Факс целесообразно использовать для отправки и получения документов, не
связанных с возникновением для предприятия правовых последствий
(информационных, рекламных и т.п.).
Задания
1. Определите, что удостоверяет печать на служебном
документе.
На большинстве документов, издающихся на предприятии, печать не ставится.
Но оттиск печати обязательно должен быть на следующих документах:
·
отражающих
информацию о фактах, имеющих особое юридическое значение (о создании,
реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.);
·
удостоверяющих
права предприятия или его отдельных лиц (доверенности);
·
фиксирующих
факты, связанные с финансовыми и материальными ценностями.
Для таких документов печать является юридически значимым реквизитом, так
как они имеют юридическую силу только при наличии ее оттиска.
Руководителям предприятия
рекомендуется разработать и утвердить перечень документов, на которых
обязательно должен быть оттиск печати.
Гербовая печать ставится на следующих документах:
·
акты
·
доверенности
·
договоры
·
заявления
·
заключения
и отзывы организаций на диссертации и авторефераты, направляемые в высшую
аттестационную комиссию
·
исполнительные
листы
·
командировочные
удостоверения
·
нормы
расхода на драгоценные металлы
·
образцы
оттисков, печатей и подписей работников, имеющих право совершения
финансово-хозяйственных операций
·
представления
и ходатайство
·
письма
гарантийные
·
поручения
·
протоколы
·
реестры
·
смета
расходов
·
спецификации
·
титульные
списки
·
уставы
·
штатные
расписания.
2. Оформите
следующие реквизиты:
2.1. Гриф утверждения
·
Акт утвержден генеральным директором ЗАО "Луч" И.П. Лужиным;
УТВЕРЖДАЮ
Генеральный
директор
ЗАО «Луч»
___________________
И.П. Лужин
«__»________________
·
Инструкция по делопроизводству утверждена приказом директора ООО
"Альфа" 12.04.2006 № 38;
УТВЕРЖДЕНА
Приказом
директора ООО «Альфа»
От 12.04.2006 №38
·
Положение о совете директоров ЗАО "Регана" утверждено на
общем собрании акционеров 25 мая 2006 г.
УТВЕРЖДЕНО
Решением общего
собрания акционеров
От 25.05.2006
2.2. Подпись на
следующих документах:
·
Приказ;
Директор
____________ И.П. Сергеев
·
Гарантийное письмо (подписано генеральным директором и главным
бухгалтером);
Генеральный директор
______________ О.Г. Шведов
Главный
бухгалтер ______________ З.Д. Иванова
·
Протокол
(протокол собрания);
Председатель собрания
_____________ И.Т. Федотов
Секретарь собрания
_____________ В.П. Андреева
·
Акт.
Председатель комиссии ____________ Ю.Г. Демидов
Члены комиссии ____________ А.Д.
Соколова
____________ Р.Т. Смирнов
____________ А.С. Сергеев
ТЕМА 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ
При изучении данной темы
следует обратить внимание на следующие вопросы:
·
место организационных документов в системе организационно-распорядительной
документации;
·
состав основных организационных документов предприятий
государственной и негосударственной форм собственности;
·
нормативный характер организационной документации;
·
типовые структуры текста отдельных видов организационных
документов.
Вопросы для
самостоятельной подготовки
1. Роль
организационных документов в деятельности предприятия.
Главная особенность организационно-распорядительных документов состоит в
том, что они являются внутренними документами. Иными словами, для того, чтобы
разработать и ввести их в действие, не требуется участия сторонних организаций
или представителей каких-либо других предприятий. Достаточно решения
руководства или других должностных лиц того предприятия, деятельности которого
эти документы касаются. Для подписания же внешних документов договоров,
накладных, актов приемки работ и пр. волеизъявления представителей только
одного юридического лица недостаточно. Необходимо решение должностных лиц как
минимум двух организаций, неподотчетных друг другу.
Внутренний документ, выпускаемый на предприятии, может считаться
обязательным для исполнения сотрудниками лишь в том случае, если он имеет юридическую
силу.
Чтобы документ имел такую силу, необходимо следующее:
·
положения,
содержащиеся в документе, должны строго соответствовать требованиям
законодательства;
·
документ
должен быть издан должностным лицом управления, отдела предприятия, обладающим
необходимыми для этого полномочиями;
·
реквизиты
документа должны соответствовать принятым нормам.
Если эти условия не соблюдены, документ может быть признан судом
недействительным.
2. Требования к содержанию и
оформлению устава предприятия.
Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность
организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими
организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере
государственного управления или хозяйственной деятельности. Например, Устав
железных дорог РФ, Ветеринарный устав и т. д. Отдельно следует выделить уставы,
определяющие организацию определенной сферы деятельности Вооруженных сил РФ
(Строевой устав, Дисциплинарный устав и т.д.) Общие уставы утверждаются высшими
органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций
принимаются и утверждаются съездами. Уставы предприятий, учреждений и
организаций утверждаются их вышестоящими органами (министерствами,
ведомствами, исполкомами местных Советов).
В уставе определяются структура, функции и права организации. Например:
устав школы-гимназии, утвержденный Советом гимназии, определяет, что
общеобразовательное учебное заведение ориентирует на подготовку учащихся к
профессиональной интеллектуальной деятельности, а также структуру
школы-гимназии, организацию ее деятельности, управление школой-гимназией,
порядок приема и отчисления учащихся, кадровое и финансовое обеспечение,
утверждает стипендии для наиболее отличившихся учащихся, организацию развивающего
учебно-воспитательного процесса, а также переводные и вступительные экзамены.
Задания
1. Перечислите разделы, входящие в типовую структуру текста положения о
структурном подразделении.
Положение о структурном подразделении (коллегиальном или совещательном
органе) – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности
и ответственность структурных подразделений и иных органов.
Положения о структурных подразделениях и иных органах можно
классифицировать следующим образом:
·
положения
о структурных подразделениях;
·
положения
о коллегиальных и совещательных органах: руководящих (совет директоров,
правление) и специализированных (ученых совет, научно-технический совет и др.);
·
положения
о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах).
Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые
положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных
подразделений, и на их основе разрабатываются конкретные положения.
Цель разработки организационных документов – наиболее рациональное
разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками.
Положение о подразделении имеет следующие разделы:
·
общие
положения.
·
основные
задачи.
·
функции.
·
права и
обязанности.
·
ответственность.
·
взаимоотношения.
В разделе «Общие положения» указываются полное официальное
наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на
основании которого создано и действует подразделение в своей деятельности, кем возглавляется
и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя
подразделения, наличие у подразделения печати.
Раздел «Основные задачи» – это перечень проблем, решаемых
подразделением и определяющих характер и направления деятельности
подразделения.
В разделе «Права и обязанности» перечисляются действия, которые
обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения
возложенных на него функций.
Раздел «Ответственность» устанавливает виды дисциплинарной,
административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может
нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих
обязанностей.
В разделе «Взаимоотношения» регламентируются информационные и
документационные потоки подразделения; основные документы, какими организациями
осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет
подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком
порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия.
Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации.
Обязательными реквизитами документа являются наименование организации,
наименование вида документа, дата и номер документа, место составления,
заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения.
Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и
утверждается руководителем организации.
2. Составьте формуляр
должностной инструкции документоведа, отразив типовую структуру текста.
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДОКУМЕНТОВЕДА
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет
функциональные обязанности, права и ответственность Документоведа.
1.2. Документовед назначается на должность и
освобождается от должности в установленном действующим трудовым
законодательством порядке приказом генерального директора предприятия.
1.3. Документовед подчиняется непосредственно
_________________.
1.4. На должность Документоведа назначается
лицо, имеющее:
·
Документовед I категории: высшее
профессиональное образование и стаж работы в должности Документоведа II
категории не менее 3 лет;
·
Документовед II категории: высшее
профессиональное образование и стаж работы в должности Документоведа не менее 3
лет;
·
Документовед: высшее профессиональное
образование без предъявления требований к стажу работы.
1.5. Документовед должен знать:
·
законодательные и нормативные правовые акты,
постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные
документы вышестоящих органов, касающиеся документационного обеспечения
управления;
·
порядок планирования, проектирования и
технологию работы на базе организационной и вычислительной техники служб
документационного обеспечения управления;
Страницы: 1, 2, 3
|