Государственное управление СССР в период с 80-х по 90-е годы XX века
1
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОРЛОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТЕХНИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ БИЗНЕСА И ПРАВА
Кафедра: «Государственное управление и финансы»
ЗАДАНИЕ
на курсовую работу по
дисциплине
«История государственного
управления в России»
Студент Орлов Ю. С.
Шифр 020155 группа 21-У
Тема: «Государственное управление СССР в период с 80-х по
90-е годы XX века»
Срок сдачи работы 8.12.2033
Руководитель работы Зубрицкая В. И.
Задание принял к исполнению 16.09.2003
Подпись студента______________
Введение
Вторая половина 60-х – середина 80-х годов были для СССР
периодом нарастания негативных явлений во всех сферах жизни общества. Они
проявлялись в стагнации экономики, росте оппозиционных настроений населения,
падении авторитета Союза на международной арене. Принимаемые руководством
страны меры по «совершенствованию» социализма не могли остановить надвигающегося
кризиса административно-командной системы.
В середине 80-х
руководство КПСС провозгласило курс на перестройку. По масштабу вызванных ею
перемен в Европе, да и во всем мире ее справедливо сопоставляют с такими
историческими событиями, как Великая французская революция или Октябрь 1917
года в России. Итак, термин “перестройка”
появился в нашей политической лексике в 1985 году.
Что такое перестройка, каков был ее замысел, и каким было
ее действительное содержание? Представители различных социальных групп и
политических направлений в обществе дают на эти вопросы далеко не одинаковые
ответы. Есть три основных подхода к толкованию понятия «перестройка». Первый
подход — под перестройкой понимается «революция сверху»: слом тоталитарной
политической системы, изменение общественного и государственного строя в СССР.
Второй подход: перестройка есть предательство социализма, антисоциалистические
манипуляции. Сторонники третьего подхода употребляют слово «перестройка» для
обозначения того периода, который был связан с действительностью М.С. Горбачева
на высших партийных и государственных постах, избравшего путь реформирования
социализма.
Началось
обновление экономических основ, политического устройства и духовной жизни
общества.
Цель курсовой
работы – исследование развития системы органов власти и управления в СССР в
80-е – 90-е годы.
Задачи курсовой работы:
§
Истоки и
причины перестройки;
§
Положение
в стране в начале 80-х гг.;
§
Система
государственного управления СССР по Конституции 1977 года;
§
Государственный
аппарат власти и управления в период перестройки (1985-1991 гг.);
§
Реформа
избирательной системы. Первый и Второй Съезды народных депутатов;
§
Преобразования
в экономике;
§
Создание
политических партий и движений;
§
Внешняя
политика СССР;
§
Итоги
перестройки.
1 Истоки и причины перестройки
1.1 Положение в стране в начале 80-х
гг.
К началу 80-х
годов советская система хозяйствования исчерпала возможности к развитию, вышла
за границы своего исторического времени. Осуществив индустриализацию и
урбанизацию, командная экономика не смогла далее провести модернизацию, т. е.
глубокие преобразования, охватывающие все стороны жизни общества. Прежде всего
она оказалась неспособной в кардинально изменившихся условиях обеспечить
должное развитие производительных сил, защитить права человека, поддерживать
международный авторитет страны. СССР с его гигантскими запасами сырья,
трудолюбивым и самоотверженным населением все больше отставал от Запада.
Советской экономике оказались не по плечу возрастающие требования к
разнообразию и качеству потребительских товаров. Промышленные предприятия, не
заинтересованные в научно-техническом прогрессе, отвергали до 80% новых
технических решений и изобретений. Растущая неэффективность экономики
отрицательно сказывалась на обороноспособности страны. В начале 80-х годов СССР
начал утрачивать конкурентоспособность в единственной отрасли, в которой он
успешно соперничал с Западом, в сфере военных технологий [4, С. 474].
Экономическая
база страны перестала соответствовать положению великой мировой державы и
нуждалась в срочном обновлении.
Одновременно
громадный рост образованности и информированности народа за послевоенный
период, появление поколения, не знающего голода и репрессий, сформировали более
высокий уровень материальных и духовных потребностей людей, поставили под
сомнение сами принципы, положенные в основу советской тоталитарной системы.
Потерпела крах сама идея плановой экономики. Все чаще государственные планы не
выполнялись и непрерывно перекраивались, пропорции в отраслях народного
хозяйства нарушались. Достижения в области здравоохранения, образования,
культуры утрачивались.
Стихийное
перерождение системы изменило весь жизненный уклад советского общества:
перераспределились права руководителей и предприятий, усилилась
ведомственность, социальное неравенство.
Изменился
характер производственных отношений внутри предприятий, начала падать трудовая
дисциплина, массовыми стали апатия и безразличие, воровство, неуважение к
честному труду, зависть к тем, кто больше зарабатывает. В то же время в стране
сохранялось внеэкономическое принуждение к труду. Советский человек,
отчужденный от распределения произведенного продукта, превратился в
исполнителя, работающего не по совести, а по принуждению. Выработанная в послереволюционные
годы идейная мотивация труда слабела вместе с верой в близкое торжество
коммунистических идеалов [7, С. 103].
В начале 80-х
годов все без исключения слои советского общества испытывали психологический
дискомфорт. В общественном сознании зрело понимание необходимости глубоких
перемен, но заинтересованность в них была различной. Числено выросшей и более
информированной советской интеллигенции все труднее было мириться с подавлением
свободного развития культуры, изолированностью страны от внешнего
цивилизованного мира. Она остро ощущала на себе пагубность ядерной конфронтации
с Западом и последствия афганской войны.
Интеллигенция
хотела подлинной демократии и индивидуальной свободы.
Большинство
рабочих и служащих необходимость перемен связывали с лучшей организацией и
оплатой труда, более справедливым распределением общественного богатства. Часть
крестьянства рассчитывала стать подлинными хозяевами своей земли и своего труда
[12, С. 59].
Однако в конечном
счете совсем другие силы определили направление и характер реформирования
советской системы. Их предопределили экономические интересы номенклатуры
советского правящего класса. Его эволюция к началу 80-х годов завершается.
Номенклатура тяготится коммунистическими условностями, зависимостью личного
благополучия от служебного положения. Чтобы обезопасить себя, узаконить свое
господство, она стремится изменить общественный строй в своих интересах. Чтобы
стать независимой от власти, стать настоящим собственником, номенклатуре
необходимо было уничтожить общественную социалистическую собственность и
соответствующую ей государственную надстройку, которые в течение десятилетий
являлись основой ее господства и благополучия. Этот шаг расколол единый
правящий класс. По одну сторону “баррикад” оказались так называемые
«партократы», привыкшие рассматривать государственные должности всего лишь как
кормушку и ни за что не отвечать. В узкоэгоистических интересах «партократы»
стремились во что бы то ни стало сохранить отжившую систему. Другая, большая
часть правящего класса, объективно действуя в интересах всего общества,
неосознанно поддерживала радикально-оппозиционные силы, требовавшие обновления
и реформ.
Таким образом, к
началу 80-х годов советская тоталитарная система фактически лишается поддержки
значительной части обществе.
В условиях
монопольного господства в обществе одной партии - КПСС, наличия мощного
репрессивного аппарата перемены могли начаться только “сверху”. Высшие
руководители страны отчетливо сознавали, что экономика нуждается в
реформировании, но никто из консервативного большинства Политбюро ЦК КПСС не
хотел брать на себя ответственность за осуществление этих перемен.
Своевременно не
решались даже самые назревшие проблемы. Вместо принятия каких - либо мер по
оздоровлению экономики в качестве панацеи предлагались все новые трудовые
почины, новые формы “социалистического соревнования”. Громадные средства
отвлекались на многочисленные “стройки века”, подобные Байкало-Амурской
магистрали. С каждым днем становилось очевидным: для перемен необходимо обновление
руководства страны.
1.2 Конец
Брежневской эпохи
Смерть в ноябре
1982 г. Л. И. Брежнева и приход к власти более здравомыслящего политика Ю. В.
Андропова пробудили в обществе надежды на возможное изменение жизни к лучшему.
Ю. В. Андропов,
много лет возглавлявший КГБ, яснее других видел катастрофическое состояние
советской экономики, коррупцию и разложение в обществе. От многих политических
деятелей своего поколения он отличался более высоким уровнем культуры,
политическим реализмом. Андропов стремился видеть общество в реальной динамике
со всеми его возможностями и нуждами. Новый советский руководитель поставил
целью подъем страны, преодоление экономических трудностей, укрепление
дисциплины на производстве, в партийном и государственном аппарате. Плохое
состояние здоровья не позволило Андропову выполнить все задуманное, в том числе
в области национальной политики. Но в течение тех 15 месяцев, которые он
находился у власти, привычные победные реляции стали уступать место критическим
оценкам состояния советского общества. Началом самокритики стал призыв к
обществоведам и политикам лучше узнать советское общество, “трезво
представлять, где мы находимся”. Были сделаны первые шаги к анализу
противоречий в обществе, к пониманию необходимости совершенствования
хозяйственного механизма. Основную ставку новое руководство сделало на не
всегда законные меры по наведению порядка и дисциплины на производстве, включая
“отлов” опоздавших на проходных, прогульщиков в магазинах и даже в банях [1, С.
427].
Лозунгом дня
стало наведение элементарного порядка. Были сняты с работы некоторые
высокопоставленные взяточники и казнокрады, включая министра внутренних дел
Щелокова и первого секретаря Краснодарского крайкома Медунова. В ряде районов
страны начали работать группы следователей. Кампания против коррупции нашла
широкую поддержку в народе, но была быстро свернута.
Далеко идущие
последствия имела кадровая политика нового руководства. В короткое время было
смещено 18 союзных министров, 37 первых секретарей обкомов. Андроповская
“команда” собиралась им заново из самых разных мест: Н. И. Рыжков - с Урала, Е.
К. Лигачев - из Сибири, В. И. Воротников - из Воронежа, М. С. Горбачев - из
Ставрополя. Эти люди, разные по жизненному опыту, взглядам на обновление
экономики, принесли с собой в Москву реальные знания местных экономических и
социальных проблем. В высшем эшелоне руководства страны стало складываться
новое соотношение сил, которое в конечном итоге открыло путь М. С. Горбачеву к
политическому руководству страной [1, С. 430].
Меры по
укреплению дисциплины и порядка дали лишь краткосрочный результат в виде
незначительного повышения производительности труда в промышленности. В целом же
в народном хозяйстве мало что изменилось. Продолжалась непопулярная война в
Афганистане, а с ней непомерно росли военные расходы. Все изощреннее
становились методы борьбы с инакомыслием. Диссидентов незаконно помещали в
психиатрические больницы, высылали за рубеж, лишали советского гражданства. По
этой причине практически прекратились гражданские выступления. Открыто
действовала лишь небольшая группа “За доверие между Востоком и Западом”,
продолжали борьбу за выезд из СССР отказники евреи. Политические заключенные
оставались в тюрьмах. Не содержала принципиально новых подходов и внешняя
политика Ю. В. Андропова. Ей недоставало гибкости и рациональности.
Напряженность между Востоком и Западом достигла в этот период своего апогея. К
этому были причастны обе стороны. Президент США Р. Рейган, объявив о начале
работ над программой Стратегической оборонной инициативы (СОИ), известной под
названием “звездных войн”, втянул СССР в новый разорительный виток гонки
вооружений. В свою очередь Ю. Андропов, пытаясь обновить коммунистические
идеалы в стране и поднять ее авторитет на международной арене, вступил в
решительную схватку с идеологическим противником. Противостояние двух блоков
обострилось в связи с трагедией 1 сентября 1983 г., когда советским
истребителем был сбит южнокорейский пассажирский лайнер Боинг-747, нарушивший
Государственную границу СССР. США использовали этот инцидент, чтобы представить
в глазах мировой общественности Советский Союз “империей зла”. После этого были
прекращены все ведущиеся советско-американские переговоры о сокращении
вооружений. В феврале 1984 г. Ю. В. Андропов скончался. Его попытки придать
эффективность бюрократической системе без структурных изменений, усиление
требовательности и контроля, борьба с отдельными пороками не вывели страну из
кризисного состояния, лишь на время укрепив тоталитарную систему.
В короткий период
с февраля 1984 г. по март 1985 г. правоконсервативные силы в руководстве
страны, приведшие к власти престарелого К. К Черненко, попытались вернуть
страну к прежним брежневским порядкам. Предложенная от имени нового
Генерального секретаря ЦК КПСС программа действий была лишена каких-либо новых
подходов. Были свернуты немногочисленные начинания Ю. В. Андропова по оживлению
экономической жизни, обновлению руководящих кадров. Шаг за шагом углублялся
социально-политический кризис [1, С. 431].
1.3
Курс
на «обновление общества»
Избранием в
марте 1985 г. М. С. Горбачева на пост Генерального секретаря ЦК КПСС была
наконец прервана порочная традиция последних лет. Общество хотело, чтобы во
главе партии и страны встал, наконец, молодой, энергичный человек. М. С.
Горбачев был избран потому, что правящая элита не могла не считаться с
общественным мнением, не признаваемым официально, но реально существующим.
Перемен ждал мощный слой партийно-государственных чиновников, военных,
обеспокоенных развалом государства.
По своему в
реформировании советской системы были заинтересованы технократы, интеллигенция.
Совпадение во времени внутренних и внешних факторов требовало коренным образом
изменить условия производства и методы управления [8, С. 113].
Родившийся в 1931
г., М. С. Горбачев принадлежал к поколению, которое называло себя “детьми ХХ
съезда”. Образованный человек и опытный партийный работник, Горбачев продолжил
начатый Андроповым анализ состояния страны и поиск путей выхода из создавшейся
ситуации. Идеи глубоких реформ родились не на пустом месте. Из-за закрытости
советского общества, статистических подтасовок для большинства советских людей
кризисные явления были малозаметны. Однако у экономистов, политологов,
хозяйственников большое беспокойство вызывало увеличивающееся технологическое
отставание Советского Союза. На единицу конечного продукта в СССР тратилось
почти вдвое больше природных ресурсов, энергии, человеческого труда, чем в
передовых странах. СССР являлся крупнейшим в мире производителем стали,
станков, обуви, но большинство товаров было неконкурентоспособно на
международных рынках. Страна резко отставала от современных требований в
области компьютеризации народного хозяйства, по внедрению других достижений
НТР. К середине 80-х годов и для такой огромной и богатой ресурсами страны
возможности экстенсивного развития были исчерпаны. В 1984 г. впервые за
послевоенное время упала годовая добыча нефти, долгие годы бывшая главной
статьей экспорта, а следовательно, важнейшей опорой советской экономики [11,
С.154].
Различные
варианты реформы обсуждались и в научных кругах, и в недрах партийного
аппарата. Однако целостной концепции перестройки экономики к 1985 г. еще не
сложилось. Большинство ученых и политиков искали выход в рамках сложившейся
системы: в переводе народного хозяйства на путь интенсификации, создании
условий для внедрения достижений НТР. Этой точки зрения придерживался в то
время и М. С. Горбачев. Для укрепления позиций страны на международной арене,
улучшения условий жизни населения страна действительно нуждалась в интенсивной
высокоразвитой экономике.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5
|