Сам же эффект
правового воздействия может выражаться в расширении, ограничении,
предоставлении или ликвидации социальных возможностей и обязанностей для
конкретных лиц. В отличие от природы, где превращение потенциальной возможности
в действительность происходит стихийно, в обществе превращение возможного в
действительное происходит не стихийно и не автоматически. Потенциальные,
объективно обусловленные обществом возможности становятся наличными,
фактическими возможностями лишь в процессе их опосредования многочисленными
субъективными факторами общественного развития, и в том числе государством.
Истории известны многочисленные примеры того, когда даже самые элементарные,
реальные возможности, сложившиеся в обществе, оставались нереализованными
именно в силу влияния субъективных факторов общественного развития - от религии
и морали до государства и политической системы. Например, диктаторские,
тоталитарные государственно-правовые режимы оказались способны в течение
десятилетий лишить политической, экономической и духовной свободы миллионы людей
даже в развитых странах. А отсутствие некоторых политических прав у женщин во
многих исламских государствах легко объясняется именно особенностями
религиозной, духовной жизни. Во всех странах объективные возможности прямо или
косвенно опосредуются государством. Например, право на свободу объединения
ограничивается, а физическая и экономическая свобода практически упраздняются
государством в отношении лиц, допустивших серьезные нарушения действующего
законодательства.
Правовой статус
по отношению к фактическим возможностям и обязанностям личности, обусловленным
обществом в целом, не может быть рассмотрен в качестве следствия или их
юридической копии. Правовой статус находится во взаимодействии с фактическим
общественным положением людей. Социальный статус, конечно, является
первопричиной возникновения и существования правового статуса. Однако любое
взаимодействие характеризуется взаимными изменениями взаимодействующих сторон,
правовой статус при определенных условиях оказывает собственное воздействие на
общественные отношения, в большей или меньшей степени корректируя их.
С точки зрения
потребностей и интересов индивида в практически-функциональном плане правовой
статус следует понимать как систему гарантируемых государством прав, свобод и
обязанностей личности, выступающей в качестве суммы юридических возможностей,
условий для удовлетворения тех или иных притязаний личности, и, следовательно.
Выполняющих роль юридического, специфического средства для удовлетворения этих
притязаний.
Поэтому
содержание собственно правового статуса, изменение и развитие его формулировок
- это относительно самостоятельная и в большинстве случаев очень важная
проблема. Ведь качество, характер и специфика этих положений - особенно с
учетом придаваемого многими общественными, политическими и государственными
системами приоритетного и исключительного значения основным правам и свободам
индивида, составляющим практически всегда сердцевину его юридического статуса -
способны во многом предопределять характер фактического положения человека в
обществе, могут иметь важные практические последствия в процессе удовлетворения
индивидами своих материальных и духовных потребностей и интересов.
При этом следует
иметь в виду и то, что хотя бы минимальное внешнее, номинальное и фактическое
несоответствие (в той или иной степени) между юридическим и объективным
социальным положением людей является своего рода необходимостью и
закономерностью существования и развития правового статуса. Поскольку по
гносеологическим и субъективно-ценностным причинам любой субъект
правотворчества, любой законодатель в принципе не может действительно адекватно
отразить фактическое положение индивидов в правовых нормах - тем более, что
такая задача перед ним в качестве основной никогда не стоит и не ставится, а
общественная жизнь несоизмеримо богаче и сложнее возможностей правовой формы и
юридической техники. В то же время - и это надо особо отметить - в
демократических, социальных государственно-правовых системах они имеют
постоянную тенденцию к внешнему совпадению, фактическому соответствию,
органической логической взаимосвязи. В чисто техническом,
практически-прикладном отношении правовой статус неизбежно должен несколько
«опережать» фактическое социальное положение индивидов не только на момент
своего возникновения, но и на относительно длительный период после своего
появления. И не только по той причине, что общественная жизнь уже завтра может
«перерасти» в свои юридические формы и требуется некоторый «запас» юридического
пространства на будущее (а ежедневный их пересмотр и изменение - дело сложное и
ненужное), но главным образом потому, что в социальной жизни существуют
противоречивые, различные тенденции. Ее динамизм отнюдь не всегда означает
прогрессивное развитие и движение по восходящей линии в соответствии с наиболее
справедливыми, гуманными и т. п. ориентирами. Регрессивные процессы и тенденции
обычно дают о себе знать. Они, естественно, в первую очередь, сказываются на
фактическом положении индивидов. В этих случаях правовой статус личности,
оставаясь с юридической точки зрения неизменным, может в известном смысле
«подтягивать до своего уровня» социальное положение людей.
В этом смысле
значение правового статуса личности, и, прежде всего в свете формирования
социального правового государства, действительно должно быть велико. Тем более,
что отрицательные с точки зрения интересов большинства граждан процессы могут
быть связаны и собственно с деятельностью государства, государственного
аппарата, - которая, однако, может и должна быть в той или иной степени
скорректирована, «исправлена» в том числе и правовым статусом, его требованиями
- возможно, с опорой на общественное мнение, а в случае необходимости - и на
относительно независимую и самостоятельную судебную власть.
Характерной
чертой правового статуса, в основе которого лежат конституционные права,
свободы и обязанности граждан, является его относительная стабильность,
неизменность. Именно это качество правового статуса в сопоставлении с
несравнимо более динамичной и изменчивой общественной жизнью позволяет ему
играть немаловажную роль, особенно в тех случаях, когда в обществе происходят
отрицательные, регрессивные процессы. Правовой статус, оставаясь неизменным и
олицетворяя собой определенный уровень общественного развития, может
препятствовать развитию негативных тенденций в социальном положении людей. Ведь
составляющие его права, свободы и обязанности должны быть обеспечены
государством вне зависимости от особенностей переживаемого страной периода.
Например, в 1992 году инфляция и общее ухудшение экономического положения
России привели к тому, что размеры выплачиваемых пенсий и пособий
нетрудоспособным гражданам оказались крайне малы. Требования же части второй
ст. 56 Конституции России 1978 года (в редакции 1992 г.), в соответствии с
которой пенсии и пособия должны обеспечивать уровень жизни не ниже
установленного законом прожиточного минимума, вынуждали государство
неоднократно определять и пересматривать содержание понятия «прожиточный
минимум», изыскивать необходимые средства для достижения максимально возможного
соответствия размера пенсий и пособий прожиточному минимуму.
Заканчивая данный
вопрос, следует отметить, что ответственность государства перед гражданами
обеспечивается системой гарантий, к которым относятся: 1) ответственность
правительства перед представительными органами власти; 2) дисциплинарная,
гражданско-правовая и уголовная ответственность должностных лиц за нарушение
прав и свобод граждан; 3) процедура импичмента и др.
Сделаем краткие
выводы по рассматриваемой главе. В государственно-организованном обществе в
системе факторов определяющих положение человека, именно государству
принадлежит исключительно важная роль. Значение государства обусловлено его
относительной независимостью и значительной самостоятельностью по отношению к
человеку и обществу, теми рычагами воздействия на общественные отношения,
которыми оно монопольно располагает.
Характер
взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния
общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять современное
общество и современного человека без изучения многообразных отношений людей с
государством.
Государство
должно исходить из приоритета прав человека. Признание, соблюдение и защита
прав и свобод. Честь и достоинство человека - главная обязанность государственной
власти. Поэтому особое значение имеют правовые нормы, посвященные человеку и
гражданину, устанавливающие его правовое положение.
Права и
обязанности людей закрепляются многими отраслями права, но особое значение в
закреплении положения человека в обществе имеет конституционное право, прежде
всего, Конституция, устанавливающая основы правового статуса человека и
гражданина. Они включают: гражданство, конституционные принципы правового
положения человека, основные права и свободы, конституционные обязанности. Это
важнейшие элементы правового положения человека. Его ядро. Основы правового
статуса играют решающую роль в определении положения человека в обществе, имеют
жизненно важное значение.
Важной
особенностью прав, свобод, законных интересов личности является то, что
характер их воплощения в жизнь в огромной степени определяется личностным
отношением к ним их носителей. От субъекта права требуется проявление хотя бы
минимума активности, а нередко и настойчивости. В частности, такие политические
права граждан, как право на свободу объединения, право на проведение митингов,
демонстраций, предполагает проявление значительной активности и
организованности субъектов этих прав.
ГЛАВА
2. СИСТЕМА ПРАВ И СВОБОД ЛИЧНОСТИ
2.1
Понятие системы прав и свобод личности
Сам факт
многообразия правопонимания свидетельствует о том, что с точки зрения
содержания в «чистом виде», как таковых, безусловно, объективных и
общепризнанных права и свобод человека не существует. Реальностью является лишь
представления, суждения, взгляды, теории о том, что такое права человека, а
также основанные на них политические, юридические, моральные и иные нормы.
Взгляды и нормы опосредуют, воздействуют на складывающиеся и развивающиеся в
обществе материальные и духовные возможности и обязанности людей. В этом смысле
права человека изначально возникают, существуют, развиваются лишь в качестве
важнейшего элемента правосознания и сознания в целом различных социальных
субъектов, стремящихся придать своим представлениям значение правильного, правового,
правдивого, справедливого и соответственно этому проявляющихся практически во
всех нормативно-регулятивных системах, а также в идеологии, философии, науке, в
культуре в целом.
Поэтому
фактически существующие и возникающие социальные возможности людей признаются,
трактуются в качестве тех или иных прав человека только в значении «должного» и
главным образом - в противовес объективно возможным и объективно существующим
иным представлениям, интерпретациям, предпочтениям. Ибо без этого определенного
противопоставления, без необходимости истолкования социальных возможностей и
обязанностей с позиции должного, справедливого и т. д., без некоторого минимума
противоречия, антиномии - вопрос о правах человека утратил бы самостоятельную
социальную значимость, а точнее, в исторической ретроспективе никогда бы ее не
приобрел. И, строго говоря, только при этих условиях возможны были как
появление самой идеи прав человека, понятия «права человека», так и сохранение,
и повышение актуальности их истолкования в дальнейшем.
В тоже время
многообразие подходов к правам человека и праву не умаляет возможности и
необходимости выработки и признания определенного минимума общечеловеческих,
общедемократических требований к правовому и социальному положению человеческой
личности. Его реализация должна быть обеспечена всегда и везде, вне зависимости
от социально-политических, экономических, культурных и иных особенностей
конкретной страны. Этот минимум, в качестве основных прав и свобод человека,
должен и может быть начальной точкой отсчета суммарного возрастания добровольно
признанных всем мировым сообществом непререкаемых ценностей.
При этом во всех
случаях все-таки следует помнить о том, что это действительно лишь часть прав и
свобод человека, и проблема прав человека не может быть сведена только к
обеспечению наличия указанного минимума. Ведь за «рамками» остается множество
других, часто не менее важных для людей прав и свобод, а роль и значение тех
или иных из них могут резко возрастать в зависимости от развития конкретно-исторической
ситуации в стране, и, соответственно, они, по существу, могут приобретать
значение основных прав и свобод. Не менее важно иметь в виду и то, что этот
минимум как бы универсальных ценностей в полном объеме признают далеко не все
государства мира и тем более не все обеспечивают их фактическое наличие и
реализацию.
Наиболее
оформленное и концентрированное выражение правопонимание находит в
конституционном и текущем законодательстве государства[[3]].
Впервые
формальное, законодательное выражение представления о правах человека получили
в 1776 году в Конституции американского штата Вирджиния, а затем в Билле о
правах 1791 г., который представлял собой десять поправок в Конституции США
1781 г. В 1789 году во Франции была принята Декларация прав человека и
гражданина, оказавшая огромное влияние на политическое, правовое и духовное
развитие многих стран мира. Важной особенностью этих документов является
подразделение в них прав, принадлежащих человеку, на две категории: права
человека в собственном смысле слова, присущие ему от рождения, рассматриваемые
как естественные, неотчуждаемые и зависимые от государства; и права гражданина,
которые установлены государственной властью, людьми. Такому различению
придавалось особое нравственное, идеологическое, а также юридическое значение,
имеющее важные последствия. Любой человек провозглашался в качестве обладателя
некоторого минимума наиболее важных для него прав и свобод независимо от своей
государственной, национальной, религиозной и т. п. принадлежности. Основной
смысл такой постановки вопроса состоял в том, чтобы государство признало права
человека в качестве высшей ценности, ни при каких обстоятельствах не посягало
на них, безусловно, обеспечивало бы их практическую реализацию - главным
образом за счет собственного невмешательства, ограничения своей активности по
отношению к автономии, свободе индивида, как бы очередной, огражденной
указанными правами.
2.2
Виды прав и свобод
Права и свободы
по их социальному назначению разделяют на четыре группы прав и свобод:
политические, социально-экономические, личные, культурные.
Политические
права и свободы личности - это возможности человека в государственной и
общественно-политической жизни, обеспечивающие его политическое самоопределение
и свободу, участие в управлении государством и обществом. К ним относятся:
право на объединение; свобода митингов, шествий, демонстраций; право избирать и
быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления и
другие. Например, важнейшее политическое право, каким является право на
объединение, означает возможность свободного создания и выхода из них.
Ограничения этого права незначительны и строго регламентированы законом, а
спорные вопросы создания и деятельности объединений разрешаются только в
судебном процессе судебными органами[[4]].
Личные права и
свободы - это возможности человека, ограждающие от незаконного и нежелательного
вмешательства в его личную жизнь и внутренний мир, призванные обеспечить
существование, своеобразие и автономию личности. Все права, принадлежащие
человеку, в равной степени являются личными. Тем не менее, в узком смысле слова
под личными правами понимается лишь часть прав, непосредственно защищающих
личную жизнь и свободу каждого человека. К ним относятся: право на жизнь; право
на личную неприкосновенность; право на уважение, защиту чести и достоинства и
другие (см. Приложение №1). Например, содержание права на неприкосновенность
личности раскрывается в определении исключительных условий, при которых
возможны ограничение и лишение свободы, в установлении строжайшего запрета
насилия, пыток, жесткого и унижающего человеческое достоинство обращения.
Социально-экономические
права и свободы - это возможности личности в сфере производства и распределения
материальных благ, призванные обеспечить удовлетворение экономических и тесно
связанных с ними духовных потребностей и интересов человека. К числу
социально-экономических прав и свобод относятся: право на труд, право на отдых,
право на социальное обеспечение, право на жилище, право наследования и другие
(см. Приложение №2). Например, право на отдых состоит в том, что всем без
исключения работающим по найму в государственных, общественных или частных
организациях гарантируется ограниченная законом продолжительность рабочего
времени, еженедельные выходные дни, а также оплачиваемый ежегодный отпуск и
некоторые другие условия, обеспечивающие естественную потребность человека в
полноценном отдыхе.
Культурные права
и свободы - это возможности человека пользоваться духовными, культурными
благами и достижениями, принимать участие в их создании в соответствии со
своими склонностями и способностями. К числу таких прав относятся: право на
пользование достижениями культуры; право на образование; свобода научного,
технического и художественного творчества и некоторые другие.
Аналогично
различению общего и специального правового статуса различают общие и
специальные права личности. Общие права принадлежат в равной степени всем
гражданам, вне зависимости от социальной, профессиональной и иной
принадлежности. Таковы практически все конституционные права - избирательные
права, право на труд, право на образование, право на защиту чести и достоинства
и другие. В системе общих прав личности ведущим началом обычно является принцип
равноправия всех граждан. Специальные права - это особенные права, отражающие
специфику различных групп населения, дополняющие и развивающие общие права и не
противоречащие им. Например, права военнослужащих, пенсионеров, депутатов,
молодежи и т. д. В свою очередь специальные права могут быть подразделены по
видам в зависимости от степени их конкретизации, например, можно выделить права
депутатов местных представительных органов, права военнослужащих внутренних
войск и т. д.
Простейшей
классификацией является подразделение всех прав и свобод на конституционные или
основные, то есть установленные и гарантируемые Основным законом страны, и на
права свободы, предусмотренные текущим законодательством.
Заканчивая данную
главу, подведем краткие итоги. Считаю, что государство должно было бы
обеспечить соответствие прав гражданина государства правам человека, поскольку
именно в последних выражены высшая истина и справедливость, продиктованные
самой природой и даже божественным замыслом.
Самой
разработанной и распространенной является классификация прав и свобод в
соответствии с предварительным выделением наиболее важных сфер общественной
жизни, в которых возникают и реализуются права и свободы. Другими словами, это
подразделение прав и свобод по их социальному назначению. По этому основанию
выделяют четыре большие группы прав и свобод: политические,
социально-экономические, личные, культурные.
При этом грань,
проводимая между этими группами прав и свобод, достаточна условна, поскольку
все они характеризуют единую, целостную систему общественных отношений. А
многие конкретные права и свободы одновременно могут быть отнесены к двум
различным категориям прав.
В современном
мире существуют различные правовые идеи, теории, доктрины, господствует
разнообразие правопонимания. В той же степени многообразие воззрений присуще
проблематике прав и свобод человека, его взаимоотношений с государством.
Различие подходов обусловлено различными интересами их представителей,
особенностями духовной, культурной жизни, историческими традициями, обычаями,
интеллектуальным многообразием и другими причинами.
Практический опыт
показывает, что существует единство, взаимосвязь и взаимозависимость всех видов
прав и свобод. В этом смысле иерархическое построение прав и свобод,
подчеркивание приоритета одних прав перед другими малопродуктивны, трудно
согласится также с концепциями, обосновывающими абсолютное преимущества
политических и личных прав, вплоть до полного отрицания социально-экономических
прав и свобод. Ведь без определенного минимума социально-экономических прав
наличие многих политических и личных прав и свобод ставится под вопрос. Это
обстоятельство учитывают одобренные абсолютным большинством стран мира
важнейшие международно-правовые документы по правам человека, рассматривающие
социально-экономические права наравне с другими правами и свободами человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав курсовую
работу на тему «Государство и личность», подведем итоги проведенного
исследования.
Понятие личности
относятся к числу «вечных тем», которыми занимались мыслители различных эпох:
от древнейшего мира до настоящего времени. Проблема прав человека сравнима лишь
с проблемой экологии. Как в центре внимания охраны и защиты окружающей среды
находится человек, его жизнь, здоровье, его права на нормальные, благоприятные
условия обитания, так и в системе ценностей гражданского общества человек -
высшая ценность, нуждается в охране и защите от произвола государственной
власти.
В РФ на
сегодняшний день нет глубокого осмысления концепции обеспечения прав человека и
гражданина, системы правозащитной деятельности. В любом случае на соблюдении
прав человека отрицательно сказывается отсутствие теоретической разработки,
подобной механизму осуществления прав и свобод личности.
Характер
взаимоотношений государства и личности является важнейшим показателем состояния
общества в целом, целей и перспектив его развития. Невозможно понять
современное общество и современного человека без изучения многообразных
отношений людей с государством.
В силу принципа
суверенности государственной власти любой человек в пределах территории
государства подпадает под его юрисдикцию, то есть становится адресатом
исходящих от государства общеобязательных предписаний. Устойчивая связь
человека с конкретным государством обычно находит свое выражение в институте
гражданства или подданства. Суть гражданства и подданства, несмотря на
некоторые различия между ними, едина. Она выражается в наличии устойчивой
политико-правовой связи между отдельной личностью и государством. Эта связь
означает юридическую принадлежность лица конкретному государству, приобретение
личностью человека специфических качеств гражданина государства, наличие круга
взаимных прав и обязанностей граждан и государства, а также защиту гражданина
государством внутри страны и за ее пределами.
Любая юридическая
норма объективно не тождественна фактической социальной возможности, ею
представляемой, и юридическое, уже по субъективным причинам, не всегда
совпадает по своему содержанию и смыслу с фактическим положением дел. В то же
время значение правовой нормы, как правило, велико даже в тех случаях, когда ее
содержание существенно расходится с реальностью. Ведь правовая норма может быть
выражением не только фактических возможностей, но и выступает как необходимое
средство «перевода».
Также в
заключении хочется сказать о международном сотрудничестве в области прав
человека которое не сводится только к выработке и принятию соответствующих
документов и к необходимости перевода содержащихся в них норм во внутреннее
законодательство стран-участниц соглашений. Такое сотрудничество необходимо и в
дальнейшем в целях успешного выполнения государствами принятых на себя
обязательств и осуществления международного контроля за их выполнением. В этих
целях созданы специальные международные органы, призванные активно
содействовать осуществлению соглашений по правам человека. Процесс же формирования
международно-правовых принципов и норм по правам человека продолжается и
сейчас.
Все сказанное
выше не означает, того что права личности непосредственно производны
исключительно от международного сотрудничества и международного права.
Действительно права людей, при всех условиях, остаются все-таки продуктом
конкретного общественного организма. Само по себе международно-правовое
регулирование положения человека в обществе может иметь большое значение и
играть существенную роль в решении проблемы прав личности. Но при этом оно
всегда является производным, вторичным по отношению к внутренней жизни данного
общества, его государственной организации и политической системе в целом,
поскольку всегда опосредовано, с одной стороны, суверенной волей государства, а
с другой - его социально-экономическими, политическими, культурными и другими
особенностями. В этом смысле никакое право не может быть привнесено извне,
помимо общества и государства.
В то же время в
современном мире резко возросла взаимосвязь и взаимозависимость суверенных
государств друг от друга, отдельного государства от всего мирового сообщества в
целом. В этих условиях отдельные права и свободы могут возникать и
реализовываться во все большей степени под воздействием внешних для конкретного
общества и государства факторов и, в частности, под воздействием
международно-правовых принципов и норм, выработанных практикой международного
сотрудничества.
БИБЛИОГРАФИЯ
Нормативно
- правовые акты
1)Конституция
Российской Федерации 1993года.
Юридическая
литература
2)Основы
государства и права: Учебн. пособие для поступающих в юридические вузы / Под
ред. члена-корресподента РАН О.Е. Кутафина. - 8-е изд., перераб. и доп. - М.:
Юрист, 2001. - 447.
3)Общая теория
государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н.
Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с.
456
4)Общая теория
государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под ред. проф. М.Н.
Марченко. Том 2 Теория права. - М.: Издательство «Зерцало», 1998. - с. 656.
5)Общая теория
права / Отв. ред. А.С. Пиголкин изд. Юристъ. 1998.
6)Общая теория
государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
7)Теория
государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.
8)Теория
государства и права. Курс лекций / Под ред. Н.И. Матузова. Саратов, 1995.
ПРИЛОЖЕНИЕ
№ 1
ТАБЛИЦА № 1
ВИДЫ ЛИЧНЫХ ПРАВ
ПРИЛОЖЕНИЕ
№2
ТАБЛИЦА № 2
ВИДЫ
СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ СВОБОД
СОКРАЩЕНИЯ
В данной работе
были использованы следующие сокращения:
РФ - Российская
Федерация
ГК - Гражданский
кодекс
ст. - статья
др. - другие
т.д. - так далее
т.е. - то есть
ст. - страница
ред. - редакция
[1] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под
ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало»,
1998. - с. 456
[2] )Общая теория государства и права / Под. ред. В.В. Лазарева. М., 1994.
[3] Теория государства и права / отв. ред. М.Н. Марченко. М., 1987.
[4] Общая теория государства и права. Академический курс в 2-х томах. Под
ред. проф. М.Н. Марченко. Том 1 Теория государства. - М.: Издательство «Зерцало»,
1998. - с. 456
Страницы: 1, 2
|