В
результате государственный бюджет во все большей мере становится финансовым
документом, базирующимся не на экономических расчетах, а на базовых цифрах,
являющихся результатом политической договоренности между отдельными ведомствами
(МЭРТ, Минфин, Госдума и др.), а вернее, между их руководителями. 
Такой
характер бюджета особенно ярко проявляется на примере формирования
инвестиционного фонда. Его сумма в 70 млрд руб. расчетно ничем не обоснована. 
Почему
70, а не 50 или 100? Чем вообще может определяться сумма этого фонда? Конечно,
ограничителем может быть недостаток финансовых ресурсов. Однако количество
накопленных в стабилизационном фонде денег настолько велико, что увеличение
инвестиционного фонда даже в 2 раза будет мало заметным для величины
стабилизационного фонда. Вторым ограничителем величины инвестиционного фонда
может быть опасность создания инфляционного всплеска. Однако сумма
предлагаемого увеличения инвестиционного фонда может составить всего порядка
2-3% от уже имеющейся в обороте денежной массы, что вряд ли вызовет
сколько-либо заметное увеличение инфляции. Наконец, величина инвестиционного
фонда может учитывать реальные потребности в осуществлении конкретных проектов.
Однако такого перечня проектов к моменту окончания разработки проекта бюджета
МЭРТом так и не было представлено. Таким образом, величина инвестиционного
фонда также является не результатом экономических расчетов, а политической
договоренности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Заключение 
В
ходе своей курсовой работы я рассмотрела понятие доходов бюджета РФ, их
формирование, а также провела ретроспективный анализ доходов бюджета РФ за
период 1991-1999 г.г. 
После
выполнения работы я сделала следующие выводы. 
  
Список используемых источников 
1.         
Бурцев В.В. Организация системы государственного
финансового контроля в Российской Федерации: теория и практика. - М.: Дашков и
К. - 2002.-  С. 14 
2.         
Валлих Кристин. Россия и проблемы
бюджетно-налогового федерализма. Сокращенный вариант доклада, подготовленного
экспертами и консультантами Всемирного банка-М.,- 1993. 
3.         
Воронин Ю. М. Государственный финансовый контроль:
социальная сфера и наука. – М.: Финансовый контроль. - 2003. -  С. 9. 
4.         
Задорнов М.М. Бюджет жесткий, но реальный//
Финансы.- №3.-1999.- с.3 
5.         
Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и
статистика- 1998. 
6.         
Ковалева А.М. Финансы: Учебник. М.: Финансы и статистика-
1999. 
7.         
Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции
государственного контроля при реализации прав государства на объекты
интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы
государственного финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы
"круглого стола" Петербургского экономического форума. - М.:
Финансовый контроль. -  2003.-  С. 54. 
8.         
Лопатин В. Н. О проблемах разработки концепции
государственного контроля при реализации прав государства на объекты интеллектуальной
собственности. В кн.: Организация и совершенствование системы государственного
финансового контроля: проблемы и приоритеты. Материалы "круглого
стола" Петербургского экономического форума. -М.: Финансовый контроль.-
2003.- С. 59. 
9.         
Пономаренко Е. В. Государственная
казна.//Экономист.-№3.-2004.-С.36-40 
10.    
Пономаренко Е. В. Финансы общественного сектора
России. - М.: Экономика. -2001 
11.    
Санина М.А. Налоговую систему России необходимо
совершенствовать // Финансы.- № 7.-1996.  
12.    
Сенчагов В. К., Гельвановский М. И. , Гловацкая Н.
Г. и др. Экспертное заключение на проект Федерального бюджета на 2006 г. и
прогноз социально-экономического развития Российской Федерации//Банковское
дело.-№11.-2005.-С.6-10 
13.    
Черковец В. Н., Кульков В.М. Собственность в
экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309. 
14.    
Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.-
СПб., - 1904.- С. 101. 
15.    
Федеральный закон “О внесении изменений и
дополнений в статью 20 Закона РФ “Об основах налоговой системы Российской Федерации””
от 31 июля 1998г. № 150- ФЗ 
16.    
Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 1995 год» от 31
марта 1995 г. (с изм. и доп. от 24 апреля, 22 августа, 27 декабря 1995 г.) 
17.    
Федеральный закон «О
федеральном бюджете на 1996 год» от  31
декабря 1995 г. (с изм. и доп. от 20 июня, 19, 21, 23 августа 1996 г.) 
18.    
Федеральный закон «О Федеральном бюджете на 1997
г.»  
19.    
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1998
г. » 
20.    
Федеральный закон "О федеральном бюджете на 1999
г. » 
21.    
Федеральный закон "О федеральном бюджете на
2000 г. » 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЯ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 1 
 
Таблица 1. Доходы федерального и консолидированного
бюджетов Российской Федерации за 1994 год[13] 
 
 
  | 
   Наименование показателей 
   | 
  
   Исполнено с начала года 
   | 
  
 
  
   
   | 
  
   консолидированный
  бюджет 
   | 
  
   Федеральный
  бюджет 
   | 
  
   бюджеты
  субъектов РФ 
   | 
  
 
  | 
   Налог на прибыль предприятий и организаций 
   | 
  
   49007033 
   | 
  
   17177304 
   | 
  
   31829729 
   | 
  
 
  | 
   Налог на операции с ценными бумагами 
   | 
  
   447189 
   | 
  
   377116 
   | 
  
   70073 
   | 
  
 
  | 
   Подоходный налог с физических лиц 
   | 
  
   17548546 
   | 
  
   108164 
   | 
  
   17440382 
   | 
  
 
  | 
   Доходы от внешнеэкономической деятельности 
   | 
  
   23475386 
   | 
  
   23306111 
   | 
  
   169275 
   | 
  
 
  | 
   Платежи за пользование недрами и природными
  ресурсами 
   | 
  
   3076503 
   | 
  
   1011370 
   | 
  
   2065133 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
  отчисления на воспроизводство минерально-сырьевой
  базы 
   | 
  
   
  637406 
   | 
  
   
  637406 
   | 
  
   
   
   | 
  
 
  | 
   Государственная пошлина 
   | 
  
   468498 
   | 
  
   178557 
   | 
  
   289941 
   | 
  
 
  | 
   Налог на имущество 
   | 
  
   4840812 
   | 
  
   
   | 
  
   4840812 
   | 
  
 
  | 
   НДС 
   | 
  
   37425764 
   | 
  
   23770427 
   | 
  
   13655337 
   | 
  
 
  | 
   Акцизы 
   | 
  
   7468805 
   | 
  
   4485639 
   | 
  
   2983166 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
  акцизы на нефть 
   | 
  
   
  1704233 
   | 
  
   
  1704233 
   | 
  
   
   
   | 
  
 
  | 
   Доходы от приватизации 
   | 
  
   750021 
   | 
  
   116041 
   | 
  
   633980 
   | 
  
 
  | 
   Лицензионный сбор за право производства и
  торговли спиртными напитками и пивом 
   | 
  
   
  133800 
   | 
  
   
   | 
  
   
  133800 
   | 
  
 
  | 
   Специальный налог 
   | 
  
   5708659 
   | 
  
   425472 
   | 
  
   1453932 
   | 
  
 
 
продолжение Приложения 1 
 
 
  | 
   Средства обязательного мед. страхования 
   | 
  
   304905 
   | 
  
   80000 
   | 
  
   224905 
   | 
  
 
  | 
   Земельный налог 
   | 
  
   1646224 
   | 
  
   123353 
   | 
  
   12104797 
   | 
  
 
  | 
   Остатки бюджетных средств на начало года,
  обращаемые на покрытие расходов 
   | 
  
   
  890449 
   | 
  
   
   | 
  
   
  890449 
   | 
  
 
  | 
   Итого доходов 
   | 
  
   170427712 
   | 
  
   80119130 
   | 
  
   90308582 
   | 
  
 
  | 
   Ссуды, полученные из банков для финансирования
  целевых программ 
   | 
  
   
  662164 
   | 
  
   
   
   | 
  
   
  662164 
   | 
  
 
  | 
   Субвенции, полученные из федерального бюджета РФ 
   | 
  
   x 
   | 
  
   
   | 
  
   2621580 
   | 
  
 
  | 
   Дотации, полученные из федерального бюджета РФ
  для ЗАТО 
   | 
  
   
  x 
   | 
  
   
   
   | 
  
   
  585090 
   | 
  
 
  | 
   Средства фонда финансовой поддержки из
  федерального бюджета (трансферты) 
   | 
  
   
  x 
   | 
  
   
   | 
  
   
  2252168 
   | 
  
 
  | 
   Средства, получаемые по взаимным расчетам 
   | 
  
   x 
   | 
  
   1471246 
   | 
  
   17914004 
   | 
  
 
  | 
   Краткосрочные ссуды, полученные из федерального
  бюджета РФ 
   | 
  
   
  x 
   | 
  
   
   | 
  
   
  102952 
   | 
  
 
  | 
   Расчеты с бюджетами по зачету ссуд 
   | 
  
   61750 
   | 
  
   61750 
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Бюджетные ссуды 
   | 
  
   921470 
   | 
  
   
   | 
  
   921470 
   | 
  
 
  | 
   Привлеченные ссуды для покрытия превышения
  расходов над доходами (дефицита) бюджета 
   | 
  
   
  306466 
   | 
  
   
   | 
  
   
  306466 
   | 
  
 
  | 
   Всего доходов 
   | 
  
   172379562 
   | 
  
   81652126 
   | 
  
   115674476 
   | 
  
 
  | 
   Остатки бюджетных средств на начало года, за
  исключением сумм, обращаемых на покрытие расходов 
   | 
  
   
  1223339 
   | 
  
   
   | 
  
   
  1223339 
   | 
  
 
 
 
 
 
Приложение 2 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок
1. Структура доходов федерального бюджета в 1993 и 1994 годах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 3 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок
2. Структура доходов консолидированного бюджета в 1993 и 1994 годах 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 4 
Таблица 2.
Доходы федерального бюджета за 1995 год[14] (млн.
руб.) 
 
  | 
   Наименование видов доходов 
   | 
  
   Утверждено 
   | 
  
   Исполнено 
   | 
  
 
 
 
  | 
   НАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 
   | 
  
   175214100 
   | 
  
   175345255 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Налог на прибыль 
   | 
  
   45215400 
   | 
  
   41504403 
   | 
  
 
  | 
   Подоходный налог с физических лиц 
   | 
  
   3637000 
   | 
  
   3269453 
   | 
  
 
  | 
   Налог на добавленную стоимость на товары, производимые на
  территории Российской Федерации и услуги 
   | 
  
   64631000 
   | 
  
   61075207 
   | 
  
 
  | 
   Налог на добавленную стоимость на товары, ввозимые на
  территорию Российской Федерации 
   | 
  
   9531100 
   | 
  
   10712432 
   | 
  
 
  | 
   Акцизы 
   | 
  
   14268600 
   | 
  
   17527221 
   | 
  
 
  | 
   Специальный налог для финансовой поддержки важнейших отраслей
  народного хозяйства 
   | 
  
   8062200 
   | 
  
   7321089 
   | 
  
 
  | 
   Лицензионный сбор за право производства, хранения, розлива и
  оптовую реализацию алкогольной продукции 
   | 
  
   661600 
   | 
  
   732800 
   | 
  
 
  | 
   Платежи за использование природных ресурсов 
   | 
  
   3141900 
   | 
  
   2996888 
   | 
  
 
  | 
   Налог на операции с ценными бумагами 
   | 
  
   861900 
   | 
  
   831425 
   | 
  
 
  | 
   Прочие налоги, платежи и сборы 
   | 
  
   
   | 
  
   184908 
   | 
  
 
  | 
   Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции 
   | 
  
   24575900 
   | 
  
   24875113 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Импортные пошлины 
   | 
  
   8563900 
   | 
  
   9069754 
   | 
  
 
  | 
   Экспортные пошлины 
   | 
  
   16012000 
   | 
  
   15805359 
   | 
  
 
  | 
   Прочие налоги, сборы и пошлины 
   | 
  
   627500 
   | 
  
   4314316 
   | 
  
 
 
 
 
 
продолжение Приложения 4 
 
  | 
   НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ 
   | 
  
   29501600 
   | 
  
   40281661 
   | 
  
 
  | 
   Доходы от федеральной собственности или
  деятельности 
   | 
  
   5301700 
   | 
  
   4056520 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Дивиденды по акциям, принадлежащим государству 
   | 
  
   301700 
   | 
  
   281520 
   | 
  
 
  | 
   Перечисление прибыли Центрального Банка
  Российской Федерации 
   | 
  
   5000000 
   | 
  
   3775000 
   | 
  
 
  | 
   Доходы от продажи принадлежащего государству
  имущества 
   | 
  
   4785400 
   | 
  
   4774214 
   | 
  
 
  | 
   Доходы от реализации государственных запасов 
   | 
  
   4622400 
   | 
  
   8123912 
   | 
  
 
  | 
   Доходы от внешнеэкономической деятельности 
   | 
  
   14792100 
   | 
  
   23327015 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Поступление средств от централизованного экспорта 
   | 
  
   2120000 
   | 
  
   3332845 
   | 
  
 
  | 
   Прочие поступления от внешнеэкономической
  деятельности 
   | 
  
   12672100 
   | 
  
   19994170 
   | 
  
 
  | 
   Прочие неналоговые доходы 
   | 
  
   4185893 
   | 
  
   1228982 
   | 
  
 
  | 
   БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ 
   | 
  
   
   | 
  
   1265093 
   | 
  
 
  | 
   От других уровней власти 
   | 
  
   
   | 
  
   1265093 
   | 
  
 
  | 
   в том числе: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   Средства, перечисляемые по взаимным расчетам 
   | 
  
   
   | 
  
   1265093 
   | 
  
 
  | 
   ИТОГО ДОХОДОВ 
   | 
  
   208901593 
   | 
  
   218120991 
   | 
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Приложение 5 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Рисунок
3. Поступление налогов и сборов, контролируемых МНС России, в федеральный бюджет
«живыми» деньгами в январе-октябре 1998 и 1999 годов (без целевых бюджетных
фондов)[15] 
 
 
 
 
 
Приложение
6 
 
Таблица 3. Доля
консолидированного бюджета России по отношению к ВВП[16] 
 
  | 
   Года 
   | 
  
   1994 
   | 
  
   1995 
   | 
  
   1996 
   | 
  
   1997 
   | 
  
   1998 
   | 
  
   1999 
   | 
  
   2000 
   | 
  
   2001 
   | 
  
   2002 
   | 
  
 
  | 
   ВВП,
  млрд. руб. 
   | 
  
   611 
   | 
  
   1540 
   | 
  
   2146 
   | 
  
   2479 
   | 
  
   2741 
   | 
  
   4757 
   | 
  
   7063 
   | 
  
   7750 
   | 
  
   10950 
   | 
  
 
  | 
   Доходы
  консолидированного бюджета: 
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
   
   | 
  
 
  | 
   млрд.
  руб. 
   | 
  
   172,4 
   | 
  
   437,0 
   | 
  
   597,7 
   | 
  
   711,6 
   | 
  
   686,8 
   | 
  
   1213,6 
   | 
  
   2097,7 
   | 
  
   2674,0 
   | 
  
   2974,0 
   | 
  
 
  | 
   %
  ВВП 
   | 
  
   28,2 
   | 
  
   28,4 
   | 
  
   27,9 
   | 
  
   28,7 
   | 
  
   25,1 
   | 
  
   25,5 
   | 
  
   29,7 
   | 
  
   34,5 
   | 
  
   27,2 
   | 
  
 
 
 
[1] В соответствии с
Федеральным законом “О внесении изменений и дополнений в статью 20 Закона РФ
“Об основах налоговой системы Российской Федерации”” от 31 июля 1998г. №
150- ФЗ вновь введён налог с продаж. 
[2] ст. 11 Федерального закона "О федеральном бюджете на 1999
год" 
[3] См.: Российский статистический
ежегодник. Официальное издание 2000. - М.: Госкомстат РФ. , - 2000. -  277с.;
Россия в цифрах. - М., -  2001. - 155с. 
[4] См.: Минимущество России. 2002. Январь. 
[5] См.: Воронин Ю. М.
Государственный финансовый контроль: социальная сфера и наука. – М.: Финансовый
контроль., - 2003. -  С. 9. 
 
[6] См.: Бурцев В.В. Организация
системы государственного финансового контроля в Российской Федерации: теория и
практика. - М.: Дашков и К. - 2002.-  С. 14. 
 
[7] Черковец В. Н., Кульков В.М.
Собственность в экономической системе России. - М.: ТЕИС.- 1998.- С. 309. 
 
[8] Янжул И. И. Основные начала финансовой науки.- СПб., - 1904.- С. 101. 
[9] См.: Пономаренко Е. В. Финансы
общественного сектора России. - М.: Экономика. -2001. 
 
[10] См.: Лопатин В. Н. О проблемах
разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства
на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и
совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и
приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического
форума. -М.:Финансовый контроль.- 2003.- С. 59. 
 
[11] См.: Лопатии В. Н. О проблемах
разработки концепции государственного контроля при реализации прав государства
на объекты интеллектуальной собственности. В кн.: Организация и
совершенствование системы государственного финансового контроля: проблемы и
приоритеты. Материалы "круглого стола" Петербургского экономического
форума. - М.: Финансовый контроль. -  2003.-  С. 54. 
 
[12] Из выступления аудитора Счетной
палаты РФ Ю. М. Воронина на научно-практическом семинаре "Бюджетная
реформа и проблемы совершенствования бюджетного законодательства России"
25 февраля 2003 г. в Финансовой академии. 
[13] см. Материалы по исполнению федерального и консолидированного бюджетов
за 1994 год. М.: Главное управление федерального казначейства Отдел учета
исполнения бюджетной системы и внебюджетных фондов. 1995 год. 
[14] см. проект федерального закона «Об исполнении федерального бюджета за
1995 год» от 10 октября 1996 г. 
[15]
См. ст. 11 Федерального закона "О
федеральном бюджете на 1999 год"  
 
[16] отчетные данные Министерства финансов РФ 
     
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 
   
 |