В выяснении природы добра и
зла было бы тщетно искать именно их бытийственную основу. Природа добра и зла
не онтологична, а аксиологична. Объяснение их происхождения не может служить их
обоснованием. Поэтому логика собственно ценностного рассуждения оказывается
одинаковой как у того, кто убежден, что базовые ценности даются человеку в
откровении, так и у того, кто считает, что ценности имеют «земное» происхождение.
Нормативно-ценностное содержание добра и зла определяется не
тем, в чем усматривается источник идеала, или высшего блага, а тем, каково его
содержание. Если нравственный идеал, как было установлено в предыдущей теме,
заключается во всеобщем духовном единении людей и в этом состоит
абсолютное добро, то злом будет все, что препятствует этому, что мешает
человеку творить добро, противостоя соблазнам и стремясь к совершенству.
Конкретизируя содержательно понятия добра и зла, следует сказать следующее:
а) Добро утверждается в преодолении обособленности, разобщенности,
отчуждения между людьми и установлении взаимопонимания, согласия, человечности
в отношениях между ними.
б) Как человеческие качества добро, т.е. доброта, проявляется
в милосердии, любви, а зло, т.е. злобность, — во враждебности, насилии.
Уже в древности была глубоко осмыслена идея непреодолимой
связи добра и зла.
Старинная китайская притча рассказывает о юноше, который
обратился к мудрецу с просьбой взять его к себе в ученики с тем, чтобы
наставить на путь истины.
— Умеешь ли ты лгать? — спросил мудрец.
— Конечно, нет! — ответил юноша.
— А воровать?
— Нет.
— А убивать?
— Нет...
— Так иди, — воскликнул учитель, — и познай все это. А
познав, не делай!
Что хотел сказать мудрец своим странным советом? Ведь не то,
что надо окунуться в зло и порок, чтобы обрести истинное понимание добра и
постигнуть мудрость. Наверное, ради обретения мудрости юноша не должен был
научиться лицемерить, ловчить, убивать. Мысль мудреца была иная: кто не узнал и
не пережил зла, тот не может быть по-настоящему, деятельно добр.
Эта идея проходит через всю
историю философии и конкретизируется в ряде этических положений. Во-первых,
добро и зло содержательно диалектически взаимоопределены и познаются в
единстве, одно через другое. Это то, что было предложено юноше в китайской
притче. Но формальное перенесение диалектики добра и зла на индивидуальную
нравственную практику чревато искушением индивида. «Пробование» зла без
строгого, пусть и отвлеченного, понятия добра может гораздо скорее обернуться
пороком, нежели действительным познанием добра. Опыт зла может быть
плодотворным лишь как условие пробуждения духовной силы сопротивления злу.
Поэтому, во-вторых, без готовности сопротивляться злу недостаточно
понимания зла и противостояния злу; само по себе это не приведет к добру.
Недостаточно изучить дорогу в Ад, чтобы попасть в Рай, хотя эту дорогу надо
знать обязательно, чтобы не оказаться на ней в своих благих намерениях, памятуя
известную поговорку: «Благами намерениями выложена дорога в Ад».
Тем более что, как правило, эта дорога начинается в
собственной душе.
В-третьих, добро и зло не просто взаимоопределены,
функционально взаимообусловлены: добро нормативно значимо в противоположности
злу и практически утверждается в отвержении зла. Иными словами, действительное
добро — это деяние добра, т.е. добродетель как практическое и деятельное
исполнение человеком вменяемых ему моралью требований.
Вот как подытоживает свое размышление о добре и зле, о
сущности нравственности и назначении человека Н.А. Бердяев: «Основное положение
этики, понявшей парадокс добра и зла, может быть так формулировано: поступай
так, как будто бы ты слышишь Божий зов и призван в свободном и творческом акте
соучаствовать в Божьем деле, раскрывай в себе чистую и оригинальную совесть,
дисциплинируй свою личность, борись со злом в себе и вокруг себя, но не для
того, чтобы оттеснять злых и зло в ад и создавать адское царство, а для того,
чтобы реально победить зло и способствовать просветлению и творческому
преображению злых»[8].
В ситуациях конфликта человек видит свою задачу в том, чтобы
сделать правильный и достойный выбор. Однако неверно полагать, что моральный
выбор сводится к выбору морального образа мысли и действия и отказу от пути
приспособленчества, карьеры, корысти или похоти. Нет сомнения в том, насколько
важен такой выбор в качестве первого морального шага и в качестве постоянных
его повторений в ситуациях, когда мы готовы поддаться прелестным, (и
прельщающим) искушениям.
Собственно моральный выбор не исчерпывается этим. Он,
конечно же, заключается в выборе между добром и злом. Но и
трудность первого, или исходного, морального выбора
обусловлена тем, что далеко не всегда он предстает таким образом, что нужно
выбрать добродетель и устоять перед искушением. Альтернативой добродетели может
быть не обязательно приспособленчество, ею может быть и здравый смысл, альтернативой
карьеры — служебный и профессиональный успех, альтернативой корысти — польза,
альтернативой похоти — личное счастье. Иными словами, случается,
что человеку приходится выбирать между положительными ценностями. Точнее, между
действиями или образами жизни, в которых утверждаются различные положительные
ценности.
При этом человек часто оказывается в ситуациях, когда приходится
принимать решения, не лежащие в рамках однозначного противостояния добра и зла.
Не то чтобы эти решения лежали по ту сторону добра и зла. Это — решения в
условиях выбора между большим и меньшим добром или большим и меньшим злом.
Например, как относиться к аборту? Не к абортам вообще:
вообще — ясно, что необходимо делать все, чтобы не оказываться в ситуации,
когда встает вопрос об аборте, иными словами, абортов следует избегать. Тем не
менее, в силу разных причин возникают ситуации, когда перед женщиной или в,
случае ситуации более благоприятной, перед женщиной и мужчиной встает вопрос об
аборте. Аборт — зло. Но «нежеланность» ребенка — тоже зло. Или возможные,
обусловленные какими-то заболеваниями, отрицательные медицинские последствия
беременности для женщины — тоже зло.
На этом уровне морали выбор особенно труден. Тем более в
ситуациях, когда приходится выбирать по принципу «наименьшего зла». Подобного
рода ситуации всегда воспринимаются моральным сознанием как трагичные. В случае
с разными положительными ценностями из большего и меньшего добра выбирается в
любом случае добро. При выборе даже меньшего зла, выбранным оказывается
зло. Последствия такого выбора — не как меньшего зла, а как зла,
непредсказуемы как для окружения, так и для самого выбирающего. Такой выбор
требует практической мудрости.
Другой практически важный
аспект морального выбора связан с тем, что добро и зло, будучи
«сбалансированными» на уровне понятий, предоставляют неравные основания для
оценки соответствующих действий. Одно дело вершить добро или зло и другое —
позволять злу твориться (другими людьми, стечением обстоятельств и т.д.).
«Попустительство злу» — морально предосудительно, «потворствование злу», т.е.
содействие злу, — недопустимо и почти приравнивается моральным сознанием к
творению зла.
Однако «попустительствование добру» — фактически морально
нейтрально (не случайно даже нет такого выражения), а «потворствование добру»
воспринимается моральным сознанием как само собой разумеющееся и этому не
придается особого значения.
Вообще получается, что с моральной точки зрения вред зла
значительнее, нежели благо добра. Недопущение несправедливости, с моральной
точки зрения, существеннее, чем творение милосердия: зло несправедливости —
более разрушительно для сообществ, чем добро милосердия — созидательно.
В научно-фантастической повести Р. Шекли «Цивилизация
статуса» через столкновение добропорядочной, но бесталанной, стагнационной,
вырождающейся Земли, где господствует вгоняемая правителями в подсознание
религия Добра, и некой иной планеты Омега, куда ссылают преступников, а вместе
с тем и инакомыслящих, где господствует так же насаждаемая религия зла, но где
каждому необходимо крутиться, чтобы не быть убитым, чтобы выжить и продвинуться
по иерархической лестнице, писатель как бы вскрывает ту специфическую роль
зла, без которого немыслима цивилизация. Будущее цивилизации усматривается
Шекли, говорящим устами одного из высших чиновников Земли (!), в соединении
опытов двух планет: законности добропорядочной Земли и инициативности
агрессивной Омеги.
Зло нередко предстает не только как убийство, ложь, глубочайший
эгоцентризм, выживание за счет всех остальных, война всех против всех по
принципу: «Умри ты, но я останусь жить». Со злом связывается и нонконформизм[9], не дающий окостенеть порядку;
а вместе с тем и нетривиальность, новаторство, творчество, пусть даже как поиск
нового, нестандартного.
Взгляды о несостоятельности того, что принято считать
добром, высказывали уже софисты. О политической целесообразности
несправедливости говорил Н. Макиавелли. В социально-экономическом плане,
пожалуй, первым позитивную роль того, что с обыденной точки зрения
воспринимается как зло, прямо попытался объяснить и обосновать Б. Мандевиль. В
наиболее яркой; форме и с убеждающей силой таланта выразил такое миросозерцание
Ф. Ницше. Для него добро всего лишь добропорядочно по причине жизненной
слабости его носителей, зло же — энергично, целеустремленно, аристократично. В
невдумчивой проповеди добра действительно может скрываться всего лишь
поверхностная добропорядочность; такая проповедь таит в себе возможность как
морализаторства, так и апологии здравого смысла, мещанства; но это уже не
вопрос о добре и зле, а о живости и глубине ума, силе воли, устремленности к
цели, таланте, высокой образованности и т.д. Каждая из этих способностей может
служить как добру, так и злу — в зависимости от характера индивида.
Выше упоминалась пословица «Благими намерениями вымощена дорога в ад».
В ней содержится глубокий философский и культурно-этический смысл. Речь идет не
только о том, что человеку свойственно впадать в нравственный самообман или что
никакие индивидуальные действия не предсказуемы в своих последствиях полностью
(«Человек полагает, а Бог располагает»). Но и о том, что совершаемое и тем
более совершенное действие отрывается от воли и намерений того, кто его
совершает, и, переплетаясь с множеством действий других людей, включается в ту
реальность, которая существует объективно и независимо от сознания людей, ее
породивших, как самостоятельная сила. Как таковая эта реальность чужда
отдельному человеку, она пренебрегает им. Для этой безличной социальной
реальности человек выступает лишь как материал. Таким образом, благо, добро осуществляются
лишь через зло, и зло предстает как конструктивное начало истории. Эту
парадоксальную диалектику добра и зла, через которую якобы обнаруживает свою
творческую силу зло, Маркс вслед за Гегелем увидел в истории цивилизации.
Однако логика морали далеко не всегда совпадает с логикой
истории. Оттого, что социальный и технический прогресс всего человечества
покупается великим множеством индивидуальных и коллективных жертв, зло не
прибавляет в цене. Оно не перестает быть злом. И из этого уж никак не следует,
будто бы именно благодаря тому, что совершается зло, происходит исторический
прогресс, как бы его ни понимал тот или другой мыслитель. Представим те
ситуации, в которых присутствуют настоящие цены и платежи: цена объявляется на
что-то и люди платят за что-то. Неверно думать, что происходящее в истории зло
целенаправленно осуществляется бессердечными людьми, стремящимися таким образом
содействовать прогрессу и не принимающими во внимание вынужденные отрицательные
последствия для людей творимого ими. Характерно, что моральный мыслитель и
язвительный критик общественных нравов Мандевиль указывает лишь на то, что за
человеческими действиями следует видеть не только и даже не столько моральные
мотивы, сколько мотивы эгоистические. Политико-экономический мыслитель Маркс
отвлекается от моральных и духовных измерений человеческой активности. Для него
прогресс цивилизации, а именно развитие производительных сил и производственных
отношений, и составляет содержание истории.
Между тем этический смысл того, что нечуткими к нравственности
мыслителями воспринимается как конструктивность зла, состоит не в том, что
благодаря злу, в его борьбе с добром в этом мире происходит что-то
значительное, а в том, что само наличие добра и зла как альтернатив
человеческого выбора свидетельствует о возможности человека выбирать, и что-то
значительное в этом мире происходит благодаря свободе человека, которая, в
частности, проявляет себя и в свободе творить зло[10].
1.
Бердяев
Н.А. О
назначении человека. М., 1993. С. 252.
2.
Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 29.
3.
Гусейнов
А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. – Гардарика, 2000. – с. 241-252.
4.
Опалев
А.В., Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников правоохранительных органов.
–М., 1997. С. 47-48.
[1] См.: Опалев А.В., Дубов Г.В. Профессиональная этика сотрудников
правоохранительных органов. –М., 1997. С. 47-48.
[2] Булгаков М.А. Мастер и Маргарита. Гл. 29.
[3] Онтология (от греч. on —
сущее, бытие + ...логия) — часть метафизики, изучающая бытие. Слово
«онтологический» — не вполне строго, с лексической точки зрения, употребляется
также в значении «относящийся к бытию».
[4] От лат. duo — два, dualis — двойственный.
[5] Заратустра — основатель
религии в древней Персии (VI в до
н.э.).
[6] Вот до
этого не доводил свой провокационный вопрос булгаковский Сатана.
[7] И в том, и
в другом случае встает проблема теодицеи (от гр. theos — бог + dike — справедливость) — философско-богословского
учения, призванного оправдать всемогущего и всеблагого Бога как творца мира, в
котором существует зло.
[8] Бердяев Н.А. О назначении человека. М., 1993. С. 252.
[9] Нонконформизм (англ. nonconformism) —
независимость от мнений и стандартов окружающих, группы.
[10] Гусейнов А.А., Апресян Р.Г. Этика: Учебник. –
Гардарика, 2000. – с. 241-252.
Страницы: 1, 2
|