Естествознание как отрасль научного познания
1.
ЕСТЕСТВОЗНАНИЕ КАК ОТРАСЛЬ НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ.
Естествознание
- это раздел науки, основанный на воспроизводимой эмпирической проверке
гипотез и создании теорий или эмпирических обобщений, описывающих природные
явления.
Предмет
естествознания — факты и явления, которые воспринимаются нашими органами
чувств. Задача ученого — обобщить эти факты и создать теоретическую модель,
включающую законы, управляющие явлениями природы. Следует различать факты
опыта, эмпирические обобщения и теории, которые формулируют законы науки.
Явления, например тяготение, непосредственно даны в опыте; законы науки,
например закон всемирного тяготения, — варианты объяснения явлений. Факты науки,
будучи установленными, сохраняют свое постоянное значение; законы могут быть
изменены в ходе развития науки, как, скажем, закон всемирного тяготения был
скорректирован после создания теории относительности. Значение чувств и разума
в процессе нахождения истины — сложный философский вопрос. В науке признается
истиной то положение, которое подтверждается воспроизводимым опытом. Основной
принцип естествознания гласит: знания о природе должны допускать эмпирическую проверку.
Не в том смысле, что каждое частное утверждение должно обязательно эмпирически
проверяться, а в том, что опыт в конечном счете является решающим аргументом
принятия данной теории. Естествознание в полном смысле слова общезначимо и дает
«родовую» истину, т.е. истину, пригодную и принимаемую всеми людьми. Поэтому
оно традиционно рассматривалось в качестве эталона научной объективности.
Другой крупный комплекс наук — обществознание, — напротив, всегда был связан с
групповыми ценностями и интересами, имеющимися как у самого ученого, так и в
предмете исследования. Поэтому в методологии обществоведения наряду с
объективными методами исследования приобретают большое значение переживание
изучаемого события, субъективное отношение к нему и т.п.
От
технических наук естествознание отличается нацеленностью на познание, а не на
помощь в преобразовании мира, а от математики тем, что исследует природные, а
не знаковые системы.
Следует
учитывать различие между естественными и техническими науками, с одной стороны,
и фундаментальными и прикладными — с другой. Фундаментальные науки — физика,
химия, астрономия — изучают базисные структуры мира, а прикладные занимаются
применением результатов фундаментальных исследований для решения как
познавательных, так и социально-практических задач, В этом смысле все
технические науки являются прикладными, но далеко не все прикладные науки относятся
к техническим. Такие науки, как физика металлов, физика полупроводников,
являются естественными прикладными дисциплинами, а металловедение, полупроводниковая
технология — техническими прикладными науками.
Однако
провести четкую грань между естественными, общественными и техническими науками
в принципе нельзя, поскольку имеется целый ряд дисциплин, занимающих
промежуточное положение или являющихся комплексными по своей сути. Так, на
стыке естественных и общественных наук находится экономическая география, на
стыке естественных и технических — бионика, а комплексной дисциплиной, которая
включает и естественные, и общественные, и технические разделы, является
социальная экология.
2.
ТЕОРИЯ ЕДИНОГО ПОЛЯ: ЭЛЕКТРОСЛАБОЕ, ВЕЛИКОЕ
ОБЪЕДИНЕНИЕ,
УНИВЕРСАЛЬНОЕ ПОЛЕ.
Известны
четыре основных физических взаимодействия, которые определяют структуру нашего
мира: сильные, слабые, электромагнитные и гравитационные.
I. Сильные взаимодействия
происходят между адронами (от греч. «адрос» — сильный), к которым относятся
барионы (греч. «барис» — тяжелый) — это нуклоны (протоны и нейтроны) и
гипероны, и мезоны. Сильные взаимодействия возможны только на малых
расстояниях (радиус примерно 10"13 см).
Одно
из проявлений сильных взаимодействий — ядерные силы. Сильные взаимодействия
открыты Э. Резерфордом в 1911 г. одновременно с открытием атомного ядра (этими
силами объясняется рассеяние а-частиц, проходящих через вещество). Согласно
гипотезе Юкавы (1935 г.) сильные взаимодействия состоят в испускании промежуточной
частицы — переносчика ядерных сил. Это л-мезон, обнаруженный в 1947 г., с
массой в 6 раз меньше массы нуклона и найденные позже другие мезоны. Нуклоны
окружены «облаками» мезонов.
Нуклоны
могут приходить в возбужденные состояния — барионные резонансы — и
обмениваться при этом иными частицами. При столкновении барионов их облака
перекрываются и «возбуждаются», испуская частицы в направлении разлетающихся
облаков. Из центральной области столкновения могут испускаться в различных
направлениях более медленные вторичные частицы. Ядерные силы не зависят от
заряда частиц. В сильных взаимодействиях величина заряда сохраняется.
II. Электромагнитное
взаимодействие в 100—1000 раз слабее сильного взаимодействия. При нем
происходит испускание и поглощение «частиц света» — фотонов.
III.Слабые взаимодействия слабее электромагнитного, но сильнее гравитационного.
Радиус действия на два порядка меньше радиуса сильного взаимодействия. За счет слабого
взаимодействия светит Солнце (протон превращается в нейтрон, позитрон и
нейтрино). Испускаемое нейтрино обладает огромной проникающей способностью —
оно проходит через железную плиту толщиной миллиард км. При слабых
взаимодействиях меняется заряд частиц.
Слабое
взаимодействие представляет собой не контактное взаимодействие — оно
осуществляется путем обмена промежуточными тяжелыми частицами — бозонами,
аналогичными фотону. Бозон виртуален и нестабилен.
IV. Гравитационное
взаимодействие во много раз слабее электромагнитного. «Спустя 100 лет после
того, как Ньютон открыл закон тяготения, Кулон обнаружил такую же зависимость
электрической силы от расстояния. Но закон Ньютона и закон Кулона существенно
различаются в следующих двух отношениях. Гравитационное притяжение существует
всегда, в то время как электрические силы существуют только в том случае, если
тела обладают электрическими зарядами. В законе тяготения имеется только
притяжение, а электрические силы могут как притягивать, так и отталкивать» (Эйнштейн
А., Инфельд Л. Цит. соч. С. 65).
Одна
из главных задач современной физики — создать общую теорию поля и физических
взаимоотношений. Но действительное развитие науки далеко не всегда совпадает с
планируемым.
Новый
диалог с природой возникает и в результате изучения механизмов эволюции неживых
систем в новой науке — синергетике. «Установившееся в результате ее (науки — А.
Г.) успехов, ставшее для европейцев традиционным видение мира — взгляд со стороны.
Человек ставит опыты, ищет объяснение их результатам, но сам себя частью
изучаемой природы не считает. Он — вне ее, выше. Теперь же начинают изучать
природу изнутри, учитывать и наше личное присутствие во Вселенной, принимать во
внимание наши чувства и эмоции» (Пригожий И. Краткий миг торжества).
3.
ЛИПИДЫ И ИХ ФУНКЦИИ.
Переходя
от проблемы происхождения жизни к проблеме строения живого, отметим, что
научное знание в этой области в большей степени достоверно за счет успехов,
достигнутых новой наукой — молекулярной биологией. Можно сказать, что примерно
в середине столетия произошла научная революция в биологии, вторая в нашем
веке после научной революции в физике, и благодаря ей биология выбилась в
лидеры «соревнования» между науками.
Во
второй половине XX в. были выяснены вещественный
состав, структура клетки и процессы, происходящие в ней. «Клетка — это своего
рода атом в биологии. Точно так же, как разные химические соединения сложены из
атомов, так и живые организмы состоят из огромных скоплений клеток. Из работ
физиков мы знаем, что все атомы очень похожи друг на друга: в центре каждого
атома находится массивное, положительно заряженное ядро, а вокруг него
вращается облако электронов — это как бы Солнечная система в миниатюре! Клетки,
подобно атомам, также очень сходны друг с другом. Каждая клетка содержит в
середине плотное образование, названное ядром, которое плавает в «полужидкой» цитоплазме.
Все вместе заключено в клеточную мембрану» (Кендрью Дж. Нить жизни. М., 1968).
Основное
вещество клетки — белки, молекулы которых обычно содержат несколько сот
аминокислот и похожи на бусы или браслеты с брелоками, состоящими из главной и
боковой цепей. У всех живых видов имеются свои особые белки, определяемые
генетическим аппаратом. В клетке и происходит процесс воспроизводства белков
в соответствии с генетическим кодом организма. Без клетки генетический аппарат
не мог бы существовать.
Если
же случится, что в организм животного попадут вредные для него бактерии и
другие инородные тела, то с ними вступает в бой иммунная система, в которую
входят клетки. У низших животных они играют роль пищеварительных органов, а у
высших животных, в том числе человека, их значение заключается именно в защите
специфического строения данного организма (теория иммунитета разработана
русским ученым И.И. Мечниковым).
О
размерах клетки и содержании в ней веществ свидетельствует такая аналогия.
«Представьте себе, что мы увеличим человека до размеров Великобритании. Тогда
одна его клетка будет примерно такой же величины, как фабричное здание. Внутри
клетки находятся большие молекулы, содержащие тысячи атомов, в том числе
молекулы нуклеиновой кислоты. Так вот, даже при этом огромном увеличении,
которое мы себе вообразили, молекулы нуклеиновой кислоты будут тоньше
электрических проводов».
Сопоставление
клетки с фабрикой не случайно. «Любой живой организм можно уподобить
гигантской фабрике, на которой производится множество разнообразных химических
продуктов; на ней производится и энергия, приводящая в движение всю фабрику.
Более того, она может воспроизводить самое себя (что для обычных фабрик
совершенно невозможно!). И если теперь вспомнить, насколько сложны все эти
производственные процессы, то станет ясно, что весь сложный комплекс операций,
производимых на фабрике, нельзя вести как попало, без должной организации, без
подразделения на цеха, внутри которых установлены рядами станки и машины, и
т.д. Иными словами, для того чтобы в живом организме все процессы протекали
согласованно, необходима какая-то определенная организация составляющих его
структур». Ученые выясняют, как работает эта «фабрика» и каков механизм ее
воспроизводства.
Попадающие
в организм белки расщепляются на аминокислоты, которые затем используются им
для построения собственных белков. Нуклеиновые кислоты создают ферменты,
управляющие реакциями. Например, для одного процесса брожения нужна дюжина
ферментов, каждый из которых управляет одной реакцией и действует только на
строго определенный вид молекул. Все ферменты — белки. Фермент похож на
дирижера, который играет всегда со своим оркестром. В каждой клетке несколько
тысяч «дирижеров-ферментов». Это станки и машины «фабрики».
В
качестве примера процессов, проходящих в клетках и тканях организма, рассмотрим
роль гемоглобина — глобулярного белка красных кровяных клеток — эритроцитов,
цепи которого свернуты в сферу. По словам Дж. Кендрью, «...присутствием
гемоглобина обусловлен красный цвет крови. Функция этого белка состоит в том,
чтобы переносить кислород из легких к тканям. Гемоглобин обладает замечательной
способностью связывать молекулярный кислород. Точнее говоря, одна молекула
гемоглобина может связать одновременно четыре молекулы кислорода. В легких,
где давление кислорода выше, происходит присоединение молекул кислорода к гемоглобину.
Гемоглобин доставляет их к тканям, но там давление ниже, и кислород освобождается.
Далее происходит диффузия кислорода внутрь клеток. В клетке молекулы кислорода
встречаются с другим белком — миоглобином... Это как бы младший брат
гемоглобина; его молекула в четыре раза меньше и способна связать не четыре, а
только одну молекулу кислорода. Миоглобин тоже красный; этим объясняется
красный цвет мяса. Молекулы кислорода переходят от гемоглобина к миоглобину,
где и хранятся до тех пор, пока не потребуются клетке».
Молекулярная
биология, изучающая биологические процессы на молекулярном уровне, — один из
наиболее ярких примеров конвергенции двух наук — физики и биологии.
4.
АНТРОПОГЕННОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ НА БИОСФЕРУ.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ
И НРАВСТВЕННЫЙ ИМПЕРАТИВЫ.
В
развитие биологии в XX в. большой вклад внесли
русские ученые. Русская биологическая школа имеет славные традиции. Первая
научная модель происхождения жизни создана А.И. Опариным. В.И. Вернадский был
учеником выдающегося почвоведа В.В. Докучаева, который создал учение о почве
как своеобразной оболочке Земли, являющейся единым целым, включающим в себя
живые и неживые компоненты. По существу, учение о биосфере было продолжением и
распространением идей Докучаева на более широкую сферу реальности. Развитие
биологии в этом направлении привело к созданию экологии.
Значение
учения о биосфере Вернадского для экологии определяется тем, что биосфера
представляет собой высший уровень взаимодействия живого и неживого и глобальную
экосистему. Результаты Вернадского поэтому справедливы для всех экосистем и
являются обобщением знаний о развитии нашей планеты.
Основные
положения учения
Существует
два основных определения понятия «биосфера», одно из которых и дало начало
применению данного термина. Это понимание биосферы как совокупности всех
живых организмов на Земле. В.И. Вернадский, изучавший взаимодействие живых и
неживых систем, переосмыслил понятие биосферы. Он понимал биосферу как сферу
единства живого и неживого.
Такое
толкование определило взгляд Вернадского на проблему происхождения жизни. Из
нескольких вариантов (1) жизнь возникла до образования Земли и была занесена
на нее; 2) жизнь зародилась после образования Земли; 3) жизнь возникла вместе с
формированием Земли) Вернадский придерживался последнего и считал, что нет
убедительных научных данных, что живое когда-либо не существовало на нашей
планете. Жизнь оставалась в течение геологического времени постоянной, менялась
только ее форма. Иными словами, биосфера была на Земле всегда.
Под
биосферой Вернадский понимал тонкую оболочку Земли, в которой все процессы
протекают под прямым воздействием живых организмов. Биосфера располагается на
стыке литосферы, гидросферы и атмосферы. В атмосфере верхние границы жизни
определяются озоновым экраном — тонким (в несколько миллиметров) слоем озона
на высоте примерно 20 км. Океан населен жизнью целиком до дна самых глубоких
впадин в 10—11 км. В твердую часть Земли жизнь проникает до 3 км (бактерии в
нефтяных месторождениях).
Занимаясь
созданной им биогеохимией, изучающей распределение химических элементов по
поверхности планеты, Вернадский пришел к выводу, что нет практически ни одного
элемента из таблицы Менделеева, который не включался бы в живое вещество. Он
сформулировал три биогеохимических принципа.
1. Биогенная миграция химических
элементов в биосфере всегда стремится к максимальному своему проявлению. Этот
принцип в наши дни нарушен человеком.
2. Эволюция видов в ходе
геологического времени, приводящая к созданию устойчивых в биосфере форм жизни,
идет в направлении, усиливающем биогенную миграцию атомов. Этот принцип при
антропогенном измельчании средних размеров особей биоты Земли (лес сменяется
лугом, крупные животные — мелкими) начинает действовать аномально интенсивно.
3. Живое
вещество находится в непрерывном химическом обмене с окружающей его средой,
создающейся и поддерживающейся на Земле космической энергией Солнца. Вследствие
нарушения двух первых принципов космические воздействия из поддерживающих
биосферу
могут превратиться в разрушающие ее факторы.
Данные
геохимические принципы соотносятся со следующими важными выводами Вернадского,
1. Каждый организм может существовать только при условии постоянной тесной
связи с другими организмами и неживой природой. 2. Жизнь со всеми ее проявлениями
произвела глубокие изменения на нашей планете. Совершенствуясь в процессе
эволюции, живые организмы все шире распространялись по планете, стимулируя
перераспределение энергии и вещества.
Эмпирические
обобщения Вернадского
1.
Первым выводом из учения о биосфере является принцип целостности биосферы.
«Можно говорить о всей жизни, о всем живом веществе как о едином целом в механизме
биосферы» (Вернадский В.И. Биосфера...). Строение Земли, по Вернадскому, есть
согласованный механизм. «Твари Земли являются созданием сложного космического
процесса, необходимой и закономерной частью стройного космического механизма». Само
живое вещество не является случайным созданием.
Страницы: 1, 2
|