Меню
Поиск



рефераты скачать Дивидендная политика предприятия

Дивидендная политика предприятия

 

 

 

 

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

 

по предмету: "Долгосрочная финансовая политика"

тема: "Дивидендная политика предприятия"


Содержание




ВВЕДЕНИЕ


1

Понятие дивидендной политики


1.1

Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики. Основные используемые термины и понятия.


1.2

Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики


1.3

Результирующий эффект дивидендной политики


1.4

Теория независимости цены капитала от дивидендной политики


1.5

Теория влияния дивидендной политики на цену капитала


1.6

Виды дивидендной политики


2

Учет начисления и выплаты дивидендов


2.1

Дивиденды, выплачиваемые в денежной форме


2.2

Учет дивидендов, выплачиваемых акциями


2.3

Учет дробления акций


3

Влияние дивидендной политики на результаты хозяйственной деятельности обществ



ЗАКЛЮЧЕНИЕ



ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА



ВВЕДЕНИЕ



Устойчивому финансовому положению предприятия во многом способствует предварительная работа по планированию всех его доходов и направлений расходования средств. Жизнь по средствам -  это один из главных принципов рациональной организации финансов на предприятии. В зависимости от целей и задач разрабатываются и составляются финансовые планы разнообразного назначения и содержания. Необходимость планирования продиктована многочисленными причинами, но представление о деятельности и ее результатах, вмещаемое в план, продиктовано прежде всего тем, что в сам процесс хозяйственного развития заложен значительный элемент неопределенности. Направленность плана задается общей стратегией предприятия, и именно поэтому он выступает руководством к действию. В настоящее время планированию на предприятии уделяется все большее внимание. Для успешного управления разрабатываются бизнес-планы, учитывающие задачи текущего и перспективного развития. В этих документах находит отражение стратегия финансирования. Здесь анализируются и прогнозируются разнообразные ситуации и варианты, оцениваются возможности предприятия на рынке. На этой основе предполагаются наиболее квалифицированные варианты решений, что позволяет надеяться на устойчивое финансовое положение предприятия в будущем.

Финансовый план представляет собой завершающую часть бизнес-плана, где концентрируются итоги по всем предыдущим разделам: по объему продаж и прибыли, использованию собственных и заемных средств, объему инвестиций, срокам их окупаемости, объему затрат на производство и реализацию, маркетингу, выплате дивидендов и т.д. / 1 /

Финансовый план на предприятии призван решать ряд задач. Прежде всего, обеспечивается источниками финансирования процесс воспроизводства путем формирования и использования соответствующих целевых фондов. Финансовый план предусматривает расчеты по платежам в бюджет и внебюджетные фонды, с банками и страховыми организациями, кредиторами, создавая тем самым определенные гарантии по своим обязательствам. Кроме того, в ходе финансового планирования на предприятии выявляются имеющиеся резервы, мобилизация которых обеспечит получение дополнительных доходов. Отбор в ходе планирования оптимальных вариантов хозяйствования позволяет снизить риски и избежать нежелаемых убытков и потерь, вести рациональную налоговую политику. Важной задачей, стоящей перед финансовым планированием, является организация контроля рублем за финансовым состоянием и платежеспособностью предприятия. Таким образом, финансовый план является важнейшим инструментом в управлении предприятием, а его неукоснительная реализация - залогом успешного предпринимательства, соблюдения интересов собственников, акционеров и всех работников.


Перспективный финансовый план содержит важнейшие показатели и целевые установки развития и поведения предприятия на рынке, им задаются пропорции и темпы, стратегия инвестиционной деятельности, формирования накоплений, ценовая и дивидендная политика. Такие планы разрабатываются на несколько лет и могут уточняться по мере реализации основных задач.

Предлагаемая работа рассматривает существующие виды дивидендной политики. Кроме того, с позиций перспективного планирования анализирует дивидендную политику предприятия, позволяющую рассмотреть, как результирующий эффект вышеназванной политики, так и влияние ее на цену капитала рассматриваемого общества.



1. Понятие дивидендной политики

 

1.1  Нормативно-правовые аспекты регулирования дивидендной политики.

Основные используемые термины и понятия



Нормативным документом, регулирующим порядок выплаты дивидендов по акциям акционерных обществ, является "Положение о порядке выплаты дивидендов по акциям и процентов по облигациям" от 25.12.91 №601 / см. Приложение 1/.

В соответствии с названными выше документами, используемые в представленной работе основные термины и понятия имеют следующее содержание:

Акционерное общество – общество, учреждаемое и действующее в соответствии с уставом, которым определяется размер уставного капитала, разделенного на определенное количество акций одинаковой номинальной стоимости. Акционеры не отвечают по обязательствам акционерного общества и несут риск убытков, связанных с его деятельностью, в пределах стоимости принадлежащих им акций, в т.ч. и неоплаченных на данный момент.

Открытое акционерное общество – акции общества свободно продаются и покупаются на условиях, устанавливаемых законодательством. При первичной эмиссии акции ОАО распространяются по рыночным ценам, но не дешевле их номинальной стоимости. Численность акционеров не ограничивается.

Закрытое акционерное общество – акции общества распределяются только среди учредителей или иных, заранее определенных лиц и не поступают в открытую продажу. Акционеры общества имеют преимущественное право приобретения акций, продаваемых другими акционерами. Число акционеров не может превышать 50. Все акции могут принадлежать одному лицу.

Уставный капитал – минимальная величина капитала, зарегистрированная в уставе хозяйственного общества. Равна номинальной стоимости акций, выпущенных акционерным обществом.

Акция – определенная часть, выраженная суммой денег, на которые подразделяется уставный капитал акционерного общества. Оформление – в виде записи на счетах с выдачей сертификата о типах, количестве и номинальной стоимости акций, принадлежащих данному владельцу, или в виде ценной бумаги на каждую отдельную акцию. Такие акции легче продавать  и покупать на вторичном  фондовом рынке. По характеру распоряжения ими акции подразделяются на именные и предъявительские. По законодательству Российской Федерации возможен выпуск только именных акций.

Акция обыкновенная – категория акций, дающая право голоса на собрании акционеров. Дивиденды по ним выплачиваются в зависимости от фактических результатов хозяйственной деятельности.

Акции привилегированные – дают право на:

-        получение гарантированного размера дивидендов;

-        привилегии при распределении активов акционерного общества;

-        возможную обратимость в обыкновенные акции;

-        возможность выкупа их акционерным обществом.

Дают одну или несколько названных привилегий, которые указываются при их выпуске /2/.

Дивиденд – стоимость активов акционерного общества, распределяемых среди держателей акций пропорционально числу их акций в счет чистой прибыли отчетного периода. Обычно сумма дивидендов не превышает суммы чистой прибыли за данный период.


Оперируя представленными категориями перейдем к рассмотрению непосредственно дивидендной политики организаций.



1.2 Основные вопросы, решаемые в процессе реализации дивидендной политики



Дивидендная политика акционерного общества включает выбор по следующим вопросам:

1. Следует ли корпорации выплачивать всю или часть чистой прибыли акционерам в текущем году или инвестировать ее в целях будущего роста. Это означает выбор соотношения в чистой прибыли той части, которая идет на выплату дивидендов (d), и той части, которая реинвестируется в активы корпорации. Рассматривая модель ценообразования на акции корпорации с постоянным темпом прироста g (модель Гордона)


pq = da1/(ks — g),

 

где       da1 — ожидаемый дивиденд на акцию года t = 1,

ks — ожидаемая доходность акции,


Можно видеть, что выбирая политику высокого значения дивидендного выхода (d/π) величина da1 возрастет, и это повлечет, исходя из формулы, рост цены акции. Однако на цену акции влияет и прогнозируемый темп прироста. Если корпорация будет инвестировать незначительные средства в активы, то возможности роста будут невелики и цена акции упадет. Таким образом, выбор значения дивидендного выхода имеет альтернативные результаты:

1) высокие текущие дивиденды и рост цены на краткосрочном периоде или 2) будущий рост дивидендов и рост цены в перспективе.


2. При каких условиях следует менять значение дивидендного выхода, следует ли в долгосрочной перспективе придерживаться одной дивидендной политики или можно ее часто менять.


3. В какой форме выплачивать акционерам заработанную чистую прибыль — в денежной форме пропорционально имеющимся акциям, в форме дополнительных акций или через выкуп акций. Обычно термин дивиденд используется для обозначения денежных выплат, которые получает акционер в результате распределения чистой прибыли корпорации пропорционально числу акций. Более широкое понятие дивидендов используется для любых прямых выплат корпорацией своим акционерам. Схемы всех выплат при таком подходе рассматриваются как часть дивидендной политики.


4. Какие конкретные схемы выплат использовать. Если денежные выплаты пропорциональны владению акциями, то какова должна быть периодичность выплат и их абсолютная величина. Если предусматривается выкуп акций, то какова выкупная цена? Обычно объявляемая денежная выплата выражается в количестве денежных единиц на акцию, но может выражаться в процентах от рыночной цены (дивидендная доходность) или в процентах от прибыли (дивидендный выход). Дивиденд объявляется без учета подоходного налогообложения.


5. Как строить политику выплаты дивидендов по не полностью оплаченным акциям (пропорционально оплаченной части или полностью).


В мировой практике все эти вопросы касаются обыкновенных акций, так как только по ним возможны альтернативные формы распределения чистой прибыли. Выплаты по привилегированным акциям относятся к обязательным фиксированным платежам, решения по которым увязываются с выбором структуры капитала. Российское законодательство допускает невыплату дивидендов по привилегированным акциям даже при наличии чистой прибыли. Поэтому решения по дивидендным выплатам российских предприятий затрагивают и привилегированные и обыкновенные акции. В уставе АО по привилегированным акциям могут фиксироваться:

1)      размер дивиденда в денежных единицах;

2)      процентная величина дивиденда к номиналу привилегированной акции;

3)      порядок определения величины дивиденда (расчет по прибыли после налогообложения или иные способы);

4)      очередность выплаты дивидендов по привилегированным акциям разных типов.


На значение дивидендного выхода влияет большое количество факторов, основные из которых:

1) инвестиционные возможности корпорации;

2) предпочтения акционеров между текущим и будущим доходом; сложившаяся структура собственников данной корпорации (состоятельные инвесторы, институциональные инвесторы, бывшие работники данной корпорации и т. п.);

3) выбранная структура капитала;

4) стоимость капитала других источников, кроме нераспределенной прибыли.

1.3 Результирующий эффект дивидендной политики



Поскольку основной критерий оценки финансовых решений — увеличение рыночной цены капитала, то важно понять, как различные факторы, влияющие на дивидендную политику, повлияют в результате выбора на оценку капитала. Существуют различные взгляды на результирующий эффект дивидендной политики. Чтобы понять основные аргументы в защиту той или иной позиции, рассмотрим две крайние (альтернативные) позиции:

1) выбор дивидендной политики оказывает влияние на цену капитала и корпорации / обществу следует искать оптимальное значение дивидендного выхода. В рамках этой позиции существует взгляд, что:

а) возрастание дивидендных выплат увеличивает цену капитала (консервативная или традиционная теория);

б) в интересах акционеров низкое значение дивидендного выхода, высокий коэффициент дивидендного выхода сокращает цену капитала (радикальная теория) из-за налоговых платежей;

2) сторонники альтернативной позиции утверждают, что дивидендная политика не влияет на цену капитала.

Таким образом, второй взгляд на дивидендную политику утверждает, что отсутствует проблема оптимизации дивидендного выхода и форм выплат.


1.4 Теория независимости цены капитала от дивидендной политики



Эта теория была сформулирована в 1961 году Миллером и Моди­льяни (MM) (M.H.Miller, F.Modigliani. Dividend Policy, Growth, and the Valuation of Shares // Journal of Business, October 1961, p. 411-433.) /3/. В работе MM утверждалось, что выбор дивидендной политики не влияет на цены акций корпорации и стоимость ее капитала. На цену капитала фирмы оказывает влияние только прибыль, которая производится активами фирмы. Пропорция в делении этой прибыли на потребление и реинвестирование не играет роли. Независимость цены акции от дивидендной политики была строго доказана при следующих предположениях:

1)      отсутствие налогов;

2)      отсутствие трансакционных издержек и издержек по эмиссии акций;

3)      независимость стоимости капитала фирмы от финансового рычага;

4)      равный доступ к информации о перспективах роста фирмы у менеджеров и владельцев капитала.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.