Доход и прибыль предприятия
Содержание
Введение
2
1. Доход фирмы совершенного
конкурента 4
1.1 Доход предприятия как
экономическая категория 4
1.2 Валовой, средний и предельный
доход фирм 6
2. Основы теории прибыли 9
2.1 Значение и функции прибыли 9
2.2 Прибыль как категория
производства, показатели прибыли и рентабельности производства 15
2.3 Краткосрочная и долгосрочная
модели максимизации прибыли фирмы совершенного конкурента 23
Заключение 32
Список литературы 34
Введение
Состояние
рыночной экономики на современном этапе предполагает жесткие требования к
управленческой системе предприятия. Постоянные изменения экономической ситуации
требуют быстрого реагирования управленческого аппарата, чтобы поддержать
финансовое состояние организации и выгодно изменить политику предприятия в
сторону сложившейся ситуации.
Основой
деятельности предприятия является прибыль, это источник существования и
развития, основная цель и показатель результатов деятельности. Предприятие
самостоятельно планирует развитие своей деятельности, исходя из фактора спроса
на производимую продукцию, своих возможностей и необходимости дальнейшего
развития. Самостоятельно планируемым показателем является и прибыль и варианты
и способы её достижения.
Одним
из основных требований функционирования предприятий являются безубыточность
хозяйственной деятельности, возмещение расходов собственными доходами и обеспечение
в определенных размерах прибыльности, рентабельности хозяйствования. Главная
задача фирмы – осуществление хозяйственной деятельности, направленной на получение
прибыли для удовлетворения социальных и экономических интересов членов трудового
коллектива и интересов собственников имущества предприятия. В условиях совершенной
конкуренции цель- получение дохода и прибыли¸ объективно предопределена:
чтобы не оказаться вытесненной с рынка, фирма должна всю свою деятельность
ориентировать на максимизацию прибыли.
Основными
показателями, характеризующими финансовые результаты хозяйственной деятельности
предприятий, выступают прибыль и рентабельность. Показатель рентабельности показывает,
насколько хорошо работает предприятие, какую прибыль приносят вложенные
капиталы. В отечественной аналитической практике такой коэффициент стал
рассчитываться сравнительно недавно. Это обстоятельство вызвано тем, что в
нашей стране не в полной мере развит фондовый рынок. С переходом к рыночной
экономике показатель рентабельности становится одним из важнейших коэффициентов,
характеризующих эффективность использования основных ресурсов предприятия.
Применение
прибыли в качестве одного из основных показателей в оценке эффективности
деятельности предприятия – сложный процесс, основанный на глубоком знании
конъюнктуры рынка, возможностей предприятия, условий и факторов, определяющих
конкурентоспособность предприятия, умении предвидеть реальные пути получения
высоких доходов, получение прибыли.
Актуальность
данной темы заключается в том, что в современных условиях хозяйствования целью
деятельности любого предприятия является получение прибыли.
Целью
работы является теоретическое исследование экономической модели совершенной
конкуренции.
В работе
поставлены следующие задачи:
- рассмотреть
доход фирмы совершенного конкурента;
- определить
значение и функции прибыли;
- выявить
факторы, влияющие на величину прибыли;
-
проанализировать поведение фирмы в краткосрочном и долгосрочном периодах.
1. Доход фирмы совершенного
конкурента.
1.1 Доход предприятия как экономическая
категория
Одной из
центральных или опорных категорий системы хозяйствования рыночного типа
выступает доход предпринимательской фирмы. Безусловно, у работодателя и
работополучателя есть собственные экономические интересы, которые реализуются в
особых формах: прибыль, процент и дивиденд на капитал, зарплата и т.д. Но
первичное присвоение отражает, прежде всего, доход или денежная выручка от хозяйственных
действий предпринимательской фирмы.
Доход – итог
хозяйственной деятельности, основа социально-экономического благосостояния
хозяйствующего субъекта. Доход – есть денежный эквивалент произведенной и
реализованной продукции, первичная форма реализации собственности,
экономической ответственности предпринимателя перед «экономической средой».
Понятно – с учетом конечного результата, получившего общественное признание,
через механизм рыночного спроса и предложения. Как раз доход отражает
экономическую результативность предпринимательства, выражает отношения
хозяйственного риска, материальную и экономическую ответственность
предпринимателя за рациональное использование всех факторов производства.
Отношения дохода выражают сложную структуру взаимосвязей по вертикали
(предприниматель-государство) и горизонтали, в свою очередь предполагают
наличие субординированной системы категорий: валовой, чистый,
предпринимательский доход и т.п.[2, с.89].
Валовой доход
фирмы – это поток денежных поступлений за определенный период. Превалирующую
часть такого дохода образует выручка от продажи товаров и услуг, поэтому в
экономической теории выручку от продажи товаров и услуг рассматривают как
валовой доход фирмы. В общественном секторе плановой экономики использовались
категории чистого и хозрасчетного дохода. Чистый доход – это выручка за вычетом
материальных затрат и затрат на заработную плату. Хозрасчетный доход состоит из
заработной платы и прибыли.
Современные
неоклассические теории, разработанные для развитой рыночной экономики, исходят
из того, что, используя ресурсы на производство и реализацию продукции,
предприниматель получит доход, который зависит от объема реализованной
продукции и рыночных цен.
Валовой доход состоит
из выручки от реализации продукции и внереализационных доходов – денежных
средств, полученных от непроизводственных операций (проценты по вкладам; дивиденды;
полученные пени, штрафы (за вычетом уплаченных); доходы от ценных бумаг,
валютных операций и др.).
Важным является
распределение дохода в соответствии с долей участия каждого ресурса при
производстве и реализации услуг. В связи с этим образуются так называемые
факторные доходы. Часть дохода фирма использует на издержки в виде выплаты
заработной платы работникам, покрытия материальных затрат, амортизацию
изношенного оборудования, выплат по налогам, процентов за кредит и другие цели.
Разница между общей суммой валового дохода и издержками на производство и
реализацию товаров и услуг носит название прибыли.
В свою очередь
прибыль выступает в факторных формах. Прибыль, полученную за приложение
капитала в производстве товаров и услуг, называют предпринимательским доходом.
Предпринимательский доход – это часть дохода промышленника за минусом процента
за взятый в ссуду капитал. Он включает, во-первых, нормальную прибыль –
вознаграждение предпринимателю за удержание его в данной сфере деятельности
(нормальная прибыль входит во внутренние издержки фирмы). Во-вторых,
предпринимательский доход включает и доход сверх нормальной прибыли, то есть
экономическую (чистую) прибыль.
Заработная
плата есть форма дохода за приложение ресурса труда. Если труд и капитал
применяются в производстве с использованием земли, доход принимает форму
земельной ренты. Капитал, используемый в качестве ссудного фонда, приносит его
владельцу доход в форме ссудного процента.
Через доход фирма
стремится активно уловить в свою пользу «доллар покупателя», что позволяет
ускорить движение оборотного капитала, своевременно возобновлять фонды оплаты
труда, амортизационных отчислений, сохранять рабочие места и вовремя
выплачивать зарплату персоналу, оплачивать различные счета поставщиков.
Увеличение массы дохода не в последнюю очередь свидетельствует о возрастании
загрузки производственных мощностей. Получение дохода свидетельствует о
реализации продукции, целесообразности производственных затрат, об общественном
признании потребительских свойств продукта. Наоборот, отказ от оплаты счета,
отсутствие спроса и затоваривание, трудности в подборе партнеров для
совместного осуществления маневра, финансовых проектов и т.п. негативно
отражаются на доходной части предпринимателя.
1.2 Валовой,
средний и предельный доход фирмы.
В экономической
теории различают общий, средний и предельный доход. Общий (валовой) доход
TR есть общая сумма денежной выручки, полученная фирмой в результате
реализации произведенной ею продукции. Он равен цене товара, умноженной на
количество проданных единиц:
TR= P∙Q;
где Р – цена единицы товара;
Q – количество проданных единиц товара.
Как видим,
величина общего дохода при прочих равных условиях зависит от объема выпуска и
цен реализации.
Средний доход AR – это величина денежной
выручки, приходящаяся на единицу реализованной продукции. Он определяется как
частное от деления общего дохода на количество единиц реализованного
блага:
AR= = = Р.
Расчет среднего
дохода обычно применяют при изменяющихся ценах в течение какого-то
временного интервала или в тех случаях, когда ассортимент выпускаемой фирмой
продукции состоит или множества товаров или услуг.
Предельный
доход MR есть приращение общего дохода за счет выпуска
и продажи дополнительной единицы продукции. Он может быть подсчитан для любого
изменения объема выпуска продукции следующим образом:
MR = ,
где TR – прирост валового дохода в результате реализации дополнительной
единицы продукции;
- прирост объема производства и реализации на
единицу продукции.
В условиях
совершенно конкурентного рынка, где на цену не влияет количество единиц
продукции, выпускаемой фирмой, предельный доход будет равен цене единицы
продукции (MP=P), так как , поэтому
MR=.
Используя данные
формулы, рассчитаем размеры совокупного, среднего и предельного доходов, полученных
конкурентной фирмой ( табл.1.1.1).
Как видно из
таблицы, TR увеличивается на постоянную величину, равную цене единицы
продукции, так как при условии совершенной конкуренции дополнительные единицы
продаются по постоянной рыночной цене. Графически это утверждение будет
выглядеть следующим образом ( см. рис.1.1.2).
Поскольку фирма
может продавать дополнительные единицы продукции по постоянной цене, кривая ее
предельного дохода (MR) в условиях чистой конкуренции совпадает с кривой
совершенно эластичного спроса (D). Кривая же валового дохода фирмы (TR) имеет вид восходящей линии, так как
этот показатель увеличивается на постоянную величину с каждой дополнительной
единицей продаж.
Совокупный,
средний и предельный доходы ( при постоянных ценах)
Q
|
P
|
TR
|
MR
|
AR
|
0
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
|
31
31
31
31
31
31
31
31
31
31
31
|
0
31
62
93
124
155
186
217
248
279
310
|
-
31
31
31
31
31
31
31
31
31
31
|
-
31
31
31
31
31
31
31
31
31
31
|
Таблица 1.1.1.
P,TR,,AR,MR
TR
155
124
93
62 P=AR=MR=D
31
1 2 3 4 5 6 Q
Рис.1.1.2.
Допустим,что цены
влияют на спрос, а следовательно,и на доход фирмы(табл.1.1.2). Как видно из
таблицы, по мере увеличения объема выпускаемой продукции TR возрастает , причем
замедляющими темпами, достигая своего максимума (25), а затем начинает снижаться.
Заметим, что валовой доход растет до тех пор, пока предельный доход имеет положительное
значение. Но когда предельный доход отрицателен, TR снижается. Предельный
доход является положительным, если спрос на продукции эластичен ( в примере –
это уровень цены 5-10 денежных единиц). В диапазоне цены 1-5 денежных единиц –
спрос неэластичен, что обусловило отрицательное значение предельного дохода.
Этот участок на кривой спроса нежелателен для неконкурентной фирмы, потому что
дальнейшее увеличение обьема выпуска больше сказывается на издержках, чем на
доходе, что уменьшает прибыль. Взаимосвязь между совокупным, средним и
предельным доходами для такой фирмы показана на рисунке 1.1.3.
Совокупный,
средний и предельный доходы ( при изменяющихся ценах)
P
|
Q
|
TR
|
MR
|
AR
|
10
9
8
7
6
5
4
3
2
1
|
0
1
2
3
1
5
6
7
8
9
|
-
9
16
21
24
25
24
21
16
9
|
-
9
7
5
3
1
-1
-3
-5
-7
|
-
9
8
7
6
5
4
3
2
1
|
Таблица 1.1.2.
P,TR,MR,AR
25
TR
Эласт.
10 спрос
Неэласт.
5
спрос
0
5 10 Q
Рис. 1.1.3. Взаимосвязь между
совокупным, средним и предельным доходом неконкурентной фирмы.
2. Основы теории прибыли.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|