В
результате государственный бюджет во все большей мере становится финансовым
документом, базирующимся не на экономических расчетах, а на базовых цифрах,
являющихся результатом политической договоренности между отдельными ведомствами
(МЭРТ, Минфин, Госдума и др.), а вернее, между их руководителями.
Такой
характер бюджета особенно ярко проявляется на примере формирования
инвестиционного фонда. Его сумма в 70 млрд руб. расчетно ничем не обоснована.
Почему
70, а не 50 или 100? Чем вообще может определяться сумма этого фонда? Конечно,
ограничителем может быть недостаток финансовых ресурсов. Однако количество
накопленных в стабилизационном фонде денег настолько велико, что увеличение
инвестиционного фонда даже в 2 раза будет мало заметным для величины
стабилизационного фонда. Вторым ограничителем величины инвестиционного фонда
может быть опасность создания инфляционного всплеска. Однако сумма
предлагаемого увеличения инвестиционного фонда может составить всего порядка
2-3% от уже имеющейся в обороте денежной массы, что вряд ли вызовет
сколько-либо заметное увеличение инфляции. Наконец, величина инвестиционного
фонда может учитывать реальные потребности в осуществлении конкретных проектов.
Однако такого перечня проектов к моменту окончания разработки проекта бюджета
МЭРТом так и не было представлено. Таким образом, величина инвестиционного
фонда также является не результатом экономических расчетов, а политической
договоренности.
Заключение
В
ходе своей курсовой работы я рассмотрела понятие доходов бюджета РФ, их
формирование, а также провела ретроспективный анализ доходов бюджета РФ за
период 1991-1999 г.г.
После
выполнения работы я сделала следующие выводы.
Список используемых источников
1.
Бурцев В.В. Организация системы государственного
финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Дашков и
К. - 2002.- С. 14
2.
Валлих Кристин. Россия и проблемы
бюджетно-налогового федерализма. Сокращенный вариант доклада, подготовленного
экспертами и консультантами Всемирного банка-М.,- 1993.
3.
Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль:
социальная сфера и наука. – М.: Финансовый контроль. - 2003. - С. 9.
4.
Задорнов М.М. Бюджет жесткий, но реальный//
Финансы.- №3.-1999.- с.3
5.
Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и
статистика- 1998.
6.
Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика-
1999.
7.
Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции
государственного контроля при реализации прав государства на объекты
интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы
государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы
"круглого стола" Петербургского экономического форума. - М.:
Финансовый контроль. - 2003.- С. 54.
8.
Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции
государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной
собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного
финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого
стола" Петербургского экономического форума. -М.: Финансовый контроль.-
2003.- С. 59.
9.
Пономаренко Е. В. Государственная
казна.//Экономист.-№3.-2004.-С.36-40
10.
Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора
России. - М.: Экономика. -2001
11.
Санина М.А. Налоговую систему России необходимо
совершенствовать // Финансы.- № 7.-1996.
12.
Сенчагов В. К., Гельвановский М. И. , Гловацкая Н.
Г. и др. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2006 г. и
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации//Банковское
дело.-№11.-2005.-С.6-10
13.
Черковец В. Н., Кульков В.М. Собственность в
экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309.
14.
Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.-
СПб., - 1904.- С. 101.
15.
Федеральный закон “О внесении изменений и
дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации””
от 31 июля 1998г. № 150- ФЗ
16.
Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 1995 год» от 31
марта 1995 г. (с изм. и доп. от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1995 г.)
17.
Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 1996 год» от 31
декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.)
18.
Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1997
г.»
19.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998
г. »
20.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999
г. »
21.
Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2000 г. »
ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1
Таблица 1. Доходы федерального и консолидированного
бюджетов Российской Федерации за 1994 год[13]
Наименование показателей
|
Исполнено с начала года
|
|
консолидированный
бюджет
|
Федеральный
бюджет
|
бюджеты
субъектов РФ
|
Налог на прибыль предприятий и организаций
|
49007033
|
17177304
|
31829729
|
Налог на операции с ценными бумагами
|
447189
|
377116
|
70073
|
Подоходный налог с физических лиц
|
17548546
|
108164
|
17440382
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
23475386
|
23306111
|
169275
|
Платежи за пользование недрами и природными
ресурсами
|
3076503
|
1011370
|
2065133
|
в том числе:
отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
базы
|
637406
|
637406
|
|
Государственная пошлина
|
468498
|
178557
|
289941
|
Налог на имущество
|
4840812
|
|
4840812
|
НДС
|
37425764
|
23770427
|
13655337
|
Акцизы
|
7468805
|
4485639
|
2983166
|
в том числе:
акцизы на нефть
|
1704233
|
1704233
|
|
Доходы от приватизации
|
750021
|
116041
|
633980
|
Лицензионный сбор за право производства и
торговли спиртными напитками и пивом
|
133800
|
|
133800
|
Специальный налог
|
5708659
|
425472
|
1453932
|
продолжение Приложения 1
Средства обязательного мед. страхования
|
304905
|
80000
|
224905
|
Земельный налог
|
1646224
|
123353
|
12104797
|
Остатки бюджетных средств на начало года,
обращаемые на покрытие расходов
|
890449
|
|
890449
|
Итого доходов
|
170427712
|
80119130
|
90308582
|
Ссуды, полученные из банков для финансирования
целевых программ
|
662164
|
|
662164
|
Субвенции, полученные из федерального бюджета РФ
|
x
|
|
2621580
|
Дотации, полученные из федерального бюджета РФ
для ЗАТО
|
x
|
|
585090
|
Средства фонда финансовой поддержки из
федерального бюджета (трансферты)
|
x
|
|
2252168
|
Средства, получаемые по взаимным расчетам
|
x
|
1471246
|
17914004
|
Краткосрочные ссуды, полученные из федерального
бюджета РФ
|
x
|
|
102952
|
Расчеты с бюджетами по зачету ссуд
|
61750
|
61750
|
|
Бюджетные ссуды
|
921470
|
|
921470
|
Привлеченные ссуды для покрытия превышения
расходов над доходами (дефицита) бюджета
|
306466
|
|
306466
|
Всего доходов
|
172379562
|
81652126
|
115674476
|
Остатки бюджетных средств на начало года, за
исключением сумм, обращаемых на покрытие расходов
|
1223339
|
|
1223339
|
Приложение 2
Рисунок
1. Структура доходов федерального бюджета в 1993 и 1994 годах
Приложение 3
Рисунок
2. Структура доходов консолидированного бюджета в 1993 и 1994 годах
Приложение 4
Таблица 2.
Доходы федерального бюджета за 1995 год[14] (млн.
руб.)
Наименование видов доходов
|
Утверждено
|
Исполнено
|
НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
|
175214100
|
175345255
|
в том числе:
|
|
|
Налог на прибыль
|
45215400
|
41504403
|
Подоходный налог с физических лиц
|
3637000
|
3269453
|
Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на
территории Российской Федерации и услуги
|
64631000
|
61075207
|
Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на
территорию Российской Федерации
|
9531100
|
10712432
|
Акцизы
|
14268600
|
17527221
|
Специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей
народного хозяйства
|
8062200
|
7321089
|
Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлива и
оптовую реализацию алкогольной продукции
|
661600
|
732800
|
Платежи за использование природных ресурсов
|
3141900
|
2996888
|
Налог на операции с ценными бумагами
|
861900
|
831425
|
Прочие налоги, платежи и сборы
|
|
184908
|
Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции
|
24575900
|
24875113
|
в том числе:
|
|
|
Импортные пошлины
|
8563900
|
9069754
|
Экспортные пошлины
|
16012000
|
15805359
|
Прочие налоги, сборы и пошлины
|
627500
|
4314316
|
продолжение Приложения 4
НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ
|
29501600
|
40281661
|
Доходы от федеральной собственности или
деятельности
|
5301700
|
4056520
|
в том числе:
|
|
|
Дивиденды по акциям, принадлежащим государству
|
301700
|
281520
|
Перечисление прибыли Центрального Банка
Российской Федерации
|
5000000
|
3775000
|
Доходы от продажи принадлежащего государству
имущества
|
4785400
|
4774214
|
Доходы от реализации государственных запасов
|
4622400
|
8123912
|
Доходы от внешнеэкономической деятельности
|
14792100
|
23327015
|
в том числе:
|
|
|
Поступление средств от централизованного экспорта
|
2120000
|
3332845
|
Прочие поступления от внешнеэкономической
деятельности
|
12672100
|
19994170
|
Прочие неналоговые доходы
|
4185893
|
1228982
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ
|
|
1265093
|
От других уровней власти
|
|
1265093
|
в том числе:
|
|
|
Средства, перечисляемые по взаимным расчетам
|
|
1265093
|
ИТОГО ДОХОДОВ
|
208901593
|
218120991
|
Приложение 5
Рисунок
3. Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет
«живыми» деньгами в январе-октябре 1998 и 1999 годов (без целевых бюджетных
фондов)[15]
Приложение
6
Таблица 3. Доля
консолидированного бюджета России по отношению к ВВП[16]
Года
|
1994
|
1995
|
1996
|
1997
|
1998
|
1999
|
2000
|
2001
|
2002
|
ВВП,
млрд. руб.
|
611
|
1540
|
2146
|
2479
|
2741
|
4757
|
7063
|
7750
|
10950
|
Доходы
консолидированного бюджета:
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
млрд.
руб.
|
172,4
|
437,0
|
597,7
|
711,6
|
686,8
|
1213,6
|
2097,7
|
2674,0
|
2974,0
|
%
ВВП
|
28,2
|
28,4
|
27,9
|
28,7
|
25,1
|
25,5
|
29,7
|
34,5
|
27,2
|
[1] В соответствии с
Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ
“Об основах налоговой системы Российской Федерации”” от 31 июля 1998г. №
150- ФЗ вновь введён налог с продаж.
[2] ст. 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999
год"
[3] См.: Российский статистический
ежегодник. Официальное издание 2000. - М.: Госкомстат РФ. , - 2000. - 277с.;
Россия в цифрах. - М., - 2001. - 155с.
[4] См.: Минимущество России. 2002. Январь.
[5] См.: Воронин Ю. М.
Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука. – М.: Финансовый
контроль., - 2003. - С. 9.
[6] См.: Бурцев В.В. Организация
системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и
практика. - М.: Дашков и К. - 2002.- С. 14.
[7] Черковец В. Н., Кульков В.М.
Собственность в экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309.
[8] Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.- СПб., - 1904.- С. 101.
[9] См.: Пономаренко Е. В. Финансы
общественного сектора России. - М.: Экономика. -2001.
[10] См.: Лопатин В. Н. О проблемах
разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства
на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и
совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и
приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического
форума. -М.:Финансовый контроль.- 2003.- С. 59.
[11] См.: Лопатии В. Н. О проблемах
разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства
на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и
совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и
приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического
форума. - М.: Финансовый контроль. - 2003.- С. 54.
[12] Из выступления аудитора Счетной
палаты РФ Ю. М. Воронина на научно-практическом семинаре "Бюджетная
реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России"
25 февраля 2003 г. в Финансовой академии.
[13] см. Материалы по исполнению федерального и консолидированного бюджетов
за 1994 год. М.: Главное управление федерального казначейства Отдел учета
исполнения бюджетной системы и внебюджетных фондов. 1995 год.
[14] см. проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за
1995 год» от 10 октября 1996 г.
[15]
См. ст. 11 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 1999 год"
[16] отчетные данные Министерства финансов РФ
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7
|