диагностического параметра,
Пара-
метры
Sy1
Sy2
Sy3
|
Неисправности
Xy1 Xy2 Xy3
1 1
0
1 0
1
0
1 1
|
имеющего величину Sy1, оз-
начает возможность первой
Xy1 или второй Xy2 неисправ-
ности; существование второ-
го Sy2 - соответственно пер-
вой Xy1 и третьей Xy3, а су-
ществование третьего Sy3 -
второй Xy2 и третьей Xy3 не-
исправностей. Анализируя
эту элементарно простую Рис. 2. Принципиальная схема диагности-
таблицу, нетрудно заметить, ческой матрицы.
что наличие у механизма
первой неисправности сопровождается первым и вторым диагностическим
параметром, наличие второй - первым и третьим, наличие третьей - вторым и
третьим. Из этого следует, что при возникновении параметров Sy1
и Sy2 механизм имеет неисправность Xy1, при наличии Sy1 и Sy3 - неисправность Xy2 а при наличии Sy2 и Sy3 - неисправность Xy3.
Реальные задачи этого вида значительно сложнее из-за большого числа
неисправностей и признаков и вследствие множественных связей между теми и
другими. В этих случаях целесообразно применение логических автоматов с
датчиками, воспринимающими диагностические признаки, и пороговыми устройствами
для включения соответствующих цепей автомата при достижении диагностическими
параметрами нормативных величин. При этом в автомат последовательно поступают
дозы информации, снижающие неопределённость состояния (энтропию)
диагностируемого объекта, и происходит выявление неисправности, которая может
существовать при данной комбинации диагностических параметров. В итоге
срабатывает индикатор, фиксирующий искомую неисправность.
5.
Методы диагностики.
Методы диагностики двигателей базируются на способах измерения
параметров, наиболее приемлемых для данного механизма диагностических
признаков. Для выбора таких параметров используют структурно-следственную схему
диагностируемого механизма. Эта схема связывает элементы механизма с его
структурными параметрами, а структурные параметры с соответствующими им
диагностическими признаками и диагностическими параметрами. На рис. 3 показана
такая схема применительно к узлу: поршень, кольцо, цилиндр.
На основе анализа структурной схемы выбирают наиболее эффективный
метод измерения параметров диагностических признаков, т.е. метод диагностики.
На рис. 4 показаны основные группы методов диагностики двигателей.
Метод диагностики по параметрам эффективности, т.е. по параметрам
рабочих процессов, широко используется для комплексной оценки работоспособности
двигателя. Он заключается в имитации условий и режимов работы двигателя.
Применительно к двигателю это может быть измерение мощностных и экономических
показателей.
Диагностика по герметичности рабочих объёмов используется для
оценки технического состояния цилиндро-поршневой группы двигателя, его систем
охлаждения и смазки.
Метод тепловой диагностики по скорости и температуре нагрева
применяют главным образом для оценки состояния сопряжений по выделению ими
тепла соответственно работе трения при заданном скоростном и нагрузочном
режимах.
По геометрическим соотношениям (зазорам, смещениям) диагностируют
подшипники и шкворни.
Метод диагностики по колебательным процессам (шумам, вибрациям)
широко применяют для общей оценки технического состояния двигателя (по уровню
шума) и для локальной проверки кривошипно-шатунного и газораспределительного
механизмов.
Метод диагностики по составу эксплуатационных материалов и
отработавших газов используется для общей оценки системы питания (по содержанию
СО в отработавших газах), для определения интенсивности изнашивания основных
механизмов двигателя (по концентрации в картерном масле
Узел
цилиндро-поршневая
группа
|
|
Элементы
узла
Структурные параметры
Рис. 3.Структурно-следственная схема узла: поршень, кольцо, цилиндр
двигателя.
Рис. 4. Методы
диагностики двигателей.
продуктов износа), исправности его систем фильтрации, годности
картерного масла.
Важной характеристикой основных методов диагностики является их
применение в динамике и статике, т.е. в рабочем и нерабочем состоянии
механизма. В динамике применяют те методы, в которых диагностическими
признаками являются рабочие или сопутствующие процессы, а в статике -
геометрические соотношения и некоторые другие, доступные для прямого измерения
структурные параметры при обеспечении достаточной достоверности результатов.
По способу и средствам проведения различают стационарную
(стендовую) и ходовую диагностику.
При стационарной диагностике работу двигателя на заданном режиме
имитируют при помощи специальных стендов, а при ходовой - путём ходовых
испытаний. Кроме того, к ходовой диагностике можно отнести наблюдение за
постоянно действующими контрольными приборами в процессе работы двигателя.
Стационарную диагностику осуществляют, пользуясь стендами,
передвижными и переносными диагностическими устройствами. Ходовая диагностика
проводится при помощи переносных диагностических приборов (десселерометр, бачок
для измерения расхода топлива и т.п.) или же встроенных измерительных средств
(термометр, манометр, расходомер и др.). В настоящее время наибольшее развитие
получила стационарная диагностика.
Диагностику проводят по принципу «от целого к частному». Это
означает, что, прежде чем делать углублённую поэлементную диагностику сложного
механизма, необходимо определить его техническое состояние комплексно по
показателям эффективности (рабочим параметрам). Использование этого принципа
упрощает и рационализирует процессы диагностики. Совершенство методов
диагностики зависит от качества применяемой аппаратуры и от уровня
автоматизации процесса. При этом возможна автоматизация отдельных
диагностических комплексов или всей системы диагностических работ по двигателю
в целом. Степень автоматизации может быть тем выше, чем больше число объектов
диагностики, т.е. в тех случаях, когда надлежащая объективность и
производительность диагноза операторами невозможна или экономически невыгодна.
Добротность методов и средств диагностики оценивают экономичностью,
достоверностью и доступностью.
6. Место диагностики в технологическом
процессе технического
обслуживания
двигателей.
По технологическим признакам диагностика двигателей в автотранспортном
предприятии характеризуется: назначением, технологическим оборудованием,
режимом проведения и местом в технологическом процессе технического
обслуживания и ремонта (рис. 5). По своему назначению диагностика может быть
специализированной и совмещённой с техническим обслуживанием и ремонтом.
По назначению
По технологическому оборудованию
По режиму проведения
По месту в процессе технического обслуживания
|
|
|
|
|
На отдельных участках диагностики перед
ТО-1, ТО-2, ТР (возможно использование для заключительной проверки)
|
|
|
На постах и линияхТО-1, ТО-2, ТР.
На специализированных заключительных
постах
В ремонтных цехах
|
|
Рис. 5. Технологические виды диагностики двигателей.
Специализированная диагностика представляет собой комплекс
проверочных испытаний и операций, выполняемых на специализированных постах
(линиях). Создание таких постов целесообразно ввиду специфичности
диагностических работ и диагностического оборудования. Цель специализированной
диагностики заключается в проведении установленного комплекса диагностических
работ и главным образом перед ТО-1, ТО-2 и ТР, чтобы выявить потребность и
объём ремонта и профилактики. Специализированную диагностику проводят в
плановом порядке с периодичностью, совпадающей или кратной периодичности
технического обслуживания. В некоторых случаях возможно использование
специализированных постов диагностики для повторной, заключительной проверки
качества проведённого технического обслуживания или ремонта.
Совмещённая диагностика проводится непосредственно на постах и
линиях технического обслуживания и ремонта двигателей для обеспечения
оперативного или заключительного контроля выполняемых работ. Она проводится по
потребности.
Технологическая связь (рис. 6) зоны диагностики с зонами
профилактики, ремонта и стоянки обусловлена самим содержанием диагностического
процесса.
Диагностическое
устройство
|
|
X S
Рис. 6. Схема технологических связей между зонами
диагностики,
профилактики, ремонта и стоянки.
Диагностическое устройство (или оператор), измерив в некотором
масштабе диагностическим параметром S величину структурного параметра X
состояния объекта, сравнивает результат с предельным Sn и упреждающим Sу показателями. На основании этого
устанавливаются технологические потоки и объёмы соответствующих работ.
Вопрос о месте диагностики в технологическом процессе технического
обслуживания и ремонта двигателей решается системно с учётом условий
эксплуатации, наличия и качества располагаемых диагностических средств. В
принципе место диагностики в технологическом процессе технического обслуживания
обусловлено целесообразностью специализации ряда диагностических работ,
необходимостью оперативного контроля за качеством технического обслуживания и
ремонта в процессе их выполнения, а также потребностью в заключительных
проверках двигателя, связанных с доделками.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|