Cоциология политики Пьера Бурдье
МИНИСТЕРСТВО
ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
БЕЛОРУССКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ
ФИЛОСОФИИ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК
КАФЕДРА
СОЦИОЛОГИИ
Социология
политики Пьера Бурдье
Курсовая работа
студентки 2-го курса
отделения социологии
заочной формы обучения
Анищенко Ю.Ю.
Научный руководитель:
кандидат философских наук
доцент Грищенко Жанна Михайловна
МИНСК 2006
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение.
Позиционирование Пьера Бурдье в современной социологии
Глава
1. Социология политики Пьера Бурдье – самостоятельная социологическая
дисциплина
1.1
Основные методологические критерии формирования
самостоятельной социологической дисциплины
1.2
Предмет, объект и категориальный аппарат социологии
политики
1.3
Предмет, объект и категориальный аппарат социологии
политики Пьера Бурдье
Глава
2. Политические закономерности Пьера Бурдье
2.1. Делегирование и политический фетишизм
2.2 Общественное мнение не существует
Заключение
Библиография
Введение. Позиционирование Пьера Бурдье в современной
социологии
Пьер Бурдье –
французский социолог, философ, культуролог – несомненно является одной из
наиболее значимых фигур современной социологии. Родился он в деревне на границе
с Испанией, в семье почтового чиновника. Закончив в 1955 году Высшую
педагогическую школу, преподавал философию в лицее Мулена, в 1958 году уехал в Алжир,
где продолжил преподавательскую работу и начал социологические исследования. Из
Алжира переехал в Лилль, а потом в Париж, где в 1964 году стал
директором-исследователем в Высшей практической исследовательской школе. В 1975
году основал и возглавил Центр европейской социологии, а также журнал «Учёные
труды в социальных науках», который наряду с «Французским социологическим
журналом» считается ведущим социологическим изданием Франции. В 1981 году
выбран действительным членом Французской академии и стал заведующим кафедрой
социологии в Коллеж де Франс. Его жизнь – попытка соединить карьеру
учёного-социолога и интеллектуала-практика.
Его творчество
эволюционировало от философии к антропологии, а затем к социологии. Центральные
идеи его теоретической концепции – социальное пространство, поле, культурный и
социальный капитал, габитус. Важное значение имеют этическая сторона учения и
стремление построить справедливое, основанное на республиканских ценностях
общество. Многими учеными отмечается огромный вклад Бурдье в понимании
общества. Для Бурдье характерно глубокое пренебрежение междисциплинарным
делением, накладывающим ограничения на предмет исследования и на применяемые
методы. В его исследованиях сочетаются подходы и приемы из области
антропологии, истории, лингвистики, политических наук, философии, эстетики,
которые он применяет к изучению таких разнообразных социологических объектов
как: крестьянство, искусство, безработица, система образования, право, наука,
литература, брачно-родственные союзы, классы, религия, политика, спорт, язык,
жилище, интеллектуалы и государственная "верхушка"[3, с.9].
Социологическая теория Пьера
Бурдье строится вокруг трёх основных категорий: «поле» – «капитал» – «габитус»;
и включает множество взаимосвязанных понятий, дающих возможность обращаться к
анализу самых разнообразных социальных явлений. Зарождение и формирование этого
подхода, названного «генетическим структурализмом», следует рассматривать в
контексте той интеллектуальной и социальной ситуации во Франции, которая и обусловила
возможности становления Пьера Бурдье как учёного. В его студенческие годы в
социальных науках сначала безраздельно господствовала философия, а затем
наибольший авторитет получила антропология. Несмотря на то, что именно во
Франции социология впервые стала университетской дисциплиной и имела прочные
академические традиции, в качестве учебного курса в то время она не получила
должного развития и считалась непрестижной специализацией. Свой выбор в пользу
социологии П. Бурдье объясняет стремлением к серьезности и строгости,
желанием решать не отвлеченные познавательные задачи, но анализировать реально
существующее общество и его действительные проблемы средствами социальных наук.
На отход П. Бурдье от философии повлияли, в том числе, работы М. Мерло-Понти
«Гуманизм и террор» (1947) и «Приключения диалектики» (1955), в которых
предпринималась попытка применить универсальные философские категории к анализу
современных политических явлений.
В
пятидесятые-шестидесятые годы XX века во французской философии наиболее
широко получили распространение три направления: феноменолого-экзистенциализм,
структурализм и марксизм. Многие социологи находят истоки вдохновения Бурдье в
трудах К. Маркса, М. Вебера, Э. Дюркгейма и Э. Кассирера. Бурдье интересовали
многие философские и социологические течения XX века, но ни одно не
удовлетворяло его полностью. В книге «Паскалёвские размышления» он
последовательно раскрыл своё отношение к современным направлениям философии и
социологии, описал интеллектуальную атмосферу во Франции в середине XX века,
проанализировал сходства и различия своей позиции с взглядами Л. Альтюссера, Л.
Витгенштейна, Г. Гарфинкеля, И. Гофмана, Ж. Делеза, Э. Кассирера, К.
Леви-строса, Т. Парсонса, Ж.-П. Сартра, М. Фуко, Ю. Хабермаса и других.
Глубокое усвоение, разрыв и преодоление – вот основные механизмы, приведшие
Пьера Бурдье к формированию собственного «синтетического» направления,
названного впоследствии «генетическим структурализмом». «С помощью
структурализма я хочу сказать, что в самом социальном мире, а не только в
символике, языке, мифах и т. п. существуют объективные структуры, независимые
от сознания и воли агентов, способные направлять и подавлять их практики и
представления. С помощью конструктивизма я хочу показать, что существует
социальный генезис, с одной стороны, схем восприятия, мышления и действия,
которые являются составным частями того, что я называю полями или группами, и
что обычно называют социальными классами»[1, с.181-182].
Работы Пьера Бурдье –
26 монографий и десятки статей по методологии социального познания,
стратификации общества, социологии власти и политики, образования, искусства и
массовой культуры, этнографические исследования – переведены на все европейские
языки. По силе воздействия Пьера Бурдье сравнивают с Ж.П. Сартром и считают
самым крупным социологом современности.
Глава 1. Социология политики
Пьера Бурдье – самостоятельная
социологическая дисциплина
1.1
Основные
методологические критерии формирования
самостоятельной социологической
дисциплины
Специальные социологические
дисциплины – это такие теории, которые являются теоретическими обобщениями,
объясняющие качественную специфику развития и функционирования многообразия
социальных явлений. Каждая специальная социологическая теория имеет свой объект
и предмет исследования, свой подход к изучению этого предмета.
Становление и формирование
самостоятельной социологической дисциплины, специальной теории означает:
- открытие, формулирование
специфических закономерностей развития и функционирования группы однородных
явлений и процессов;
- открытие социальных
механизмов функционирования этих явлений и процессов;
- выработку для изучаемого
объекта (явления, процесса, группы и так далее) своей системы
категориально-понятийного аппарата, такой системы, которая не противоречит
закономерностям развития и функционирования объекта как части целого[7, с.72].
Специальные теории
характеризуются высоким уровнем абстракции и позволяют рассмотреть один и тот
же объект, ту или иную социальную общность под определённым углом зрения,
выделить тот или иной интересующий социолога «срез» изучаемого объекта, его
«уровень», «сторону»[6, с.92].
Для специальных
социологических дисциплин характерно:
а) установление объективных
взаимосвязей изучаемой предметной области с целостностью общественной системы в
прошлом, настоящем и будущем;
б) выявление специфических,
характерных для данной предметной области внутренних связей и закономерностей.
Самостоятельным дисциплинам
присущи широкие междисциплинарные связи с другими отраслями обществознания и
другими науками. Они ориентированы на управление и планирование социальных
процессов, как правило, в краткосрочной перспективе и в специальных, частных
областях общественной жизни. Социология группового поведения, социальной
мобильности, социология семьи, политики, спорта, труда, экономики и так далее –
каждая из выделенных разновидностей социологического знания имеет свой
собственный слой теоретического и эмпирического исследования. Поэтому каждая
дисциплина имеет свою теоретическую базу и свой эмпирический материал,
соответствующий определённому региону, собранный и обработанный по определённой
методике.
Таким образом,
самостоятельная социологическая дисциплина – это концепция, объясняющая
функционирование и развитие частных социальных процессов; область
социологического знания, имеющая своим предметом исследование относительно
самостоятельных сфер социальной жизни отдельных видов социальной деятельности и
социальных общностей, закономерности их развития и функционирования.
1.2
Предмет,
объект и категориальный аппарат социологии
политики
Для социологии политики как
самостоятельная социологическая дисциплина имеет свой предмет, объект и
понятийно-категориальный аппарат. Для социологии политики характерна
направленность на изучение власти, анализ политических процессов с позиций их
восприятия и отражения в сознании и поведении людей. Этот подход Ж. Т. Тощенко
в «Политической социологии» выразила следующим образом: то, насколько глубоко,
серьёзно, основательно воспринимают люди политические процессы, как они
относятся к ним и насколько намерены содействовать или противостоять им, -
придаёт социологии политики качественную определённость и отличает её от других
политических наук.
Объект социологии политики
представлен политической жизнью гражданского общества, которое определяется как
совокупность определённым образом организованных исторически сложившихся форм и
ценностей совместной жизнедеятельности, которые созданы и функционируют на
основе свободного волеизъявления и которыми люди руководствуются во всех сферах
общественной жизни[10, с.12]. Политическая социология раскрывает отношение
общества к государству и институтам распределения и формирования власти,
которое проявляется прежде всего в направленности политического сознания и
политического поведения людей. Политическая социология призвана ответить на
вопрос, как осознаются индивидуумом, социальными группами и слоями, партиями и
общественными организациями существующая политическая реальность, властные
отношения, политические права и свободы. Это даёт основание представить, как
гражданское общество соотносится и взаимодействует с политическими институтами
и структурами.
Предметом политической социологии у
Тощенко выступает политическое сознание и поведение личности как субъекта
политической жизни. Являясь элементом группы, слоя или этнической общности,
личность в то же время представляет собой самостоятельный феномен, который в
зависимости от конкретных обстоятельств включается в политическую
деятельность, олицетворяет ту или иную степень воплощения политической свободы
данного общества. Каждый человек – субъект политических отношений, и любое
отстранение людей от участия в политической жизни чревато серьёзными
последствиями.
А.Н. Елсуков называет
предметом социологии политики исследование социальных механизмов власти и
влияния в обществе на различных этапах его развития и в разных формах его
функционирования. При этом в состав социального механизма включаются как
деятельностные моменты, обеспечивающие достижение политических целей, так и
естественные, определяющие характер политического процесса, таким образом,
многообразие социальных механизмов, благодаря которым обеспечивается
формирование и функционирование динамичного, но вместе с тем устойчивого
политического порядка, является тем специфическим признаком, благодаря которому
предмет социологии политики выделяется из предмета политологии и отличается от
предметов других политологических дисциплин[8, c.322].
Итак, содержание политической
социологии представляет исследование процессов реализации интересов людей,
политических партий и объединений, классов, наций, социальных групп,
добровольных организаций по сознательному использованию ими власти,
удовлетворению их политических интересов. Социология политики изучает властные
отношения, которые всегда направлены на защиту определённых политических сил,
закрепление и развитие достигнутых ими завоеваний, на создание новых
предпосылок для дальнейшего упрочения их положения, достижения ими подчинения
или консенсуса.
Таким образом, предметом
политической социологии выступают политическое сознание и политическое
поведение людей, воплощающееся в деятельности государственных и общественных
институтов и организаций, а также в механизмах их воздействия на процесс
функционирования власти в конкретных социально-исторических условиях.
Категориальный аппарат социологии политики
объединяет понятия власти, политической системы, политической деятельности,
политического поведения, политического сознания культуры личности как субъекта
политической жизни.
Ядром политики в целом
является борьба за завоевание, удержание и использование власти. Отсюда власть
– ключевая категория в политической социологии. Это первооснова, суть
политических отношений, важнейшее конституирующие качество политики.
Политическая власть есть реальная способность социальных сил реализовать свои
специфические объективные интересы, проводить свою волю в политике и правовых
нормах. [9, с.12]. Власть даёт возможность
конкурирующим социальнвм группам распределять ценности, блага в соответствии с
весомостью их влияния.
Категория «политическая
система», наряду с категорией «власть» занимает центральное место в
политической социологии. В самом широком смысле политическая система
представляет собой совокупность отношений по поводу участия в политической
власти; это особая реальность, которая качественно отличается от других систем
общества и развивается в соответствии с собственной логикой. Существование
политической системы невозможно без наличия и функционирования в её составе
определённых компонентов. Прежде всего это политическое сообщество –
совокупность людей, стоящих на разных ступенях политической иерархии, но
связанных вместе определённой политической культурой, знаниями о политике,
историей страны, традициями и ценностными ориентациями, а также чувствами в
отношении политической системы и целей правления. Второй необходимый компонент
– должностные лица, решения которых признаются политическим сообществом как
обязательные. Третий компонент – правовые нормы и нормы политической этики,
которые регулируют работу системы, методы, способы осуществления политической
власти. Территория, четвёртый компонент политической системы, выполняет
связующую роль и имеет определённые границы.
Политическая система обладает
определённой структурой – устойчивыми элементами и устойчивыми связями
между этими элементами. Политически структуры включают в себя различные
организации, как собственно политические – государство, политические партии,
так и не политического характера, которые могут преследовать серьёзные
политические интересы, например, профсоюзы, объединения предпринимателей,
церковь и другие.
Главным же для социологии
политики становится исследование личности как субъекта политической жизни.
Являясь структурным элементом класса и нации, личность в то же время, в
зависимости от конкретных обстоятельств, самостоятельно «включается» в
политическую деятельность, олицетворяя ту или иную степень воплощения
политических отношений любого общества[8, с.319]. Политическая деятельность
- сознательное и добровольное вмешательство отдельного человека или группы в
отношения власти и подчинения данной системы с целью приспособления её к своим
интересам, идеалам и ценностям. Политические отношения – важный акцент
изучения политической социологии. Это взаимодействие субъектов политики и власти,
при котором происходит их объединение или разобщение, обмен информацией,
знаниями, влиянием, передача волевых побуждений от одного субъекта другому[9,
с.435]. Восприятие субъектом той части окружающей его действительности, которая
связана с политикой и в которую включён он сам, а также связанные с ней
действия и состояния составляют политическое сознание личности.
Страницы: 1, 2, 3
|