45, термическая обработка – улучшение, твердость НВ 230; для колеса – сталь 45, термическая обработка – улучшение, но на 30 единиц ниже НВ 200. Допускаемые контактные напряжения по формуле (3.9 [1]) , МПа где: σН lim b – предел контактной выносливости, МПа; , МПа для колеса: = 2*200 + 70 = 470 МПа для шестерни: = 2*230 + 70 = 530 Мпа КНL – коэффициент долговечности , где: NHO – базовое число циклов напряжений; NНЕ – число циклов перемены напряжений; Так как, число нагружения каждого зуба колеса больше базового, то принимают КHL = 1. [SH] – коэффициент безопасности, для колес нормализованной и улучшенной стали принимают [SH] = 1,11,2. Для шестерни: Для колеса: Тогда расчетное контактное напряжение определяем по формуле (3.10 [1]) = 0.45(481+428)=410 МПа. 2.2 Расчет быстроходной ступени двухступенчатого зубчатого редуктора. 2.2.1 Межосевое расстояние определяем по формуле (3.7 [1])
, мм где: Ка – для косозубых колес Ка = 43; u1 – передаточное отношение первой ступени; Т2 – крутящий момент второго вала, Нмм; КНβ – коэффициент, учитывающий не равномерность распределения нагрузки по ширине венца. При проектировании зубчатых закрытых передач редукторного типа принимают значение КНβ по таблице 3.1 [1]. КНβ=1,25 [σH] – предельно допускаемое напряжение; ψba – коэффициент отношения зубчатого венца к межосевому расстоянию, для косозубой передачи ψba = 0,25 0,40. мм Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аw = 160 мм (см. с.36 [1]). 2.2.2 Нормальный модуль: mn = (0,010,02)*аw где: аw – межосевое расстояние, мм; mn = (0,010,02)*аw = (0,010,02)*160 = 1,63,2 мм Принимаем по ГОСТ 9563-60 mn = 3. Предварительно примем угол наклона зубьев β=10°. 2.2.3 Число зубьев шестерни (формула 3.12 [1] ): , где: аw – межосевое расстояние, мм; β – угол наклона зуба, °; u1 – передаточное отношение первой ступени; mn – нормальный модуль, мм;
2.2.4 Число зубьев колеса: z2 = z1 * u1 = 17*5=85 2.2.5 Уточняем значение угла наклона зубьев: , где: z1 – число зубьев шестерни; z2 – число зубьев колеса; mn – нормальный модуль, мм; аw – межосевое расстояние, мм; β = 17° 2.2.6 Диаметры делительные. Для шестерни: Для колеса: Проверка: 2.2.7 Диаметры вершин зубьев. Для шестерни: da1 =d1+2mn =53,3 + 2*3 = 59,3 мм Для колеса: da2 =d2+2mn = 266,7 + 2*3 = 272,7 мм 2.2.8 Ширина зуба. Для колеса: b2 = ψba * aw = 0,4 * 160 = 64 мм Для шестерни: b1 = b2 + 5 = 64 + 5 = 69 мм 2.2.9 Коэффициент ширины шестерни по диаметру., где: b1 – ширина зуба для шестерни, мм; d1 – делительный диаметр шестерни, мм; 2.2.10 Окружная скорость колес. м/с Степень точности передачи: для косозубых колес при скорости до 10 м/с следует принять 8-ю степень точности. 2.2.11 Коэффициент нагрузки. По таблице 3.5 [1] при ψbd = 1,29, твердости НВ< 350 и несимметричном рас-положении колес коэффициент КНβ = 1,17. По таблице 3.4 [1] при ν = 4,1 м/с и 8-й степени точности коэффициент КНα=1,07. По таблице 3.6 [1] для косозубых колес при скорости менее 5 м/с коэф-фициент КНυ = 1. = 1,17 * 1,07 * 1 = 1,252 2.2.12 Проверяем контактные напряжения по формуле 3.6 [1]. , МПа где: аw – межосевое расстояние, мм; Т2 – крутящий момент второго вала, Нмм; КН – коэффициент нагрузки; u1 - передаточное отношение первой ступени; b2 – ширина колеса, мм; Условие прочности выполнено. 2.2.13 Силы, действующие в зацеплении.
В зацеплении действуют три силы: - Окружная , Н где: Т1 – крутящий момент ведущего вала, Нмм; d1 –делительный диаметр шестерни, мм; - Радиальная , Н где: α – угол зацепления, °; β – угол наклона зуба, °; - Осевая Fa = Ft * tg β, Н Fa = Ft * tg β = 2457,8 * 0,3057 = 751,4 Н 2.2.14 Проверка зубьев на выносливость по напряжениям изгиба
( см. формулу 3.25 [1] ). , МПа где: Ft – окружная сила, Н; Коэффициент нагрузки КF = KFβ * KFν ( см. стр. 42 [1]) По таблице 3.7 [1] при ψbd = 1,34, твердости НВ ‹ 350 и несимметричном рас-положении зубчатых колес относительно опор коэффициент КFβ = 1.36. По таблице 3.8 [1] для косозубых колес 8-й степени точности и скорости 4,1 м/с коэффициент КFυ = 1,1. Таким образом, КF = 1,36 * 1,1 = 1,496. Коэффициент, учитывающий форму зуба, YF зависит от эквивалентного числа зубьев zυ - У шестерни - У колеса Коэффициент YF1 = 3,85 и YF2 = 3,6 (см. стр. 42 [1] ). Определяем коэффициенты Yβ и КFα . , где средние значения коэффициента торцевого перекрытия εα = 1,5; степень точности n = 8. Допускаемые напряжение при проверке на изгиб определяют по формуле 3.24 [1]: , МПа По таблице 3.9 для стали 45 улучшенной предел выносливости при отнуле-вом цикле изгиба = 1,8 НВ. Для шестерни = 1,8 * 230 = 414 МПа Для колеса = 1,8 * 200 = 360 МПа Коэффициент безопасности По таблице 3.9 [1] [SF]’ = 1.75 для стали 45 улучшенной; [SF]” = 1 для поковок и штамповок. Допускаемые напряжения: Для шестерни Для колеса Проверку на изгиб следует проводить для того зубчатого колеса, для которого отношение меньше. Найдем отношения: Для шестерни Для колеса Проверку на изгиб проводим для колеса: Условие прочности выполнено. 2.3 Расчет тихоходной ступени двухступенчатого зубчатого редуктора. 2.3.1 Межосевое расстояние определяем по формуле (3.7 [1]) , мм где: Ка = 43; u3 – передаточное отношение на выходе; Т3 – крутящий момент на выходе; КНβ=1.25 ψba = 0,25 0,40. Ближайшее значение межосевого расстояния по ГОСТ 2185-66 аw = 200 мм (см. с.36 [1]). 2.3.2 Нормальный модуль. mn = (0,010,02)*аw = (0,010,02)*200 = 24 мм Принимаем по ГОСТ 9563-60 mn = 3 мм Предварительно примем угол наклона зубьев β=10°. 2.3.3 Число зубьев шестерни (формула 3.12 [1] ) 2.3.4 Число зубьев колеса Z4 = z3 * u2 = 32*3,05=97,6 2.3.5 Уточняем значение угла наклона зубьев. β = 12,83°=12o50/ 2.3.6 Диаметры делительные. Для шестерни: Для колеса: Проверка: 2.3.7 Диаметры вершин зубьев.
Для шестерни: da3 =d3+2mn =98,5 + 2*3 = 104,5 мм Для колеса: da4 =d4+2mn = 301,5 + 2*3 = 307.5 мм Страницы: 1, 2 |
Новости |
Мои настройки |
|
© 2009 Все права защищены.