Языкознание как наука
1. Языкознание как наука. Ее основные разделы и проблематика.
Языкознание – наука о естественном человеческом языке и
вообще обо всех языках мира как индивидуальных его представителях. Различают
наиболее общие и частные разделы языкознания. Один из крупных разделов Я –
общее Я – занимается свойствами, присущими любому языку, и отличается от
используемых им частных языковедческих дисциплин, которые выделяются в Я по
своему предмету – либо по отдельному языку (русистика), либо по группе
родственных языков (романистика).
Частные разделы языкознания.
Фонетика ориентирована на звуковой уровень –
непосредственно доступную для человеческого восприятия звуковую сторону. Ее
предметом являются звуки речи во всем их многообразии. Звуки языка изучает
также фонология, но с функциональной и системной точек зрения. В
качестве исходной единицы и объекта исследований фонологии выделяется фонема.
Вводится особый морфологический уровень и исследующая его морфологическая
дисциплина – морфонология – изучение фонологического состава
морфологической единицы языка.
Грамматика – раздел Я, исследующий слова,
морфемы, морфы. В грамматике выделяются морфология и синтаксис. В
морфологии в качестве особых разделов Я выделяются словообразование,
имеющее дело с деривационными значениями, и словоизменение.
Синтаксис – изучает совокупность
грамматических правил языка, сочетаемость и порядок следования слов внутри
предложения (предложения и словосочетания). Словарем языка занимаются несколько
разделов Я: семантика и примыкающие к ней разделы Я (фразеология,
семантический синтаксис). Лексическая семантика – занимается
исследованием таких значений слов, которые не являются грамматическими. Семантика
– наука, изучающая значение слов.
Фразеология – исследует несвободные
лексические сочетания.
Лексикология – исследует словарь (лексику)
языка.
Лексикография – написание слова и описание
слова. Наука о составлении словарей.
Ономатология – исследование терминов в
различных областях практической и научной жизни.
Семасиология раздел языкознания,
занимающийся лексической семантикой т. е. значениями тех языковых единиц,
которые используются для называния отдельных предметов и явлений
действительности. Изучает значение слова от слова. Ономасиология –
изучает развитие слова от предмета.
Ономастика – наука об именах собственных. Антропонимика раздел ономастики,
изучающий собственные имена людей, происхождение, изменение этих имён,
географическое распространение и социальное функционирование, структуру и
развитие антропонимических систем. Топонимика
составная часть ономастики,
изучающая географические названия (топонимы), их значение, структуру,
происхождение и ареал распространения.
Социолингвистика – состояние
языка и общества. Прагмалингвистика – функционирования языка в различных
ситуациях общения. Психолингвистика – психологические механизмы
порождения речи. Паралингвистика – околоязыковые средства – жесты и
мимика. Этнолингвистика – язык в связи с историей, культурой народа.
2. Фонетика как раздел языкознания. Характеристика звуков, фонетические
процессы, фонетическое членение речи.
Фонетика (греч. phone – звук),
раздел языкознания, изучающий звуковую сторону языка. В отличие от
др. лингвистических дисциплин, Ф. исследует не только языковую функцию, но и
материальную сторону своего объекта: работу произносительного аппарата, а также
акустическую характеристику звуковых явлений.
Звук речи – это способ материализации морфем и
форм слова, которые выступают как единство звучания и значения.
Во всех языках мира существуют два типа звуков речи – гласные и
согласные. Совокупность гласных образует вокализм, совокупность согласных –
консонантизм; вокализм и консонантизм образуют систему фонем данного языка.
Классификация гласных. Все гласные являются
сонорными (голосовыми) и щелевыми. Основанием классификации служат ряд и подъем
языка, а также работа губ; дополнительно учитываются назализация, напряжение и
долгота.
Различаются три ряда – три типа гласных – передние, средние и задние.
По подъему языка различаются три подъема – верхний, средний и нижний; гласные
верхнего подъема называются узкими, среднего подъема – средними, нижнего
подъема – широкими. По участию губ в их образовании гласные делятся на губные и
негубные. По долготе гласные делятся на долгие и краткие. Кроме долгих гласных
в языках мира существуют дифтонги – гласные со сложной артикуляцией,
произносимые в один слог и выступающие как одна фонема. Дифтонги делятся на
нисходящие и восходящие. В нисходящем дифтонге сильным выступает первый
элемент; в восходящем – второй.
Классификация согласных. Если при
характеристике гласных работа голосовых связок и способ артикуляции не
учитывались, то при описании согласных эти признаки являются
классификационными. Основанием классификации согласных служат четыре основных
артикуляционных признака: способ артикуляции, активный орган, место артикуляции,
работа голосовых связок. По способу артикуляции согласные делятся на смычные и
щелевые (фрикативные). По активному органу согласные делятся на три типа:
губные, язычные и заязычные (гортанные); более разнообразные и распространены в
языках мира язычные согласные, особенно переднеязычные. Губные согласные бывают
губно-губными и губно-зубными. Язычные согласные делятся на переднеязычные,
среднеязычные и заднеязычные. Переднеязычные (свистящие) согласные по месту
артикуляции бывают зубными и передненебными (шипящие); в зависимости от
положения кончика языка переднеязычные делятся на дорсальные, апикальные и
какуминальные. Заязычные согласные делятся на увулярные (язычковые),
фарингальные (глоточные) и гортанные. По работе голосовых связок согласные
делятся на шумные (глухие и звонкие) и сонорные.
Фонетические процессы. Т.к.
звуки речи произносятся не изолированно, а в звуковой цепи связанной речи, то
звуки могут влиять друг на друга и испытывать влияние общих условий
произношения.
Влияние звуков друг на друга вызывает комбинаторные
изменения, осуществляющиеся в фонетических процессах: аккомодации, ассимиляции,
диссимиляции, диэрезы, эпентезы, гаплологии. Редукция – это ослабление и
изменение звучания безударных слогов и слоговых звуков этих слов. Аккомодации
(уподобления) возникают между согласными и гласными, обычно стоящими рядом, и
состоят в том, что экскурсия последующего звука приспособляется к рекурсии
предыдущего звука – прогрессивная аккомодация; наоборот – регрессивная
аккомодация, при этом могут возникать скользящие переходные звуки (глайды). Ассимиляции
(уподобления) возникают между звуками того же рода, и потому могут быть
полными, т.е. 2 различных звука в результате ассимиляции могут уподобиться
нацело и стать одинаковыми, следовательно, различают полную и неполную
ассимиляции. Диссимиляции (расподобления) возникают между звуками одного
типа и основаны на тенденции, противоположной ассимиляции, из 2 одинаковых или
подобных звуков получаются 2 различных или менее подобных звука; (контактные,
дистактные, регрессивные и прогрессивные). Диэрезы имеют ассимилятивную
основу, например, устранение йота между гласными, когда стремятся уподобиться
друг другу или слиться в один звук. Эпентезы имеют диссимилятивную
основу (например, вставка согласных). Протезы являются разновидностью
эпентез, только протезы не вставляются в середину слова, а приставляются
спереди к началу слова (восемь). Гаплология – когда выкидке подвергается
один из двух одинаковых или подобных слогов (знаменосец вместо знаменоносец). Метатезы
чаще встречаются, когда слово из 1 языка переходит в другой язык, при переходе
слов в диалект.
Фонетическое членение речи.
Речь фонетически представляет собой звуковой поток или цепь
звучаний. Эта цепь распадается на соподчиненные звенья, являющиеся особыми,
чисто фонетическими единицами языка, следующими друг за другом во времени.
Фонетические единицы речи – это фразы, такты, слоги и звуки. Фраза – это
самая крупная фонетическая единица; фразы разделяются в речевой цепи паузами.
Одна фраза может охватывать несколько предложений и предложение может
распадаться на несколько фраз.
Объединяется фраза интонацией; каждая произнесенная фраза
обладает определенной схемой интонации. Интонация состоит из мелодики
(повышения и понижения голоса), ритма (логическое ударение), темпа (скорость
протекания речи, наличие или отсутствие пауз). Фраза распадается на такты.
Такт – это часть фразы (1 или
несколько слогов), объединенная одним ударением. Такты, объединенные наиболее
сильной точкой – ударным слогом. Знаменательные слова выделяются (отдельные
такты, слова незнаменательные, не имея своего ударения, примыкают спереди и
сзади к слову, имеющему ударение, образуя с ним один такт). Примыкание спереди
называется проклизой, а само примкнувшее спереди безударное слово – проклитикой
(на дому). Примыкание сзади называется энклизой, а само примкнувшее безударное
слово – энклитикой (видел ли). Такты распадаются на слоги. Слог – это
часть такта, состоящая из 1 или нескольких звуков. Но не все звуки могут
образовать слог. Для этого не годятся взрывные и аффрикаты. Больше всего
годятся сонорные – гласные и согласные. По своему звуковому строению слоги
можно подразделить на открытые (кончается гласной) и закрытые (кончается
согласной). Слоги, кончающиеся сонорной согласной, можно назвать полуоткрытыми,
неприкрытыми (начинающиеся с гласной) и прикрытыми (начинающиеся с согласной).
Сочетание 2 гласных в слоге – дифтонг. Слоги разграничиваются слогоразделением.
Слоги разделяются на звуки.
3. Фонология как научная дисциплина. Понятие фонемы.
Фонология (от греч.
phone – звук), раздел языкознания, наука о звуковом строе языка,
изучающая строение и функционирование мельчайших незначимых единиц языка
(слогов, фонем). Ф. отличается от фонетики тем, что в
центре её внимания находятся не сами звуки как физическая данность, а та роль,
которую они выполняют в речи как компоненты более сложных значимых единиц – морфем,
слов.
Основной единицей Ф. является фонема, основным объектом исследования –
противопоставления (оппозиции) фонем, образующие в совокупности
фонологическую систему языка.
Фонема (от греч. phonema – звук) – это
мельчайшая единица звуковой системы языка, являющаяся элементом звуковой
оболочки слов и морфем и способствующая их различению. Фонема обладает
перцептивной (доведение до восприятия) и сигнификативной (смыслоразличительной)
функциями. Все общие признаки, которые не могут быть использованы для
разграничения фонем языка, называются интегральными. Интегральным признакам
противостоят дифференциальные. Дифференциальными признаками фонем обозначают их
акустико-артикуляционные свойства, которые воспринимаются говорящими и отличают
фонемы друг от друга, а также способствуют распознаванию слов и морфем.
В звуковой цепи фонемы произносятся как варианты, т.е. как конкретные
звуки речи – фоны. Варианты фонем могут быть фонетическими и нефонетическими.
Нефонетические делятся на индивидуальные, диалектные и орфоэпические. Среди
всех вариантов фонем выделяется основной. Основным вариантом называется такое
произнесение фонемы, при котором сохраняются все ее признаки. Идеально такой
вариант представляется при изолированном произнесении фонемы. Близко этому
идеалу фонемы проявляются в благоприятных условиях для них произносительных
условиях, их называют сильными позициями (им противостоят слабые).
Сильные позиции выявляют в большей степени акустико-артикуляционные
признаки звуков речи, сильные позиции гласных и согласных различны. Для гласных
сильная позиция – ударный слог, для согласных – мягкость и твердость. Слабая
позиция порождает варианты, которые утратили один или несколько
акустико-артикуляционных признаков, свойственных фонеме данного языка.
4. Морфология как раздел грамматики. Морфологическая структура слова.
Понятие и виды морфем.
Морфология (от
греч. 'учение о форме'), раздел лингвистики, основным объектом которого
являются слова естественных языков и их значимые части – морфемы. В задачи
морфологии входит определение слова как особого языкового объекта и описание
его внутренней структуры. Морфология описывает не только формальные свойства
слов и образующих их морфем (звуковой состав, порядок следования и т.п.), но и
те грамматические значения, которые выражаются внутри слова.
В соответствии с этими двумя крупными задачами морфологию часто делят на
две области: «формальную» морфологию, или морфемику, в центре которой находятся
понятия слова и морфемы, и грамматическую семантику, изучающую свойства
грамматических морфологических значений и категорий (т.е. морфологически
выражаемое словообразование и словоизменение языков мира).
Морфема – это мельчайшая значимая единица
языка, которая является средством выражения грамматических значений. В отличие
от слова и предложения, которые способные к самостоятельному употреблению,
морфема выступает как составная часть слова и формы слова. Морфемы являются
двусторонними единицами языка: у них две стороны – семантическая и
фонетическая. Чтобы точнее описать структуру морфемы, введены понятия морфа
(конкретный фонетический вариант морфемы) и сема (мельчайшая единица
семантической стороны морфемы). Морфемы бывают моносемными (однозначными) и
полисемными (многозначными).
Морфологическая
структура слова осознается не только благодаря свободному употреблению основы и
аффиксов, но и благодаря тому, что каждое слово включается в ту или иную
категорию, принимает ту, или иную парадигму, становится компонентом того или
иного словообразовательного ряда. Наличие ассоциативных связей между словами и
формами слов, объединение их в парадигмы и словообразовательные ряды и гнезда –
два основных типа связей, характерных для языка как грамматического целого.
5. Грамматические категории языка.
Грамматический
строй языка изучает грамматика – наука об образовании слов, их изменении,
классах, сочетаниях и употреблении в предложении и контексте.
Грамматическая категория – это совокупность элементов языка
(слов, значимых частей слов и сочетаний слов), объединенная грамматическим
значением при обязательном наличии выражающего его грамматического способа.
Например, в русском языке глагол имеет Г. к. залога, вида, наклонения, времени,
лица, числа, рода.
Категории
в грамматике могут быть более широкие, например, части речи, и более узкие,
например, явления внутренней группировки в пределах той или иной части речи: в
существительных – категории числа; в пределах глагола – категории залога, вида,
наклонения.
Если мы сравним словоформы стены, пишут, то обнаружим,
что все они имеют значение множественного числа; это их объединяет как формы
числа. У этих форм, однако, различна синтаксическая функция: словоформа стены
как форма именительного падежа имени существительного способна употребляться в
позиции подлежащего, личная форма глагола пишут — в позиции сказуемого.
Следовательно, словоформы объединяются на понятийной и
синтаксической основе, образуя однородные функциональные группировки. Группы
форм слова, объединенных общностью грамматического значения, называются
грамматическими категориями. Они являются наиболее общими понятиями
грамматики. Грамматический строй языка — это не просто инвентарь грамматических
средств и форм, но это упорядоченная система. Группировка словоформ по грамматическим
категориям и частям речи — это два основных способа организации грамматической
системы языка.
Семантическая природа грамматических категорий связывает
грамматику с логикой и психологией. Однако между грамматическими и понятийными
категориями имеется существенное различие. В отличие от понятийных категорий,
которые могут различно выражаться при помощи конкретных слов и фраз, грамматические
категории — это такие понятия, которые свойственны грамматическому строю языка,
его грамматическим формам и находят то или иное средство выражения
грамматического значения.
Каждая грамматическая категория имеет свою структуру, т.
е. определенный инвентарь словоформ, их отношение друг к другу, набор различных
средств выражения грамматического значения. Структуру грамматической категории
называют также парадигмой грамматической категории. По количеству словоформ
парадигмы бывают двух-, трех- и многокомпонентными. Так, в русском языке
двухкомпонентной парадигмой обладает категория числа и вида, трехкомпонентной —
категория рода, лица, времени, многокомпонентной — категория падежа.
Страницы: 1, 2, 3, 4
|