Меню
Поиск



рефераты скачать Европейский союз

Это относится и к формированию единого со­циального пространства в ЕС. Оно не является однородным, если иметь в виду фактическую со­циальную ситуа-цию в отдельных государствах-членах и их регионах. В большей мере именно по­это-му такое пространство складывается медлен­но. Но оно постепенно формируется как единое в правовом отношении. Шаг за шагом ЕС продви­гается по пути разработки и принятия общих пра­вовых норм, регулирующих свободное движение лиц, их трудо-вую и профессиональную деятель­ность, безопасность труда и охрану здоровья, за-щиту окружающей среды и прав потребителей и т.д. и т.п. Ключевую роль в этом продвижении сыграли базовые документы - договоры, учре­дившие три Европейс-ких сообщества (особенно Римский договор, учредивший ЕЭС), Единый ев­ропейский акт, Маастрихтский и Амстердамский договоры. Каждый из них устанавливал об-щие рамки и основные направления развития коммунитарного права, определяя пра-вовое поле, в ко­тором могут действовать главные институты Союза, принимающие нормативные решения. Именно таким способом шло расшире­ние правового регулиро-вания в социальной сфере. накопление массива соответствующих норматив­ных доку-ментов, развитие права ЕС, которое признано приоритетным по от­ношению к нацио-нальному законодательству и подлежит включению в последнее. В постмаастрихтс-кий период масштабы и интенсивность дей­ствий ЕС в этом направлении значительно возросла и, по всей вероятности, будет возрастать и впредь. Как писал сотрудник Европейского уни­верситетского института во Флоренции Дж. Маджоне в 1993 г., "Будущая "социальная Европа" возникнет не как наднациональное государство благосостояния, а как все более богатое прост­ранство политики и институтов социального ре­гулирования.  Отчеты о действиях ЕС в соци­альной области, которые являются составной частью ежегодных "Общих докладов о деятель­ности Европейского союза", свидетельствуют о том, что в период 1992-1998 г. насыщен-ность пространства социального регулирования замет­но возросла. Однако есть сомнения в том, что и в дальней­шем это продвижение будет столь же динамично.

Во-первых, нет ясности в том, как будет ме­няться мирохозяйственная конъюнктура, влия­ние которой на все без исключения страны и ре­гионы в эпоху глобализации существенно увели­чилось. Во-вторых, переход ЕС к единой валюте со­пряжен с определенными трудностями, которые могут сказаться и в социальной сфере. В-третьих, экономическое соревнование с Со­единенными Штатами и Японией складывалось в 90-е годы не в пользу ЕС. По темпам роста он от­ставал от США, а в области научно-технического прогресса - от обоих конкурентов. Главная цель пере-хода к ЭВС и евро заключается в том, чтобы преодолеть отрицательную динамику со-перниче­ства, но шансы Союза на успех скорее всего не выше, чем вероятность неудачи. В-четвертых, все более существенным нега­тивным фактором социального развития в боль­шинстве стран Союза, особенно в самых крупных странах - Германии, Франции, Великобритании и Италии, становятся неблагоприятные демогра­фические процессы. Это прежде всего крайне низкая рождаемость и как следствие – стагна-ция численности коренного населения и его прогрессирующее старение. Помимо от-носительного или даже абсолютного сокращения ресурсов рабочей силы, экономи-чески активному населению при­дется нести все большее налоговое бремя, чтобы обес-печивать приемлемый уровень жизни пенси­онерам. Вряд ли можно рассматривать как благо­приятную тенденцию и дальнейший рост иммиг­рации из неевропейских стран. Согласно расче­там, в ближайшие 25 лет 75% прироста населения в странах Западной Европы произойдет за счет международной миграции и более высокой рож­даемости в семьях мигрантов. Процесс социаль­ной и тем более культурной интеграции мигран­тов неевропейского происхождения протекает крайне медленно. Наконец, в первое десяти-летие XXI в. предсто­ит новое расширение Союза. У его порога стоят в ожидании 13 стран с общей численностью населе­ния в 170 млн. человек и производством ВВП на душу населения в пределах 25-70% от среднего уровня в ЕС. Пока никто из ответст-венных лиц не разъяснил, на какие затраты готов пойти Союз во имя расширения "единой Европы", но даже при скромной смете расходов экономическая и со-циальная цена принятия хотя бы части этих стран не может не быть весьма значи-тельной. Учитывая все это, перспективы дальнейшего раз­вития социальной полити-ки Союза можно было бы оценить как весьма неопределенные, а в луч­шем случае – умеренно оптимистические.


Европейский Союз и Россия


Один из важнейших вопросов европейской внешней по­литики — это вопрос о том, что Европейский союз и Российская Федерация вправе ожи-дать друг от друга и как можно развивать стратегическое партнерство, кото-рое представляет интерес для обеих сторон.

Не удивительно, что многим в России и других странах трудно понять, что такое Европейский союз и каким он хочет быть. В конце концов, ЕС — это сложный и уникальный "зверь", и его природа меняется. У Европейского союза нет характеристик, средств или устремлений, присущих националь-ному государству. Нельзя рассматривать отно­шения ЕС с Россией  с точки зрения борьбы за политическое или идеологическое влияние. ЕС не являет-ся агрессивным образова­нием. Он не нуждается в геополитических "зонах влияния". В действительности он являет собой результат общего видения и общей воли, выраженных в ряде четких правил, изложенных в междуна-родных договорах. За этими правилами, однако, лежат основополагающие принципы, которых придерживаются все страны-члены. Договоры предпо-лагают открытое общество, осно­ванное на демократическом контроле и ба-лансе и рыночной эко­номике. Таким образом, закон поощряет свободный потребитель­ский выбор и содействует инновациям. Правопорядок, свобода прессы, уважение человеческих свобод и институты, способные терпеливо примирять имеющиеся мнения, — вот основа не толь­ко успеха Союза как такового, но и стиля жизни, который мы стремимся создать. Это и есть ключ относительного про­цветания ЕС.

Не удивительно, что Евросоюз хотел бы спроецировать те же прин­ципы и ценности за своими пределами. Они изложены в международных согла-шениях, включая Соглашение о партнер­стве и сотрудничестве с Россией. Безусловно, они поднимают ряд серьезных вопросов. Правильно ли, что ЕС настаивает на пози­ции, что это универсальные ценности и что у нас могут быть при­вилегированные отношения с теми, кто разделяет их? Не слиш­ком ли требователен ЕС к своим партнерам, включая и Россию? Не должен ли он признать, что необходимо проявить больше понимания к российскому правительству в то время, когда оно решает громадную задачу сделать Россию более управляемой, создать новый политический и экономический порядок и по­вернуть вспять беспрецедентное падение жизненного уровня? А если так, что спорить об абстрактных принципах? Может быть, невозможно совместить несовместимое и подружить кита со слоном?

Очевидно, что у граждан ЕС много аналогичных желаний и опасений. В наших общих интересах, чтобы Россия быстро прошла переходный период и стала близким и надежным партне­ром в международных делах. Евросоюз хочет построить партнерство, в котором сможет  развивать и углублять общие интересы и находить пути решения тех вопросов, по которым нет согласия.

ЕС уже явля­ется серьезным торговым партнером, и европейские компа­нии заинтересованы инвестировать в Россию при условии на­личия надлежащей правовой базы. ЕС и Россия являются, по сути дела, двумя крупными игроками на нашем континенте, И ЕС предлагает работать вместе над всеми важными вопросами, ка­сающимися Европы, начиная с реконструкции на Балканах и за-канчивая разработкой новых концепций сотрудничества в об­ласти безопасности.

ЕС достижения России за десять лет с момента соз­дания современного государства, отчетливо понимает мас­штаб социальных, политических и экономических перемен в России. Поэтому ЕС всегда был готов работать со всеми составами рос­сийского правительства; поэтому с 1991 года ЕС безвоз-мездно предоставил более 2 млрд. евро в форме технического содейст­вия через программу ТАСИС и на поддержку ядерной безопасности. Более того,  важность и масштаб повестки дня на­шего сотрудничества отражены в нашем двусто-роннем Согла­шении о партнерстве и сотрудничестве и в многосторонних ини-циативах, таких, как "Северное измерение", направленное на координацию политики Евросоюза и ресурсов для решения некото­рых важных проблем, стоя-щих перед странами Балтийского моря и Северной Европы.

Нужно исходить из того, что, если Россия и ЕС объединят свои силы для решения задач нового столетия, они смогут добиться громадных изменений. А это в основном новые задачи. За исклю­чением экономических отношений, десять лет назад ни одна из этих задач никогда реально не была предметом наших дискуссий. Среди многих вопросов, обсуждаемых с  российскими партнерами, можно выделить четыре ключевые области, являющиеся основополагающими для общего будущего.

На ЕС приходится около 40 процентов всего экспор­та России, он является крупнейшим рынком России частично потому, что ни один другой крупный ры-нок не предлагает лучшего доступа для российского экспорта. В результате в 1999 году Россия имела положительный торговый баланс не ме­нее 11 млрд. евро, и подсчеты говорят, что в прошлом году эта цифра увеличилась до 25 млрд. евро. Россия является для  рынка ЕС основным поставщиком энергии, осо-бенно природно­го газа. Несмотря на некоторые торговые споры, за последние 10 лет наши коммерческие отношения значительно укрепились. Они, безус­ловно, будут развиваться и дальше, если Россия будет предпри­нимать шаги для вступ-ления во Всемирную торговую организацию. Процесс вступления подра­зумевает как принятие ясных основных правил — прозрачности и правовой определенности, так и классический доступ к рынку; а это как раз то, что нужно для стимулирования и расширения торговли.

В то же время отношения ЕС и России будут еще сильнее зависеть от инвестиций. Большой ошибкой в понимании механизма действия рыночной экономики было бы считать, что государственная власть может указывать западным инвесторам. Они действуют исключительно исходя из своих собственных интересов и интере­сов своих акционеров. Единственное, что можно сделать, так это ра­ботать, чтобы помочь правительствам создать нужные условия для привлечения инвестиций и, когда они появятся, ука-зать на­шим инвесторам на достигнутый прогресс и потенциальные пре­иму-щества, имеющиеся для них.

Инвесторы — среди наиболее важных импортеров технологий и навы-ков управления, которые нужны России. Более того, если Россия хочет построить стабильную и осуществимую систему для деловой активности и применять принципы национального ре­жима, содержащиеся в Соглашении ЕС о партнерстве и со­трудничестве, а именно чтобы к инвесторам на рынке было такое же отношение, как и к любой другой российской компании, тогда инвесторы ЕС займут свое место среди наиболее серьезных рабо­тодателей, налогоплательщиков и экспортеров России. Недавние успехи в стабилизации экономики и реформировании налоговой и таможенной систем идут, безусловно, в нужном на­правлении. Успех экономической программы правительства будет зависеть от дальнейших шагов в судебной и административной реформе. Нужно верить, что правопорядок и экономи-ческое развитие идут рука об руку. А в инвестиционной политике это спра-ведливо как нигде. Говоря просто, если инвестор не может защитить свои договорные права и права по соглашению, он не придет в Россию. Если он не может положиться на закон, чтобы защитить себя, свою семью и своих рабочих, то он повезет свои деньги и ноу-хау куда-нибудь еще. И будет очень жаль, если так произойдет.

Россия явно нуждается в инвестициях в энергетический сек­тор, где сконцентрирована большая часть ее экспорта в ЕС, но в равной мере это важно и для других секторов, чтобы она могла расширить свою экспортную базу. Действительно, только нефть и газ составили 45 процентов экспорта России в ЕС в 1999 году, а в 2000 — возможно, и значи­тельно больше. Нефть и газ, продаваемые Россией Европейскому союзу, могут составить 20 % все-го экспорта России всему миру. Более того, зависимость ЕС от импорта угле-водород­ного сырья, судя по всему, возрастет. Таким образом, как об­суждалось  на нашем саммите в октябре прошлого года в Париже, диалог в области энергетики будет ключевым элементом в экономических отношениях с Россией на долгое время. Это не только тор­говый вопрос. Это по большей части, если не более, инвестицион­ный вопрос, и здесь примени-мы те же доводы: как Россия может быть надежным энергетическим постав-щиком для ЕС на дли­тельное время без технологий и капитала для гарантированного увеличения добычи? И как это может быть гарантиро-вано без правильного правового климата? Это первая задача, которую надо решить.

Во-вторых, такие вопросы, как здоровье человека и окру­жающая среда, затрагивают всех. Россия столкнулась с та­кими новыми и тревожными проб-лемами, как распространение ВИЧ. В то же время неблагоприятные пос-ледствия прежней со­ветской политики являются предметом всеобщей озабо-ченно­сти. Промышленное загрязнение повлияло на здоровье части российс-кого населения. Утечки нефти и газа привели к пораже­нию целых регионов. Имеется широкий круг вопросов по ядерной безопасности, которыми необхо-димо заниматься. Но нет ничего более насущного, чем ядерная безопасность и подводные лодки. В морях и на побережье Кольского полуострова находит-ся около 300 ядерных реакторов — примерно 20 % имею­щихся в мире — и тысячи элементов отработанного ядерного то­плива. Отсутствие соответст-вующего хранения или установок по утилизации отработанного топлива и радиоактивных отходов реакторов ядерных лодок — это дамоклов меч, висящий над на­шим будущим.

Поэтому ЕС так заин­тересован в скорейшем прогрессе международных усилий в ре­шении этого вопроса. Многосторонняя экологическая программа сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энерге­тики в Рос-сийской Федерации была создана, чтобы объединить усилия России и между-народного сообщества в решении вопроса относительно этого печального наследства; продолжаются пе­реговоры с Россией по правовой базе. Необходимо мобилизо­вать ядерную промышленность ЕС для выполнения работы по очистке этого радиоактивного материала, и они будут участвовать в этом, только если будут соответственно защищены их инте­ресы. Да, сущест-вуют проблемы суверенитета, а также финансо­вые и юридические вопросы. Но нужно двигаться вперед и делать это быстро. Нет сомнений,, что ядерная безопасность останется ключевым элементом взаимоотношений ЕС и России.

Третья задача -  организованная преступ­ность и незаконная торговля. Эта проблема становится все серь­езнее во всех странах, а развал советских структур и трудности в обеспечении правопорядка в стране в целом привели к угрожаю­щему темпу роста преступности в России. Необходимо совме­стно работать над массой проблем — незаконное отмывание де­нег, торговля наркотиками и краденными товарами, особенно автомобилями, незаконная миграция и — наиболее острая из всех — торговля людьми, особенно моло-дыми женщинами. Только увидев фотографии этих людей, понимаешь всю глубину стра­даний и деградации, которая порождает этот вид преступно­сти. Это оскорбление не только национальной гордости России и гордости стран-членов ЕС,  но и чувства человечности всех нас. Россия настроена реши-тельно бороться с этим; и уже согласовала направления сотрудничества между су­дебными и правоохранительными органами России и ЕС. Новый орган ЕС по сотрудничеству правоохранительных органов — Европол также получил мандат на ведение переговоров с Россией по соглаше­нию о сотруд-ничестве в этой области. Необходимо срочно создать эффективные структуры для борьбы с незакон­ной иммиграцией.

И наконец, хотелось бы обратиться к более общей и более де­ликатной теме — вопросу о месте России в мире и в новом ев­ропейском порядке. Здесь есть ряд взаимосвязанных вопросов. С одной стороны, как должна Россия реагировать на расширение ЕС, на развитие европейской позиции в области безопасности и на деятельность Европейского союза на Балканах, в регионах Балтийского и Черного морей? И наоборот, как должен ЕС реа­гировать на способы разрешения Россией конфликта в Чечне?

ЕС был удовлетворен позитивным заявлением Президента Пу­тина на последнем саммите ЕС - Россия, что Россия приветствует расширение ЕС. Хотя Россия не может быть непосредственно во­влечена в решения, принимаемые сов-местно со странами — кандидатами на вступление в ЕС, совершенно понятно, что она хотела бы знать о последствиях расширения и о том, какие зада­чи, требующие серьезного отношения, могут возникнуть в этой связи. Эти вопросы уже подробно обсуждаются в органах, соз­данных в рамках Соглашения о парт-нерстве и сотрудничестве.

В этом контексте часто поднимается вопрос о Калининграде. Комиссия только что представила документ для обсуждения, в котором изучается влияние расширения на Калининград, а также рассматриваются и другие вопросы, представляющие взаимный интерес, как, например, совместная работа по защите окружаю­щей среды в регионе Балтийского моря. Цель документа — пре­доставить анализ и идеи для обсуждения с Россией, а также с Польшей и Литвой и гарантировать, что Калининград выиграет от громадной экономической экспансии, ожидаемой в результате расширения. Документ охватывает некото-рые весьма практиче­ские вопросы, такие, как визы и пограничные формаль-ности для поездок между Калининградом и остальной Россией, для ведения тор-говли и осуществления других экономических связей.

Что касается роли России в ближнем зарубежье, то это крайне тонкий воп-рос. Следует ли ЕС ожидать, что Россия долж­на играть роль в обеспечении мира и стабильности за ее преде­лами? Бесспорно. Но как Россия будет играть эту роль? Искренне ли хочет Россия работать вместе со своими партнерами по меж­дународному сообществу на основе общих норм и ценностей, со­гласованных, например, в Организации по безопасности и со­трудничеству в Европе и в Совете Европы? То, как Рос­сия отнеслась к этим вопросам на недавней встрече ОБСЕ на уровне министров, и то, как в отношениях с Грузией она при­меняет визовый режим и пользуется своей монополией на по­ставки газа, — все это не может не вызывать полемики и опреде­ленной тревоги в Европейском союзе. Способствовало ли это улучшению международного имиджа России? Укрепило или нанесло ущерб ее усилиям играть роль честного брокера? ЕС гото­в поддер-жать суверенитет и целостность всех государств регио­на, включая саму Россию. Это вне сомнений. Любая страна, яв­ляющаяся членом ООН, ОБСЕ и Совета Европы, имеет право на международную поддержку, и если Россия должна взять на себя ту международную роль, она долж­на играть, то она должна исхо-дить из правил и критериев, под которыми мы все поставили свои подписи. Спо-ры, как, например, с Грузией, должны решаться путем переговоров, либо двусто-рон­них, либо через ОБСЕ. Я уверен, что международное сообщество и, безу-словно, Европейский союз будут позитивно и с решимо­стью работать с Россией, чтобы положить конец конфликтам на Кавказе.

Если определить одну тему, единую для всех этих четырех об­ластей — поощрение торговли и инвестиций, ядерная безопас­ность и окружающая среда, борьба с преступностью и междуна­родная роль России, — то это необходимость соблюдения разде­ляемых ценностей как внутри страны, так и за ее пределами. Достижение прогресса в любой из этих областей зависит от объ­ективного применения национальных и международных законов. Это является основой долгосрочного стратегического партнерства, которое ЕС хочет создать с Россией.

Россия — великая страна с богатой историей и бесценными культурными достижениями. Любому более или менее образован­ному европейцу известно об огромном вкладе России в литерату­ру, художественное и музыкальное наследие европейской циви­лизации. Весь мир хочет, чтобы Россия играла полновесную роль в международном сообществе. Поэтому ее приоритетом должно стать при-нятие новых международных обязательств, включая правила Всемирной торговой организации, Договора к Европей­ской энергетической хартии и Многосторонней экологической программы сотрудничества в области утилизации отходов ядерной энергетики для России. Однако Россия также должна отдать при­оритет осу-ществлению и соблюдению тех обязательств, которые она приняла на себя в го-ды, последовавшие после создания госу­дарства, на всех уровнях в российском правительстве и обществе. Уважение международных обязательств является, в конце кон­цов, основополагающей частью правопорядка. Они включают основ-ные гарантии свободы выражения мнений, включая мне­ния, выражаемые средствами информации, свободы совести как в отношении политических, так и религиозных вопросов, а также другие индивидуальные права человека, которые страны ЕС и Россия, будучи членами ОБСЕ и Совета Европы, обяза-лись соблюдать. Европейский союз заинтересован работать с Россией, и рабо­тать над всеми задачами, о которых было сказано выше, в духе партнерст­ва. В сегодняшнем правительстве у ЕС есть надеж­ные партнеры, с которыми он может вести серьезный диалог как по краткосрочным, так и по долгосрочным вопросам. Этот диалог по политическим, экономическим и экологическим вопросам мо­жет достичь позитивных результатов. ЕС также готов сосредото-чить свое финансовое содействие на поддержке новой про­граммы реформ и целях, в част­ности в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве.

Хочется надеяться, что Европейский союз и Россия действительно по­хожи на тех слона и кита, которые никогда не встретятся из-за несовместимости своих сред обитания. ЕС и Россия договорились об общих ценностях и прин-ципах и изложили их в Соглашении о партнерстве и сотрудничестве. Мы под-твердили приверженность этим ценностям, будучи членами соответствующих международ­ных органов. Как бы ни были отличны точки отсчета, мы жи­вем, объединенные географическими, политическими, коммерче­скими, экологи-ческими и культурными факторами.
























Список использованной литературы



1.    МЭ и МО, № 8 – 2000

2.    МЭ и МО, № 3 – 2001

3.    «Европа» (журнал Европейского Союза), №3 – 2001

4.    «Регион: экономика и социология», №3, 1999













Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.