1) собственных средств,
которые складываются из
а) ввозных пошлин, компенсирующих разницу в
ценах на сельскохозяйственные продукты в импортирующей стране и на внешнем
рынке;
б) таможенных пошлин по
общему таможенному тарифу, исключая пошлины ЕОУС;
в) определенной части отчислений от НДС и прочих средств;
2)
средств, отчисляемых государствами-участниками ЕС. Каждая
страна-участница ЕС выделяет 1,2—1,3 % своего ВВП.[4]
Расходы ЕС распределяются примерно
следующим образом: административно-хозяйственные
- 4,5%; на проведение политики: единой сельскохозяйственной - 66,5%, региональной - 7,5%, социальной - 6,6%, энергетической - 0,3%, промышленной - 0,1%, научно-технической - 3,5%, в области информации и охраны окружающей среды -
0,08%, помощи развивающимся странам
- 2,1%;на компенсационные выплаты государствам-членам ЕС - 8,4%.[5]
Современный этап развития ЕС характеризуется рядом проблем,
связанных с расширением Союза. Нынешние кандидаты на
полное членство в ЕС еще недавно были плановыми хозяйствами (это не относится
только к Кипру (греч.), а также к Словении) и принадлежат к категории стран с
переходной экономикой, которым еще предстоит пройти большой путь к формированию
нормальных рыночных хозяйств. Еще никогда не был столь велик (см. приложение
1) разрыв по уровню экономического развития стран — членов ЕС и стран —
кандидатов на вступление в Сообщество. На протяжении 90-х гг. между членами ЕС
и кандидатами на вступление в него протекал процесс «экономической
дивергенции» по показателям развития, который всегда был одним из главных препятствий
интеграции.[6]
К настоящему времени ЕС официально признал
кандидатами на вступление в Союз 11 государств. С шестью из них, которые
именуются «кандидатами первой очереди», КЕС начала в 1998 г. переговорный
процесс. К этой группе (ее вступление собственно и станет пятым этапом
расширения Союза) относятся Венгрия, Польша, Чехия, Словения, Эстония, а также
Кипр (греч.). К «кандидатам второй очереди», с которыми официальные
переговоры в 1998 г. еще не велись, но начнутся в ближайшее время, относятся
Латвия, Литва, Словакия, Румыния и Болгария. Конкретные сроки расширения ЕС
сейчас определить достаточно сложно. Для кандидатов первой очереди это
произойдет, вероятно, в 2003-2004 гг., второй — в 2006-2007 гг. Переговоры с потенциальными кандидатами третьей очереди
могут начаться, таким образом, не ранее 2005 г.[6]
Отставание стран-кандидатов от ЕС по уровню экономического
развития является отражением более низкой конкурентоспособности их
национальных хозяйств. Это, безусловно, порождает весомые проблемы в сфере
торговли. Полное подключение стран-кандидатов к внешнеторговому режиму ЕС
потребует длительного переходного периода. Вместе с тем можно однозначно
утверждать, что наибольшие трудности в деле полной интеграции стран-кандидатов
в механизм ЕС будут связаны не со сферой торговли. В этом направлении уже
сделаны важные шаги в ходе выполнения «европейских соглашений». Торговля между
странами — членами ЕС и странами-кандидатами уже претерпела коренную
либерализацию, особенно по промышленной продукции (с оговорками по некоторым
«чувствительным» товарам, например, черным металлам и текстилю).
Страны-кандидаты, даже из второго эшелона, также заметно адаптировали свои
внешнеторговые режимы к требованиям ЕС.
Основные трудности сосредоточены в финансовой сфере. В целом суть проблем состоит в следующем. Весь механизм ЕС
с самого начала существования этой интеграционной группировки нацелен на
подтягивание менее развитых стран и регионов к уровню более развитых,
недопущение новых проявлений «экономической дивергенции», или, напротив, на
обеспечение «экономической конвергенции». Поэтому все страны -члены ЕС с
показателем ВВП на душу населения выше среднего по Союзу являются
нетто-спонсорами ЕС, т.е. они вносят в бюджет ЕС (прежде всего в его аграрный,
региональный и социальный фонды) больше финансовых средств, чем получают
оттуда. И наоборот, страны со сравнительно низким ВВП на душу населения
являются нетто-реципиентами ЕС. К последним в настоящее время относятся Греция,
Португалия, Испания, Ирландия, а также в ограниченных масштабах Финляндия,
которая, по всей видимости, в ближайшей перспективе покинет группу стран-реципиентов.
Все 11 стран-кандидатов резко уступают по ВВП на
душу населения среднему уровню по ЕС. Следовательно, при нынешнем порядке
формирования и распределения бюджета ЕС они могли бы претендовать на
колоссальные субсидии из его фондов (только из аграрного фонда кандидаты первой
очереди — порядка 30 млрд ЭКЮ в год). Фактическое предоставление таких субсидий
«взорвет» бюджет ЕС, если не будет существенным образом изменен порядок его
формирования и использования. Однако эти глубокие реформы в бюджетной сфере ЕС
сталкиваются с серьезными трудностями и противоречиями.[6]
Еще большие трудности сопряжены с нынешнем
состоянием рынка труда ЕС. В большинстве стран — членов ЕС доля безработных в
самодеятельном населении, даже по заниженным официальным данным, составляет
10—12%, что создает, например, огромные проблемы в финансировании фондов
страхования по безработице. Общее число безработных в ЕС, по официальным данным,
составляет около 18 млн.[7]
Страны-кандидаты располагают большим резервом
сравнительно низкооплачиваемой (средняя реальная заработная плата здесь в
10—20 раз и более ниже, чем в ЕС[8]) и при этом
достаточно квалифицированной рабочей силы, которая уже оказывает заметное
давление на рынок труда ЕС. Именно поэтому данный рынок не относится к сферам
далеко идущей либерализации по «европейским соглашениям», которые
предусматривают установление ЕС с каждой из стран — участниц этих соглашений
договорных квот на допуск их рабочей силы на рынок ЕС.
Таким образом, по меньшей мере на первых порах
расширение ЕС несет его странам-членам больше проблем, чем выгод. Однако
политически расширение ЕС, безусловно, привело бы к укреплению молодых
демократий (как это было с Грецией, Испанией и Португалией при их переходе от
диктатуры к демократии) и общей стабилизации положения на континенте. Ни одна
из стран — членов ЕС не заинтересована в том, чтобы иметь вблизи своих границ
страны с нестабильными режимами. В этой связи вполне закономерно, что наиболее
последовательными поборниками расширения ЕС выступают Германия и Австрия.
Решение Союза об официальном признании 11 государств кандидатами первой и
второй очереди было принято преимущественно по политическим причинам и
соображениям.
Итак, говоря о процессе интеграции, не следует полагать, что
при сближении европейские государства руководствовались исключительно
меркантильными интересами и экономическими соображениями. Безусловно, они
играют не последнюю роль, но в основе европейского единения лежат также общая
идеология, системы ценностей и присущее всем европейским политическим системам
уважение прав и свобод человека. Именно положение индивида в обществе, его роль
в политическом процессе, внимание, уделяемое правительствами нуждам отдельного человека,
а не некой абстрактной общественной прослойки, видятся одним из действенных
стимулов к объединению.
2. Элементы экономической интеграции в ЕС.
1.
Сохранение
мира.
2.
Экономическая
интеграция, а именно: гармоническое развитие экономических институтов; стабильное и
сбалансированное экономическое взаимопроникновение; повышение уровня жизни;
высокий уровень занятости; экономическая и валютная стабильность.
3. Политический союз.
4.
Социальная
стабильность
Европейская интеграция возникла благодаря двум в
основе своей разным подходам - конфедералистскому и федералистскому.
Изначально конфедералистский подход
обозначал, что страны согласны сотрудничать друг с другом без затрагивания
чьего-либо национального суверенитета. Те же принципы легли в основу того, что
называют второй и третьей опорами Евросоюза – общей внешней политики и политики
безопасности, а также сотрудничества в области правосудия и внутренних проблем.
Задача, поставленная перед Евросоюзом в этих областях, заключается в
межправительственном сотрудничестве.
Цель федералистского подхода, с другой
стороны, заключается в том, чтобы сгладить различия между нациями. Отдельные
страны нашли возможность пожертвовать частью своего суверенитета ради
многонационального сообщества. В результате есть европейская федерация, в
которой судьбой всех народов, каждый из которых продолжает оставаться сам
собой, а также их будущим, управляют общие лидеры.
Несомненно, Европейский Союз является плодом
федералистского подхода, хотя и в несколько измененной форме.
Центральным пунктом экономической
интеграции является внутренний единый рынок, учрежденный странами-участницами
для того, чтобы создать объединенную экономическую территорию, не разделенную
ни таможенными, ни торговыми барьерами. В основе единого рынка лежат такие
четыре принципа — свободное движение товаров, рабочей силы, услуг и капитала.
Второй и четвертый, как известно, являются основными факторами производства.
Статья 9-37 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение товаров обеспечивается созданием союза и проведением ряда
мер, таких как:
1. Таможенный союз.
2. Смещение количественных ограничений.
3. Устранение налоговых
барьеров.
Статьи 48-51 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение рабочей силы — уже реальность. Это право было зафиксировано
в Соглашениях и включено в компетенцию Совета в 1968 году. Оно заключает в себе
равные права для всех наций, входящих в Сообщество, по трудоустройству,
заработным платам и условиям работы в любой стране Сообщества.
Единственное но: действия ограничены во времени и
должны каким-то образом пересекать внутреннюю границу Сообщества. Также это
право не распространяется на государственные структуры власти.
D. Свободное движение капитала и платежей.
Статьи 67-73 Соглашения по Европейскому Сообществу.
Свободное движение капитала дает возможность физическим и юридическим лицам
беспрепятственно открывать счета в любой из стран Евросоюза, а также переводить
неограниченные средства из одной страны в другую. Это также означает
неограниченные инвестиционные и финансовые возможности по всей Европе. Также
можно сказать, что свободное движение капитала неизбежно ведет к более тесной
экономической и финансовой интеграции. Свободное движение товаров, рабочей силы,
услуг и капитала должно неизбежно сопровождаться мерами по либерализации
платежей. Любые обстоятельства, которые препятствуют платежам за товары, услуги
или оплату труда в другие страны Сообщества, значительно затрудняют, или даже
делают невозможным выполнение этих основных свобод. Поэтому страны-участницы
должны позволить делать такие платежи в валюте страны, где проживает
получатель.
2.3 Экономический и
валютный союз.
Создатели Сообщества полностью отдавали себе отчет в
том, что создание общего рынка и эффективное внедрение общей политики во многих
сферах неизбежно должно сопровождаться внедрением общей экономической и
валютной политики.
В 1969 году на Встрече на высшем уровне в Гааге
политические лидеры Сообщества выступили с новой инициативой по
экономическому и валютному союзу. К 1970 г. был представлен окончательный
план постепенного развития, включавший в себя 3 стадии. Однако попытка создать
экономический и валютный союз потерпела неудачу. Вместо этого, было предпринято
множество одноразовых мер по улучшению и расширению диапазон инструментариев,
пригодных для ведения валютной политики и координирования экономической
политики.
Введение Европейской Валютной Системы (EMS) в марте
1979 г. задало новый размер Европейскому валютному сотрудничеству. Цель
состояла в том, чтобы создать зону валютной стабильности в Европе, свободный
насколько возможно от сильных колебаний курса валют. EMS стремится достигать
стабильности внутренней цены и внешнего обменного курса посредством системы
установленных, но гибких ставок при регулировании, которые опираются на
многообразие мер и механизмов кредитного вмешательства.
Корни
происхождения единой европейской валюты следует искать в Договорах Европейского
Союза. Все Договора подготавливались и подписывались членами Совета, состоящего
из Глав Государств Правительств стран-членов Союза, а затем ратифицировались
каждой страной соответствии с национальными законодательными процедурами.
Римский Договор (1958 год) поставил своей целью создание общего европейского
рынка для повышения экономического процветания, а также содействия установлению
“еще более тесного союза между народами Европы”. Единый Европейский Акт (1986)
и Договор о создании Европейского Союза развил это направление, введя Экономический
валютный союз (ЭВС) заложив фундамент для единой валюты. В декабре 1995 года в
Мадриде Европейский Совет принял название “евро”. 1 июня 1998 года – дата
создания Европейского Центрального Банка (ЕЦБ). Банк находится во
Франкфурте-на-Майне. В его задачи входят поддержание стабильности цен и
проведение единой валютной политики во всей зоне евро. Именно ЕЦБ отвечает за
развитие и введение евро. С этой целью он осуществляет свою собственную
деятельность, а также работает с национальными центральными банками. ЕЦБ и
национальные центральные банки зоны евро известны под объединяющим названием
“Евросистема”.Третий этап создания ЭВС начался 1 января 1999 года, когда были
установлены неизменные обменные курсы для валют стран-участниц зоны евро.(см.
приложение 2) Страны-члены евро начали осуществление общей валютной политики;
евро был введен в качестве законной валюты, а 11 стали составляющими.
Одним из основных
рисков для евро как новой международной валюты является то, что за ним стоит не
единое государство с четко выраженными интересами и целями, а несколько
государств, различающихся по экономическому и политическому весу, по культурным
и правовым традициям. Выгоды от использования евро сопоставимы с убытками от
потери важнейших экономических рычагов, в частности независимой
денежно-кредитной политики и возможности изменения валютного курса. Утрата
финансовой самостоятельности и отсутствие возможности девальвации валюты и
манипуляции процентными ставками могут создать немало проблем. В принципе
валютный союз может успешно функционировать только тогда, когда экономическая
ситуация во всех странах зоны евро длительное время будет стабильной.
Кроме того,
следует обратить внимание на тот факт, что в ЕС входят 15 государств – Австрия,
Бельгия, Великобритания, Германия, Греция, Дания, Ирландия, Испания, Италия,
Люксембург, Нидерланды, Португалия, Финляндия, Франция и Швеция.
За пределами ЭВС
остаются ряд западноевропейских государств-членов Евросоюза: Великобритания,
Дания и Швеция, которые с момента создания ЭВС, предпочли не участвовать в нем,
а также Греция, хотя и желающая вступить, но дока не удовлетворяющая некоторым
критериям конвергенции.
Фактическое
разделение ЕС на страны, входящие (инсайдеры) и не входящие (аутсайдеры) в ЭВС,
несет в себе серьезные экономические и политические проблемы. Статус
аутсайдеров может привести к негативным экономическим последствиям: ослаблению
конкурентоспособности фирм этих стран на товарных рынках и привлекательности
для иностранных инвесторов, снижению кредитного рейтинга правительств и частных
компаний на финансовых рынках. Положение аутсайдеров обладает и рядом ценных
преимуществ. Они сохранят возможность самостоятельного проведения
кредитно-денежной и валютной политики. Одним из главных преимуществ аутсайдеров
будет свобода установления валютного курса, свобода проведения
кредитно-денежной политики, особенно в сфере учетных ставок, что дает
возможность привлекать финансовые ресурсы из-за рубежа, в том числе из зоны
евро.
Страницы: 1, 2, 3
|