Меню
Поиск



рефераты скачать Духовная культура древних германцев

Духовная культура древних германцев

СОДЕРЖАНИЕ

Введение 3

Глава I. Религиозные воззрения древних германцев 8

§1. Картина мира 8

§2. Архаические пережитки в религии 11

§3. Пантеон богов 12

§4. Жреческая организация 15

Глава II. Культура древних германцев 17

          §1. Устная и песенная культура 17

§2. Художественная культура 19

Заключение 24

Список источников и литературы 26

Примечания 28

Приложение

ВВЕДЕНИЕ


История древних германцев – история этноса, стоящего у истоков большинства народов и наций современной Европы. Однако некоторые аспекты его истории до сих пор исследованы недостаточно. Это, в частности, относится к духовной культуре древних германцев. Несмотря на наличие источников («Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря, «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита, «Естественная история» Плиния Старшего), духовная культура древнегерманских племен изучена недостаточно, чем и объясняется актуальность нашей темы.

Главными источниками являются сочинения Тацита («Анналы»[1] и, прежде всего, «О происхождении германцев и местоположении германцев»[2]), а также «Записки о галльской войне»[3] Юлия Цезаря. Эти источники дают богатый материал о расселении, хозяйстве, занятиях, обычаях, верованиях древних германцев, однако необходимо заметить, что работа с этими источниками требует критического подхода, поскольку зачастую источники противоречат друг другу.

Так, противоречия находятся даже в сочинениях одного и того же автора – Тацит: он то идеализирует древних германцев, то акцентирует внимание на их «варварских» чертах. Иногда в одной работе  он пишет о том, что такой-то факт имеет место, а другой – что ничего подобного нет (типичный пример – вопрос о серебряных рудниках в Германии, о чем будет детальнее сказано в третьей главе).

Больше всего проблем с источниками возникает при изучении религиозных воззрений древних германцев.

Так, С. А. Токарев называет следующие источники изучения древнегерманской религии:

1)     археологические памятники;

2)     сообщения классических римских и греческих писателей;

3)     данные средневековой христианской литературы – церковные проповеди, письма епископов, синодальные решения и пр.;

4)     средневековые скандинавские сборники – Эдды: Старшая, или Поэтическая (X – XII вв.), содержащая мифологические и героические песни и сказания, и Младшая, или прозаическая (XII – XIII вв.), представляющая собой религиозно-мифологический трактат;

5)     новейшие пережитки древней религии в виде народны поверий и обычаев, описанных в этнографической литературе.[4]

Из источников, нам доступным и дающим сведения о религии древних германцев, мы использовали, помимо «Младшей Эдды»[5] и «Старшей Эдды»,[6] «Записки о галльской войне» Гая Юлия Цезаря,[7] а также «Анналы» и «О происхождении германцев и месторасположении германцев» Тацита[8]. Однако у этих источников есть свои недостатки. Так, М. А. Коган, автор главы о древнегерманских племенах в «Очерках истории Германии с древнейших времен до 1918 года»,[9] считает, что и Цезарь, и Тацит пишут о религии германских племен неточно и неверно. Оба римлянина называют богов германцев римскими именами, «безнадежно преградив этим путь исследователям».[10]

На наш взгляд, Тацит, как и Гай Юлий Цезарь, называет германских богов латинскими именами для удобства читателей. Дело в том, что в Древнем Риме религия была достаточно толерантна, и, многочисленный пантеон богов постоянно пополнялся – то за счет обожествления каких-либо императоров (а то и их родственников, как, например, четырехмесячной дочери Нерона), то за счет «заимствования» богов из других пантеонов, как, например, азиатской Кибелы.[11]

Некоторые боги, которым уже были аналоги в древнеримском пантеоне, не заимствовались, и в исторических или географических сочинениях «переводились», чтобы для римского читателя было ясно, о каком боге идет речь.

Таким образом, исследователю, чтобы понять, о каком боге говорит Тацит и какое значение имел этот бог для древних германцев, необходимо знать античную мифологию и уметь находить мифологические параллели. При этих условиях религиозные воззрения древних германцев предстают  более четко.

Что касается религии скандинавов, известных нам из Эдды и ряда других источников, то, по мнению М. А. Когана, она не совсем адекватна религии древних германцев, и отражает иные социальные отношения. В Эдде божества скандинавов сведены в пантеон, в иерархическую систему, тогда как конкретные племена древних германцев имели своих локальных богов и свои племенные культы.[12]

А. С. Токарев согласен с тем, что «говорить о древнегерманской религии как о чем-то едином, не принимая во внимание племенных и географических различий и не учитывая изменений на протяжении всего исторического периода, можно лишь в очень условном и ограниченном смысле».[13]

Однако, в отличие от М. А. Когана, А. С. Токарев считает, что именно у скандинавов сохранилась дольше всего исконная, самобытная религия древнегерманских племен, поскольку они стояли в стороне от влияния кельтов и римлян, а позже – христиан, в отличие от южных и особенно юго-западных – прирейнских и придунайских – племен.[14]

Таким образом, для того, чтобы проанализировать религиозные воззрения древних германцев, необходимо использовать широкий круг литературы по религиям других индоевропейских народов, чтобы иметь возможность обоснованно проводить соответствующие мифологические параллели. Именно этим объясняется внесение в список литературы таких названий, как «Греческая мифология» И. Г. Гусмана,[15] «Легенды и мифы Древней Греции» А. Н. Куна,[16] «Мифы древней Индии»,[17] «Религия древнего Рима»,[18] «Мифы народов мира».[19]

Особенно примечательна и может вызвать недоумение работа С. Щепановская (Семиры) и В. Веташа «Астрология и мифология»:[20] конечно, очень многие положения этой книги с наукой имеют мало общего. Тем не менее необходимо отдать ее авторам должное: научный аппарат работы находится на должном уровне, работа по обобщению мифологии народов мира и профеению мифологических параллелей проведена тщательная и глубокая; единственное, что вызывает сомнения – выводы, которые авторы строят на основе вполне серьезных научных выкладок, так как связаны с такой малоисследованной и полной домыслов и мифов областью, как астрономия.

Кроме того, необходимо упомянуть еще о двух работах, которые помогли в изучении устной и песенной культуры древних германцев:  это «Эдда» и сага» А. Я. Гуревича[21] и «Западноевропейский эпос».[22]

Книга А. Я. Гуревича вводит читателя в мир древнескандинавского мифа и эпоса; в центре внимания автора – трактовка героев в песнях «Эдды» и сагах.

«Западноевропейский эпос» - работа более общего характера, она охватывает больший хронологический период и большее число проблем, в том числе и интересующую нас проблему устной и песенной культуры древних германцев.

Таким образом, видно, что по отдельным проблемам духовной культуры древних германцев существуют отдельные работы; однако не имеется в отечественной историографии обобщающего исследования по данной проблеме.

Исходя из этого, определилась цель данной курсовой работы – изучить духовную культуру древних германцев.

Для реализации этой цели задачи поставлены следующие:

1) дать общую оценку уровня развития древнегерманских племен;

2) исследовать религиозные воззрения древних германцев;

3) изучить устную и художественную культуру древних германцев.

Работа построена по проблемному принципу и состоит из двух глав: первая посвящена краткому очерку общего развития древнегерманских племен (хотя это и не относится к непосредственной цели нашей работы, но без этого будет сложно оценить уровень духовной культуры германцев); вторая посвящена непосредственно духовной культуре древних германцев.


ГЛАВА II. РЕЛИГИОЗНЫЕ ВОЗЗРЕНИЯ ДРЕВНИХ ГЕРМАНЦЕВ

§1. КАРТИНА МИРА


Как представляли себе мир древние германцы? Несомненно, у различных племен эти представления различались, однако можно говорить и о ряде общих идей в объяснении картины мироздания.

Главным источником можно считать «Прорицание вёльвы» - саму знаменитую из песен «Старшей Эдды».[23] Хотя она и была создана в Х веке нашей эры, в эпоху, переломную между язычеством и христианством,[24] тем не менее отражает многие представления древних германцев о мироздании, которые бытовали еще в первых веках нашей эры и даже раньше – учитывая обилие параллелей с индоарийской мифологией.

К таким параллелям, в частности, относится миф о «древе предела» – ясене Иггдрасиле, мировом дереве[25] (мировой дерево, ось мира – общая для многих индоарийских народов вертикальная мифологическая доминанта[26]).

«Старшая Эдда», содержащая в себе прежде всего космогонические мифы, повествует о мирозддании с точки рения древнего германца: правлению богов предшествовал период, когда жили другие сверхъестественные существа: исполины – йотуны. Убив одного из них – великана Имира – боги из тела его создали небо и землю. Сами они поселились в небесном жилище Асгард (подобие греческого Олимпа), наслаждаясь пирами и играми, пока на них не напали ваны – боги иной породы, олицетворявшие зло (возможно, это олицетворение какие-то враждебных германцам племен).[27]

Здесь мы видим очередную связь с общими индоарийскими корнями, которые стали основой мифологии многих народов Европы и Азиии: асы и ваны, по сути дело, притивопоставление злых и добрых богов, которое мы встречаем во многих религиях – от индуизма до христианских ангелов и злых духов.

Древнегерманские боги создали и людей – мужчин – из ясеня, женщин – из ольхи. Правда, имеется еще один миф о создании людей (точнее, непосредственно германцев), данный Тацитом: Сын Туистона Манн (дословно – «человек», «мужчина», ср. немецкое «mann», английское «man») стал для древних германцев родоначальником их этноса; с него начинаются эпические сказания о происхождении человеческого рода на земле; он, по словам Тацита, «праотец и прародитель древних германцев».[28]

Согласно сведениям Тацита, Манн породил трех сыновей, по именам которых обитающие близ океана древнегерманские племена получили название ингевонов, посередине – гермионами, а все прочие – истевонами. «Но поскольку старина, - пишет Тацит, всегда доставляет простор для всяческих домыслов, некоторые утверждают, что у бога было большее число сыновей, откуда и большее число наименований народов, каковы марсы, гамбривии, свебы, вандилии, и что имена эти подлинные и древние».[29]

Разумеется, как и все другие народы, германцы имели определенные представления и о загробной жизни.

Верования германцев, связанные с погребальной обрядностью, не везде были одинаковы и отличались в зависимости от племени.

Так, Тацит сообщает об обычае кремации, (сохранившейся, по мнению А. С. Токарева, от бронзового века[30]): «Похороны у них лишены всякой пышности; единственное, что они соблюдают, это – чтобы при сожжении тел знаменитых мужей употреблялись определенные породы деревьев. В пламя костра они не бросают ни одежды, ни благовоний; вместе с умершим предают огню только его оружие, иногда также и его коня. Могилы они обкладывают дерном. У них не принято воздавать умершим почет сооружением тщательно отделанных и громадных надгробий, так как, по их представлениям, они слишком тяжелы для покойников. Стенаний и слез они не затягивают, скорбь и грусть сохраняют надолго. Женщинам прилично оплакивать, мужьям помнить».[31]

Таким образом, наряду с кремацией Тацит пишет и о могилах, обкладываемых дерном, то есть о зарывании трупа.

Вероятно, «правильному» погребению придавалось большое значение, поскольку за позорные поступки (трусость на поле боя, измену мужу), по сообщению Тацита, полагалась не просто смерть, но и позорное погребение – виновного топили в болоте, а труп закидывали дерном и палками, дабы «скрыть позор» от человеческих глаз.[32]

По данным комментатора, археологические исследования подтверждают этот факт, причем преимущественно в болотах, под слоем кольев и дерна, находят трупы женщин; вероятно, это наказание было наиболее частым за супружескую измену.[33]

В любом случае, «неправильное» захоронение, скорее всего, «добавляло мучений» жертве – уже на том свете.

С другой стороны пиры воинов в обители бога войны – своеобразный милитаризированный рай – также отражает мировоззренческую парадигму сознания древних германцев.

§2. АРХАИЧЕСКИЕ ПЕРЕЖИТКИ В РЕЛИГИИ


Распространенная в отечественной литературе морфологическая классификация ранних форм религии, наиболее последовательно разработанная С. А. Токаревым и принимаемая в той или иной мере в работах Ю. П. Францева, А. Ф. Анисимова, Б. И. Шаревской, И. К. Крывлева и др., выделяет наиболее архаичные культы, свойственные еще раннепервобытной общине – прежде всего тотемизм.[34]

Характеризуя религиозные воззрения древних германцев, отметим, что религия их сохраняла во многом архаические формы, о чем говорят, в частности, следы тотемизма.

Пережитками тотемизма можно считать прежде всего названия некоторых племен – херуски от heruz (молодые олени), эбуроны – от Eber (вепрь). Есть мифы о происхождении отдельных племен и родов от деревьев, предание о происхождении рода Меровингов (знатного франкского рода, к которому принадлежал первый франкский король Хлодвиг) от водяного чудовища.

Можно видеть отзвуки тотемизма и в мифе о происхождении всех людей вообще от деревьев: мужчин – от ясеня, женщин – от ольхи[35] (миф о происхождении людей от потомка богов Манна, о котором сообщает Тацит,[36] на наш, взгляд, более позднего происхождения, так как Манн – прародитель людей – выступает в нем в уже в антропоморфном облике).

Пережитки тотемизма видятся и в почитании священных животных, из которых иные превратились в живые атрибуты богов: волк и ворон – животные, посвященные Одину; вепрь с золотой щетиной в скандинавских мифах и т. д.

Церковные писатели упоминают также о священных деревьях и источниках, о почитании священного огня, которому приписывалось очистительное и лечебное действие.[37]

Очень архаичный облик, по мнению А. С. Токарева, имела также вера в многочисленных духов природы: таковы духи земли эльфы, горные тролли, водяные никсы, поземные гномы и др., нередко любители подшутить и посмеяться над человеком. Сюда же относится и вера в людей-волков (Weerwolf). Все эти верования, как считает А. С. Токарев, были отражением быта охотничьего народа, жившего в окружении суровой, но порой и щедрой природы. Эти верования оказались наиболее живучим элементом древнегерманской религии и сохранились в народных поверьях, а отчасти в фольклоре до наших дней.[38]

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.