В состав ДПС ГИБДД МВД России входят
строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны,
роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве
оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в
области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению
преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы[7]. 
Специализированные подразделения ГИБДД по
обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального
назначения образуются по согласованию с МВД России. 
Работу подразделений ДПС, оказание им
практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений
(отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации. 
Основными задачами ДПС являются: 
- сохранение жизни, здоровья и имущества
участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также
интересов общества и государства; 
- обеспечение безопасного и бесперебойного
движения транспортных средств; 
- предупреждение и пресечение преступлений
и административных правонарушений в области дорожного движения. 
ДПС решает стоящие перед ней задачи во
взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной
автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской
транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми
коллективами и гражданами. 
Взаимодействие осуществляется на основе
договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций. 
Основными функциями дорожно-патрульной
службы являются: 
1. Оказание в пределах своей компетенции
содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных
прав и интересов. 
2. Осуществление контроля за соблюдением
правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области
обеспечения безопасности дорожного движения. 
3. Регулирование дорожного движения,
обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах
проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий. 
4. Охрана общественного порядка,
обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений
и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных
местах. 
5. Осуществление розыска угнанных и
похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых
скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий (ДТП). 
6. Осуществление в соответствии с
действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об
административных правонарушениях. 
7. Осуществление неотложных действий на
месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой
медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных
средств и охране имущества, оставшегося без присмотра. 
8. Проведение в соответствии с
законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности
дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление
производства по делам об административных правонарушениях. 
9. Осуществление в установленном порядке
сопровождения транспортных средств. 
10. Выявление причин и условий,
способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных
противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения,
принятие мер по их устранению. 
11. Информирование населения, в том числе с
использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в
области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их
предупреждению. 
12. Участие совместно с заинтересованными
федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления,
организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а
также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на
обеспечение безопасности дорожного движения. 
13. Контроль за состоянием и обустройством
улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий
производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и
площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу
безопасности дорожного движения. 
14. Участие совместно с паспортно-визовой
службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и
лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания
и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации. 
Работа ДПС организуется исходя из наличия
сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся
напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности
на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности
условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в
различные часы суток, дни недели, времена года. 
Расстановка сил и средств ДПС
осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов
патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления
нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной
службы. 
Оперативное управление силами и средствами
строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии -
дежурные части территориальных органов внутренних дел. Дежурные части строевых
подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов
внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения. Работу
дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой
должности по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика
несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их
отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру
строевого подразделения (или лицу, его замещающему). 
В целях успешного выполнения возложенных на
дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП,
специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными
помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия,
оперативно-технических и специальных средств. Дежурные части подразделений ДПС
оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД. 
Подготовка, инструктаж и развод
сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии
с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности
Российской Федерации. 
Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны
иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону,
светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие
специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную
книжку, служебное и водительское удостоверения, выписки из КоАП РФ, бланки
протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета
нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную
книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях
недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации,
рулетку, служебную сумку или планшет. 
 
2.2.Формы и методы надзора за
дорожным движением 
 
Основными формами несения
дорожно-патрульной службы являются: 
1. Патрулирование на автомобилях,
мотоциклах и вертолетах. 
2. Пешее патрулирование. 
3. Несение службы на постах (в том числе
стационарных). 
4. Сопровождение транспортных средств. 
Контроль за дорожным движением с
использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и
смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и
мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях
обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как
правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих
достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. Смешанный контроль
организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет
специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Взаимодействие
между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий
осуществляются с помощью радиосвязи. 
Пешее патрулирование применяется для
контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по
интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. При
пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой
форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги.
Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден, возможно,
большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного
пресечения нарушений. 
При несении службы на постах особое
внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с
мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных
средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также
используемых в преступных целях. 
Для удобства проверок проходящего
транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория,
прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена. 
Сопровождение осуществляется на патрульном
транспорте, имеющем цветографическую окраску, опознавательные знаки и
оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами. 
Основными способами несения ДПС являются:  
-контроль за поведением участников
дорожного движения,  
-предостережение их от совершения
противоправных действий либо пресечение правонарушений, 
-осуществление
распорядительно-регулировочных действий. 
Контроль при несении службы заключается в
визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за
выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных
норм, действующих в области дорожного движения. 
Предостережение участников дорожного
движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием
сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия
или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных
последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил
дорожного движения. 
К распорядительно-регулировочным действиям
относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах
временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных
мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода
дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки. 
Основанием для остановки транспортных
средств являются: 
а) нарушение правил дорожного движения
водителями или пассажирами; 
б) наличие данных, свидетельствующих о
причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного
правонарушения, преступления; 
в) нахождение транспортного средства в
розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в
противоправных целях; 
г) необходимость опроса водителя или
пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения,
преступления, очевидцами которого они являются; 
д) выполнение решений уполномоченных на то
государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении
движения; 
е) необходимость привлечения водителя или
транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения
или сотрудникам милиции; 
ж) проверка документов на право пользования
и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное
средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных
постах милиции и контрольно-пропускных пунктах. 
Запрещается останавливать транспортные
средства без необходимости. 
При несении службы на посту или маршруте
патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и
состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования
(светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на
проезжей части. 
Средства измерения скорости движения,
другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления
для принудительной остановки транспортных средств, и другие специальные
средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о
порядке пользования этими средствами.  
 
2.3. Взаимоотношения с
участниками дорожного движения 
 
Взаимоотношения сотрудников ДПС с
участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности,
четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и
принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным,
доброжелательным и уважительным отношением к гражданам. 
При обращении к участникам дорожного движения
сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору,
назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине
остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники,
выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по
оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться
для разрешения поставленного вопроса. 
В разговоре с гражданами сотрудники ДПС
обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания,
терять самообладание, отвечать грубостью на грубость. 
Действия сотрудников ДПС должны быть
понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание
вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств
(необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) -
подаваться своевременно. 
Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти
из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях: 
а) для устранения технической неисправности
транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов; 
б) когда имеются достаточные основания
полагать, что водитель находится в состоянии опьянения; 
в) для проведения (в присутствии водителя)
сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в
регистрационных документах; 
г) для проведения досмотра транспортного
средства и груза; 
д) когда водители или пассажиры
подозреваются в совершении преступлений; 
е) в иных случаях, когда требуется участие
водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим
участникам дорожного движения. 
Распоряжения следует отдавать коротко и
ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами,
которых они касаются. 
С документами при проверке необходимо
обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы
вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять
их. 
Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь
личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения
объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение.
При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников
дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не
выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок
обжалования своих действий. 
При пресечении правонарушений сотрудники
ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности
граждан, защиты их законных прав и интересов. 
В случаях необходимости сотрудники ДПС
обязаны оказывать содействие гражданам. 
Взаимоотношения с иностранными гражданами и
лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства РФ и
международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении
Правил дорожного движения РФ могут быть привлечены к ответственности.  
 
3. Особенности
применения мер административного принуждения и привлечения к административной
ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения 
 
Решающая роль
борьбы с правонарушениями в сфере дорожного движения принадлежит государству.
Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что
государственные органы могут применять метод принуждения (основания
принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их
применения. 
Административное
принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового
принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране
правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание
граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), прекращает
антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных
последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых,
необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей,
во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.  
Административно-предупредительные
меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение
правонарушений и обеспечение общественной безопасности, имеют строго целевой
профилактической характер и направлены на предотвращение создания
противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. К
административно-предупредительным мерам в сфере безопасности дорожного движения
относят: 
- прекращение
движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной
безопасности; 
- проверка
документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у
водителей автотранспортных средств, в погранзоне); 
Меры
административного пресечения используются, как средство принудительного
прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры
направлены на принудительное прекращение противоправного поведения,
недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для
возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.  
Меры
административного пресечения используются не только для защиты интересов
общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя
(например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).  
Административное
задержание является мерой административно-процессуального характера,
применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном
ограничении свободы правонарушителя. Законодательство закрепляет несколько
специальных видов административного задержания в сфере безопасности дорожного
движения, среди них такие как: 
- задержание лиц,
находящихся за рулем в состоянии опьянения; 
- задержание лиц,
совершивших мелкое хулиганство; и пр. 
В настоящее время
применяются следующие административно-наказательные средства: 
1. Меры
морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными
обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных
установок (предупреждение). 
2. Меры
личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении
на нарушителя определенных претерпеваний.  
В соответствии с
КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий: - предупреждение; -
штраф; - лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права
управления транспортными средствами); - исправительные работы; -
административный арест. 
Заключение 
 
Подводя итог
вышеизложенного хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные
контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения
безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою
деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел
Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и
иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в
установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.  
Деятельность
сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение
бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его
участникам.  
Следует также сказать,
что правильное использование метода принуждения органами государственного
управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность
управленческой деятельности, функционирования административно-правовых
институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного
сокращения и ликвидации правонарушений.  
Несомненно,
законодательством органы управления наделены достаточно широкими полномочиями в
области принуждения, что не исключает и нарушения, допускаемые уполномоченными
органами, осуществляющих государственное управление. В связи с этой проблемой
законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан,
организаций чьи права и интересы были нарушены.  
Меры
административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются
средством предупреждения преступности в сфере безопасности дорожного движения. 
Список использованной
литературы 
 
1.                
Конституция
РФ. – М., Юрид. лит., 1993. 
2.                
Кодекс
Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной
Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изм., внесенными
Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ). 
3.                
Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О
милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31
марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4
августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.)
4.                
Положение «О Государственной инспекции
безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998,
№7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497). 
5.                
Приказ МВД РФ от 20 апреля
1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от
10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209). 
6.                
Приказ МВД РФ от 8 июня 1999
г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы
дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525). 
7.                
Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об
утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору". 
8.                
Приказ МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г.
N 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных
во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998
г. N 880. 
9.                
Приказ МВД РФ от 21 февраля 2002 г. N 148 "О внесении
изменений и дополнений в Инструкцию, утвержденную приказом МВД Российской
Федерации от 20 июля 2000 г. N 782" 
10.           
Приказ
МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от
22.12.2003 N 1014, от 19.01.2005 N 26, с изм., внесенными решением Верховного
Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635). 
11.           
Приказ Минздрава РФ от 14
июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения». 
12.           
Приказ
МВД РФ от 19 января 2005 г. N 26 «О внесении изменений в нормативно - правовые
акты МВД России». 
13.           
Приказ МВД РФ от 28 марта
2005 г. N 209 «О внесении изменений в приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N
297». 
14.           
Административная
деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Часть особенная. Учебник. М.:
МЮИ МВД России, 2002. 
15.           
Бахрах
Д.Н. Административное право. -М 2003 . 
16.           
Воронцов
С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. – М., БЭК, 1999. 
17.           
Катанян
К. КоАП имени ГИБДД // Новое время, 2000, №17-18. 
18.           
Лукьянов
В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 2003. 
19.           
Севрюгин
В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ,
ТГУ, 2001. 
20.           
Семенов
В.М. Правоохранительные органы РФ. – М., Норма, 2000. 
 
[1] Положение
«О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня
1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N
679, от 03.05.2005 N 497). 
[2] Приказ МВД РФ от 20 апреля
1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства
внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N
453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209). 
[3] Положение
«О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня
1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N
679, от 03.05.2005 N 497). 
[4] Положение
«О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня
1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N
679, от 03.05.2005 N 497). 
[5] Приказ МВД РФ от 8 июня 1999
г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности
службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции
безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской
Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525). 
[6] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения
МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ
от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497). 
[7] Приказ МВД РФ от 20 апреля
1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы
Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних
дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209). 
     
Страницы: 1, 2 
   
 |