- в-четвертых, функционирование системы местного самоуправления создает
благоприятные условия для развития подлинного народовластия. Население,
образующее местное сообщество, приобретает полную свободу в выборе и
использовании разнообразных форм непосредственной демократии (местных сходов,
собраний жителей, референдумов и т.п.). Через систему муниципальных выборов формируются
местные представительные органы, в своей деятельности опирающиеся на мнение
избирателей. Реальное участие населения территорий в решении вопросов местного
значения повышает уровень его политического образования, максимально приближает
граждан к процессу государственного управления.
Говоря о факторах, предопределяющих широкое применение местного
самоуправления в различных странах мира, не следует, однако, упускать из виду
тот факт, что само местное самоуправление, особенно в своих классических вариантах,
известных как общественное, негосударственное управление местными делами, может
эффективно функционировать только в рыночной экономической среде.
Действительно, и это подтверждает исторический опыт нашей страны, местное
самоуправление и всеобъемлющее государственное финансирование местных
социально-экономических, экологических, культурных и других программ,
представляющее собой неотъемлемый атрибут административно-командной
экономической системы, - явления принципиально несовместимые.
Второе практически полностью дезавуирует основную идею первого, ставя
местные органы власти в экономическую зависимость от государственных структур.
Не имея же возможности осуществлять широко масштабную финансово-хозяйственную
деятельность, местное самоуправление неизбежно превращается в политическую
фикцию, в сугубо номинальный институт народовластия, лишенный действенных
инструментов воздействия на ход социально-экономических процессов в
территориальных образованиях муниципального уровня.
Исходя из этого, без всякого преувеличения можно утверждать, что только
система рыночных отношений, предоставляющая местным органам власти возможность
самостоятельно формировать и развивать свою экономическую базу и тем самым
сохранять определенную экономическую независимость от государства, является
наиболее подходящей средой для развития муниципальной демократии в любой стране
мира.
Вместе с тем следует заметить, что даже в странах с рыночной экономикой
на местном уровне (охватывающем все единицы управления ниже общенационального
уровня в унитарных государствах и ниже уровня субъектов федерации в
федеративных государствах) помимо местного самоуправления могут действовать и
другие виды территориального управления, например, местное государственное
управление. С учетом этого представляется целесообразным выделить ряд признаков
(критериев) местного самоуправления, применение которых позволит отличать его
от любых других видов территориального управления.
4.
Признаки местного
самоуправления.
На основе теоретических разработок местного самоуправления выделяются
следующие основные признаки местного самоуправления:
- возможность самостоятельного существования территориального
образования, что выражается в организационной и экономической обособленности
местного самоуправления, его органов в системе управления обществом,
государством, в наделении территориального коллектива статусом юридического
лица.
Местное самоуправление не находится в иерархических связях с какими-либо
структурами, сообразует свою деятельность при принятии решений только с законом,
гарантировано от любого вмешательства извне. Однако это ни в коей мере не
означает, что местное самоуправление находится вне системы
государственно-властных отношений и абсолютно независимо от государства. Речь
идет о самостоятельности в пределах полномочий, которые определяются
нормативными актами, принимаемыми органами государственной власти.
К тому же органы местного самоуправления обязаны действовать в русле
единой общегосударственной политики (экономической, социальной, экологической,
политики в области культуры, образования, здравоохранения и др.), что само по
себе уже является мощным фактором, препятствующим развитию сепаратистских
тенденций на местном уровне;
- наличие и реальное функционирование местных представительных органов,
обладающих правом представлять интересы населения и принимать от его имени
решения, действующие на территории муниципального образования. Функционирование
представительных органов местного самоуправления обеспечивает участие широких
слоев населения в делах местного сообщества, учит людей азам демократического
общежития, формирует в них сознание причастности к процессу управления
территориальным образованием;
- возможность участия всего населения соответствующей территории в
процессах выработки и принятия решений по всем основным вопросам местного
характера. Для реализации этого положения существенное значение имеет право
населения муниципального образования на законотворческую инициативу и на
обращение в органы местного самоуправления. Народная законотворческая инициатива
и обращение граждан в органы местного самоуправления позволяют населению
территориального образования участвовать в определении задач и направлений
деятельности органов местного самоуправления, в выработке проектов их решений,
в контроле за деятельностью органов местного самоуправления. Общественное
мнение имеет большое значение при подготовке целевых программ, разработке
местного бюджета, при построении структур местного самоуправления, при оценке
деятельности депутатов и должностных лиц;
- выборность всего состава местных органов власти на широкой
демократической основе, регулярная его сменяемость и отчетность перед
избирателями, осуществление контроля над аппаратом управления. Наличие выборных
органов местного самоуправления - важнейшее организационное условие его
реальности и эффективности. Их деятельность способствует реализации
самостоятельного статуса местного самоуправления, поскольку только избранные
населением органы местного самоуправления и их должностные лица являются
независимыми при проведении муниципальной политики. Кроме этого, выборы
обеспечивают выдвижение в органы местного самоуправления лучших представителей
населения, знающих все проблемы на своей территории, дают право населению
муниципального образования оценивать деятельность местных органов власти,
определять пути и способы улучшения их работы;
- ответственность местных органов самоуправления в рамках собственной
компетенции при имеющихся ресурсах. Органы местного самоуправления несут
троякую ответственность за принимаемые решения - перед населением, перед
государством, перед физическими и юридическими лицами. При этом все намечаемые
и осуществляемые решения и действия органов местного самоуправления должны
исходить из того, что муниципальные образования являются субъектами гражданско-правовых
отношений, экономически самостоятельны, и потому сами отвечают по своим обязательствам,
принадлежащим им на праве собственности имуществом. Поэтому неразумные действия
органов местного самоуправления при осуществлении ими своих функций могут дорого
обойтись муниципальному образованию. Должностным лицам органов местного
самоуправления необходимо всегда помнить об этом и тщательно анализировать
возможные последствия принимаемых решений.
Следует отметить, что если организация управления на местном уровне не
соответствует указанным требованиям, то говорить всерьез о наличии местного
самоуправления преждевременно.
Сопоставив выше обозначенные критерии с современным состоянием местного
самоуправления в Российской Федерации, можно констатировать, что оно находится
на начальной стадии своего развития. Сам процесс развития осуществляется крайне
медленно, противоречиво, болезненно, иногда с отклонениями от ранее
разработанных планов, положений и нормативных актов. Однако это ни в коей мере
не означает, что следует отказаться от дальнейшего внедрения местного
самоуправления в нашей стране. Широкое его применение в современной России -
это объективная необходимость, обусловленная следующими основными причинами:
- неизбежность преобразования всей системы управления российским
обществом с переносом центра тяжести на региональный и местный уровни. Еще в
конце 80-х гг. стало очевидно, что действующая в стране централизованная
система управления далека от совершенства. Она сковывает политическую и
духовную свободу, инициативу и предприимчивость граждан, способствует развитию
бюрократизма во всех эшелонах власти, отдаляет общественное производство от
потребностей самого человека. Необходимость ее перестройки приобрела жизненно
важное значение. Вместе с тем историческая практика нашей страны и
международный опыт убедительно свидетельствуют, что большое количество вопросов
социально-экономического развития, имеющих прямое отношение к повседневной
жизни людей, не теряя своего общегосударственного значения, могут и должны
решаться в местах конкретного проживания граждан, с их непосредственным
участием;
- целесообразность распределения государственной власти по всем уровням
управления. Развернувшийся в стране процесс общегосударственной и региональной
децентрализации управления имеет основную цель - обеспечение подлинного
народовластия, являющегося одним из основных принципов любого демократического
государства. Идея народовластия наиболее полно реализуется в системе местного
самоуправления. Поэтому перераспределение власти, собственности, финансовых
ресурсов между федеральной, региональными структурами и муниципальными
образованиями в пользу местных сообществ является естественным шагом на пути
демократических преобразований, происходящих в нашей стране; историческая потребность
в широкой демократизации всех сфер жизни российского общества, необходимость
обеспечения равноправного, а главное - реального участия населения России в
управлении ее развитием.
Очевидно, что этого можно скорее и лучше достичь путем широкого распространения
местного самоуправления, позволяющего максимально приблизить власть к народу,
установить гибкий, наименее бюрократизированный механизм управления с меньшей
бюрократией, нежели при централизованной системе управления, раскрыть
социально-экономический потенциал самоуправляющихся территориальных единиц,
поддерживать политическое равновесие и гармонию в местных сообществах,
оптимально сочетать местные и общегосударственные интересы;
- важность ориентации местных сообществ на самостоятельное развитие, повышение
деловой активности всего дееспособного населения. Сегодня в Российской
Федерации выделено огромное количество категорий граждан, пользующихся
различными видами государственных льгот. Это не только создает существенную
нагрузку на бюджеты всех уровней, но и культивирует иждивенческие настроения
среди значительной части населения страны. Создание же эффективной системы
местного самоуправления предоставит населению муниципальных образований'
возможность самостоятельно решать вопросы своей повседневной жизни, способствуя
развитию в людях предприимчивости и инициативности;
- острая необходимость скорейшего преодоления затянувшегося
экономического кризиса. В условиях становления рыночных отношений преодолеть
социально-экономический кризис и обеспечить стабильное функционирование
общества невозможно без развития местного самоуправления, осуществляемого в
пределах муниципальных образований, обладающих существенным экономическим
потенциалом. Эффективное использование данного потенциала может способствовать
развитию производственной и социальной инфраструктуры на отдельных территориях,
а через налогово-бюджетные отношения воздействовать на кризисную ситуацию и на
общегосударственном уровне;
- потребность в укреплении государственной целостности Российской Федерации.
Местные сообщества объективно лишены стремления к ослаблению единой
государственности, к образованию удельных княжеств, и, прежде всего потому, что
уровень социальных стандартов зависит от экономического могущества всей страны.
Эти стандарты не в силах самостоятельно обеспечить выделяющийся из
федеративного государства регион.
Таким образом, развитие местного самоуправления в России является одной
из ключевых проблем, от ее решения во многом зависит настоящее и будущее. Это
хорошо понимают и в научных, и в правительственных кругах. Однако если
необходимость возрождения местного самоуправления в России уже не оспаривается,
то вопрос о наиболее приемлемых формах его организации и осуществления до сих
пор остается открытым. Каждый субъект РФ, каждое муниципальное образование
предлагают сегодня свои варианты решения. Такой подход весьма демократичен, но
порождает ряд довольно серьезных проблем в сфере организации местного
самоуправления.
Заключение
До реформ 1860-1870-х гг. все местные выборные учреждения и
должности (за исключением вечевого периода) были включены в систему
государственного управления. Единственной самоуправлявшейся территориальной
единицей оставалась община, вернее сфера внутриобщинной жизни, долгое время не
представлявшая особого интереса для государства. Но община, несмотря на свое
долголетие, в значительной степени была носительницей до государственных
отношений. Таким образом, главная особенность местного управления заключалась в
преобладании государственного начала над общественным и сословным и
«включенности» выборных учреждений в систему государственного управления.
В России путь к самоуправлению был более длинным, чем в Европе,
так как необходимым его этапом было развитие сословного самоуправления. В этом
отношении переломным стал XVIII в., когда начался процесс превращения прикрепленных к
государственной службе социальных групп населения в сословия, наделенные правом
самоуправления. В ходе дальнейшего развития к середине XIX в. в местном управлении
наметились тенденции к сближению представителей разных сословий и совместной их
деятельности с монархией.
Исходя из национальных особенностей местного управления, можно
было предположить, что в 1860-е гг. основой организации самоуправления стала не
общественная, а государственная теория самоуправления. Тем более что в середине
XIX в. существовали
реальные предпосылки для развития местного управления именно по этому пути.
Согласно Конституции Российской Федерации (ст. 130) местное
самоуправление в нашей стране осуществляется в различных организационных формах
(через институты непосредственной демократии, посредством выборных органов
местного самоуправления, через органы территориального общественного
самоуправления). В своей совокупности эти организационные формы образуют единую
систему местного самоуправления, с помощью которой в рамках всей страны в целом
решаются вопросы местного значения, местной жизни.
В Российской Федерации формируется сегодня принципиально новая
система местного самоуправления. Она полностью отличается от действовавшей ранее
«системы советов» и во многом напоминает муниципальные системы некоторых
зарубежных стран. Мы пока еще не знаем, окажется ли эта система эффективной на
практике и принесет ли она долгожданную самостоятельность муниципальным
образованиям. Однако, исходя из принадлежности этой системы к определенной
муниципальной модели, мы уже сейчас можем судить о ее позитивных и негативных
сторонах, о целесообразности ее
использования в условиях России. Являясь упрощенной картиной действительного
состояния муниципальной системы, ее нормативным представителем, модель местного
самоуправления позволяет сформировать четкое представление о том, какой система
местной власти должна стать в конечном итоге.
Список используемой
литературы
1. Гладышев А.Г., Иванов В.Н., Мельников С.Б., Патрушев В.И. Основы
современного муниципального управления. М., 2000 С. 31-42.
2. Замотаева Л.Л. Местное самоуправление как элемент государственного
устройства: основные понятия и термины // Государственная власть и местное
самоуправление в России. М., 1998.
3. Фадеев В.И. Территориальная организация местного самоуправления в
Российской Федерации// Региональное управление и местное самоуправление. М.,
2003.
4. Фадеев В.И., Кутафин О.Е. Муниципальное право. М., 2001. С.44,
5. Кишченко О.А. Проблемы и перспективы развития местного самоуправления
в России // Проблемы преобразования и регулирования социально-экономических
систем. СПб., 1996.
6. Черкасов А.И. Эволюция взаимоотношений государства и местного
управления в зарубежных странах // Государственная власть и местное
самоуправление в России. М., 1998. С. 146.
Страницы: 1, 2, 3
|