8. Шесть
женских хоров С.В.Рахманинова.
Камерный хор вел
активную концертную деятельность в районе. Проходили творческие встречи с
самодеятельными коллективами. Показывалась работа не только руководителя, но и
студентов, принимавших участие в концертах, дирижируя миниатюрами, над которыми
ранее работали сами. Таким образом, с первых курсов студенты получали не только
практику работы с хором, но и практику концертной деятельности.
В настоящее время отделом «Хоровое
дирижирование» руководит выпускница Государственного музыкального
педагогического института имени Гнесиных Татьяна Евгеньевна Оприщ. Она же ведет
женский хор. Коллектив исполняет интересные программы, много концертирует.
Занятия хора проводятся три раза в неделю по два часа. На хоре дипломники
готовят программу из двух произведений, одно – с сопровождением, второе a capella.
Отдельную программу на хоре делает руководитель. Татьяна Евгеньевна
организовала вокальный ансамбль из самых активных студентов и этим составом,
они так же демонстрируют прекрасные результаты, участвуя в конкурсах и
фестивалях.
Хор принимал участие в концерте
4-х музыкальных областных училищ в Концертном зале имени П.И. Чайковского, во
Всероссийских фестивалях студенческого творчества «Фестос-2003», «Фестос-2004».
Хор награжден дипломом 2 степени и
имеет звание Лауреата за участие в Московском областном фестивале-конкурсе
хоровых коллективов средних профессиональных учреждений культуры и искусства
(диплом от Министерства культуры Московской области. В 2005 году хор занял 3-е
место на городском конкурсе-фестивале (г. Коломна), дал ряд концертов в городе
Сергиев-Посад, с участием симфонического оркестра училища (исполняли «Минута
молчания» Колесов, «Бог – есть любовь» Плеханов)
В 2004 году вокальный ансамбль под управлением Оприщ
Т.Е. выступал в концерте проводимым Фондом Михалкова «Новые имена Подмосковья»,
где показал хорошие результаты и был награжден и отмечен дипломом от
Министерства культуры Московской области.
Женский хор имеет
в репертуаре:
1. Р.Глиэр «Зима»
2. Р.Глиэр «Над цветами и
травой»
3. Р.Глиэр «Сияет солнце»
4. А.Аренский «Фиалка»
5. Русская народная песня в
обработке В.Володина «Во лузях»
6. С.Василенко, обработка
З.Шалимовой «Как при вечере»
7. Й.Брамс «Ave Maria»
8. Венгерская народная песня в
обработке З.Кодаи «Брынзу утром ест цыган»
9. Ф.Шуберт «Kyrie» из мессы «G-dur»
10. М.Коваль «Лес зеленеет молодой»
11. Р.Щедрин «Тиха украинская ночь»
12. А.Гречанинов «Ноктюрн»
13. П.Чайковский «Утро».
3. Учебный процесс 2-го МОМУ
имени С.С. Прокофьева:
содержание, профессиональные
установки и изучаемые
дисциплины.
Студенты отдела «Хоровое дирижирование» 2-го МОМУ
имени С.С.Прокофьева, получают среднее специальное образование[3],
то есть специальные музыкальные (хоровые) дисциплины плюс полный объем школьной
программы (за 11 классов). Отдельно хотелось бы остановится на специальных
дисциплинах:
1.
«Дирижирование».
Предмет этот
ставит своей целью не только научить студента дирижёрской технике, владению
своим телом, руками или, в основе его лежит мануальная техника. Но сама техника
– не самоцель, уроки по дирижированию (индивидуальные) обязательно
предусматривают доскональное изучение хоровой партитуры, её исполнение на
фортепиано (как бы моделируя хоровое звучание). В задачи предмета включается и
осмысление словесного содержания, теоретический разбор нотного текста и весь
комплекс необходимых сведений по эпохе, образному строю исполняемых сочинений.
Все это стимулирует интеллектуальное развитие учащихся, расширение их кругозора
в вопросах музыки, литературы, искусства, воспитание любви к своей будущей
специальности.
Каждый педагог
специального класса 2-го МОМУ решает эти задачи по-своему, согласно именно
своей творческой индивидуальности. Однако за четыре года обучения студент
получает навыки техники дирижирования и должен освоить многие стилистические
пласты музыки, как русской, так и зарубежной. Ведь дирижер коллектива или
преподаватель хора в школе – пример для подражания и требования к нему
проявляются большие.
Дирижирование –
живой творческий процесс, в котором преподаватели учитывают индивидуальные
черты характера каждого учащегося. Уроки Дирижирования проходят два раз в
неделю по два часа в течении всех четырех лет обучения. Конечный результат –
всесторонняя подготовка к будущей практической деятельности.
2. «Изучение
репертуара ДМШ».
Программы для
учащихся по изучению репертуара составляются педагогами из антологии русских и
зарубежных классических произведений, произведений современных композиторов и
обработок народных песен. Связанные с будущей квалификации учащихся, они
опираются на государственную программу «Музыка в школе» под редакцией Е.
Критской, Г.Сергеевой, Т. Шмагиной.
Главным критерием
подбора детских песен является их идейное содержание и художественная ценность.
В процессе овладения репертуаром анализируются вокально-хоровые средства
выразительности, затрагиваются возрастные, художественные, психологические и
методические аспекты работы. Предмет подготавливает студентов к дальнейшей
работе с детским творческим коллективом, помогает овладеть репертуаром и
навыками проработки музыкальных произведений.
3 «Вокальный
ансамбль».
Предмет
«вокальный ансамбль» является составной частью профессиональной подготовки
учащихся. Основными задачами предмета являются:
·
Воспитание
у учащихся умения решать музыкально-художественные задачи, совместно с другими
участниками ансамбля.
·
Формирование
вокально-технических и исполнительских навыков, необходимых для ансамблевой
работы.
·
Повышение
чувства ответственности перед партнерами, исполнительской дисциплины добиваться
максимальной слитности звучания в отношении тембровой окраски, единства
динамических оттенков.
·
Изучение
ансамблевой литературы, которую будущий специалист мог бы использовать в
работе.
В соответствии с
этими задачами учащимся прививаются следующие умения и навыки:
·
Самостоятельно
осваивать изучаемые произведения.
·
Хорошо
ориентироваться в общем, характере исполнения.
·
Осознавать
роль своей партии как части целой.
·
Владеть
всей партитурой ансамбля.
·
Умение
петь в однородных и смешанных дуэтах, трио, квартетах.
·
Держать
интонационный строй.
В классе
вокального ансамбля представлены репертуарные списки и методическая разработка
«Работа голоса в период мутации» сделанная педагогом 2-го МОМУ имени
С.С.Прокофьева по «Постановке голоса» А.Б.Бараш.
4. «Импровизация
и подбор аккомпанемента».
Курс импровизации на
дирижерско-хоровом отделе училища имеет важное общевоспитательное и
учебно-образовательное значение, программу по нему составила М.В.Герасимова.
Предмет ставит перед собой следующие задачи:
·
Овладение
элементарными навыками начальной работы с хором (распевание хора, как один из
важнейших элементов работы дирижера).
·
Подбор
аккомпанемента.
·
Умение
самостоятельно усложнить или упростить музыкальный материал данного
произведения.
·
Умение
ориентироваться в различных музыкальных стилях и направлениях.
5. «Хоровое сольфеджио».
Этот предмет в
училище ведет В.И.Ольховская. Цель хорового сольфеджио – воспитание активного
слуха хорового дирижера, что включает точное интонирование, способность к
отслеживанию всех тонкостей вокальной интонации, контроль за ней. Сюда же можно
отнести и контроль за метроритмической пульсацией, темпом, работу над
ансамблем, строем, динамикой. Поурочные задания включают в себя пение номеров,
ритмические упражнения, устные диктанты, подбор аккомпанемента. В программе по
«Хоровому сольфеджио», Валентина Ильинична делает основной упор на примеры из
опер композиторов «Могучей кучки», таким образом, еще раз заостряя внимание
студентов на русской музыке.
6. «Школьная практика».
Школьная практика
учащихся проводится непосредственно в школе. Училище сотрудничает, с
общеобразовательной школой №8 (г. Пушкино). Под руководством педагогов
музыкального училища проводят там занятия с учениками начальных и старших
классов. На занятиях по «Методике музыкального воспитания» учащиеся знакомятся с
принципами организации учебно-воспитательной работы в школе, с содержанием
программы уроков музыки, с планированием уроков. И после этого получив
теоретические знания, переходят к практике в VI семестре, приступают к самостоятельной работе с классом,
ведут уроки. Таким образом, вся школьная практика делится на два раздела:
пассивная практика и самостоятельное ведение уроков.
7. «Методика музыкального
воспитания».
В курсе «Методика
музыкального воспитания» дается обзор основных видов музыкальной деятельности
детей. Большое внимание в курсе отводится изучению вопросов методики певческого
воспитания детей, методики работы с детским хором. Предмет «Методика
музыкального воспитания» ведется в форме лекций и семинаров Е.Е.Плямоватой.
Раскрывая темы, Екатерина Евгеньевна знакомит учащихся с различными сборниками
вокально-хоровых упражнений. Рассказывает, по какому принципу применять их в
работе с детскими коллективами.
8. «Хороведение».
Предмет
«Хороведение» включает в себя следующие дисциплины:
а)
«Методика преподавания хоровых дисциплин».
Предмет «Методика
преподавания хоровых дисциплин» является составной частью профессиональной
подготовки студентов музыкальных училищ по специальности хоровое дирижирование.
Материал курса предполагает изучение теоретических основ музыкального
воспитания и детского хорового исполнительства, знакомство с различными формами
и методами хоровой работы с детьми. В программе освещаются вопросы воспитания и
обучения на уроках музыки в общеобразовательной школе; внеклассная и
внешкольная работа (в том числе работа в музыкальных школах, в хоровых студиях
и других детских и юношеских хоровых коллективах). Большое место отводится
изучению различных методик певческого воспитания детей и работы с детским хором
(методики В.Емельянова, Д.Огороднова, В.Кирюшина и др.).
б) «Чтение
хоровых партитур».
Курс чтения
хоровых партитур приобщает учащихся к классическому наследию хорового
творчества композиторов различных стилей, эпох и направлений. Обновление и
расширение репертуара осуществляется за счет привлечения в программу новых и
новейших произведений Г.Свиридова, А. Ларина, Ю.Фалика, М. Парцхаладзе,
Ю.Буцко, В. Гаврилина, А. Соколова, Б.Снеткова, А. Гевиксмана, В.Калистратова,
А.Вискова. Основным требованием является выработка легато при исполнении партитуры
без педали и пение голосов. Краткая аннотация о произведении способствует
осмысленному исполнению партитуры.
в) «Хоровая
аранжировка».
Основной задачей
предмета «хоровая аранжировка» является развитие навыков переложения хоровых и
сольных вокальных произведений для различных составов хора. Данный предмет
является дополняющим специальный цикл музыкально-хоровых дисциплин. При его
изучении педагог старается обеспечить межпредметные связи с такими предметами,
как анализ музыкальных произведений, гармония, хороведение, хоровая литература,
чтение хоровых партитур. Аранжировки хоровых произведений используются в
практической работе с хором на 3 и 4 курсах.
г) «Хоровая
литература».
Хоровая
литература пополнена новыми темами и их осмыслением в свете современного
мировоззрения. Задачи курса:
·
Повышение
общего культурного и профессионального уровня студентов.
·
Усвоение
высоких нравственных, этических, моральных идеалов хоровой классики в
воспитательных целях
·
Выявление
религиозности в самых различных её формах как неотъемлемого качества
классической хоровой музыки.
·
Ознакомление
с лучшими образцами хоровой музыки различных жанров, стилей и эпох.
·
Выявление
роли хора в развитии оперной драматургии.
·
Использование
произведений хоровой классики в практической работе.
·
Привитие
навыков хорового анализа.
·
Понимание
симфонизма как метода мышления.
Не претендуя на
исчерпывающую полноту, программа, тем не менее, охватывает самые главные вехи в
истории развития хоровой классики.
Педагог училища
В.И.Ольховская продолжает работу над учебником «Лекции по хоровой литературе в
музыкальном училище» с нотными примерами.
Отдельным
пунктом хочется привести статистику по трудоустройству выпускников хорового
отделения 2-го МОМУ имени С.С.Прокофьева за последние несколько лет:
|