Венецианов Алексей Гаврилович
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович
(1780-1847), русский живописец. Один из основоположников бытового жанра в русской
живописи (см. Венециановская школа). Создал отмеченный чертами идеализации
поэтический образ крестьянской жизни, тонко передал красоту русской природы
(бытовые сцены, портреты-типы крестьян: «На пашне», 1820-е гг., «Захарка»,
1825), в противовес установкам АХ много писал с натуры.
* * *
ВЕНЕЦИАНОВ Алексей Гаврилович [7
(18) февраля 1780, Москва — 4 (16) декабря 1847, село Поддубье, Тверская
область], русский художник. Лучший мастер сельского бытового жанра в русском
изобразительном искусстве романтизма, педагог-реформатор.
Выходец из купеческой семьи, в
молодости служил мелким чиновником. Сформировался как художник во многом
самостоятельно, копируя картины Эрмитажа. Между 1807 и 1811 брал уроки живописи
у В. Л. Боровиковского. Первоначально жил в Санкт-Петербурге. Выступил как
сатирик, начав публиковать «Журнал карикатур на 1808 год». Издание это почти
сразу было запрещено цензурой, но это был первый в России юмористический
листок, и Венецианов остался в глазах потомков «отцом русской карикатуры». Во
время Отечественной войны 1812 года создал (вместе с И. И. Теребеневым) серию
агитационно-сатирических композиций на темы народного сопротивления французским
оккупантам.
Как живописец начинал с портрета.
Ранние работы такого рода тесно связаны с традицией провинциального усадебного
и купеческого портрета, отмеченного наивным простодушием («А. Л. Венецианова,
мать художника», 1801); позднее его образы обогащаются задушевным психологизмом
(«М. А. Венецианова, жена художника», конец 1820-х гг.; оба — Русский музей),
сохраняя простоту и скромный масштаб композиции, мягкий лиризм колорита (многие
написаны пастелью). Наиболее известен и значителен «Автопортрет» (1811,
Третьяковская галерея).
В 1811 был принят в число членов
Академии художеств. Целиком посвятив себя искусству с 1819, Венецианов покидает
столицу, живя в купленной им деревне Сафонково Тверской губернии. Предпочитая
работать, по его собственным словам, «в сельском домашнем роде», он видит в
создании образов своих крестьян идеал подлинного искусства, которое призвано
«ничего не изображать иначе, чем в натуре является». Тем самым мастер
противопоставляет свои творческие принципы академическому классицизму. Античная
скульптура и французское искусство 19 — начала 20 вв. оказали весьма заметное
влияние на Венецианова (так, этапная для всей его сельской темы картина «Гумно»
(1821-23, Русский музей) возникла как ответ на интерьерно-перспективную
живопись Ф. Гране). Но определяющими остаются мотивы среднерусской,
повседневной пейзажной среды и народного быта. В соответствии со своим стилем
художник передает их просветленными, полными мирного лада, выраженного и
плавными, округлыми ритмами рисунка, и гармонически ясными цветовыми тонами,
воспроизводящими ровный свет летнего дня. Таковы наиболее известные из его жанровых
картин — «На пашне. Весна» (1-я половина 1820-х гг.), «На жатве. Лето» (1820-е
гг.; обе — в Третьяковской галерее), «Утро помещицы» (1823), «Спящий пастушок»
(1823-24; обе — в Русском музее). Крестьянские портреты, — такие, как «Захарка»
(1825) или «Крестьянка с васильками» (1839), предстают фрагментами той же тихой
идиллии.
Венецианов писал также многочисленные
образа для местных церквей. В позднем творчестве обращается к историческому
(«Петр Великий. Основание Петербурга», 1838) и мифологическому («Купание
Дианы», 1847, Третьяковская галерея) жанрам, стремится к драматической
выразительности образа («Причащение умирающей», 1839; все — в Третьяковской
галерее). Новый этап его творчества прерывается внезапной смертью — он
погибает, выброшенный из кибитки, когда лошади понесли на скользкой зимней
дороге.
Педагогическая система мастера,
практическое применение которой привело к рождению особой венециановской школы,
наиболее характерной и самобытной из всех «персональных школ» русского
искусства 19 века, явилась непосредственным развитием его личного стиля,
нацеленного на первозданную простоту натуры и соответственно «низкие» (с точки
зрения Академии) жанры — бытовую картину, интерьер, натюрморт, реже пейзаж.
|