Доказательства страхового стажа
Содержание
Введение
I. Понятие трудового стажа: виды
1.
Общий трудовой стаж
2.
Специальный трудовой стаж
3.
Непрерывный трудовой стаж
4.
Страховой стаж
II. Доказательства трудового
(страхового) стажа
1. Доказательства,
принимаемые для определения стажа, до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица
1.1. Документы,
подтверждающие периоды работы до регистрации гражданина в
качестве
застрахованного лица, включаемые в страховой стаж
1.2.
Документы, подтверждающие периоды иной деятельности до регистрации гражданина в
качестве застрахованного лица, включаемые в страховой стаж
1.3.
Подтверждения периодов работы до регистрации гражданина в качестве
застрахованного лица на основании свидетельских показаний.
2. Доказательства, принимаемые
для определения страхового стажа после регистрации в качестве застрахованного
лица.
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Одним из важнейших юридических фактов, с
которым законодатель связывает возникновение большинства правоотношений в сфере
социального обеспечения, является трудовой стаж. Его наличие существенно
влияет на объем прав нетрудоспособных граждан в сфере социального обеспечения.
Под трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой деятельности
(работы, учебы) и иной общественно полезной деятельности, как оплачиваемой, так
и не оплачиваемой. Трудовой стаж, как особая мера величины трудовой
деятельности, имеет количественную и качественную характеристику.
Количественной
характеристикой трудового стажа является его продолжительность; качественная
характеристика отражает характер и условия, в которых протекает трудовая
деятельность (вредность, тяжесть, опасность и пр.). В зависимости от
качественной и количественной характеристик выделяют следующие виды трудового
стажа:
а) общий трудовой;
б) специальный трудовой;
в) непрерывный трудовой;
г) страховой.
В связи с реформой пенсионного обеспечения
в России институт трудового стажа, вероятно, утратит свое значение. Его
заменит институт страхового стажа. Но это будет происходить постепенно, без
снижения объема накопительных прав как у лиц, уже получающих пенсию, так и у
лиц, уже имеющих большой трудовой стаж к моменту введения в действие нового
законодательства.
В настоящей период, который является
переходным? Параллельно друг друг другу идут две категории стажа : трудовой и
страховой. И так как для нас это все еще новая категория, в данной работе мне
бы хотелось подробнее раскрыть ее. Кроме того в связи с двойственным положением
в определении количественной характеристике стажа, хотелось бы еще раз
напомнить о тех возможных вариантах подтверждения стажа, описанных в
современном Российском законодательстве.
В настоящее время для доказательства стажа и
начисления пенсии действуют специальные правила, которые мы рассмотрим в
данной работе.
1. ПОНЯТИЕ ТРУДОВОГО
СТАЖА: ВИДЫ
Право на многие виды социального обеспечения
поставлено в зависимость от участия гражданина в трудовой или иной
общественно-полезной деятельности. Эта зависимость получила оформление через
институт трудового стажа. Помимо указанной деятельности в трудовой стаж
включаются также периоды, когда гражданин не мог работать по объективным
причинам, признанным государством уважительными.
Трудовой стаж – это продолжительность трудовой, иной общественно-полезной деятельности,
а также других периодов, с которыми связано возникновение права на трудовые
пенсии по старости, по инвалидности и по случаю потере кормильца от общего
заболевания, на многие виды пособий и некоторые социальные льготы.
1.1. ОБЩИЙ ТРУДОВОЙ
СТАЖ
Общий трудовой стаж - это суммарная продолжительность трудовой деятельности (независимо от
количества и продолжительности перерывов), общественно полезной деятельности, а
также иных периодов времени, специально оговоренных законодателем. С учетом общего трудового стажа устанавливаются пенсия по старости,
пенсия по инвалидности, пенсия по случаю потери кормильца. В некоторых случаях
общий трудовой стаж является одним из дополнительных условий для назначения
пенсии за выслугу лет, пенсии по старости на льготных основаниях. Под трудовой
деятельностью, включаемой в общий трудовой стаж, понимаются:
любая работа в качестве
рабочего, служащего (в том числе работа по найму до установления Советской
власти и за границей), члена колхоза или другого кооперативного предприятия
(организации);
иная работа, на которой
работник, не будучи рабочим и служащим, подлежал государственному социальному
страхованию;
работа (служба) в
военизированной охране, в органах специальной связи или горноспасательной части
независимо от ее характера;
индивидуально-трудовая
деятельность, в том числе в сельском хозяйстве;
творческая деятельность
членов творческих союзов СССР и союзных республик (писателей, художников,
композиторов, кинематографистов, театральных деятелей и др.);
творческая деятельность
литераторов и художников, не являющихся членами творческих союзов (ст. 89
Закона);
военная служба и другая приравненная к ней
служба (ст. 90 Закона);
время привлечения
осужденных к оплачиваемому труду (включается в общий трудовой стаж с 1 сентября
1992 г. на основании ч. 6 ст. 38 ИТК РСФСР, п. 3 ст. 104
Уголовно-исполнительного кодекса РФ);
время участия граждан,
признанных в установленном порядке безработными, в оплачиваемых общественных
работах (п. 6.1 постановления Минтруда РФ от 11 июня 1992 г. № 21 "Об
утверждении Положения об организации общественных работ");
работа граждан по
гражданско-правовым договорам подряда и поручения, которая включается в общий
трудовой стаж с 1 января» 1992 г. при условии уплаты страховых взносов в
Пенсионный фонд.
К общественно полезной
деятельности, включаемой в общий трудовой стаж, относятся:
уход за инвалидом I
группы, ребенком-инвалидом в возрасте до 16 лет, престарелым (если нуждаемость
в постоянном постороннем уходе установлена заключением лечебного учреждения);
время ухода за ВИЧ-инфицированным несовершеннолетним ребенком в возрасте до Д 8
лет;
уход неработающей матери
за каждым ребенком в возрасте до трех лет, а также 70 дней до его рождения, но
не более 9 лет в общей сложности;
срок полномочий депутата
Государственной Думы, который засчитывается в общий трудовой стаж в
соответствии с Законом РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе
депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации"
от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ;
временная нетрудоспособность,
начавшаяся в период работы, и инвалидность I и II групп вследствие увечья,
связанного с производством, или профессионального заболевания;
проживание жен (мужей)
военнослужащих, проходящих военную службу по контракту вместе с мужьями
(женами) в местностях, где они не могли трудиться по специальности в связи с
отсутствием возможности трудоустройства;
пребывание под стражей и
в местах заключения сверх срока, назначенного при пересмотре дела;
период выплаты пособия по
безработице, а также время переезда по направлению службы занятости в другую
местность и трудоустройства;
гражданам в возрасте 16
лет и старше, проживавшим в районах, временно оккупированных неприятелем в
период Великой Отечественной войны на территории СССР, а также других
государств, находившихся в состоянии войны с СССР. В общий трудовой стаж
засчитывается все время их пребывания на оккупированной территории при условии,
что они не совершили преступления в этот период (ст. 95 Закона);
период проживания в
блокадном Ленинграде (с 8 сентября 1941 г. по 27 января 1944 г.), который
засчитывается в общий трудовой стаж, кроме случаев совершения преступления в
указанный период. Период пребывания в блокадном Ленинграде засчитывается в
общий трудовой стаж независимо от каких-либо возрастных ограничений.
Супруге (супругу)
депутата Государственной Думы, уволенной (уволенному) в связи с переездом
депутата для выполнения депутатских полномочий в Государственной Думе, перерыв
в работе засчитывается в общий трудовой стаж.
Суммарная
продолжительность всех этих периодов и составляет содержание общего трудового
стажа, с учетом которого назначается тот или иной вид пенсии.
В большинстве случаев
продолжительность общего трудового стажа существенно влияет на размер пенсионного
обеспечения.
2. СПЕЦИАЛЬНЫЙ
ТРУДОВОЙ СТАЖ
Специальный трудовой стаж - это суммарная
продолжительность трудовой деятельности (независимо от количества и
продолжительности перерывов в ней) в определенных отраслях народного
хозяйства, в определенных профессиях, должностях и в определенных местностях, а
также некоторые виды общественно полезной деятельности.
В специальный трудовой
стаж включаются очень ограниченные виды общественно полезной деятельности.
Порядок включения периодов общественно полезной деятельности в специальный
трудовой стаж устанавливается нормативными актами, предусматривающими порядок
исчисления выслуги лет тем или иным категориям граждан.
В специальный трудовой
стаж для назначения пенсии по старости в связи с особыми условиями труда (ст.
12 Закона) включаются:
время инвалидности I и П
групп вследствие трудового увечья или профессионального заболевания;
время содержания под
стражей в местах лишения свободы сверх срока, назначенного при пересмотре
дела.
В соответствии с Законом
РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. № 3-ФЗ
срок полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в стаж работы по
специальности.
Законом РФ "О статусе
военнослужащих" от 22 января 1993 г. предусматривается, что время
нахождения граждан на военной службе по контракту засчитывается в стаж работы
по специальности.
Юридическое значение
специального трудового стажа заключается в том, что он является основным
юридическим фактом при определении права на пенсию по старости на льготных
основаниях в связи с особыми условиями труда, а также в связи с работой на
Крайнем Севере. С учетом специального трудового стажа назначаются пенсии за
выслугу лет. Пенсионное обеспечение за выслугу лет предусматривается Законом РФ
"О государственных пенсиях в Российской Федерации" от 20 ноября 1990
г. (для работников здравоохранения, педагогических работников, работников
летно-подъемного состава гражданской авиации и др.). Законом РФ "О
пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах
внутренних дел, их семей" от 12 февраля 1993 г. (для военнослужащих,
работников МВД, работников прокуратуры, налоговой полиции и др.).
Выслуга лет является
особым видом специального трудового стажа. Виды деятельности, включаемые при
исчислении выслуги лет, определяются непосредственно в законе (ст. 18 Закона
от 12 февраля 1993 г.), а также специальными нормативными актами по каждой
категории граждан, имеющих право на пенсию за выслугу лет: например,
постановлением Совета Министров - Правительства РФ "О порядке исчисления
выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам, проходившим военную
службу в качестве офицеров, прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы или по контракту в качестве солдат, матросов, сержантов и старшин, либо
службу в органах внутренних дел, и их семьям в Российской Федерации" от 22
сентября 1993 г. № 941, постановлением Правительства РФ "О порядке
исчисления выслуги лет, : назначения и выплаты пенсий работникам органов и
учреждений прокуратуры Российской Федерации и их семьям" от 12
августа 1994 г. № 942, постановлением Правительства РФ "О порядке
исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий и пособий лицам,
проходившим службу в федеральных органах налоговой полиции, и их семьям"
от 20 февраля 1995 г. № 155 и др.
3. НЕПРЕРЫВНЫЙ
ТРУДОВОЙ СТАЖ
Непрерывный трудовой стаж - это
продолжительность последней непрерывной работы на одном предприятии (в
учреждении, организации) или на нескольких предприятиях при условии, что
перерыв в трудовой деятельности не превысил установленных законодательством
сроков.
Юридическое значение
непрерывного трудового стажа заключается в том, что он является основным
критерием при определении размера пособия по временной нетрудоспособности,
т.е. продолжительность непрерывного трудового стажа влияет на размер пособия
по временной нетрудоспособности.
Основное отличие
непрерывного трудового стажа от общего и специального трудового стажа
заключается в его содержании. В содержание непрерывного трудового стажа
включается, как правило, только трудовая деятельность. Исключениями из этого
общего правила являются включение в непрерывный трудовой стаж периода военной
службы, исполнение обязанностей депутата Государственной Думы, а также период
ухода за ребенком до достижения им возраста трех лет.
В частности, в
соответствии с Законом РФ "О статусе военнослужащих" от 22 января
1993 г. в непрерывный трудовой стаж засчитывается время военной службы, если
перерыв между днем увольнения с военной службы и днем приема на работу
(поступления в образовательное учреждение) не превысил одного года.
Женщинам-военнослужащим,
уволенным с военной службы в связи с беременностью или рождением ребенка, время
военной службы, а также периоды, в течение которых им выплачивались пособие по
беременности и родам и пособие по уходу за ребенком, включаются в непрерывный
трудовой стаж при условии поступления на работу или учебу до достижения
ребенком возраста трех лет.
В соответствии с Законом
РФ "О статусе депутата Совета Федерации и статусе депутата Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации" от 8 мая 1994 г. срок
полномочий депутата Государственной Думы засчитывается в непрерывный стаж
работы. При этом непрерывный трудовой стаж сохраняется при условии поступления
на работу или на службу в течение трех месяцев после прекращения депутатских
полномочий. Супруге (супругу) депутата Государственной Думы, уволенной
(уволенному) в связи с переездом депутата для выполнения депутатских полномочий
в Государственной Думе, перерыв в работе также засчитывается в непрерывный стаж
работы (службы).
Порядок исчисления
непрерывного трудового стажа регулируется постановлением Совета Министров СССР
от 13 апреля 1973 г. № 252.
Основными факторами,
влияющими на исчисление непрерывного трудового стажа, являются основание
увольнения и сторона - инициатор прекращения трудового договора.
4. СТРАХОВОЙ СТАЖ
В целях усиления государственных гарантий
прав граждан на пенсионное обеспечение в условиях проводимой экономической '
"формы и создания предпосылок для устойчивого развития пенсионной. системы
Правительством РФ 7 августа 1995 г. была одобрена Концепция реформы
пенсионного обеспечения в Российской Федерации.
Основной целью пенсионной
реформы является создание механизма, обеспечивающего соответствие условий
предоставления и размеров пенсии объему участия в социальном страховании
каждого конкретного лица и зависящего от продолжительности страхования и
величины страховых взносов в Пенсионный фонд РФ путем введения персонифицированного
учета уплаты страховых взносов.
Первым шагом по
реализации Концепции было принятие 1 апреля 1996 г. Федерального закона
"Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе государственного
пенсионного обеспечения".
Этим Законом введен в
пенсионное законодательство новый термин -"страховой стаж". Под
страховым стажем понимается суммарная продолжительность периодов трудовой
деятельности застрахованного лица, в течение которых уплачивались страховые взносы
в Пенсионный фонд Российской Федерации.
В соответствии с Инструкцией о порядке
введения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных
лицах для целей государственного пенсионного страхования, утвержденной постановлением
Правительства РФ от 15 марта 1997 г., каждый работодатель ежеквартально в
течение месяца, следующего за отчетным кварталом, на каждое зарегистрированное
в системе государственного пенсионного страхования застрахованное лицо,
работавшее у него, предоставляет в территориальный орган Пенсионного фонда РФ
документ, содержащий индивидуальные сведения о трудовом стаже, заработке
(вознаграждении) и начисленных страховых взносах застрахованного лица.
Указанные сведения заносятся в индивидуальный лицевой счет каждого застрахованного
лица.
Страницы: 1, 2, 3
|