Судебно-экспертные
учреждения производят экспертизы для всех органов правоохранительной системы, а
также для иных органов и даже для физических лиц.
С
целью повышения эффективности деятельности судебно-экспертных учреждений
осуществляется процесс их «укрепления»[36]. Особое внимание
при этом уделяется судебно-экспертным учреждениям субъектов Российской
Федерации (к числу которых относятся, например, Центральная Нижегородская
лаборатория судебной экспертизы, Центральная Санкт-Петербургская лаборатория
судебной экспертизы) и лабораториям судебных экспертиз (в качестве примера
можно назвать Саратовскую лабораторию судебной экспертизы). Исчерпывающий
перечень центральных лабораторий судебных экспертиз и лабораторий судебной
экспертизы приведен в приказе Министра юстиции РФ № 19-01-7-95 от 17 января
1995г.[37], с изменениями от 5
апреля 2000г.[38]
Нотариальные
органы. Ныне
некоторые авторы (Н. Полтавская, В. Кузнецов) включают в «правоохранительную
систему России» и органы нотариата и которые рассматриваются в качестве ее
подсистемы. При этом подсистема органов нотариата понимается чрезвычайно
широко. По мнению этих авторов, под нотариатом следует понимать «систему
органов юстиции, а также должностных лиц» в которую «входят Министерство
юстиции Российской Федерации, министерства юстиции республик, входящих в состав
России, управления юстиции субъектов Российской Федерации, государственные
нотариальные конторы, нотариусы, занимающиеся частной практикой, должностные
лица органов исполнительной власти и консульских учреждений, а также другие
должностные лица». Вероятно, подобный подход связан с характером публикации —
гипертрофированием нотариата.
Организация
и деятельность нотариальных органов урегулированы в Основах законодательства
Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г[39].,
вступивших в действие с 11 марта 1993 г.[40] и действующих до
нынешнего времени.
Нотариат
в России призван обеспечивать защиту прав и законных интересов граждан и
юридических лиц путем совершения нотариусами предусмотренных законодательными
актами нотариальных действий от имени России.
Нотариальными
органами являются государственные нотариальные конторы, которые образуются в
субъектах Российской Федерации (ст. 7). В государственных нотариальных конторах
состоят нотариусы. Территория деятельности нотариуса (нотариальный округ)
устанавливаются в соответствии с административно-территориальным делением
России (ст. 13). Нотариус имеет право: совершать нотариальные действия в
интересах физических и юридических лиц, обратившихся к нему, за исключением
случаев, когда место совершения нотариального действия определено
законодательством России или международными договорами; составлять проекты
сделок, заявлений и других документов, изготовлять копии документов и выписки
из них, а также давать разъяснения по вопросам совершения нотариальных
действий; истребовать от физических и юридических лиц сведения и документы,
необходимые для совершения нотариальных действий. Законодательством республик в
составе России нотариусу могут быть предоставлены и иные права. В Законе
установлены обязанности нотариуса. Нотариус обязан оказывать физическим и
юридическим лицам содействие в осуществлении их прав и защите законных
интересов, разъяснять их права и обязанности, предупреждать о последствиях
совершаемых нотариальных действий, с тем, чтобы юридическая неосведомленность
не могла быть использована им во вред. Нотариус обязан хранить в тайне
сведения, которые стали ему известны в связи с осуществлением его профессиональной
деятельности. Суд может освободить нотариуса от обязанности сохранения тайны,
если против нотариуса возбуждено уголовное дело в связи с совершением
нотариального действия. Нотариус обязан отказать в совершении нотариального
действия в случае его несоответствия законодательству России или международным
договорам. Нотариус в случаях, предусмотренных законодательными актами России,
обязан представить в налоговый орган справку о стоимости имущества,
переходящего в собственность граждан, необходимую для исчисления налога с
имущества, переходящего в порядке наследования или дарения. Нотариус,
работающий в государственной нотариальной конторе, в случае совершения
действий, противоречащих законодательству России, несет ответственность в
установленном законом порядке.
Государственным
нотариусам и консультантам государственных нотариальных контор присваиваются
следующие классные чины: государственного советника юстиции; государственного
советника юстиции 1, 2 и 3 класса; советника юстиции 1, 2 и 3 класса; юриста 1,
2 и 3 класса. Порядок их присвоения урегулирован действующим до настоящего
времени приказом Министра юстиции РСФСР от 16 октября 1991 г. № 152/13-3-23,
которым была утверждена Инструкция о порядке присвоения классных чинов
работникам органов юстиции государственного нотариата РСФСР[41].
Во исполнение ч. 3 ст. Основ
законодательства Российской Федерации о нотариате (в редакции от 11 апреля 2004
г.[42])
Министром юстиции РФ утвержден Порядок ведения реестра государственных
нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой[43].
В реестр государственных нотариальных контор вносятся сведения о лицах,
назначенных на должность нотариуса. Реестр формируется и ведется Департаментом
по вопросам правовой помощи Министерства юстиции РФ для обеспечения учета
государственных нотариальных контор и служб.
4. Понятие и виды негосударственных правоохранительных
органов, их основная характеристика.
В
отличие от государственных правоохранительных органов, негосударственные правоохранительные
органы, не являются органами государства.
К
негосударственным правоохранительным органам, мной отнесены органы судейского
сообщества, третейские суды, товарищеские суды, адвокатура, частный нотариат,
частные детективные и охранные службы, негосударственные судебно-экспертные
учреждения…
Система
органов судейского сообщества: организация и деятельность органов судейского сообщества
урегулированы Федеральным законом РФ «Об органах судейского сообщества в
Российской Федерации» от 15 февраля 2002г.[44] в редакции от 18
июня 2003г.[45] и от 5 августа 2004г.[46]
Судейское сообщество в России образуют «судьи федеральных судов всех видов и
уровней, судьи судов субъектов Российской Федерации» (ст. 1). Органами
судейского сообщества являются: Всероссийский съезд судей; конференции судей
субъектов Российской Федерации, Совет судей России; советы судей субъектов
Российской Федерации; общие собрания судей судов, Высшая квалификационная
коллегия судей России; квалификационные коллегии судей субъектов Российской
Федерации (ст. 3).
Основными
задачами органов
судейского сообщества являются: содействие в совершенствовании судебной системы
и судопроизводства; защита прав и законных интересов судей; участие в
организационном, кадровом и ресурсном обеспечении судебной деятельности,
утверждение авторитета судебной власти, обеспечение выполнения судьями
требований, предъявляемых кодексом судейской этики (ст. 4).
Третейские
суды. Порядок
образования и деятельности третейских судов, находящихся на территории России,
урегулированы Федеральным законом РФ «О третейских судах в Российской
Федерации» от 21 июня 2002г. Третейский суд — это постоянно действующий
третейский суд или третейский суд, образованный сторонами для решения
конкретного спора. Третейский судья — это физическое лицо, избранное сторонами
или назначенное в согласованном сторонами порядке, для разрешения спора в
третейском суде. Постоянно действующие, третейские суды образуются торговыми
палатами, биржами, общественными объединениями предпринимателей и потребителей,
иными организациями — юридическими лицами и действуют при этих организациях.
Постоянно действующие третейские суды не могут быть образованы при федеральных
органах государственной власти, органах государственной власти субъектов
Российской Федерации и органах местного самоуправления. Постоянно действующий
третейский суд считается образованным, когда организация — юридическое лицо:
приняла решение об образовании постоянно действующего третейского суда,
утвердила положение о постоянно действующем третейском суде; утвердила список
третейских судей, который может иметь обязательный или рекомендательный характер
для сторон.
Товарищеские
суды. Особенностью
товарищеских судов является отсутствие российских нормативных правовых актов,
регулирующих организацию и деятельность указанного вида негосударственного
правоохранительного органа, содействующего правоохране. Продолжают действовать
советские нормативные правовые акты и даже досоветские. Так, признается
действующим Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 14 ноября 1919г.,
которым было утверждено Положение о рабочих дисциплинарных товарищеских судах.
В соответствии с п. 3 данного нормативного правового акта рабочие
дисциплинарные товарищеские суды «организуются при местных отделениях производственных
профессиональных союзов на принципе представительства в составе одного
представителя местного или центрального заводоуправления, одного от Правления
Профессионального Союза и одного от общего собрания членов союза того
предприятия, дело которого подлежит рассмотрению». Суд избирает «из своей
среды» председателя и секретаря. Заседания рабочего дисциплинарного товарищеского
суда «происходят периодически публично в нерабочее время». Рабочий
дисциплинарный товарищеский суд вправе налагать следующие взыскания:«1) выговор
с объявлением такового по предприятию или учреждению, 2) временное лишение
права участия в выборах и права быть избранным в союзные организации на срок
более 6 месяцев, 3) временное перемещение на низшую должность с оплатой по
низшей тарифной ставке на срок не более одного месяца, 4) посылка на тяжелые
общественно-необходимые работы, с оплатой по ставке исполняемых работ, а в
случае упорного нежелания подчиниться товарищеской дисциплине и неоднократных
взысканий подвергаются, как нетрудовой элемент, увольнению из предприятий с
передачей в концентрационный лагерь».
Указом
Президиума Верховного Совета СССР от 4 июля 1973г. было утверждено Положение о
товарищеских судах чести прапорщиков, мичманов и военнослужащих сверхсрочной
службы в Вооруженных Силах СССР. Действие Положения распространялось на органы
Комитета государственной безопасности СССР. Данный вид товарищеских судов
является общественным выборным органом и создается в частях, на кораблях, в
управлениях соединений, учреждениях и заведениях. Руководство товарищеским
судом осуществляет командир (начальник) части (корабля), гарнизона, соединения,
учреждения, заведения, в которых создан соответствующий товарищеский суд.
Товарищеские суды избираются на общих собраниях военнослужащих в составе пяти,
семи или девяти человек из числа наиболее авторитетных, добросовестно
выполняющих служебные обязанности, безупречно дисциплинированных
военнослужащих. В составе суда могут быть избраны 1—2 офицера. Товарищеский суд
избирается сроком на два. Информация, содержащаяся в реестре, является
открытой.
Организация
и деятельность нотариальных органов в субъектах Российской Федерации
регулируются нормативными актами субъектов Российской Федерации. Так, в
постановлении Правительства г. Москвы «О мерах по развитию и укреплению
нотариата Москвы» № 258 от 26 марта 1996г.[47] был установлен
срок подготовки и внесения на рассмотрение Московской городской Думы проекта г.
Москвы «О порядке организации нотариальной деятельности в г. Москве» (до 1 июня
1996г.). Однако в городе федерального значения — Москве, как субъекте
Российской Федерации, до сих пор не принят указанный нормативный правовой акт. Постановлением
Правительства Москвы № 103 от 18 февраля 1997 г.[48]
был рассмотрен лишь законопроект «Об организации деятельности нотариата в
городе Москве». В целом законопроект, структурно соответствует основам
законодательства Российской Федерации о нотариате. В нем определено, что
нотариат Москвы находится в совместном ведении России и города Москвы.
Органы
записи актов гражданского состояния. Органы Министерства юстиции РФ
координируют также деятельность органов записи актов гражданского состояния,
которые в соответствии с Федеральным законом РФ «Об актах гражданского
состояния» от 22 октября 1997г.[49] с последующими
изменениями и дополнениями производят государственную регистрацию актов
гражданского состояния (ст. 4). 4Исключительным правомочием органов
записи актов гражданского состояния является заключение брака[50].
Так, например, брак, оформленный в церкви, не влечет каких-либо правовых
последствий. Полномочиями органов записи актов гражданского состояния обладают
также консульские учреждения России за пределами ее территории (генеральные
консульства, консульства, вице-консульства, консульские агентства).
В
соответствии с абзацем 2 п. 1 ст. 4 указанного Закона порядок образования и
деятельности органов записи актов гражданского состояния регулируются
нормативно-правовыми актами субъектов Российской Федерации. Например, в
Московской области таким актом является Закон Московской области «Об
образовании и деятельности органов записи актов гражданского состояния».
Заключение
Делая
вывод курсовой работе, хочу отметить, что государственные и негосударственные
органы в Российской Федерации должны основываться на конституционных принципах
законности, уважения и соблюдения прав и свобод человека и гражданина. Данный
вопрос я считаю, рассмотрен в полном объеме, в достаточной логической последовательности
и юридически грамотно. Эта работа имеет практическое значение и для внутренних
войск РФ, так как они входят в структурный состав государственных органов
занимающиеся правоохранительной деятельностью.
Предлагаю
данный вопрос внести в программный объем изучения административного права, как
отдельную тему, хотя бы в качестве учебного вопроса, в связи с ее важностью для
будущих офицеров правоведов.
В
заключении следует отметить, что вопросы, раскрытые в моей курсовой работе не
имеют необходимую всесторонность и глубину раскрытия данной темы. Часть из них,
безусловно, требуют более глубокого теоретического изучения и практических
проверок.
Я
выдвигаю предложение о необходимости дальнейшей теоретической разработки данной
темы.
Список
используемой литературы:
1 Конституция
Российской Федерации: офиц. Текст. (1993).- М., 2005.
2 Кодекс РФ об
административных правонарушениях (26.12.2001.) По состоянию на 1 марта 2005г.
3 Федеральный
Закон от 6 февраля 1997г. «О внутренних войсках министерства внутренних дел
Российской Федерации»// СЗ РФ, 2004, № 19.Ст.1784.-М., 2004.
4 Манохин В. М.
Российское административное право. Саратов: СГАП, 2003.
5 Конин Н. М.
Российское административное право: курс лекций.- М.: Юрист, 2004.
6 Административное
право в вопросах и ответах: учебное пособие Саратов: СВИ, 2005.
7
Административное
право: Учебник/ под ред. Л. Л. Попова.- М.: Юрист, 2004.
8
Манохин
В. М., Адушкин Ю. С. Российское административное право: Учебник. 2-е изд.,
испр. Доп. – Саратов ГОУ ВПО «СГАП», 2003.
9
Пчелищева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу Российской Федерации. — М.:
норма-инфо.-М, 1999.
10
Полтавская Н., Кузнецов В. Нотариат: Курс лекций. — М.: Институт международного
права и экономики имени А.С. Грибоедова, 1999.
11
Бобров В.К. Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки
// Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебное пособие.-М.: 1998.
12
Кашанина Т. В.Происхождение
государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. —
М.: Юрист, 1999.
13
Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П.,Чернявский А.Г. и др. Правоохранительные органы
Российской Федерации: Учебно - справочное пособие. — М.: Дело и Сервис, 2002.
[1] Конин, Н.М. Российское
административное право: курс лекций / Н.М. Конин. - М.: Юрист, 2004.
[2]См.: Кашанина Т.В. Происхождение государства
и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. — М.:
Юрист, 1999. — С. 97—98).
[3]См.: Вельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. — М.: Дело и
сервис, 2004. — С. 40—46.
[4]См.: Габричидзе Б.Н., Елисеев Б.П.,Чернявский А.Г. и др. Правоохранительные органы Российской
Федерации: Учебно-справочное пособие. — М.: Дело и Сервис,
2002. — С. 4, 27).
[5]См.: Фокин
ЕМ. Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. — М.:
Былина, 1999. — С. 5—8).
[6]См.:
Черников В.В. Судебная
система, правоохранительные органы, специальные службы России: Учебник. — М.: Проспект, 2001).
[7]См.: Рыжаков АП. Правоохранительные
органы: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М, 2004).
[8]См.:Безлепкин Б.Т. Судебная
система, правоохранительные органы и адвокатура России: Учебник. — М.: Юрист, 2001. — С. 25.
[9]См.: Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред.Ю.И. Скуратова, В.М. Семенова. — М.: Юридическая
литература, 1998. —С. 3—43;
Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник. 5-е изд., испр. и доп.
/
[10]См.Шершеневич
Г. Ф. Общая теория права. — М.: Издание бр. Башмаковых, 1911. —С. 308—310. Под ред. В. П. Божьева. — М.: СПАРК,
2004, —С. 11—25; Судоустройство и правоохранительные
органы в Российской Федерации: Учебник. Издание второе, перераб. и доп. / Отв.
ред. Ю. К. Орлов, В. И. Швецов. — М.: Проспект, 2001. — С. 7—16: Рыжаков А
.П. Правоохранительные органы: Учебник для вузов. 2-е изд. — М.: ИНФРА-М,
2004. — С. 1—16: Григонис Э.П. Правоохранительные
органы: Учебник. — СПб.: Питер, 2002. — С. 17—32; Черников В.
В. Судебная система, правоохранительные органы, специальные службыРоссии:
Учебник. — М.: Проспект, 2001. — С. 114—125; Савюк Л. К. Правоохранительные органы: Учебник. — М.: Юристь, 2005; Гуценко
К.Ф.,
[11]Там же. С. 35.
[12] См.: Шершеневич Г. Ф. Общее учение о праве и государстве:
Лекции. — М.:Типография Т-ва И. Д. Сытина,
1911. — С. 28.
[13] Там же. С. 34.
[14] Там же. С. 33—34.
[15] Там же. С. 34.
[16] См.: Штаммлер Рудольф. Хозяйство и право (с точки зрения
материалистического понимания истории) /
Пер. со 2-го немецкого издания и со вступит, статью И. А. Давыдова. Т. 1. — СПб.: Начало, 1907. —
С.131.
[17] Там же. С. 131.
[18] Там же. С. 132.
[19]См.: Кашанина Т. В.Происхождение
государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. —
М.: Юрист, 1999. — С. 220).
[20] См.: СЗ РФ. — 2003. — № 22. — Ст. 2063.
[21] См.: СЗ РФ. — 2003. — № 46 (часть 1). — Ст. 4437.
[22] См.: Бобров В.К.
Понятие правоохранительной деятельности и ее отличительные признаки // Правоохранительные органы
Российской Федерации: Учебное пособие / Под ред.
В.К. Боброва. М.: МЮИ МВД России. Издательство «Щнт-М», 1999. С. 10; и другие работы.
[23]СЗ РФ. 1995. №3. Ст. 199.
[24] Ведомости РСФСР. 1991. № 16. Ст. 503; 1993. № 10. Ст. 360; №32. Ст,
1231; СЗ РФ.1996. № 25. Ст. 2964; 1999. №
14. Ст. 1666; № 29. Ст. 3698; № 49. Ст. 5905.
[25] САПП РФ. 1993. № 7. Ст. 562.
[26] СЗ РФ. 1997. №6. Ст. 711.
[27] СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1182.
[28]СЗ РФ. 1997.
№6. Ст. 711.
[29] СЗ РФ. 1999. № 10. Ст. 1182.
[30]См.: СЗ РФ. —
1999. — № 28. — Ст. 3484.
[31]См.: СЗ РФ. — 2004. — № 11. — Ст. 945.
[32]См.: СЗ РФ. — 2004. — № 40. — Ст. 3961.
[33]См.: СЗ РФ. — 2005. — № 8. — Ст. 654.
[34]См.: СЗ РФ. — 1996. — № 42. — Ст. 4806.
[35]См.: Бюллетень МЮ РФ. — 2002. — № 7. — С. 124—128.
[36]См.: распоряжение Правительства РФ от 14.10.1996
г. // СЗ РФ. — 1996. —№43.—Ст. 4962.
[37] В официальных источниках не публиковался.
[38]См.: Бюллетень МЮ РФ. — 2005. — №5.— С.
130—131.
[39]См.: Полтавская Н., Кузнецов В.
Нотариат: Курс лекций. — М.: Институт международного права и экономики
имени А.С. Грибоедова, 1999. — С. 10—13.
[40]См.: Ведомости СНД и ВС РФ. — 1993. — № 10. — Ст. 357, 358; СЗ РФ. —2003.
— № 50. — Ст. 4855; 2004. — № 27. — Ст. 2711; № 35. — Ст. 3607; № 45.— Ст.
4377.
[41]См.: Бюллетень МЮ РФ. — 1998. —№ I.
[42]См.: СЗ РФ.
— 2004. — № 27. — Ст. 2711.
[43]См.: Об утверждении Порядка ведения реестра государственных
нотариальных контор и контор нотариусов, занимающихся частной практикой. Приказ
Министра юстиции РФ № 306 от 02.12.2003 г. // Бюллетень МЮ РФ. — 2004. — № 1.
— С. 108—114.
[44]См.: СЗ РФ.
— 2002. — № 11. — Ст. 1022.
[45]См.: СЗ РФ. — 2003. — № 27 (часть II). — Ст. 2710.
[46]См.: СЗ РФ. — 2004. — № 33. — Ст. 3369.
[47]См.: Вестник
ММ. 1996. — № 9. — С. 31—33. Пчелищева Л. М. Комментарий к Семейному кодексу
Российской Федерации. — М.: НОРМА-ИНФРА.М, 1999.
[48]В официальных источниках не публиковалось
[49]См.: СЗ РФ. — 1997. — № 47. — Ст. 5340; 2001.
— № 44. — Ст. 4149; 2002. — № 18. — Ст.
1724; 2003. — № 17 Ст. 1553; №28. — Ст. 2889. — №50. — Ст. 4855; 2004.
— № 35. — Ст. 3607; 2005. — № I (часть I). — Ст. 25.
[50]См.: Пчелищева Л. М. Комментарий
к Семейному кодексу Российской Федерации.
Страницы: 1, 2, 3
|