Меню
Поиск



рефераты скачать Деятельность службы ГИБДД

В состав ДПС ГИБДД МВД России входят строевые подразделения (в том числе специализированные): полки, батальоны, роты, взводы, мобильные строевые подразделения, создаваемые в качестве оперативного резерва для реагирования на осложнение оперативной обстановки в области дорожного движения, проведения специальных мероприятий по пресечению преступлений, связанных с эксплуатацией транспортных средств, а также группы[7].

Специализированные подразделения ГИБДД по обеспечению безопасного и беспрепятственного проезда автомобилей специального назначения образуются по согласованию с МВД России.

Работу подразделений ДПС, оказание им практической и методической помощи организуют отделы (отделения) ДПС управлений (отделов) ГИБДД МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации.

Основными задачами ДПС являются:

- сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства;

- обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств;

- предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

ДПС решает стоящие перед ней задачи во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел, военной автоинспекцией Министерства обороны Российской Федерации, Российской транспортной инспекцией, организациями, общественными объединениями, трудовыми коллективами и гражданами.

Взаимодействие осуществляется на основе договоров, совместных планов, приказов, указаний и инструкций.

Основными функциями дорожно-патрульной службы являются:

1. Оказание в пределах своей компетенции содействия и помощи участникам дорожного движения в осуществлении их законных прав и интересов.

2. Осуществление контроля за соблюдением правил дорожного движения, а также нормативных правовых актов в области обеспечения безопасности дорожного движения.

3. Регулирование дорожного движения, обеспечение организации движения транспортных средств и пешеходов в местах проведения аварийно-спасательных работ и массовых мероприятий.

4. Охрана общественного порядка, обеспечение общественной безопасности, предотвращение и пресечение преступлений и административных правонарушений на улицах, дорогах и иных общественных местах.

5. Осуществление розыска угнанных и похищенных транспортных средств, а также транспортных средств, водители которых скрылись с мест дорожно-транспортных происшествий (ДТП).

6. Осуществление в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации производства по делам об административных правонарушениях.

7. Осуществление неотложных действий на месте ДТП, а также принятие мер по эвакуации людей и оказанию им первой медицинской помощи, содействие в транспортировке поврежденных транспортных средств и охране имущества, оставшегося без присмотра.

8. Проведение в соответствии с законодательством РФ проверки сообщений о преступлениях против безопасности дорожного движения и эксплуатации транспортных средств, а также осуществление производства по делам об административных правонарушениях.

9. Осуществление в установленном порядке сопровождения транспортных средств.

10. Выявление причин и условий, способствующих совершению ДТП, нарушений правил дорожного движения, иных противоправных действий, влекущих угрозу безопасности дорожного движения, принятие мер по их устранению.

11. Информирование населения, в том числе с использованием средств массовой информации, о складывающейся обстановке в области дорожного движения, причинах ДТП и принимаемых мерах по их предупреждению.

12. Участие совместно с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, организациями независимо от форм собственности, общественными объединениями, а также гражданами в реализации профилактических мероприятий, направленных на обеспечение безопасности дорожного движения.

13. Контроль за состоянием и обустройством улично-дорожной сети и средств регулирования, соблюдением установленных условий производства ремонтно-строительных работ на автомобильных дорогах, улицах и площадях, принятие неотложных мер к устранению причин, создающих угрозу безопасности дорожного движения.

14. Участие совместно с паспортно-визовой службой в осуществлении контроля за соблюдением иностранными гражданами и лицами без гражданства установленных для них правил въезда, выезда, пребывания и транзитного проезда на транспортных средствах через территорию Российской Федерации.

Работа ДПС организуется исходя из наличия сил и средств и принципа их концентрации в местах, характеризующихся напряженной дорожной обстановкой. При этом учитываются: состояние аварийности на обслуживаемой территории, протяженность автомобильных дорог и особенности условий движения по ним, интенсивность движения транспорта и пешеходов в различные часы суток, дни недели, времена года.

Расстановка сил и средств ДПС осуществляется на основании утвержденной Дислокации постов и маршрутов патрулирования в соответствии с обязательными нормами ежесуточного выставления нарядов и заносится в Постовую ведомость расстановки нарядов дорожно-патрульной службы.

Оперативное управление силами и средствами строевых подразделений осуществляют дежурные части, а при их отсутствии - дежурные части территориальных органов внутренних дел. Дежурные части строевых подразделений находятся в оперативном подчинении дежурных частей органов внутренних дел, в структуру которых входят строевые подразделения. Работу дежурной части организует начальник штаба строевого подразделения, а где этой должности по штатам нет - заместитель командира. Право утверждения графика несения службы, установления порядка подмены лиц суточного наряда, их отстранения в случае необходимости от дежурства предоставлено только командиру строевого подразделения (или лицу, его замещающему).

В целях успешного выполнения возложенных на дежурную часть задач она обеспечивается автомобилями для выездов на места ДТП, специальными техническими средствами, оргтехникой, документацией, служебными помещениями для размещения суточного наряда, хранения и выдачи оружия, оперативно-технических и специальных средств. Дежурные части подразделений ДПС оснащаются единым абонентским телефонным номером ГИБДД.

Подготовка, инструктаж и развод сотрудников, назначенных в наряд для несения ДПС, осуществляется в соответствии с Уставом патрульно-постовой службы милиции общественной безопасности Российской Федерации.

Заступающие в наряд сотрудники ДПС должны иметь опрятный внешний вид, исправное снаряжение, форменную одежду по сезону, светоотражающую экипировку, а также нагрудный знак, оружие, жезл и другие специальные средства, Карточку поста или маршрута патрулирования, служебную книжку, служебное и водительское удостоверения, выписки из КоАП РФ, бланки протоколов и других необходимых процессуальных документов, карточки учета нарушений, квитанции об уплате штрафа, авторучку, карандаш, линейку, записную книжку, свисток, карманный электрический фонарь (при работе в условиях недостаточной видимости), Правила дорожного движения Российской Федерации, рулетку, служебную сумку или планшет.


2.2.Формы и методы надзора за дорожным движением


Основными формами несения дорожно-патрульной службы являются:

1. Патрулирование на автомобилях, мотоциклах и вертолетах.

2. Пешее патрулирование.

3. Несение службы на постах (в том числе стационарных).

4. Сопровождение транспортных средств.

Контроль за дорожным движением с использованием транспортных средств может быть открытым (обычным), скрытым и смешанным. Открытый контроль осуществляется инспекторами ДПС на автомобилях и мотоциклах, имеющих специальную окраску. Скрытый контроль - на автомобилях обычной окраски без надписей и опознавательных знаков. Он осуществляется, как правило, в дневное время, а в вечернее - лишь на участках дорог, имеющих достаточную освещенность, ширину и хорошее покрытие. Смешанный контроль организуется одновременно на двух автомобилях, один из которых имеет специальную окраску и опознавательные знаки, а второй - обычную окраску. Взаимодействие между нарядами при смешанном контроле и координация их совместных действий осуществляются с помощью радиосвязи.

Пешее патрулирование применяется для контроля за движением на небольших по протяженности, напряженных по интенсивности движения и опасных в аварийном отношении участках дорог. При пешем патрулировании контроль за дорожным движением осуществляется в открытой форме путем перемещения по краю тротуара (обочины), резервной зоне дороги. Место несения службы выбирается так, чтобы инспектор ДПС был отчетливо виден, возможно, большему количеству участников движения и имел возможность для своевременного пресечения нарушений.

При несении службы на постах особое внимание уделяется розыску транспортных средств, водители которых скрылись с мест ДТП, выявлению угнанных и похищенных транспортных средств, транспортных средств с неисправностями, угрожающими безопасности дорожного движения, а также используемых в преступных целях.

Для удобства проверок проходящего транспорта, обеспечения при этом безопасности дорожного движения, территория, прилегающая к посту, должна быть хорошо освещена.

Сопровождение осуществляется на патрульном транспорте, имеющем цветографическую окраску, опознавательные знаки и оборудованном специальными звуковыми и световыми сигналами.

Основными способами несения ДПС являются:

-контроль за поведением участников дорожного движения,

-предостережение их от совершения противоправных действий либо пресечение правонарушений,

-осуществление распорядительно-регулировочных действий.

Контроль при несении службы заключается в визуальном или с помощью специальных технических средств наблюдении за выполнением участниками дорожного движения Правил дорожного движения РФ и иных норм, действующих в области дорожного движения.

Предостережение участников дорожного движения представляет собой воздействие на их поведение самим пребыванием сотрудника ДПС на наиболее напряженном участке маршрута, на месте происшествия или стихийного бедствия, а также путем предупреждения водителей о возможных последствиях, которые могут наступить в результате несоблюдения ими правил дорожного движения.

К распорядительно-регулировочным действиям относится регулирование движения жестами, которое осуществляется в местах временных заторов в движении, при проведении массовых и специальных мероприятий, при неисправной светофорной сигнализации, при обеспечении перехода дорог пешеходами и в других случаях осложнения дорожной обстановки.

Основанием для остановки транспортных средств являются:

а) нарушение правил дорожного движения водителями или пассажирами;

б) наличие данных, свидетельствующих о причастности водителя, пассажиров к совершению ДТП, административного правонарушения, преступления;

в) нахождение транспортного средства в розыске, а также наличие данных об использовании транспортного средства в противоправных целях;

г) необходимость опроса водителя или пассажиров об обстоятельствах совершения ДТП, административного правонарушения, преступления, очевидцами которого они являются;

д) выполнение решений уполномоченных на то государственных органов или должностных лиц об ограничении или запрещении движения;

е) необходимость привлечения водителя или транспортного средства для оказания помощи другим участникам дорожного движения или сотрудникам милиции;

ж) проверка документов на право пользования и управления транспортными средствами, а также документов на транспортное средство и перевозимый груз - только на стационарных постах ДПС, контрольных постах милиции и контрольно-пропускных пунктах.

Запрещается останавливать транспортные средства без необходимости.

При несении службы на посту или маршруте патрулирования сотрудник ДПС осуществляет контроль за обустройством и состоянием автомобильных дорог, исправностью технических средств регулирования (светофоров, дорожных знаков и т.д.), а также за производством работ на проезжей части.

Средства измерения скорости движения, другая аппаратура фиксации нарушений правил дорожного движения, приспособления для принудительной остановки транспортных средств, и другие специальные средства применяются в соответствии с инструкциями и методическими указаниями о порядке пользования этими средствами.


2.3. Взаимоотношения с участниками дорожного движения


Взаимоотношения сотрудников ДПС с участниками дорожного движения должны основываться на строгом соблюдении законности, четком исполнении своих обязанностей, сочетании твердости, решительности и принципиальности в предупреждении и пресечении правонарушений с внимательным, доброжелательным и уважительным отношением к гражданам.

При обращении к участникам дорожного движения сотрудники милиции должны представиться, приложив руку к головному убору, назвать свою должность, специальное звание и фамилию, сообщить о причине остановки транспортного средства. В случае обращения граждан сотрудники, выполнив те же требования, в пределах своей компетенции обязаны принять меры по оказанию помощи, а в необходимых случаях разъяснить, куда следует обратиться для разрешения поставленного вопроса.

В разговоре с гражданами сотрудники ДПС обязаны проявлять спокойствие и выдержку, не должны вступать в пререкания, терять самообладание, отвечать грубостью на грубость.

Действия сотрудников ДПС должны быть понятны участникам дорожного движения, а сигналы водителям во избежание вынужденного создания ими помех для движения других транспортных средств (необходимость применения экстренного торможения, маневрирования и т.п.) - подаваться своевременно.

Сотрудники ДПС предлагают водителям выйти из кабины (салона) транспортного средства в следующих случаях:

а) для устранения технической неисправности транспортного средства или нарушений правил перевозки грузов;

б) когда имеются достаточные основания полагать, что водитель находится в состоянии опьянения;

в) для проведения (в присутствии водителя) сверки номеров агрегатов и узлов транспортного средства с записями в регистрационных документах;

г) для проведения досмотра транспортного средства и груза;

д) когда водители или пассажиры подозреваются в совершении преступлений;

е) в иных случаях, когда требуется участие водителей в оформлении необходимых документов либо оказании помощи другим участникам дорожного движения.

Распоряжения следует отдавать коротко и ясно, исключая возможность ошибочного или двоякого их понимания гражданами, которых они касаются.

С документами при проверке необходимо обращаться аккуратно, не делать в них какие-либо отметки. Если в документы вложены деньги и ценные бумаги, необходимо предложить владельцу самому взять их.

Сотрудники ДПС не вправе, руководствуясь личными чувствами к участникам дорожного движения, изменять в сторону ужесточения объявленную меру административного воздействия за совершенное правонарушение. При возникновении конфликтных ситуаций, претензиях или по требованию участников дорожного движения он сообщает номер нагрудного знака и предъявляет, не выпуская из рук, служебное удостоверение, разъясняет право и порядок обжалования своих действий.

При пресечении правонарушений сотрудники ДПС должны исходить из возложенных на них задач по обеспечению безопасности граждан, защиты их законных прав и интересов.

В случаях необходимости сотрудники ДПС обязаны оказывать содействие гражданам.

Взаимоотношения с иностранными гражданами и лицами без гражданства осуществляются на основании законодательства РФ и международных соглашений (договоров), в соответствии с которыми виновные в нарушении Правил дорожного движения РФ могут быть привлечены к ответственности.


3. Особенности применения мер административного принуждения и привлечения к административной ответственности за правонарушения в сфере безопасности дорожного движения


Решающая роль борьбы с правонарушениями в сфере дорожного движения принадлежит государству. Оно имеет специальный аппарат принуждения. Правовые нормы определяют, за что государственные органы могут применять метод принуждения (основания принуждения), виды и размеры принудительных средств (санкций) и порядок их применения.

Административное принуждение является особой, самостоятельной разновидностью правового принуждения. Административное принуждение играет важную роль в охране правопорядка, включает в себя большое число средств пресечения (задержание граждан, запрещение эксплуатации механизмов и т.д.), прекращает антиобщественные действия, предотвращает наступление общественно вредных последствий. Применение административного принуждения обусловлено: во-первых, необходимостью в установленных законом случаях наказать правонарушителей, во-вторых, необходимостью пресечь и, в-третьих, предупредить правонарушения.

Административно-предупредительные меры являются самостоятельным видом мер принуждения, назначение которых - предупреждение правонарушений и обеспечение общественной безопасности, имеют строго целевой профилактической характер и направлены на предотвращение создания противоправных и иных, представляющих общественную опасность, ситуаций. К административно-предупредительным мерам в сфере безопасности дорожного движения относят:

- прекращение движения транспортных средств и пешеходов при возникновении угрозы общественной безопасности;

- проверка документов и административный досмотр (при обеспечении паспортного режима, у водителей автотранспортных средств, в погранзоне);

Меры административного пресечения используются, как средство принудительного прекращения правонарушений и предотвращения их вредных последствий. Эти меры направлены на принудительное прекращение противоправного поведения, недопущение, устранение вредных его последствий, на создание условий для возможного привлечения виновных лиц к административной ответственности.

Меры административного пресечения используются не только для защиты интересов общества, но и для защиты интересов, здоровья, жизни самого правонарушителя (например, управление транспортным средством в нетрезвом состоянии и т.п.).

Административное задержание является мерой административно-процессуального характера, применяемой в связи с совершением правонарушения и состоящей в кратковременном ограничении свободы правонарушителя. Законодательство закрепляет несколько специальных видов административного задержания в сфере безопасности дорожного движения, среди них такие как:

- задержание лиц, находящихся за рулем в состоянии опьянения;

- задержание лиц, совершивших мелкое хулиганство; и пр.

В настоящее время применяются следующие административно-наказательные средства:

1. Меры морального воздействия. Они связаны с малозначительными проступками, совершенными обычно людьми случайно и не имеющими каких-либо стойких антиобщественных установок (предупреждение).

2. Меры личностного воздействия. Они состоят в ограничении субъективных прав и вложении на нарушителя определенных претерпеваний.

В соответствии с КоАП РФ выделяют следующие виды административных взысканий: - предупреждение; - штраф; - лишение специального права, предоставленному данному гражданину (права управления транспортными средствами); - исправительные работы; - административный арест.

Заключение


Подводя итог вышеизложенного хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Деятельность сотрудников дорожно-патрульной службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам.

Следует также сказать, что правильное использование метода принуждения органами государственного управления, в том числе органами внутренних дел, обеспечивает эффективность управленческой деятельности, функционирования административно-правовых институтов, незыблемость правопорядка, создает условия для постепенного сокращения и ликвидации правонарушений.

Несомненно, законодательством органы управления наделены достаточно широкими полномочиями в области принуждения, что не исключает и нарушения, допускаемые уполномоченными органами, осуществляющих государственное управление. В связи с этой проблемой законодательство в определённых случаях осуществляет защиту граждан, организаций чьи права и интересы были нарушены.

Меры административного принуждения имеют профилактическую направленность и являются средством предупреждения преступности в сфере безопасности дорожного движения.

Список использованной литературы


1.                 Конституция РФ. – М., Юрид. лит., 1993.

2.                 Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях, принят Государственной Думой 20 декабря 2001 года (в ред. Федеральных законов, с изм., внесенными Федеральным законом от 21.07.2005 N 113-ФЗ).

3.                 Закон РФ от 18 апреля 1991 г. N 1026-I "О милиции" (с изменениями от 18 февраля, 1 июля 1993 г., 15 июня 1996 г., 31 марта, 6 декабря 1999 г., 25 июля, 7 ноября, 29 декабря 2000 г., 26 июля, 4 августа, 30 декабря 2001 г., 25 апреля, 30 июня, 25 июля 2002 г.)

4.                 Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).

5.                 Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209).

6.                 Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).

7.                 Приказ МВД РФ от 7 декабря 2000 г. N 1240 "Об утверждении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации по техническому надзору".

8.                 Приказ МВД РФ, Минфина РФ и Минтранса РФ от 3 августа 2001 г. N 708/61н/126 "Об утверждении нормативных правовых актов, подготовленных во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 31 июля 1998 г. N 880.

9.                 Приказ МВД РФ от 21 февраля 2002 г. N 148 "О внесении изменений и дополнений в Инструкцию, утвержденную приказом МВД Российской Федерации от 20 июля 2000 г. N 782"

10.            Приказ МВД РФ от 27 января 2003 г. N 59 «О регистрации транспортных средств» (в ред. Приказов МВД РФ от 22.12.2003 N 1014, от 19.01.2005 N 26, с изм., внесенными решением Верховного Суда РФ от 10.10.2003 N ГКПИ 2003-635).

11.            Приказ Минздрава РФ от 14 июля 2003 г. N 308 «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения».

12.            Приказ МВД РФ от 19 января 2005 г. N 26 «О внесении изменений в нормативно - правовые акты МВД России».

13.            Приказ МВД РФ от 28 марта 2005 г. N 209 «О внесении изменений в приказ МВД России от 20 апреля 1999 г. N 297».

14.            Административная деятельность органов внутренних дел. Часть общая. Часть особенная. Учебник. М.: МЮИ МВД России, 2002.

15.            Бахрах Д.Н. Административное право. -М 2003 .

16.            Воронцов С.А. Правоохранительные органы. Спецслужбы. – М., БЭК, 1999.

17.            Катанян К. КоАП имени ГИБДД // Новое время, 2000, №17-18.

18.            Лукьянов В.В. Безопасность дорожного движения. – М.: Транспорт, 2003.

19.            Севрюгин В.Е. Проблемы административного права. Учебное пособие. - Тюмень: ТВШ МВД РФ, ТГУ, 2001.

20.            Семенов В.М. Правоохранительные органы РФ. – М., Норма, 2000.


[1] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).

[2] Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказов МВД РФ от 21.06.1999 N 453, от 10.09.2001 N 800, от 19.03.2004 N 187, от 28.03.2005 N 209).

[3] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).

[4] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).

[5] Приказ МВД РФ от 8 июня 1999 г. N 410 «О совершенствовании нормативно-правового регулирования деятельности службы дорожной инспекции и организации движения Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 07.07.2003 N 525).

[6] Положение «О Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ» от 15 июня 1998 г. №711 // СУ РФ, 1998, №7, (в ред. Указа Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497).

[7] Приказ МВД РФ от 20 апреля 1999 г. N 297 «Об утверждении наставления по работе дорожно-патрульной службы Государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» (в ред. Приказа МВД РФ от 28.03.2005 N 209).


Страницы: 1, 2




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.