Меню
Поиск



рефераты скачать Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Анализ правовых п...

Государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Анализ правовых п...

РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ ПРИ ПРЕЗИДЕНТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Кафедра государственного управления и правового

обеспечения государственной службы


РЕФЕРАТ НА ТЕМУ


ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ НА РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ. АНАЛИЗ ПРАВОВЫХ ПРОБЛЕМ

Выполнил:

Гамзин Юрий Сергеевич
















МОСКВА

2003


СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Содержание государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

2. Лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

3. Аттестация специалистов на рынке ценных бумаг

4. Информационные управленческие функции государства в сфере регулирования профессиональной деятельности

5. Контроль деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Заключение

Список использованных источников

Введение

Рынок ценных бумаг России на пороге своего второго десятилетия. Сегодня ни у кого не вызывает сомнений, что рынок ценных бумаг стал неотъемлемой частью современной российской экономики. А ведь совершенно недавно институт ценных бумаг являлся одним из частноправовых институтов, которые были утрачены в период административного хозяйствования и возродился только благодаря рыночным преобразованиям экономики России в конце 80-х - начале 90-х годов. За прошедшие десять лет, с момента возникновения в начале 1990-х первых бирж и выпуска первых акций многое изменилось. Так, в настоящее время ценные бумаги активно вовлечены в экономические процессы и выполняют ряд важных функций. На уровне макроэкономики рынок ценных бумаг создает условия для перераспределения капиталов, структурных преобразований экономики, а ценные бумаги являются одним из главных инструментов привлечения инвестиций. На микроэкономическом уровне ценные бумаги являются средством получения дохода, выполняют функцию удовлетворения имущественных интересов граждан и юридических лиц.

Важнейшая проблема на современном этапе развития рынка ценных бумаг в России - его отставание от динамики роста внутренней российской экономики и формирования внутренних инвестиционных ресурсов и потребности их перераспределения на цели экономического роста.

Одна из главных причин - несовершенство и противоречивый характер механизмов государственного управления в области рынка ценных бумаг. В настоящий момент сложилась достаточно сложная, немобильная система государственного регулирования рынка ценных бумаг в целом и профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в частности. Целью данной работы является проведение анализа некоторых правовых проблем государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. 

Профессиональные участники рынка ценных бумаг являются ключевым звеном в системе функционирования рынка ценных бумаг, обеспечивающим взаимодействие между поставщиками капитала на рынке ценных бумаг (инвесторами) и его потребителями (эмитентами). От того насколько рационально и эффективно осуществляется государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг во многом зависит успешное функционирование всего рынка ценных бумаг. Учитывая изложенное, изучение вопросов государственного регулирования в указанной сфере представляется весьма актуальным. Предметом анализа в данной работе выступают, главным образом, основные функции государства по регулированию профессиональной деятельности, их эффективность, целесообразность, достаточность. В качестве основного аспекта исследования выступает нормативно-правовая основа государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

1. Содержание государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг

Объективная необходимость государственного регулирования рыночной экономики вытекает из положений о несостоятельности рынка, в частности, в вопросах обеспечения условий для стабильного и устойчивого развития экономики страны в целом, защиты частной собственности, перераспределения доходов, получаемых в виде налогов, для решения социально-экономических проблем и задач обеспечения безопасности государства. В условиях рыночной экономики государство берет на себя обязательство укреплять механизмы рынка, решать проблемы, с которыми рынок не справляется: стимулирование экономического роста; обеспечение контроля над инфляцией; осуществление социально-экономической политики[1]. Новая экономическая реальность предъявляет ряд серьезных требований к формированию новых подходов государственной политики в социально-экономической сфере. Все преобразования последних 15 лет актуализируют и объективно обуславливают высокий уровень государственного управления в обществе в целом и менеджмента в сфере бизнеса в частности[2]. Принимая во внимание данное положение, государственное регулирование рынка ценных бумаг как нового (восстанавливающегося) сегмента экономических отношений представляется более чем важным.

Учитывая необходимость государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, стоит отметить, что в настоящее время происходит постоянное увеличение разрыва между потребностями современного рынка и существующим общим уровнем результативности функционирования системы органов исполнительной власти в целом, в том числе и в сфере рынка ценных бумаг. Президент Российской Федерации в своем ежегодном Послании Федеральному Собранию Российской Федерации отмечает, что сегодня колоссальные возможности страны блокируются громоздким, неповоротливым, неэффективным государственным аппаратом[3]. В связи с этим назрела насущная потребность проведения широкомасштабной административной реформы, направленной на решение следующих задач.

Во-первых, необходимо модернизировать систему исполнительной власти в целом.     Структура исполнительной власти должна быть логично и рационально устроена, а госаппарат - должен стать работающим инструментом реализации экономической политики.

Во-вторых, нужна эффективная и четкая технология разработки, принятия и исполнения решений. Ныне действующий порядок ориентирован не столько на содержание, сколько - на форму.

В-третьих, нужно, наконец, провести анализ ныне реализуемых государственных функций, исключить излишние, дублирующие функции и сохранить только необходимые[4].

 Решение поставленных задач позволит повысить эффективность функционирования системы государственного регулирования экономических отношений и, как следствие, станет основой развития рыночных механизмов во всех отраслях национальной экономики.

Государственное регулирование является элементом общей системы регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Система регулирования профессиональной деятельности представляет собой совокупность элементов внешнего и внутреннего регулирования. Внутреннее регулирование – это подчиненность деятельности организации ее собственным нормативным документам: уставу, правилам внутреннего контроля, иным внутренним документам. Внешнее регулирование – это подчиненность деятельности организации нормативным актам государства, правилам саморегулируемых организаций, международным соглашениям. В свою очередь, внешнее регулирование деятельности профессионального участника рынка ценных бумаг можно разделить на  государственное регулирование, саморегулирование и общественное регулирование[5].

В постоянно формирующейся и совершенствующейся модели российского рынка ценных бумаг важную роль играет государственное регулирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Государственное регулирование представляет собой систему мер, осуществляемых уполномоченным государственным органом по рынку ценных бумаг и направленных на стабилизацию отношений, “уравновешивание” баланса интересов участников и обеспечение устойчивого развития рынка ценных бумаг.

К основным целям государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг можно отнести:

§ создание нормальных условий функционирования рынка ценных бумаг, обеспечение устойчивого применения рыночных механизмов;

§ создание, обеспечение функционирования и совершенствование  развитой инфраструктуры рынка ценных бумаг;

§ защита прав и интересов инвесторов и иных участников рынка ценных бумаг, предотвращение нарушений со стороны профессиональных участников рынка;

§ обеспечение развития профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг.

Содержанием государственного регулирования профессиональной деятельности являются формы и методы, с помощью которых решаются поставленные перед регулирующим органом задачи.

Государственное регулирование профессиональной деятельности осуществляется в различных формах. Среди них ведущую роль играет правовое регулирование, которое реализуется с помощью гражданского, административного, уголовного и иных отраслей права. При этом административно-правовое регулирование, то есть создание административно-правовых норм в целях воздействия на осуществление профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, является основным методом в ряду других методов государственного регулирования.

При этом в рамках административно-правового регулирования можно выделить несколько основных направлений, а именно:

§ лицензирование профессиональных участников рынка ценных бумаг;

§ разработка требований к деятельности профессиональных участников;

§ аттестация специалистов и руководителей профессиональных участников;

§ обеспечение информационной прозрачности деятельности, сбор и анализ отчетности профессиональных участников;

§ контроль за деятельностью профессиональных участников рынка ценных бумаг посредством осуществления проверок, в частности оперативный мониторинг деятельности профессиональных участников.

Глава 11 Федерального закона от 22.04.1996 № 36-ФЗ «О рынке ценных бумаг»[6] (далее - Закон о рынке ценных бумаг) посвящена регулированию деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг. Исходя из ее содержания, лицензирование деятельности профессиональных участников является единственным способом государственного регулирования. Однако данное положение закона не отражает сложившейся системы регулирования деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, что требует ее приведения в соответствие с существующей системой отношений в данной области.

Уполномоченным государственным органом, реализующим функции государственного регулирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, в настоящее время является Федеральная комиссия по рынку ценных бумаг (ФКЦБ России).

Структура Федеральных органов исполнительной власти, установленная Указом Президента от 17.05.2000 № 867[7] включает лишь две федеральные комиссии – Федеральную комиссию по рынку ценных бумаг и Федеральную энергетическую комиссию. 

Административно-правовой статус федеральной комиссии характеризуется  коллегиальностью принятия решений и осуществлением межотраслевой координации.

ФКЦБ России действует на основании Положения о Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 01.07.1996 № 1009[8] (далее – Положение о Федеральной комиссии). ФКЦБ России выполняет специализированные задачи и функции федерального значения в пределах предоставленной ей компетенции.

Согласно пункту 1 Положения о Федеральной комиссии ФКЦБ России является федеральным органом исполнительной власти по проведению государственной политики в области рынка ценных бумаг, контролю деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, обеспечению прав инвесторов, акционеров и вкладчиков. Данное определение, устанавливая статус ФКЦБ России, одновременно определяет ее основные функции.

Правовую основу деятельности ФКЦБ России составляют Конституция РФ, федеральные законы и нормативные акты Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

ФКЦБ России осуществляет функциональное регулирование в сфере рынка ценных бумаг и, кроме того, осуществляет межотраслевую координацию по вопросам, отнесенным к ее ведению.

2. Лицензирование профессиональной деятельности

на рынке ценных бумаг

Очевидность недостаточной эффективности правового механизма, регулирующего отношения в сфере лицензирования, для развития предпринимательства часто отмечается в юридической литературе. Недостатки в сфере лицензирования превратили процесс получения лицензий в один из бюрократических барьеров на пути создания режима наибольшего благоприятствования для осуществления предпринимательской деятельности[9]. В этой связи государственная политика в настоящее время направлена на уменьшение количества лицензируемых видов деятельности, создания четкой, ясной и прозрачной процедуры лицензирования. В частности проект Программы социально-экономического развития Российской Федерации на среднесрочную перспективу (2003-2005) в рамках активизации процессов дебюрократизации предполагает проведение дальнейшего сокращения перечня лицензируемых видов деятельности до предельно целесообразного минимума с возможной заменой системы лицензирования более эффективными мерами ответственности самих экономических субъектов[10].

В соответствии со статьей 39 Закона о рынке ценных бумаг все виды профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг осуществляются на основании соответствующей лицензии. Профессиональная деятельность на рынке ценных бумаг, осуществляемая без лицензии, является незаконной.

Исходя из смысла статьи 39 Закона о рынке ценных бумаг, лицензирование является основным направлением государственного регулирования деятельности профессиональных участников. Необходимость лицензирования обусловлена повышенным уровнем риска, сопутствующим профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Лицензирование призвано предотвращать появление на рынке неподготовленных или недобросовестных субъектов профессиональной деятельности, и служит защите прав и законных интересов участников рынка, поддержанию благоприятных условий функционирования рыночных механизмов и обеспечению стабильности отношений между всеми участниками рынка ценных бумаг.

Несмотря на то, что в настоящее время качественный уровень нормативно-правовой базы, регламентирующей лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, значительно возрос по сравнению с ситуацией середины 90-х годов ХХ века, соответствующий нормативно-правовой массив до сих пор отличается бессистемностью, усложненностью, отсутствием целостности, стабильности.

Нормативные правовые акты, устанавливающие порядок лицензирования профессиональной деятельности и лицензионные требования, не объединены единой концепцией правового регулирования и не увязаны с основами единой государственной политики в области лицензирования. В данный момент действует ряд постановлений ФКЦБ России, регулирующих вопросы лицензирования профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Некоторые из них действуют лишь в части, не противоречащей другим, отдельные нормативные акты регулируют лишь частные вопросы или отдельные условия осуществления профессиональной деятельности. Такая ситуация не способствует достижению целей государственного регулирования.

На сегодняшний день существует насущная необходимость системного упорядочивания норм, на основании которых осуществляется лицензирование профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг, определения единых принципов осуществления лицензирования, согласованных с общими принципами правового регулирования предпринимательской деятельности. Тем более что соответствующие методические установки единой системы правового регулирования в сфере лицензирования нашли отражение в Федеральном законе от 08.08.2001 № 128-ФЗ “О лицензировании отдельных видов деятельности”[11]. Так, в указанном законе сформулированы важнейшие принципы осуществления лицензирования:

Страницы: 1, 2, 3




Новости
Мои настройки


   рефераты скачать  Наверх  рефераты скачать  

© 2009 Все права защищены.