Древнейшие культы: возникновение, характеристика и отражение в последующих религиозных представления...
Реферат по обществоведению на тему:
"Древнейшие культы: возникновение, характеристика
и
отражение в последующих религиозных представлениях
человека"
Автор: ученица 11 класса ”Б”
Саакян Анна.
Руководитель: преподаватель
истории Сорокина С.В.
г. Москва, 2004г.
Оглавление
СТР.
I. Введение ......................................................................................................
3
II. Теоретическая часть................................................................................
4
Древнейшие
культы.......................................................................................
4
Тотемизм.................................................................................................
5
Ведовство...............................................................................................
6
Знахарство...............................................................................................
7
Эротические
культы...............................................................................
7 Погребальный
культ..............................................................................
8
Культы
общинно-родового строя..................................................................
10
Раннеплеменной
культ..........................................................................
11
Промысловый
культ..............................................................................
11
Родовой
культ.........................................................................................
12
-материнско-родовой
культ святынь и покровителей..................... 12
-патриархальный семейно-родовой культ
предков............................ 13
Культы эпохи разложения общинно-родового
строя................................... 14
Шаманизм...............................................................................................
14
Нагуализм...............................................................................................
15
Культ тайных
союзов............................................................................
15
Культ вождей.........................................................................................
16
Культ племенного
бога...........................................................................
16
Аграрный
культ.....................................................................................
17
III. Вывод........................................................................................................
18
IV. Анализ
используемой литературы и интернет-источников.......... 18
Древнейшие культы:
возникновение, характеристика и отражение в последующих религиозных
представлениях человека
I. Введение
В
1991 году после распада СССР Правительством России был принят ряд законов о
свободе совести и религиозных объединений. Россия стала многоконфессиональной
страной, и это привело к появлению проблем, связанных с веротерпимостью,
которые уже давно находятся в центре внимания во многих странах мира. Cтало очевидно, что уйти от их решения,
невозможно, так как они нередко становятся основой для возникновения серьёзных
конфликтов.
Научно-технический
прогресс XX века, способствующий процессам глобализации, показал, что земной
шар не так велик, как казалось ранее, и уничтожить его не сложно, поэтому
человечество должно искать пути для объединения. Так что, вместо того, чтобы
делать религиозные представления людей очередным фактором, разъединяющим их,
необходимо искать пути сбижения на их основе. Я имею в виду не обращение всего
человечества в единую веру, но воспитание в сознании людей уважения к другим
конфессиям. Возможно, этого можно достичь с помощью поиска общих черт, объединяющих все религиозные
представления. Именно это и является целью моего исследования.
Так
как основой для всех религий мира были древнейшие культы, то наиболее разумно
будет показать то, что эти
культы, несмотря на географическое расположение, имели одинаковую базу. C течением времени под влиянием различных
условия в разных точках мира они видоизменялись, приобретая самые разнообразные
формы, которые даже становились антагонистичны друг другу. Но, на мой взгляд,
осознание того, что религиозные представления разных народов имеют общие корни,
должно привести к появлению веротерпимости, толерантности в современном
обществе.
Конечно
понять, какие же черты являются общими, не зная специфические, невозможно,
поэтому в ходе моего изложения я буду упоминать наиболее интересные частные
проявления тех или иных мифологических представлений. Что же касается отражения
древних культов в последующих религиозных представлений человека, я буду
приводить лишь наиболее яркие и очевидные примеры, касающиеся этого аспекта,
так подробное исследование этого процесса не является целью данной работы.
Для
начала нужно понять, что же такое религия. Слово «религия» присходит от латинского religio — благочестие, набожность, святыня, предмет культа. Оно обозначает форму
общественного сознания; совокупность духовных представлений, основанных на вере
в существование бога (богов) или сверхъестественных сил, а также
соответствующее поведение и специфические действия. По степени охвата населения
различают племенные, местные верования, национальные и мировые религии.
Возникновение религии связано с таким уровнем
развития человеческого интеллекта, когда появляются зачатки теоретического
мышления и возможность отрыва мысли от действительности: общее понятие
отделяется от обозначаемого им предмета, превращается в особое «существо», так
что на основе отражения человеческим сознанием того, что есть, в нём
появляются представления о сверхъестественных силах. Эти возможности
реализуются лишь в связи со всей совокупностью практической деятельности
человека, его общественных отношений.[1]
[1] - по материалам БЭС
II.Теоретическая часть
Ранние формы религии. Доязыческие культы.
Древнейшие культы
Безусловно, основой для возникновения самых первых
мифологических представлений человека были природные инстинкты,заложенные в
нём, прежде всего, инстинкт самосохранения. В первобытных культах*
запечатлено фантастическое сознание людьми их зависимости от природных сил. Не
отделяя себя ещё от природы, человек переносит на неё отношения, складывающиеся
в первобытной общине. Объектом религиозного восприятия становятся именно те
природные явления, с которыми человек связан в своей повседневной практической
деятельности, которые имеют для него жизненно важное значение. Бессилие
человека перед природой вызывало чувство страха перед её таинственными силами и
непрестанные поиски средств воздействия на них.
Таким образом, эти формы религии были
порождены осознанием первобытным человеком своей беспомощности перед природой,
связанностью его деятельности и мышления узкими рамками первобытно-общинного
строя. В них отразились различные стороны этих отношений: кровно-родственные
связи, раннеродовые связи, взаимоотношения полов, бессилие перед болезнями,
смерть сочлена родовой общины, угрожающая её целости и благополучию,
межплеменная рознь. Очевидно, что наличие у человека биологических инстинктов и
осознание им грозного превосходства природы никак не зависело от места его
обитания, что само по себе подтверждает то, что первые мифологические
представления у разных племён были почти одинакоыми. Чем могли они
различаться? Содержанием религиозных верований иногда считают объект поклонения.
Сообразно этому нередко классифицируются и сами религиозные верования: культ
неба, культ солнца, культ бога-грозы, культ животных (коня, быка,
жука-скарабея, змеи, орла), культ растений (дуба, берёзы, лотоса), культ леса,
культ гор и так далее Выбор объекта поклонения как раз и зависит от
географических условий: в равнинной местности не может возникнуть культ гор,
племя не может считать медведя священным животным, если никогда его не
видело...
Необходимо отметить, что различные культы не
появлялись в строгом порядке, один на основе другого, но они связаны между
собой по сложной схеме, поэтому, думаю, будет разумно рассматривать каждых
культ и его связь с предшествующими отдельно.
* Культ (лат. cultus — почитание, поклонение, от colo — возделываю,
почитаю), религиозное почитание каких-либо предметов, реальных или
фантастических существ, наделяемых сверхъестественными свойствами. В широком
смысле — исторически сложившийся тип религиозных отношений. Составными
элементами культа являются религиозно-магические действия (обряды, молитвы) и
относящиеся к ним предметы (священные изображения, храмы, святилища и пр.). С этими внешними действиями и материальными принадлежностями
культа неразрывно связаны более или менее расчленённые системы религиозных
верований, чувств, а также соответствующих социальных ролей и отношений
(жречество, церковная организация). В более узком смысле под культом понимают
только те религиозные отношения, которые связаны с верой в высшие,
сверхъестественные существа и направлены на их умилостивление; в таком случае
понятие культа перестаёт включать магические (колдование) обряды и обряды
заклинания духов (экзоркизм). [1]
[1] - по
материалам БЭС
Тотемизм
Под
этим термином принято понимать деление племени на группы, связанные родством по
женской или мужской линии, кaждая из которых верит в своё
таинственное родство с тем или иным классом материальных предметов – тотемом
группы, чаще всего видом животных или растений. Связь с тотемом обычно
проявляется в запрете убивать его и употреблять в пищу, в вере в происхождение
группы от своего тотема, в магических обрядах воздействия на него и прочее.
Тотемизм является одной из наиболее ранних стадий мифологического сознания. Он
зародился во времена общинно-родового быта, когда в большинстве племён еще
господствовал матриархат, в редких исключениях уже совершился переход к
мужскому счёту родства, но примитивный общественный уклад сохранялся и в этих
случаях.
Тотемизм является отражением раннеродовой организации
людей. Первобытные охотничьи общины – это небольшие человеческие группы, в
которых материальные производственные отношения принимают форму
кровнородственных. Естественно, что этот единственный доступный первобытному
сознанию тип отношений переносится и на внешнюю природу. Тесная, чисто
материальная связь человеческой группы со своей территорией, с животными и
растениями, обитающими на ней, осознаётся как кровнородственная связь. С
представлениями о тотемическом предке было связано мифы о его героических
подвигах и других проявлениях его божественной силы. Почитая свой тотем, племя
чтило само себя. Чем обуславливается выбор тотема? Истоки поклонения
тотемам лежат отнюдь не в их собственных сойствах, так как это по большей части
не хищные, не опасные животные и птицы, насекомые или даже растения, многие из
них притом не представляли для человека и практической ценности. Скорее всего,
выбор тотема связан с географической локализацией группы и особенностями
распространения на данной территории тех или иных животных и растений. [1]
Кроме выбора тотема встречаются различия, не связанные с
географическими особенностями. Например, у многих австралийских племён
обнаруживается обряд поедания тотемного животного, с целью перенять его
качества или укрепить свою связь с тотемическим предком. А у африканских племён
были распространены мифы о возможности союза женщин племени и тотемного
животного и продолжения рода от него.
Сравнительно быстрое вырождение тотемизма связано с его
консерватизмом. После складывания определённого духовного багажа племени,
развитие его прекращается: священные мифы передаются слово в слово в течение
многих поколений. Ум и энергия первобытного человека отвелекается от
практической борьбы за выживание, от рациональности деятельности в сторону
механического повторения ставших бессмыленными обрядов и заклинаний. Но
тотемизм оказал влияние на большую часть других первобытных культов, и нашел
прямое отражение в зооморфных мифологических системах ассирийской, шумерской,
египетской и других цивилизаций. [2]
Ведовство
Ведовство – это совокупность
верований и обрядов, связанных с представлениями о вредоносном колдовстве. С
этой формой религии тесно связаны понятия «порчи», «сглаза» и т.п., сохранившие
своё значение до наших дней.
Условия жизни обособленных, замкнутых в себе групп – вот та
социальная основа, на которой возникла вера во вредоносную магию. В основе
всего этого комплекса представлений и
[1] – по материалам монографии С.А. Токарева
«Ранние формы религии», г. Москва, «Издательство политической литературы»,
1990г., 622 стр., из серии «Библиотека атеистической литературы»
[2] – по материалам «Энциклопедия
для детей. Религии мира», г. Москва, «Аванта+», 1998г., 700 стр.
обрядов лежит то психологическое напряжение, которое вытекает из
межплеменной вражды.[1] Любую болезнь, несчастный случай, смерть, даже при
наличии их очевидных причин, приписывали колдовству врага. Кроме того, низкий
уровень знаний о медицине также способствовал развитию представлений о чёрной
магии как единственно возможной причине болезни. У некоторых племён эта
уверенность проявлялась в крайних формах: один из выжнейших моментов похоронных
обрядов соостоял в гаданиии, указывающем на виновников смерти. Кстати,
отражения подобных представлений в сознании человека видны в европейском
средневековье, когда во время междоусобных воин появление эпидемий, неурожаи и тому
подобные несчастья нередко приписывались чёрной магии, которую использовал
противник.
Со временем в племени выделялись люди,
которым приписывали способности к вредоносному колдовству, однако колдуны, в
отличие от знахарей-врачевателей, встречались довольно редко. Постепенно
представления о ведовстве смешиваются с представлениями о других видах магии,
функции чёрного колдуна объединяются с функциями знахаря-врачевателя,
предсказателя погоды и т.д. Но, так как межплеменная рознь оказывается
устойчивой и сохраняется, хотя и в видоизменённом виде, сохраняются и возникшие
на этой почве религиозно-магические представления.
На основе ведовства формируется вера в злых духов,
вредоносные силы персонифицируются. Представления о духах-вредителях были
распространени довольно широко. Однако у многих народов они были очень
абстрактны, размыты, поэтому постепенно представления о губительной силе
трансформировались в представления о сверхъестественной силе вообще, которая
включала в себя и целебную силу. Также с ведовством тесно связано развитие
представлений человека о душе, способной отделиться от тела и существовать
самостоятельной субстанцией, так как наличие души объясняло спообность злых
духов проникать в человека и вызывать болезни, обмороки, нарушение психики,
кроме того было распространено представление о возможности похищения души.
Поздние анимистические* образы злых духов восходят к
практике вредоносной магии. Так, например, у древних вавилонян и ассирийцев
вредоносная магия приписывалась «семи духам бездны». В греко-римской
мифологической системе образ подземной богини Гекаты совершенно отчетливо
связан с представлениями о чёрной магии. В преследованиях ведьм и колдунов
христианской церковью во времена инквизиции очень наглядно отразилась
устойчивость представлений о ведовстве. У восточнославянских народов оспа,
холера, лихорадки олицетворялись, в русских народных заговорах фигурируют имена
систер-лихорадок, обозначающие чаще всего просто симптомы болезни (Трясуха,
Ломуха, Желтуха и пр.). У тибетско-гималайских племён, сохранивших древние
верования в сочетании с буддизмом, сила вредоносной магии приписывается грозным
божествам буддийского пантеона (Чжамсрингу, Махакале и др.)
Страницы: 1, 2, 3
|