Ø
утверждает
по представлению Председателя Суда составы судебных коллегий и секретаря
Пленума из числа судей Суда;
Ø
утверждает
по представлению Председателя Суда Научно-консультативный совет при Суде;
Ø
заслушивает
сообщения о работе Президиума Суда и судебных коллегий.
Президиум Верховного Суда является высшей судебной инстанцией в Российской Федерации
по отношению к решениям всех федеральных судов общей юрисдикции.
Кроме того, он наделен полномочиями по рассмотрению материалов изучения и
обобщения судебной практики, анализа судебной статистики и рассмотрению
вопросов организации работы судебных коллегий.
«Президиум Верховного Суда Российской Федерации состоит из 13 судей и
утверждается Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по
представлению Президента Российской Федерации, основанному на представлении
Председателя Верховного Суда Российской Федерации, в составе Председателя
Верховного Суда Российской Федерации, заместителей Председателя, входящих в
состав Президиума по должности, и судей Верховного Суда Российской Федерации.
Утверждение Президиума Верховного Суда Российской Федерации производится при
наличии положительного заключения квалификационной коллегии судей Верховного
Суда Российской Федерации»[9].
Кассационная коллегия Верховного Суда, учрежденная Федеральным закон от 4 января
1999г. N 3-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР "О
судоустройстве РСФСР", Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР":
1. рассматривает в качестве суда второй инстанции гражданские и уголовные
дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и постановления,
вынесенные Судебной коллегией по гражданским делам, Судебной коллегией по
уголовным делам и Военной коллегией Верховного Суда Российской Федерации в
качестве суда первой инстанции;
2. рассматривает в пределах своих полномочий судебные дела по вновь
открывшимся обстоятельствам.
«Кассационная коллегия Верховного Суда Российской Федерации состоит из
председателя Кассационной коллегии Верховного Суда Российской Федерации, 12
членов из числа судей Верховного Суда Российской Федерации и утверждается
Советом Федерации Федерального Собрания Российской Федерации по представлению
Президента Российской Федерации, основанному на представлении Председателя
Верховного Суда Российской Федерации и положительном заключении
квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»[10].
В отличие от остальных судебных коллегий Кассационная коллегия собирается
только в тех случаях, когда имеются соответствующие судебные дела. В период
между ее заседаниями судьи, являющиеся членами Кассационной коллегии Верховного
Суда, участвуют в рассмотрении дел в составе соответствующей судебной коллегии
либо Президиума Верховного Суда с соблюдением требования о недопустимости
повторного участия судьи в рассмотрении одного и того же дела.
Судебная коллегия по гражданским делам и Судебная коллегия по уголовным
делам, утверждаются Пленумом Верховного Суда из числа судей Верховного
Суда. Председатель Верховного Суда в необходимых случаях вправе своим
распоряжением привлекать судей одной коллегии для рассмотрения дел в составе
другой коллегии.
Судебная коллегия по гражданским делам, Судебная коллегия по уголовным
делам рассматривают дела в качестве суда первой инстанции, в кассационном
порядке по жалобам и протестам на решения судов субъектного уровня, а также в
порядке надзора по протестам на решения всех федеральных судов общей
юрисдикции. Естественно, коллегии пересматривают свои решения и по вновь
открывшимся обстоятельствам. Коллегии также изучают и обобщают судебную
практику, анализируют судебную статистику.
Военная коллегия Верховного Суда является непосредственно вышестоящей
судебной инстанцией по отношению к окружным (флотским) военным судам.
Военная коллегия образуется в составе председателя, его заместителя,
председателей судебных составов и других судей Верховного Суда Российской
Федерации.
Военная коллегия рассматривает дела, подсудные военным судам, в следующем
составе:
1) в первой инстанции гражданские и административные дела рассматривает
судья единолично либо коллегия, состоящая из трех судей, а уголовные дела
рассматривают коллегия, состоящая из трех судей, либо судья и коллегия
присяжных заседателей, либо коллегия, состоящая из судьи и народных заседателей;
2) дела по жалобам и протестам на решения, приговоры, определения и
постановления окружных (флотских) военных судов, принятые ими в первой
инстанции и не вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех
судей;
3) дела по протестам на решения, приговоры, определения и постановления
военных судов, вступившие в силу, рассматривает коллегия, состоящая из трех
судей.
Военная коллегия издает информационный бюллетень военных судов, в котором
публикуются решения военных судов по гражданским и уголовным делам, обзоры
судебной практики, аналитические материалы и статистические данные о работе
военных судов, а также другие материалы.
«Председатель Военной коллегии Верховного Суда Российской Федерации
является заместителем Председателя Верховного Суда Российской Федерации и
назначается на должность Советом Федерации Федерального Собрания Российской
Федерации по представлению Президента Российской Федерации, основанному на
представлении Председателя Верховного Суда Российской Федерации и заключении
квалификационной коллегии судей Верховного Суда Российской Федерации»[11].
Работой Верховного Суда руководит его Председатель, который обладает
значительными полномочиями как процессуального, так и административного
(организационного) характера. В соответствии со статьей 65 Закона РСФСР от 8
июля 1981г. "О судоустройстве РСФСР" (с учетом изменений и
дополнений) Председатель:
- приносит в пределах и порядке, установленных законом, протесты на
судебные решения;
- в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить
исполнение судебных решений;
- организует работу по изучению и обобщению судебной практики, анализу
судебной статистики; вносит представления в государственные органы,
общественные организации и должностным лицам об устранении нарушений закона,
причин и условий, способствовавших совершению правонарушений и вносит материалы
на рассмотрение Пленума;
- созывает Пленум Суда и председательствует на его заседаниях;
- созывает Президиум Суда и вносит на рассмотрение Президиума вопросы,
требующие его решения, председательствует на заседаниях Президиума; может
председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда при рассмотрении
любого дела;
- распределяет обязанности между заместителями Председателя Суда;
- руководит организацией работы Кассационной коллегии и судебных
коллегий, руководит работой аппарата Суда;
- ведет личный прием и организует работу суда по приему граждан и
рассмотрению предложений, заявлений и жалоб;
- осуществляет другие полномочия, предоставленные ему законодательством.
Заместители Председателя Верховного Суда помогают Председателю в
реализации его полномочий по руководству Судом, а также имеют собственную
компетенцию (также представлены и процессуальные и административные виды
полномочий):
- могут председательствовать в судебных заседаниях коллегий Суда;
- приносят в пределах и порядке, установленных законом, протесты на
судебные решения;
- в случаях и порядке, установленных законом, вправе приостановить
исполнение судебных решений;
- осуществляют в соответствии с распределением обязанностей руководство
работой судебных коллегий и структурных подразделений аппарата Суда;
- ведут личный прием граждан;
- осуществляют другие полномочия, предоставленные им законодательством.
2.2.
ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ КАК ВЫСШИЙ ОРГАН СУДЕБНОЙ ВЛАСТИ В СФЕРЕ
ГРАЖДАНСКОГО, УГОЛОВНОГО И АДМИНИСТРАТИВНОГО СУДОПРОИЗВОДСТВА
В настоящий момент судебная система Российской Федерации включает три
самостоятельные подсистемы: судов общей юрисдикции, судов арбитражной
юрисдикции и конституционной юрисдикции. Подсистема судов общей юрисдикции
включает в себя суды двух видов - федеральные и субъектные или суды субъектов
Федерации. К первой группе относятся: Верховный Суд РФ, верховные суды
республик, краевые и областные суды, суды городов федерального значения, суд
автономной области и суды автономных округов, районные суды, а также военные
суды. Ко второй группе относятся мировые судьи (Приложение №1). Верховный Суд
РФ возглавляет эту значительную по числу судов и судей, объему компетенции
подсистему.
«Верховный Суд Российской Федерации является высшим судебным органом по
гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции,
осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах
судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной
практики»[12].
Верховный Суд Российской Федерации, согласно нормам статьи 19
Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О
судебной системе Российской Федерации", выступает в трех самостоятельных
процессуальных качествах, два из которых раскрывают содержание конституционного
понятия "надзор за деятельностью судов общей юрисдикции".
Во-первых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в качестве суда
второй (кассационной) инстанции в отношении решений, вынесенных судами
субъектного уровня либо им самим по первой инстанции и не вступивших в
юридическую силу.
Во-вторых, Верховный Суд осуществляет рассмотрение дел в отношении
решений любых федеральных судов общей юрисдикции, вступивших в юридическую
силу, в порядке судебного надзора.
Наряду с двумя рассмотренными выше прямыми формами осуществления
судебного надзора можно выделить и косвенную - полномочие Верховного Суда по
даче разъяснений судебной практики. Содержащиеся в постановлениях Пленума
верховного Суда Российской Федерации разъяснения по вопросам применения
законодательства, основанные на требованиях закона и обобщенных данных судебной
практики и статистики, выявлении так называемых мертвых или не востребованных
судебной практикой норм, пробелов в правовом регулировании, характере судебных
ошибок и способов их устранения представляют собой важный ориентир для судебной
системы и подлежат учету при вынесении судебных актов по гражданским делам.
Огромную роль в деле обеспечения единства применения законодательства судами
страны имеет его официальный орган - "Бюллетень Верховного Суда Российской
Федерации".
Правовой статус Верховного Суда Российской Федерации в качестве высшего
органа в подсистеме судов общей юрисдикции подтверждается также и частью 1
статьи 104 Конституции Российской Федерации, в которой только этот суд из всех
судов общей юрисдикции наделен полномочием законодательной инициативы по
вопросам его ведения.
Еще одним проявлением качества высшего судебного органа выступают
полномочия Верховного Суда в части рассмотрения им дел по первой инстанции.
«Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой
инстанции гражданские дела:
1) об оспаривании ненормативных правовых актов Президента Российской
Федерации, ненормативных правовых актов палат Федерального Собрания,
ненормативных правовых актов Правительства Российской Федерации;
2) об оспаривании нормативных правовых актов Президента Российской
Федерации, нормативных правовых актов Правительства Российской Федерации и
нормативных правовых актов иных федеральных органов государственной власти,
затрагивающих права, свободы и законные интересы граждан и организаций;
3) об оспаривании постановлений о приостановлении или прекращении
полномочий судей либо о прекращении их отставки;
4) о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий,
общероссийских и международных общественных объединений, о ликвидации
централизованных религиозных организаций, имеющих местные религиозные
организации на территориях двух и более субъектов Российской Федерации;
5) об оспаривании решений (уклонения от принятия решений) Центральной
избирательной комиссии Российской Федерации (независимо от уровня выборов,
референдума), за исключением решений, оставляющих в силе решения нижестоящих
избирательных комиссий, комиссий референдума;
6) по разрешению споров между федеральными органами государственной
власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации, между
органами государственной власти субъектов Российской Федерации, переданных на
рассмотрение в Верховный Суд Российской Федерации Президентом Российской
Федерации в соответствии со статьей 85 Конституции Российской Федерации.
7) о расформировании Центральной избирательной комиссии Российской
Федерации»[13].
Верховный Суд Российской Федерации рассматривает в качестве суда первой
инстанции уголовные дела «в отношении члена Совета Федерации, депутата
Государственной Думы, судьи федерального суда по их ходатайству, заявленному до
начала судебного разбирательства»[14].
Последним признаком, раскрывающим понятие "высший судебный
орган", выступает юридическая сила его решений. Решения Верховного Суда,
вынесенные им в качестве суда надзорной инстанции, являются окончательными и не
подлежат дальнейшему обжалованию или опротестованию. Решения, постановленные
Верховным Судом по первой инстанции, могут быть пересмотрены им самим (но иным
подразделением - специальной Кассационной коллегией) в кассационном порядке.
Решения, принятые Судом в кассационном порядке, могут быть им же пересмотрены в
порядке надзора (опять-таки иным подразделением - Президиумом). Решения же,
вынесенные в порядке надзора как в отношении решений, постановленных иными
федеральными судами общей юрисдикции, так и им самим, могут быть пересмотрены
только по вновь открывшимся обстоятельствам. Однако необходимо заметить, что
решения, вынесенные в порядке надзора судебными коллегиями Верховного Суда,
могут быть пересмотрены его Президиумом.
Так же Верховный Суд Российской Федерации наделен еще одним
исключительным по своему характеру полномочием. В силу нормы части 1 статьи 93
Конституции Российской Федерации он принимает участие в процессе отрешения
Президента Российской Федерации от должности, давая заключение о наличии в
действиях Президента Российской Федерации признаков тяжкого преступления, в
случаях выдвижения соответствующего обвинения Государственной Думой
Федерального Собрания.
Необходимо отметить, что юридическая сила решений Верховного Суда, равно
как и любого иного суда в Российской Федерации, имеет универсальный
территориальный характер действия, так «Вступившие в законную силу
постановления федеральных судов, мировых судей и судов субъектов Российской
Федерации, а также их законные распоряжения, требования, поручения, вызовы и
другие обращения являются обязательными для всех без исключения органов
государственной власти, органов местного самоуправления, общественных
объединений, должностных лиц, других физических и юридических лиц и подлежат
неукоснительному исполнению на всей территории Российской Федерации»[15].
Перечисленные выше полномочия не исчерпывают компетенцию Верховного Суда.
В процессе осуществления правосудия (на любой процессуальной стадии) в
соответствии частью 2 статьи 125 Конституции Российской Федерации он вправе
обращаться с запросом о конституционности примененного или подлежащего
применению закона в конкретном деле в Конституционный Суд Российской Федерации.
Наглядно положение и полномочия Верховного суда Российской Федерации в
общей системе судов общей юрисдикции отражено в приложении №2 к настоящей
курсовой работе.
2.3. ПРОБЛЕМНЫЕ ВОПРОСЫ В
ЗАКОНОДАТЕЛЬНОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ВЕРХОВНОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
В соответствии с частью 6 статьи 19 Федерального конституционного закона
от 31 декабря 1996г. N 1-ФКЗ "О судебной системе в Российской
Федерации" полномочия, порядок образования и деятельности Верховного Суда
Российской Федерации устанавливаются федеральным конституционным законом. В
настоящее время этот акт еще не появился, и продолжают действовать
соответствующие нормы Закона РСФСР от 8 июля 1981г. "О судоустройстве
РСФСР", если они не противоречат позднейшему законодательству.
Вопрос о том, должен ли это быть самостоятельный акт, посвященный только
правовому статусу Верховного Суда, или комплексный акт типа законов об
арбитражных или военных судах - ФКЗ "О судах общей юрисдикции в Российской
Федерации", до сих пор остается дискуссионным. Ряд авторов, в том числе
судьи и сотрудники Верховного Суда, внесшего в порядке реализации ч. 1 ст. 104
Конституции в 2000г. в Государственную Думу проект ФКЗ "О Верховном Суде
Российской Федерации", полагают, что это должен быть отдельный акт. Иные считают,
что принятие отдельных актов о каждом из звеньев подсистемы судов общей
юрисдикции неизбежно приведет к разбалансировке законодательства об устройстве
общих судов. Необходимо отметить, что позиция законодателя в этом вопросе также
достаточно противоречива: с одной стороны, он принимает комплексные акты,
посвященные регулированию организации и деятельности арбитражных и военных
судов, всей судебной системы; с другой - отдельные акты, посвященные, например,
правовому статусу мировых судей в Российской Федерации.
На мой взгляд, законодателю необходимо издать отдельный Федеральный
конституционный закон «О Верховном суде Российской Федерации» так как в
соответствии с частью 3 статьи 128 Конституции Российской Федерации
установлено, что полномочия, порядок образования и деятельности
Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации,
Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации и иных федеральных судов
устанавливаются федеральным конституционным законом, а так же в отличие от
других судов общей юрисдикции Верховный Суд выполняет специфические функции,
выходящие за пределы понятия "правосудие" (разъяснения по вопросам
судебной практики, законодательная инициатива, взаимодействие с субъектами
бюджетного процесса, взаимодействие с органами судейского сообщества и т.п.).
Все это требует детального законодательного регулирования, не вписываясь в
рамки акта об общей судебной системе.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В Российской
Федерации судебная власть еще не заняла подобающего ей места в общественной
жизни. Граждане, воспитанные в своей массе в тоталитарный период, не имеют
доверия к судебной власти с точки зрения ее приверженности законности и
справедливости, не рассматривают суд как нелицеприятного защитника всех обиженных.
К сожалению, этому настрою продолжает способствовать неукомплектованность
судейского корпуса, невероятная волокита, недостаточная подготовка многих
судей. Однако в устройстве ряда важных своих частей судебная власть все же
обрела демократическую направленность и формы, в целом способствуя становлению
правового демократического государства и созданию надежной защиты прав и свобод
граждан.
Судебная власть
есть предоставленные специальным органами государства - судам - полномочия по
разрешению отнесенных к их компетенции вопросов, возникающих при применении
права, и реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского,
уголовного, административного и арбитражного судопроизводства с соблюдением
процессуальных форм, создающих гарантию законности и справедливости принимаемых
судами решений.
Центром всей системы судов общей юрисдикции выступает Верховный Суд
Российской Федерации, который:
Ø
является
высшим судебным органом по гражданским, уголовным, административным и иным
делам, подсудным судам общей юрисдикции;
Ø
осуществляет
в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за
деятельностью судов общей юрисдикции, включая военные суды;
Ø
в
пределах своей компетенции рассматривает дела в качестве суда второй инстанции,
в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам, а в случаях,
предусмотренных федеральным законом, также и в качестве суда первой инстанции;
Ø
является
непосредственно вышестоящей судебной инстанцией по отношению к верховным судам
республик, краевым (областным) судам, судам городов федерального значения,
судам автономной области и автономных округов, военным судам военных округов,
флотов, видов и групп войск;
Ø
дает
разъяснения по вопросам судебной практики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
I. Источники:
1.1. Конституция Российской
Федерации. М., 1993.
1.2. Федеральный конституционный
закон от 23 июня 1999 г. N 1-ФКЗ «О военных судах Российской Федерации» // СЗ
РФ. 1999. №26. Ст. 3170.
1.3. Федеральный конституционный
закон от 31 декабря 1996 г. N 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации»
// СЗ РФ. 1997. №1. Ст. 1.
1.4. Гражданский процессуальный
кодекс Российской Федерации от 14 ноября 2002 г. N138-ФЗ // СЗ РФ. 2002. №46.
Ст. 4532.
1.5. Уголовно-процессуальный
кодекс Российской Федерации от 18 декабря 2001 г. N 174-ФЗ // СЗ РФ. 2001. №52.
Ст. 4921.
1.6. Федеральный закон от 4 января
1999 г. N 3-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РСФСР «О
судоустройстве РСФСР», Гражданский процессуальный кодекс РСФСР и
Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР» // СЗ РФ. 1999. №1. Ст. 5.
1.7. Закон Российской Федерации от
26 июня 1992 г. N 3132-I «О статусе судей в Российской Федерации» // СЗ РФ.
1992. №30. Ст. 1792.
1.8. Закон РСФСР от 8 июля 1981 г.
«О судоустройстве РСФСР». М., 1981.
1.9. Постановление Президиума
Верховного Совета Российской Федерации от 16 марта 1992 г. N 2530-I
«О структуре и штатной численности Верховного Суда Российской Федерации и его
аппарата». М., 1992.
II. Литература:
2.1. Конституционное право
Российской Федерации: Учебник, Под ред. М. В. Баглай. М.: Норма-Инфра-М, 1998.
2.2. Правоохранительные органы
Российской Федерации: Учебник, Под ред. В. В. Божьев. М.: Юристъ, 1996.
2.3. Судоустройство и
правоохранительные органы в Российской Федерации: Учебник, Под ред. В. А. Швецов.
М.: Проспект, 1996.
2.4. Жилин Г. А. Комментарий к
Гражданскому процессуальному кодексу Российской Федерации: Учебное пособие. М.,
2004.
2.5. Радченко В. И. Комментарий к
Федеральному конституционному закону «О судебной системе Российской Федерации»:
Учебное пособие. М., 2003.
2.6. Лазарев В. В.
Научно-практический комментарий к Конституции Российской Федерации: Учебное
пособие. М., 2003.
2.7. Карпович В. Д. Комментарий к
конституции Российской Федерации: Учебное пособие. М., 2002.
[1] Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации. М., 1998. С.
612.
[2] Конституция Российской Федерации. М., 1993. СТ. 10.
[3] Конституция Российской Федерации. М., 1993. СТ. 11.
[4]
Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской
Федерации". М., 1996. Ч.1 СТ.1.
[5]
Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской
Федерации". М., 1996. Ч.3 СТ.1.
[6] Божьев В. В. Правоохранительные органы РФ. М., 1996. С. 40.
[7] Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе
Российской Федерации". М., 1996. СТ. 3.
[8]
Постановление Президиума Верховного Совета РФ N 2530-I "О структуре и
штатной численности Верховного Суда Российской Федерации и его аппарата".
М., 1992.
[9] Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". М., 1981. СТ. 61.
[10] Закон РСФСР "О судоустройстве РСФСР". М., 1981. СТ. 62.1.
[11]
Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О военных судах Российской
Федерации". М., 1999. СТ. 11.
[12] Конституция Российской Федерации. М., 1993. СТ. 126.
[13] Гражданский процессуальный кодекс РФ N138-ФЗ. М., 2002. СТ. 27.
[14] Уголовно-процессуальный Кодекс РФ N 174-ФЗ. М., 2001. СТ. 452.
[15]
Федеральный конституционный закон N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской
Федерации".М., 1996. Ч.1.СТ.6.
Страницы: 1, 2
|