Европейский суд по правам человека. Порядок обращения, структура и юрисдикция
Курсовая работа
Европейский суд по правам
человека.
Порядок обращения, структура
и юрисдикция
МОСКВА 1999
г.
СОДЕРЖАНИЕ:
Введение. Европейский суд по правам человека как субъект европейского
права.......................................
Глава 1. Совет Европы и его организации................................................................................................................
Глава 2. Европейская конвенция о защите прав
человека и основных свобод................................................
Глава 3. Европейский Суд по правам человека.......................................................................................................
3.1. Организационная структура.................................................................................................................................
3.2. Порядок обращения в Европейский суд по
правам человека....................................................................
3.3. Механизм функционирования Суда.................................................................................................................
Заключение. Универсальные принципы интерпретации
в защиту прав человека.......................................
Литература:....................................................................................................................................................................
Введение. Европейский суд по правам человека как субъект европейского права
#G0ЕвроЕЕвропейское право как упорядоченная #M12291 841500355система правовых#S норм — результат многовекового развития
национальных правовых систем Европы, сформировавшихся в процессе #M12291 841500121правотворчества#S национальных и европейских представительных, #M12291 841500795исполнительных#S и #M12291 841500473судебных
органов власти#S. В настоящей работе
рассматривается один из центральных институтов Европейского права,
консолидирующий в своей деятельности формальные структуры европейских
государств.
Наиболее
распространенным является понимание Европейского права как права Европейского
Союза (ЕС) (до 1992 г. права Европейского Сообщества или коммунитарного права),
развивающегося в связи с интеграцией экономики и политики европейского
континента в середине ХХ в. Термин "коммунитарное право" имеет
французское происхождение (communaute — «сообщество»). Коммунитарное право —
это квинтэссенция #M12291 841500205правовых
норм#S стран Западной Европы в том смысле
слова, что общие для всех государств Европейского Союза #M12291 841500205правовые нормы#S
могли быть сформулированы лишь на зрелом этапе развития национальных правовых
систем на основе глубоких сравнительно-правовых исследований отраслей и
институтов #M12291 841500242права отдельных
государств#S, а также конвергенции различных
(а зачастую, прямо противоположных) моделей #M12291
841501171решения#S правовых проблем.
Институты ЕС
#M12291 841502299Европейский Парламент#S, Совет Министров, Европейский Совет, Европейский
Суд по правам человека, #M12291 841500517Счетная
палата#S, а также некоторые другие органы.
Все страны члены ЕС представлены #M12291 841501598главами
правительств#S в его руководящем органе — Европейском
Совете. В рамках этого органа, собирающегося не реже 2 раз в год, принимаются
наиболее важные решения.
Существует
несколько точек зрения на правовую природу ЕС:
1) ЕС
классическая межгосударственная (#M12291 841502242международная)
организация#S, хотя и обладающая #M12291 841502481определенными#S особенностями. Совет Министров ЕС основной
орган, наделенный правотворческой #M12291 841500910компетенцией#S, и его инфраструктурное подразделение в лице
Комитета постоянных представителей типичный представительный орган, как в
традиционных международных организациях. Черты международной организации
заметны в наличии общих институтов, не именуемых государственными;
2) ЕС
наднациональная организация, поскольку его задача заключается в #M12291 841501696унификации#S территорий, населения и экономик государств-членов. С этой
целью он наделяется полномочиями, аналогичными государственным, и использует их
на территории государств-членов и в отношении их граждан. В определенной мере
это влияет на структуру международного сообщества и ведет к пересмотру
традиционных взглядов на суверенитет. Среди объединений государств могут
образовываться новые политические структуры, которые вышли из зоны традиционных
межгосударственных отношений, но еще не вошли в зону государственных отношений;
3) К ЕС
неприменимы критерии, относящиеся к международным (межгосударственным)
организациям, так как он обладает совершенно иной правовой природой, является
новым видом международных организаций. Термин "наднациональность"
появился как концентрированное выражение федералистских устремлений
"отцов" западноевропейской интеграции Ж. Моне и Р. Шумана. В
официальных #M12291 841502272документах#S он использовался со времени разработки Договора
об учреждении ЕОУС 1951 г., хотя в тексте Договора не содержится определения
понятия "наднациональность". Упоминается он и в Договоре о создании
Европейского оборонительного сообщества 1952 г. Распространено мнение, что
главным критерием при квалификации международной организации в качестве
наднациональной служит передача ей государствами-членами суверенитета в
определенной области. Термин "наднациональность" редко используется:
деятельность ЕС, хотя и принимает все более институциональный характер, все же
часто осуществляется путем межгосударственного сотрудничества. При принятии
юридических актов элементы наднациональности проявлялись более ярко, чем в
деятельности других международных организаций.
Институт
Европейского суда по правам человека является одним из выражений правовой
природы ЕС.
Совет Европы многие называют
хранителем европейского наследия в области прав человека. Гарантирует же
соблюдение их прежде всего европейские организации, как Европейский Суд по
правам человека.
История возникновения
Европейского суда по правам человека неразрывно связана с историей самого
Совета Европы, который был основан в 1949 году как европейская организация
межправительственного и парламентского сотрудничества. Его цель
— достижение большего единства между его членами во имя защиты и
осуществления идеалов и принципов, являющихся их общим наследием, и содействие
их экономическому и социальному прогрессу (ст. 1 Устава). В настоящее время его
членами являются тридцать четыре государства. Заявки на вступление подали еще
семь государств: страны Центральной и Восточной Европы.
Уставными принципами Совета
Европы являются плюралистическая демократия, уважение прав человека и
верховенство права. Его члены признают принципы верховенства права и предоставления
всем лицам, находящимся под их юрисдикцией, прав человека и основных свобод
(ст. 3 Устава).
Структура организации
соответствует демократическим институтам государств-членов: в нее входят
Комитет министров, состоящий из министров иностранных дел всех государств-членов,
и Парламентская Ассамблея, в состав которой входят делегации парламентариев,
назначаемые парламентом каждой страны. Эти два органа обслуживает Секретариат
Совета Европы; он работает под руководством генерального секретаря, избираемого
Ассамблеей[1].
Комитет министров, проводящий
заседания на уровне министров не менее двух раз в год, а в остальное время
работающий на уровне постоянных представителей государств-членов, создает
условия для политического диалога на министерском и других уровнях по вопросам
развития европейского сотрудничества с учетом принципов Организации. Он
организует межправительственное сотрудничество в тех областях, в которых действует
Совет.
В своей работе Комитет министров
руководствуется прежде всего европейскими конвенциями и соглашениями, а также
рекомендациями, адресованными государствам-членам. Его решения готовят комитеты
правительственных экспертов и других специалистов, что создает широкие рамки
для контактов, обменов мнениями и дискуссий. Конференции, в которых принимают
участие министры определенной специализации, служат форумами для политического
диалога по конкретным сферам деятельности.
Парламентская Ассамблея служит
политическим форумом для публичных прений и для выдвижения инициатив,
призванных содействовать европейскому сотрудничеству. Она придает такому
сотрудничеству демократическую легитимность.
Хотя Ассамблея является
консультативным органом и не имеет законодательных полномочий, она является
важной движущей силой для Совета Европы. Рекомендации, которые она дает
Комитету министров, оказываются отправной точкой для действий во многих
ключевых областях работы Совета Европы.
В 1989 году Парламентская
Ассамблея учредила статус специально приглашенного, с тем чтобы установить
более тесные связи с парламентами стран Центральной и Восточной Европы. По
состоянию на март 1995 года статусом специально приглашенных пользовались
восемь государств, и еще три обратились с просьбой о его предоставлении[2].
Законченность структуре Совета
Европы придает Конгресс местных и региональных органов власти Европы (КМРОЕ)
— полупарламентский орган, состоящий из национальных делегаций избранных
представителей местного и регионального уровней. Его цель — позволить
избранным представителям местного и регионального уровней свести воедино свой
опыт и выразить свои мнения и интересы, связанные с европейским
сотрудничеством.
Во всех областях Совет Европы
тесно сотрудничает с неправительственными организациями, работу которых он
считает важнейшей составной частью демократического процесса.
Согласно Уставу Совета Европы,
свобода личности, политическая свобода и верховенство права, которым привержены
государства-члены, лежат в основе "любой истинной демократии". Это
означает, что с разумными интервалами, на основе всеобщего и тайного
голосования должны проводиться плюралистические выборы в парламент, который
должен пользоваться широкими полномочиями и иметь в своем составе
представителей политических партий; они, в свою очередь, должны иметь право
свободно организовываться и выражать свои убеждения.
Парламентская Ассамблея и
Комитет министров исходят из этих принципов и стандартов, рассматривая заявки
на вступление в Совет Европы.
Права и свободы человека
закреплены в двух крупнейших документах Совета Европы — Европейской конвенции о
защите прав человека и основных свобод от 4 ноября 1950 г. и Европейской
социальной хартии от 18 октября 1961 г.
Эти два договора определяют
перечень прав, которые должны гарантироваться каждому человеку, находящемуся
под юрисдикцией государств-членов. Они также устанавливают коллективные
процедуры надзора и гарантии на европейском уровне.
Недавно эти документы были
дополнены Европейской конвенцией о предупреждении пыток и бесчеловечных или
унижающих достоинство видов обращения или наказания, которая была открыта для
подписания 26 ноября 1987 г. и вступила в силу 1 февраля 1989 г.[3]
В дополнение к этим правовым
документам министры иностранных дел и Парламентская Ассамблея разрабатывают
многие другие соглашения и выносят рекомендации по вопросам прав человека,
которые могут оказать значительное воздействие на политику государств-членов в
данной области.
Документы Совета Европы
устанавливают ряд важных принципов, применимых к правовому государству: принцип
законности, право на справедливое судебное разбирательство, доступ к судам,
гарантии справедливого и открытого судебного разбирательства, беспристрастность
судей и соразмерность наказания содеянному. Этими принципами должны
руководствоваться правительства и другие органы власти, а также судебные и
законодательные органы.
Европейская конвенция о защите
прав человека и основных свобод (далее Европейская конвенция о правах человека)
была заключена в 1950 году в Риме. Для 15 правительств, подписавших ее в то
время, она олицетворяла "первые шаги на пути коллективного осуществления
некоторых из прав, сформулированных во Всеобщей декларации прав человека".
За более чем сорок лет, прошедших со времени ее вступления в силу (1953 год),
она превратилась в зрелый документ о правах человека, возможно, самый
радикальный и эффективный из ныне действующих. Несомненно, своей эффективностью
она в значительной мере обязана политической воле государств-участников и их
общей системе ценностей. В настоящее время Конвенцию ратифицировали 30 из 34
государств — членов Совета Европы, каждое из которых добровольно признало
обязательную юрисдикцию Европейского Суда по правам человека, а также право на
подачу индивидуальных петиций.
Сама Конвенция представляет
собой международный договор, согласно которому государства — члены Совета
Европы обязались гарантировать некоторые основополагающие права человека всем
лицам, находящимся под их юрисдикцией. Ее важность обусловлена не только
широтой закрепленных в ней прав, но и механизмами защиты, созданными в
Страсбурге для расследования предполагаемых нарушений и для обеспечения
выполнения обязательств, предусмотренных Конвенцией. Ведется постоянный
контроль за осуществлением Конвенции с целью расширить обеспечиваемую ею защиту
как путем расширения перечня гарантируемых прав, так и путем совершенствования
действующих процедур.
Однако ни сама Конвенция, ни
предусмотренные ею механизмы не предназначены для подмены национальных систем
защиты прав человека. Их цель — предоставить международную гарантию в
дополнение к праву на возмещение ущерба, существующему в конкретных
государствах. В 27 из 30 государств-участников нормы Конвенции стали
внутригосударственным правом, благодаря чему любое лицо может подать в
национальный суд или другой орган иск или апелляцию, основанные непосредственно
на ее положениях[4].
Но и в тех странах, где Конвенция не имплементирована во внутреннее право, не
должно возникать противоречий между практикой и положениями Конвенции.
Механизм международной защиты
может работать в двух режимах. Первый позволяет любому государству-участнику
подавать жалобу в Европейский суд по правам человека, если оно считает, что
другое государство-участник не выполняет своих обязательств по Конвенции.
Второй, более известный режим, позволяет любому лицу обращаться непосредственно
в Суд с жалобой на любое государство-участник, которое сделало особое заявление
о признании компетенции Суда в данном вопросе. Как уже отмечалось, такие
заявления сделали все 30 государств-участников.
В соответствии с Конвенцией
существуют три органа, способные повлиять на итог рассмотрения жалобы
отдельного лица или государства-участника:
— Европейский Суд по правам
человека;
— Комитет министров Совета
Европы.
Европейский Суд по правам
человека, не являющийся постоянным судом, имеет штаб-квартиру в Страсбурге. Как
правило, он заседает в течение недели в каждом месяце.
Суд состоит из такого числа
судей, которое равно числу государств — членов Совета Европы, и не может
иметь в своем составе более одного гражданина одного и того же
государства-члена. Судьи избираются на девятилетний срок Парламентской
Ассамблеей из списков, насчитывающих по три кандидата, представляемых
государствами. В течение срока своих полномочий они не должны занимать
должностей, не совместимых с независимостью, беспристрастностью и требованиями
этого поста.
Суд может рассматривать дела
только в отношении государств, признавших его обязательную юрисдикцию или
согласившихся на передачу конкретного дела в Суд. Дела могжет передавать в Суд
государство. После 1 октября 1994 г., когда вступил в силу Протокол 9 к
Конвенции, дело могут передавать в Суд также лицо, группа лиц или неправительственная
организация.
Страницы: 1, 2, 3
|