Общеизвестно, что ни один другой народ древности не уделял столь
пристального внимания загробному миру, как египтяне, для которых смерть была
естественным продолжением жизни. И возвышению культа Осириса как раз и
способствовала вера египтян в особую божественную силу царя, вера в то, что от его
земного благополучия и загробного блаженства зависит судьба страны.
«С усилением власти фараона даже бог приобретает черты земного владыки:
подобно фараону, он передавал власть своим детям по наследству, носил титул
правителя Верхнего и Нижнего Египта; словно фараон, он обрушивал гнев свой на
непокорных своей власти»[11].
Кульминацией или апогеем воплощения неограниченной царской власти времен
Ш – 1V династий явилось
строительство грандиозных усыпальниц – пирамид фараонов Джосера, Снофру, Хуфу,
Хафра, Менкаура, которые до сих пор остаются символами абсолютного могущества
их владельцев.
2. V династия. Возвышение бога
Ра.
Египетский бог солнца, наиболее широко известный как Ра, всегда был
важным божеством. Считался «богом солнца, странствующим в ладье по небосклону,
создателем богов и людей»[12].
Центром его культа был город Иуну (Гелиополь). Но во времена правления V династии «случилось нечто, так
возвысившее его, что он сделался верховным богом Египта»[13]. Со времени V династии культ Ра получает
официальное признание и имя Ра становится теперь составляющей частью титулатуры
египетских царей.
Что же это «нечто», так возвысившее солнечного бога?
Б. Мертц называет это «религиозным переворотом, скорее всего
организованным при помощи хитрых махинаций группы ловких жрецов»[14]. Однако, как известно, все
имеет свои причины. Какова же причина этого переворота? Существует популярная
сказка, которая дает нам аллегорическую версию триумфов Ра. Эта сказка –
«История Хуфу и чародеев». Она состоит из нескольких частей и в третьей,
заключительной части, рассказанной от имени принца Дедефера, повествуется о
том, что Мудрец по имени Джеди предсказывает рождение детей, которые затем
станут царями Египта. «Сейчас они во чреве жены одного из жрецов Ра, но отец их
не кто иной, как сам солнечный бог»[15].
Сказка не оставляет сомнений, что будущие цари – это правители V династии. Очевидно, что цари V династии были из другой семьи, нежели их
предшественники, и, скорее всего, скромного происхождения. Родом они, вероятно,
были из Гелиополя, где издавна существовал культ бога Ра, и вдвойне вероятно
то, что смена одной династии другой произошла насильственным путем. Огромная
централизация власти при фараонах IV династии (все высшие должности находились в руках родственников
фараона), усиление эксплуатации населения – все это не могло не вызвать
недовольства как номовой знати, так и простого народа и привело, в конце
концов, к насильственной смене царя. Внешне же это, как мы видим, проявилось в
установлении культа солнечного бога Ра как общегосударственного.
С воцарением V династии царь, не
переставая восприниматься в качестве живого Гора, стал одновременно
рассматриваться и как сын Ра. Святостью своей личности он словно наследовал
власть богов над Египтом, что, по тогдашним меркам, было равнозначно власти над
всем миром.[16]
Правление VI династии знаменовало собой
начало ослабления централизованной власти и общего упадка. Последние правители
– Мернера, Пепи II – были, видимо, слабыми
администраторами, что способствовало сосредоточению власти на местах, в
отдельных номах. Некогда могучий Египет распадается на множество
самостоятельных княжеств.
Вывод: В
начале эпохи Древнего царства, в период усиления централизации царской власти,
одним из главнейших общегосударственных культов стал культ Осириса – царя
загробного мира, который должен был обеспечивать блаженство фараона в загробной
жизни, от которой, в свою очередь, по мнению египтян, зависело благополучие
страны. Но во второй половине эпохи, когда к власти приходят правители родом из
Гелиополя, общегосударственным становится культ местного солнечного бога Ра, а
фараон провозглашается его «сыном по плоти», чем обосновывается его
божественная сущность.
Первый переходный период (2180 – 2134 гг. до н.э.).
Этот период был периодом смут, социального хаоса и бедствий. «Земля
повернулась подобно колесу горшечника» и «Я покажу тебе сына как злодея, брата
как врага, и человека, убивающего своего отца. Мужчины возьмут оружие войны.
Страна будет жить в запустении»[17]
- эти цитаты взяты из двух великих жалоб, составленных пророками Ипусером и
Неферти. Насилие всех видов сделалось обычным делом, грабители нападали на
мертвых и живых. Возникла острая необходимость восстановления прежнего порядка.
Борьба за это опять разгорелась и на Севере, и на Юге. Около 2150 г. до
н.э. в Фаюмском великом оазисе к югу от Дельты (т.е на севере страны) в городе
Гераклеополе могущественная семья захватила контроль и установила порядок на
собственной территории. Кроме того, властители Гераклеополя вскоре заключили
союз с другим благородным семейством, правившим в Ассиуте, в Среднем Египте.
Вместе они установили контроль над значительной частью страны и сообщали:
«Каждый чиновник был на своем месте, и никто не сражался. Не мучили ни ребенка
рядом с его матерью, ни горожанина рядом с его женой»[18]. Ахтой, номарх Гераклеополя,
установивший порядок на подвластной ему территории, стал основателем IX и X династий, все цари которых стали считать своим покровителем гераклеопольского
бога Херишефа.
Глава 4. Среднее царство (2134 -1786 гг.). XI и XII династии. Появление великого Амона
–Ра.
Гераклеополь в период X династии
был самым сильным из всех городов – государств разделенной страны и, казалось,
был на пути к тому, чтобы возглавить новое объединение. В искусстве и военной
мощи он опережал своих современников, в литературе он дал произведения
исключительно высокого качества. Однако – еще раз – завоеватель пришел с Юга.
Вокруг города Фивы, расположенного в 450 милях к югу от Мемфиса,
сплотились южные номы, не признавшие власть Гераклеополя. Между этими номами
разгорелась ожесточенная борьба за власть. Какое-то время, благодаря союзу с
Ассиутом, правители Гераклеополя сдерживали агрессивный напор Фив.
Но с приходом к власти в Фивах нового правителя – Ментухотепа, который
считался величайшим воителем, победа оказалась на стороне Фив. Жители этой
местности поклонялись своему фиванскому богу Амону (местный вариант бога
плодородия Мина). Со времени XI
династии (основателем которой явился Ментухотеп) Амон начинает отождествляться
с богом солнца Ра и становится Амоном-Ра. С этого времени и начинается его
возвышение, закончившееся тем, что культ его позднее был возведен в ранг
государственной религии. Сам он станет универсальным богом, стоящим во главе
всего египетского пантеона.
Преемником Ментухотепа и основателем XII династии стал фараон Аменемхет. Первым делом он перенес столицу из
Мемфиса на север страны. Она называлась Иттауи («Владение Двумя Землями») и
находилась к северу от Фаюма[19].
Однако даже такой перенос не мог теперь нанести удара по престижу великого
Амона-Ра, хотя П. Монтэ и награждает Амона эпитетом «выскочки среди древних
египетских богов». «Он обосновался в Фивах, когда давно уже началась
династическая эпоха. Египтяне дали ему в супруги Мут и сделали Хонсу его сыном,
потому что как-то неудобно самому могущественному богу быть без семьи»[20].
Несмотря на значительные успехи в экономике (крупнейшие ирригационные
работы в Фаюмском оазисе, в Дельте, освоение нового металла – бронзы), в
сельском хозяйстве (появление новых орудий труда, новых пород
сельскохозяйственных животных) и успешные завоевательные походы ( в Нубию),
напряженность между центральной властью фараона и номовой знатью снова
обострилась.
Народные массы были недовольны усиливавшимся гнетом, - все это в
результате привело к ослаблению Египта в конце Среднего царства, чем и
воспользовались племена гиксосов.
Вывод:
появление на вершине египетского пантеона великого Амона-Ра опять показало, на
чьей стороне сила – на этот раз она оказалась на стороне правителей Фив (одним
из местных богов которых Амон и являлся), которые в результате ожесточенных
войн за объединение и власть над страной стали победителями и основали новую
династию.
Второй переходный период (1785 – 1571 гг. до н.э.)
Слово «гиксосы» образовано из двух египетских слов, которые означают
«правители чужих стран». «Чужие страны» были, вероятно, странами Юго-Западной
Азии. Гиксосы, судя по всему, представляли собой сложный конгломерат множества
различных племен и этнических групп[21].
Использовав ослабление Египта в конце Среднего царства, пришельцы оккупировали
всю Дельту, а затем распространили свою власть и в Верхнем Египте. Египет стал
частью обширного гиксосского государства. Правители гиксосов образовали XV и XVI (условно) династии. Правителей XV династии было шестеро, и правили они более столетия. В одном из
египетских царских списков каждому из этой шестерки присвоен титул «правителя
чужих стран». Власть их распространялась по меньшей мере на Средний Египет, а
одно время и на всю страну. «Правители гиксосов быстро и всесторонне
ассимилировались в египетской культуре, включая иероглифическое письмо,
египетский царский титул и поклонение старым богам. В особенности они почитали
Сета, врага Осириса. Это можно объяснить сходством Сета с одним из их
собственных богов»[22].
Здесь нужно сказать о том, что бог Сет издавна считался покровителем Дельты и
северных земель вообще. Роль злодея, убийцы и предателя – лишь одна из его
ипостасей.
По другим представлениям, восходящим к глубокой древности, он «играл роль
могучего бога – воителя, который помогал Ра и боролся с его врагом, змеем
Апопом. Эти две взаимоисключающие традиции просуществовали до поздних периодов
египетской истории»[23].
Однако отождествление Сета с богом гиксосов способствовало его дурной славе, и
в дальнейшем всё более получали перевес представления о Сете как о боге,
олицетворяющим злое начало.
Борьбу с завоевателями возглавили правители Фив, где, как уже говорилось,
находился центр культа бога Амона-Ра. «Было очевидно какое-то особое качество в
воздухе южных областей, сосредоточенных вокруг Фив, склонявшее южан к непокорности»[24]. Честь окончательного изгнания
гиксосов из страны принадлежит царю XVIII династии Яхмосу I, который взял последний
оплот гиксосов в Египте – крепость Аварис, а затем преследовал бегущее
вражеское войско до Шарухена в Южной Палестине и там дал другую великую битву
после трехлетней осады.
Изгнание гиксосов положило начало эпохе Нового царства и возрождению
египетской государственности.
Глава 5. Новое царство (Империя) (1570 – 1075 гг. до н.э.). XVIII династия.
1. Амон на пике своей славы.
Сын Яхмоса I носил имя, которое XVIII династия сделала знаменитым –
Аменхотеп. Как подобное династическое имя Среднего царства – Аменемхет – оно
воздавало честь богу-правителю Фив. Но новые правители не стали переносить
столицу на север, как раньше. Столицей Египта становятся Фивы. С этого времени
начинается их небывалый подъем и расцвет и дальнейшее неслыханное возвышение
великого бога Амона.
В этот период ни один город в Древнем Египте не мог сравниться с Фивами
по грандиозности и величию архитектурных сооружений. Сооружения эти, конечно
же, носили культовый характер и посвящались великому Амону-Ра. Наиболее
совершенным воплощением культового ансамбля стали знаменитые фиванские храмы
Ипет-Рес и Ипет-Сут, посвященные Амону. Сегодня они известны как храмы в
Луксоре и Карнаке. Грандиозность этих сооружений показывает нам, какое высокое
положение занимал теперь Амон в божественной иерархии. Все цари ХVШ династии обосновывали свою
божественную сущность происхождением от Амона. Так,знаменитая Хатшепсут, первая
и последняя женщина-фараон, правившая вместо своего пасынка и племянника
Тутмоса Ш, конечно же должна была иметь помощь могущественных организованных
сил.В ее случае это было фиванское жречество во главе с первосвященником Амона
по имени Хабусонеб. На стенах храма в Дейр-эль-Бахри сохранились рельефы,
описывающие процесс посещения богом Амоном матери Хатшепсут царицы Яхмос в ее
спальне. От этого союза и родилась царица (или царь, как она себя именовала)
Хатшепсут.
«Вышел царь богов Амон-Ра из своего храма, говоря: Добро пожаловать, моя
любезная дочь, моя любимица, царь Верхнего и Нижнего Египта, Мааткаре,
Хатшепсут. Ты царь,принимающий во владение две земли» - такие слова
обосновывали не только ее божественное происхождение, но и право носить титул
фараона.( Титул «царица» у египтян означал всего лишь «жена царя»)[25].
Хатшепсут не была великой завоевательницей: она строила великолепные здания,
сильно расширив храм Амона в Карнаке, возводила обелиски, осуществила торговую
миссию в далекую страну Пунт (территория нынешнего Сомали). И все это –
экспедиция, обелиски и другие предприятия – были во славу Амона: «Я сделала это
от сердца, любящего моего отца Амона».
Когда после долгого правления Хатшепсут (более двадцати лет) трон занял
законный наследник Тутмос Ш, он позаботился о том, чтобы имя ненавистной
узурпаторши было стерто с лица земли. Последовало тотальное разрушение всего, к
чему Хатшепсут когда-либо прикасалась. Казалось бы, Тутмос Ш должен был
отказаться от всего, что когда-то было дорого ей, в том числе и от бога Амона.
Но этого не произошло: Тутмос Ш также почитал этого великого бога. Придя к
власти, он повелел распространить красноречивую историю о том, как подростком
служил в храме Амона в качестве жреца. Однажды во время праздника процессия
проносила ковчег бога через зал храма в Карнаке. Вдруг ковчег поднялся в воздух
и остановился перед юным жрецом. «После этого, - говорит Тутмос, - бог открыл
для меня врата небес, и я взлетел в небо»[26].
Таким образом, сам бог короновал его. Тутмос также становится сыном Амона, и
впоследствии этот великий завоеватель не раз приносил такие клятвы: «Клянусь
любовью Ра, похвалой отца моего Амона».
Тутмос Ш действительно был талантливым полководцем. За время его
правления границы Египта в результате завоевательных походов были значительно
расширены - на севере до города Кархемиш в излучине Евфрата, на юге вплоть до
четвертого нильского порога. Египет находился на вершине своего могущества.
Нубия вливала в казну Египта фантастическое количество золота. Тутмос
самолично объезжал с инспекцией все свои огромные владения, осматривал каналы,
города и урожаи. Изменения, происшедшие при нем в Египте, затронули все стороны
жизни общества. Сильно видоизменяется армия, которая перестает быть
любительской. Другим результатом было влияние громадных богатств, притекавших в
Египет с севера и юга. Львиная доля этих фантастических богатств оседала в
храмах великого государственного бога Амона. Фараоны-завоеватели шли в битву
под эгидой Амона-Ра, свои победы они приписывали его покровительству и
вознаграждали его за это.
А чем богаче становился Амон, тем больше возрастала его власть, то есть
власть высшего жречества. Фиванское жречество, пользуясь своим влиянием,
пыталось воздействовать на политику фараонов.
Конец правления ХVШ династии характеризуется
нарастанием противоречий. Усиление политического влияния фиванского жречества
вызывало недовольство других господствующих слоев, особенно служилой знати,
возглавляемой фараоном.
2.Падение и возвышение Амона. Фараон, «Угодный Атону».
Фараон Эхнатон родился в 1370 г. до н.э[27].
(есть и другие даты) и получил имя своего отца – Аменхотеп («Амон доволен»).
«Амон имел причины быть довольным. Его жрецы контролировали, вероятно,
богатейшее религиозно-культовое объединение во всем Египте.» Возможно, первое
время он правил вместе со своим отцом, Аменхотепом Ш, но затем сделался
единоличным правителем. На шестой год его правления разразился кризис,
средоточием которого был новый верховный бог Атон.
Выдвигаются различные версии о причинах религиозного переворота. Есть и
достаточно фантастические, объясняющие смену культа извержением вулкана на
острове Санторин, пепел от которого достиг неба Египта[28] (хотя известно, что это
извержение датируется 1520 годом до н.э.). Другие видят в поступке Эхнатона
искренность и чистосердечие в принятии новой веры. Третьи – влияние его супруги
Нефертити или матери царицы Ти. Обычно же политическую причину этого переворота
видят в конфликте между фараоном и фиванской жреческой верхушкой и стремлении
фараона укрепить собственную власть.
Так или иначе, фараон меняет имя с Аменхотепа на Эхнатон («Угодный
Атону») и, чтобы окончательно порвать со старыми богами, переносит свою
столицу. Фивы были домом ненавистного Амона. Эхнатон построил в трехстах милях
от Фив новый город солнечного диска Ахетатон («Горизонт Атона») (ныне Амарна) и
поклялся никогда не покидать его границ. По его приказу в египетских надписях
делаются попытки уничтожить не только имена старых богов, но и само слово
«бог». Все многочисленные старые культы были запрещены.
Кто же такой был Атон? В ранние додинастические времена слово атон использовалось
применительно к орбите Солнца, позднее Атон стал солнечным богом
второстепенного плана. В эпоху Эхнатона Атон стал изображаться в виде
солнечного диска, лучи которого заканчивались человеческими руками, держащими
«анх» - символический знак слова «жизнь» - крест с петлей наверху. Бог Атон
имел титул фараона и носил царский змеиный урей. Отныне в мире правят два царя:
Солнце – Атон и его сын Эхнатон.
Было ли поклонение Атону попыткой уничтожить многобожие, т.е. истинным
монотеизмом? «Некоторые ученые это отрицают и называют атонизм хенотеизмом
– поклонением одному богу, не отрицающим существование других»[29]. Сама же Б. Мертц видит больше
аргументов в пользу его монотеизма[30].
Атон был действительно по-настоящему солнечным богом. Все искусство амарнского
периода проникнуто духом любви фараона к своей супруге и шести дочерям . Храмы
строятся с большими открытыми дворами. Особняки вельмож были окружены садами и
бассейнами.
Однако в Фивах зрела оппозиция. В первую очередь это, конечно, ,лишенное
своих богатств и привилегий местное жречество и связанная с ним номовая знать.
Но и у простых египтян, сбитых с толку новыми порядками, религиозная реформа не
нашла поддержки. Поэтому культ Атона не продержался долго. После смерти
Эхнатона в Эль-Амарне его преемником становится юный Тутанхатон, муж его дочери
Анхесенамон и, возможно, его сын. После трехлетнего пребывания в Ахетатоне он
внезапно переносит двор обратно в Фивы, меняет имя на Тутанхамон и начинает
восстанавливать культ Амона. Амон снова мог быть доволен.
Позднее имя Эхнатона и его бога были стерты из надписей, самого фараона
называли на иначе как «преступник из Ахетатона». Амон-Ра возвратил себе место
царя богов. Но имя Эхнатона как первого царя-реформатора ничто не могло стереть
из памяти люде й: «Он еще существует в памяти, будоража воображение
всех, кто знает о нем»[31].
Вывод:
небывалые успехи завоевательных походов фараонов ХVШ династии привели к расширению
границ Египта и притоку богатств из завоеванных областей, оседавших, большей
частью, в храмах Амона в Фивах. Это способствовало возрастанию власти Амона,
т.е. власти фиванского жречества.
Такое усиление привело к кризису, выразившемуся в религиозной реформе
фараона Эхнатона , в правление которого единственным верховным богом становится
бог солнечного диска Атон.
Заключение
В данном реферате в хронологических рамках от протодинастического периода
до правления фараона Эхнатона в эпоху Нового царства была проанализирована
последовательная смена религиозных культов, а также определены причины, каждый
раз стоявшие за этой сменой. Было определено, что предпосылкой, создавшей саму
возможность появления на верхушке пантеона одних богов и падение других,
явилось многобожие (политеизм) древнеегипетской религии.
В каждой области и каждом номе существовал свой верховный бог. В
зависимости от того, из какого города или нома происходила правящая на данном
этапе династия, главное божество этой области становилось верховным. Это видно
на примере возвышения фиванского бога Амона в период XI династии, когда к власти пришли правители из
Фив, объединившие страну. Важную роль в возвышении того или иного божества
играло местное жречество, для которого было очень важно создать свои
мифологические сюжеты вокруг локального культа или включить их в уже ставший
популярным цикл легенд о великих богах.
Важно отметить и то, что когда египетское государство было стабильным и
процветающим, положение верховного бога казалось незыблемым (как, например,
культ Гора в раннединастический период или культ Амона в начале Нового
царства). Но как только наступал период разброда, междоусобиц или распада
единого государства, верховный бог терял свою власть так же, как и правители
страны.
Например, с началом V династии,
захватившей власть, вероятно, насильственным путем, и происходившей из
Гелиополя, концепция о Горе как о верховном боге была отодвинута на второй план
представлением о том, что верховным богом является Солнце, Ра, и что царь –
просто сын Ра. Когда в Первый переходный период власть сосредоточилась в руках
гераклеопольского номарха, покровителем царей стал местный гераклеопольский бог
Херишеф.
Чаще всего смена культов имела экономические причины и объяснялась
экономической ситуацией в стране. Но религиозная реформа Эхнатона имела
политические корни и явилась результатом открытого конфликта фараона и
жреческой верхушки.
Таким образом, как мы видим, мир, экономическая и политическая
стабильность обеспечивали устойчивое положение верхушки египетского пантеона; поколебать
его смогли лишь междоусобные войны, внешний враг, внутриполитические конфликты
и экономическая неустойчивость.
Список литературы.
1. Я. Липинская, М. Марциняк.
Мифология Древнего Египта. Москва, Искусство, 1983.
2. М. Э. Матье. Древнеегипетские
мифы. Москва – Ленинград, Издательство Академии Наук СССР, 1956.
3. Б. Мертц. Древний Египет:
храмы, гробницы, иероглифы. Москва, Центрполиграф, 2002.
4.
П. Монтэ.
Египет Рамсесов. Смоленск, Русич, 2002.
[1] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва,
Искусство, 1983. Стр .28.
[2] Там же, стр. 17.
[3] Там же, стр. 25.
[4] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва,
Искусство. 1983. Стр. 15.
[5] Там же, стр. 18.
[6] Барбара Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 37.
[7] Липинская Я., Марциняк М. Мифология ДревнегоЕгипта. Москва, Искусство,
1983. Стр. 207.
[8] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 41.
[9] Там же, стр. 63.
[10] М. Матье. Древнеегипетские мифы. Изд. Академии Наук СССР. 1956. Стр.
7.
[11] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва,
Искусство. 1983. Стр. 190.
[12] Липинская Я., Марциняк М. Мифология Древнего Египта. Москва,
Искусство. 1983. Стр. 211
[13] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 96
[14] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 96.
[15] Там же, стр. 98.
[16] Я. Липинская, М. Марциняк. Мифология Древнего Египта. Москва.
Искусство. 1983. Стр. 116.
[17]Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр.119.
[18] Там же, стр.123.
[19] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр.133.
[20] П. Монтэ. Египет Рамсесов. Смоленск, Русич. 2002. Стр. 341.
[21] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 159.
[22] Там же, стр. 158.
[23] Я. Липинская, М. Марциняк. Мифология Древнего Египта. Москва,
Искусство. 1983. Стр. 203.
[24] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 160.
[25] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 176.
[26] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 192.
[27] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 242.
[28] «Загадка культа Атона». «Наука и религия». 1990. № 3.
[29] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 249.
[30] Там же, стр. 251.
[31] Б. Мертц. Древний Египет. Москва, Центрполиграф. 2002. Стр. 277.
Страницы: 1, 2
|