Факс целесообразно использовать для отправки и получения документов, не
связанных с возникновением для предприятия правовых последствий
(информационных, рекламных и т.п.). 
 
Задания 
 
1. Определите, что удостоверяет печать на служебном
документе. 
На большинстве документов, издающихся на предприятии, печать не ставится.
Но оттиск печати обязательно должен быть на следующих документах: 
·                  
отражающих
информацию о фактах, имеющих особое юридическое значение (о создании,
реорганизации или ликвидации предприятия и т.д.); 
·                  
удостоверяющих
права предприятия или его отдельных лиц (доверенности); 
·                  
фиксирующих
факты, связанные с финансовыми и материальными ценностями. 
Для таких документов печать является юридически значимым реквизитом, так
как они имеют юридическую силу только при наличии ее оттиска. 
Руководителям предприятия
рекомендуется разработать и утвердить перечень документов, на которых
обязательно должен быть оттиск печати. 
Гербовая печать ставится на следующих документах: 
·                  
акты 
·                  
доверенности 
·                  
договоры 
·                  
заявления 
·                  
заключения
и отзывы организаций на диссертации и авторефераты, направляемые в высшую
аттестационную комиссию 
·                  
исполнительные
листы 
·                  
командировочные
удостоверения 
·                  
нормы
расхода на драгоценные металлы 
·                  
образцы
оттисков, печатей и подписей работников, имеющих право совершения
финансово-хозяйственных операций 
·                  
представления
и ходатайство 
·                  
письма
гарантийные 
·                  
поручения 
·                  
протоколы 
·                  
реестры 
·                  
смета
расходов 
·                  
спецификации 
·                  
титульные
списки 
·                  
уставы 
·                  
штатные
расписания. 
 
2. Оформите
следующие реквизиты: 
2.1. Гриф утверждения 
·                  
Акт утвержден генеральным директором ЗАО "Луч" И.П. Лужиным; 
УТВЕРЖДАЮ 
Генеральный
директор 
ЗАО «Луч» 
___________________
И.П. Лужин 
«__»________________ 
  
·                  
Инструкция по делопроизводству утверждена приказом директора ООО
"Альфа" 12.04.2006 № 38; 
УТВЕРЖДЕНА 
Приказом
директора ООО «Альфа» 
От 12.04.2006 №38 
  
·                  
Положение о совете директоров ЗАО "Регана" утверждено на
общем собрании акционеров 25 мая 2006 г. 
УТВЕРЖДЕНО 
Решением общего
собрания акционеров 
От 25.05.2006 
2.2. Подпись на
следующих документах: 
·                  
Приказ; 
Директор             
____________      И.П. Сергеев 
 
·                  
Гарантийное письмо (подписано генеральным директором и главным
бухгалтером); 
Генеральный директор     
______________       О.Г. Шведов 
Главный
бухгалтер            ______________         З.Д. Иванова 
·                  
Протокол
(протокол собрания); 
Председатель собрания             
_____________    И.Т. Федотов 
Секретарь собрания                   
_____________     В.П. Андреева 
 
·                  
Акт. 
Председатель комиссии    ____________          Ю.Г. Демидов 
Члены комиссии                ____________          А.Д.
Соколова 
                                           
____________           Р.Т. Смирнов 
                                           
____________           А.С. Сергеев 
 
  
 
ТЕМА 3.
ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ ДОКУМЕНТЫ: ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ И ОФОРМЛЕНИЯ 
 
При изучении данной темы
следует обратить внимание на следующие вопросы: 
·                  
место организационных документов в системе организационно-распорядительной
документации; 
·                  
состав основных организационных документов предприятий
государственной и негосударственной форм собственности; 
·                  
нормативный характер организационной документации; 
·                  
типовые структуры текста отдельных видов организационных
документов. 
  
Вопросы для
самостоятельной подготовки 
 
1. Роль
организационных документов в деятельности предприятия. 
Главная особенность организационно-распорядительных документов состоит в
том, что они являются внутренними документами. Иными словами, для того, чтобы
разработать и ввести их в действие, не требуется участия сторонних организаций
или представителей каких-либо других предприятий. Достаточно решения
руководства или других должностных лиц того предприятия, деятельности которого
эти документы касаются. Для подписания же внешних документов договоров,
накладных, актов приемки работ и пр. волеизъявления представителей только
одного юридического лица недостаточно. Необходимо решение должностных лиц как
минимум двух организаций, неподотчетных друг другу. 
Внутренний документ, выпускаемый на предприятии, может считаться
обязательным для исполнения сотрудниками лишь в том случае, если он имеет юридическую
силу. 
Чтобы документ имел такую силу, необходимо следующее: 
·                  
положения,
содержащиеся в документе, должны строго соответствовать требованиям
законодательства; 
·                  
документ
должен быть издан должностным лицом управления, отдела предприятия, обладающим
необходимыми для этого полномочиями; 
·                  
реквизиты
документа должны соответствовать принятым нормам. 
Если эти условия не соблюдены, документ может быть признан судом
недействительным. 
 
2. Требования к содержанию и
оформлению устава предприятия.  
Под уставом понимается свод правил, регулирующих деятельность
организаций, учреждений, обществ и граждан, их взаимоотношения с другими
организациями и гражданами, права и обязанности в определенной сфере
государственного управления или хозяйственной деятельности. Например, Устав 
железных дорог РФ, Ветеринарный устав и т. д. Отдельно следует выделить уставы,
определяющие организацию определенной сферы деятельности  Вооруженных сил РФ 
(Строевой устав, Дисциплинарный  устав и т.д.) Общие уставы утверждаются  высшими
органами государственной власти и управления, а уставы общественных организаций
принимаются  и утверждаются  съездами. Уставы предприятий, учреждений и
организаций  утверждаются их вышестоящими органами (министерствами,
ведомствами, исполкомами местных  Советов). 
В уставе определяются структура, функции и права организации. Например:
устав школы-гимназии, утвержденный Советом гимназии, определяет, что
общеобразовательное учебное заведение ориентирует на подготовку учащихся к
профессиональной интеллектуальной деятельности, а также  структуру
школы-гимназии, организацию ее деятельности, управление   школой-гимназией,
порядок приема и отчисления учащихся, кадровое и финансовое обеспечение,
утверждает стипендии для наиболее отличившихся учащихся, организацию развивающего
учебно-воспитательного процесса, а также переводные и вступительные экзамены. 
Задания 
 
1. Перечислите разделы, входящие в типовую структуру текста положения о
структурном подразделении. 
Положение о структурном подразделении (коллегиальном или совещательном
органе) – это правовой акт, устанавливающий статус, функции, права, обязанности
и ответственность структурных подразделений и иных органов. 
Положения о структурных подразделениях и иных органах можно
классифицировать следующим образом: 
·                  
положения
о структурных подразделениях; 
·                  
положения
о коллегиальных и совещательных органах: руководящих (совет директоров,
правление) и специализированных (ученых совет, научно-технический совет и др.); 
·                  
положения
о временных органах (совещаниях, комиссиях, советах). 
Положения о подразделениях могут быть типовыми и индивидуальными. Типовые
положения разрабатываются для однотипных организаций и структурных
подразделений, и на их основе разрабатываются конкретные положения. 
Цель разработки организационных документов – наиболее рациональное
разделение и кооперация труда между подразделениями и работниками. 
Положение о подразделении имеет следующие разделы: 
·                  
общие
положения. 
·                  
основные
задачи. 
·                  
функции. 
·                  
права и
обязанности. 
·                  
ответственность. 
·                  
взаимоотношения. 
В разделе «Общие положения» указываются полное официальное
наименование подразделения, дата, номер и наименование правового акта, на
основании которого создано и действует подразделение в своей деятельности, кем возглавляется
и кому подчиняется, порядок назначения и освобождения от должности руководителя
подразделения, наличие у подразделения печати. 
Раздел «Основные задачи» – это перечень проблем, решаемых
подразделением и определяющих характер и направления деятельности
подразделения. 
В разделе «Права и обязанности» перечисляются действия, которые
обязано осуществлять подразделение в лице его руководителя для выполнения
возложенных на него функций. 
Раздел «Ответственность» устанавливает виды дисциплинарной,
административной и (при необходимости) уголовной ответственности, которую может
нести руководитель подразделения в случае невыполнения подразделением своих
обязанностей. 
В разделе «Взаимоотношения» регламентируются информационные и
документационные потоки подразделения; основные документы, какими организациями
осуществляется взаимодействие, какую информацию получает и представляет
подразделение; устанавливаются периодичность и сроки представления; в каком
порядке и кем рассматриваются возникающие разногласия. 
Положение о подразделении оформляется на общем бланке организации.
Обязательными реквизитами документа являются наименование организации,
наименование вида документа, дата и номер документа, место составления,
заголовок к тексту, подпись, гриф утверждения. 
Положения о подразделениях подписываются руководителем подразделения и
утверждается руководителем организации. 
 
2. Составьте формуляр
должностной инструкции документоведа, отразив типовую структуру текста. 
ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ
ДОКУМЕНТОВЕДА 
1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ 
1.1. Настоящая должностная инструкция определяет
функциональные обязанности, права и ответственность Документоведа. 
1.2. Документовед назначается на должность и
освобождается от должности в установленном действующим трудовым
законодательством порядке приказом генерального директора предприятия. 
1.3. Документовед подчиняется непосредственно
_________________. 
1.4. На должность Документоведа назначается
лицо, имеющее: 
·                  
Документовед I категории: высшее
профессиональное образование и стаж работы в должности Документоведа II
категории не менее 3 лет; 
·                  
Документовед II категории: высшее
профессиональное образование и стаж работы в должности Документоведа не менее 3
лет; 
·                  
Документовед: высшее профессиональное
образование без предъявления требований к стажу работы. 
1.5. Документовед должен знать: 
·                  
законодательные и нормативные правовые акты,
постановления, распоряжения, приказы, другие руководящие и нормативные
документы вышестоящих органов, касающиеся документационного обеспечения
управления; 
·                  
порядок планирования, проектирования и
технологию работы на базе организационной и вычислительной техники служб
документационного обеспечения управления; 
Страницы: 1, 2, 3 
   
 |