Я полагаю, что никто не
рождается честным или лжецом, несмотря на скороспелые заявления генетиков об
открытии ими каких-то генов честности или даже духовности. Просто на каком-то
этапе развития человеческого разума, человек, еще ребенок, начинает
задумываться о необходимости честности.
Честным быть в современном
обществе невыгодно, поэтому нужен развитый аналитический ум, чтобы придти к
пониманию необходимости честности. Какие же причины находит молодой человек для
того чтобы быть честным?
Первая причина это конечно
общественная – достижение взаимопонимания и уважения в коллективе. Честность -
это предсказуемость, возможность договариваться, то есть, это необходимое
условие самоуправляемого поведения человека.
Это может быть и вопросом
самоуважения – крепкой честностью можно гордиться, как и накачанными мускулами.
Причиной честности может быть и желание интеллектуального здоровья, так как
регулярная нечестность извращает мыслительный аппарат.
Человек может приобрести и
религиозную честность, если поверит в Бога и осознает, что для встречи с ним
после смерти нужно прожить честную жизнь.
К религиям способствующим
честности, по видимому, надо причислить такие как христианство, иудаизм, ислам,
зороастризм. Как у буддизма с честностью я не знаю.
Какие еще причины могут быть
у человека для честности, причины которые общество должно открывать молодому
человеку еще в школьные годы?
Такой причиной должна быть
философия общего дела. Наука, которая все глубже постигает законы мироздания и
отодвигает религиозные мифы, должна взять на себя обязательства исполнения тех
чаяний, которые возлагались на религии, а именно, воскрешение мертвых и жизнь
вечная. Только через установление этой цели и путем заключения договора с
каждым честным человеком человечество может выжить в современных условиях.
Конечно это не юридический договор, просто каждый человек должен знать, что
если он честен, то он в общем деле, если он лгун, то он паразит общего дела. И
тут наука не должна соперничать с религией – если Бог придет, то принимается
религиозный вариант, пока его нет, выполняется научный проект. Только безумная
честность может спасти человечество от безумия.
При поверхностном взгляде на
суть дела кажется, что одной упертости, принципиальности в честности достаточно
для выхода человечества из кризиса, но это не так. Требуется еще поднять
человека, вытащить его из болота тысячелетней лжи.
Нужны учения открывающие
человеку его высокое предназначение. Религии давно подвизаются на этом поприще,
пора сказать свое слово науке и технике. Нужна наука о духовности видящую в
развитии мира не просто эволюцию движимую борьбой видов, а целенаправленную
эволюцию управляемую Духом. В этом есть глубокий смысл поднимающий ценность
каждого человека независимо от его расы нации или рода. Каждый человек может
оказаться носителем новых знаний, новых смыслов и оказать бесценную помощь
общему делу.
Идея оплаты работы
ответственного избирателя
Как вы относитесь к идее о
необходимости материальной заинтересованности избирателя? Что если сделать это
не так как раньше, когда дешевыми распродажами зазывали избирателей на участки.
А заинтересовать избирателя в результатах своего труда. Хорошо идут дела в
государстве, увеличивается, к примеру, ВВП – значит, избиратель получает премию
к новому году (независимо от того за кого голосовал, ведь голосование тайное),
или к другому празднику, в зависимости от того, когда у нас сводят статистику.
Но как говорится, не хлебом
единым. Можно выделить и другие критерии: рождаемость, средняя
продолжительность жизни. И за все успехи избиратель, участвовавший в выборах,
получает прибавку к премии. Можно даже ввести статистику в оценку культурного
развития: победы в олимпиадах, международных соревнованиях, количество полученных
международных премий, уровень преступности, состояние экологии, и в общем, надо
подумать что еще.
В принципе, подход можно
сказать рыночный, в духе времени и возможно нынешняя власть его примет? А это
бы активизировало избирателя, заинтересовало его, заставило думать.
Ответственный подход к голосованию это серьезная работа и как всякая работа
должна оплачиваться. Власть сейчас подсунула народу вариант – пусть голосует
кто хочет. Но это несолидно. Зачастую потребность голосовать ощущают те, кто оказался
рядом с административным ресурсом и видит в нем свою выгоду, а это плохо.
Манипулируют человеком, а ему некогда и не охота разбираться, это многие
понимают, например, С.Г.Кара-Мурза в работе "Манипуляция сознанием" пишет: "... главное условие
успешной манипуляции заключается в том, что в подавляющем большинстве случаев
подавляющее большинство граждан не желает тратить ни душевных и умственных сил,
ни времени на то, чтобы просто усомниться в сообщениях. Во многом это
происходит потому, что пассивно окунуться в поток информации гораздо легче, чем
критически перерабатывать каждый сигнал".
Оплата за выбор успешной
команды управляющих государством лег бы в основу и в подходе к выработке
механизмов моральной, экономической и законодательной ответственности власти. В
общем, сплошные плюсы. Правда денег потребует, но небольших, притом это деньги
отданные народу, своему народу.
Россиянская демократия
Размышляя о влиянии
демократии на преобразования русской жизни надо определить, что же такое
"демократия". Безусловно, не претендуя на какое-либо
"конечное", идеальное определение этого сложнейшего понятия, мы
попытаемся представить наше видение этой проблемы.
В переводе с греческого языка термин
"демократия" означает народовластие. Когда античные мыслители, в особенности
такие "столпы" как Платон и Аристотель, отвечали на вопрос о сущности
демократии, они имели в виду, прежде всего форму правления. Они различали формы
правления в зависимости от того, правит ли один, немногие или весь народ и
устанавливали три основных состояния: монархию, аристократию и демократию.
Однако и Платон, и Аристотель каждую форму правления связывали с общественной
жизнью, с некоторыми более глубокими условиями общественного развития. Оба они
имели определенный эмпирический материал по вопросу развития и смены
политических форм, и оба видели, что если есть в государстве какая-то
внутренняя сила, на которой оно держится, несмотря ни на какие бедствия, то
формы его меняются в широких пределах от монархии до тирании, от аристократии
до олигархии, от демократии до охлократии. Каждая из этих форм может быть хуже
или лучше в зависимости от того, следуют ли они по пути закона или отступают от
него, имеют ли они в виду общее благо или собственные интересы правителей. Но
все эти формы подвижны и изменчивы. Ни одна из них не является «конечной» и
идеально прочной. Это утверждение относилось, в том числе и к демократии. В
изображении Платона эта изменчивость демократии превращается в порочный круг: с
одной стороны это лучшее из правлений, все становятся свободными, каждый
получает возможность устраивать свою жизнь по своему желанию, однако с другой
стороны, якобы, вследствие «отсутствия в жизни людей твердого плана и порядка»
все здесь приходит в расстройство. Изменчивость и подвижность демократии отмечает
и Аристотель. Наиболее прочным он считает демократический строй у народов,
живущих простой, близкой к природе жизнью. Другие виды демократии кажутся ему
подверженными изменениям, причем наихудшим видом он считает тот, в котором под
видом господства народа правит кучка демагогов, в котором нет твердых законов,
а есть постоянно меняющиеся предписания, в котором судебная система
превращается в издевательство над правосудием.
Парламентарная и
президентская демократии — основные формы современного демократического
устройства. Они отличаются соотношением исполнительной и законодательной
власти. В первом случае главенствующую роль играет парламент, во втором —
президент страны объединяет в себе главу правительства и главу государства.
Президент избирается на определенный
период непосредственно народом, равно как и члены Конгресса. Если партия
президента имеет большинство в законодательном органе, это может облегчить
прохождение его политических программ, но в отличие от премьер – министра,
президент не зависит от большинства для того, чтобы оставаться в должности.
Члены кабинета обычно не
являются членами Конгресса это одно из базовых положений современной западной
демократии — принцип разделения власти, которое предполагает наличие
законодательной, исполнительной и судебной властей. При этом ни одному из
государственных органов не принадлежит вся полнота государственной власти. В
России первыми лицами правящей партии являются министры, градоначальники и
губернаторы, успешно совмещающие и многие посты, порой в разных ветвях власти,
и занятие бизнесом, следует ли удивляться, что западные демократы не считают
власть в нашей стране демократичной. Но суть претензий запада нашему народу
никто не объясняет, наоборот, для отвода глаз от парадоксов устройства власти в
России пытаются дискредитировать идеи "западной" демократии используя
даже Русскую православную церковь.
Разделение властей, столь
тщательно установленное Американской Конституцией в 1789 году виделось
создателям Конституции гарантией невозможности концентрации власти внутри одной
ветви национального правительства. Джаймс Медисон - четвертый президент США,
игравший, по всей видимости, значительную роль в создании Конституции,
утверждал; "Концентрацию всей власти - законодательной, исполнительной и
юридической - в одних руках… можно с полным правом считать определением
тирании".
В политической литературе
неоднократно высказывалась мысль, что развитие государственных форм неизбежно и
закономерно приведет человеческое общество к демократии. Однако, в попытках подвести
под общий знаменатель пестрое разнообразие позиций относительно места
демократии в системе общечеловеческих ценностей, невольно на ум приходит
«крамольная» мысль, что как раз этого быть никак не может.
Как ни странно, термин
«демократия» принадлежит к числу наиболее спорных и неопределенных понятий
современной политической теории. Европейский гуманизм внес значительные
«осложнения» в «простоту» греческих определений. Древний мир знал только
непосредственную демократию, в которой народ (рабы, разумеется, за народ не
считались) сам правит государством через общее народное собрание. Понятие
демократии совпало здесь с понятием демократической формы правления, с
понятием непосредственного «народоправства». Хотя Руссо также воспроизводил это
греческое словоупотребление, однако, именно он создал теоретическое обоснование
более широкому пониманию демократии, которое утвердилось в наше время. Он
допускал, что с верховенством народа могут быть совместимы различные формы
государственной власти - и демократическая, и аристократическая, и
монархическая. Тем самым он открыл путь для нового понимания демократии как формы
государства, в котором верховная власть принадлежит народу, а формы
правления могут быть разные. Сам Руссо считал демократию возможной только в
виде непосредственного "народоуправства", соединяющего
законодательство с исполнением. Те формы государства, в которых народ оставляет
за собой только верховную законодательную власть, а исполнение передает монарху
или ограниченному кругу лиц, он признавал законными с точки зрения
"народного суверенитета", но не называл их демократическими.
Позднее понятие демократии
было распространено на все формы государства, в котором народу принадлежит
верховенство в установлении власти и контроль над нею. При этом допускалось,
что свою верховную власть народ может проявлять как непосредственно, так и
через представителей. В соответствии с этим демократия определяется, прежде
всего, как форма государства, в которой верховенство принадлежит общей воле
народа. Это есть самоуправление народа, без его различия на «черных и белых»,
«пролетариев и буржуазию», т.е. всей массы народа в совокупности. На основании
этих определений монархическая Великобритания считается, в том числе
современной теорией не менее демократичной, нежели республиканская Франция.
Многие великие мыслители
находили, что демократия может быть осуществлена лишь при особых, специфических
условиях. Более того, большинство определенно полагали, что, если понимать
демократию во всей строгости этого явления, то истинной демократии никогда не
было и не будет.
Наивные предположения о том,
что стоит только "свергнуть" старый порядок и провозгласить
"всеобщую свободу", всеобщее избирательное право, народное
самоуправление и демократия осуществится сама собой, не выдерживают критики.
На самом деле, мысль о том, что с разрушением старых устоев тотчас же наступает
истинная свобода, принадлежит не демократической, а анархической теории. В
противовес этому анархическому взгляду современные исследователи единодушно
признают, что как более поздняя и сложная форма политического развития
демократия требует и большей зрелости народа. По своему существу демократия
есть самоуправление народа, но для того, чтобы это самоуправление не было
пустой фикцией надо, чтобы народ выработал свои формы организации. И чем
сложнее и выше задачи, которые ставятся перед государством, тем более требуется
для этого политическая зрелость народа, содействие лучших сторон человеческой
природы и напряжение всех нравственных сил.
Степень отдаленности современных демократий от даже
приблизительного идеала отчетливо видна в вопросе о фактическом осуществлении
народовластия. Безусловно, прав Руссо, отождествляя понятие истинной демократии
с непосредственным участием всего народа не только в законодательстве, но и в
управлении и утверждая, что система представительства есть отступление от
настоящего народовластия. Однако и он понимал, насколько трудно реализовать в
жизни подлинную демократическую идею. Объективно при любом строе, в том числе и
при демократии, над общей массой народа всегда вырастают немногие — руководящее
меньшинство, вожди, направляющие общую политическую жизнь. Практически
повсеместная трансформация демократии в правление немногих — явление замеченное
давно и достаточно хорошо описанное.
Поэтому, говоря о западной
демократии, прежде всего, имеют в виду представительную демократию. Идеи
представительской демократии дали на русской почве удивительно извращенные
ростки. Кто же в этом виноват? У нас любят винить во всем Америку, Сион,
Европу, запад и восток, и редко когда обращаются к разглядыванию русского
человека, этого ни кто не любит, но рано или поздно кому-то придется это
делать, потому что другого пути к улучшению нашей жизни нет.
У нас любят рассуждать о
государственных и международных вопросах, а то, что близко редко подвергается
рассмотрению. Я расскажу о том, что оказалось близко мне. Будучи литератором,
по образованию, я столкнулся с такой практикой — для публикации произведений в
столичных журналах и газетах надо заводить знакомство с редакторами, причем
знакомство основанное на алкоголе. И ведь журналы это не частное предприятие,
многие получают и бюджетные деньги и гранты. И атмосфера союзов писателей тоже
оказалась проникнута алкоголем. Еще будучи студентом мне доводилось
сталкиваться с попойками, причем инициатива часто шла от руководства. Меня это
какое-то время удивляло, пока я не понял, что дело тут не в характере того или
иного руководителя — алкоголь давно стал в России элементом объединения и
управления людьми.
Оказывается в России очень
трудно собрать коллектив единомышленников, гораздо проще собрать группу
собутыльников. Конечно, собутыльники очень легко подменят коллективные
общественные цели на личные шкурные интересы, но в России к этому относятся
равнодушно.
И собутыльники выдвигают
лидера, конечно пьяницу, но такого которого алкоголь не совсем лишает рассудка.
И лидер порой развивает кипучую деятельность, а для формальной деятельности в
России поле особенно велико: фуршеты, банкеты, юбилеи, презентации,
конференции, раздача наград и премий. И конечно все это при полном
взаимопонимании с вышестоящей "властью" — с нею тоже выпито не мало.
Вот и трудятся руководители, не покладая рук, даже не подозревая, что их суета
никому не нужна, а порой и вредна, так как является профанацией и ведет к
деградации нравственных устоев и дегенерации подопечных. Так все бюджетные
ресурсы общества, выделяемые на благие цели, делятся и поглощаются небольшими
группками собутыльников. И ведь это тоже форма народовластия.
Конечно, кроме алкогольного
братства значительную роль в жизни Российского общества играет кумовство. Вот и
получается, что для трезвых, независимых, думающих людей остается совсем
немного места.
И так в большинстве
организаций, с низу до верху. Данные совместного исследования Общероссийской
общественной организации поддержки малого и среднего предпринимательства
"Опора России" и ВЦИОМ, проведенного в 2006 году, говорят о том, что
сегодня 61% предпринимателей при взаимодействии с властями предпочитает личные
контакты (это, как правило, кабачок с коньячком, банька с девчонками и
конвертик с долькой) и только 18% видят пользу в публичном взаимодействии.
Страницы: 1, 2, 3
|