Когда ребенок вскармливается нормально, к году
он привыкает к разнообразной пище, его можно переводить на общий стол.
Организуя питание детей старше года, надо учитывать их физиологические
особенности: развитие жевательного аппарата, нарастание ферментативной энергии
пищеварительных соков, развитие вкусового восприятия.
Продукты для детского питания должны быть
разнообразными, содержать различные сорта хлеба, всевозможные крупы, овощи,
зелень, фрукты, молоко, молочные продукты, мясо, рыбу, яйца. В сутки требуется
молока ребенку от 2 до 7 лет —. не менее 500 мл.
В рацион детского питания следует включать
куриное мясо, печень, мозги. Нельзя давать жирную свинину, баранину, гусиное
мясо, жиры этих продуктов плохо усваиваются. Рыба в питании может быть любая,
необходимо только тщательно освобождать мясо от костей; можно давать и селедку
(паштет, фаршмак).
В детском питании широко используют овощи,
фрукты и ягоды, такие, как редис, репу, редьку, лук, кабачки, шиповник,
смородину, крыжовник, облепиху, бруснику, клюкву, морошку и др. Следует
включать в рацион питания детей огородную и дикорастущую зелень (лук, укроп,
шпинат, салат, щавель, крапиву и т. п.).
При составлении меню обязательно учитывают
количественные и качественные нормы питания, правильное соотношение в нем
белков, жиров и углеводов, калорийность пищи. Нормы питания вычисляются в
зависимости от возраста и веса ребенка. Например, суточная потребность ребенка
5 лет (вес 18 кг) в питательных веществах: 60—65 г белка, 60—65 г жира и
220—250 г углеводов. Каждый грамм белка и углевода, попадая в организм,
выделяет 4,1 кал, а 1 г жира — 9,3 кал. Общее их количество составляет
1700—4900 кал.
Пользуясь таблицами состава и калорийности пищи
составляют меню, отвечающее потребностям детей данного возраста. При этом
следят за тем, чтобы в меню входили продукты животного происхождения. Жиры и
белки растительного происхождения допускаются в пище ребенка в ограниченных
количествах (жиры не более 10—15 % общей потребности в пище, белки — не более
25%); потребность в углеводах на 50% удовлетворяется за счет сахара.
Продукты, богатые белком (мясо, рыба, бобовые), дают в первую половину
дня — на завтрак я обед, так как они, особенно в сочетании с жиром, дольше
задерживаются в желудке и требуют для переработки много пищеварительных соков.
Во время ночного сна процессы пищеварения замедляются, потому на ужин ребенок
должен получать молочные, овощные и крупяные блюда как легко усваиваемые.
В меню детей необходимо ежедневно вводить
нужное им количество витаминов и минеральных веществ.
Детская пища должна быть разнообразной, вкусно
приготовленной и красиво подана. Между подачей первого и второго блюда
небольшие интервалы.
Детей необходимо приучать есть бульон вместе с
его заправкой, мясо — с гарниром. Если второе блюдо сухое или твердое, можно
разрешить запить его компотом или киселем. Это особенно рекомендуется тем
детям, у которых выделяется мало слюны, что затрудняет пережевывание пищи и
приводит к длительной задержке ее во рту. Водой запивать пищу не следует, так
как она, разбавляя пищеварительные соки, снижает их концентрацию.
Не надо принуждать ребенка, если он не хочет,
съедать всю пищу. Обычно рекомендуются средние нормы питания, не рассчитанные
на индивидуальные особенности и потребности организма ребенка. Кормление
ребенка против его желания может вызвать отвращение к пище.
Рациональное питание, гигиенический режим и
правильный уход за ребенком способствуют улучшению аппетита и хорошему
здоровью.
Детей учат мыть
руки перед едой, во время приема пищи правильно сидеть, не откидываться на спинку
стула, не расставлять локти и не ставить их на стол, правильно пользоваться
приборами, держать ложку и вилку не в кулаке а тремя пальцами правой руки, не
есть ложкой того, что можно есть вилкой, не пить из блюдца. Шести - семилетних
ребят надо приучать пользоваться ножом: правильно резать мясо, огурцы,
помидоры, яблоки. Во время приема пищи следят за тем, чтобы дети не спешили, не
набивали рот слишком большим количеством пищи и не разговаривали в это время;
учат вытирать рот салфеткой не только по окончании приема пищи, но и во время
еды, если в этом есть необходимость. Младшим детям перед приемом пищи надевают
нагрудники, для старших ставят на стол стакан с бумажными салфетками.
Закаливание детей дошкольного
возраста
Организм человека непрерывно подвергается
разнообразному воздействию внешней среды (солнечная радиация, химический состав
атмосферного воздуха и его физические свойства, вода и др.). Из всех факторов
внешней среды паиболее длительное, по существу непрерывное воздействие на
организм оказывают воздушная среда, солнечная радиация в вода.
Приспосабливаясь к сложному воздействию всех
перечисленных внешних условий, организм способен уменьшить или увеличить свои
теплопотери. Эта способность в основном сводится к увеличению или уменьшению
количества крови, притекающей к кожным покровам. Больший или меньший приток
крови к коже в свою очередь обусловлен способностью кожных капилляров сужаться
или расширяться в просвете (диаметре).
Сужение и расширение кожных капилляров
осуществляется мышцами капилляров. В ответ на получаемые извне холодовые и
тепловые раздражения из центральной нервной системы к кожным капиллярам по
сосудосуживающим и сосудорасшяряющим (сосудодвигательным) нервам направляются
соответствующие импульсы. В результате кровенаполнение кожи либо увеличивается
и она отдает больше тепла в окружающую среду, либо уменьшается и теплоотдача
понижается.
Чем моложе ребенок, тем хуже проходят в его
организме процессы терморегуляции, тем быстрее, при неблагоприятных условиях
среды, он может переохладиться или перегреться. Это объясняется тем, что у
детей поверхность кожи относительно массы тела (на 1 кг) .больше кожа, в
частности ее роговой слой, тоньше, а просвет нежных капилляров шире, нежели у
взрослых людей. При этом в связи с малой приспособленностью детей младшего
возраста передача раздражений к центрам и ответная реакция у них протекают
замедленно и не в полную меру. Их организм часто не успевает быстро
отреагировать и защитить себя от холода или жары. Поэтому маленьких детей
приходится искусственно ограждать как от воздействия холода, так и от
перегревания в целях предупреждения у них различных заболеваний.
Закаливание в предшкольном и дошкольном
возрасте следует рассматривать как важнейшую составную часть физического
воспитания детей. Лучшими средствами закаливания являются естественные силы
природы: воздух, солнце и вода.
Под закаливанием понимают повышение
сопротивляемости организма главным образом низким температурам, поскольку
возникновении ряда заболеваний играет важную роль охлаждение организма (болезни
верхних дыхательных путей, воспаление легких, нефриты,, ревматизм и т. п.).
Цель закаливания — выработать способность
организма быстро изменять работу органов и систем в связи с постоянно
меняющейся внешней средой. Способность организма, приспосабливаться к
определенным условиям внешней среды вырабатывается многократным повторением
воздействия того или иного фактора (холода, тепла и т. п.) и постепенного
повышения его дозировки.
В процессе закаливания в организме ребенка
происходят весьма сложные, изменения. Клетки покровов тела и слизистых
оболочек, нервные окончания и связанные с ними нервные центры начинают быстрее
и целесообразнее реагировать на изменения окружающей среды. Все физиологические
процессы в тканях и органах, в том числе расширение и сокращение кровеносных
сосудов, протекают экономное, быстрее и совершеннее. Кроме того, окрепшие под
влиянием закаливания кожа и слизистые оболочки становятся менее чувствительными
и проницаемыми для ряда болезнетворных микробов и их ядов, а способность
организма к борьбе с уже проникшими в него микробами возрастает.
В результате закаливания ребенок становится
менее восприимчивым не только к резким изменениям температуры и простудным
заболеваниям, но и к другим инфекционным болезням. Закаленные дети обладают
хорошим здоровьем, аппетитом, спокойны, уравновешенны, отличаются бодростью,
жизнерадосностью, высокой работоспособностью. Однако всех этих результатов
можно добиться лишь при правильном выполнении закаливающих процедур.
Чтобы получить положительные результаты от
применения закаливающих процедур, необходимо соблюдать основные принципы:
1. Постепенность увеличения дозировка
раздражителя. Постепенность заключается, прежде всего в том, что первые
закаливающие процедуры должны как по своей силе, так и по длительности вызывать
минимальные изменения в организме, и лишь по мере привыкания к данному
раздражителю их можно осторожно усиливать. Закаливание лучше начинать в летнее
время года, когда температура воздуха выше, чем в другие сезоны, и колебания ее
не бывают резкими.
2. Последовательность применения закаливающих
процедур. К водным процедурам и солнечным ваннам можно переходить после того,
как ребенок привык к воздушным ваннам, вызывающим меньшие изменения в
организме; к обливанию не допускать детей прежде, чем они не привыкли к
обтиранию, а к купанию в открытых водоемах раньше, чем с ними не
проведены обливания.
3. Систематичность начатых процедур. Нельзя
прерывать закаливающие процедуры без серьезных к тому оснований, так как при
этом исчезают те приспособительные изменения, или механизмы, которые
вырабатываются в организме в процессе закаливания, и тем самым чувствительность
его к внешнему раздражителю снова повышается.
4. Комплексность. Специальные закаливающие
процедуры не дают нужных результатов, если они не сочетаются с мероприятиями в
повседневной жизни ребенка, направленными на укрепление его организма (прогулки
на свежем воздухе, утренняя гимнастика, регулярное проветривание помещений и т.
д.), и если они не проводятся комплексно. Так, воздушные ванны желательно
сочетать с подвижными играми, физическими упражнениями и физической работой.
Эти виды деятельности сопровождаются активными движениями, вызывающими.
потребность в глубоком дыхании, при котором площадь слизистых оболочек дыхательных
путей, соприкасающихся с воздухом, увеличивается. Кроме того, при движениях
усиливается теплообразование, предупреждающее в прохладную погоду
организм от переохлаждения. После того как ребенок привыкнет к воздушным
ваннам, хорошо их объединить с солнечными и водными процедурами, а в летнее
время - с купанием.
5. Учет индивидуальных особенностей ребенка.
Прежде чем начать закаливание, необходимо тщательно изучить физическое и
психическое развитие каждого ребенка На основании данных медицинского обследования,
педагогических наблюдений, сведений, полученных от родителей, воспитатель
составляет характеристику ребенка. При проведении закаливающих мероприятий в
детских учреждениях всех детей по состоянию их здоровья делят на 3 группы.
Первая группа практически здоровые дети, с
которыми можно проводить полный комплекс закаливающих процедур.
Вторая группа дети, с которыми закаливающие
процедуры проводятся ограниченно. К пим относятся дети, предрасположенные к
частым катарам верхних дыхательных путей, ангинам и другим простудным
заболеваниям.
Третья группа — дети, которым в условиях
массового проведения закаливающие мероприятия противопоказаны (имеющие острые
или хронические воспалительные процессы — отиты, пиелиты и пиелонефриты и т.
д., с пороком сердца; страдающие желудочно-кишечными заболеваниями).
6 Активное и положительное отношение детей к
закаливающим процедурам. Результаты закаливания во многом зависят от того, как
относятся к нему дети. Страх перед процедурами и тем более насильственное их
проведение не будут способствовать положительному воздействию их на организм.
Важно так продумать и организовать проведение процедур, чтобы они вызывали у
детей положительные эмоции.
В начале процедур па каждого ребенка заводят
специальную карту, в которую воспитатель ежедневно заносит дату, температуру
воздуха, воды, продолжительность процедуры, а также реакцию на нее ребенка.
Хороший сон, нормальный аппетит, бодрое
настроение детей, а в дальнейшем улучшение их физического развития и здоровья
будут свидетельствовать о положительном действии закаливающих процедур.
Гигиена одежды и обуви детей
дошкольного возраста
Одежда служит человеку для защиты от
неблагоприятных воздействий внешней среды, предохраняет поверхность тела от
механических повреждений и загрязнений.
С помощью одежды вокруг тела создается
искусственный пододежный микроклимат, значительно отличающийся от климата
внешней среды. Температура его колеблется в пределах от: 28° до 34°,
относительная влажность невелика (20—40%), скорость движения воздуха незначительна.
Создавая пододежньий микроклимат, одежда существенно снижает теплопотери
организма, способствует сохранению постоянства температуры тела, облегчает
терморегуляторную функцию кожи. Теплозащитная роль одежды является ее основным
назначением. Для того чтобы при этом не препятствовать дыхательной функции
кожи, одежда должна быть в достаточной степени воздухопроницаемой. Она должна
также способствовать удалению влаги с поверхности тела. Воздухопроницаемость и
гигроскопичность — важные свойства одежды.
Гигиенические свойства одежды зависят от
физических свойств ткани и от покроя. Ткань имеет сложную структуру. Она
состоит из волокон основного вещества и воздуха. Волокна основного вещества
превращенные в нити — крученые и плотные или рыхлые и пушистые. В зависимости
от этого ткани могут быть гладкими или ворсистыми, иметь большую или меньшую
толщину. Содержание воздуха в них колеблется в широких пределах. В плотных
гладких тканях воздух составляет около 50% объема, в трикотажных - до 93—95%, в
вате — до 99%. В связи с этим существенно меняются свойства тканей: их толщина
и удельный вес, теплопроводность я воздухопроницаемость, гигроскопичность и
влагоемкость. В зависимости от назначения одежды к материалам, из которых она
изготовляется, предъявляются определенные требования.
Для зимней одежды используют ткани, обладающие
высокими теплозащитными свойствами; летнюю одежду шьют из тканей, обладающих
большой воздухопроницаемостью. Ткань белья, прилегающая к телу, должна быть
гигроскопичной, воздухо- и паропроницаемой. Наружный слой верхней одежды не
должен быть воздухопроницаемым и гигроскопичным.
Гигиенические требования к детской одежде
основываются на возрастных анатомо-физиологических особенностях детей.
По мере развития дети осваивают новые движения,
совершенствуют приобретенные двигательные умения и навыки. Одежда их должна
соответствовать величине и пропорциям тела, давать. свободу движениям. Эти
качества обеспечиваются размером и покроем одежды. Тесная одежда ограничивает
движения, затрудняет кровоток, а иногда препятствует свободном дыханию. Все это
мешает росту и развитию. Из одежд детей следует исключить тугие пояса, узкие
проймы, опоясывающие резинки. Основную тяжесть одежды необходимо переносить на
плечи. Слишком свободная, большая по размера одежда также затрудняет движения.
В соответствии с возрастными стандартами физического развития установлены
стандартные размеры детской одежды. Один размер одежды может быть использован
для детей с разницей в росте не более 10—12 см.
Детскому организму свойственно несовершенство
терморегуляторной функции, тем более выраженное, чем моложе ребенок. Одежда
ребенка должна обладать высокими теплозащитными свойствами, предохранять тело
от охлаждения, но вместе с тем она не должна способствовать и перегреванию.
Лишь при строгом соответствии одежды температурным условиям окружающей среды
обеспечиваются оптимальные условия для поддержания постоянства температуры тела
без напряжения механизмов терморегуляции.
Имеются все основания полагать, что у детей
кожное дыхание имеет больший удельный вес, чем у взрослого, поскольку кожное
дыхание осуществляется путем диффузии кислорода и углекислого газа через стенки
капилляров, оплетающих выводные протоки потовых желез, а у детей поверхность
тела относительно больше, чем у взрослого, капиллярная сеть более густа,
просвет капилляров шире. Поэтому высокая степень воздухопроводности — важное
свойство детской одежды.
Кожа ребенка тонкая и нежная. В связи с этим
возрастает и защитная роль одежды. Одежда, предохраняя от травм, не должна травмировать
сама. На изготовление детской одежды используются мягкие эластичные ткани.
Гигиенические требования к детской одежде
зависят от ее назначения. При этом одежда детей каждой возрастной группы имеет
свои особенности.
Одежда для детей 2—3 лет и для дошкольников
существенных различий не имеет. Терморегуляция в этом возрасте уже достигает
значительного развития и организм лучше справляется с температурными
колебаниями наружного воздуха. Возникает большая возможность проводить
закаливание. Покрой одежды должен обеспечивать большой доступ воздуха к телу.
Штанишки шьются до колена, нижние рубашки — с большим вырезом. Закаленные дети
и зимой в помещении могут ходить в носках. Белье и платье для детей этого
возраста целесообразно шить из хлопчатобумажных тканей, обладающих высокими
гигиеническими свойствами и хорошо переносящих стирку.
Гигиенические требования к одежде для пребывания на воздухе
зависят от времени года и климатических условий.
Летом в теплые и жаркие дни одежда состоит из 1—2 слоев.
Свободный покрой ее обеспечивает широкий доступ воздуха к поверхности тела. На
пошив используются ткани, обладающие высокой воздухопроводностью: тонкие сорта
хлопчатобумажной, шелковая, льняная. На юге для предохранения от чрезмерной
радиации целесообразно шить одежду из льняных тканей, очень мало пропускающих
ультрафиолетовые лучи. В средней полосе и северных широтах, где отмечается
недостаток ультрафиолетовой радиации, лучше использовать ткани из
искусственного шелка, пропускающие значительную часть ультрафиолетовых лучей.
Чтобы предупредить перегревание, применяются ткани светлых тонов. Во время
пребывания на солнце обязательно надевать легкий головной убор (панаму,
косынку).
В переходное время года следует надевать теплый шерстяной
трикотажный костюм или осеннее пальто. В дошкольном возрасте пальто может быть
заменено комбинезоном из водоотталкивающей ткани на шерстяной подкладке.
Верхняя одежда, предназначенная для холодного времени года, должна
обладать высокими теплозащитными свойствами, отличаться малой воздухопроницаемостью
и малой гигроскопичностью. На пошив верхней зимней одежды может быть
использован мех, обладающий этими качествами. Но мех быстро загрязняется, тяжел
и дорог. Зимняя верхняя одежда может состоять из нескольких слоев, в сумме
обеспечивающих необходимые свойства. для первого (верхнего) слоя используется
ткань с малой гигроскопичностью, для второго слоя – легкая ткань малой
воздухопроницаемости. Третий слой в основном обеспечивает теплозащитные
свойства; Для этой цели подходящей является рыхлая пористая ткань — вата или
ватин (лучше шерстяные). Меховой воротник у пальто, меховая или из толстого
ворсистого шерстяного трикотажа шапка обеспечивают комфортные условия при
низкой температуре. Однако такая одежда довольно тяжела и толста, она ограничивает
подвижность детей. Лучшие условия для свободы движений создаются при ношении
комбинезонов. Появление новых синтетических тканей открывает перспективу
создания более легкой и теплой зимней одежды.
Спортивные занятия сопровождаются высоким
теплообразованием и усиленным потоотделением. В связи с этим спортивная одежда
должна быть максимально облегченной. Для занятий в гимнастическом зале и летом
на участке используются майка, трусы или короткие шаровары и тапочки. Зимняя
спортивная одежда состоит из нижнего белья, шерстяного трикотажного костюма,
шерстяной шапки и специальной обуви. Шерстяной трикотаж является незаменимым
для изготовления этой одежды. Шерстяная ткань хорошо впитывает влагу с
поверхности тела, при этом сохраняет свои теплозащитные свойства, так как в ее
порах остается значительное количество воздуха. Испарение влаги с поверхности
ткани происходит медленно, в связи с этим охлаждение тела невелико. В ветреную
погоду поверх шерстяного костюма надевают куртку из ветрозащитной ткани.
Сон на воздухе требует специальной одежды. Во
время сна значительно падают энерготраты организма, снижается обмен веществ,
несколько снижается температура тела. Это требует применения специальной
одежды, обладающей высокими теплозащитными свойствами. Для сна детей на воздухе
в переходное и холодное время года применяются спальные мешки. Они готовятся из
ватной стежки или меха, покрыты внутренним и наружным съемными чехлами из
хлопчатобумажной ткани. Состоит спальный мешок из длинной центральной части,
двух полок и капюшона. На центральной части ребенок лежит. Полками и нижним
концом центральной части он прикрывается сверху. Капюшон должен плотно
прилетать к лицу.
Имеется несколько размеров спальных мешков для
детей преддошкольного и дошкольного возраста. Спальный мешок для школьников
также предусматривается нескольких размеров. Изучением микроклимата пододежного
пространства доказала необходимость при низких температурах наружного воздуха
на время сна в спальном мешке надевать дополнительную одежду. При температуре
от +5 до —2° достаточно надеть полотняное белье. При температуре от —2 до —10°
необходимо дополнительно одевать байковую пижаму.
Обувь также предохраняет организм от неблагоприятных метеорологических
влияний и от механических повреждений. Будучи нерационально построенной, она
может препятствовать нормальному функционированию стопы и приводит к различным
деформациям — плоскостопию, искривлению пальцев, и др. Известно, что не только
у взрослых, но и у детей довольно часто возникают, уплощения стопы, деформации
пальцев, потертости. Обувь может препятствовать нормальному развитию стопы.
К детской обуви предъявляются гигиенические требования, основывающиеся
на морфологических и функциональных особенностях детской стопы. Особенностью
детской стопы является ее высокая податливость. Центры окостенения в костях
стопы появляются еще во внутриутробный период, но оссификация затягивается на
весь период. В дошкольном возрасте стопа находится еще на ранней стадии
окостенения. У детей довольно поверхностно заложены сосуды на тыле стопы. В
соответствии с этим обувь должна быть достаточно свободной, и материал, из
которого она делается, должен быть мягким, податливым.
В детском возрасте стопа довольно быстро растет. Среднегодовой прирост
стопы у дошкольника равен в среднем 10—11 мм. В возрасте 7—9 лет прирост
уменьшается, составляя в год около 4 мм, в предпубертатный период — вновь
увеличивается. Разница между соседними номерами обуви составляет 6,67 мм.
Исходя из этого, в додшкольном возрасте примерно через каждые полгода следует
менять номер обуви, в последующем смена номера обуви осуществляется через
большие отрезки времени. К 15—16 годам у девушек и к 17—18 годам у юношей в
основном прекращается рост стопы, размер обуви стабилизируется.
Стола у детей раннего и дошкольного возраста имеет своеобразнуюо
радиальную форму, она наиболее широка в пальцевой части. Эта особенность
детской стопы требует придания обуви определенной формы. Стелька должна иметь
прямой внутренний край и наиболее широкий размер в носочной части. Ширина
носочной части составляет около 40% длины стельки. Конфигурация стельки в обуви
для школьников меняется, но ношение узконосой обуви детьми младшего и среднего
школьного возраста также недопустимо.
В раннем возрасте в подошвенной части имеется жировая подушка, которая
к 5—б годам исчезает. Целесообразно поверхность стельки моделировать по форме
следа стопы.
Высокий каблук недопустим в детской обуви. Стояние на высоком каблуке
вызывает перенос центра тяжести вперед. Организм компенсирует это отклонением корпуса
назад. При этом изменяется положение позвоночника и таза, затрудняется
сохранение устойчивости положения тела при ходьбе, быстрее наступает утомление.
длительное пользование высоким каблуком приводит к нарушению положения костей
та- за и нарушению формирования правильной осанки. Каблук в Детской обуви не
должен быть выше 8 мм.
Определенные требования предъявляются не только к материалу, из
которого готовится верх обуви, но и к материалу подошвы. Подошва должна быть
достаточно податливой и гибкой. Существенное влияние на ходьбу оказывает
жесткость низа обуви. Под жесткостью низа понимают сопротивление изгибу в
пучковой части (часть стопы на уровне линии, соединяющей головки первой и пятой
плюсневых костей) до угла в 25°, выраженное в килограммах. Исследования
показали, что у детей значительное затруднение в ходьбе возникает при жесткости
низа обуви свыше 4 кг.
Материал, из которого шьют обувь, должен обеспечивать благоприятные
условия микроклимата вокруг стоны, он должен быть паропроницаем и предохранять
от проникновения влаги извне. Этим требованиям лучше других материалов отвечает
кожа. Резиновая подошва может употребляться только с хорошей кожаной стелькой.
Валенки следует носить только на улице в холодное время года.
Использованная литература:
1.
Антропова М.В. Гигиена детей и подростков : Учебник
для уч-ся мед. уч-щ / Антропова М.В. - М.: Медицина, 1977. - 334 с.: ил.
2. Лаптев А.П., Полиевский С.А. Гигиена: Учебю для ин-тов и техн. физ.
культ. – М.: Физкультура и спорт, 1990. – 368 с., ил.
3. Смирнова Е.Т. Гигиенические условия воспитания детей в дошкольных
учреждениях села. / Смирнова Е.Т. – М.: Просвещение, 1980. – 176 с.
4. Чабовская А.П. Основы педиатрии и гигиены детей дошкольного возраста. /
Чабовская А.П. – М.: Просвещение, 1980. – 222с.
Страницы: 1, 2
|